День русского языка: мероприятия, посвященные празднику. Дни русского языка в образовательных учреждениях района

Сценарий

внеклассного мероприятия посвящённого

Дню русского языка.

Ведущий : Ребята, сегодня наше занятие посвящено» Дню русского языка». Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". Но ни законодательная, ни исполнительная власти России на предложение не отреагировали.

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А.С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка . А через год соответствующий указ был подписан и : «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка ».

6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы - поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН : , и .

Памятные дни языков (программа ООН):

    20 марта - День французского языка ().

    20 апреля - (посвящен , основателю китайской письменности).

    23 апреля - (день рождения ).

    6 июня - День русского языка (день рождения ).

    12 октября - («Dia de la Hispanidad» - день испаноязычной культуры).

    18 декабря - (день утверждения в 1973 году решения о включении арабского языка в число официальных и рабочих языков и ее главных комитетов).

2. Выступления у чащихся

Более 250 миллионов человек в мире владеют русским. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла - они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски. Русский язык - один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.

Учитель : - Ребята, а кто из вас приготовил высказывания о русском языке?

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык - это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен . А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев

Учитель: Сегодня мы коснемся поэзии о русском языке.

(чтение учащимися стихов)

Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка, на котором творят. Напевность русской речи и богатство ее оттенков – в полной мере проявляется в русской поэзии. Как тонко подметил Константин Паустовский:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…”

Константин Дмитриевич Бальмонт сказал о русском языке:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

С этим соглашается М. Дудин в своем стихотворении:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

Анна Ахматова в тяжелую пору Великой Отечественной войны писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

С огромной любовью Набоков, переживая утрату своей Родины, говорил о русском языке: «Все, что есть у меня – мой язык…»:

Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Учитель: А сейчас мы отправимся с вами в Занимательный мир Русского языка. Я приглашаю вас поучаствовать в Викторине «Мой Русский язык»

Пояснительная записка

Викторина проводится в форме командной игры среди обучающихся 2 -4 классов. В каждой команде по 4 человека. Команды располагаются за отдельными столами, имеют свой флажок для сигнала готовности команды отвечать на вопрос. У ведущего – жетоны для оценивания ответов команд. Представители команд тянут карточки с заданиями. Если команда затрудняется дать ответ после обсуждения, право ответа переходит к соперникам. За правильный ответ – жетон.

Ход викторины.

    Конкурс « Собери пословицу»

(Командам предлагаются разрезанные пословицы):

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Работе время, а досугу час.

    Задания для конкурсов:

В 2011 году президент Российской Федерации подписал указ о проведении 6 июня ежегодно Дня русского языка. Этот праздник широко и полноценно отмечается во всех школах, гимназиях, лицеях России.

День русского языка – важное мероприятие в учебных заведениях, ниже представлены наметки на возможные варианты его проведения, какие конкурсы можно провести, что придумать, чтобы деткам всех возрастов было бы интересно.

Основной и традиционный способ проведения праздников в школах – это, конечно же, газета. Каждый класс может подготовить свою и потом в конце дня жюри подведет итог: кто же полно и красочно отразил тему: "День русского языка 2014".

Детям с первого по шестой класс можно предложить объединиться по командам в 6-8 человек и предложить разыграть маленькие сценки на тему фразеологических оборотов в речи.

С шестого по девятый класс можно предложить игру-викторину, на подобии передачи «Что? Где? Когда? » . Пускай ребята отвечают на вопросы, и тем самым укрепляют знания по русскому языку и литературе.

Старшеклассникам, чтобы заинтересовать, можно устроить некий аукцион знаний. За каждый отгаданный вопрос или безошибочно написанное предложение – символический приз (конфетка, ластик, скрепка и т. д.) В конце аукциона на выигранную «валюту» можно будет купить какой-нибудь ценный приз: словарь Даля, том стихов Пушкина и т. д.

Сами учителя также могут подготовить для своих воспитанников интересные и познавательные стенды, посвященные какой-либо определенной тематике: «история возникновения письменности», «какие слова русского языка заимствованы у других народов», «интересные факты из развития русского языка», «обучение в дореволюционной России» и т. д.

Конечно же, стоит организовать конкурс чтецов. Ребята могут сразиться в поэтическом поединке. В жюри можно пригласить их же одноклассников, чтобы более заинтересовать и заинтриговать их игрой. День русского языка в школе – это праздник, который должен уважать каждый юный россиянин. Поэтому в этот день утром необходимо организовать торжественную линейку, на которой и освятить мероприятия на текущий период празднования.

В гимназических заведениях до 1917 года, когда ученик говорил ерунду, учителя очень часто по-гречески восклицали «морос» (что означает «глупость») . Отсюда и пошло значение слова «сморозить» (сказать что-то глупое) .

Продолжая тему, по возможным мероприятиям в день русского языка стоит сказать, что нужно поддерживать детей в желании усовершенствовать свои знания и всячески их поощрять. Лучше всего независимо от возраста полезная информация воспринимается детьми в игровой, сопернической форме.

Например, можно устроить акцию «Проверь знания». Здесь каждый желающий может пройти тест по русскому языку и ответить на каверзные вопросы ведущего. В конце при хороших результатах – победитель получает приз. Если в школе существует театральный кружок или просто команда желающих стать актерами, то можно попросить поставить их сценку, например, из произведений Пушкина или изобразить самого поэта, который пришел в наше время посмотреть и проверить знания современных школьников.

Мероприятия, связанные с днем русского языка можно и нужно начинать заранее, где-то за неделю до намеченной даты. Так дети смогут спокойно подготовиться к празднику, разучить стихи, подтянуть знания по предмету, наконец, самостоятельно узнать: когда отмечают день русского языка и в каком году ввели этот праздник.

Ниже, в продолжение темы игр-викторин, представлены еще некоторые возможные их варианты.

«Магический квадрат». На большом листе ватмана можно начертить квадрат, который в свою очередь делится на 36 разноцветных пронумерованных секторов. Каждый цвет означает сложность задаваемого вопроса, а также его область (лексика, фразеология, логический вопрос или из области правил правописания) . Команды по очереди выбирают, какой им нравится сектор, и отвечают на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то слово дается другим.

Можно немного ввести интриги в конкурс и ввести в игру кубик с разноцветными гранями. Команда кидает кубик и какая грань окажется сверху – из такой области и будет вопрос.

Не надо насильно заставлять детей участвовать в конкурсах, рисовать стенгазеты и заучивать стихи для открытых уроков! Важно заинтересовать каждого ребенка и подобрать такие конкурсы, в которых захотел бы участвовать любой.

Для средних и старших классов будет интересна такая игра, как «Части речи, знаем ли мы вас? » Суть игры – это правильно отвечать на вопросы ведущих.

Например, первое задание. Перед участниками даны предложения: «он выполнял», «она выполняет», «его выполняют» и т. д. Задача – назвать прилагательное и причастие того же времени и формы, что и глагол. .

Второй тур. По центру сверху вниз пишется слово причастие, справа и слева от него определенное количество пустых клеточек к каждой букве. И даны несколько глаголов, из которых и требуется составить причастие, и вписать в нужную горизонталь.

Еще вариант этого же тура – это написать вертикально слово «прилагательное» и аналогично составлять прилагательные от данных глаголов.

Задание третьего тура развивает словарный запас и логическое мышление учеников. Ведущие начинают перечислять существительные с одной и той же буквой на конце (например, магистраль, вестибюль, бандероль, шинель, вуаль и т. д.) Игроки должны придумать подходящие к ним по смыслу прилагательные. Например, магистраль широкая, вуаль легкая, воздушная. Кто придумает больше, тот и побеждает в туре.

В следующем туре из предлагаемых прилагательных необходимо придумать существительные. Например, смелый – смельчак, богатый-богач, бедный - бедняк и т. д. . Это можно делать командам либо по очереди, либо за определенное время. То есть, кто больше за одну минуту придумает к данным словам существительные.

В заключительном, решающем туре можно предложить следующее. Дается предложение (например, достигать поставленной цели путем определенных усилий) и нужно выразить его одним словом (ответ – добиваться) . Остальные фразы придумываются в таком же ключе, что и приведенный пример.

В завершении обзора стоит сказать, что возможных способов проведения праздника «День русского языка», план мероприятий которых корректируется от уровня учащихся, достаточно много.

День русского языка c 2011 года отмечает весь русскоговорящий мир. Теперь 6 июня не только вспоминают годовщину рождения А. С. Пушкина, но и делятся знаниями о том средстве общения, которое он создал, - литературном русском языке. Как не превратить это начинание в формальность?

Кто отмечает Всероссийский день русского языка

Прежде всего, это праздник учителей словесности. Так сейчас уже перестали называть преподавателей русского языка и литературы, а жаль. Это вся пишущая братия, дружащая и враждующая с "Главредом", "Адвего" и "Орфограммкой" (онлайн-программы, редактирующие текст). Это работники библиотек, тихие борцы с узколобостью. Это писатели, инженеры человеческих душ. Это журналисты, солдаты пера. Это поэты, Божьи дудки.

В этот день у них немало хлопот: множество мероприятий, на которые хочется успеть. Это и выступления студенческих театров, и авторские песни бардов у костра, и игры со словами в библиотеке. Да еще нужно принять участие в диспуте после выступления исследователя-филолога о современном понимании слова «нелицеприятность».

Но не только их привлекает День русского языка. Еще не исчезли, как мастодонты, читатели - те, кто не представляет свою жизнь без книги. Кто пишет родным письма, а не СМС-сообщения. Кто сочиняет поздравительные стихи сам, а не покупает в магазине подходящую открытку.

Кто любит русский язык

Однажды в телепередаче А. Розенбаум употребил редкое слово, почти не встречающееся уже, сохраненное лишь в диалекте немногих местностей, которые принято считать глубинкой. Ведущий сразу отреагировал: «Почему вы так сказали?». Ответ маэстро: «Я люблю русский язык».

Да, слово в неправильном падеже может резать слух. Склонение несклоняемых глаголов взрывает мозг. Мат убивает наповал. Но редкий фразеологизм, изящный оборот, удачный каламбур вызывают восторг у настоящего ценителя языка.

Такой человек считает личным праздником День русского языка. С утра включает запись песни «Мой кофе и мой договор», потом слушает миниатюру М. М. Жванецкого об учителе русского языка Б. Е. Дуккере и берет томик Тэффи.

Но такие любители - один на миллион. В основной массе - людоедки Эллочки, которые со словарем в 30 слов умудряются прожить всю жизнь. Пушкин - 20 000, а тут - 30. Круто. Что же делать?

Всероссийский урок «День русского языка»

В школах проводится несколько тематических уроков, которые сильно влияют на юные сердца. Это Всероссийский заповедный урок, экологический урок, уроки ОБЖ, доброты, мира. Теперь есть и Всероссийский урок, посвященный Дню русского языка. К нему готовятся заранее.

По школе может быть объявлен турнир, включающий разные задания для ребят: лингвистические игры, шарады и подобные занятия со словами. Для каждого класса учитывается уровень полученных академических знаний, поэтому варианты усложняются для старшего школьного возраста.

В день проведения на всеобщей линейке рассказывается о создании этого праздника, награждаются победители турнира и координируются действия. Дети расходятся по классам, где учитель проводит урок «День русского языка».

Программа для проведения урока является целиком продуктом творчества учителя. В некоторых школах этот день посвящали известному литературному деятелю и рассказывали о нем. В других - проводили интересные игры со словами, где-то читали стихи русских поэтов.

Как провести урок

Урок, посвященный Дню русского языка, можно сделать комбинированным. Так ребята получат ценные знания, им не будет скучно. К тому же участие как можно большего количества учеников в заданиях только увеличит интерес к мероприятию.

Начало урока - пятиминутный просмотр подборки из кинофильмов, где звучат крылатые фразы. Затем обсуждение с учениками фраз известных писателей, которые вошли в фольклор как пословицы.

Затем учитель дает представление о салонных играх со словами, объясняет правила игры «буриме», объясняет происхождение (от французского bouts-rimés , что значит — «рифмованные концы»). Можно привести примеры творений Пушкина, который очень любил эту игру и сочинял виртуозно.

Небольшое задание - написать буриме по заданным рифмам - можно предложить ученикам, разделив класс на две-три группы. Самые удачные потом помещают в школьной стенгазете.

Рифмы можно взять из произведений М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, С.А. Есенина.

Мероприятия, посвященные празднику

В день проведения праздника вспоминают игру Ивана Клименко, который предложил «Русскую игру слов» и в которую теперь играет весь мир. Конечно, в настоящую виртуальную игру школьники вступать не будут. Но можно облегчить им задачу, создав простую версию, наподобие «Эрудита». Такой вариант игры можно предложить и младшим, и старшим школьникам.

Решается этот кроссворд на доске, а на столе учителя ребята берут недостающие карточки с буквами. После использования буквы карточка возвращается учителю и выходит из игры. В процессе составления неизбежны лингвистические споры, какое слово можно вставить в кроссворд. Это очень познавательно и расширяет кругозор.

Способные, творчески одаренные ребята могут порадовать пантомимой. Задание содержит описание известных литераторов: внешность, некоторые произведения, характер героев. Задания расписаны на карточках. Представляющий пантомиму выбирает одну из предложенных и старается, не используя речь, передать информацию отгадывающим.

Антонимы и синонимы - еще один вариант игры со словами. Схема игры: ведущий загадывает слово, например, «верность». Он говорит: «Мой антоним - предательство, мой синоним - преданность». Участники отгадывают слово. Для игры требуются карточки с заданиями.

С такими мероприятиями о Дне русского языка учащиеся будут помнить еще долго. Удачные буриме, поразившие сложностью и красотой фразеологизмы войдут в лексикон учеников. Так будет достигнута цель популяризации русского языка.

План мероприятий

Для проведения праздника следует учитывать уровень подготовки учеников. Младшие классы могут участвовать, рисуя тематические картины. Средняя школа способна выступить с исполнением стихотворений. Старшеклассники могут подготовить театральную постановку.

Начальная школа:

  • Конкурс рисунка «Иллюстрация к произведению русского писателя».
  • Конкурс стихотворений русских поэтов.

Средняя школа:

  • Сценка «Русский каламбур» в жанре стендап.
  • КВН «Непереводимая игра слов» на основе фразеологизмов.

Старшие классы:

  • Конкурс чтецов «Живые картины» по произведениям А.П.Чехова.
  • Литературно-музыкальная сценка по произведению М.А.Булгакова «Белая гвардия».
  • Диспут «Русский язык в XXI веке».
  • Песни бардов - стихи под музыку.

Костюмированный бал литературных персонажей закончит этот день. На балу - конкурс представления костюмов: каждый участник читает четверостишие-загадку о себе. Звучат мазурка, вальс, менуэт. Показательные выступления танцоров.

Заканчивается вечер награждением победителей, вручением грамот и ценных подарков. Фотограф фиксирует отдельные моменты, потом в школьной стенгазете все видят его фотообзор.

Награждение победителей

Без поощрения не получится достойное проведение конкурсов. Похвала для ребенка значит много, особенно в школе. Почетные грамоты «Самый умный», «Самый начитанный», «Лучший иллюстратор» - недорогое исполнение награды, но очень важное для того, кто получил его.

Для участников спектакля подойдет чаепитие как приз: торт с надписью «Актерам». Это могут организовать родители в столовой. За столом будут вспоминаться отдельные эпизоды спектакля, и ребята «выпустят пар».

Пантомима - оригинальный жанр, лучший подарок - это фото сценического процесса. Фотографом может быть увлеченный старшеклассник. С цифрового аппарата можно сделать быструю распечатку на бумаге - и получится отличная память о школьном времени.

Если приложить фантазию, то все пройдет великолепно. Детям нравится, когда с ними занимаются. Поэтому не пускайте праздник на самотек и не превращайте в скучное повторение правил русского языка. И они в будущем будут вспоминать о школе с благодарностью.

В рамках празднования Дня русского языка в Пановской средней школе прошли различные мероприятия.

Для учащихся 4-5 коррекционных классов 22 мая был организован урок «Культура общения». Ребята узнали, что такое «культура общения», что означают понятия «культурная речь» и «культурный человек» и каким образом мы можем пополнять свой словарный запас. Учащиеся приняли участие в конкурсах «Пословицы», «Проверь себя», «Общение».

Ярко и увлекательно прошла игра «Шаг навстречу»

23 мая с учащимися 5-6 класса состоялась беседа «Русский язык - средство межнационального общения», в ходе которой ребята посмотрели презентацию «Международное значение русского языка» и узнали, что русский язык в современном мире выполняет три функции: национальный язык русского народа, средство межнационального общения в Российской Федерации и СНГ, один из мировых языков.

Многонациональный состав учащихся 5-6 классов

24.05.2017 года в 9 классе прошло праздничное мероприятие «История славянской письменности», посвященное Дню славянской письменности и культуры. Ребята выступили с сообщениями об истоках славянской письменности, о Святых равноапостольных братьях Кирилле и Мефодии, которые принесли на славянскую землю письменность и азбуку.

Завершила мероприятие интеллектуальная игра «Вопросы древности – ответы современности».

25 мая – прошел круглый стол «Русский язык-язык мира и добра», в котором приняли участие учащиеся 7-8 классов. Они читали стихи, делали сообщения, которые подготовили самостоятельно, решали лингвистические задачи. Их вниманию была предложена презентация на тему занятия.

Завершились праздничные мероприятия 6 июня в день рождения великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. Именно в этот день отмечается российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку, - Международный день русского языка. В Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году.

Образование национального литературного языка - это процесс длительный и постепенный. Этот процесс слагается из трех основных исторических этапов, опираясь на три общественные предпосылки:

а) сплочение территорий с населением, говорящим на одном языке (для России это осуществилось уже к XVII в.);

б) устранение препятствий в развитии языка (реформы Петра Первого, стилистическая система Ломоносова, создание нового слога Карамзина);

в) закрепление языка в литературе(Крылов, Грибоедов, Пушкин).
Главная историческая заслуга Пушкина и состоит в том, что им завершено закрепление русского народно-разговорного языка в литературе. Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.

6 июня в Пушкинский день в школе состоялся праздник. Ребята, которые посещают школьный лагерь с дневным пребыванием, узнали об истории празднования Международного дня русского языка. Учителя русского языка и литературы подготовили для учащихся презентацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. На празднике звучали стихи Пушкина, Тургенева, Ахматовой и других поэтов, посвященные родному языку.

Затем ребята приняли участие в литературной викторине, прочитали свои любимые стихи Пушкина.

ОТКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

«ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА »

«Приветственная песня» на мелодию песни «Учат в школе»

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

УЧИТЕЛЬ : Дорогие ребята! Уважаемые гости! Школьная страна вновь приветствует Вас на своих дорогах. Сегодня у нас в школе – День русского языка, праздник русского языка.

УЧЕНИК: Какой праздник может быть у русского языка. Мы его изучаем каждый день, диктанты пишем. Оценки не всегда хорошие получаем. Не может быть никакого интересного праздника с русским языком!

УЧИТЕЛЬ: А вот и нет! Этот праздник особый, ведь мы с вами окажемся в сказочном мире, мире слов и произведений А.С.Пушкина.

Тогда наш праздник начинается!

1. Пролегли от городов пути-дороженьки по всему белому свету.

Как по этим путям-дороженькам идёт славушка великая

Про язык наш могучий.

2. Ты думаешь, что сидя в этом зале, много о русском языке

сказать можно?

3. Всё – не всё! Мало ли много!

На празднике всё можно.

Слушайте, выступайте,

И знания получайте!

Звучит песня Георгия Гладкова «Говорим на русском языке»

ПРАЗДНИК «РУССКОГО ЯЗЫКА»

(НА СЦЕНЕ СТОИТ СТОЛ ЗА НИМ СИДЯТ УЧЕНИЦЫ, РАССМАТРИВАЮТ: АЗБУКУ, РУССКИЙ ЯЗЫК, СЛОВАРЬ, КНИГУ А.С.ПУШКИНА)

1 учен .: (в руках держит Азбуку)

Вот Азбука – начало всех начал.

Открыл букварь – и детство так и дунуло!

А Константин – философ по ночам.

Не спал, наверное, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки основа

Грядущего неписаного слова,

Великого, как Тихий океан.

2 учен: Щедрое народное наследство –

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

3 учен: Известные мастера русского слова Ломоносов, Тургенев, Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

4 учен: В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» Иван Сергеевич Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: (открывает книгу И.С.Тургенева и читает).

«Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!..»

4 учен: Да, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются, но вы помните случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!»

(На сцену выходят Королева Пунктуация, Королева Орфография, их слуги.У королевы Орфографии в руках письмо и оно же на экране)

Королева Пунктуация:

Что загрустила, дорогая Орфография? С момента получения письма ты сама не своя! Проблемы в семье? Ждёшь в гости кого-то, а он не приходит. Может, кто-то не совсем здоров? Уж не эпидемия ли безграмотности в школе?

Королева Орфография: Да, письмо-то меня и озадачило.

("Грустные вести" А. Шибаев)

Пришло письмишко мне,

Из лагеря, от Мишки…

"Здесь чудный лук, и я лижу", -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

"Здесь – лиса, красивый длинный прут".

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

"Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Королева Пунктуация:

Твой друг серьезно болен.

Вернется – надо подлечить:

Заставь - ка правила учить…

Королева Орфография: Да-да, пойду его лечить.

Заставлю правила учить!

(разыгрывается сцена «В Королевстве Пунктуации»)

ПРИДВОРНЫЙ: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришёл чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас. Знаки препинания, не признаёт. Вперёд идёт напролом.

КОРОЛЕВА: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

(вход ФЕЯ).

ФЕДЯ: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (обращается к Королеве). Эй ты, каракатица. Что у тебя на голове?

КОРОЛЕВА : (поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простой королевой, а с королевой Пунктуации! За что ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

ФЕДЯ: Федя.

КОРОЛЕВА: Так вот, Федя, если ты дерзкий, то может и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрёшь.

ФЕДЯ: Давайте ваше предложение и запятую вот так: Казнить, нельзя помиловать!

КОРОЛЕВА: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

ФЕДЯ: Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

КОРОЛЕВА: Ладно, думай. Но смотри, ошибёшься, домой не попадёшь.

ФЕДЯ: Ну, куда же ляпнуть-то её. Думай, Федя, думай. О! Догадался:

Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

КОРОЛЕВА: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

ФЕДЯ: Не надо. Мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?

ФЕДЯ: (ставит запятые) Не надо, мне домой, если можно.

КОРОЛЕВА: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит)

КОРОЛЕВА: А знаете ли вы, ребята, что 6 июня весь мир отмечает День русского языка. А мы собрались здесь с вами, чтобы тоже отметить этот день. На правах Королевы Пунктуации разрешите наш праздник считать открытым.

(на сцену выходит ученица)

1 чтец : Великий русский писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку.

Ученица:

А многие наши современники настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова «У, блин» или «У, клево». Еще совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины- это сорт выпечки, употребляемый в пищу.

Ученик:

Любой здравомыслящий человек употребит слово «клево», когда у людей хороший клев на рыбалке, ему радостно. Самое главное в нашей жизни это быть «крутым». Были крутыми берега, спуски, склоны, но «крутые» люди до 90-х годов ХХ века не попадались.

Ученица:

Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодежи. Их деятельность жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно «тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются».

Ученик:

Так вот, если наша речь будет развиваться в таком же стиле, то через 200-300 лет наши потомки вряд ли сумеют понять произведения великих классиков: А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого и др..

Послушайте «Новый русский» перевод стихотворения Некрасова

Мужичок с ноготок

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел: был сильный мороз.

Вижу: вдруг прет ко мне по наклонной

Пацан, правда, « не крутой;

Блиновый на вид и прикидик не клевый.

«Здорово, чувак!» - я ему говорю.

«А где родаки?» - «Да шнурки-то в стакане,

А от тебя я, в натуре, тащусь».

Я –то сперва не врубился, не въехал.

«Что обломался? – он мне говорит.

«бывалый, наезжать на тебя я не стану.

Ужо прикольнулся. Бывай и прощай».

«Ну, трогай!» - воскликнул малюточка басом,

Схватил за уздцы и быстрей пошагал.

Ученица:

Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята, которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.

Ученик:

«не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им» -писал М.Горький.

2-й : Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.

4-й : Русский язык – это язык национальной гордости и достоинства!

1-й: Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

2-й: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

1 ведущий:

Согласитесь, друзья, приятно слушать правильную, красивую и плавную речь. Невольно вспоминаются строки Александра Сергеевича Пушкина о царевне Лебеди: «Сладку речь-то говорит, будто реченька журчит». Ведь и в самом деле, человеческая речь напоминает журчание речки. Недаром, «речь» и «речка» - слова, возникшие из одного корня.

2 ведущий:

Сегодня мы с вами тоже, как и все мировое сообщество, празднуем День русского языка.

Слово предоставляется учителю русского языка и литературы МБОУ «Байгильдинская СОШ» Зайцевой Ираиде Вениаминовне.

Наш праздник продолжается и мы приглашаем в нашу студию Дипломанта конкурса фильма на тему «Русский язык в моей жизни»……_______________________________________________________________________

Ему слово.

1 ведущий

Сегодня День Русского языка мы отмечаем

И в Байгильдино всех вас дружно встречаем,

Целый день мы Пушкина читаем,

И его стихи мы распеваем.

В студию приглашается Дипломанты конкурса чтецов…_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________….

В номинации «Для вдохновенных песнопений избрать возвышенный предмет» (исполнение музыкальных произведений на слова А.С.Пушкина) лучше всего проявили себя ….

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 ведущий.

Свет наш зеркальце скажи

Да всю правду доложи.

Кто сценку лучшую представил

И Пушкина творения прославил.

В номинации «Игра сменяется игрою..» (театрализованная композиция по творчеству А.С.Пушкина) победили.. Им слово._______________________________________________________________________________

1 ведущий.

Мы пишем к вам, чего же боле,

Что можем мы еще сказать.

В своих эссе о Пушкине и русском языке,

Старались чувства, мысли описать.

Что получилось у ребят,

Жюри должно теперь сказать.

Для подведения результатов конкурса сочинения – эссе на тему «Мой Пушкин» и «Почему я изучаю русский язык?» слово предоставляется ……._______________________________________________________________________________

2 ведущий.

Усердней с каждым днём смотрю в словарь

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

А.С.Пушкин и Владимир Иванович Даль –этих великих людей сближает не только историческая эпоха. Объединяют их любовь к русскому языку и словесности, многогранный талант, одарённость, трудолюбие. Их имена – гордость и слава культуры России, и её науки.

Слово предоставляется ветерану педагогического труда Николаеву Петру Николаевичу.

___________________________________________________________________________________

1. Благодарим мы прежние эпохи,

Учёных, и поэтов, и народ,

Они язык, что подарили Боги

Хранили даже в самый трудный год.

2. Благодарю я мать, что мне читала

И раскрывая каждой сказки смысл,

Она ошибки с детства исправляла

И пробуждала к жизни мою мысль.

3. Благодарю я Куприна и, Толстого

Тургенева и Чехова всегда.

Что берегли родной язык, и снова

Он нужен нам, как воздух и вода.

4. Родная речь, родной язык любимый,

Мы силу черпаем в тебе во все века.

Вместе : ТЫ – НАША ДРАГОЦЕННОСТЬ, НАША СИЛА,

И РОЛЬ ИГРАЕШЬ В ЖИЗНИ МАЯКА!

2 ведущий:

Дорогие ребята, на этом наша передача, посвященная Дню Русского языка, подходит к концу. Любите и берегите наш родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Много языков на свете разных-

Выучить их все не смог бы я,

Все они по-своему прекрасны,

В каждом есть изюминка своя.

Говорят в Париже по-французски,

По-немецки говорит Берлин;

Мне же дорог мой, привычный, русский,

Для меня родной лишь он один.

Мелодичный, гибкий и певучий,

С детства он меня очаровал,

И не зря великим и могучим

Наш язык Тургенев называл.

Развиваясь быстро, динамично,

Впитывая разные слова.

Новое воспринимал отлично,

Но и мудрость предков в нём жива.

Да и только нашей, русской речью

Можно Русь привольную воспеть!

Будет жить язык наш русский вечно

И не сможет, верю, умереть!

Если ты ищешь отрады цветник,

Выучи, выучи русский язык.

Он переводчик, он проводник.

Выучи, выучи русский язык.

Выучи, выучи русский язык!

Выучи, выучи русский язык!

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)

Все, кто любят наш язык,

Слово уважать привык,

Собрались сегодня в нашем зале,

Знания новые искать,

Мир словесный постигать

Мы друг другу в этот день

Пообещали

На вопросы отвечать

И в значенья слов вникать

Будем вместе, будем вместе

Будем вместе.

С русским языком дружить,

Добрым словом дорожить

Лучше вместе, потому что

Интересней.

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!

Звучит песня "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи, выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово -

Выучи, выучи русский язык!