Возникновение сознания человека. И, возникновение сознания человека1

Человеческая психика подготавливалась всем ходом эволюции материи, однако говоря о биологических предпосылках возникновения сознания нельзя забывать, что человек – продукт общественных отношений. Инстинктивное общение предков человека внутри стада постепенно заменялось общением на основе «производственной» деятельности. Изменение отношений между членами сообщества – совместная деятельность, взаимный обмен продуктами деятельности – способствовало превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания животноподобных предков человека явилось возникновение труда и образование человеческого общества.

Зарождающаяся трудовая деятельность влияла на развитие общественных отношений, развивающиеся общественные отношения влияли на совершенствование трудовой деятельности. В труде развивалось и сознание человека наивысшая в эволюционном ряду форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств предметной деятельности и осуществляемое на этой основе преобразование окружающей реальности.

На ранних этапах общественного развития мышление людей имеет ограниченный характер в соответствии с еще низким уровнем общественной практики людей. Чем выше уровень производства орудий, тем соответственно выше уровень отражения. При высоком уровне производства орудий цельная деятельность изготовления орудий разбивается на ряд звеньев, каждое из которых может выполняться разными членами общества. Разделение операций еще дальше отодвигает конечную цель – добывание пищи. Осознать эту закономерность может лишь человек, обладающий абстрактным мышлением. Значит, высокое по уровню производство орудий, развивающееся при общественной организации труда, является важнейшим условием в формировании сознательной деятельности.

Под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи, с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно киста руки. Развитие руки шло во взаимосвязи с развитием всего организма. Специализация руки как органа труда способствовала развитию прямохождения. Действия работающих рук постоянно контролировались зрением. В процессе познания мира, в процессе трудовой деятельности между органами зрения и осязания образуется множество связей, в результате которых изменяется эффект действия раздражителя – он более глубоко, более адекватно сознается человеком.

Особенно большое влияние функционирование руки оказало на развитие мозга. У руки как развивающегося специализированного органа должно было формироваться и представительство в головном мозгу. Это послужило причиной не только увеличения массы мозга, но и усложнения его структуры.

Таким образом, труд послужил причиной развития человеческого общества, формирования человеческих потребностей, развитая человеческого сознания, не только отражающего, но и пре образующего мир. Все эти явления в эволюции человека вели к коренному изменению формы общения людей между собой. Необходимость передавать опыт предыдущих поколений, обучать трудовым действиям соплеменников, распределять отдельные действия между ними создавала потребность в общении. Язык инстинктов никак не мог удовлетворить эту потребность. Так возникла необходимость в развитии высшей формы общения – человеческого языка.

Материализм ведущую роль в возникновении сознания отводит общественному характеру труда и жизни человека.

Способность к ощущению присуща как человеку, так и высшим животным. Эта способность, согласно учению И.П. Павлова, базируется на общей для человека и животных физиологической основе – первой сигнальной системе, представляющей собой механизм, посредством которого организм отвечает на непосредственные воздействия конкретных предметов и явлений. Будучи для животного единственными сигналами, эти предметы воздействуют на его органы чувств и вызывают в его нервной системе соответствующие ощущения.

Человек обладает способностью абстрактного мышления, т. е. обобщающего отражения действительности в понятиях, выраженных словом. Всякое слово обозначает определенный предмет, явление, действие, с которыми оно неразрывно связано. Поэтому человек отвечает на слово так же, как и на непосредственные воздействия самих предметов. Поскольку первыми сигналами являются сами предметы, то слова, обозначающие их, приобретают роль вторичных сигналов. Они, как указывал И. П. Павлов, есть «сигналы сигналов». Физиологический механизм, посредством которого человек реагирует на слово, речь, он назвал второй сигнальной системой. Эта система присуща только человеку.

Первая и вторая сигнальные системы находятся в органической связи, что обеспечивает человеку всестороннее и глубокое познание действительности.

Сознание человека качественно отлично от психики животных тем, что психика животных представляет собой продукт только биологического развития, а сознание человека – результат, прежде всего, исторического, общественного развития.

Образование у человека пяти органов чувств, отмечал Маркс, – продукт всей всемирной истории. На основе общественно-исторической практики получили развитие музыкальное ухо человека, его глаз, способный воспринимать красоту природы, его тонкий вкус и другие органы чувств.

Решающим фактором в возникновении человека, в становлении и развитии его сознания, считают материалисты, является труд, материальная производственная деятельность. «Труд, – писал Энгельс, – создал самого человека».

Предпосылки труда имелись уже у человекообразных обезьян, которые использовали для добывания пищи палки, камни и другие предметы природы. Но они делали это неосознанно и случайно. Ни обезьяны, ни другие животные не способны изготовить даже простейшее орудие труда. Человек же сознательно изготовляет и применяет орудия производства, и в этом качественная особенность его труда.

Особенно большое значение в развитии сознания, считают материалисты, имело изготовление и совершенствование орудий труда. Передаваемые из поколения в поколение орудия несли с собой производственный опыт, знания. Последующие поколения людей, зная приемы изготовления и использования орудий предков, получали возможность для их дальнейшего совершенствования и развития.

В процессе труда человек обрел способность не только к сознанию, т.е. отражению окружающего мира, но и к самосознанию, т.е. осознанию и оценке своих мыслей и чувств и своего места и роли в общественной жизни, что в свою очередь способствовало дальнейшему совершенствованию его трудовых навыков, развитию общества. Вместе с тем философская антропология высказывает сомнение в решающей роли труда в возникновении человеческого сознания из мира животных. «Выведение мышления из труда» не объясняет переход от обезьяны к человеку (Гален, Плеснер). Аргумент – животные, даже обладая «ручным интеллектом», не способны к труду как сознательной целенаправленной деятельности. Сознания у них при этом не возникает, оно не развивается.

Язык и мышление

Большое значение в формировании сознания человека, как утверждает материализм, имел язык, членораздельная речь. Язык, возникший вместе с сознанием на основе труда, явился силой, которая помогла человеку выделиться из животного мира, развить свое мышление и организовать материальное производство. Труд всегда был общественным. В процессе труда у людей появилась потребность общаться между собой. Под влиянием этого неразвитая гортань обезьяны преобразовалась в орган, способный произносить членораздельные звуки. Возникает членораздельная речь, язык, т.е. сознание и речь – продукт не биологический, а социальный.

Язык является непосредственной действительностью мысли. И это потому, что мысль может существовать только в материальной оболочке слова или заменяющего его знака, символа.

Язык связан с действительностью, но не непосредственно, а через мышление. Поэтому иногда нелегко установить прямую связь данного слова с конкретным материальным предметом. В различных языках, да и в одном и том же языке, часто случается, что одним словом обозначаются различные предметы или один и тот же предмет – различными словами. Все это создает иллюзию самостоятельности языка, его независимости от действительности.

Но слова, по мнению философов-материалистов, не устанавливаются людьми произвольно, а закрепляются за определенными предметами и явлениями в ходе познания и практической деятельности. От замены слов эти объективные процессы не изменяются и не исчезают.

Таким образом, сознание – продукт длительной эволюции материи. Но, возникнув на основе материи, оно активно влияет на ее развитие.

Конечно, материалисты говорят не о прямом, непосредственном воздействии сознания на бытие и тем более не о творении, созидании мира сознанием человека. Речь идет о том, что если сознание правильно отражает мир, то оно может служить руководством в творческой, преобразующей деятельности человека.

Наука, изучающая различные управляющие системы и процессы управления, называется кибернетикой. Ее успехи дали повод приписывать автоматическим механизмам способность ощущать и даже мыслить. Мало того, ведутся разговоры, что можно создать машину-автомат, которая по своим интеллектуальным способностям превзойдет человека и в конечном счете заменит его. Эра роботов якобы придет на место эры человека.

Но даже самая совершенная машина не обладает способностью ощущать, не говоря уже о мышлении. Машина не мыслит, она лишь имитирует, моделирует присущие человеку некоторые логические функции, причем только те из них, которые поддаются формализации, математической обработке. Тот факт, что по мере успехов науки круг формализуемых мыслительных операций постепенно расширяется, не меняет существа дела: мышление присуще лишь человеку, оно является свойством особым образом организованной материи – человеческого мозга, продуктом длительной эволюции мира. Мышление социально по своей природе. Оно носит творческий характер. Машина же всегда была и останется мертвым механизмом, созданным и управляемым человеком, машина беспомощна при недостатке информации. Она создана искусным умом и умелыми руками человека, который программирует ее функции.

Подобно тому как обычная машина облегчает физические усилия человека, ЭВМ облегчает его умственные усилия.

10.5. Сознательное и бессознательное:

К. Маркс и З. Фрейд

Сознание – свойство высокоорганизованной материи (человеческого мозга), оно является предметом биологической эволюции, а также продуктом всемирной истории и характеризуется социальной сущностью.

Сущность сознания – в целенаправленном отражении свойств и предметов внешнего мира.

Социальными называют также психические явления, которые проходят через разум и волю человека.

Воля – целенаправленное и сознательное регулирование человеком своей деятельности.

Бессознательная психическая деятельность – психическое явление и действие, которые не являются в данный момент центром его смысловой деятельности (реакция защиты, гипноз, сон).

Сознание не есть нечто данное – оно рождается в сознательной деятельности человека, оно детерминировано.

У Маркса сознание зависит от бытия, экономических отношений. У Фрейда оно предопределено биологией человека, его инстинктами. В человеке соединяется сознательное и бессознательное. Причем поступки человека могут переходить из одной фазы в другую (завязывать шнурки у ребенка – это сознательный момент, у взрослого – бессознательный).

Юнг говорит о несознательной деятельности коллектива. Человек пользуется с рождения «коллективным бессознательным». «Коллективная бессознательность – архетип, куда погружается человек».

А. Адлер пытается примирить сознательное с бессознательным. Это можно сделать, когда человек имеет цель внутри себя (ребенок бессознательно создает образ поведения, а затем осознанно там живет). Человек – существо социальное, а бессознательное – ядро его психики.

Автор психоанализа З. Фрейд открыл бессознательное в душевной жизни человека. Как и Маркс, он признавал детерминированность сознания объективными по отношению к нему факторами, не представленными в опыте самого сознания, а значит бессознательными. У Фрейда этими факторами являются психологические и биологические потребности, вызывающие неосознанные переживания. Ему принадлежат слова о том, что «Я» не является хозяином в «собственном доме», сознание человека, вынужденного довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни, бессознательно.

Суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке заключена огромная сила – бессознательное («Оно»). Этой силой управляет психическая энергия сексуального влечения («либидо»). Общественные нормы («Сверх-Я») образуют систему социальных фильтров, то, что не пропускается через эти фильтры, загоняется в бессознательное. «Вытесняется» из сознания, становясь причиной психических расстройств.

Культура стремится отучить людей от инстинктов. Но когда она чрезмерно подавляет инстинкты, они вырываются наружу и уничтожают культуру («Эдипов комплекс», «комплекс Электры»).

Как и Маркс, Фрейд считал, что бессознательное – причина человеческого духовного рабства. Но если Маркс видел в этом причину социальной несвободы, то Фрейд видел в особенностях бессознательного причину заболевания.

Фрейд не связывал свободу человека с общественными изменениями. Человек может стать свободным, если осознает свое индивидуальное бессознательное. Чрезмерное давление «Сверх– Я», не считающегося с человеческим бессознательным, создает неполноценную личность. «Оно» не исчезает, а вытесняется и мстит за себя. Чрезмерное давление «Сверх– Я» провоцирует усиление мощи «Оно». Человек должен найти баланс «Сверх-Я» и «Оно» и дать возможность «Я» быть жизнеспособным. Выход – в компромиссе культуры общества и инстинктов человека. Человек постоянно должен работать по превращению «Оно» в «Я».

Тесты по теме 10


Похожая информация.


Существенное отличие человека как вида от животных со­стоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, раз­мышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него пла­ны и программы. Все это вместе взятое связано со сферой че­ловеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материали­стических позиций, и собственно человеческой формой психи­ческого начала бытия, если психику трактуют с идеалистиче­ских позиций. В истории психологической науки сознание яви­лось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания возникало мно­жество самых сложных вопросов.

Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую дейст­вительность, контролировать собственные психические и пове­денческие состояния, управлять ими, способность видеть и вос­принимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим субъектом означает, что чело­век осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Чело­век осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символи­ке, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в вы­сших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, нацеленность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании от­ражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для обозна­чения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого сознания - это его спо­собность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.

Еще одной особенностью человеческого сознания является на­личие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется опреде­ленная умственная структура, в соответствии с которой челове­ком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей со­ответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музы­ка. Они также выступают как формы отражения действитель­ности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Сознание - высший уровень психического отражения че­ловеком действительности, ее представленность в виде обоб­щенных образов и понятий.

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Глав­ным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудий­ная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требу­ет кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми уча­стниками совместной деятельности сознается как цель их со­трудничества. Индивидуальное сознание на заре истории чело­вечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее орга­низации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. оп­ределена и выражена в слове.

Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начи­нает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его ста­новления также необходимы совместная деятельность и актив­ное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития человеческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).

Особо важное значение для развития человеческого со­знания имеет продуктивный, творческий характер человече­ской деятельности. Сознание предполагает осознание чело­веком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осоз­нания этого, кроме получения возможности «видения» соб­ственной психологии, опредмеченной в творениях, для че­ловека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осоз­нанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопоз­нания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений.

Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей дей­ствительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования орга­низма в ответ на привычный раздражитель. Сейчас же мы должны ответить на вопрос, что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека. В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, осно­вываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении со­знания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других пред­ставителей животного мира. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношени­ях с природой . Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в опреде­ленной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. Сознание - высший уровень развития психики, присущий исключительно человеку. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер. Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью. Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде. Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд - это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных. В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания. Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.


Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось, и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. В онтогенезе сознание ребенка развивается сложным, опосредствованным путем. Психику ребенка, младенца, вообще говоря, нельзя рассматривать как изолированную, самостоятельную психику. С самого начала существует устойчивая связь психики ребенка и психики матери. В пренатальный период и в постнатальный эту связь можно назвать психической (чувственной) связью . Но ребенок является вначале только пассивным элементом этой связи, воспринимающей субстанцией, а мать, являясь носителем психики, оформленной сознанием, уже в состоянии такой связи, по-видимому, передает в психику ребенка не просто психофизическую, но иоформленную сознанием человеческую информацию. Второй момент - это собственно деятельность матери. Первичные органические потребности ребенка в тепле, психологическом комфорте и пр. организуются и удовлетворяются извне любовным отношением матери к своему ребенку. Мать любящим взглядом «вылавливает» и оценивает все ценное, с ее точки зрения, в первоначально беспорядочной реактивности организма ребенка и плавно, постепенно, любящим действием отсекает все отклоняющееся от социальной нормы. Здесь важно и то, что нормы развития уже всегда есть в каком-то определенном виде в человеческом обществе, в том числе и нормы материнства. Так, любовью к ребенку мать как бы вытягивает ребенка из органической реактивности, бессознательности и выводит, втягивает в человеческую культуру, в человеческое сознание. Фрейд отмечал, что «мать учит любить ребенка», она действительно вкладывает свою любовь (отношение) в психику ребенка, поскольку мать (ее образ) является для чувств и восприятия ребенка действительным центром всех актов, всех благ и неприятностей. Затем наступает следующий акт развития, который можно назвать первичным актом сознания - это идентификация ребенка с матерью , т. е. ребенок пытается поставить себя на место матери, подражать ей, уподобить себя ей. Эта идентификация ребенка с матерью является, по-видимому, первичным человеческим отношением. В этом смысле первичное - не предметное отношение, а отношение сознания, первичная идентификация с культурным символом. Мать здесь дает прежде всего культурный образец социального поведения, а мы, конкретные люди, только следуем этим образцам. Важны выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Но выполнение смысла культурного символа, образца влечет за собой рационализированный им слой сознания, который может относительно самостоятельно развиваться посредством механизма рефлексии, анализа (мыследеятельность). В некотором смысле, осознание противоположно рефлексии. Если осознание есть постижение целостности ситуации, дает картину целого, то рефлексия, напротив, членит это целое, например, ищет причину затруднений, осуществляет анализ ситуации в свете цели деятельности. Таким образом, осознание является условием рефлексии, но в свою очередь рефлексия является условием для более высокого, глубокого и верного осознания, понимания ситуации в целом. Наше сознание в своем развитии испытывает многие идентификации, но выполняются, реализуются отнюдь не все. Эти нереализованные потенции нашего сознания и составляют то, что мы обычно обозначаем термином «душа», которая есть большей частью несознаваемая часть нашего сознания. Хотя, если быть точным, то нужно сказать, что символ как бесконечное содержание сознания в принципе нереализуемо до конца, и это является условием периодического возвращения сознания к себе. Отсюда следует третий фундаментальный акт сознания («развитие сознания») - осознавание своего невыполненного желания . Так круг развития замыкается и все возвращается к своему началу.

4.2 Понятие о сознании. Характеристики сознания.

Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, сознание - это высший уровень психического отражения объективной реально­сти, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как со­циальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющая­ся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстаю­щих перед субъектом в его внутреннем мире . Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых живот­ных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое от­ражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности опериро­вания ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание. Чем характеризуется сознание?

Во-первых, сознание всегда активно. Активность сама по себе является свойством всех живых существ. Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которо­го все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наобо­рот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психиче­ских образов.

Во-вто­рых, интенционально. Вследствие этого сознание человека всегда направлено па какой-то объект, предмет или образ, т. е. оно обладает свойством интенции (направленно­сти).

Наличие данных свойств обусловливает наличие ряда других характеристик сознания, позволяющих рассматривать его в качестве высшего уровня саморегу­ляции. К группе данных свойств сознания следует отнести способность к само­наблюдению (рефлексии ), Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за са­мим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать крити­чески, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив получен­ную информацию в определенную систему координат, а также мотивационно-ценностный характер сознания. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама стала орудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.