История грехопадения, как ее подает христианская традиция, почему-то сильно смахивает на историю соблазнения.
По крайней мере на полотнах эпохи Возрождения Ева с яблоком очень напоминает не слишком добродетельную женщину, пытающуюся соблазнить добродетельного семьянина не столько аппетитным плодом, сколько аппетитными формами.
Мало того, что при этом как-то забывается, что речь вообще-то идет о ее собственном муже. Если обратиться к первоисточнику, речь вообще идет о дереве Познания Добра и Зла. И сексуальный подтекст тут совершенно ни при чем. Все дело в Добре и Зле. Эти категории противоположны. То есть вкушая плод этого дерева, человек впал в иллюзию дуальности.
В раю человек жил в целостности. В состоянии, именуемом в восточной традиции просветлением, в котором он не ощущал своей отдельности от окружающей среды. Видимо, что-то похожее ощущает муравей в муравейнике. Или клетка в человеческом организме.
Добро и зло – иллюзия. Их невозможно разделить точно так же, как полюса магнита, например. Это просто два разных проявления одной целостности. Но… дуальность стабильна и устойчива. Целостность – неустойчивое равновесие, любая флуктуация сбрасывает в дуальность. Стоит хоть одному фактору выйти из равновесия со средой, он создает лавинообразное обрушение. Например, в сообществе, в котором отношения строятся на доверии, если появляется кто-то, применяющий силу для достижения личной выгоды, все вынуждены начать контролировать и защищаться. Целостность разрушается. То есть для разрушения целостности и перекидывания монады в дуальность, нет необходимости в воздействии энергии, более мощной, чем существующая. Ложка дегтя портит бочку меда.
Как только человек начал воспринимать мир, как двойственность, как набор противоположностей, он тут же выделил и противопоставил себя окружающему пространству. И у него возникло чувство самосохранения, то есть, страх смерти.
Если бы каждая клетка в живом организме впала в иллюзию дуальности и начала противопоставлять себя всему организму, начала бы защищать свою индивидуальную жизнь в ущерб жизни всего организма, видимо, он распался бы в то же мгновение. Целостный организм может существовать, только если он состоит из элементов, не ощущающих своей отделенности, воспринимающих себя, как часть неделимого целого.
В результате такого выделения и противопоставления себя, человек начал воспринимать мир, в котором до этого момента жил в гармонии и единстве, как враждебный и опасный. И, естественно, тут же стал сравнивать силы. И обнаружил, что сравнение не в его пользу. Мир – большой и сильный, а он сам – маленький и слабый. У него возникла острая потребность в защищенности, и он сделал себе одежду.
В состоянии страха и напряжения, в состоянии контроля и самозащиты невозможно быть расслабленным настолько, чтобы энергия текла свободно. На этом возможность быть в раю, в состоянии просветления и единства, тотально в переживании текущего момента – закончилась. Человек сам себя изгнал из рая.