Современные методы диагностики детей зпр. Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада Карта обследования детей с зпр в доу
Методическая разработка: Дефектологическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.
В нашем детском саду осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития в дефектологической группе.
Система комплексного сопровождения детей дефектологической группы позволит выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
Но существуют трудности построения коррекционно-педагогического процесса в нашей группе, так как категория детей с ЗПР разнородна по составу.
Воспитанники дефектологической группы различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков.
Для того, чтобы определить образовательные потребности и возможности каждого ребенка, необходима углубленная диагностическая работа.
В связи с этим, я разработала новую программу дефектологического обследования детей с ЗПР в условиях детского сада комбинированного вида на основе программы «Диагностика в коррекционном дошкольном образовательном учреждении», разработанной авторским коллективом Марийского института образования.
Предлагаемая программа дефектологического обследования служит инструментарием для оценки уровня усвоения обязательного минимума коррекционной программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под ред. С.Г. Шевченко.
Диагностический пакет представлен материалами для обследования, проводимого учителем-дефектологом, отражает основные направления коррекционной работы, выделенные в два блока.
I. Определение уровня развития высших психических функций:
- восприятия,
- внимания,
- памяти,
- мышления,
- уровня развития мелкой моторики,
- уровень развития произвольной регуляции.
II. Определение уровня сформированности элементарных математических представлений:
- количества и счета,
- геометрических фигур,
- величины,
- ориентировки в пространстве,
- ориентировки во времени,
- составления и решения арифметических задач.
К каждому предлагаемому заданию дается инструкция. Задания доступны по сложности, предлагаются в форме игровых упражнений с применением наглядно-дидактического материала.
Для оценки качества выполнения заданий по всем методикам используется трехбалльная система.
К каждому заданию подобраны критерии оценки. На основании суммы данных, показанных каждым ребенком, выводится средний показатель овладения ребенком определенным видом деятельности по формуле:
Ср.п. = б/n , где:
- Ср.п. – средний показатель,
- б – сумма баллов, показанных ребенком во всех заданиях,
- n – количество заданий в диагностике.
Количественно-качественный анализ позволяет определить уровень развития ребенка в той или иной деятельности, проследить динамику его развития, определить эффективность работы педагогов группы.
Перечень диагностического материала:
1. Внимание.
- 5 лет – методика Пьерона – Рузера (тест изменений).
- 6 лет – методика Бурдона (тест изменений).
2. Восприятие.
- Цвет — методика И.В. Дреминой.
- Форма – тест «Найди одинаковые фигуры» (А.Н. Смирнова).
- Величина:
1) Картинки с предметами различной величины (по пособиям Г.Каше). Для детей 5 лет используется игра «Назови по картинке», для детей 6 лет — «Скажи наоборот».
2) Раскладывание полосок в ряд в возрастающем порядке. Для детей 5 лет – 5 полосок, для детей 6 лет – 10 полосок.
3) «Пирамика» (5 лет), «Мисочка» (6 лет).
3. Особенности восприятия – целостность.
- 5 лет – «Сложи квадрат» из 4 частей.
- 6 лет – «Сложи квадрат» из 5-6 частей.
4. Мышление.
1) Наглядно – действенное мышление оценивается по таблицам Сегена.
2) Наглядно – образное. Ребенку предлагается за определенное время упорядочить серию картинок.
- Для детей 5 лет – серия из 4 картинок.
- Для детей 6 лет – серия из 5 — 6 картинок.
3) Словесно – логическое.
- 5 лет – «Назови одним словом» (например: морковь – капуста – огурец).
- 6 лет – «Что лишнее» (например: морковь – капуста – яблоко – картофель).
- Дополнительная методика «Речевые аналогии» (автор Д.Векслер).
5. Память.
1) Слуховая память.
«Запомни 10 слов» (методика А.Лурия).
2) Зрительная память.
«Запомни 9 фигур и нарисуй их».
3) Логическая память.
Опосредованное запоминание карточек (методика Л.С. Выготским, А.Р. Луриа, А.Н. Леонтьева).
6. Моторика.
- Упражнение «Бусинки».
- Тест на определение ведущей руки.
7. Произвольная регуляция.
Графический диктант (методика Д.Б. Эльконина).
Диагностика по разделу «ФЭМП».
1) Количество и счет: количественный, порядковый, уравнивание количества групп предметов.
- 5 лет – до 5.
- 6 лет – до 10.
2) Геометрические фигуры.
- 5 лет – узнавание геометрических фигур «Найди пару»
- 6 лет – различение геометрических фигур.
3) Величина «Разложи ленточки». Сравнение предметов длины, ширины, высоты.
- 5 лет – 5 предметов.
- 6 лет – 10 предметов.
4) Ориентировка в пространстве.
- 5 лет – ориентировка направления от себя.
- 6 лет – определение направления предметов по отношению к другим предметам.
5) Ориентировка во времени.
- 5 лет – различение частей суток.
- 6 лет – различение частей суток, дни недели.
Диагностический материал по обследованию элементарных математических представлений позволяет оценить степень сформированности умений, связанных с основными способами умственной деятельности: умением сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Для более глубокого представления о ребенке в начале учебного года заполняются карты обследования ребенка с диагнозами ЗПР; по данным обследования составляется план индивидуальной коррекционной работы с ребенком на первое полугодие, затем проводится промежуточное обследование в середине года и составляется план индивидуальной работы с ребенком на второе полугодие.
Методическая разработка по диагностическому обследованию речевого развития детей старшей группы с задержкой психического развития.
Губайдуллина Надежда Робертовна, логопед-дефектолог МБУ «Школы № 18», г.о. ТольяттиОписание материала: Диагностические методики предназначены для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, для обследования уровня их речевого развития.
Цель – получение информации об индивидуальных особенностях речевого развития ребенка.
1. Формирование словаря.
Методика № 1.
Выявление уровня развития словаря предметов.
Материал: предметные картинки по разным лексическим темам.
Инструкция: «Что это?», «Назови одним словом все картинки?»
Методика № 2.
Выявление уровня развития глагольного словаря.
Материал: предметные картинки (мальчик, рыба, птица, самолет, снежинка).
Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагаем рассмотреть картинки. Инструкция: «мальчик бегает, прыгает, ходит, смеется. А что делает… (рыба, птица, самолет, снежинка).
Методика № 3.
Выявление уровня развития словаря признаков.
Материал: предметные картинки (медведь, лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «медведь большой, косолапый, лохматый, коричневый. А какая (какой, какие, какое)… (лиса, яблоко, стол, дом, шапка, ножницы).
Методика № 4.
Выявление уровня развития словаря наречий.
Материал: предметные картинки (черепаха, солнце, конь).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Как ползает черепаха? Как светит солнце? Как скачет конь?».
Методика № 5.
Выявление уровня развития словаря числительных.
Материал: карточки с одним, тремя, пятью предметами огурец, цыпленок, ведро, ухо)
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть карточки и сосчитать количество предметов. Инструкция: «Назови сколько предметов нарисовано на карточке».
Методика № 6.
Выявление уровня развития словаря синонимов.
Материал: предметные картинки (бабушка, дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).
Процедура проведения. Ребенку предлагаем картинки. Инструкция: «Это бабушка. Другим словом о ней можно сказать «старушка». Назови другим словом…(дети, врач, большой мяч, веселый мальчик).
Методика № 7.
Выявление уровня развития словаря антонимов.
Материал: предметные картинки: большой и маленький мяч, толстая и тонкая книга, высокий и низкий забор, короткая и длинная веревка, пустой и полный стакан.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Послушай слова: большой мяч – маленький мяч. Это слова наоборот. Теперь ты назови слова наоборот...».
Оценка результатов.
За отдельное задание:
Итог:
2. Грамматический строй речи.
Методика № 1.
Выявление умения изменять имена существительные по падежам.
Материал: карандаш, ручка, краски.
Процедура проведения. Показываем ребенку карандаш (ручку, краски).
Инструкция: «У меня карандаш.
У меня нет …(с продолжающей интонацией) (карандаша).
Я протягиваю руку к ….(карандашу).
Я беру в руки …(карандаш).
Я рисую домик …(карандашом).
Я мечтаю о красном …(карандаше)».
Методика № 2.
Выявление умения преобразовывать имена существительные И. п., ед. числа во мн.число И.п. и Р.п.
Материал: предметные картинки, на которых изображены один предмет – несколько предметов (стол, гриб, кукла, дерево, окно, глаз, ухо, рукав, воробей).
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку.
Инструкция: «Один стол, а если их много, то это – …(столы)
Убираем картинку.
Инструкция: «Нет чего?»
Методика № 3.
Выявить умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными.
Материал: предметные картинки, на которых нарисованы предметы синего цвета (шар, чашка, платье, мяч, машина, ведро).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинку и послушай, как я о ней скажу: синий шар. А теперь ты смотри на картинки и называй…»
Методика № 4.
Выявить умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Материалы. Предметные картинки с изображением предметов разной величины.
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «Назови большой предмет и маленький предмет».
Методика № 5.
Выявить умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Материал: предметные картинки – стол из дерева, шуба из меха, кораблик из бумаги, мяч из резины, замок из железа, стакан из стекла.
Процедура проведения. Предъявляем ребенку картинку, на которой изображен стол из дерева.
Инструкция: «Стол сделан из дерева, значит он деревянный. Скажи, какой (какая)…?»
Методика № 6.
Выявление умения образовывать притяжательные прилагательные.
Материал: предметные картинки с черно-белыми изображениями животных, у которых какая-либо часть цветная (кошка, собака, медведь, заяц, белка, лиса).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку рассмотреть картинки.
Инструкция: «У кошки хвост кошачий. Посмотри и скажи: лапа чья, ухо чьё, нос чей, голова чья?»
Методика № 7.
Выявить умение образовывать глаголы с помощью приставок.
Материал: картинки, на которых изображен мальчик, выполняющий разные действия.
Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, что делает мальчик?» (идет, подходит к дому, входит в дом, переходит улицу, выходит из дома).
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
11 – 14 баллов – высокий уровень.
4 – 10 баллов – средний уровень.
0 – 3 балла – низкий уровень.
3. Слоговая структура слова.
Методика № 1.
Выявление умения повторять слова разной слоговой структуры.
Материалы: предметные картинки (автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник).
Инструкция: «Повторяй за мной: автобус, шашки, офицер, кирпич, палатка, кадушка, художник».
Методика № 2.
Выявление умения самостоятельно называть слова разной слоговой структуры.
Материал: предметные картинки (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер).
Процедура проведения. Предлагаем ребенку картинки.
Инструкция: «Посмотри на картинки и назови (кофта, барабан, шнур, фасоль, соловей, аквариум, милиционер)».
Методика № 3.
Выявление умения произносить предложения, состоящие из слов с разной слоговой структурой.
Процедура проведения. Ребенку предлагают для повторения предложения.
Инструкция: «Повтори за мной: электрик чинит электрический чайник. Хоккеисты играют в хоккей. Художник рисует пейзаж. Экскурсовод проводит экскурсию».
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
0 – 1 балл – низкий уровень.
4.Звукопроизношение.
Методика № 1.
Выявление умения изолированно произносить звуки русского языка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается за педагогом произносить предлагаемые звуки.
Методика № 2.
Выявление умения произносить звуки русского языка в словах.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения. Ребенку предлагается посмотреть на картинку и назвать, что на них изображено.
Методика № 3.
Выявление умения произносить звуки русского языка в спонтанной речи.
Процедура проведения. Ребенку предлагают повторить за педагогом предложения (Шла Саша по шоссе и сосала сушку. За забором растут розы. У зайца зимняя шубка. На тарелке лежит кислый лимон.)
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
5 – 6 баллов – высокий уровень.
2– 4 балла – средний уровень.
0 – 1 балл – низкий уровень.
5. Связная речь.
Методика № 1.
Выявление умения пересказывать текст, состоящий из пяти-шести предложений.
Процедура проведения. Ребенку прочитывается текст. После этого ребенка просят пересказать то, что он сейчас услышал.
Методика № 2.
Выявление умения составлять рассказ – описание предмета.
Материал: предметные картинки (яблоко, медведь, бабочка).
Процедура проведения. Ребенку предлагается составить рассказ – описание.
Методика № 3.
Выявление умение составлять рассказ по сюжетной картинке.
Материал: сюжетная картинка.
Процедура проведения. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку и придумать по ней рассказ.
Методика № 4.
Выявление умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Материал: серия из трех (количество в зависимости от возраста ребенка) сюжетных картинок.
Процедура проведения. Ребенку предлагается разложить картинки по порядку: что было сначала, что потом и придумать по ним рассказ.
Методика № 5.
Выявление умения составлять рассказ из личного опыта.
Процедура проведения. Ребенку предлагается вспомнить и рассказать, как он провел выходной день.
Оценка результатов.
За отдельное задание:
2 балла – ребенок самостоятельно справляется с задание, правильно отвечает на вопросы.
1 балл – ребенок справляется с заданием с дозированной помощью взрослого или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справляется с заданием, помощь неэффективна.
Итог:
8 – 10 баллов – высокий уровень.
3 – 7 баллов – средний уровень.
0 – 2 балла – низкий уровень.
Задачи диагностического обследования психики дошкольника - определить степень развития личности и интеллектуальных возможностей. Важно, чтобы используемая методика психологического обследования учитывала возрастные, физические и эмоциональные особенности малыша, содержала необходимые и достаточные элементы для написания заключения о психологическом состоянии исследуемого, а также предусматривала возможность помощи третьего лица.
Диагностика детей с ЗПР в силу их ограниченных возможностей и низкой работоспособности, должна осуществляться за небольшой промежуток времени, а используемые методики должны быть просты и допускать возможность помощи третьего лица в выполнении поставленных задач.
Принципы диагностики дошкольников
Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными - от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности - он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.
Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:
- Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
- Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов. Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
- Характеристика деятельности - наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий - метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
- Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию - расстройство, радость или безразличие). Эмоции - показатель того, какой будет поставлен диагноз - ЗПР или умственное отставание ( по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
- Степень развития речи. Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.
Важно! Задания, используемые для диагностики, должны учитывать их индивидуальные особенности, а при оценке результатов обследования необходимо принимать в расчет возможное своеобразие тех или иных решений, определяемое патологией развития ребенка.
Программа диагностики ЗПР | Примеры заданий |
Память и мировосприятие | Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”. Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета). |
Внимание и порядок деятельности | При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение. |
Интеллектуальные возможности | Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”). |
Речевое развитие | Беседа на свободную тему. |
Учебная мотивация | Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить. Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”. |
Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР - залог того, что результат будет максимально достоверным.
Популярные методики и их результаты
На сегодняшний день существуют различные методики диагностики , направленные на полноценный анализ их состояния здоровья и на определение патологий в . Простые упражнения, которые нормально развивающийся школьник выполняет быстро и без усилий, для малыша с ЗПР являются очень трудными. Методики диагностики дефектологом детей с ЗПР схожи с определением умственных способностей и оценкой психического состояния нормально развивающихся школьников.
Методика Лиепинь Скайдрите Викторовна
Направлена на диагностику устойчивости внимания, наличие или отсутствие рассеянности при выполнении поставленных задач, а также на проверку возможности переключения внимания. Ребенку выдается листок, на котором изображены знакомые ему предметы трех видов (например, мяч, дерево, собака). Картинки расположены по 8 штук в ряд (таких рядов несколько). Чтобы оценить устойчивость внимания ребенка, ему предлагают зачеркнуть все картинки с одинаковым изображением (например, дерево). Для оценки сконцентрированности ребенка и его умения переключать внимание, ему необходимо одни изображения (например, мячи) вычеркнуть красным карандашом, а другие (например, изображение собак) - синей ручкой.
Дети с ЗПР имеют крайне неустойчивое внимание, они неспособны сконцентрироваться на задании, если в нем нет игровой деятельности (проблемы с интеллектуальным развитием). Если задание не выполнено или положительный результат менее 50% - диагностируют задержку психического развития.
Заключение диагностики
При составлении заключения должно учитываться то, как воспринял то или иное задание ребенок, как проявлял себя в процессе обследования, как разговаривал с проверяющим, реагировал на свои ошибки и правильные решения. Диагностика ЗПР дошкольника основана на совместном выполнении заданий. Помощь, которая предлагается ребенку, должна быть последовательной, организующей и стимулирующей. При совместной работе с проверяющим ребенок с ЗПР раскрывает свои потенциальные возможности и проявляет интерес к проводимому обследованию.
Видео
Индивидуальная карта развития (протокол комплексного психолого-педагогического обследования) детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическая разработка является авторской.Предназначена для учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей направленности.
Цель: психолого-педагогическая диагностика развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: комплексная диагностика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; разработка индивидуального образовательного маршрута, коррекция познавательной сферы.
Используемая литература:
1) Методика психолого-педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие / под науч. ред. проф. Н. В. Новоторцевой. – Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2008. – 111 с. Коллектив авторов-составителей: Т.В. Воробинская, З.В. Ломакина, Т.И. Бубнова, Н. В. Новоторцева, И.В. Дуплова.
2) Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская.
3) Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: наглядный материал для обследования детей / под ред. Е. А. Стребелевой.
4) Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
5) Р.С. Немов. Психология. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Оборудование (методики и методические пособия):
«Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой (материалы из приложения); методики А.Р. Лурия, Джекобсона; «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К.; плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов; «Логопедические искали», автор неизвестен, материал взят в интернете; фигуры Поппельрейтера, материал взят в интеренете; методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К.; пособия торговой марки Весна-дизайн: «Цвет, форма, размер»; «Вокруг да около»; «Развиваем память»; «Противоположности»; «Найди различие»; «Назови одним словом»; «Найди четвертый лишний 1, 2»; «Истории в картинках»; «Развиваем речь»; «Логопедическое лото»; «Математика»; «Считаем и читаем»; «Времена года»; «Делим слова на слоги»; «Глухой-звонкий»; «Логопедическое лото».
Протокол развития имеет 10 блоков:
1. Зрительное восприятие;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Память;
4. Мышление и внимание;
5. Кругозор – знания о себе и своей семье, об окружающем;
6. Лексический словарь;
7. Звукопроизношение;
8. Связная речь;
9. ФЭМП;
10. Основы грамоты.
Некоторые из блоков имеют дополнительные разделы, которые обозначены буквами алфавита. Они необходимы для более детального и полного обследования процесса, взгляда с разных ракурсов.
Графа «Примечание» необходима для пометок, записей, цитат, записей итогов повторных диагностик и прочей важной информации об испытуемом. А также для анализа психического процесса, анализа деятельности в целом, оценки уровня развития каждого процесса. Это нужно для дальнейшей оценки уровня развития. Все данные будут отображаться в графике, по которому можно будет визуально оценить уровень развития, а также отследить динамику.
Оценка уровня развития. В качестве интегральных показателей уровня развития ребёнка берутся средние оценки в баллах, а их интерпретация в терминах уровня развития производится так же, как и отдельных психологических свойств, например, методики с указанным количеством, из 10: 10-9 баллов – высокий уровень развития, 8-6 баллов – средний уровень развития, 5-4 балла – низкий уровень, 3-0 баллов – очень низкий уровень развития. Если методика предполагает не количественную оценку, необходимо подробно изучить материал – «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Е.А. Стребелевой. Основные моменты цитирую: «Следует учитывать не только метод психолого-педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение истории развития ребенка; наблюдение за поведением и игрой. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста считаются: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности.
Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения, является первым абсолютно необходимым условием выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.
Способы выполнения задания. При обследовании детей раннего возраста отмечается самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого (возможно диагностическое обучение); самостоятельное выполнение задания после обучения. При обследовании детей дошкольного возраста отмечаются: хаотичные действия; метод практической ориентировки (метод проб и ошибок, метод практического примеривания); метод зрительной ориентировки. Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов. Неадекватное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.
Обучаемость в процессе обследования. Обучение производится только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста. Допустимы следующие виды помощи: выполнение действия по подражанию; выполнение задания по подражанию с использованием указательных жестов; выполнение заданий по показу с использованием речевой инструкции. Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно. Но важно соблюдать следующие условия: количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз; речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивает результативность действий ребенка; обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально- волевой сферы.
Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающихся детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта».
Качественная оценка. Необходима для построения графика развития.
Очень низкий уровень развития имеют дети, которые не идут на контакт с педагогом, ведут себя неадекватно, или так же неадекватно ведут себя по отношению к заданию и не понимают его цели.
Если ребенок принимает задание, идет на контакт, стремится достичь цели, но самостоятельно затрудняется выполнить задание; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не может, относим его к группе детей с низким уровнем развития.
Если ребенок идет на контакт, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняет; а в процессе диагностического обучения действует адекватно, и затем самостоятельно выполняет задания, относим его к группе детей со средним уровнем развития.
И высокий уровень развития ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
В соответствии с этими показателями можно условно отнести детей к четырём группам :
I группу составляют дети с очень низким уровнем развития.
Это дети, которые не имеют познавательного интереса, они с трудом идут на контакт с педагогом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Речь детей представляет собой отдельные слова или фразы. Анализируя показатели развития этих детей, можно говорить о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности. Для определения потенциальных возможностей развития этих детей, составления индивидуальных маршрутов обучения, обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики, соответствующим младшей ступени. А также направить ребёнка на дополнительные обследования.
II группу составляют дети с низким уровнем развития, они эмоционально реагируют на игру, идут на контакт. В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения самостоятельно выполнить задания не могут. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь детей характеризуется отдельными словами, простой фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопроизношения. Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании. В дальнейшем с ними необходимо ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
III группу составляют дети со средним уровнем развития, которые имеют познавательный интерес и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания. В процессе выполнения они применяют в основном практическую ориентировку – перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование. Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмами. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
IV группу составляют дети с высоким уровнем развития, соответствующему норме развития, у которых выражен познавательный интерес. При выполнении заданий они пользуются зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно выполняют предложенные задания. Речь фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Индивидуальная карта развития.
Протокол комплексного психолого-педагогического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________
Возраст: __________________________________________________________________
Диагноз: __________________________________________________________________
Поступил: _________________________________________________________________
Дата: _____________________________________________________________________
Анамнез: __________________________________________________________________
_
___
Группа здоровья: ___________________________________________________________
Данные о родителях: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Дополнительные данные: ______________________________________________________
Согласие на обработку персональных данных: __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дата: _______________ Подпись: ______________
1. Зрительное восприятие.
а) Цвета.
Методическое пособие: «Разноцветные кубики», автор Варфоломеева А.К. Либо любое другое, имеющее спектр цветов.
Найдены, названы:
1) красный _ 2) оранжевый _ 3) желтый _ 4) зеленый _
5) голубой _ 6) синий _
__________________________________________________________________________
Б) Плоские геометрические фигуры.
Методическое пособие: плакат обучающий «Геометрические фигуры», Школа талантов. Или «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн. Либо любой другой удобный аналог.
1) круг _ 2) треугольник _ 3) квадрат _ 4) прямоугольник _
5) овал _ 6) ромб _ 7) трапеция _
__
__________________________________________________________________________
в) Объемные фигуры:
1) куб _ 2) шар _ 3) конус _ 4) цилиндр _ 5) пирамида _
6) параллелепипед _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
г) Контурные наложенные изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера, например, «Логопедические искалки», автор неизвестен, взято на просторах интернета. Можно использовать любой другой аналог.
Найдено, названо из 11:
Самостоятельно:
С помощью:
Примечание:___________________________________________________________
______________________________________________________________________
д) Зашумлённые изображения.
Методическое пособие: фигуры Поппельрейтера. Либо любые авторские зашумлённые изображения.
Найдено, названо из 6:
Самостоятельно:
С помощью:
___________________________________________________________________________
е) Свойства предметов.
Методическое пособие «Свойства предметов» (ленточки, ручейки, домики, трубы, тучки), автор Варфоломеева А.К. Выполнить в формате а4 и вырезать каждую единицу. Либо другой удобный аналог. Использование понятий:
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Ориентировка в пространстве.
а) Выполнение команд-направлений.
Инструкция и показ педагога. Методическое пособие не предполагается.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
б) Понимание предлогов.
Методическое пособие «Вокруг да около», Весна-дизайн.
таблица
Примечание (дополнительные предлоги): ______________________________________
____________________________________________________________________________
3. Память.
а) Зрительная память.
Методическое пособие: «Развиваем память», Весна-дизайн. Или предметные картинки пособия «Противоположности», Весна-дизайн.
«Что изменилось» из 5-7 / 7-10 предметов
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
«Запомни 10 предметных картинок»
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) Слуховая память.
«Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия (оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания).
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
«Запомни цифры». Методика Джекобсона (объём слуховой кратковременной памяти).
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Мышление и внимание.
а) Мышление, целостное восприятие. «Разрезные картинки».
Методическое пособие: пособие из приложения «Психолого-педагогической диагностике детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой или предметные картинки на картонной основе, разрезанные на 4-5-6 частей прямым и осколочным резом. Пример «Утка» взят на просторах интернета, автор неизвестен.
таблица
4 части по прямой _ 4 части по диагонали _ 5 частей по прямой _
5 частей по диагонали _
Примечание:_______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
б) Наглядно-образное мышление, внимание. «Сравни две картинки» (найди 10 отличий).
Методическое пособие: «Найди различие», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) Классификация по 1-3 признакам. «Раздели на группы» (цвет, форма, величина).
Методическое пособие: «Цвет, форма, размер», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
г) Классификация по родовым понятиям (овощи, фрукты, мебель, посуда, животные и др. категории)
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
д) Словесно-логическое мышление «Четвертый лишний». Несколько вариантов.
Методическое пособие: «Найди четвертый лишний 1, 2», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
е) «Серия последовательных картинок».
Методическое пособие: «Истории в картинках», Весна-дизайн.
таблица
Примечание:_____________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Кругозор - знания о себе и своей семье, об окружающем.
Знания о себе и своей семье:
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Знания о живой природе.
Называет каждый предмет из группы и после – обобщающее понятие.
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн. Либо другие аналоги.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Знания об окружающем – о предметах. Называет каждый предмет из группы и после – обобщающее понятие.
Методическое пособие: «Назови одним словом», Весна-дизайн. Либо другое.
таблица
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
6. Лексический словарь.
а) Объяснение значения слов:
холодильник - _____________________________________________________________
пылесос - ________________________________________________________________
Примечание: _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
б) Называние частей предметов.
Методическое пособие: «Противоположности», Весна-дизайн.
Чайник: донышко _________________ Стул: сиденье _______________________
носик ____________________ спинка ________________________
крышка __________________ ножки _________________________
ручка ____________________
Примечание: ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Образование множественного числа существительных И.п., Р.п., согласование с числительными 2,5,7.
Методическое пособие не требуется.
таблица
_
______________________________________________________________________________
г) Образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом_________________ ёлка _________________ Женя ____________
стул_________________ гриб _________________ Костя ___________
Кто детёныш?
у кошки ________________ у собаки _____________ у свиньи ____________
у медведя ______________ у зайца _______________ у лисы _______________
у коровы ______________ у лошади _____________ у овцы_______________
у мыши _______________ у лягушки _____________ у курицы ____________
Примечание:_____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
д) Различение оппозиционных звуков:
па-ба-ба (N или аN) ______ та-да-да ________ га-ка-ка __________ за-са-за ______
ча-ща-ча _____ ра-ла-ра ______ за-за-за_______ да-па-да _______
Примечание: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
е) Воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом.
милиционер ____________________ мотоциклист ____________________
строительство __________________ репетиция ____________________
серпантин_____________________ часовщик_______________________
Примечание: _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ж) Понимание и называние антонимов.
Методическое пособие: «Противоположности», Весна-дизайн.
Существует несколько видов диагностирования у ребёнка ЗПР. Это очень важный этап в коррекции ребёнка - чем раньше выявлена проблема, тем больше возможностей по её решению. Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.
В практической психологии существует такое направление, как психодиагностика, целью которой является изучение особенностей применения различных диагностических методик. При диагностировании пациента возможно определить уровни его познавательного, эмоционального и личностного развития.
Ребенку с ЗПР необходимо прохождение обследования, проводящегося, как правило, поэтапно. Выделим основные части:
- 1) Установка контакта;
- 2) Проведение исследований;
- 3) Выводы.
Первая часть - установка контакта - содержит в себе первоначальные возможности позитивного проведения диагностики. На данном уровне происходит знакомство с ребенком, оформление его «зоны комфорта», налаживание взаимоотношений. Также цель диагностирующего - определить степень информированности ребенка.
Вторая часть - проведение исследований - включает в себя тестирования, целью которых является проверка различных способностей ребенка. Диагностика может реализовываться путем анализа
- 1) познавательных процессов,
- 2) эмоционального развития.
И наконец, третья часть - выводы - основывается на выявлении результатов исследований, их интерпретации и предложения психолого-педагогических рекомендаций.
На каждого ребёнка заводится карта психологического обследования, в которой фиксируются результаты обследования, на которые можно опираться составляя план обучения ребёнка.
Остановимся более подробно на второй части обследования ребенка и рассмотрим детально представленные способы диагностирования.
Г.В. Фадина в своем труде «Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста» предлагает использовать для анализа познавательного развития ребенка следующие тесты:
- 1) Методика С. Лиепинь;
- 2) Тест Когана;
- 3) Обобщение понятий;
- 4) Конкретизация понятий;
- 5) Классификация;
- 6) Сравнение;
- 7) тест «Запрещенные слова»;
- 8) Методика Эббингауза;
- 9) Ассоциативный эксперимент.
Каждый тест проводится для определения различных познавательных процессов ребенка. Так «Методика С. Лиепинь» выявит уровень устойчивости, распределения и переключения внимания; «Тест Когана» - схематического мышления; «Обобщение понятий», «Конкретизация понятий», «Классификация» и «Сравнение» - логичности мышления; тест «Запрещенные слова» - уровень произвольности; а «Методика Эббингауза» и «Ассоциативный эксперимент» - речевого развития.
Методика С. Лиепинь
Цель -- изучение устойчивости, распределения и переключения внимания.
Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трех видов (грибы, мячи, ели), расположенных по восемь в каждом ряду.
Для оценки устойчивости внимания дается задание зачеркнуть все мячи.
Для оценки распределения и переключения внимания надо вычеркнуть ели красным карандашом, а мячи -- синим.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития внимания, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. При выполнении данного задания дети с ЗПР сталкиваются с трудностями удержания инструкции до конца выполняемой деятельности, что выражается в низком уровне распределения внимания между двумя предметами и переключении с одного предмета на другой. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.
Тест Когана
Цель -- исследование схематического мышления.
Стимульный материал: таблица с разными геометрическими фигурами и образцами разных цветов, отдельные карточки с теми же фигурами разных цветов.
Тест проводится в два этапа.
Инструкция 1: Разложи карточки по цвету или по форме.
Инструкция 2: Посмотри на таблицу и разложи карточки так, чтобы каждая попала в свою клеточку.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития схематического мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают затруднения при систематизации карточек одновременно по двум сенсорным эталонам. Дети с ЗПР показывают неспособность к целостному восприятию, для них характерны затруднения, связанные с классификацией фигур, незначительные ошибки при сходности сенсорных эталонов (путаница цветов).
Обобщение понятий
Стимульный материал: набор близких понятий.
Детям дается задание на обобщение -- предлагается «назвать одним словом» 10 рядов конкретных понятий:
Шкафы, кровати, стулья.
Футболки, брюки, куртки.
Сапоги, туфли, тапочки.
Васильки, ландыши, розы.
Дубы, ёлки, берёзы.
Вороны, голуби, утки.
Смородина, малина, клубника.
Картошка, морковь, помидоры.
Яблоки, груши, мандарины.
Моряки, лётчики, артиллеристы.
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР чаще всего приводят обобщения на интуитивно-практическом уровне:
Шкафы, кровати, стулья -- квартира.
Футболки, брюки, куртки -- одевают.
Васильки, ландыши, розы -- весна.
Дубы, ёлки, берёзы -- улица.
Вороны, голуби, утки -- летают.
Смородина, малина, клубника -- еда.
Картошка, морковь, помидоры -- овощи.
Яблоки, груши, мандарины -- вкусная еда.
Моряки, лётчики, артиллеристы -- взрослые.
Дети с ЗПР при обобщении допускают ошибки в расширении или сужении обобщающего слова, описательном характере обобщения, недостаточности анализа объектов, их существенных признаков.
Классификация
Цель -- исследование логичности мышления
Стимульный материал: набор16 карточек с изображением животных, мебели, фруктов и овощей.
Инструкция:разложи картинки на четыре группы. В каждой группе картинки должны подходить друг к другу так, чтобы их можно было назвать «одним словом».
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР не могут объяснить свои действия и ответы.
Сравнение
Цель -- исследование логичности мышления
Стимульный материал: пять пар слов.
Инструкция: сравни слова, чем они похожи и различаются.
Бабочки -- ласточки.
Яблони -- берёзы.
Лисы -- собаки.
Цветы -- деревья.
Рыбы -- птицы.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития логичности мышления, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР охотнее выделяют различия, чем сходства; отличаются непланомерным анализом, его односторонностью.
При объявлении сходства и различия выделяют в основном несущественные признаки, например: лисы -- собаки: у них уши, хвосты, яблони -- берёзы: зеленые, растут в лесу, цветы -- деревья: их можно поставить в вазу.
Тест «Запрещенные слова»
Цель -- оценить сформированность произвольности, уровень развития речи.
Инструкция: предлагаю тебе поиграть в игру: я буду задавать вопросы, а ты отвечать на них, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть цвета.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню произвольности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР слабо проявляются элементы произвольности, что выражается в недостаточном словарном запасе, неумении соотносить свои действия с правилами.
В основном дети с ЗПР для ответов используют слова из вопросов:
Вода мокрая? -- Мокрая.
Взрослые любят яблоки? -- Любят.
Летом трава какая? -- Летняя.
Снег черный? -- Черный.
У тебя какие глаза? -- Красивые.
Диагностика развития речи детей дошкольного возраста (субтест из методики Эббингауза)
Цель -- выявление уровня словарного запаса, произвольность и дифференцированность ассоциаций.
Инструкция: к каждому слову нужно подобрать противоположное по значению: Тупой, тонкий, грязный, чужой, низ, враг, высокий, мягкий, громкий, радость, ссора, лёгкий, поднимать.
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню развития смысловой стороны речевой деятельности, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. У большинства детей с ЗПР возникают трудности в подборе слов в связи с недостаточно полным словарном запасе и кругом общей осведомленности.
При нахождении слова с противоположным значением часто употребляют отрицательную приставку «не»: тупой -- не тупой, тонкий -- очень тонкий, грязный -- не грязный, чужой -- мой, низ -- наверх, враг -- не враг.
Исследования эмоционального развития ребенка с ЗПР оценивают интеллектуальные и эмоциональные способности в совокупности. У «особых» детей наблюдаются следующие черты: отсутствие чувства долга и ответственности, некритичность, неорганизованность, слабая дифференцированность эмоций, аффективные реакции в процессе общения и проч. Для диагностики эмоционального развития Г.В. Фадина предлагает использовать такие методики, как
- 1) «Эмоциональная цветопись» А.Н. Лутошкина;
- 2) Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста;
- 3) Определение уровня развития коммуникативной сферы детей дошкольного возраста (в виде беседы);
- 4) Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;
- 5) Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния.
Методика А.Н. Лутошкина «Эмоциональная цветопись»
Цель -- исследование эмоционального самочувствия детей.
Цвет -- наиболее доступная и положительная форма выражения настроения.
Задание: Какое у меня настроение?
Записывают оттенки настроения, которые затем обозначают цветом: радостное -- красное, спокойное -- зеленое, скучное -- серое, плохое -- черное, тревожное -- коричневое, безразличное -- белое.
Выделяем зоны: игра, занятие, семья, друзья, воспитатель, группа, школа.
Оцениваем каждую зону цветом. Для оценки эмоционального самочувствия достаточно записать цвета.
Особенности выполнения методики. У детей с ЗПР возникают трудности в осмыслении эмоционального состояния через цвет. Большинство детей испытывают тревожное состояние, смена настроения происходит из-за ухудшения эмоционального фона при утомлении или неуспешности в выполнении задания.
Методика «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Материал: цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.
Порядок проведения: ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.
Далее задаются вопросы. Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад? Какого цвета твое настроение, выбери такого цвета карандаш и нарисуй черточку на полоске. Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем? Когда ты видишь своих друзей? Какое у тебя настроение на занятиях?
Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.
Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.
Особенности выполнения методики. Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.
Методика «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций»
Цель: определение эмоций.
Стимульный материал: карточки с графическим изображением эмоций.
Порядок проведения: ребенку предлагают по одной карточке с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления, с вопросом: «Какое это лицо?».
Обработка результатов: выполнение задания ниже 50% результата соответствует низкому уровню способности различать эмоции, что может свидетельствовать о наличии ЗПР.
Особенности выполнения методики. Дети с ЗПР с трудом опознают графические изображения, лучше вербализуют эмоцию радости, хуже -- гнева и удивления.
Методика «Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния»
Цель: изучение понимания собственных эмоций.
Стимульный материал: цветные карандаши, альбом.
Порядок проведения. Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда, они испытывали удивление, страх, горе, радость.
Обработка результатов: изучается доступность объяснения своего эмоционального состояния в разных ситуациях.
Особенности выполнения методики. Для большинства детей с ЗПР характерна маленькая величина, схематичность рисунка, создание негативной цветовой гаммы, преобладание тревожного эмоционального фона настроения, что предполагает наличие чувства отверженности, покинутости, враждебности. Дети с ЗПР неточно разграничивают эмоциональные состояния, частично вербализуют эмоции, не понимая инструкции, переходят на рисование.