Конспект по биологии экосистема 10. Конспект урока по биологии на тему "биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема"

Урок «Биогеоценоз как биосистема и экосистема»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа по инструктивным карточкам

Задачи:

- сформировать знания о природных сообществах – биосистемах, понятие о биоценозе и экосистеме;

- продолжить развитие понятия о биогеоценотическом уровне организации жизни;

Материально-техническое обеспечение урока: инструктивные карточки, карточки с заданиями «третий лишний», CD «Биологический энциклопедический словарь», дополнительная литература, компьютер, проектор, таблицы по теме.

План урока:

1. Мотивация и стимулирование. Целевая установка.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1 . Организация класса.

На прошлом уроке мы изучили особенности биогеоценотического уровня, его структурные элементы и основные процессы. Сегодня вы познакомитесь с взаимосвязями организмов и окружающей среды, больше узнаете о биогеоценозе, познакомитесь с учеными. Все это вы сегодня будете делать самостоятельно. Сегодня вы – исследователи. А чтобы вы не сбились с правильного пути, я раздам вам инструктивные карточки.

2. Актуализация знаний учащихся.

Для начала проведем разминку.

1) Игра «Третий лишний»:

- яснотка – бронзовка – мокрица

- липа – лисичка – клен

- долгоносик – утконос – мухоловка

- липа – божья коровка – сокол

2) Изобразите в виде схемы или уравнения зависимость между такими понятиями, как биотоп, биоценоз, биогеоценоз (выполняет один ученик у доски).

3) Возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?

3. Изучение нового материала .

Учащиеся получают инструктивные карточки и начинают работать.

Инструктивная карточка

1. Прочитайте текст учебника о природных сообществах на странице 79.

1.1. Сравните понятия природное сообщество и биогеоценоз

1.2. Что обеспечивает стабильный характер биогеоценозов (приведите известные вам примеры)?

2. Прочитайте текст учебника об учении о биогеоценозе на страницах 79-80.

2.1. Какие организмы участвуют в биологическом круговороте веществ?

2.2. Заполните схему «Круговорот веществ»

2.3. Как круговороты веществ каждого биогеоценоза оказывают влияние на общий глобальный круговорот веществ и поток энергии в биосфере?

3. Прочитайте текст учебника об учении об экосистеме на страницах 80-81.

3.1. Сопоставьте определения биогеоценоз и экосистема.

4. Составьте небольшое сообщение об ученых В.Н.Сукачеве и А.Тенсли используя предоставленную дополнительную литературу.

4. Закрепление изученного материала.

Опрос результатам работы

5. Домашнее задание. Параграф 17. Вопросы 2-4.

Разделы: Биология

Цель: Познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле.

Задачи:

  1. Обучающая: сформировать у учащихся представление о биогеоценозе, его структуре и обязательных компонентах;
  2. Развивающая: развивать и закреплять навыки работы с книгой и другими источниками информации;
  3. Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.

Оборудование: таблицы по общей биологии, информационные карты на каждую парту, фотоматериалы, оформленные в виде фотовыставки (представлены различные биоценозы: лес, степь, водоёмы).

При наличии мультимедийной установки можно использовать слайдовый материал.

Тип урока: изучение нового материала. Класс можно разделить на две группы, например «Теоретики» и «Практики».

Ход урока

Организационный момент:

мотивация учащихся на изучение нового материала, объяснение задач урока:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, выяснить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Научиться оценивать качество биогеоценозов, прогнозировать их развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на смену одного биогеоценоза другим, и таким образом, оказать негативное влияние на существование всей биосферы.

Изучение нового материала:

1) Актуализация знаний (10 мин.)

  1. Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).
  2. Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).

Экологические факторы (Таблица №1.)

3. Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:

Экологические факторы Таблица №2

2) Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема) – 10 мин.

Учитель : Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема).

Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус.

Учащимся даётся задание:

  1. Прочитать текст в учебнике на стр. 245 «Понятие о сообществе и экосистеме»;
  2. Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема);
  3. Найти эти термины в информационной карте (см. приложение).

Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля», таблица №2:

– Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения.

– Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения.

– В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»?

Вывод: (записывается в тетрадь)

Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы.

БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП)

БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

3) Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза. – 5 мин.

Схема «Структура биогеоценоза» зарисовывается в тетрадь:

Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»

Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3

Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым).

4) Основные функциональные группы организмов в сообществе. Эдификаторы – 10 мин.

Учитель: Все сообщества состоят из совокупности организмов, которые связаны между собой в основном пищевыми связями. Многообразие типов питания приводит к возникновению теснейших взаимосвязей в сообществе. Существование различных групп организмов друг без друга становится невозможным. Для того, чтобы понять, как реализуются эти связи, необходимо иметь представление о типах питания организмов. Поэтому давайте рассмотрим схему «Типы питания организмов» и сопоставим её с текстом учебника на стр. 246 «Функциональные группы организмов в сообществе».

Работа учащихся со схемой.

Учитель (продолжает рассказ) : Особое место в биоценозах занимают такие виды, которые способны влиять на условия жизни других, их называют эдификаторами, или видами-средообразователями . В еловом лесу, например, средообразователем служит ель, на верховом болоте – сфагновые мхи, в степи – травы: ковыль и типчак и т.д.

Иногда в роли средообразователей выступают животные. Например, сурки и суслики, создавая систему подземных ходов и нор, изменяют состав степной флоры, влажность почвы, рельеф. Сойки-птицы, которые питаются желудями и орехами (в том числе кедровыми). Птица прячет на зиму запасы, но забывает о своих захоронках и весной прорастают молодые кедры, дубки, ореховые кустарники. Так же можно привести множество других примеров:термиты со своими постройками, саранча, колорадский жук, бобры, перегораживающие реки и т.д.

Фронтальная беседа:

Почему куница не селится в берёзовом лесу? (Основной пищей куницы является белка. Белки селятся там, где есть орехи (шишки), например, в кедровом бору. В берёзовом лесу шишек нет, значит не будет и белки с куницей).

– На небольшом ручье, текущем из родника, в пихтовом лесу поселилось семейство бобров. Повлияет ли появление бобров на структуру биоценоза пихтового леса? Как? Что произойдёт с местностью через 3-5 лет?

– Попробуйте привести свои примеры растений или животных – эдификаторов

Вывод:

  1. Пищевые цепи являются основой любого биогеоценоза.
  2. Животные и растительные организмы могут выступать в роли эдификаторов (видообразователей).

5) Закрепление (5-7 мин.)

1. Решение проблемных задач по группам:

А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина).

Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник)

2. Для слабых учащихся предлагается тестовое проверочное задание (см. приложение ).

Домашнее задание:

Задание: заполните таблицу .

Развитие биогеоценоза

Подведение итогов урока (1-2 мин.)

Краткие выводы о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями, краткая перспектива работы на следующий урок.

«Организмы в экосистеме» - Органическое вещество. Тепловые отходы. Надвидовой уровень организации биосистем. Биогеоценоз. Энергия Солнца. Тепловая энергия. Энергия СОЛНЦА. Структура экосистемы. Характеристика Экосистемы. Приток энергии в экосистему. Ответы к кроссворду. Продуценты Консументы Редуценты. Экосистемы Земли. Биогеоценоз дубравы.

«Экосистема и биогеоценоз» - Пространственно-временные границы экосистем могут выделяться достаточно произвольно. Экосистемы могут быть естественными и искусственными. Гетеротрофные организмы получают энергию при поглощении органических веществ и называются потребителями, или консументами. Организмы, которые специализируются на добывании строго определенной пищи, называются монофаги.

«Агроценоз» - Вид – доминант – вид, преобладающий в экосистеме по численности и влиянию. Искусственные (агроценозы). Растения. Выберите ОДИН правильный ответ. Антропогенные факторы. Продуценты. Смена агроценоза на природную экосистему. Задание 1. Выберите ОДИН правильный ответ. Перепел. Пути повышения продуктивности агроценоза:

«Экосистема поле» - Короткие цепи питания из-за небольшого числа видов растений и животных; Поэтому экосистема поля не может существовать без участия человека. Преобладание организмов одного или нескольких видов (пшеница в поле); Вспахивает землю, заменяя червей и других «мусорщиков»; вносит удобрения и восполняет нехватку минеральных веществ.

«Сообщество экосистема биогеоценоз» - Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Глава ХV. Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии. Консументы 1-го порядка? Среда обитания. На дом: § 66. Для существования любого биогеоценоза необходима энергия. Источники энергии для существования биогеоценоза?

«Структура экосистем» - I. Экосистема, биогеоценоз, определение, свойства. А. Тенсли. Структура экосистемы. Экосистема - основное понятие экологии. Растения. Животные. Создал в 1964 г. учение о лесной биогеоценологии. Вещество, энергия, информация. Структура экосистем. Сукачев Владимир Николаевич. Биоценоз. Тема:«Структура экосистем» План.

Всего в теме 9 презентаций

Конспект урока биологии в 10 классе на тему:

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна

Цель: , сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Средства обучения: электронная презентация, ПК, мультимедиапроектор, экран, иллюстрации с изображением биоценоза дубравы, пресноводного водоёма.

Ход урока

    Организационный момент

    Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

    Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

    В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

    Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)

Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Фитоценоз Зооценоз Микробиоценоз

    Изучение нового материала

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трём главным результатам:

Обеспечение пищей;

Изменение среды обитания;

Расселение видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза, контроль за ростом численности организмов. Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

Характеристика экосистемы (учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

    Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию)

    Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.

Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.

(Запись) На устойчивость экосистем влияют:

    жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

    богатство видового состава;

    взаимодействие видов;

    средообразующие свойства видов;

    антропогенное воздействие.

    Закрепление

Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)

Домашнее задание

§17, вопросы после параграфа.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Конспект открытого урока по биологии
по теме
«Сообщество, экосистема, биогеоценоз»
Учитель: Егорова Юлия Витальевна

Шадринск, 2017 год
Цели урока: 1. Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии.
2. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», «биосфера», о взаимосвязях организмов.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- конкретизировать знания учащихся о сообществе, экосистеме, биогеоценозе их структуре, компонентах и свойствах;
-сформировать понятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;
-расширить знания учащихся об экосистемах;
-закрепить экологические термины.
2. Развивающие:
1. Информационные
-продолжить развитие умений работы с различными видами и источниками информации;
- развивать умение работать со схемами, рисунками, мультимедийным проектором;
2. Интеллектуальные
-развивать умение сравнивать, обобщать и устанавливать закономерности;
- развивать коммуникативные способности у обучающихся.
3. Воспитательные:
-продолжить воспитание бережного отношения к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: 1. Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма;
2. ТСО: проектор, компьютер;
3. Таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.
Структура урока
Организационный момент. (2 мин)
Повторение изученного материала: (5 мин)
Подведение к теме урока. Постановка цели. Сообщение темы урока.
Актуализация знаний.
III. Изучение нового материала (27 мин)
IV. Рефлексия. (5 мин)
V. Домашнее задание.(1 мин)

Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. На границе лесов и тундры на севере нашей страны имеется переходная зона- лесотундра. На границе леса и степи простирается зона лесостепи.
Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «биогеоценоз» или «экосистема».
Экосистема (от греч. oikos- жилище и systema - объединение) - это сообщество живых организмов вместе с физической средой их обитания, объединенные обменом веществ и энергии в единый комплекс. (Слайд 6)
Экосистема и биогеоценоз - близкие понятия, но если термин «экосистема» подходит для обозначения систем любого ранга, то «биогеоценоз» - понятие территориальное, относимое к таким участкам суши, которые заняты определёнными единицами растительного покрова - фитоценозами.

Не любая экосистема является биогеоценозом, но любой биогеоценоз - экосистема.(Слайд 7)
Учение о биогеоценозе и сам термин создал русский ботаник Владимир Николаевич Сукачёв. (Слайд 8)
Экосистем на Земле очень много, существенным свойством каждой из них является круговорот веществ и потоков энергии.
Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии. Совершенно ясно, что, если бы живые организмы безвозвратно заимствовали все необходимые им питательные вещества из неживой природы, ничего при этом не возвращая обратно, запасы питательных веществ на Земле иссякли бы и жизнь прекратилась. Этого не происходит, потому что питательные вещества постоянно возвращаются в окружающую среду в результате жизнедеятельности самих организмов.
Биогеоценозы могут быть разных размеров: (Слайд 9)
кочка среди болота или пень в лесу, нора с ее населением, аквариум- примеры микробиогеоценозов, или микроэкосистем.
определенную растительную ассоциацию со всеми ее компонентами (например, ельник-кисличник, ельник- брусничник и т.п.), озеро можно назвать мезобиогеоценозом, или мезоэкосистемами,
а океан, суша и отдельные типы растительности (лес, степь, луг и т.п.)являются макробиогеоценозами, или макроэкосистемами.

По ходу объяснения обучающиеся составляют схему.
По происхождению экосистему можно разделить на (Слайд 10)
Естественную- формируются под влиянием природных факторов (луг, болото)
Искусственную- создаются человеком в процессе хозяйственной деятельности (поля, парки, лесопосадки, скверы)
По ходу объяснения обучающиеся составляют схему:
Посмотрите на таблицу и сравните в чём особенность искусственного биогеоценоза?
Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов. (Таблица 1)
Задание. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:

способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;







Все природные экосистемы (биогеоценозы) связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли, которую можно рассматривать как самую большую экосистему, эта экосистема называется биосферой. Она охватывает часть атмосферы, часть литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В. И. Вернадский (1863-1945).
IV.Рефлексия
1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы?
2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив?
3. Какие факторы неживой природы влияют на растительный и животный мир сообщества?
V. Домашнее задание пр. 5.1(Слайд 11)

Таблица 1 Сравнительная характеристика биогеоценозов и агроценозов.
Сравниваемая категория биогеоценоз агроценозНаправление действия отбора Действует естественный отбор, выбраковывающий нежизнеспособные особи и сохраняющий приспособления к условиям среды, т. е. отбор, формирует устойчивую экосистему Действие естественного отбора ослаблено человеком; преимущественно осуществляется искусственный отбор в направлении сохранения организмов с максимальной продуктивностью
Круговорот основных питательных элементов Все элементы, потреблённые растениями, животными и др. организмами, возвращаются в почву, т. е. круговорот осуществляется полностью. Часть питательных элементов выносится из круговорота с массой выращенных и собранных в качестве урожая организмов, т. е. круговорот не осуществляется
Видовое разнообразие и устойчивость Отличаются, как правило, большим видовым разнообразием организмов, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом, обеспечивающих устойчивость Количество видов часто ограничено одним, двумя; взаимосвязи организмов не могут обеспечить устойчивость.
Способность к саморегуляции, самоподдержанию и сменяемости Саморегулирующиеся, постоянно возобновляющиеся, способные к направленной сменяемости одного сообщества другим (сукцессия). Регулируются и контролируются человеком через изменение природных факторов (орошение), борьбу с сорняками и вредителями, смену сортов, повышение продуктивности.
Продуктивность (количество биомассы, создаваемой на единицу площади) Биомасса экосистем суши
превышает продуктивность экосистем Мирового океана в 3 раза; основная продукция биомассы потребляется консументами. Занимая 10%площади суши, производят ежегодно 2,5 млрд. т сельскохозяйственной продукции; отличаются значительно большей продуктивностью, чем биогеоценозы
Задание 1. Выберите из приведённых положений, что относится к агроценозу, а что к биогеоценозу:
состоят из большого числа видов;
способны к саморегуляции;
неспособны к саморегуляции;
состоят из небольшого числа видов;
все поглощенные растениями элементы питания со временем возвращаются в почву;
значительная часть элементов питания изымается из почвы, для возмещения потерь необходимо постоянно вносить удобрения;
единственным источником энергии является солнечный свет;
основной движущей силой эволюции является искусственный отбор;
основной движущей силой эволюции является естественный отбор;
процветание, сохранение и высокая продуктивность связаны с деятельностью человека.
Лиса Заяц
Ястреб Береза
Мышь Зерно
Сова Воробей