Эмоции способствующие деятельности называются а нарушающие ее. Функции и свойства эмоций

Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций.

Среди основных свойств, характеризующих эмоции, выделяют следующие.

1. Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.).

2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.

3. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.

4. Пристрастность или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других - приподнятое настроение.

5. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника.

6. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая "острые ощущения".

7. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает.

Деятельность-это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Существуют общепсихологические свойства деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойства субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

3. Адаптивность деятельности, то есть способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

4. Системность деятельности. Деятельность предстает нерядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы,- так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности

Если всё происходящее может вызвать у человека те или иные эмоции, то особенно тесной является связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и других органов. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме.

М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень - гневом, желудок - апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма . Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и так далее. В результате при одних эмоциональных переживаниях человек краснеет, при других - бледнеет. Сердце очень чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни. Под воздействием длительных негативных эмоций у человека могут возникнуть болезни. И, наоборот, под влиянием положительных эмоций ускоряется выздоровление. Этому свидетельствует множество примеров.

Помимо регуляции состояния организма, эмоции выполняют функцию регуляции поведения человека в целом. Они имеют важное значение в оптимизации всей деятельности организма. Отрицательные эмоции выступают как сигнал нарушения постоянства внутренней среды организма и тем самым способствуют гармоничному течению жизненных процессов. А положительные эмоции - это своеобразная награда человеку за труд, затраченный им в процессе достижения полезного результата. Отсюда следует, что положительные эмоции являются сильнейшим средством закрепления полезных для организма реакций. Действительно, у человека положительные эмоции всегда вызываются успехами в его деятельности, например сделанным научным открытием, отличной оценкой на экзамене.

Эмоции способствуют концентрации всех сил организма, необходимых для достижения результата. И это помогает нам успешно справляться с трудностями. Особенно это важно в стрессовых ситуациях, например, при опасности для жизни или физических и умственных нагрузках. Они принимают самое непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют подкрепляющую роль .

Эмоции успеха - неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить её по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек. Другими словами эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. С одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывают обычно у человека те или иные эмоции, с другой, - эмоциональные состояния человека влияют на его деятельность. Эмоции не только обуславливают деятельность, но и сами обуславливаются ею.

Влияние эмоций на деятельность подчиняется известному правилу Джеркеса-Додсона, постулирующему оптимальный уровень напряжения для каждого конкретного вида работы. Снижение эмоционального тонуса в результате малой потребности или полноты информированности субъекта ведёт к дремоте, утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедленным реакциям. С другой стороны, чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, осложняет её, повышает ответные реакции на посторонние, незначимые сигналы, ведет к примитивным действиям типа слепого поиска методом проб и ошибок .

Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно это заметно в художественном творчестве. Эмоции способны стимулировать творческий процесс. Эмоциональная сфера художника отражается в выборе сюжетов, в манере письма, в способе разработки избранных тем и сюжетов. Всё это вместе взятое составляет индивидуальное своеобразие художника. Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Стимулом к началу деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние. Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения.

У человека эмоции, связанные с деятельностью, занимают особое место, поскольку именно она дает положительный или отрицательный результат. Они отличаются от физического удовольствия/неудовольствия. Так например, чувство удовлетворения/неудовлетворения (чувство успеха, удачи, ликования, неуспеха, краха) связано прежде всего с ходом и исходом той или ной деятельности. В одних случаях люди испытывают удовлетворение, оценивая результат деятельности и ее достижения, в других удовлетворение связано с ходом этой деятельности. Однако и тогда, когда это чувство связано в первую очередь с результатом деятельности, результат переживается эмоционально, поскольку осознается как достижение по отношению к деятельности, которая к ним привела. Когда данное достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, в уровень, не требующий напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком - нибудь уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности ученого, совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха быстро затухает, и поэтому снова разгорается стремление к новым достижениям, ради которых нужно биться и работать.

То есть можно сказать, что наслаждение, которое доставляет нам процесс труда, - это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для человека или неблагоприятный результат. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним у него нарастает напряжение. После того как критическая точка пройдена, наступает разрядка. Таким образом, эмоции, связанные по преимуществу с ходом деятельности, хотя и отличны, но неотрывны от эмоций, связанных с ее исходом.

Таким образом, эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.

Влияние основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный переходный, критический. Но, чаще, как возраст полового созревания. Психологи различают три точки созревания: органическое, половое и социальное...

Определение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности с психологической атмосферой в коллективе

Пути психокоррекционной работы с родителем и ребенком как средство выхода из стресса

В связи с особенностями раздражителя принято выделять по крайней мере два варианта стресса: физиологический и психоэмоциональный. Стимул, вызывающий стрессовую реакцию называется стрессором...

Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников

Саморегуляция - это очень сложное системное образование, включающее в свой состав большое число компонентов. Причем разные исследователи выделяют различные компоненты саморегуляции...

Социально-психологический климат в служебном коллективе Отряда мобильного особого назначения

Достаточно большое число работ посвящено исследованию различных аспектов профессионализма сотрудников ОВД. Так Е.А. Климов определяет профессионала в любом виде деятельности как специалиста...

Стратегии самоутверждения и их взаимосвязь с личностными особенностями осужденных

«Самоутверждение человека» предполагает широкое понимание того, кто является субъектом деятельности. Самоутверждение может выступать как «атрибут личности» и как «присущее всем биологическим индиви-дам» поведение...

Стресс и работоспособность

Человек не может жить без эмоций. Эмоциональное возбуждение так же необходимо, как дыхание, ведь оно поддерживает тонус, оптимальное самочувствие человека. Что же такое эмоциональное возбуждение? Это тенденция действовать...

Управление эмоциональным состоянием ученика

Все исследователи определяют эмоции как необходимый компонент нашей жизни (2, 3, 5, 9). Именно они заставляют нас действовать, принимать решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с движением...

4. Естественнонаучные данные о мозге человека, его интеллекте и пр. 1. Сущность и понятие человека, как социального существа 1.1 Кто такой человек? Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой...

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность - все это взаимосвязанные факторы. Только человек здоровый духовно и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе. Психологами отмечено...

Эмоции в мыслительной детельности

В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства...

Эмоции в структуре мыслительной деятельности

Соотношение мышления и эмоций стали предметом изучения в отечественной психологии в рамках психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева. Инициатором этих исследований был О.К. Тихомиров...

Эмоции и их роль в жизни человека

Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явлений...

Эмоции: определение, феноменология, измерение

Первое пространственное представление эмоций с учетом их феноменологии предложил В. Вундт (1896), основываясь на идее Г. Спенсера (1890) об эмоциональных измерениях сознания...

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения...

// Вышэйшая школа. - 2009. - № 2. - С. 27-30.

Известно, что интеллект наилучшим образом функционирует в соединении с интуицией и чувством. Лишь незначительная часть процессов принятия решений является сознательной, причём и она находится под выраженным влиянием аффекта, внешним по отношению к сознающему «Я». Ярким примером этому служит эффект эмоционального обрамления процессов принятия решений (англ. framing effect). В зависимости от настроения, в котором человек обращается к той или иной проблематике, он может прийти к различным выводам и оценкам. Эмоции рассматриваются как важнейший фактор регуляции процессов познания: они образуют определённое пространство, внутри которого происходят мыслительные процессы, в том числе и процессы принятия решений.

Традиционно в психологии считалось, что реалистическое мышление, имеющее результатом правильное отражение действительности, должно быть свободно от эмоциональных процессов, которым свойственно «затемнять» и искажать познание. Подобные факты справедливы для интенсивных эмоций вне зависимости от их знака, однако решение о роли вопроса эмоций в познании нельзя сводить к частному случаю. При определённых условиях эмоциональные переживания могут служить не только ингибиторами, но и фасилитаторами мыслительной деятельности. Эмоции влияют на когнитивную переработку информации в сочетанной зависимости от знака эмоции и от требований к деятельности. Если задача обращается к внимательности или к тщательности, исполнение выигрывает от негативных настроений. Если задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, что её выполнению помогут позитивно-аффективные состояния.

Отрицательные эмоции в отличие от положительных усиливают установку на восприятие деталей и способствуют их скрупулезному анализу, в то время как положительные – приводят к игнорированию деталей, зато усиливают ориентацию на глобальность. Аффект может оказывать влияние на выбор стратегии обработки информации. Обнаружено, что бдительность, постоянное внимание к деталям внешнего стимула, вызываемые плохим настроением, имеют тенденцию уменьшать или вообще упразднять такие ошибки суждений, как фундаментальная ошибка атрибуции (тенденция придавать большее значение личностным факторам и игнорировать ситуационные влияния при интерпретации поведения людей). Когда человеку необходим способ быстрого вынесения суждения (например, в состоянии гнева), он вынужден использовать стереотипные реакции.

Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей.

Ключевая функция позитивных эмоций состоит в укреплении и формировании когнитивных ресурсов личности, в частности, способности к развитию креативности. При этом положительные эмоции часто приводят к схематическому, непоследовательному, эвристическому стилю обработки информации. Возможно, схематическое восприятие «единства» между действующим лицом и действием, приводящее к фундаментальной ошибке атрибуции, провоцируется положительным аффектом и редуцируется отрицательным. В ситуации спонтанного взаимодействия при использовании открытой, конструктивной стратегии положительный аффект приводит к извлечению более позитивной информации и к более уверенному, оптимистическому поведению, в то время как негативный аффект вызывает негативные воспоминания и способствует оборонительному или враждебному поведению .

Подход к решению проблемы во многом определяется преобладающим у человека настроением. Так, оптимисты (в отличие от пессимистов) более склонны к использованию стратегий, центрированных на проблеме, чаще демонстрируют способность к её позитивному переформулированию и к принятию ситуации, если её невозможно изменить. Они редко прибегают к защитным механизмам отрицания и избегания, стремятся найти что-либо положительное в неприятных ситуациях. Пессимисты, напротив, более склонны к отрицанию и избеганию мыслей о проблеме, в том числе и с помощью никотина и алкоголя .

Влияние эмоционального переживания на процесс мыслительной деятельности может быть и не столь однозначным. Положительный эффект эмоционального процесса при повышении его интенсивности может перейти в свою противоположность и привести к дезорганизации деятельности при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения (так, средний уровень тревожности стимулирует мыслительную активность, в то время как высокий – её дезорганизует). Иногда эмоция, повышая активность в одном направлении, может снижать её, дезорганизуя умственную деятельность, в другом направлении.

Остановимся на фасилитирующей роли эмоций в процессе мыслительной деятельности. Одним из первых в западной психологии на мотивирующую роль эмоций указал Р.У. Липер, предположивший, что эмоции являются первоначальными мотивирующими факторами, поскольку эмоциональные процессы позволяют побуждать активность, поддерживать её и управлять ею .

Прямое указание на мотивирующее значение эмоций содержится в определении, предложенном К. Изардом: «Эмоция – это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» .

Существует точка зрения, не столько отрицающая мотивирующую силу эмоций, сколько уточняющая её происхождение. Отмечается, что мотивирующей функцией обладают не эмоции, а стоящие за ними потребности; что эмоции зависят от потребностей, становятся как бы их «внутренним зеркалом» . Предельно лаконично подобные представления отражены в формулировке С.Л. Рубинштейна, определяющей эмоции как субъективную форму существования потребностей (мотивации).

Описывая механизм эмоциональной самомотивации, В.Д. Шадриков останавливается на взаимосвязи эмоций и мотивации. По мнению автора, в целом имеет место такая «системная картина»: мотивация побуждает к деятельности; стрессоры, связанные с достижением цели деятельности, порождают определённые эмоции; эмоции воздействуют на ретикулярную формацию, которая обеспечивает активацию структур головного мозга, в том числе реализующих когнитивные процессы . Исходя из этого, не следует отрицать роль эмоций как мотивирующего фактора – если не первичного, то, по крайней мере, вторичного.

В отечественной психологии эмоциональной регуляции мыслительной деятельности уделяется значительное внимание. В исследованиях О.К. Тихомирова и его коллег показано, что интеллектуальный процесс невозможен без эмоциональной активации . Представители этой школы указали на существование двух феноменов, связанных с взаимодействием аффективных и когнитивных процессов, таких как «эмоциональное обнаружение решения» и «эмоциональное обнаружение проблемы». Выявлено, что в структуре творческой деятельности эмоции могут выполнять регулирующие и эвристические функции. Эмоции служат нахождению приблизительной области, в которой может оказаться решение задачи: они являются своеобразным «пеленгом, который или прекращает поиски или вновь и вновь организует их» .

В настоящее время в качестве одной из важнейших способностей эмоционального интеллекта выделяется ассимиляция эмоций в мышлении – использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности, или фасилитация мышления. Она содержит в себе способности использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач, использовать колебания настроения как средство анализа различных точек зрения на проблему .

Эмоции способны стимулировать . Подлинный инсайт ни при каких условиях не является интеллектуальным процессом. Именно эмоция «находится у истоков великих творений искусства, литературы, науки и цивилизации в целом. Эмоция побуждает ум к новым начинаниям, а волю – к упорству» . Как отмечает А. Бергсон, «существуют эмоции, порождающие мысль; и изобретение, хотя оно и принадлежит к явлениям интеллектуального порядка, может иметь своей составляющей сферу чувств… » . Эмоция, которая выступает по отношению к последующим состояниям не как следствие, а как причина, «может порождать новые идеи. Она суперинтеллектуальна» . Стимулом к началу мыслительной деятельности является своеобразная самонастройка интенсивности эмоций, которая может быть как непроизвольной, так и произвольной. Не случайно известно множество причуд, магических действий, при помощи которых творческие личности настраивали себя на творчество, создавая определённое эмоциональное состояние.

Начальный этап творчества, как правило, связан с нарастанием внутреннего психического напряжения. Л.А. Китаев-Смык выделяет три вида эмоциональных состояний, «запускающих» процесс творчества. Первый проявляется как душевные муки либо приступы отчаяния из-за якобы бесплодного напряжения в поисках творческих достижений. Такая стадия, как правило, необходима для возникновения мыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой. Второй вид предтворчества («пустота» в мыслях и чувствах) может расцениваться как проявление стрессовой психической релаксации, которая, снимая эмоциональные нагрузки, готовит мышление к продуктивному творчеству. Третий вид предтворчества проявляется как эустресс, который поднимает эмоциональное напряжение автора до уровня, необходимого для начала творческого процесса .

Психические состояния, сопровождающие творческую деятельность (вдохновение, озарение и т.п.) могут передаваться от одного члена группы к другому путём срабатывания механизма «трансляции творческого эмоционального фона». Подобная взаимная «эмоциональная стимуляция» положительно влияет на активизацию творческого потенциала участников группы, а также на их желание мыслить и действовать нестандартно.

Сила влияния эмоций на мышление во многом зависит от индивидуальных особенностей. Так, более эффективно управляют своими эмоциональными состояниями лица с высоким уровнем самоуважения; менее подвержены влиянию настроения люди с высоким уровнем макиавеллизма, лица с выраженной потребностью в одобрении. Индивиды с низкими баллами по показателю «открытость чувству» в процессе реагирования на социальную информацию менее подвержены влиянию аффекта, чем те, кто имеет низкие баллы по этому показателю .

Лица с низким уровнем тревожности реагируют на аут-группу в соответствии с собственным плохим настроением – в негативной манере, в то время как высокотревожные индивиды обнаруживают склонность к мотивированной стратегии обработки информации с целью устранения негативизма. Тревожные субъекты, независимо от источника происхождения их тревоги, являются эмоциональными, при этом у эмоциональных субъектов отмечается высокая энергетическая мобилизация . Проблема состоит в том, как направить мощный поток эмоциональной энергии тревожного субъекта в конструктивное русло – эмоционального мышления, но не эмоциональной глупости.

Умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих – важный фактор эффективности . С одной стороны, юношеский возраст является важным этапом развития эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, это период активного усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности. Для того чтобы интеллектуальная деятельность был эффективной, необходима готовность к мышлению, определённый уровень которой поддерживается возникающими в процессе познавательной деятельности эмоциями. При переживании положительных эмоций во время учебных занятий работоспособность студентов повышается на 30-40%, а эмоциональность лежит в основе около 30% факторов, которые формируют отношение студентов к лекциям .

Цель нашего исследования – установить, насколько осведомлены об эмоциях, способствующих фасилитации умственной деятельности, способны ли они произвольно вызвать подобные эмоции. В соответствии с этим мы провели опрос, в котором участвовали студенты третьего курса финансово-экономического факультета Полоцкого государственного университета (всего 96 человек, 83 девушки, 13 юношей). В ответах на первый вопрос: «Какие эмоции, по вашему мнению, способствуют интеллектуальной деятельности?», 68% от общего числа ответов составляют положительные эмоциональные переживания (среди них 59% – так называемые интеллектуальные чувства), 23% – отрицательные эмоции и 9% – недифференцированные эмоциональные состояния («волнение», «переживание»).

Среди положительных эмоциональных состояний наиболее часто встречаются интерес (21% от общего числа ответов), любознательность (9%), радость (9%) и спокойствие (6%), среди отрицательных – страх (11%). Отвечая на второй вопрос: «Какие эмоции, с вашей точки зрения, способствуют вдохновению?», студенты приводят положительные эмоции (85% от общего количества ответов), отрицательные (13%) и амбивалентные переживания (2%). Среди положительных эмоциональных состояний преобладают радость (27%), любовь / влюблённость (21%) и счастье (8%); среди отрицательных – грусть (4%). На вопрос « Можете ли вы произвольно вызвать определённые эмоции, которые повышают эффективность вашей учебной деятельности?» получено 56% утвердительных ответов, 32% отрицательных и 12% неопределённых («не всегда»). На вопрос «Какие это эмоции: положительные или отрицательные? Какие конкретно?» 80% от общего числа ответов составили положительные эмоции (чаще всего это «хорошее настроение» (41%), интерес (17%), радость (11%). По мнению студентки, «познание и негатив – не очень хорошее сочетание». Однако 20% от общего количества ответов составляют отрицательные эмоции. Респондент поясняет это следующим образом: «Если предмет интересен, то нас стимулируют к его изучению положительные эмоции. Однако часто мы учим не те предметы, которые интересны. И тогда, чтобы подготовиться к экзамену, приходится вызывать отрицательные эмоции, например, боязнь плохой сдачи».

Отвечая на вопрос: «Каким образом вы вызываете необходимые вам эмоции? Какие действия для этого предпринимаете?» студенты указывают, что они чаще всего прибегают к воспоминаниям о чём-то положительном или о сходных ситуациях (14 % от общего количества ответов), общаются с друзьями или с любимым человеком (12 %), используют самовнушение (например, «Всё будет хорошо», « Я смогу это сделать») (11 %), пытаются найти в предмете что-то интересное или полезное для себя («пытаюсь найти то, что я могу рассказать кому-нибудь ещё», «думаю, для чего мне это надо») (11 %), думают о результате и его приятных или неприятных последствиях (10 %), слушают музыку (10 %), думают о будущем (например, «о блестящей карьере и успешном бизнесе») (5 %), используют волевую регуляцию («настраиваю себя на рабочий лад», «заставляю») (11 %).

Таким образом, продуктивной интеллектуальной деятельности студентов содействуют, в первую очередь, положительные эмоции: интерес, любознательность, радость и спокойствие. Вдохновению у лиц юношеского возраста способствуют радость и грусть, а также чувства любви / влюблённости, счастья. При этом преподавателю следует иметь в виду, что если его предмет не интересен для молодых людей, то студенты стимулируют себя к его изучению, вызывая отрицательные эмоции, в частности, страх.

Более половины испытуемых, по результатам нашего исследования, могут вызывать эмоции, способствующие фасилитации их познавательной деятельности. С целью эмоциональной саморегуляции ими используются воспоминания, общение с близкими людьми, самовнушение, поиск в содержании дисциплины чего-либо интересного или полезного для себя, представления о результате деятельности и его последствиях, слушание музыки, размышления о будущем, волевые действия. Значительная часть студентов нуждается в целенаправленном обучении способам эмоциональной саморегуляции, которое способствовало бы повышению эффективности их познавательной деятельности.

1. Анохин, П.К. Эмоции / П.К. Анохин // Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2006. – С. 268-275. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
2. Бергсон, А. Два источника морали и религии / А. Бергсон, М.: Канон. – С. 44-45.
3. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов. – Киев: Выща школа, 1988. – С. 47.
4. Изард, К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
5. Китаев – Смык, Л.А. Факторы напряжённости творческого процесса / Л.А. Китаев – Смык // Вопросы психологии, 2007. – № 3 – С. 69-82.
6. Перова, Е.А. Оптимизм как одна из составляющих субъективного благополучия / Е.А. Перова, С.Н. Ениколопов // Вопросы психологии, 2009. – № 1. – С. 51-57.
7. Тихомиров, О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. – M., 1984. – С. 9, 88.
8. Форгас, Дж. П. Чувства и мышление: влияние аффекта на социальное мышление и поведение // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2004. – Т. 1, № 4. – С. 60-82.
9. Хомская, Е.Д. Нейропсихология эмоций: гипотезы и факты / Е.Д. Хомская // Вопросы психологии, 2002, № 4. – С. 50-62.
10. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. – М: Логос, 2002. – 156 с. И.Н. Андреева

Наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций и чувств. Переживание своего отношения к внешнему и внутреннему миру мы называем эмоциями. Без эмоций невозможна высшая нервная деятельность. Физиологическая роль эмоций в жизни организма очень велика, т.к. они участвуют в подготовке организма к той или иной деятельности.

Эмоции - ярко выраженные переживания организма в виде удовольствия или неудовольствия (от лат. emoveo, emovere - по­трясать, волновать). Они выражают собой субъективные состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами. Эмоции имеют большое значение в регулировании психических и соматических процессов, потому что они являются индикатором и мотиватором поведения, указывающим на степень полезности раздражителя для жизнедеятельности. Эмоциями правильнее называть сравнительно простые переживания удовольствия, гнева, страха, неудовольствия, которые свойственны и животным. В чувствах же проявляется переживание отношений к явлениям общественной жизни, к явлениям искусства, к мыслительной деятельности человека. Моральные, эстетические, интеллектуальные чувства присущи только человеку. У животных функция эмоций исключительно оценивающе-интегрирующая и неразрывно связана с функцией побуждения к действию.

В качестве внутренних раздражителей, ведущих к возникновению эмоций, высту­пают патологические процессы (заболевания внутренних органов), переполнение внутренних полых органов (желудка, мочевого пу­зыря, кишечника). Внешние раздражители - это неприятные или, напротив, приятные ситуации, болевые воздействия и т.д.

Имеется несколько критериев для клас­сификации эмоций по интенсивности и длительности: настрое­ние - эмоция - аффект. Настроение – длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение, связанное с общим физическим или с психологическим самочувствием человека в данный период времени. Аффект – предельно выраженная, но кратковременная эмоция, внезапно возникшее сильное волнение. Человеку свойственна также страсть – длительная и интенсивная эмоция, способная организовать и стимулировать деятельность человека и направить его на великие подвиги и открытия.

Выделяют положительные и отрицатель­ные эмоции. К положительным эмоциям относят удовольствие, радость, доверие, симпатию и др. К отрицательным эмоциям относят неудовольствие, горе, тоску, тревогу, обиду, ненависть и др. Могут возникать и нейтральные эмоции: любопытство, удивление, безразличие. Отрицательные эмоции могут быть стеническими, т.е. вызывающими по­вышение активности организма - физической, духовной, и ас­теническими – угнетающими деятельность организма. Положительные эмоции обычно бывают стеническими. К положительным эмоциям человек обычно стремится, а от отрицательных эмоций старается избавиться.

Состояние организма во времяэмоцийсопровождается заметными изменениями функций внутренних органов и систем организма, а также двигательными реакциями. Эмоции вызывают усиленное функционирование лишь тех систем организма, которые в данный момент обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой. Характер внешних (поведенческих) реакций или измене­ние интенсивности деятельности внутренних органов зависит от ситуации, вызвавшей эмоцию. Например, стеническая отрицатель­ная эмоция обычно сопровождается возбуждением центральной нервной системы, выбросом е кровь катехоламинов, ведущих к активации кардиореспираторной, костной и мышечной систем организма. Деятельность желудоч­но-кишечного тракта при этом угнетается. Повы­шенный мышечный тонус рассматривают как показатель отрица­тельного эмоционального состояния, тревоги. Внешние про­явления эмоций могут быть подавлены усилием воли, внутренние же обычно не контролируются. Эмоциональные состояния человека регистрируются с помощью электроэнцефалографии. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях.

В процессе филогенеза животного мира совершенствовались и структуры, обеспечивающие эмоциональную деятельность. Экспериментально установлено, чтоосновными структурами, ответствен­ными за проявления эмоциональных реакций, являются элемен­ты лимбической системы, лобные и височные доли. К корковым обла­стям лимбической системы относятся гиппокамп, парагиппокамп, пояс­ная извилина, обонятельные луковицы, обонятельные бугорки и области коры, расположенные над миндалевидным телом (рисунок 5). Многие ученые считают, что в регуляции эмоций участвуют также зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация мозга.

Первичные эмоциональные реакции возбуждают деятельность подкорковых сосудисто-вегетативных и эндокринных центров. Поэтому человек при выраженных эмоциональных состояниях краснеет или бледнеет, у него возникает тахикардия или брадикардия, гипотония или гипертония мышц, меняется деятельность потовых, сальных, слезных желез. У испуганного человека расширяются глазные щели и зрачки, повышается артериальное давление. Иногда появляется «гусиная кожа», волосы «встают дыбом». Иначе говоря, при переживаниях происходят те или иные сосудисто-вегетативные и эндокринные сдвиги.

Известно, что гипоталамус регулирует запуск и прекращение основных ти­пов врожденного поведения. Большинством исследователей он рас­сматривается как исполнительная система, в которой объединя­ются вегетативные и двигательные проявления мотивации и эмо­ций. В составе эмоции выделяют собственно эмоциональное переживание и его соматическое и висцеральное выражение.

Удаление отдельных структур лимбической системы в экспе­рименте у животных вызывает изменения характера их поведения. При удалении височных областей мозга у обезьян был отмечен характерный син­дром Клювера-Бюси. При этом нарушается нормальная пищевая деятельность, и животные непрерывно обследуют близлежащие предметы, берут их в рот, съедают несъе­добное. Это свидетельствует о потере живот­ными оценки значения пищевого раздражителя.

На кору больших полушарий эмоциональный разряд из лим­бических структур на кору большого мозга выходит генерализованно, т.е. происходит эмоциональное возбуждение всего мозга.

Рисунок 5 – Лимбическая система

Лобная кора реагирует на активность лимбических механизмов и видоизменяет ее. Поражение лобных долей полушарий вызывает эмоциональную тупость и растормаживает биоло­гические реакции.

Лимбическая система сообщается с неокортексом в области лоб­ной и височной долей. Височные области отвечают за передачу информации от зрительной, слуховой и сомато­сенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу.

Обезьяны, у которых удалено миндалевидное тело, теряют спо­собность к социальному внутригрупповому поведению. Такие жи­вотные не могут дать социальную оценку экстерорецептивной ин­формации (особенно зрительной, слуховой и обонятельной), не­обходимой для группового поведения, а также Они не могут связать зрительную, слуховую, обонятельную инфор­мацию с их собственным эмоциональным состоянием, а от настроения зависят их внутригрупповые симпатии или анти­патии. Такие обезьяны избегают остальных членов группы. Они встревожены, проявляют неуве­ренность в себе. Электрическое раздражение мин­далевидного тела вызывает эмоции страха, гнева, ярости и редко - удовольствия. Также экспериментально подтверждено влияние миндалевидного тела на агрессивность поведения. После его удаления с двух сторон у вожака стаи обезьян он потерял агрессивность, и его место занял наиболее агрессивный самец.

Удаление височных долей устраняет страх и агрес­сию. Есть данные, что поясная извилина является главным коорди­натором различных систем мозга, участвующих в формировании эмоций. Наблюдения и эксперименты показали, что у «правополушарных» людей чаще преобладают отрицательные эмоции, в то время как у «левополушарных» людей - положительные. Люди с поражением правого полушария эмоционально относительно благодуш­ны, а с поражением левого - тревожны, озабочены. Распознавание ми­мики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли нарушает распозна­ние эмоциональной интонации речи. При выключении левого по­лушария независимо от характера эмоции улучшается распознава­ние эмоциональной окраски голоса. Экспрессивные реакции эмо­ций - мимика, движения глаз - также связывают с функцией правого полушария, т.е. правое полушарие более «эмоционально». Для людей с доминантным правым полушарием характерна повышенная тревожность.

Считается, что качество эмоций и их интенсивность определя­ются взаимоотношением медиаторов и пептидов. Так, с ростом концентрации серотонина в мозге настроение у человека улучша­ется, его истощение вызывает состояние депрессии и тревоги. По­ложительный эффект электрошоковой терапии, в 80% случаев устраняющей депрессию у пациентов, связан с усилением синте­за и ростом норадреналина в мозге. Дефицит норадреналина вызывает депрессию и состояние тос­ки.

Повышение агрессивности многие исследователи объясняют ростом концентрации норадреналина и ослаблением тормозного влияния се­ротонина. У агрессивных мышей обнаруживался более низкий уровень содержания серотонина в мозге по сравнению с неагрессивными животными. У прирученных животных в мозге обнаружено большее количество серотонина, чем у диких.

Каковы же причины возникновения эмоций? Известны три основные тео­рии: биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций и представление, выдвинутое Г. И. Косицким,

Автором биологической теории эмоций является П. К. Анохин. В основу этой тео­рии положена концепция функциональной системы: эмо­ция связана с появлением потребности, которая может сопро­вождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция.

Потребностно-информационную теорию эмоций создал П. В.Симонов. Согласно этой теории в основе появления эмоции лежат потреб­ность и информация, необходимая для ее удовлетворения. Если объем информации недостаточен для удовлетворения по­требности, возникает отрицательная эмоция, если достаточен, то возникает положительная эмоция в результате удовлетворения потребности.

Значение эмоций в жизнедеятельности организма трудно переоценить.

Во-первых, за счет эмоций происходитмобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоции способствуют концентрации внимания, обостряют мыслительную деятельность и чувствительность анализаторов, облегчают запоминание боль­шого объема информации. Во-вторых, с помощью мимики и жестики эмоции выполняют коммуникативные функции, позволяя человеку передать свои переживания другим людям, показать свое отношение к окружающим объектам и явлениям. В-третьих, эмоции влияют на здоровье человека: положительные эмоции улучшают его, отрицательные – ухудшают.

Ключевые слова: потребность, биологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности, потребности свободы и исследования, мотивация, биологические мотивации, социальные мотивации, идеальные мотивации, низшие мотивации, высшие мотивации, эмоции, положительные эмоции, отрицательные эмоции, стенические эмоции, астенические эмоции, биологическая теория эмоций, потребностно-информационная теория эмоций, коммуникативная функция эмоций, мобилизующие функции эмоций.

Вопросы для самоконтроля

1 Что вы понимаете под биологической мотивацией? Выскажите свое мнение по вопросу, почему и как она развивалась в ходе эволюции живых существ на Земле?

2 Назовите основные положения потребностно-информационной теории эмоций П.В. Симонова.

3 В чем особенности потребностей человека и их функциональных физиологических систем?

4 Каков физиологический механизм возникновения духовных потребностей у человека?

5 Каковы структурно-функциональные основы эмоций?

6 Какое значение имеют эмоции в жизнедеятельности организма?