Существует много теорий о том, как научиться мышлению гениев. Но гениальность до сих пор остается явлением, плохо поддающимся копированию. Складывается впечатление, что люди просто не там ищут. Давайте попробуем разобраться.
Все знают широко известную историю о том, что периодическая таблица элементов Менделееву приснилась. Он увидел ее во сне не потому, что какие-то ангелы долго и мучительно ломали голову, как же передать человечеству эти знания. А потому, что имел в своем распоряжении всю необходимую информацию, чтобы прийти к верным выводам.
Просто, процесс обработки и систематизации этой информации шел у него в подсознании. Если бы та же самая обработка данных происходила сознательно, на уровне вербально-логического мышления, то, скорее всего, мы бы до сих пор ждали результатов этого процесса, настолько он был бы более трудоемким и долгим.
Сознательное, логическое мышление действует, как компьютер. Как самообучающийся и самопрограммирующийся компьютер. Подобные самообучающиеся системы в кибернетике называются «нейрокомпьютерами» и позволяют говорить о создании «Искусственного Интеллекта».
То есть интеллект можно смоделировать при помощи электронных устройств. Пока еще инженерам удалось воспроизвести только принцип действия нейронной сети, только смоделировать процесс обработки информации человеческим мозгом. До того, чтобы создать устройства, сравнимые с ним по производительности, эффективности и мощности, еще далеко. Но то, что интеллект не является исключительной способностью живых существ, уже можно считать доказанным фактом.
Рациональное мышление – это пусть сложный, но всего лишь процесс обработки информации, доступный даже полупроводникам. При всей своей самообучаемости, механизм рационального мышления основан на анализе имеющихся в распоряжении ума фактов при помощи имеющихся в его памяти сценариев. Ум берет информацию, хранящуюся в памяти. То, что ему уже известно. И на основании этой информации строит модели развития событий, используя известные ему сценарии развития. Больше он ни на что не способен. Когда он на личном опыте или из других источников, получает новую информацию, сведения о дополнительных фактах или альтернативных сценариях, ум оказывается способен включить эту информацию в процесс анализа и прогнозирования и точность его работы повышается.
Но в любом случае речь идет об обработке конкретной информации. Вся самообучаемость ума заключается только в способности получать новые данные и интегрировать их в процесс вычислений.
В ситуации, когда исходных данных не хватает для однозначного просчитывания ситуации и прогнозирования развития событий, ум, подобно любому компьютеру, просто «зависает». Неопределенность ставит его в тупик. Если не хватает небольшого количества параметров, он еще какое-то время способен функционировать, просчитывая параллельно несколько возможных сценариев. Но, как в шахматах, количество вариантов по мере увеличения глубины прогноза, растет как снежный ком и очень быстро начинает превышать аналитические способности ума. Поэтому прогнозировать дальше, чем на два-три хода вперед, он оказывается не способен. Да и этот подвиг требует от человека такой мобилизации всех ресурсов и таких затрат энергии, что обычно люди не думают даже на два шага вперед, ограничиваются одноходовками.
Часто это приводит к катастрофическим последствиям для личностной эффективности, потому что не позволяет человеку направить свои усилия на подготовку инструментов для решения поставленных задач и достижения поставленных целей. Вынуждает сразу действовать напрямую в направлении цели, выполнять работу «голыми руками».
Как действует рациональный ум, науке известно. А как работает подсознательное мышление, ученые даже приблизительно не догадываются. На сегодняшний день у них нет даже гипотез. Возможно, никогда и не будет.
Основное отличие подсознательного мышления от рационального словесно-логического мышления состоит в том, что для своей эффективной работы оно не требует исчерпывающего набора исходных данных.
Ситуации, когда в распоряжении ума нет полного набора необходимых данных, не просто встречаются в нашей жизни часто. Можно с уверенность утверждать, что любая реальная жизненная ситуация – это ситуация неполной определенности. В ней обязательно не хватает каких-то параметров, влияющих на результат прогнозирования. И чем более долгосрочный прогноз необходим, тем больше влияние неизвестных параметров, тем выше степень неопределенности и больше возможные ошибки прогнозирования.
Подсознательное мышление не испытывает от недостатка исходных данных какого-либо неудобства, это не увеличивает заметным образом затраты энергии на мышление, следовательно, подсознание не занимается лобовым просчетом всех возможных вариантов развития событий. Как именно оно действует, мы не знаем. Но – действует.
Правда, не у всех и не всегда. Распространенное мнение о том, что подсознательное, интуитивное мышление – это привилегия гениев, людей, обладающих какими-то особыми врожденными качествами, тоже не верно. Каждый может включить «мышление гениев» и стать фантастически эффективным в процессе своего мышления. Поскольку интуитивное мышление в неисчислимое количество раз эффективнее рационально-логического мышления.
Даже более того. Можно сказать, что каждый человек от природы гениален, потому что способность к сверхэффективному интуитивному мышлению – это нормальная и естественная функция человеческого разума. В ней нет ничего более редкого или уникального, чем в дыхании. Секрет включения интуитивного мышления очень прост. Он состоит в том, чтобы свою интуицию не отключать.
Процесс подсознательного мышления эффективно работает, как и любой процесс в организме человека, если давать ему энергию. А энергия, как известно, идет туда, куда направлено внимание. Если внимание полностью и постоянно привязано к логическому уму, то на деятельность интуитивного мышления просто-напросто не хватает энергии.
Многие люди, широко и эффективно пользовавшиеся интуитивным мышлением, описывали свои ощущения, сопровождавшие этот процесс. Эти описания похожи одно на другое и полностью соответствуют нашим личным наблюдениям. Поэтому мы не сомневаемся в их достоверности и точности.
Интуитивное мышление протекает в глубинных слоях сознания, деятельность которых рациональных ум не отслеживает и не может контролировать. Но эта деятельность требует так же много энергии, как и любая другая умственная деятельность. Поэтому внимательный человек может легко заметить, что в подсознании идет процесс мышления. Ощущенияо точно такие же, как при интенсивном и сосредоточенном обдумывании какого-либо важного вопроса. Только ум при этом совершенно свободен.
Поначалу, когда это начинает происходить, ощущение несколько странное. Ты явственно ощущаешь, что о чем-то интенсивно думаешь, но понятия не имеешь, о чем именно и не имеешь возможности этим управлять, это прекратить, отвлечься или переключиться. Через некоторое время, которое может составлять от нескольких минут, до многих дней, подсознание в виде готового ясного понимания выдает ответ. И если одновременно с этим ощущение нагрузки и потребления энергии исчезает, значит, этим вопросом подсознание и было занято.
После определенной практики начинает получаться задавать своему подсознанию вопросы. То есть формулировать задачу и сопровождать эту формулировку определенным состоянием сосредоточенности, концентрации внимания и желания получить ответ. И когда удается ухватить нужное состояние, сразу же после этого появляется ощущение затрат энергии на процесс мышления, свидетельствующее о том, что подсознание приняло вопрос и начало работу. При этом мысль из головы исчезает, а явственное ощущение интенсивного процесса мышления сопровождается полным безмыслием, отсутствием сосредоточения на чем-либо конкретном. И так продолжается до тех пор, пока сознание в виде озарения или ощущения твердой уверенности не получит ответ.