Святая параскева пятница в чем помогает молитва. Икона святой параскевы пятницы

С 3 по 18 октября включительно в нашей обители будет пребывать мироточивая икона великомученицы Параскевы Пятницы из храма св. апостола Андрея Первозванного г. Владивостока. Сегодня мы публикуем житие святой великомученицы Параскевы, рассказ о почитании ее на Руси, а также краткие сведения о со-и-мен-ных ей свя-тых же-нах.


Четыре святые Параскевы

Ес-ли мы отк-ро-ем пра-вос-лав-ный ка-лен-дарь, то уви-дим, что в свят-цах ука-за-ны че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы: пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (II век), пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (XI век), му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (I век) и ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца (III—IV ве-ка).
На-пом-ним, что в ли-ке пре-по-доб-ных прос-лав-ле-ны свя-тые мо-на-хи и мо-на-хи-ни, в ли-ке му-че-ни-ков — те, кто пре-тер-пел стра-да-ние и смерть за имя Хрис-то-во. Ве-ли-ко-му-че-ни-ка-ми же на-зы-ва-ют-ся те свя-тые му-че-ни-ки, ко-то-рые, как и свя-тая Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца, ис-пы-та-ли осо-бен-но тяж-кие и про-дол-жи-тель-ные му-че-ния, про-я-вив при этом уди-ви-тель-ное му-же-ст-во и твер-дость в ве-ре. Их под-виг при-шел-ся на пер-вые ве-ка хрис-ти-а-н-ства, а это бы-ли вре-ме-на жес-то-ких го-не-ний на хрис-ти-ан им-пе-ра-то-ров-языч-ни-ков — пра-ви-те-лей Римс-кой им-пе-рии. Сре-ди ве-ли-ко-му-че-ни-ков нам из-ве-ст-ны свя-тые Ге-ор-гий По-бе-до-но-сец, це-ли-тель Пан-те-ле-и-мон, Фе-о-дор Стра-ти-лат, Ди-мит-рий Со-лу-нс-кий, свя-тые же-ны Вар-ва-ра, Ека-те-ри-на, Анас-та-сия Узо-ре-ши-тель-ни-ца и мно-гие дру-гие.
Ве-ли-ко-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву час-то пу-та-ют с ее свя-ты-ми «тез-ка-ми», да-же в цер-ков-ной ли-те-ра-ту-ре фак-ты из жи-тия од-ной Па-рас-ке-вы иног-да при-пи-сы-ва-ют-ся дру-гой. По-э-то-му преж-де, чем на-чать рас-сказ о Па-рас-ке-ве Пят-ни-це, хо-те-лось бы посвятить нес-коль-ко слов и со-и-мен-ным ей свя-тым же-нам.
Пре-по-доб-но-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (26 ию-ля/8 ав-гус-та) жи-ла ве-ком рань-ше ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы и так же по-апос-тольс-ки про-по-ве-до-ва-ла хрис-ти-а-н-ство языч-ни-кам. По ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Ан-то-ни-на она бы-ла бро-ше-на в ко-тел с ки-пя-щей смо-лой, но ос-та-лась нев-ре-ди-мой. Им-пе-ра-тор усом-нил-ся, действи-тель-но ли смо-ла в кот-ле расп-лав-ле-на, и не-ос-мот-ри-тель-но при-ка-зал плес-нуть в не-го жид-костью. Па-ла-чи ис-пол-ни-ли его по-ве-ле-ние, но рас-ка-лен-ная смо-ла по-па-ла пра-ви-те-лю в гла-за, и он мгно-вен-но ос-леп. Им-пе-ра-тор стал умо-лять му-че-ни-цу об ис-це-ле-нии. По мо-лит-ве свя-той Па-рас-ке-вы к Ан-то-ни-ну вер-ну-лось зре-ние, он уве-ро-вал во Хрис-та и при-нял Кре-ще-ние (эту ис-то-рию оши-боч-но часто приписывают Па-рас-ке-ве Пят-ни-це).
Бо-лее все-го пре-по-доб-но-му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву знают и по-чи-та-ют гре-ки. Час-ти-цы ее мо-щей на-хо-дят-ся на Афо-не, в Рус-ском Свя-то-Пан-те-ле-и-мо-но-вом мо-нас-ты-ре. В Кры-му, у се-ла То-по-лев-ка, есть Тро-и-це-Па-рас-ке-ви-е-вс-кий женс-кий мо-нас-тырь, ко-то-рый ос-но-ван имен-но в честь пре-по-доб-но-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы. Су-ще-ст-ву-ет мест-ное пре-да-ние, что имен-но здесь свя-тая встре-ти-ла свою кон-чи-ну, а в том мес-те, где зем-ля обаг-ри-лась ее кровью, появился це-леб-ный род-ник.
Пре-по-доб-ная Па-рас-ке-ва (Пет-ка) (14/27 ок-тяб-ря) осо-бо лю-би-ма в Сер-бии и Бол-га-рии. Ро-ди-лась она в бла-го-чес-ти-вой бол-га-рс-кой семье, пос-ле смер-ти ро-ди-те-лей пост-риг-лась в мо-на-ше-ст-во и уда-ли-лась в Иор-да-нс-кую до-ли-ну, где слав-но под-ви-за-лась до глу-бо-кой ста-рос-ти. Имен-но ее мо-щи, а не ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы (так оши-боч-но пи-шут в не-ко-то-рых кни-гах), по-ко-ят-ся те-перь в ста-рин-ном ру-мы-нс-ком го-ро-де Яс-сы. В Сер-бии свя-той Пет-ке пос-вя-ще-но мно-же-ст-во хра-мов.
Му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Римс-кая (20 мар-та/2 ап-ре-ля) бы-ла род-ной сест-рой Фо-ти-ны-са-ма-ря-ны-ни, с ко-то-рой бе-се-до-вал Спа-си-тель у ко-лод-ца Иа-ков-ля. Вмес-те с Фо-ти-ной и дру-ги-ми сест-ра-ми она при-ня-ла му-че-ни-чес-кий ве-нец, каз-нен-ная по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра Не-ро-на — жес-то-ко-го го-ни-те-ля хрис-ти-ан.
Все че-ты-ре свя-тые Па-рас-ке-вы по-нес-ли ве-ли-кие под-ви-ги и стра-да-ния за имя Хрис-то-во, и все они рав-ны в сво-ей свя-тос-ти пе-ред Бо-гом, но имен-но ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва Пят-ни-ца осо-бен-но приш-лась по серд-цу рус-ско-му на-ро-ду, имен-но ей уда-лось, по-доб-но свя-ти-те-лю Ни-ко-лаю Чу-дот-вор-цу, стать поч-ти «рус-ской» свя-той.


Почитание святой Параскевы Пятницы на Руси

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва всег-да поль-зо-ва-лась на Ру-си осо-бой лю-бовью и по-чи-та-ни-ем. Де-вуш-ки мо-ли-лись ей об удач-ном за-му-же-ст-ве, ма-те-ри — за сво-их де-тей. Во мно-гих де-рев-нях был обы-чай в день па-мя-ти ве-ли-ко-му-че-ни-цы (де-ся-тая пят-ни-ца по Пас-хе; 28 ок-тяб-ря/10 но-яб-ря) уст-ра-и-вать крест-ные хо-ды, мо-леб-ны, празд-нич-ные зас-толья. А име-нин-ниц в этот день бы-ло очень мно-го, пос-коль-ку поч-ти в каж-дой мно-го-дет-ной семье од-на из де-во-чек но-си-ла имя Прас-ковья (лас-ко-во Па-ра-шень-ка, Па-шень-ка, Па-рас-ка).
Счи-та-лось, что по мо-лит-вам ве-ли-ко-му-че-ни-цы сох-ра-ня-ет-ся се-мей-ное бла-го-по-лу-чие и счастье. До на-ча-ла XX ве-ка ико-ны свя-той Па-рас-ке-вы бы-ли поч-ти в каж-дом рус-ском до-ме. Кресть-я-не уби-ра-ли их лен-та-ми, цве-та-ми, вы-ши-ты-ми руш-ни-ка-ми, под-вес-ка-ми, ду-шис-ты-ми тра-ва-ми и так вы-но-си-ли на крест-ные хо-ды.
Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-чи-та-лась так-же пок-ро-ви-тель-ни-цей тор-гов-ли: имен-но по пят-ни-цам уст-ра-и-ва-лись тор-ги и яр-мар-ки. На этих тор-жи-щах неп-ре-мен-но ус-та-нав-ли-ва-лась ико-на Па-рас-ке-вы Пят-ни-цы.
В честь ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-рас-ке-вы на Ру-си стро-и-лись хра-мы и ча-сов-ни, ста-ви-лись до-рож-ные крес-ты с ее ико-ной, ко-то-рые так и на-зы-ва-лись «пят-ни-ца-ми». Да-же са-ми раз-вил-ки, пе-рек-ре-ст-ки до-рог то-же зва-лись «пят-ни-ца-ми». Бы-ло при-ня-то про-во-жать род-ных в даль-ний путь до «пят-ни-цы», или, на-о-бо-рот, встре-чать у «пят-ни-цы». У этих же «пят-ниц» де-ви-цы вы-ма-ли-ва-ли се-бе хо-ро-ших же-ни-хов.


Параскева - покровительница монашества

Хо-тя к свя-той Па-рас-ке-ве на Ру-си боль-ше об-ра-ща-лись как к пок-ро-ви-тель-ни-це семьи и бра-ка, ее мож-но счи-тать и пок-ро-ви-тель-ни-цей девства — са-ма свя-тая пред-поч-ла стать не-вес-той Хрис-то-вой, про-жив свою жизнь в чис-то-те и це-ло-муд-рии.
В жи-тии свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-гос-ло-ва (IV век) есть сло-ва о том, что ви-де-ние этой свя-той де-вы оз-на-ча-ет при-зыв к не-по-роч-ной и це-ло-муд-рен-ной жиз-ни. Вот что рас-ска-зы-вал о сво-ей встре-че с ве-ли-ко-му-че-ни-цей из-ве-ст-ный ста-рец, схи-игу-мен Пско-во-Пе-че-рс-ко-го мо-нас-ты-ря Сав-ва (Ос-та-пен-ко) (1898-1980): «Ночью мо-лил-ся я пе-ред сво-ей чу-дот-вор-ной ико-ной Ка-за-нс-кой Бо-жи-ей Ма-те-ри. В за-бытьи (на-я-ву или в тон-ком сне — Бог весть!) яви-лась вдруг свя-тая же-на не-о-бык-но-вен-ной чис-то-ты и кра-со-ты. Кто она, я не знал. Она раск-ры-ла пе-ре-до мной всю кра-со-ту мо-на-ше-ст-ва, по-яс-ни-ла раз-ни-цу меж-ду жизнью мо-на-шес-кой и се-мей-ной. Она ска-за-ла, что мож-но спас-тись и в се-мей-ной жиз-ни, но мо-на-ше-ст-во вы-ше».
Вско-ре пос-ле это-го ви-де-ния отец Сав-ва (а тог-да он был еще прос-то Ни-ко-лай) уви-дел в хра-ме ико-ну свя-тых ве-ли-ко-му-че-ниц Вар-ва-ры, Ека-те-ри-ны и Па-рас-ке-вы. В свя-той Па-рас-ке-ве он уз-нал ту са-мую чуд-ную де-ву, ко-то-рая яви-лась ему в ви-де-нии и ука-за-ла путь к мо-на-ше-ст-ву.
Те-перь нас-та-ла по-ра рас-ска-зать о том, кто же она та-кая — свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Па-рас-ке-ва, по-лу-чив-шая от Гос-по-да дар ис-це-ле-ния ду-шев-ных и те-лес-ных не-ду-гов, хо-да-тай-ству-ю-щая за всех, кто об-ра-ща-ет-ся к ней с теп-лой мо-лит-вой.


Житие святой великомученицы Параскевы

Свя-тая Па-рас-ке-ва ро-ди-лась в го-ды царство-ва-ния им-пе-ра-то-ра Ди-ок-ле-ти-а-на (ко-нец III — на-ча-ло IV ве-ков) в го-ро-де Ико-ний (сов-ре-мен-ный Ко-ний, ны-не при-над-ле-жит Тур-ции) в семье бо-га-то-го се-на-то-ра. Ее ро-ди-те-ли бы-ли тай-ны-ми хрис-ти-а-на-ми и жи-ли в стра-хе Бо-жи-ем, стро-го соб-лю-дая за-по-ве-ди Гос-под-ни, но дол-гое вре-мя ос-та-ва-лись без-дет-ны-ми. Суп-ру-ги осо-бо по-чи-та-ли день крест-ных стра-да-ний Хрис-то-вых — пят-ни-цу, и про-во-ди-ли его в пос-те и мо-лит-ве, щед-ро по-да-вая ми-лос-ты-ню. За их ве-ру и тер-пе-ние Бог пос-лал им дочь, ко-то-рая ро-ди-лась имен-но в пят-ни-цу. Они так и наз-ва-ли ее Па-рас-ке-ва, что по-гре-чес-ки зна-чит «пят-ни-ца».
Ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ли Па-рас-ке-ву в бла-го-чес-тии и чис-то-те. Бла-гос-ло-вен-ная че-та отош-ла ко Гос-по-ду, ког-да де-вуш-ка бы-ла еще весь-ма юной. С детства Па-рас-ке-ва всем серд-цем воз-лю-би-ла Хрис-та и, дос-тиг-нув со-вер-шен-но-лет-не-го воз-рас-та, ста-ла под-ра-жать ве-ре и де-лам сво-их ро-ди-те-лей. Она стро-го ис-пол-ня-ла за-по-ве-ди Гос-под-ни, всег-да бла-го-го-вей-но чти-ла пят-ни-цу и при-ни-ма-ла стран-ни-ков в сво-ем до-ме. Бла-жен-ная Па-рас-ке-ва щед-ро тра-ти-ла свое зна-чи-тель-ное сос-то-я-ние, унас-ле-до-ван-ное от ро-ди-те-лей, не на ук-ра-ше-ния и рос-кош-ную жизнь, а на про-пи-та-ние и одеж-ду для бед-ных.
Де-вуш-ка от-ли-ча-лась ред-кой кра-со-той, но не об-ра-ща-ла ни-ка-ко-го вни-ма-ния на юно-шей, до-мо-гав-ших-ся ее ру-ки: она уне-вес-ти-лась Бес-сме-рт-но-му Же-ни-ху, для Ко-то-ро-го и жи-ла в чис-то-те и це-ло-муд-рии. По-доб-но рав-но-а-пос-толь-ным же-нам, Па-рас-ке-ва ре-ши-ла пос-вя-тить свою жизнь расп-ро-ст-ра-не-нию хрис-ти-а-нс-кой ве-ры сре-ди сво-их сог-раж-данязыч-ни-ков и неп-рес-тан-но ис-по-ве-до-ва-ла пе-ред на-ро-дом имя Гос-по-да Ии-су-са Хрис-та. Всем, кто при-но-сил жерт-вы язы-чес-ким бо-гам, она го-во-ри-ла:
— Ва-ши бо-ги — бес-чу-в-ствен-ные и глу-хие идо-лы!
Часть го-ро-жан, слу-шая Па-рас-ке-ву, уве-ро-ва-ла во Хрис-та, од-на-ко мно-гие с не-го-до-ва-ни-ем опол-чи-лись про-тив нее, на-па-ли на ис-по-вед-ни-цу и ра-ни-ли ее. Но Па-рас-ке-ва про-дол-жа-ла сме-ло про-по-ве-до-вать Сло-во Бо-жие и воз-ве-щать ис-тин-ный путь.
Ког-да им-пе-ра-тор Ди-ок-ле-ти-ан на-чал жес-то-кое го-не-ние на хрис-ти-ан, он по-ве-лел пра-ви-те-лю Ли-ка-о-нии Аэ-цию в подв-ла-ст-ных ему го-ро-дах прес-ле-до-ва-ни-я-ми и му-че-ни-я-ми ист-ре-бить хрис-ти-а-нс-кую ве-ру. Аэ-ций отп-ра-вил-ся в Ико-ний. Го-ро-жа-не тор-же-ст-вен-но встре-ти-ли сво-е-го пра-ви-те-ля. Они по-ве-ли его в храм — при-нес-ти жерт-ву идо-лам и воз-дать хва-лу им-пе-ра-то-рам.
Ут-ром сле-ду-ю-ще-го дня Аэ-ций вос-сел на три-бу-на-ле. Он при-ка-зал про-честь им-пе-ра-то-рс-кий указ о го-не-нии на хрис-ти-ан. Языч-ни-ки слу-ша-ли гла-ша-тая и ра-до-ст-но воск-ли-ца-ли:
— Дос-той-но по-ве-ле-ние, и пра-ве-ден суд са-мо-де-рж-ца!
Тог-да пра-ви-тель про-из-нес:
— Будь-те друзь-я-ми им-пе-ра-то-ра и вы-дай-те нам всех так на-зы-ва-е-мых хрис-ти-ан, ко-то-рые не хо-тят при-но-сить жерт-ву бо-гам.
— Свет-лей-ший пра-ви-тель,— от-ве-ти-ли ему ста-рей-ши-ны,— в на-шем го-ро-де жи-вет дочь се-на-то-ра. Эта де-вуш-ка ис-по-ве-ду-ет Рас-пя-то-го Хрис-та. Она отв-ра-ти-ла не-ма-ло лю-дей от пок-ло-не-ния на-шим бо-гам и ху-лит са-мо-де-рж-ца. Как толь-ко до нас до-шел слух о тво-ем при-ез-де в Ико-ний для ис-ко-ре-не-ния хрис-ти-а-нс-кой ве-ры, мы по-са-ди-ли ее в тем-ни-цу.
Пра-ви-тель при-ка-зал при-вес-ти де-вуш-ку. Ког-да во-и-ны ве-ли Па-рас-ке-ву к Аэ-цию, Свя-той Дух осе-нил бла-жен-ную ис-по-вед-ни-цу. Ее ли-цо ста-ло та-ким свет-лым, что лю-ди с удив-ле-ни-ем го-во-ри-ли друг дру-гу:
— Пос-мот-ри-те! Де-ви-ца не бо-ит-ся су-да гроз-но-го пра-ви-те-ля. Она не уд-ру-че-на пе-чалью, а си-я-ет от ра-дос-ти.
— Та-ков род хрис-ти-а-нс-кий: он стре-мит-ся к смер-ти боль-ше, чем к жиз-ни,— про-из-нес один из жре-цов.
Аэ-ций, пос-мот-рев на де-вуш-ку, уди-вил-ся ее кра-со-те и ска-зал ста-рей-ши-нам:
— Не кле-ве-ще-те ли вы на эту де-ви-цу? Нель-зя гу-бить та-кую сол-неч-ную кра-со-ту!
За-тем он спро-сил Па-рас-ке-ву:
— Как твое имя, де-ви-ца?
— Я хрис-ти-ан-ка, ра-ба Ис-тин-но-го Бо-га,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Со-зер-ца-ние кра-со-ты тво-е-го ли-ца скло-ня-ет ме-ня к кро-тос-ти,— про-из-нес правитель,— а ис-хо-дя-щие из тво-их уст сло-ва воз-му-ща-ют до глу-би-ны ду-ши!
— Спра-вед-ли-вый судья рад ус-лы-шать прав-ду,— воз-ра-зи-ла Па-рас-ке-ва.— Ты же, уз-нав прав-ду, разг-не-вал-ся.
— Я спро-сил твое имя и не ус-лы-шал от-ве-та, по-э-то-му и гне-ва-юсь,— лу-ка-во ска-зал Аэ-ций.
— Преж-де все-го, я наз-ва-ла свое имя в веч-ной жиз-ни — хрис-ти-ан-ка. Мое имя в жиз-ни вре-мен-ной, зем-ной — Па-рас-ке-ва. Я ро-ди-лась в пят-ни-цу. Имен-но в честь это-го дня ме-ня наз-ва-ли Па-рас-ке-вой. Мои ро-ди-те-ли всег-да с ве-ли-ким стра-хом и лю-бовью по-чи-та-ли пят-ни-цу и про-во-ди-ли ее в пос-те и мо-лит-вах.
— Как мож-но од-нов-ре-мен-но ис-пы-ты-вать страх и лю-бовь?— спро-сил пра-ви-тель.
— Пят-ни-ца — день стра-да-ний и смер-ти Гос-по-да на-ше-го Иисуса Хрис-та за род че-ло-ве-чес-кий. Стра-да-ния Хрис-та вы-зы-ва-ют бла-го-го-вей-ный страх, а Его Ис-ку-пи-тель-ная Жерт-ва все-ля-ет в на-ши серд-ца лю-бовь. Хрис-тос пост-ра-дал за нас, и я ра-ди Не-го го-то-ва уме-реть,— от-ве-ти-ла Па-рас-ке-ва.
— Пе-рес-тань го-во-рить как бе-зум-ная! При-не-си жерт-ву бо-гам, и тог-да за твою кра-со-ту я возь-му те-бя в же-ны. Ты ста-нешь об-ла-да-тель-ни-цей боль-шо-го бо-га-т-ства, мно-гие бу-дут те-бя ве-ли-чать и уб-ла-жать…
— У ме-ня есть на не-бе Же-них — Хрис-тос,— от-ве-ти-ла свя-тая Па-рас-ке-ва,— и в ином му-же я не нуж-да-юсь.
— Опом-нись, Па-рас-ке-ва, и от-ка-жись от сво-е-го Хрис-та! Я не хо-чу от-да-вать те-бя па-ла-чу для му-че-ний, ибо очень це-ню твою юность и кра-со-ту!— воск-лик-нул пра-ви-тель.
— Не жа-лей вре-мен-ной кра-со-ты. Се-год-ня она цве-тет, а завт-ра увя-нет. Луч-ше по-ду-май о сво-ей ду-ше: те-бя ждут веч-ные му-че-ния!
Пос-ле этих слов пра-ви-тель разг-не-вал-ся. Он по-ве-лел ра-зод-рать на де-вуш-ке одеж-ды и бить ее сы-ры-ми во-ловь-и-ми жи-ла-ми, а ра-ны рас-ти-рать вла-ся-ни-цей. По-ка па-ла-чи ис-тя-за-ли Па-рас-ке-ву, она не про-ро-ни-ла ни од-но-го зву-ка. Взи-рая на не-бо, свя-тая сла-ви-ла Гос-по-да и про-си-ла Его по-мочь пе-ре-нес-ти му-че-ния. Вско-ре Аэ-ций, ща-дя кра-со-ту де-вуш-ки, ос-та-но-вил па-ла-чей и лас-ко-во ска-зал:
— Уве-руй, де-ви-ца, в бо-гов, и я сох-ра-ню те-бе жизнь.
Но Па-рас-ке-ва мол-ча-ла.
— Мне ли ты не от-ве-ча-ешь, злое хрис-ти-а-нс-кое от-родье?— с гне-вом воск-лик-нул пра-ви-тель.
Вмес-то от-ве-та свя-тая плю-ну-ла ему в ли-цо.
Аэ-ций страш-но рас-сви-ре-пел. Он при-ка-зал под-ве-сить Па-рас-ке-ву на стол-бе и не-щад-но стро-гать ее бо-ка же-лез-ны-ми ког-тя-ми. Кровь страс-то-тер-пи-цы обиль-но обаг-ри-ла зем-лю, а те-ло бы-ло изод-ра-но до кос-тей. Один из па-ла-чей, ду-мая, что му-че-ни-ца умер-ла, ска-зал пра-ви-те-лю:
— Гос-по-дин, де-ви-ца мерт-ва. За-чем ты зас-та-вил нас так силь-но ее тер-зать?
Од-на-ко Па-рас-ке-ва бы-ла жи-ва, хо-тя ед-ва ды-ша-ла. Пра-ви-тель ре-шил, что она ско-ро ум-рет. Он при-ка-зал снять из-ра-нен-ную де-вуш-ку со стол-ба, бро-сить в тем-ни-цу и дер-жать там, не ока-зы-вая ей ни-ка-кой по-мо-щи. Свя-тую от-нес-ли в тю-рем-ную ка-ме-ру. От по-те-ри кро-ви и жес-то-ких ран она бы-ла так сла-ба, что не мог-ла да-же сто-нать и ле-жа-ла как мерт-вая.
В тем-ни-це Гос-подь не ос-та-вил Свою изб-ран-ни-цу. В пол-ночь к ней явил-ся Ан-гел. Его пле-чи и грудь бы-ли крес-то-об-раз-но пре-по-я-са-ны зо-ло-тым по-я-сом. В ру-ках он дер-жал ору-дия му-че-ний Спа-си-те-ля: крест, тер-но-вый ве-нец, копье, трость и губ-ку.
— Встань, де-ви-ца, общ-ни-ца стра-да-ний Хрис-то-вых. Я пос-лан уте-шить те-бя! Взгля-ни на крест и тер-но-вый ве-нец Нет-лен-но-го Же-ни-ха; пос-мот-ри на копье, ра-нив-шее Жи-вот-во-ря-щие Реб-ра, на трость, на-пи-сав-шую про-ще-ние гре-хов все-го ми-ра, и на губ-ку, ко-то-рая стер-ла Ада-мов грех. Встань, Па-рас-ке-ва! Хрис-тос ис-це-ля-ет те-бя!— про-из-нес Ан-гел.
Му-че-ни-ца слов-но про-бу-ди-лась ото сна. Ан-гел отер губ-кой ра-ны свя-той. И, о чу-до! Те-ло де-вуш-ки сде-ла-лось креп-ким и здо-ро-вым, а кра-со-та ее ли-ца еще бо-лее по-ра-зи-тель-ной. Па-рас-ке-ва с бла-го-го-ве-ни-ем об-ло-бы-за-ла ору-дия Хрис-то-вых стра-да-ний и прос-ла-ви-ла Бо-га. Не-бо-жи-тель ис-пол-нил по-ве-ле-ние Гос-под-не и стал не-ви-дим.
Ут-ром тю-рем-ная стра-жа уви-де-ла, что на те-ле Па-рас-ке-вы нет ран. Свя-тая бы-ла со-вер-шен-но здо-ро-ва. Она сто-я-ла и пе-ла мо-лит-вы. Страж-ни-ки ис-пу-га-лись, отп-ра-ви-лись к пра-ви-те-лю и из-вес-ти-ли его о чу-де. Аэ-ций при-ка-зал не-мед-лен-но при-вес-ти Па-рас-ке-ву. Уви-дев де-вуш-ку здо-ро-вой, нев-ре-ди-мой и не-о-бы-чай-но кра-си-вой, он с удив-ле-ни-ем воск-лик-нул:
— Как тер-пе-ли-вы на-ши бо-ги! Они сми-лос-ти-ви-лись над тво-ей юностью и кра-со-той, Па-рас-ке-ва, и ис-це-ли-ли те-бя!
— По-ка-жи, Аэ-ций, бо-гов, спас-ших ме-ня от смер-ти,— поп-ро-си-ла му-че-ни-ца.
— Иди в храм и уви-дишь на-ших бо-гов,— от-ве-тил пра-ви-тель.
Свя-тая вош-ла в язы-чес-кий храм. За ней пос-ле-до-ва-ли жре-цы и боль-шая тол-па лю-дей. В хра-ме бы-ло мно-же-ст-во эллин-ских ста-туй. Все ду-ма-ли, что Па-рас-ке-ва хо-чет пок-ло-нить-ся бо-гам и при-нес-ти им жерт-ву. Но свя-тая об-ра-ти-лась с го-ря-чей мо-лит-вой к Еди-но-му Ис-тин-но-му Бо-гу. При-кос-нув-шись к ста-туе Апол-ло-на, она про-из-нес-ла:
— Име-нем Ии-су-са Хрис-та по-ве-ле-ваю те-бе, льс-ти-во-му Апол-ло-ну, и всем на-хо-дя-щим-ся в этом хра-ме су-ет-ным бо-гам: пусть ва-ши ста-туи упа-дут на зем-лю и ра-зобь-ют-ся вдре-без-ги!
По сло-ву свя-той про-и-зош-ло силь-ное зем-лет-ря-се-ние. Все идо-лы упа-ли и рас-сы-па-лись в прах. Лю-ди вы-бе-жа-ли из хра-ма. Мно-гие, ви-дев-шие это чу-до, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и ста-ли воск-ли-цать:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий!
Не-чес-ти-вые жре-цы пош-ли к пра-ви-те-лю и пла-ча ска-за-ли ему:
— О пра-ви-тель! Мы го-во-ри-ли те-бе — каз-ни эту кол-дунью: она оболь-ща-ет го-ро-жан. Но ты не пос-лу-шал нас, и те-перь Па-рас-ке-ва сво-им ча-ро-дей-ством раз-ру-ши-ла все ста-туи в хра-ме! Убей эту вол-шеб-ни-цу!
Аэ-ций по-ве-лел сно-ва при-вес-ти Па-рас-ке-ву и с гне-вом на-чал доп-ра-ши-вать ее:
— Ска-жи мне, ка-ким волх-во-ва-ни-ем ты сок-ру-ши-ла на-ших бо-гов?
— Я низ-ве-рг-ла тво-их бо-гов не волх-во-ва-ни-ем, а име-нем Гос-по-да мо-е-го Ии-су-са Хрис-та. В хра-ме я об-ра-ти-лась к Не-му с мо-лит-вой: «Явись, Спа-си-тель, да-ро-вав-ший мне жизнь». И мой Гос-подь явил-ся, а твои бо-ги, лишь толь-ко уви-де-ли Его, зат-ре-пе-та-ли, упа-ли на зем-лю и рас-сы-па-лись. Ви-дишь, ва-ши бо-ги не мо-гут по-мочь да-же се-бе — как же они по-мо-гут дру-гим?
Что мог воз-ра-зить на этот до-вод Па-рас-ке-вы жес-то-кий язы-чес-кий пра-ви-тель? Вмес-то от-ве-та он при-ка-зал сно-ва по-ве-сить де-вуш-ку на стол-бе и жечь ее реб-ра го-ря-щи-ми све-тиль-ни-ка-ми. Опа-ля-е-мая ог-нем, свя-тая об-ра-ти-ла свой взор к не-бу и ста-ла мо-лить-ся:
— Гос-подь и Бог мой, Соз-да-тель и Про-мыс-ли-тель вся-ко-го тво-ре-ния! Ты дал прох-ла-ду трем ва-ви-ло-нс-ким от-ро-кам в ог-нен-ной пе-чи и опа-лил хал-де-ев, Ты спас от ог-ня пер-во-му-че-ни-цу Фек-лу. Ны-не про-шу Те-бя, Гос-по-ди, да сни-зой-дет на ме-ня, не-дос-той-ную, Твоя ве-ли-кая си-ла и из-ба-вит от без-за-кон-ных рук му-чи-те-лей, ибо не-чес-ти-вые му-жи сжи-га-ют мое те-ло.
По мо-лит-ве свя-той язы-ки пла-ме-ни по-вер-ну-лись к му-чи-те-лям — огонь стал очень силь-ным и опа-лил па-ла-чей. Часть го-ро-жан ис-пу-га-лась и бро-си-лась бе-жать. Но мно-гие из тех, кто ви-дел чу-де-са Па-рас-ке-вы, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и воск-ли-ца-ли:
— Ве-лик Бог хрис-ти-а-нс-кий! Мы ве-ру-ем те-перь в это-го Бо-га!
Аэ-ций бо-ял-ся, как бы на не-го не вос-стал весь го-род, и при-ка-зал не-мед-лен-но усечь ме-чем го-ло-ву Па-рас-ке-вы.
Ког-да свя-тую при-ве-ли на мес-то каз-ни, ве-ли-ко-му-че-ни-ца по-вер-ну-лась ли-цом к вос-то-ку и об-ра-ти-лась к Бо-гу:
— Гос-по-ди, прос-лав-ляю мно-гох-валь-ное имя Твое! Ты, Гос-по-ди, не ос-та-вил ме-ня и дал мне, сла-бой, си-лы про-ти-вос-то-ять вра-гу. По-мя-ни ме-ня в этот час и бла-гос-ло-ви уме-реть за Те-бя. По-мо-ги всем лю-дям, пок-ло-ня-ю-щим-ся Тво-е-му крест-но-му под-ви-гу и стро-го пос-тя-щим-ся в день Тво-их стра-да-ний. По-мо-ги так-же при-зы-ва-ю-щим в по-мощь мое имя, из-бавь их ото всех бед и скор-бей и от-пус-ти им гре-хи, ибо Ты не хо-чешь смер-ти греш-ни-ка, но же-ла-ешь всем прий-ти к поз-на-нию ис-ти-ны и спас-тись. Ты Бог наш, и Те-бе по-до-ба-ет сла-ва во ве-ки. Аминь.
С не-ба из свет-ло-го об-ла-ка пос-лы-шал-ся Го-лос:
— Дер-зай, Па-рас-ке-ва! Я ис-пол-ню все, о чем ты про-сишь. Мно-гие име-нем тво-им спа-сут-ся от бед и скор-бей. Я ста-ну по-мо-гать всем, кто бу-дет бла-го-го-вей-но вспо-ми-нать твое му-че-ни-че-ст-во. У Мо-е-го От-ца те-бя ожи-да-ет оби-тель с муд-ры-ми де-ва-ми. Чер-тог Царства Не-бес-но-го при-го-тов-лен, рай отк-рыт для те-бя!
Страс-то-тер-пи-ца прос-ла-ви-ла Бо-га и ра-до-ст-но прек-ло-ни-ла го-ло-ву под меч. Ког-да па-лач от-сек го-ло-ву свя-той, воз-дух на-пол-нил-ся не-о-бык-но-вен-ным бла-го-у-ха-ни-ем, и Го-лос с не-ба воз-вес-тил:
— Ра-дуй-те-ся, пра-вед-ни-ки, ибо увен-ча-лась му-че-ни-ца Хрис-то-ва Па-рас-ке-ва!
Так за-вер-ши-лось мно-го-ст-ра-даль-ное жи-тие слав-ной Па-рас-ке-вы. Прек-рас-ней-шая не-вес-та Хрис-то-ва отош-ла к сво-е-му Не-бес-но-му Же-ни-ху.
Вско-ре не ста-ло и му-чи-те-ля пра-вед-ни-цы. На сле-ду-ю-щий день ут-ром пра-ви-тель Аэ-ций отп-ра-вил-ся на охо-ту. Вне-зап-но его конь взбе-сил-ся, встал на ды-бы и сбро-сил се-до-ка в за-рос-ли. Аэ-ций раз-бил-ся нас-мерть и так злос-ча-ст-но ис-пус-тил свою ока-ян-ную ду-шу.
Доб-ро-по-бед-ную му-че-ни-цу Па-рас-ке-ву хрис-ти-а-не с бла-го-го-ве-ни-ем по-хо-ро-ни-ли в ее до-мо-вом хра-ме. На мес-те ее пог-ре-бе-ния сра-зу же на-ча-ли со-вер-шать-ся чу-дес-ные ис-це-ле-ния. Мно-гие, кто при-хо-дил и ис-це-лял-ся, уве-ро-ва-ли во Хрис-та и при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние. Впос-ле-д-ствии мо-щи ве-ли-ко-му-че-ни-цы бы-ли роз-да-ны по мно-гим мо-нас-ты-рям и хра-мам, преж-де все-го тем, что на Святой Горе Афо-н.
Час-ти-цы ее свя-тых мо-щей хра-нят-ся и в Рос-сии: в Свя-то-Тро-иц-кой Сер-ги-е-вой Лав-ре, а также в мос-ко-вс-ком хра-ме Воск-ре-се-ния Гос-под-ня в Со-коль-ни-ках в лар-це, до-став-лен-ном с Афо-на в XIX ве-ке, и в дру-гих ме-с-тах. В Ка-за-ни (Чу-ваш-ская епар-хия) в хра-ме Рож-де-ст-ва Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы есть ра-ка с ча-с-ти-цей мо-щей ве-ли-ко-му-че-ни-цы Па-ра-ске-вы.

Великомученица Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконии в Малой Азии (южная Турция). Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева ).

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Она осиротела, когда ещё была юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей, не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных. Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки.

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили Параскеву и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. Параскева отказалась принести жертву идолам:

— Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, — воскликнул правитель.

— Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения.

Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:

— Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.

Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.

Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Потом изъязвленную до костей и едва живую её бросили в темницу. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил её. Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Но по молитвам святой огонь не смог причинить ей вреда. Тогда разгневанный Аэтий приказал отсечь ей голову. Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы.

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.

Христиане же похоронили тело святой Параскевы.

От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.

Народное почитание святой Параскевы-Пятницы

На самом деле, святых Параскев несколько: 20 марта/2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля /8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), но самая известная и почитаемая на Руси — 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Святая Параскева-Пятница всегда пользовалась у православных особой любовью и почитанием, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери.

Она считается ценительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Ей же молились девушки на выданье, чтобы выйти замуж по любви и поскорее.

В народе святая получила двойное имя Параскева-Пятница. Русские называли мученицу Параскеву - Пятницей, Пятиной, Петкой . Популярной была русифицированная форма имени - Прасковья . Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы). Не было ни одного торга на Руси, где бы не стоял храм или часовня в честь Параскевы-Пятницы. Особенно почитали святую промышленники, торговцы и путешественники. В дореволюционной Москве было четыре храма в ее честь, в том числе один в Охотном ряду.

На иконах святая Параскева обычно изображается суровой подвижницей, в красном мафории, с лучезарным венцом на голове и с крестом в руках.

Тропарь, глас 4
Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3
Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная.

Прося помощи у святых, мы иногда не знаем, к кому правильно обратиться с той или иной молитвой. Ведь каждый причисленный к лику святых своими делами земными получил способности помогать людям после смерти по-разному. В этой статье мы расскажем о том, кто такая Святая Параскева Пятница, в чем помогает, как ей молиться.

Святая великомученица Параскева: история жизни

Параскева или Пятница - имя, которое получила новорожденная девочка, появившаяся на свет в городе Конья, Турция. Родители - крестьяне, обучили и воспитали Параскеву в строгих христианских традициях, уже в юные годы девочкой был дан обед безбрачия, а жизнь посвящена служению Богу.

Отказалась она от многочисленных предложений замужества. Все, что осталось после смерти родителей, раздавала нуждающимся. Однажды, увидев красивую молодую девушку, один из вельмож царя Диоклитиана, сказал ей, что если она откажется от веры своей, он возьмет ее в жены. Получив отказ, он приказал пороть ее прилюдно. Но и после этого Параскева не предала своих убеждений, дав второй отказ истязателю.

Тогда девушку повесили на дерево и драли железными когтями, после чего еле живую бросили в темницу. Там ей явился ангел, исцелил ее, оживил, а лицо сделал еще более прекрасным. Увидев такое чудо, повесили Параскеву снова на дерево, опять стали мучить ее тело, жечь огнем.

Спустился к ней ангел небесный второй раз, увидев это люди поверили в христианство, но слуги царские испугались восстания народа и решили убить девушку, закололи ее. Для православных же людей имя Святой Параскевы не исчезло с ее смертью. Верующие стали приходить к месту казни за исцелением и получали его. Иконы с образом мученицы появились во многих домах.

Параскева Пятница, о чем ей молиться?

Днем памяти Параскевы Святой стал 10 ноября. Верующие не ходили на работу, а отправлялись в храм к иконам, несли дары и просили помощи. О чем можно и сегодня попросить мученицу?

  • Святая Параскева всегда считалась женской заступницей и помощницей. Она дает излечение девушкам от разных болезней, бесплодия.
  • Для сохранения семейного счастья вешают ее икону дома.
  • Женщины просят ее о хорошем муже.
  • Перед родами некоторые вешают на шею иконку с молитвой.

В день ее почитания не приветствуется веселье и тяжелый труд. Стоит провести его в кругу семьи за чаепитием, прогулками. Во время прогулки обратит внимание на погоду, если она слякотная и пасмурная значит ждать позднюю дождливую весну на будущий год.

Молитва Параскеве Пятнице о замужестве

Как правильно молиться девушке, желающей выйти замуж? Самые сильные молитвы получаются 10 ноября на рассвете.

  1. Снимите с себя лишнюю одежду, обувь, можно остаться в простой длинной рубашке. Повернитесь лицом к иконе и прочитайте:

«Пятница матушка, покровительница всех девиц и благодетельница наша. Помоги счастье и благополучие женское обрести, мужа и деток, семью завести. Уповаю я (имя) на помощь твою и снисхождение. Пусть чахнет по мне (имя, если знаете кто) да под окнами моими ходит, грусть тоска его изводит. Благодарная тебе буду, помнить и молиться бесконечно. Аминь».

  1. «Святая повелительница, благочестивая мученица за женские дела страдалица. Услышь наши молитвы и просьбы к тебе, матушке великой. Укрась разум скромностью, целомудренностью для сохранения его одному суженному, Богом нареченному. Пусть будет он рядом в горе или радости, пусть не обидит ни меня, ни деток наших общих, пусть в доме будет достаток и радость великая. Спасибо тебе за внимание святая девица Параскева Пятница. Аминь».

Акафист для Святой

Акафист или благодарственное пение Святой Параскеве Пятнице, как и другим святым начинается со вступления - кондаков, и основной части - икосов.

Например:

  • Кондак 1 . «Возбранной чудотворице, невесте Христовой, благодарственное пение от избавляемых тобою от бед и хвори всякой Параскеве. Ты же будучи рядом с Богом от всяких бед нас избави и дальше. Аллилуйя!»

Икос 1 . «Радуйся, истинной девственности и непорочности сохраненной. Радуйся, земного блага и материальной ценности не захотевшая. Радуйся, больше мудрецов мира мудрейшая. Радуйся, всех скорбящих и грешных крепкое заступление. Радуйся, Параскева Пятница спутница Христова восхваленная.

  • Кондак 2 . «Проповедница чудес Божьих в мире людском, доблестная Параскева, ангелом небесным исцеленная за здравие наше помолись, пение хвалебное благодарственное прослушавши. Аллилуйя!»

Икос 2 . «Радуйся, Боговой мудростью одаренная. Радуйся, от страшных ран грешников исцелившая. Радуйся, за христиан добросовестных молящаяся. Радуйся, бессмертием святым награжденная. Радуйся, мужеством великим победившая всякого. Радуйся, Параскева, ученица Христова, Пятница.»

Где находятся мощи Параскевы Пятницы?

Почитание останков людей причисленных после смерти к званию святых имеет древнее происхождение. По учению православной церкви они хранят в себе чудотворную силу, которой Бог наделяет их и передает верующим через святыню. Обычно это костный скелет, прах мученически умершего человека, заключенные в специальную урну либо саркофаг. Люди приезжают к мощам, кланяются, просят каждый о своем.

Самих останков Параскевы найдено не было, но известно место ее казни - Крым, окрестности села Тополевка. Здесь, в горах, был построен Свято-Троицкий Параскевиевский монастырь в честь великомученицы. Рядом с монастырем бьет источник, у которого казнили девушку.

Сюда приезжают люди, нуждающиеся в ее помощи. В храме есть тетрадь, где описаны случаи исцеления водами святого источника. В основном это болезни глаз, бесплодие и женские недуги. Часто можно увидеть иностранцев, прибывших издалека.

Ища помощи и защиты у святых христиан, теперь вы будете знать об одной из них, кто такая Святая Параскева Пятница, в чем помогает, как читать молитву и акафист.

Видео о монастыре в честь Святой Пятницы

В этом видео священник Матвей расскажет, где находится храм Святой Параскевы Пятницы, как правильно нужно молиться ей, что говорить:

Икона Параскевы Пятницы - одна из самых почитаемых в русском народе святых женского пола. Со времен крещения Руси эта святая пользуется необычайным уважением и почтением людей, живущих в России. В честь нее освящают нередко храмы, а в дореволюционное время имя святой носили многие девочки, в особенности крестьянские.

История иконы

Параскева принадлежала к поколению тех христиан, которые родились в середине III века. Это время, когда христианскую веру исповедовало уже немало людей в разных частях Римской империи, но тайно. Вот и её родители были тайными христианами, строгими последователями Господа Иисуса Христа.

Икона святой Параскевы Пятницы

Они безукоризненно соблюдали постные дни в среду и пятницу , когда вспоминаются страдания Иисуса на кресте, отсюда и имя Параскева, т. е. Пятница. О жизни Параскевы мы знаем немного.

  1. Святая была воспитана в строгом послушании Христу. Место её рождения г. Икония, территория современной Турции.
  2. Параскева принадлежала к знатной и богатой семье, но рано лишилась родителей, однако продолжила их дело - помогала бедным и обездоленным.
  3. Предание говорит о том, что Параскева была очень красивой девушкой, но решила избрать своим женихом Христа и жила девственной жизнью, не выходя замуж.
  4. Император Диоклетиан прислал в Иконию своего эпарха, который должен был выявлять христиан. Первой на суд эпарха попала Параскева. Она отказалась принести жертвы богам и была подвергнута пыткам: бичеванию, а также ее тело резали острыми ножами.
  5. Уже при смерти мученица была брошена в темницу, где ей Господь послал ангела, который исцелил ее раны и восстановил силы.

На следующее утро палачи застали святую совершенно здоровой и без всяких следов пыток. На этот раз ее повели в языческий храм , там она начала молиться Богу и статуи языческих богов разрушились. После этого эпарх приказал привязать ее к столбу и жечь тело с помощью факелов. Пламя чудесным образом не касалось её и не причиняло никакого вреда. Несмотря на мучения, Параскева осталась до конца верна Богу и погибла от рук палача, который отсек ей голову. Её мучитель-эпарх пожил недолго после смерти святой - он разбился насмерть, упав с лошади.

Икона святой Параскевы Пятницы одна из самых распространенных в православном мире. Обычно святая изображается в полный рост с крестом в одной руке и свитком в другом, над головой ее корона, которую держат два ангела. Она всегда облачена в красные одежды, так как это символ мученичества.

Интересно! Есть иной вариант иконы великомученицы Параскевы Пятницы: в руке она вместо свитка держит блюдо с человеческими глазами.

Эта икона напоминает еще об одном чуде, когда эпарх приказал бросить святую в чан с кипящей смолой, но мученице смола не навредила. Эпарх, желая увериться в том, что смола холодная, велел мученице плеснуть в него смолой, что святая и сделал. От ожогов мучитель ослеп, но Параскева Пятница его исцелила.

В чем помогает

Икона мученицы Параскевы Пятницы находится во многих храмах и чаще всего у великомученицы просят помощи в следующих случаях:

  • в исцелении болезней, особенно связанных с глазами;
  • в выборе жениха;
  • когда не удается зачать ребёнка ;
  • просят мира и благополучия в семейной жизни.
Интересно! Святая является покровительницей торговли. Поэтому храмы, которые строили на торговых площадях нередко называли Пятницкими.

Мученица считается также хранительницей семейного очага и небесная помощница женщинам в домашнем труде.

Читайте о других святых женщинах:

Где находятся святые мощи и чудотворные иконы

У святых мощей мученицы сразу же начались исцеления. Со временем мощи были разделены на части и розданы по разным храмам. Самая крупная часть, ступни святой, находятся в храме в честь святых Константина и Елены в Стамбуле. Есть икона Параскевы с частицей мощей в румынском городе Яссы.

Икона святой мученицы Параскевы

И у нас в стране есть храмы, где пребывает чудотворная икона Параскевы Пятницы:

  • в часовне у святого источника недалеко от г. Городище Рязанской области;
  • в пос. Бутово расположенном в Подмосковье, есть храм в честь великомученицы и в нем чудотворная икона;
  • в Ярославльском храме, освященном в честь святой, а также в Суздале в одноименном храме;
  • икона с частицей мощей мученицы находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а также в московском Вознесенском храме;
  • в Русском Пантелеимоновском монастыре на св. горе Афон также есть икона святой с частицей ее мощей.

Рядом с Екатеринбургом находится с. Савино, расположенное на берегу р. Пышмы. В XIX веке, чудесным образом в реке найдена икона св. Параскевы Пятницы. В честь этого события был построен храм во имя святой, в нем и пребывал чудотворный образ.

На заметку!По одному из преданий, святая была казнена на территории полуострова Крым, в районе современного поселка Тополевка. Теперь на месте казни бьет источник, а в женском Параскевинском монастыре, расположенном недалеко от поселка, пребывает чудотворная икона мученицы.

Значение иконы

В дореволюционной России икона св. Параскевы Пятницы обязательно находилась почти в каждой избе крестьян. Так как именно земледельцы особенно чтили мученицу, к которой обращались во всяких своих нуждах, связанных с обработкой земли и уходом за скотом.

Но с разрушением традиционного православного быта крестьян почитание святой не утратило своего значения. Только теперь чаще к св. Параскеве перед её иконой обращаются за помощью в семейных делах и просят исцеления от болезней.

Великомученица Параскева Пятница

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.