Психология конфликта кратко. Психологический конфликт Определение понятия конфликт в психологии

В психологии выделяются различные виды конфликтов .

Соответственно этому подбираются наиболее оптимальные способы их разрешения.

Что это такое: определение понятия

Какое определение более всего подходит к понятию конфликт?

Конфликт — отношения между субъектами, характеризующиеся противоборством на основе расхождения взглядов, мотивов, интересов.

Структура конфликта в этом ролике:

Сущность и классификация

Какие бывают конфликты? В социологии и психологии конфликты подразделяются на естественные и неестественные. Первые появляются сами собой, когда возникают противоречия между собственными представлениями и представлениями о ситуации других людей или группы.

Искусственные создаются ради реализации и достижения определенной цели. Иногда используются личностями для снятия напряжения.

Конфликт — это развивающийся процесс . Он может прогрессировать, сохраняться долгое время, видоизменяться или прекращаться естественным образом. Иногда переходит в скрытую стадию, готовый разгореться снова.

В , в зависимости от степени вовлеченности сотрудников, конфликты делят на горизонтальные, вертикальные, смешанные.

Встречаются эмоциональные конфликты, когда причиной является не объект, а понятия, требования, установки субъекта.

Участники , как правило, не одинаковы по рангу. Инцидент , то есть действие, может возникнуть по инициативе одной из сторон, создаться намеренно, иногда возникает без цели, ради самого конфликта.

Конфликты классифицируются :

  • по сфере проявления — экономические, политические, идеологические, семейные;
  • по степени напряженности — бурные, скрытые, длительные, вялотекущие, быстротекущие;
  • по субъектам — межгрупповые, межличностные, между личностью и группой;
  • по последствиям — конструктивные или деструктивные;
  • по предмету — реалистичные, беспредметные.

Сущность любого конфликта — провоцирование изменений, положительных либо негативных.

Виды и характеристика

Последствия

По последствиям конфликты делят на две большие группы:

  • функциональный , предполагающий поиск перспективных альтернатив, дающий возможность эффективно разрешить разногласия, положительно влияющий на развитие отдельной личности;
  • разрушительный — цели не достигаются, потребности отдельного индивида не удовлетворяются.

По воздействию конфликт можно поделить на отрицательный и положительный.

У. Линкольн выделил следующие положительные последствия конфликтной ситуации:

  • объединение людей с одинаковой направленностью - единомышленников;
  • ускорение процесса самосознания;
  • разрядка, сброс напряжения, несущественные дела при этом уходят на второй план;
  • расставляет приоритеты;
  • помогает выходу эмоций;
  • обращается внимание на предложения, которые нуждаются в обсуждении;
  • помогает налаживать рабочие контакты;
  • под влиянием ситуации утверждается определенный набор ценностей;
  • происходит поиск наиболее оптимальных способов предотвращения конфликтов.

К отрицательным последствиям относится:

  • угрожает социальной системе;
  • подрывает доверие сторон;
  • имеет тенденцию углубляться, расширяться;
  • меняет приоритеты, ставит под угрозу интересы;
  • препятствует быстрым переменам;
  • люди оказываются в зависимости от заявлений, произнесенных публично.

Расценивая тот или иной конфликт, надо исходить из необходимости получить определенный результат и постараться как можно быстрее перевести его в положительное русло.

Формы и типология конфликтных ситуаций

Выделяют основные типы конфликтных ситуаций. Их четыре:

  1. Межгрупповые . Происходят внутри организации между малыми группам, между большими социальными группами.
  2. Личностно-групповые . Когда в конфронтацию вступает отдельный индивид и группа.
  3. Межличностное . В этом случае у членов группы появляются несовместимые цели, паттерны поведения, мотивы.
  4. Внутриличностные . Столкновения происходят внутри самого человека, когда появляются противоречия между ожиданиями и требованиями внешней среды.

К разновидностям конфликтов можно отнести интриги , когда с одной стороны происходит нечестное действие, выгодное инициатору.

Они побуждают отдельных личностей или коллектив к определенным действиям и наносят ущерб другим людям или социальной группе.

Типы конфликтов — примеры:

Типы поведения личности

В конфликтной ситуации люди могут проявлять разное поведение. Зависит это от особенностей личности, опыта, стремления получить определенную выгоду , добиться желаемой цели.

Типы поведения кратко:

  • компромисс — поиск возможных уступок с обеих сторон;
  • приспособление — одна из сторон отказывается от выражения своих интересов в угоду интересов и требований другой стороны;

    В этом случае приходится адаптироваться, перестраиваться, смиряться.

  • сотрудничество — происходит поиск общей выгоды, иногда требуется пройти несколько этапов, пока не будет найдено более удачное решение;
  • игнорирование — личность не желает вступать в конфликт, игнорирует требования другой стороны, но в итоге разногласий становится больше, а напряжение нарастает;
  • соперничество — активная форма взаимодействия, субъекты настаивают на своем, стремятся к единой цели, но при этом не желают уступать первенство. Здесь возможны различные варианты — кто-то останется в выигрыше, опередив оппонента, либо придется искать компромисс.

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие на поведение участников и динамику развития ситуации.

Современная точка зрения считает, что в некоторых ситуациях конфликты желательны.

Это стимулирует развитие системы. В тоже время, провоцируя конфликты, надо уметь держать их под контролем и направлять в нужную сторону .

Конфликтология — это целая отрасль психологии. Она постоянно изучает, совершенствует методы управления ситуациями, связанными с коллективными и личностными разногласиями. Это позволяет находить наиболее оптимальные и безболезненные способы разрешения конфликтов.

5 типов поведения при конфликте в этом видео:

Реферат по учебной дисциплине "Психология"

на тему: "Конфликт. Виды и способы разрешения конфликтов".

План

1. Введение.

2. Понятие конфликта. Типы конфликтов.

3. Причины возникновения конфликтных ситуаций.

4. Способы профилактики и решения конфликтов.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1. Введение.

В каждой сфере деятельности человека осуществляется решение разного рода задач. В случае разрешения их на работе, отдыхе или в быту зачастую возникают разнообразные по своей силе, проявлению и сложности конфликты.

Конфликты являют собой важную значимость в жизнедеятельности человека, потому как последствия их зачастую очень ощутимы еще долгие годы. Они поедают жизненную энергию человека, или же группы людей, на протяжении многих дней, недель, месяцев, даже лет.

Человеческие мысли о конфликте, как правило, связывают его с враждебностью, агрессией, спорами, войной, угрозами. В итоге, существует мнение, что конфликт - это бессменно нежелательное явление, потому, по возможности, нужно его обходить и безотлагательно разрешать, при малейшем его проявлении.

Сколько существует человек, столько существуют конфликты. Однако, объясняющей их природу, воздействие на развитие общества, коллективов, общепризнанной парадигмы конфликтов не существует, хотя есть множество исследований по вопросам из образования, функционирования и управления ими.

Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородно выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом разрешить ее.

2 . Понятие конфликта. Типы конфликтов.

Существующие разнообразные объяснения конфликта акцентируют факт противоречия, принимающего форму несогласий, когда ведется речь о человеческом взаимодействии, конфликт может быть явным или скрытым, однако его основой является отсутствие взаимопонимания. Таким образом, конфликт можно определить, как отсутствие взаимопонимания меж двумя и более сторонами - группами или лицами. Любая из сторон делает все для принятия ее цели или точки зрения, и выстраивает всяческие помехи противоположной стороне для осуществления того же самого.

Конфликт - это конфронтация сторон, сил, мнений, переход конфликтной ситуации в открытую конфронтацию.

Конфликт - это противоборство за ценности, претензии на конкретные ресурсы, власть, статус, целенаправленное нанесение ущерба сопернику, нейтрализацию или его уничтожение.

Типы конфликтов по причинам:

  1. Конфликт целей - различное видение сторонами желаемого состояния объекта в перспективе.
  2. Конфликт во взглядах - расхождение сторон в мыслях и идеях по решаемому вопросу - для разрешения данного конфликта необходимо больше времени, нежели достижение взаимопонимания в конфликте целей.
  3. Конфликт чувств - различие эмоций и чувств, лежащих в основании взаимоотношений меж участниками - люди являются раздражителями друг друга собственным стилем поведения.

Типы конфликтов по участникам:

  1. Интрапсихический конфликт - это внутреннее противоречие психического мира личности, зачастую по природе являет собой конфликт взглядов или целей.
  2. В интерпсихический конфликт вовлечены две или больше стороны, в случае их восприятия себя оказывающихся в противостоянии друг к другу относительно ценностей, расположений, поведения, целей каждой из сторон. Данный тип конфликта является более распространенным.
  3. Конфликт внутригрупповой - большей частью это конфронтация меж членами или частями группы, воздействующая на групповой процесс изменения и итоги работы данной группы.
  4. Конфликт межгрупповой являет собой оппозицию или конфронтацию двух, и более групп в организации. Возможна эмоциональная или профессионально-производственная основа. Характерна интенсивность.
  5. Конфликт внутриорганизационный образуется большей частью вследствие планирования конкретных работ, в налаживании организации и в итоге формального назначения власти - существует линейно-функциональный, вертикальный, ролевой и горизонтальный.

Типы конфликтов по степени открытости:

  1. Конфликты открытые большей частью возникают на деловой основе. Несогласие сторон относится к сфере производственной, и выражает разнообразные способы разрешения проблемы. Данные конфликты в некоторой степени безвредны.
  2. Источником "тлеющих" конфликтов, скрытых, являются человеческие взаимоотношения. Значительное количество конфликтов, представляющихся деловыми, в действительности основаны на чувствах и человеческих взаимоотношениях. Данные конфликты затруднительно разрешаются - в случае урегулирования деловой части конфликта, напряженность переносится на иные проблемы с теми же сторонами.

Типы конфликтов по последствиям:

1. Конфликты функциональные имеют некоторые положительные последствия:

  • решение рассматриваемых вопросов методами, для всех сторон более подходящими, а участники ощущают свое сопричастность к их решению;
  • сложности в реализации решений сводятся к наименьшему количеству - необходимость поступать против воли, несправедливость, враждебность;
  • в перспективе расположение сторон скорее всего будет направлено на сотрудничество, чем на оппозицию;
  • уменьшение возможности выражения синдрома покорности и группового мышления;
  • улучшение качества принятия решений, выявление различных точек зрения, посредством конфликта у членов группы существует возможность проработать вероятные сложности до возникновения.

2. В случае отсутствия управления конфликтом, он становится дисфункциональным - существование негативных последствий:

  • увеличение текучести кадров, снижение производительности, плохой моральный климат, неудовлетворенность;
  • образование сильной преданности участников своей группе, представление как о "враге" о другой стороне, в перспективе уменьшение сотрудничества, сворачивание общения и взаимодействия конфликтующих сторон;
  • придание наибольшего значения победе над оппонентом, нежели решению существующей проблемы.

3 . Причины возникновения конфликтных ситуаций.

Первоначально необходимо уяснить - конфликт являет собой абсолютно естественное состояние личности. Безустанно, на протяжении реализации человеком сознательной жизнедеятельности, он пребывает в конфликте с самим собой, группами личностей, иными людьми. Вместе с тем, в случае освоения человеком навыков, способствующих понять, как разрешить конфликтную ситуацию, он может заметно развить, укрепить профессиональные и личные отношения. Решение конфликтов социальных - достаточно значимый, очень полезный навык.

Основой каждого конфликта является ситуация, охватывающая или несовпадение желаний, интересов, влечений сторон, или противоположные средства, цели их достижения в существующих обстоятельствах, или противоречивые позиции сторон по какому-то поводу. Вместе с тем, для развития конфликта, нужен инцидент, в результате которого одна сторона приступает к действиям, ограничивая интересы противоположной стороны.

Существует довольно-таки много причин образования конфликтов. Вне сомнения, хотелось бы их разрешать формами организационными. Имея одно представление о них можно выявить их, управлять ими.

Информационные - ненадежность свидетелей, экспертов, искажения, недостаточное доверие к информации, невольные факты, дезинформация.

Структурные - столкновение традиционных ценностей, взглядов, привычек; столкновение в результате статусных притязаний или различий; столкновения по поводу техники, эффективности ее использования; столкновения по поводу цены или качеств покупки; столкновения по поводу соглашений, контрактов, договоров о покупке.

Ценностные - ущемление чьих-либо прав, нужд, нарушение этических норм, нарушение принятых норм организационных или профессиональных.

Факторы отношений - нарушение в отношениях совместимости, нарушение в отношениях баланса сил.

Социального и экономического неравенства - несправедливое распределение власти, признания, вознаграждений, престижа меж отдельными группами, подразделениями, членами организации.

Конфликт возникает с того времени, когда одна из взаимодействующих сторон сознает отличие собственных принципов и интересов от принципов и интересов другой стороны и приступает к односторонним действиям по выравниванию данных отличий в свою пользу.

Напряженность можно считать первым признаком конфликта. Она проявляет себя в результате нехватки знаний для преодоления затруднения, противоречивости или недостатка информации. Действительный конфликт зачастую проявляет себя при поползновении убедить противоположную сторону или индифферентного посредника в своей правоте.

Фазы конфликта.

Конфронтационная или военная фаза - стремление сторон достигнуть собственного интереса путем ликвидации чужого интереса.

Компромиссная или политическая фаза - стремление сторон обеспечить свой интерес с помощью переговоров, во время которых производится замена различающихся интересов каждой стороны на взаимный согласный.

Коммуникативная или управленческая фаза - создавая линию общения, стороны приходят к соглашению, которое основано на том, что суверенностью наделены как сами стороны конфликта, так и их интересы, а также стремятся к взаимному дополнению интересов, ликвидируя только незаконные различия.

В конфликте движущая сила - это стремление или любопытство человека, победить, сохранить, улучшить собственную безопасность, устойчивость, положение в коллективе или же надежда на достижение поставленной цели. Зачастую бывает не ясно, как действовать в данных ситуациях.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека. Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта - это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченное количество ресурсов, которые необходимо делить, отличия в целях, в уровне образования, в поведенческой манере, плохие коммуникации.

4 . Способы профилактики и решения конфликтов.

Можно пребывать значительное количество времени в создавшейся конфликтной ситуации, свыкнуться с ней, как с нечто неизбежным. Однако не стоит забывать о том, что непременно возникнет инцидент, какое-либо стечение обстоятельств, которые неотвратимо приведут к открытой конфронтации сторон, к проявлению несовместимых позиций.

Конфликтная ситуация является неотъемлемым условием образования конфликта. Чтобы данная ситуация переросла в динамику, в конфликт, требуется внешний инцидент, воздействие или толчок.

В одном случае решение конфликта проходит довольно таки профессионально грамотно и корректно, а в другом бывает - безграмотно, непрофессионально, с плохим исходом часто для всех сторон конфликта, где есть лишь побежденные, и нет победителей.

Для ликвидации причин, приведших к конфликту нужно провести работу в нескольких этапов.

На первом этапе осуществляется описание проблемы обобщенно. В случае возникновения конфликта в результате недоверия меж группой и личностью, проблема выражается как общение. Важно определить, на данном этапе, характер конфликта, и в данное время не имеет значения, что это не полное отражение сути проблемы.

На втором этапе выявляют ведущие стороны конфликта. Можно внести в список единичные лица или целые группы, команды, организации, отделы. Существует возможность объединить вместе стороны, участвующие в конфликте, имеющие общие потребности сообразно данному конфликту. Также допускается ликвидация личных и групповых контингентов.

На третьем этапе перечисляются основные опасения и потребности ведущих сторон конфликта. Нужно определить мотивы поведения, которые стоят за позициями сторон в данной ситуации. Человеческие установки и поступки детерминированы мотивами, потребностями, желаниями, которые нужно установить.

Пять стилей решения конфликта:

  • сглаживание - поведение, будто нет надобности раздражаться;
  • уклонение - желание избежать конфликтной ситуации;
  • принуждение - давление или использование законной власти, дабы навязать собственный взгляд на ситуацию;
  • компромисс - послабление в некоторой мере иному взгляду на ситуацию;
  • разрешение проблемы - применяемый в ситуации, требующей различных данных и мнений, отличается гласным признанием различия во взглядах, конфронтация данных взглядов для выявления решения, приемлемого для обеих сторон конфликта.

В свою очередь, выбор способа преодоления сложностей детерминирован эмоциональной устойчивостью личности, имеющимися средствами защиты собственных интересов, объемом имеющейся власти и множеством иных обстоятельств.

Психологическая защита личности осуществляется бессознательно, как порядок регулирования личности для защиты сферы сознания человека от негативных психологических влияний. В результате конфликта данный порядок срабатывает непроизвольно, минуя человеческие желания и волю. Существенность такой защиты образуется при проявлении чувств и мыслей, олицетворяющих угрозу системе ценностных ориентаций, самоуважению, сформировавшемуся я - образу человека, самоуважению, снижающих самооценку индивида.

Восприятие ситуации человеком, иной раз далеко от существующего положения дел, однако его реакция на ситуацию формируется исходя из того, что ему кажется, из его восприятия, и данное обстоятельство значительно осложняет разрешение конфликтной ситуации. Возникающие из-за конфликта негативные эмоции довольно скоро переносятся с проблемы на личность оппонента - это дополняет конфликт личностной оппозицией. При усилении конфликта, становится более неприглядным образ оппонента - это, в дополнение, затрудняет его разрешение. Образуется замкнутое кольцо, которое очень трудно разорвать. Разумнее всего осуществить это на начальном этапе образования ситуации, пока не утрачен над ней контроль.

5. Конфликт, как способ управления людьми.

В практике управления конфликтами выделяются три направления: управление конфликтом, подавление конфликта и уход от конфликта. Данные направления реализуются благодаря специальным методам.

Управление конфликтами - это целевое направленное влияние по ликвидации причин, способствующих возникновению конфликта, на поддержание контролируемого уровня конфликтности, на корректирование поведения сторон конфликта.

Существующую многочисленность методов управления конфликтами разделяют на несколько групп, имеющие свою отдельную сферу применения:

  1. Методы интрапсихические. Воздействуют на конкретную личность, воплощаются в корректной координации собственного поведения, в умении выразить собственную позицию, не способствуя образованию защитной реакции у противоположной стороны.
  2. Методы структурные. В основном воздействуют на стороны организационных конфликтов, образующихся из-за неверного распределения ответственности, прав и функций, несправедливость системы стимулирования работников и мотивации, плохое координирование трудовой деятельности. К данным методам относят:
  • пояснение требований к работе;
  • применение управленческих механизмов;
  • уточнение или разработку общих организационных целей;
  • выстраивание аргументированных систем вознаграждения.
  1. Интерпсихические методы модифицирование поведенческого стиля в конфликте. Предполагают необходимость выбора соответствующей формы воздействия на этапах образования конфликтной ситуации или же развития конфликта для корректировки стиля обособленного поведения его сторон дабы предотвратить ущерб индивидуальным интересам.
  2. Персональные методы. Принуждение - это поползновение человека вынудить принять его позицию какими угодными способами. Сторона, пытающаяся это осуществить, не интересуется мнением иной стороны. Сторона, использующая данный подход, в большинстве случаев ведет себя враждебно и для воздействия пользуется властью. В затруднительных ситуациях, при которых разновидность подходов являет собой значимый признак для принятия рационального решения, образование конфликтных мнений необходимо стимулировать и управлять создавшейся ситуацией, применяя стиль решения проблемы. Управление конфликтом посредством решения проблемы выполняется в следующем порядке:
  • выявление проблемы в категориях не решений, а целей;
  • определение решения, подходящего для обеих сторон конфликта;
  • заострение внимания не на индивидуальных чертах сторон конфликта, а на проблеме;
  • повышение взаимного воздействия, распространения обмена информацией и обеспечение обстановки доверия.
  1. Переговоры. Осуществляют выработанные функции, включая большинство моментов деятельности сторон. В качестве метода разрешения конфликтов переговоры являют собой комплект тактических приемов, адресованных на поиск приемлемых решений для сторон конфликта. Чтобы организовать переговорный процесс нужно гарантировать выполнение данных условий:
  • наличие взаимной зависимости сторон конфликта;
  • отсутствие существенного отличия в возможностях конфликтующих сторон;
  • аналогичность уровня развития конфликта потенциалу переговоров;
  • участие сторон в переговорах, принимающих решение в конкретной ситуации возникшего конфликта.
  1. Методы влияния на личное поведение и приведения в норму согласованных ролей сторон, учитывая их функциональные обязанности.
  2. Методы активации надлежащих враждебных действий, используемых в крайних случаях - использована потенциальность всех прежних методов. Надлежащие враждебные действия чрезвычайно нежелательны. Использование данных методов способствует разрешению конфликта силой с применением насилия. Как бы то ни было, существуют ситуации, когда разрешить конфликт можно лишь данными методами.

Достоинство направления отхода от конфликта являет собой, как правило, оперативное принятие решения.

Отход используется в случаях:

  • больших потерь от выстраивания конфликта;
  • заурядности проблемы, являющейся основой конфликта;
  • значимости иных проблем, нуждающихся в решении;
  • существенности охлаждения страстей;
  • потребности выиграть время для ухода от принятия сиюминутного решения и сбора нужной информации;
  • присоединения иных сил для решения конфликта;
  • присутствие страха перед надвигающемся конфликтом или несходной стороной.

Уход от конфликта не стоит использовать в случае важности проблемы, являющейся его основой, или при реальности перспективы достаточно долгого протекания этого конфликта.

Разнообразность данного метода - метод бездеятельности. В случае применения метода бездеятельности, развитие событий протекает стихийно, по течению.

6 . Заключение.

Причины конфликтов кроются в анормальности жизни общества и недостатках самого человека.

Прежде всего, среди причин, вызывающих конфликты, выделяют нравственные, политические и социально-экономические. Данные причины являют собой питательную среду для образования разного вида конфликтов. На образование конфликтов воздействуют биологические и психофизические особенности человека.

У каждого конфликта существует множество причин. Значимые причины конфликта - это различия в ценностях и представлениях, взаимозависимость заданий, ограниченность ресурсов, которые необходимо делить, различия в целях, в уровне образования, в манере поведения и плохие коммуникации.

Таким образом, лучше предупредить конфликты, меняя собственное отношение к проблемной ситуации, поведение в ней, и соответственно воздействуя на поведение и психику оппонента.

При предотвращении интерпсихических конфликтов, прежде всего нужно оценить, что удалось сделать, потом - что не удалось - оценивающему необходимо самому достаточно знать деятельность; давать оценку по сути дела, а не по форме; оценивающему нужно отвечать за непредвзятость оценки; выявлять и информировать оцениваемых работников о причинах изъянов; воодушевлять сотрудников на новую работу; конкретно формулировать новые задачи и цели.

7 . Список литературы.

1. Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический Проект; Триста, 2005. - 384 с.

2. А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Конфликтология. Учебник. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

3. Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2004. - 224 с.

4. Н.В. Гришина, Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. — 544 с.

5. А.П. Егидес, Лабиринты общения, или Как ладить с людьми. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2002. - 368 с.

6. А.К. Зайцев, Социальный конфликт. 2-е изд. - М.: Академия, 2001. - 464 с.

Время на чтение: 3 мин

Психология конфликта – это его устройство, другими словами, это то, каким образом он проистекает. Психология конфликтов рассматривает взаимосвязь различных элементов личности. А непосредственно конфликт она определяет как отсутствие единодушия между двумя индивидами (сторонами) или группами субъектов. Конфронтация является одной из вариаций взаимоотношений субъектов. Если она проходит конструктивно, то выступает в качестве развития взаимосвязи между участниками.

В психологии термин конфликт содержит в себе противоречия, связанные с неимоверно сильными эмоциями. Всякий конфликт представляет собой социальное явление и характеризуется наличием специфичных функций, которые выступают в качестве своеобразных индикаторов, показывающих, каким образом конфликтные ситуации воздействуют на социум либо на личность.

Понятие конфликта в психологии

Любой индивид в процессе существования и деятельности неоднократно сталкивался с разнообразными конфликтными ситуациями. Конфликтом именуется расхождение в целях, мировоззренческих позиций субъектов взаимодействия. Для понимания смысла противостояний в жизни социума и отдельных индивидов необходимо углубиться кратко в суть психологии конфликта, а чтобы выяснить ее суть важно выделить стержневые признаки и условия возникновения конфронтации.

Итак, фундаментом любого столкновения или противоречия всегда является ситуация, которая в себе может содержать одно из нижеприведенных условий:

Противоречащие взгляды субъектов в отношении определенного предмета либо объекта;

Несхожие цели или используемые в определенных обстоятельствах средства для их достижения;

Противоположные интересы, желания оппонентов.

Конфликтная ситуация всегда включает в себя наличие субъектов вероятного столкновения и его объект. Однако для развития конфронтации необходимо еще и наличие действия, то есть один участник противостояния должен начать действовать, задевая интересы другого участника. Если при этом второй участник процесса будет отвечать аналогичными деяниями, то столкновение перерастет из потенциального противостояния в актуальное.

Суть психологии конфликта кратко заключается в наличии изначального несовпадения во взглядах, отсутствии согласия, расхождении целей. При этом само противостояние может протекать как явно, так и завуалировано.

Проведенные исследования показывают, что в восьмидесяти процентах случаев противостояния возникают вне зависимости от желания субъектов конфронтации.

Ведущую роль в образовании конфликтных ситуаций играют «конфликтогены», то есть слова, поступки или отсутствие действий, которые порождают и провоцируют разгорание конфронтации. Всякая конфронтация характеризуется наличием четкой структуры. Ее основными элементами считаются: стороны противостояния, предмет и мотивы столкновения, образ конфликтной ситуации, позиции участников противостояния. Участниками конфронтации являются индивиды, находящиеся во взаимодействии. При этом их интересы должны быть нарушены непосредственно. Также участниками являются и субъекты, поддерживающие явно либо неявно конфликтеров.

Предметом конфликта считается объективно существующая либо надуманная проблема, которая служит причиной противостояния между участниками.

Мотивы конфронтации в качестве внутренних побудителей подталкивают индивидов к противостоянию. Они проявляются в виде индивидуальных потребностей, целей и убеждений.

Образ конфликтной ситуации является отражением предмета противоборства в сознании индивидов, участвующих в конфликтном взаимодействии.

Позиции участников противостояния представляют собой то, что заявляют стороны в процессе противоборства либо в ходе переговоров.

Конфликтный процесс, равно как и всякое иное социальное явление имеет свои функции.

Функции конфликта в психологии

Любое противостояние может нести позитивный аспект, то есть быть конструктивным, либо нести негативные последствия, то есть быть деструктивным.

Цивилизованный конфликтный процесс основывается на сохранении взаимодействия в пределах соревнования и сотрудничества. Борьба же знаменует выход конфронтации за границы цивилизованности. Поэтому функции конфликтов и подразделяются на деструктивные и конструктивные.

Конструктивные функции конфликтов в психологии:

Снятие напряженности между субъектами общественного взаимодействия;

Связующая и коммуникативно-информационная;

Побуждение к социальным изменениям;

Содействие образованию социально необходимой гармонии;

Переоценка принятых норм и прежних ценностей;

Способствование в усилении лояльности членов конкретной структурной единицы.

Отрицательные функции конфликта в психологии:

Неудовлетворенность, снижение производительности труда, увеличение текучки кадров;

Нарушение коммуникационной системы, уменьшение в будущем уровня сотрудничества;

Нерушимая преданность собственной общности и непродуктивное соперничество с прочими группами;

Представление противоборствующей стороны в качестве врага, понимание своих целей в качестве положительных, а намерений другой стороны – отрицательных;

Ликвидация взаимодействия между сторонами, находящимися в конфронтации;

Рост враждебности между сторонами-участниками конфликтного процесса по мере уменьшения коммуникативного взаимодействия, увеличение взаимной неприязни;

Сдвиг акцентов: победе в противостоянии придается большее значение, нежели решению проблемы;

В социальном опыте общности или отдельной личности происходит закрепление насильственных методов решения проблем.

Граница между конструктивными и негативными функциями зачастую утрачивает собственную однозначность при необходимости оценить последствия конкретного столкновения. Кроме того, подавляющее большинство противоборств характеризуется одновременным присутствием положительных и деструктивных функций.

Конфликтные процессы подразделяются по сферам возникновения на: экономические, идеологические, социально-бытовые и семейные конфликты.

Семейная психология конфликты рассматривает в качестве взаимосвязи между непосредственно конфронтацией и личностью противоборствующей стороны. Особенности семейных противоречий заключаются в опасности трансформации нормального душевного состояния партнеров в стрессовое, то есть в искажающее психику индивида состояние, следствием которого часто становится состояние опустошенности и полного безразличия.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Пожалуй, каждый человек представляет, что такое конфликт. Более того, я уверена, что каждый сталкивался с сим феноменом. «У нас произошел небольшой конфликт», «А, пустяк! Все уже разрешилось», – произносим мы чуть ли не каждый день. Это настолько естественно, что уже никого не пугает. Актуальным становится другой вопрос: какие бывают конфликты, и как их решать. О том и предлагаю поговорить.

Конфликт – это противоречие между двумя субъектами.

Субъект – участник конфликта.

Объект – сама проблема, из-за которой возник конфликт. Объект обладает такими характеристиками:

  • относительность (становится объектом конфликта только в чьих-то глазах, например, власть может стать объектом конфликта);
  • связь с историческим моментом;
  • ограниченность (достанется не всем, хватит не всем).

Чаще всего объектами становятся ресурсы, статусы и духовные ценности.

Предмет – конкретное материальное выражение объекта. Так, например, объектом может быть статус, а предметом – повышение или прибавка.

Причины конфликтов

Среди популярных причин конфликтов можно выделить следующие.

  1. Неадекватная самооценка. Индивид не воспринимает критику. Он либо злится (завышенная самооценка), либо злится и дополнительно внутренне тяжело переживает конфликт (низкая самооценка).
  2. Неадекватное представление о себе, ситуации, другом человеке. Возникает от незнания, веры слухам, получения недостоверной информации или от недостатка данных.
  3. Несовместимость социальных ролей. Внутреннее противоречие одного человека или разные представления об одной и той же роли у двух людей. Например, подростки считаю себя взрослыми, но для родителей они – дети.
  4. Дискриминация по любому признаку. Речь идет о «своих» и «чужих».
  5. Ограниченный объем ресурсов, то есть «битва за место, блага».

Причиной конфликта может стать все, что не удовлетворяет потребности одного человека или группы людей, задевает интересы (личные или групповые) и ограничивает поведение и деятельность субъектов.

Функции конфликта

«В споре рождается истина» – гласит известное изречение. Это действительно так, но это далеко не единственная функция конфликта. Если конфликт конструктивен (о видах позже), то он выполняет следующие функции:

  • разрядка напряжения (при благоприятном ведении конфликта оппоненты начинают лучше понимать друг друга);
  • информационная и связующая (оппоненты получают новую информацию о себе, друг о друге и ситуации, которую могут использовать в дальнейшем);
  • сплочение и структурирование коллектива, организации (речь об объединение людей против кого-то или чего-то);
  • стимулирование к изменениям и развитию (поиск новых аргументов для отстаивания своей позиции);
  • выражение скрытых идей и мыслей (позволяет более полно понять ситуацию и разобрать все варианты ее решения);
  • диагностика межличностных отношений («друзья познаются в беде»).

Деструктивный конфликт (при неодобрительных способах решения) тоже выполняет определенные функции, но они негативны:

  • эмоциональное выгорание;
  • увольнение, изгнание;
  • снижение продуктивности, работоспособности;
  • ухудшение взаимоотношений и социально-психологического климата;
  • занижение значимости противоположной стороны, неадекватная оценка себя;
  • эмоционально тягостная ориентация на саму борьбу и победу, а не на результат (решение проблемы).

По отношению к конкретной личности конфликт также несет в себе положительные и отрицательные функции. К положительным относится:

  • самопознание;
  • коррекция самооценки;
  • снятие собственного напряжения;
  • саморазвитие;
  • адаптация;
  • социализация;
  • самоутверждение;
  • самореализация.

К негативным влияниям конфликта на конкретную личность относится:

  • снижение работоспособности,
  • разочарование в себе,
  • снижение самооценки,
  • потеря мотивации,
  • развитие пассивности,
  • разрушение мировоззрения,
  • потеря ценностей.

Структура конфликта

В структуру конфликта входят два элемента:

  1. Конфликтная ситуация как совокупность причины и условий развития конфликта (противоречие между потребностями, интересами субъектов).
  2. Инцидент как действия (конфликтогены) одной из сторон, направленные на достижение целей. «Да как он мог, ну все, это была последняя капля! Война, значит, война!»

Конфликтная ситуации в свою очередь базируется на характеристике объекта (реальный или вымышленный), целях и мотивах субъектов (сторон), их особенностях и видении ситуации.

Сами субъекты и объект также входят в структуру конфликта. Кроме того, иногда бывают задействованы второстепенные лица, которые могут оказывать неоднозначное влияние:

  • подстрекать ради собственных интересов (провокатор);
  • урегулировать разногласия (медиатор);
  • поддерживать одну или обе стороны (союзник, группа поддержки);
  • планировать и руководить конфликтом (организатор, «кукловод»);
  • быть случайно вовлеченным (жертва).

Стадии конфликта

Можно выделить 4 стадии развития конфликта:

  1. Формирование конфликтной ситуации, то есть потенциальный конфликт (не всегда осознается самими субъектами).
  2. Осознание противоречия. Притом оно может быть адекватным (реальное видение ситуации), неадекватным (искаженное видение ситуации), неясным (очевидно напряжение, но не ясна причина), ложным («раздули из мухи слона»).
  3. Выбор тактики конфликтного поведения. Цель – блокировка намерений и достижений противоположной стороны.
  4. Разрешение конфликта. Происходит за счет изменения ситуации или отношения сторон к ней. Возможно частичное (устранены внешние признаки конфликта, но у сторон остались внутренние побуждения к противоборству) и полное (внешнее и внутреннее устранение конфликтного поведения и побуждений) разрешение.

Классификации конфликтов

Классифицировать конфликты можно по разному принципу.

По способу решения

  1. Антагонистические. Характерна категоричная настроенность одной из сторон. По итогу – полный крах и отказ от своих идей у другой стороны.
  2. Компромиссные. Группа конфликтов, в которых стороны идут на взаимные уступки, изменяют цели и задачи, способы их достижения, чтобы решить общую проблему.

По природе возникновения

  1. Социальные (между группами, группой и индивидом, индивидами).
  2. Межгосударственные.
  3. Национальные.
  4. Этнические.
  5. Межнациональные.
  6. Организационные (между и на предприятии).
  7. Внутриличностные (противоречия внутреннего мира личности).

По направлению

  1. Горизонтальные. Стороны не равны в иерархической системе.
  2. Вертикальные. Стороны равны по статусу, возрасту, то есть в какой-либо иерархической системе находятся на одном уровне.

По последствиям

  1. Деструктивные. Разрушают отношения.
  2. Конструктивные. Укрепляют отношения.

По выраженности

  1. Открытые. Очевидные поступки.
  2. Скрытые. Косвенное взаимодействие.
  3. Потенциальные. Скрытая агрессия.

По количеству участников

  1. Внутриличностные. Противоречие мотивов, потребностей и интересов одного человека.
  2. Межличностные. Несогласие двух людей по какому-то вопросу.
  3. Между группой и личностью. Например, ребенка не принимают в классе.
  4. Межгрупповые. Например, противостояние молодежных субкультур.
  5. Внутригрупповые. В свою очередь подразделяются на конфликт безысходности (полная несовместимость участников группы), неопределенности (неоднозначный характер взаимоотношений участников), влечения и боязни (взаимоотношения между костяком группы и остальными участниками).

Предлагаю вам подробнее рассмотреть наиболее популярные конфликты, классифицируемые по природе и количеству участников.

Этнонациональный конфликт

Это противоречия между странами и народами. К причинам таких конфликтов относится:

  • территориальные споры;
  • культурные, исторические, экономические и социальные разногласия;
  • конкуренция при разделении труда;
  • борьба за ресурсы.

Этнонациональные конфликты развиваются дольше других. Для них характерен латентный период (выдвижение требований), этап проявления (санкции, начало действий), активный период (атаки, удары) и, собственно, результат (последствия).

Как правило, решаются такие конфликты сначала силой, потом поиском компромисса и сотрудничеством. Это вопросы политики, потому я не хочу подробнее залезать в эти дебри. Давайте лучше о чем-то более бытовом и менее масштабном поговорим.

Межличностный конфликт

Противостояние двух людей имеет свои отличительные особенности:

  1. Противоборство происходит здесь и сейчас (лично, по телефону, через интернет).
  2. В процессе вскрываются все причины (общие и частные, внешние и внутренние).
  3. Это противостояние индивидуально-психологических особенностей (характера, темперамента, воли, интеллекта).
  4. Присутствует высокое эмоциональное напряжение, оказываются задействованы все стороны отношений.
  5. Конфликт задевает интересы не только двух людей, но и тех, кто с ними живет, общается, работает.

Межличностный конфликт возникает на фоне:

  • негативной оценки поступков человека, принижения его значимости;
  • демонстрации превосходства;
  • преуменьшения заслуг другого человека;
  • нарушения личного пространства;
  • угроз, упреков;
  • негативного эмоционального состояния одного из партнеров;
  • перебивания;
  • антипатии.

Конфликт двух людей проходит через следующие этапы:

  • осознание цели,
  • спор,
  • угрозы,
  • действия,
  • привлечение других,
  • удары,
  • саморазрушение.

Разрешение межличностного конфликта

Очевидно, что без урегулирования конфликт ничего хорошего не принесет. Тут-то и приходят на помощь классические стратегии поведения в конфликте, которые подбираются согласно особенностям оппонентов, причине конфликта, цели и сложившихся условий.

Разрешению межличностного конфликта способствуют несколько психологических хитростей:

  • подчеркивать индивидуальность оппонента;
  • обращаться по имени;
  • уважать права оппонента;
  • акцентировать внимание на положительных чертах человека напротив («Ты внимательный и заботливый отец, интересный собеседник, если бы еще и мужем был романтичным»);
  • соединять время (постараться забыть про «здесь и сейчас», привязывайте прошлое и заглядывайте в будущее);
  • делать комплименты;
  • акцентировать внимание на социальной роли оппонента.

Профилактика межличностного конфликта

Как можно предотвратить зарождающийся межличностный конфликт? Вот несколько рекомендаций.

  1. Если оппонент агрессивен (кричит, злится), то дайте ему время для разрядки. Просто спокойно ждите. Важно не выглядеть при этом высокомерными. Говорить что-либо точно бессмысленно – вас не услышат.
  2. После попросите по фактам, а не эмоциям выразить недовольство.
  3. Снижайте агрессию смешными, добрыми неожиданными вопросами, но будьте осторожны, так как это применимо не всегда.
  4. Смените «ты» на «я». То есть не «ты меня обманул», а «я чувствую себя обманутым».
  5. Выделите проблему (а не эмоции, симпатии и антипатии) и подумайте, как ее можно решить.
  6. Не ищите виноватых. Примите факт проблемы, представьте, что она возникла у кого-то другого. Как ее можно решить? Выражайте по очереди предложения.
  7. Не забывайтесь тормозить, выжидать, если эмоции снова накаляются.
  8. Помните о том, что всегда нужно уважать свою личность и своего оппонента. Не оценивайте человека, оценивайте поступки. Не «ты необязателен», а «ты не выполнил свою обязанность».
  9. Повторяйте фразы оппонента, уточняйте, правильно ли вы уловили смысл его слов.
  10. Оставайтесь на равной позиции. Не уходите вверх на уровень превосходства, но и не опускайтесь в глазах оппонента.
  11. Не доказывайте. Выскажите или запишите позиции каждой стороны, определите, чего у них общего, а чего отличного.
  12. Не бойтесь искренне извиниться. Это всегда вызывает уважение со стороны оппонента и меняет ход разговора.
  13. Если хотите сказать что-то грубое, недостойное, то лучше ничего не говорите.
  14. Не констатируйте нежелательное состояние оппонента («вот опять бесишься»).
  15. Не переходите на личности и хлопки дверями.

Можно расписать ситуацию в виде таблицы. Это поможет все скомпоновать воедино, оценить цельно позиции обеих сторон, а формальный характер усмирит эмоции. Включите в таблицу такие пункты, как проблема, цели, препятствия, опасения, сильные стороны, возможности, личные потребности, эмоции, недостающая информация, точки соприкосновения.

В большинстве своем люди готовы к компромиссу или сотрудничеству, но другой вопрос, что мало кто готов сделать первый шаг к решению конфликта.

Семейный конфликт

Могут возникнуть между детьми, детьми и родителями, родителями и прародителями, супругами и так далее, вариантов масса. Очевидно, что в семье избежать противоречий невозможно, но их можно и нужно рационально преодолевать. К популярным причинам семейных конфликтов относится:

  • эгоизм одного или нескольких людей;
  • завышенная самооценка одного или нескольких членов;
  • неудовлетворенная потребность в самоутверждении;
  • неумение общаться;
  • финансовые проблемы или завышенные материальные требования одного из супругов;
  • разногласия в вопросах воспитания и ведения хозяйства;
  • несовпадение темпераментов и нежелание узнавать друг друга;
  • вредные привычки у одного из супругов;
  • проблемы в сексуальной жизни.

К разрушительным тактикам относится (этого нужно избегать):

  • лицемерие;
  • пустые обещания;
  • бегство (уйти, уснуть, отмолчаться);
  • лживое соглашение (лишь бы отстали);
  • унижение и разрушение чего-то значимого для партнера (косвенные удары);
  • удар в тайны (больные места, которые вам доверили);
  • месть при удобном случае;
  • приписывание второстепенных проблем.

Вместо этого нужно:

  • планировать разговор (время и место, участников);
  • четко видеть предмет и объект конфликта;
  • быть корректным (если критикуешь, то сразу предлагай альтернативу);
  • полностью, но в допустимой форме выражать свои эмоции и чувства (положительные и отрицательные);
  • повторять слова оппонента, чтобы убедиться в их правильном понимании и лучше понять его позицию;
  • разложить сложную проблему и большой разговор на несколько маленьких;
  • между ними занимать время чем-то приятным;
  • сравнивать на новых беседах былую информацию и картину, образовавшуюся с учетом новых данных;
  • предлагать свою помощь партнеру.

Не разжигайте конфликт, будьте готовы делать первые шаги, утройте неожиданный сюрприз, оказывайте знаки внимания, не культивируйте обиды.

Отцы и дети

Конфликты родителей и детей, пожалуй, занимают одну из лидирующих позиций. В целях профилактики детско-родительских конфликтов рекомендуется придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Изучайте психолого-педагогические особенности детей, повышайте свою педагогическую культуру.
  2. Создайте семейные традиции, коллективные увлечения и трудовые занятия.
  3. Будьте реальны в своих требованиях, подкрепляйте теорию практикой.
  4. Придерживайтесь одной воспитательной линии со всеми родственниками.
  5. Интересуйтесь жизнью ребенка (увлечения, проблемы, интересы, успехи).

Один из самых сложных видов. Внутриличностный конфликт словно расщепляет человека на два лагеря (а то и больше). Его оппонент всегда находится рядом с ним, в этом и сложность.

Внутриличностный конфликт может быть мотивационным, нравственным, ролевым, между желаниями и действительностью, адаптационным, из-за неадекватной самооценки. Он может проявляться:

  • неврастеническими состояниями (раздражительность, подавленность, проблемы со сном, головная боль, сниженная работоспособность);
  • эйфорией (истеричный смех, показное веселье);
  • регрессией (возвращение к поведению более раннего возраста или вовсе примитивным формам, уход от ответственности);
  • проекцией (необоснованная критика других, приписывание им своих негативных качеств);
  • номадизмом (частые перемены в любой сфере жизни, нестабильность);
  • рационализмом (самооправдание любых своих поступков).

К положительным влияниям внтуриличностного конфликта относится (при благоприятном преодолении):

  • мобилизация и активизация ресурсов личности;
  • самопознание и формирование адекватной самооценки;
  • «что не убивает нас – делает сильнее»;
  • саморазвитие и самоактуализация личности;
  • обогащение внутреннего мира.

К негативным последствиям внтуриличностного конфликта относится (при неблагоприятном преодолении):

  • дезорганизация личности;
  • снижение продуктивности;
  • остановка развития или деградация;
  • агрессия или покорность человека, либо другая защитная реакция (подробнее об этом читайте в статье );
  • сомнения, тревожность, подавленность, депрессия и другие психические расстройства;
  • потеря смысла жизни;
  • ощущение собственной неполноценности и никчемности.

В группе такой человек выглядит отстраненным, асоциальным, невнимательным, грубым или несобранным, молчаливым, чувствительным к критике.

Организационные конфликты

Конфликты между участниками одной или нескольких организаций могут быть вызваны внешними и внутренними факторами. К внешним относится:

  • нестабильная социально-экономическая обстановка в стране или неблагополучные условия;
  • изменение законов, выплат, пособий, льгот;
  • изменение правовых возможностей работников.

К внутренним факторам относится:

  • разрушающий стиль руководства;
  • замалчивание, нежелание выполнять обязанности, нарушение прав рабочих;
  • активная деятельность неформальных лидеров;
  • изменение производственного процесса без учета интересов работников.

К признакам конфликта в организации относится:

  • официальные или неофициальные факты унижения личности;
  • резкая смена обязанностей (нередко без учета интересов работника);
  • халтура, уклонение от выполнения приказов начальства;
  • оскорбления;
  • деление на неофициальные группы;
  • формализм;
  • подавленность отдельных работников;
  • негативные отзывы служащих.

Решается с помощью выбора третьего лица для управления конфликтом и устранения его причин, особенно если они носят нормативный характер. Примерный ход решения такого конфликта будет представлен ниже.

Формы завершения конфликта

Конфликт может быть разрешен, урегулирован, затушен, устранен или трансформирован в другой конфликт.

Разрешение

Возникает при условии, что участники настроены на полное решение проблемы и устранение противодействия. Проходит в несколько этапов:

  1. Определение конфликтующих сторон.
  2. Выявление личностных особенностей, мотивов, целей и интересов каждой из них.
  3. Выявление истиной причины.
  4. Определение намерений сторон и их понимания ситуации.
  5. Сбор мнений лиц, не задействованных непосредственно в конфликте, но заинтересованных в его благополучном разрешении.
  6. Выбор оптимальной стратегии для решения конфликта. При выборе важно учитывать характер причины, особенности участников, нацеленность на улучшение взаимоотношений.

Урегулирование

Предполагает включенность в процесс завершения конфликта независимого третьего лица. При этом ему важно быть максимально беспристрастным. В результате урегулирования удается повысить доверие сторон, наладит между ними прямой контакт, организовать совместное спокойное обсуждение, действовать в интересах урегулирования конфликта. Процесс также протекает в несколько этапов:

  1. Выяснение причин, а не поводов конфликта.
  2. Определение полномочий третьей стороны.
  3. Выяснение мотивов конфликтующих сторон (зачем они конфликтуют).

Затухание

Предполагает переход открытого конфликта в скрытый, то есть это прекращение противодействия, но сохранение напряжения. Конфликт может затухнуть из-за:

  • истощения сторон;
  • потери мотива, значимости объекта;
  • отвлеченность сторон (возникли другие проблемы, конфликт отошел на второй план).

Устранение

Предполагает устранение конфликтной ситуации (условий, социальной ситуации, предрасполагающей к конфликту) и инцидента (действий оппонентов). Например, работника могут перевести в другой цех.

Трансформация

В процессе взаимодействия меняются мотивы и интересы сторон, от чего возникает новый объект конфликта. Иногда трансформация появляется на фоне не полностью решенного конфликта.

Когда конфликт считается трудноразрешимым и неуправляемым

Конфликт считается трудноразрешимым, когда:

  • участники воспринимают его как борьбу;
  • участники считают интересы сторон взаимоисключающими;
  • у участников изначально расходятся ценности или интерпретация конфликта, от чего и возникают разногласия;
  • сторонами выступают социальные институты (например, семья и школа).

Конфликт считается неуправляемым, когда:

  • стороны настроены на поддержание конфликта;
  • конструктивное взаимодействие невозможно в силу эмоционального накала или особенностей участников;
  • возникший конфликт – часть обширного непринятия субъектами друг друга.

Как управлять конфликтом

Если вы хотите стать третьим лицом, посредником в решении конфликта, то вот вам 16 простых шагов для управления конфликтом:

  1. Исходя из имеющейся у вас информации, представьте общую картину конфликта и определите суть, оцените потребности и интересы обеих сторон.
  2. Проведите беседу с тем участником, чья позиция вам кажется более оправданной. Узнайте его видение причин, опасения и желания. Составьте с его слов его видение интересов, желаний и опасений оппонента.
  3. Побеседуйте так же со вторым оппонентом.
  4. Проведите беседу с друзьями первого оппонента. Они помогут составить более точную картину интересов, страхов и стремлений.
  5. То же проведите с друзьями второго оппонента.
  6. Обсудите видение конфликта (причины, способы регулирования и возможные последствия) с неформальными лидерами группы.
  7. Обсудите с формальными лидерами.
  8. Выявите истинную причину и абстрагируйтесь от участников.
  9. Определите их подсознательные мотивы.
  10. Обозначьте, в чем каждый оппонент прав, а в чем нет.
  11. Опишите возможный наилучший и наихудший исход ситуации при каждой позиции. Выясните, возможен ли компромисс.
  12. Оцените все возможные, в том числе скрытые последствия вашего вмешательства.
  13. Подготовьте и предложите примерно четыре варианта совместных усилий оппонентов для решения проблемы. Притом программу-максимум и программу-минимум.
  14. Обсудите программы с друзьями и лидерами, внесите изменения при необходимости.
  15. Придерживайтесь выбранного плана, старайтесь задействовать друзей оппонентов.
  16. Оцените положительные и отрицательные стороны вашего опыта.

Как вы могли заметить, это общий план решения конфликта, универсальный для разных видов. Конечно, нужно его корректировать с учетом конкретной ситуации и типа конфликта. В чистом виде он больше пригоден для решения организационных конфликтов.

Профилактика конфликтов

Предотвращать всегда эффективнее, нежели устранять. Потому предлагают несколько методов по снижению напряженности ситуации:

  1. Согласие, или общее дело. Если очевидно, что, например, между детьми назревает конфликт, то нужно их объединить делом, удовлетворяющим интересы обоих. Будучи увлеченными, они найдут другие общие темы и научатся сотрудничать.
  2. Развитие эмпатии, способности сопереживать.
  3. Формирование уважительного отношения и понимания ценности каждой личности.
  4. Опора на достоинства оппонента. Важно акцентировать внимание на отличиях, но в положительном ключе. «Я умею творчески излагать материал – ты структурировано оформлять».
  5. Снятие психологического напряжения с помощью «поглаживаний» (праздники, презентации, совместный отдых).

Нужно самому проходить или организаторам проводить тренинги, мероприятия, курсы по общему развитию и укреплению межличностных отношений, повышению коммуникативных навыков.

Заключение

Конфликт может возникнуть на фоне любой неудовлетворенной осознаваемой человеком потребности. Согласно пирамиде А. Маслоу, человеку свойственна следующая иерархия потребностей:

  • физиологические (еда, сон);
  • в защите и безопасности;
  • социальные;
  • в уважении;
  • в самовыражении (самоактуализации).

Чарльз Диксон, американский психолог сказал: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс». Люди во многом схожи, но вместе с этим каждый из нас – уникальная личность, индивидуальность со своими интересами, потребностями и убеждениями. В этом состоит и прелесть, и сложность социальных взаимоотношений. Но без них, как известно, немыслима сама жизнь человека. На работе, в семье, на учебе не избежать конфликтов. Но важно пользоваться нашим отличием от животных – разумным интеллектом.

Решать и предотвращать конфликты не сложно, но это требует постоянной практики.

Понятие конфликта.

Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории менеджмента, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия". В связи с этим можно вручить определение конфликту как одной из форм человеческого взаимодействия, в основе которой лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Виды конфликтов.

Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам. В настоящее пора различают:

Внутриличностные;

Межличностные;

Между личностью и группой (внутригрупповые);

Между двумя или несколькими группами людей (межгрупповые). Внутри личностный конфликт. Может появиться, когда производственные требования находятся в противоречии с личностными потребностями или ценностями. Например, сотрудник планирует провести выходные дни дома, с семьей, а начальник просит вылезти на работу, чтобы решить сложный вопрос. Внутриличностный конфликт может быть также связан со степенью удовлетворенности работой.

Структура конфликта.

Каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

И, наконец, в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения новых лиц, групп или организаций. Следовательно, нужно устранить хотя бы один из существующих элементов структуры конфликта.

Функции конфликта.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;

«коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.