Павел конюхов путешественник. Путешественник и живописец Павел Конюхов: «Художнику нельзя подстраиваться под покупателей

Павел Филиппович Конюхов (13 июля 1956 года, село Чкалово, Запорожская область, Украинская ССР, СССР) - русский путешественник, писатель, художник, фотохудожник. Заслуженный мастер спорта СССР. Член Союза художников России, Русского географического общества. Младший брат Ф. Ф. Конюхова.
Павел Конюхов родился 13 июля 1956 года слепым. Прозрев в возрасте трёх лет, отправился в первое путешествие. Из девяти рекордов, что он установил, гоняя на велосипеде в школьные годы, семь до сих пор не побиты.

Закончил физкультурный техникум, служил в погранвойсках. С 1983 года, преодолев за три месяца путь из посёлка Врангель Приморского края (куда переехал с Азовщины) до Азовского моря, начал совершать длительные велопутешествия. Первые из них проходили во время отпуска.

Совершил путешествие от Архангельска до Уэлена по пути велопутешественника 1930-х годов Глеба Травина. В 1987 году вдвоём с напарником доехал на велосипеде до Полюса холода в Верхоянске. За 79 дней прошел с группой из пяти человек маршрут от Владивостока до Северного ледовитого океана (удлинив путь Фритьофа Нансена, стартовавшего в Хабаровске). Затем впервые объехал зимой по льду вокруг Байкала.

В 1989 году вместе с братом Фёдором принял участие в советско-американском велопробеге по маршруту Находка-Москва-Ленинград, организованном кинорежиссёрами Карлом Джонсом и Михаилом Павловым для создания совместного фильма о Советском Союзе и США. Написал об этом книгу «Сибирский переход». На горном велосипеде, который тогда подарили американцы, совершал путешествия более двадцати лет.

С декабря 1995 года по сентябрь 2000 года совершил уникальное кругосветное велопутешествие по ста странам шести континентов. Кругосветку проехал под рериховским знаменем, посещал русские заграничные общины.

В 2007 году за девятнадцать дней преодолел 2004 километра по кольцу Находка - Лазо - Ольга - Дальнегорск - Пластун - Мельничное - Красный Яр - Вяземский - Спасск-Дальний - Турий Рог - Уссурийск - Артем - Находка.

Живописью начал заниматься с 1996 года. Участвовал в выставках в п. Врангель, Находке, Уссурийске, Лесозаводске, Владивостоке, Хабаровске, Воронеже. Его работы находятся в частных коллекциях России, Австралии, Японии, Южной Кореи, а также в государственных музеях страны.

В школе поселка Врангель организовал Музей путешествий имени Глеба Травина.

П. Ф. Конюхов совершил более тридцати велопутешествий, обеспечивших ему высокий мировой рейтинг планетарного путешественника. Трижды его достижения были занесены в книгу рекордов «Диво».

Павел Конюхов женат (Вера Ивановна Конюхова, член Союза художников России), двое сыновей - Евгений и Илья.

За свою жизнь известный путешественник Павел Конюхов , брат Федора Конюхова, проехал на велосипеде 200 тысяч километров. Он ночевал в палатке на Северном полюсе, встречался с медведями на Сахалине, ездил в Северную Корею на день рождения Ким Ир Сена и в гости к князю Романову в Австралию. К 60 годам Павел Конюхов переехал в домик в Воронежской области, где пишет картины и книги о своих экспедициях. Накануне он встретился с местными любителями путешествий и рассказал, как покорял северные полюса холода, отбирал верных спутников в команду, и какое место на планете ему понравилось больше всего.

«АиФ-Черноземье» записал самые интересные рассказы Павла Конюхова о его путешествиях.

О родном брате Федоре

Мы родились на берегу Азовского моря в городе, где жил великий путешественник Георгий Седов. В 1914 году он шел к Северному полюсу и погиб, не дойдя 200 километров. Когда умирал наш отец, он подозвал моего старшего брата Федора, дал ему крестик и сказал: «Дойди с этим крестиком до Северного Полюса». Поэтому он уже с пяти лет мечтал отправиться на север. А я на пять лет младше Федора и бегал за старшим братом хвостиком везде. Так мы вдвоем стали путешественниками.

О первой экспедиции

В 1975 году я служил на границе с Ираном. Там мне в руки попал журнал «Вокруг света», в котором рассказывали про Глеба Травина. За три года и четырнадцать дней он объехал на велосипеде вокруг Советского Союза. Когда я пришел с армии, начал изучать его маршруты, переписываться с его родственниками и велосипедистами. Мне сразу сказали - север закрыт для путешествий, тебя туда не пустят. Но это меня не остановило. В 1983 году я решил испытать, на что способен. Сел на велосипед в Находке и поехал в одиночку через всю страну. На это у меня ушло три месяца. В последнюю неделю я даже отказался от пищи, чтобы узнать, смогу ли я, если что, продержаться на севере без еды. На следующий год я проехал весь остров Сахалин, затем - от Мурманска до Одессы.

В 1987 году мы решили начать путь Травина. До этого на севере я никогда не был. А ребята, которые пошли со мной, думали, что я все знаю (смеется) . Когда мы вышли в тундру, увидели вокруг столько снега! Глазу было не за что зацепиться! Я тогда подумал, что не пройду, но виду не показал. От Архангельска до Уэлена мы прошли в два этапа. В 1992 году я решил закончить маршрут Глеба Травина. В той поездке я чуть не умер, благо, что у меня были сильные попутчики.

О покорении полюса холода

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

После первой экспедиции я решил на велосипеде зимой отправиться к северному полюсу холода в Оймякон. В газетах объявили, что я ищу попутчиков. Мне пришло около двух тысяч писем. Я отобрал семь человек со всего Союза - от Эстонии до Владивостока. Полюса холода мы достигли за 41 день. За время экспедиции парень из Тольятти обморозил себе нос и ноги. И врач прямо в палатке проводил ему ампутацию кончика носа и пальца на ноге. После возвращения нам сказали, что мы покорили не тот полюс холода. Мол, в Верхоянске холоднее, чем в Оймяконе. И в 1993 году мы решили соединить два эти полюса холода на велосипедах. Мы прилетели в Батагай, наняли машину. Было так холодно, что даже тормоза у машины не работали. К концу пути из всей группы остались два человека - остальные выбыли. Шли где-то месяц. Самая теплая температура за это время была минус 54 градуса.

Выбирая между минус 50 и плюс 50, я всегда выберу минус. Когда холодно, мы можешь тепло одеться, двигаться – как-то согреваться. Но когда жарко, ты не знаешь, что делать.

О том, как выжить на Севере

Когда мы шли на север, в камеру велосипеда заливали глицерин, который не давал колесу лопнуть. Самая большая проблема - поломка педалей. Все запчасти мы везем с собой. Если пробивается камера, обычно ее можно поправить за 10-15 минут. На Севере на это уходит два-три часа, ведь и камеру, и насос надо разогревать у огня.

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

В поездке мы надевали три-четыре слоя шерстяного белья. Даже когда шерсть мокрая, она греет. Потом - теплый свитер и анорак - специальная свободная брезентовая куртка. Ночью анорак ставили на улицу. Именно ставили, ведь от холода ткань колом стоит. На ночь мы снимали белье и давали ему высохнуть. Спали в пуховых брюках и куртках. И то не спали, а дремали. Ведь если в такой холод заснешь, можешь и не проснуться. Если чувствуешь, что рука замерзает, надо ее разработать, чтобы не отмерзла. Если ноги не отогреваются, надо вылезти и побегать вокруг палатки или сделать гимнастику. Самое тяжелое - утром снять теплую одежду и надеть холодную куртку. Вокруг на пять метров слышно, как мы зубами стучим. Согреваемся уже потом в движении.

Главный медикамент - лекарство от расстройства желудка. И все. Когда я ездил на север без сопровождения врача, жена мне купила какие-то таблетки, подписала, что от чего помогает. Так я ими местных жителей лечил, хотя сам в медицине не разбираюсь. Когда кушаем, мы добавляем рыбий или барсучий жир для согрева. Еще нам врач всегда давал выпить по ложке спирта, когда мы утром переодевались в холодную одежду. А так на севере водкой не согреешься. Только молоком или кашей.

Когда мы объявили, что отправимся в путешествие вокруг света на велосипедах, а мой брат Федор – на яхте, газеты написали: «Конюховых много, а земной шар – один».

О поездке в Корею

В 1991 году меня пригласил на свой день рождения сам Ким Ир Сен. Но я сказал, что поеду только на велосипеде, ведь никто раньше этого не делал - не проезжал так Северную Корею. На границе нас встретил обитый бархатом вагон поезда. Там ехали представители советского и корейского посольства. Когда я ехал по стране, меня все время сопровождали машины местных агентов. Следили, чтобы я не свернул ни влево, ни вправо.

О кругосветном путешествии

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Как-то я смотрел спектакль «Маленький принц» во Владивостокском ТЮЗе, а рядом со мной посадили старичка. Оказалось, что это князь Романов, один из родственников царя. В то время он жил в Австралии и пригласил меня в гости. Я говорю: «Вы знаете, я так не поеду, только на велосипеде». Для меня и моего друга сделали приглашения в Австралию. Интересно, что у моего спутника фамилия тоже была Конюхов. Когда мы объявили, что отправимся в путешествие вокруг света на велосипедах, а мой брат Федор - на яхте, газеты написали: «Конюховых много, а земной шар - один.

Но как добраться до Австралии? Финансов у нас всегда было мало. Тогда мы узнали, что цирк Запашного собирается в Австралию. Они и нас заодно взяли. Вот и ехали на пароходе тигры, львы и Конюховы. Мы сошли с парохода в Перте и с тех пор целый год путешествовали по Австралии, затем отправились в Новую Зеландию, Австралию, Южную Корею и приехали во Владивосток. Тогда я уже в одиночку отправился через всю Россию в Африку и Европу. Но Дании меня обворовали, я остался без денег, и пришлось возвращаться на Дальний Восток.

О страхах

Не боится только дурак. Страх всегда есть. В Австралии, например, я боялся, что меня кто-нибудь укусит. Нам объяснили, что самое опасное в стране - пауки. А вот змей мы не боялись, потому что тогда не знали, что в Австралии живут девять из десяти самых ядовитых змей в мире. Случаев было много разных. И стреляли в меня, и под дулом ружья держали, и при мне отрезали человеку уши. Выжил же!

О встречах с медведями

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Белого медведя я видел только раз вдалеке. А вот с бурыми часто встречался. Главное - не трогать их. Я один ехал по Дальнему Востоку, остановился возле речки, пошел искупаться, возвращаюсь, а возле моей палатки гималайский медведь. Я его прогнал, а спать все равно страшно - я же был один в лесу. Так и спал с топором в руке. Утром открываю палатку, а медведь сидит на дереве метрах в 20 от земли. Я испугался, аж волосы зашевелились. А медведь увидел меня и как упадет! Тоже испугался и убежал.

Если хочешь быть счастливым – путешествуй. Я увидел весь мир, все испытал. Я чувствую себя счастливым человеком».

О людях

Для меня в команде главное - совместимость. Физическая сила не так важна. Нужно, чтобы человек смог выдержать путь психологически. Чтобы набрать команду, долго переписывался с кандидатами и даже обращался к экстрасенсам и специалистам по почерку.

Я проехал 53 страны, и больше всего мне понравилось в Австралии. Люди очень добрые. Все здороваются, улыбаются. За год путешествия по стране меня полиция остановила всего четыре раза. И то только, чтобы помочь. А в России любимое место - Чукотка. Чукчи - очень добрые.

О счастье

Фото: Из личного архива/ Павел Конюхов

Каждый человек хочет быть счастливым. Я нахожу счастье только в путешествиях. В городе я крупинка, толпа. А в путешествии все зависит от меня. Когда я возвращаюсь домой, две недели я хожу счастливый - рад, что живой. Самое большое счастье - это жизнь. Чтобы это понять, надо что-то пройти.

Если хочешь быть счастливым - путешествуй. Я увидел весь мир, все испытал. Я чувствую себя счастливым человеком.

Младший брат самого известного путешественника современности Федора Конюхова участвовал в трех десятках уникальных велоэкспедиций и проехал на велосипеде 43 страны мира. Павел семь раз пересекал Россию в разных направлениях, он - единственный, кто повторил маршрут путешественника 30-х годов XX столетия Глеба Травина вдоль Северного Ледовитого океана, дважды достигал Полюса холода зимой. Прошел пустыни Австралии и Гоби. Трижды его достижения были занесены в книгу рекордов СНГ «Диво». Член Союза фотохудожников России, действительный член Географического общества России и Украины, автор четырех книг. С 1996 года занимается живописью.

Павел Конюхов в Атманае

Общались мы с ним с ним в Атманае, что в Акимовском районе [родился Павел, как и Федор, в соседнем Приазовском районе]. В Атманай летом 2006 года, Павел Филиппович приехал погостить к родителям из далекого Приморского края вместе с женой Верой.
- Что у вас общего с Федором? - задал я первый, всю дорогу вертевшийся на языке, вопрос.
- Он мой брат. Благодаря Федору я стал путешественником. Я ведь за ним с детства следовал - хвостиком. За что он постоянно гонял меня. Вместе мы задумали и первую велоэкспедицию - в 1983 году: из Приморья, где уже жил Федор и куда вслед за ним приехал и я. Мы решили тогда домой, в Приазовский район, приехать на велосипедах. Начали готовиться к экспедиции, но Федора неожиданно пригласили поучаствовать в велогонке на Кубок Балтии. Я остался один. Но поехал... Три месяца добирался до села Чкалово, где жили родители. Это было мое первое странствие по стране. После него я заболел путешествиями. Ездил много: Сахалин проехал, Камчатку, Приморье исколесил. Вдоль западной границы прокатился - от Мурманска до Чкалово. А в 89-м понял: нужно бросать работу. И, уйдя из школы - физруком там был - стал только путешественником.
- Какой ваш маршрут - самый значимый?
- Очень долго я жил мечтой - пройти вдоль Северного Ледовитого океана. В 30-е годы этот маршрут одолел Глеб Травин, и больше никому не удавалось повторить его.
- Потому что он сложный?
- Да, очень непростой. Но и другая причина имелась: во времена Союза Север был закрыт для путешествий. А мне повезло: в свое время я служил на границе, и на нашей погранзаставе проходил службу будущий командующий погранвойсками Матросов. К нему, когда он уже был генерал-полковником, и попала моя заявка на путешествие. Наверное, вспомнив меня, генерал дал «добро» на маршрут. Кстати, часть пути с нами проехал и Федор - два месяца мы были вместе.
- Зачем на Севере велосипеды? Разве можно на них по снегу ехать?
- Можно! Кое-где по берегам Ледовитого океана имеются локальные дороги. Правда, от мыса Шмидта до Уэлена мы шли только по льду. Тяжелая экспедиция получилась! Я очень больным шел... пришлось даже к знахарке обращаться - она сама помощь предложила. "Иначе, - сказала, - ты не вернешься из экспедиции: сбудется давнее предсказание о твоей смерти на 37-м году жизни".
- Было такое?
- Цыганка мне давно-давно нагадала: если пройдешь 37-летний рубеж - будешь жить очень долго. Я и забыл об этом предсказании, а вот там, в экспедиции, вспомнить пришлось... А однажды мы набрели на охотничью избушку - года два, наверное, никто в ней не жил. Мои спутники предлагают: ты обед готовь, а мы пойдем дорогу посмотрим. И ушли. Я подметать полы взялся, вижу - бумага в углу какая-то. Развернул ее, а это портрет Федора! У меня аж слезы на глазах выступили. Федору, думаю, сейчас намного сложнее, чем мне. Он ведь в одиночку на Эверест идет! Я всегда Федора вспоминаю, когда трудно. Пытаюсь представить, как бы он поступил в моей ситуации.
- Вскоре вы снова на Севере оказались - на Полюсе холода...
- Мечта осуществилась-то! Нужно было новые цели перед собой ставить. Так и возникла идея дойти из Тынды до Полюса холода. Что мы и сделали за 41 день.
- Полюс холода - он в самом деле жутко холодный?
- Минус 63 градуса - обычная температура для тех мест.
- И что человек ощущает в такой мороз?
- Кажется, что натянуто все - включая и нервы, как струна. И тишина стоит звенящая. А нам нужно идти, нужно жить.
- И спать?
- Спать нельзя! Постоянно следовало пальцами шевелить, постоянно быть собранным. Как только кто-то храпеть начинал - будили его. Пару раз и я засыпал. Сразу сны приходили - радостные, солнечные. Но тут же голос чей-нибудь их обрывал: "Паша, Паша, не спи!"
- Хуже где - на Севере или в пустыне?
- В пустыне! Жара в 57 градусов - и полное бездорожье, при отсутствии воды. Каждый шаг отдается в мозгу: вода, вода, вода... А пить нельзя - вода тут же с потом выйдет. Пить приходится по глотку. Не пить даже - в рот воду набирать. Через полчаса - еще один глоток. И так изо дня в день... Вернувшись домой, попервости воду возле кровати на ночь оставлял - настолько исстрадался без нее.
- Зачем вам все это надо было, Павел?
- Сложно сходу ответить. Хотя вопрос этот мне часто задают. И иногда приходилось что-то выдумывать. А сейчас отвечу так, как сам понимаю. Каждый из нас желает быть счастливым. Но что такое счастье, никто не знает. Однако стоит человеку побывать на грани жизни и смерти и не погибнуть, разгадка счастья становится очевидной. Счастье -
Это возможность жить!
- А если просто сидеть на берегу и ловить рыбу - разве это не счастье?
- В таком случае ты будешь счастлив от того, что поймал рыбу, а не от того, что тебе Бог даровал жизнь. В полной мере жизнь, как счастье, можно ощутить, лишь пройдя через трудности, через испытания.
- Ну, допустим, один раз мужчина может себя испытать, но зачем дальше трудности создавать?
- Ты знаешь, Володя, мужчиной я себя как раз на маршруте и чувствую! В пути ведь все от меня зависит. Там я хозяин положения. А в обычной жизни не нахожу для себя места.
- Природа жестока сама но себе?
- Я ее не боюсь! Самое страшное в природе - это люди.
- Икону берете в дорогу?
- Меня сопровождают две иконы: Божия Матерь Порт-Артурская, подаренная архиепископом Владивостокским и Приморским Вениамином, и Казанская Божия Матерь.
- Казанская - тоже подарок?
- Вот какая история с ней приключилась. Однажды я ехал на велосипеде из Приморья в Финляндию. Под Екатеринбургом оказался часов в десять утра. И вдруг замечаю: что-то блестит на трассе. А машин вокруг - масса! Город же крупный неподалеку. Подъезжаю ближе - икона лежит посредине дороги. И ни одна машина на нее не наехала! Значит, она меня ждала! Ну и забрал ее.
- Во время странствий по миру вера укрепляется?
- Конечно! Человек в каком случае к Богу обращается? Когда ему трудно! А в путешествии всегда трудно. И я никогда не выхожу на дорогу, не прочитав молитву.
- Ваше самое долгое путешествие сколько продолжалось?
- Год, по Австралии.
- Австралийцы отличаются от нас?
- Они добрее. Не поверишь: там все на дороге приветствовали нас! Ну, если не все, то 99 из ста проезжавших! Пиво прямо на ходу иредлагали, воду.
- Полиция тамошняя как себя вела?
- За год полицейские меня четыре раза останавливали. В первый раз предупредили, что ночью будет дождь. Во второй раз посоветовали, как проехать по менее загруженной дороге. Третья остановка - перед заездом в пустыню. Полицейские вручили визитку: случится что, мол, - звоните, там по-русски понимают. Четвертая задержка возникла на скоростной магистрали, по которой запрещено движение на велосипедах. А чтобы объехать ее - 20 километров в сторону. Ну а зачем нам лишних 20 километров? Вот и решил я прикинуться: не понимаю, дескать, чего вы хотите. Полицейские показывают: туда надо! А я им: нет, сюда! Замечаю, психовать начинают. Тогда я достаю записку с английским текстом: мы, значится в ней, русские путешественники, едем вокруг Австралии, языка не знаем. Помогите с хлебом и водой. Протягиваю записку полицейским. Те прочитали... и на капот своей машины упали от хохота. И руками машут: езжайте, куда хотите.
- А на просторах СНГ как вас принимают?
- Иногда в день по пять-семь раз останавливают.
- Зачем?!
- А вдруг наркотики везу...
- И такие проверки бывают?
- Нередко. Но случается, останавливают просто поговорить. И сфотографироваться на память.
- Какие у вас, Павел, на будущее планы?
- Мечтаю проехать всю Америку - от Аляски до Огненной земли. И в Индию хочу попасть. И, конечно, по стране опять поеду. Мне нравится движение. Очень!
- Домой, в Приазовье, не тянет?
- Тянет! Возвращаться думаем. Родители здесь, сестра и брат - тоже. Федор в Москве живет. Один сын - в Донецке, второй - в Москве. А мы с женой - в Приморье. Вот и планируем рано или поздно поближе перебраться.
- К Москве или к дому?
- Не решили пока окончательно.
- Океан не возникало желание перейти - как Федор?
- Вот что я тебе на это отвечу: велосипед я выбрал именно из-за Федора. И сейчас по рейтингам в первую тройку мировых сухопутных путешественников вхожу. А за Федором я бы за всю жизнь не угнался!
- Как полагаете, нужен в Приазовье музей братьев Конюховых?
- Сейчас, может, он и не нужен. Но в будущем понадобится. И он появится - когда нас уже не будет...
Владимир ШАК
[Газета "МИГ", Запорожье]


На плече у Павла татуировка: "Сын рыбака"


Одна из книг путешественника


15 мая в главном корпусе ВГУ студенты и любознательные воронежцы встречались с путешественником, художником и писателем в одном лице Павлом КОНЮХОВЫМ. Велопутешественник рассказал о том, как покорял Север на велосипеде, ночевал в палатке при минус 60, обходился за границей без знания английского и почему впервые увидел сына через четыре месяца после его рождения.



По наказу деда

В мужчине, скромно расположившемся за столом в конференц-зале, легко было узнать брата Федора Конюхова. Такие же длинные волосы, борода и, что примечательно, светящиеся теплотой глаза. Но Павел немного младше брата, а свои километры вокруг земного шара наматывал исключительно на велосипеде.

Без лишних слов, с живостью, свойственной решительным людям, Павел Конюхов начал рассказ о своих экспедициях и путешествиях. Конечно, он не мог не сказать о том, с чего началась эта страсть: «Родился я на берегу Азовского моря. Там, где родился Егор Седов (Егор Седов – русский гидрограф, полярный исследователь. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу, во время которой погиб -прим. «P.S.-5 сов»), с которым был дружен наш дед. Когда дед умирал, он подозвал к себе моего старшего брата Федора, дал ему крестик и сказал: «Внучок, дойди с этим крестиком до Северного полюса». Так что Федор с пяти лет мечтал об этом. А я младше и всегда бегал за ним везде хвостиком. Так мы вдвоем стали путешествовать.

В 1975 году я служил на границе с Ираном, и как-то мне в руки попал журнал «Вокруг света», где было написано о Глебе Травине. Травин за три года и 14 дней, с 1928 по 1931, проехал на велосипеде вокруг Советского Союза. Я прочитал и забыл. Но когда я вернулся из армии, то стал читать про него и узнал, что в мире создано 7 клубов, повторяющих маршрут Глеба Травина. Я сразу стал переписываться с родственниками Травина и велосипедистами. Но все мне сказали: «Никто тебя не пустит на Север. Он закрыт для путешествий». Но я не остановился и решил узнать, на что способен. Я сел на велосипед и поехал в одиночку через всю страну из Находки, где я тогда жил, на родину. На это у меня ушло три месяца. В последнюю неделю я отказался от пищи, решив проверить, смогу ли я путешествовать по Северу, если вдруг закончится пища. Я терял сознание, но доехал благополучно. И после этого начал путешествовать каждый год.

На велосипеде по пути Травина

«На следующий год я проехал весь Сахалин. Затем в 1985 году проделал путь от Мурманска вдоль западной границы до Одессы. И вот в 1987 году мы решили поехать на Север, начать путь Травина. По этому поводу я потом написал книгу. Она называется «Навстречу солнцу».

Самым сложным было то, что я никогда не был на Севере и не привык к нему. Вышли мы в тундру, а там везде снег, куда бы я ни посмотрел - не за что глазу зацепиться. Я тогда подумал, что, наверное, не пройду здесь. Тем более друзья, которые шли со мной, думали, что я все знаю. Ну, я не показывал им, что я ничего не знаю. За полгода мы прошли от Архангельска до Тикси. Затем вернулись домой, чтобы готовиться к следующему этапу».

Но маршрут тогда не был пройден до конца. А причина крылась вот в чем: «В мае 1989 мы с Федором должны были ехать на велосипеде от Владивостока до Петербурга вместе с американцами. Они должны были снимать фильм. Назывался «Сибирский переход». В состав экспедиции было очень сложно попасть. Набор проходил из 3000 мужчин и 800 женщин. Федора выбрали как интересного человека, а меня взяли как проводника, потому что я уже проезжал этот маршрут. Взяли еще двух девушек из Москвы. Одна была мастером спорта, а вторая только недавно научилась ездить на велосипеде. Ее взяли, рассчитывая на то, что она сойдет с маршрута, чтобы показать, какая тяжелая дорога в России, что даже русские не могут выдержать».

Не тот полюс холода

«Когда мы ехали с американцами, они сказали: «У вас в России находится полюс холода в Оймяконе. В 1990-ом году туда дошел итальянский путешественник Яцек Палкевич, а вот вы, русские, не можете дойти». И после возвращения, зимой, в самую стужу я решаю дойти на велосипеде до полюса холода.

Я организовал конкурс в газетах «Советский спорт» и «Комсомольская правда», и мне пришло около 5000 писем от желающих попасть в команду. Я взял 7 человек с территории всего Советского Союза. Мы вышли из Тынды и за 41 день достигли полюса холода. Самая холодная температура была -63. После возвращения нас занесли в книгу рекордов «Диво». Были сложности. Одному участнику, который отморозил себе нос и ноги, врач отрезал кончик носа и большой палец на левой ноге. Операции делали в палатках.

Когда я приехал, меня пригласил в Северную Корею Ким Ир Сен по случаю своего дня рождения. Но я отказался, сказал: «Я поеду только на велосипеде». Я знал, что до этого никто подобного не делал. Но там не было такого путешествия, как у нас по стране. Там нас постоянно сопровождали машины. Но мне было приятно, что я первым проехал эту страну.

В 1992-м году я решил закончить свой маршрут по пути Глеба Травина. Только уже с новыми участниками. Прежние не смогли. Потом я снова написал об этом книгу. Называется «Мы шли рядом со смертью». Там я чуть не умер, но благодаря тому, что мои друзья были сильными, мы дошли до конца.

После возвращения нам сказали, что мы покорили не тот полюс холода. Оказывается, что он находится в Верхоянске. Средняя температура там ниже. И вот мы решили покорить два полюса холода на велосипедах. В первый же день маршрута у нас сошел 1 человек. Он воевал в Афганистане, был контужен, и у него открылись старые раны. Где-то через неделю сошел второй. И мы вдвоем дошли до Оймякона. Самой теплой погодой там было -54. Ночевали мы только в палатках. При таком морозе даже птицы не летают. В -60 градусов даже разговаривать тяжело, а водка замерзает.

В 1993-м году я возвращаюсь, а мой друг тогда занимался изучением жизни путешественника Владимира Арсеньева. Он узнал, что Арсеньев в 1912-м году ездил в Норвегию и они с нанайцами наметили маршрут от Владивостока до Северного Ледовитого океана. Но потом началась первая мировая война, потом гражданская, и они не смогли осуществить этот проект. Я загорелся идеей пройти этот маршрут и собрал команду. На это ушло 79 дней. Дошло только два человека из 25.

Потом, по возвращении, мы узнали, что такой путь собирались пройти офицеры НАТО. Мы должны были встретиться с ними, пришли в музей, но из них был только один, их начальник. Он тогда извинился: «Вы поймите, они не пришли, потому что им стыдно. Они к этому маршруту 10 лет готовились, такое снаряжение собирали, вплоть до того, что туалет должны были брать, а вы прошли на велосипедах».

В Австралию, в гости к Романовым

Во Владивостоке, в ТЮЗе Павел познакомился с князем Романовым, одним из родственников Николая II. Князь предложил ему: «Я хотел бы, чтобы ты приехал к нам в Австралию». Но Павел уже по традиции ответил: «Вы знаете, я так не поеду, я только на велосипеде».

«Он пригласил меня и моего друга. А у друга того тоже была фамилия Конюхов. В газетах тогда написали: «Конюховых много, а земной шар один». Ну а как добраться? У нас же всегда финансов мало. И нас близнецы Запашные взяли вместе с тиграми. И вот мы 25 дней шли на пароходе. Мы целый год путешествовали по Австралии, потом в Новой Зеландии, Тасмании, Южной Корее». Потом я в одиночку путешествовал по России, Европе. В Дании меня обокрали, я остался без денег, и мне пришлось возвращаться.

Раньше я во время путешествий получал справки о прохождении маршрута, ставил печати, отмечался. Потом я уже начал путешествовать в свое удовольствие, для себя. Ведь никому не будешь показывать справку с печатью, мол, я там был.

В 2001-м году мы решили пройти пустыню Гоби. Проехав Гоби, попали в Читинскую область. А там тоже интересно. Дорог нет, только направления. Вот спрашиваешь у монгола, как проехать к железной дороге, а он тебе дорогу не покажет, может показать только, где населенный пункт находится.

В 2002-м я проехал по святым местам России, по всем монастырям от Владивостока до Валаама. Потом еще в Европу. На следующий год я на Дальнем Востоке путешествовал.

Самый интересный маршрут был, когда в 2006-м году я решил отправиться из Владивостока в Италию, к мощам Николая Чудотворца. Я проехал через Россию, Финляндию, Норвегию, Данию; поехал через Европу до Италии. А там оказалось, что моя виза не пройдет. Нужно было делать итальянскую визу, а у меня была финская. И мне сказали: «Можно по горам пройти, тебя не увидят. Но если поймают, на пять лет запретят въезд и еще посадят в тюрьму». Я тогда решил так не делать, потому что ехал я к Святому Николаю Чудотворцу. Решил, не буду обманывать. И если нельзя проехать, значит, я еще грешный, значит, Бог меня не пускает туда. И я вернулся назад.

После этого мы с семьей решили переехать с Дальнего Востока в Воронеж. Первое путешествие я здесь совершил вокруг Воронежской области, чтобы посмотреть, куда же я приехал. Еще совершил маленькое путешествие на Куликово поле».

О демократии в путешествиях и о том, как найти жену, которая будет ждать

Рассказ путешественника не мог оставить слушателей равнодушными. На Павла градом посыпались вопросы.

- Вы набирали команды. Назовите три самых важных качества, которыми должен обладать ваш спутник.

Первое. Когда я отбирал людей в команду, я всегда брал тех, кому за 30. Потому что до 30 лет не все понимают, зачем они идут. Второе. Должна быть совместимость в группе – это самое главное. И третье. Физическая сила не главное, а вот психологически не каждый может выдержать месяц, два, три. У нас были ребята, чемпионы России по боксу. И они сходили, потому что это совсем другое. Были велосипедисты - мастера спорта. Они тоже сходили, потому что в обычных условиях они могут проехать, а потом вернуться домой. А здесь надо долго ехать, готовить есть, спать в палатке без печки, без всего. Когда на улице минус 60, в палатке на 15 градусов теплее. Надо выжидать до утра. Потом целый день идти. Мы питались два раза в день – утром и вечером. В обед не ели, потому что день короткий. Питались только кашей: рис и гречка.

- А как вы отбирали из 5000 участников команду?

Пришло пять тысяч писем. Там много молодежи, девочек. Некоторые писали, что хотят увидеть белого медведя. Я сразу их исключал. Я отбирал из тех, кто уже путешествовал. Переписывался с ними, узнавал, где они путешествовали. И по письмам я определял, что за человек. Потом я обратился к экстрасенсам. Затем еще к одной женщине, которая по почерку определяла. И вот мне предложили взять одного москвича, а одного из Казани убрать. Я не послушался. Парень из Казани мне помогал, а москвичей я всегда немножко недолюбливал. Они всегда высокого мнения о себе. Подумал: «Нет, я возьму того, кто из Казани». И он оказался единственным, кого сняли с маршрута. Уже оставалось 200 км. Он был дежурный. Я сказал, что утром, в 9 часов уходим. Я никого не жду. Потому что людей много, и если я начну всех ждать, затянется. Я сел и поехал. Люди быстро собираются, и за мной. И вот ребята догоняют меня и говорят, что Володю (участника из Казани) сегодня снимают с маршрута. Оказалось, он три километра проехал на машине. Он отстал и решил догнать. Всего три километра, его бы подождали. Но он подъехал. Мне жалко было, все-таки он уже столько прошел, но его сняли с маршрута.









- Во имя чего ваши путешествия?

Это самый сложный вопрос. Я читал ответы 20-30-ти путешественников, которым его задавали, и все отвечали по-разному. Я тоже разные ответы давал. Потом я понял, что каждый человек хочет быть счастливым. И я счастье нахожу только там [в путешествиях]. Я там чувствую себя человеком. А здесь, в городе, я крупинка, один из толпы. А там все зависит от меня, жизнь зависит от меня. А во-вторых, после тяжелой экспедиции я возвращаюсь домой и счастлив тому, что я живой. Две-три недели я счастливый, ничего не замечаю, я понимаю, что самое большое счастье – это жизнь, особенно когда здоровье есть. Мы здесь живем и думаем, что если деньги, продукты, хороший дом будут, то это хорошо. Нет, самое главное – здоровье. А чтобы это понять, надо через что-то пройти. Почему люди к Богу приходят? Сначала у них что-то случилось, а потом они к Богу обращаются. Так и здесь. Я тоже не такой верующий был, пока не попал в путешествия. Потом хочешь-не хочешь, но поверишь в Бога.

- Скажите, пожалуйста, где вы с Федором взяли таких жен, которые терпят ваши путешествия?

- Когда мы с женой начали встречаться и решили пожениться, я у нее спросил: «А ты будешь меня в путешествия отпускать?». Она сказала: «Конечно». Думала, что на выходные. (Смеясь)

Но самое интересное вот что. Я работал в школе вместе с женой. Когда она забеременела, я ее отправил рожать в Забайкалье. А меня из школы не отпускают, мол, надо работать. И я уволился из школы. А в то время в Советском Союзе нельзя было просто болтаться по стране. Была статья за тунеядство. Мне никто справку не дал, и я решил ехать через всю страну на велосипеде. И когда я доехал до Читы, Федор выбил мне справку, что я еду от комсомола, чтобы меня не арестовали. Из Читы поехал дальше, меня же жена ждала. Доехал до Уфы – мне сообщили, что у меня сын родился. В Куйбышев приехал, позвонил по телефону, узнал, что все хорошо. Когда доехал до конца, не мог улететь. Целый месяц мне пришлось добиваться билета. Когда прилетел в Читу, возникла другая проблема – в Чите закрыли аэропорт на три месяца. И когда я прилетел домой, сыну было уже четыре месяца.

- Как вы преодолевали страх в экстремальных условиях?

Я всегда говорил, не боится тот, кто дурак. Страх есть всегда. По России ехать очень сложно. Вот я ездил в Австралию, там страха почти не было. Там я боялся только, что меня кто-нибудь укусит или крокодил нападет. В Австралии местные русские объяснили нам, что самые опасные там пауки. Есть такие, от которых даже сыворотка не помогает. Показали фотографии, а они маленькие. Как я их от других пауков отличу, если их много бегает? А вот змей мы не боялись. Когда палатку ставили, брали палки, спокойно отгоняли ими змей. Но когда я приехал домой, то через два-три месяца из программы «В мире животных» узнал, что в мире существует 10 видов самых опасных змей, и из них 9 живет в Австралии. Вот только тогда мне стало страшно. А когда я этого не знал, мне и страшно не было. Много разных случаев было: и стреляли в меня, и при мне одному человеку уши отрезали. Но выжил.

- Как справлялись с ответственностью за команду, которую собирали?

Мне всегда ребята говорили, что из путешествия я прихожу самый вымученный. Потому что я отвечаю за всех. Прежде чем пойти спать, я должен сам посмотреть, все ли легли. Ночью просыпаюсь, прислушиваюсь, кто как сопит. Если кто-то захрапел, я его бужу. Потому что ночью полностью нельзя заснуть, иначе можно не проснуться. И все время путешествия я иду в напряжении, потому что я отвечаю за их жизни. Я отвечаю перед их женами, детьми. Всегда думаю, а что я им скажу?

В путешествиях у нас демократии нет. Как только мы выходим, она заканчивается. Я за всех отвечаю. Завхоз, врач, механик – они советуются только со мной. Я им говорю сразу: «Если не хотите, оставайтесь. Если вы не будете слушаться, я вас с маршрута сниму».

- Скажите, вы с детства были волевым человеком или вы как-то в себе это воспитывали?

Думаю, я и сейчас не такой. А вообще жизнь заставляет. Если струсил, то уже надо возвращаться, потому что там можно только на себя надеяться, никто не поможет.

Вы проехали целый свет, увидели столько стран, культур и людей. Есть ли какие-то вещи, которые вас удивили? Почему в Австралии вам было путешествовать менее страшно, чем по России?

Я проехал 53 страны, и больше всего мне понравилась Австралия. [Там] люди очень добрые. Когда мы туда приехали на пароходе, нас встретили. Зашли таможенники. Когда узнали, что мы путешественники, попросили сфотографироваться. Спросили: «Оружие, наркотики есть?». И отпустили. Выходим – все здороваются, все приветствуют, машут. За год путешествия по Австралии меня остановила полиция 4 раза. Один раз остановили и дали визитку с адресом. Сказали: «Здесь по-русски понимают. Можете позвонить - вас спасут». Второй раз была загружена дорога в выходной. Нам сказали, что есть дорога второстепенная, мол, поезжайте там, потому что здесь машин много. А когда узнали, что мы русские, один полицейский сказал, что тоже по-русски понимает и сказал: «Таня, люблю». Кто-то научил его. В третий раз предупредили, что ночью будет дождь и надо будет где-то спрятаться. И еще один раз мы ехали на велосипедах по автобану, а нельзя было, и нас полиция остановила и сказала, что надо уезжать. А чтобы уехать, надо было 25 км в сторону проехать. Ну мы дурачка включили, будто не понимаем. Говорим: «Мы русские, мы не понимаем, нам туда надо ехать». Смотрю, они уже начинают нервничать. Я достаю и показываю записку, на которой нам друзья написали по-русски и по-английски: «Мы русские путешественники. Едем вокруг Австралии. Языка не знаем. Помогите». Они на капот упали, начали смеяться и говорят нам: «Поезжайте, поезжайте».

- Как вы, путешествуя по другим странам, справляетесь в общении с людьми, говорящими на других языках?

Да, язык – это проблема. Во-первых, в школе я учил немецкий, а вы знаете, что мы немцев в то время не любили и не учили немецкий язык. А в путешествиях нужен английский в основном. Перед тем, как поехать в Австралию, мы каждый день учили слова. Я выучил где-то 500-700 слов. И так 2-3 слова по-английски, где-то по-русски. А вот когда общались с велосипедистами, было более сложно. Но у меня был друг, он лучше знал английский, и мы через него общались. Был случай в Австралии, когда мне был нужен лук. И у меня из головы вылетело, как будет «лук». Я им объясняю, показываю, что и слезы текут, но они ничего не понимают. Я потом взял и нарисовал. Они были так рады тому, что наконец поняли, что вынесли мне лук и бесплатно отдали.

- Какие путешествия, одиночные или с компанией, вам подходят больше всего?

Мне, конечно, больше нравятся одиночные, но они и более опасные. А если с компанией, то надо только с очень хорошими друзьями ехать. Когда едем с друзьями, то руководитель - я, но подчиняются не мне, а самому слабому. Если мы едем, и он говорит: «Паша, давай остановимся ночевать», значит, ему нужно, он просто так не скажет. Останавливаемся. Потому что иногда человек стесняется сказать, терпит, а потом что-то случается. Но это только с хорошими людьми. А бывают ленивые, которые через каждые 40 км хотят останавливаться.

- Как вы ночевали в диких условиях на холоде?

Надевали три-четыре комплекта шерстяного белья, потому что шерсть, даже когда она мокрая от пота, все равно греет. Потом надевали тонкий свитер и анорак, брезентовую куртку. Вечером все это нужно снять. А оно по морозу колом стоит. Анорак снимаешь на улице, привязываешь к велосипеду, чтоб не улетел. Белье я переворачивал со спины на грудь, чтобы за ночь высохло. Стельки я всегда клал на ягодицы, на голое тело, чтобы они были сухие. Сверху надеваешь пуховые брюки и куртку. За ночь все высыхает.

И, как я уже говорил, ночью на севере не спишь, а дремлешь. Заснуть нельзя, потому что можно потом не проснуться. Лежишь, чувствуешь, что рука замерзла – начинаешь ею работать. Если ноги замерзли и не отогреваются, надо вылезти и побегать вокруг палатки. Самое тяжелое предстоит утром, когда надо теплую одежду снять и надеть то, что колом стоит. Одеваешься и слышишь, как все остальные зубами стучат. Да так стучат, что едва зубы не вылетают.

- Когда вы едете в одиночку, какой обязательный набор медикаментов вы берете с собой?

Главное – от расстройства желудка. А когда на Север еду, мне жена покупает таблетки и пишет, какие от чего. Я беру и пью, и даже местных жителей лечил, хотя сам не разбираюсь.

Велосипед - это же такая вещь ненадежная. Может отскочить колесо, могут стереться или лопнуть шины, тем более в мороз. Как вы вообще с этим справлялись?

Когда я готовился к полюсу холода, мы обратились в Новосибирский институт, чтобы они дали нам одного участника-ученого. Они нам тогда сказали: «Вы не пройдете, у вас велосипеды треснут». Американцы, когда узнали, что я езжу по Северу на велосипеде, назвали меня русским самоубийцей. Федора они называли «одинокий волк». Когда на Севере идешь, в камеру заливаешь глицерин, чтобы он смягчал шины и они не лопались. Наибольшая проблема – ломающиеся педали, особенно для тех, у кого высокий рост. И все мы везли с собой: педали, цепи. Пробившуюся камеру в тепле можно поменять за 5-10 минут, а там уходит 2-3 часа. Все это нужно делать у огня и голыми руками. Пальцы сразу отмораживаешь.

-Почему вы переехали из Находки именно в Воронеж?

Я семь раз проезжал Россию. Но почему-то ни разу не проезжал Воронеж. И когда мы решили переехать с Дальнего Востока, то сначала хотели в Ростов. Там у меня друзья. А племянница у меня служит на Камчатке, но квартиру здесь [в Воронеже] получила. Она нам сказала, что Воронеж очень красивый город. У нас родители жили на Украине, Федор и наш сын в Москве, а мы решили жить посерединке. Приехали, нам понравилось. Сначала хотели квартиру в городе, но в Девице, прямо возле храма дом продавался. Мы с женой художники, у нас мастерская. Туда и переехали.

- Вы призываете молодежь быть путешественниками? Как вы к этому относитесь?

Нет, я не призываю путешествовать, я просто за здоровый образ жизни. А путешественников из тысячи или миллиона появятся один-два. Они сами поймут. Как Федор всегда мне говорил, если хочешь быть счастливым - путешествуй. Так что они сами должны дойти до этого. А чтобы путешествовать или любой другой работой заниматься, надо полностью ей отдаваться. Я прожил 60 лет, и даже если я сейчас умру, я все равно себя уже считаю счастливым, потому что я все увидел, все испытал на себе. Я жил так, как я хотел. Это самое главное.

Ольга СЕМИОХИНА
Фото Юлии УСТЬЯНЦЕВОЙ и из личного архива Павла КОНЮХОВА