Чтобы кого-то убедить в своей правоте, мало располагать неопровержимыми аргументами, основанными на однозначных фактах. Чтобы кого-то убедить, до него нужно достучаться, пронести информацию через его канал восприятия.
Канал восприятия работает следующим образом.
Существуют установленные умом рамки – ограничения по критерию правдоподобности, вероятной истинности информации. И то, что за эти рамки выходит, не воспринимается и не анализируется как заведомо ложное.
Критерии, по которым информация распознается, как неправдоподобная и отбрасывается, не представляют из себя стройную и логичную систему признаков. Они сложны, запутаны и зависят от таких субъективных параметров, как согласие других людей, их количество и авторитетность.
Иными словами, для подтверждения истинности одного утверждения, нужно привести в доказательство убедительные и логичные аргументы.
Попытки таким же образом донести до человека другое утверждение наталкиваются на глухую стену, потому что канал в другом месте может работать совершенно иначе. Там аргументы не только не помогут, сам факт их использования будет расценен как явный признак неправдоподобия. А доверие сможет вызвать только соответствие информации какому-либо догмату или подтверждение со стороны непререкаемого авторитета.
Поэтому донести до человека новую для него информацию, задача трудная, почти невыполнимая. Особенно, если не изучить досконально топологию его личного канала восприятия.
У большинства людей канал, по которому до них можно достучаться, узок и извилист настолько, что в практических целях его можно считать непроходимым. Пройти по этому лабиринту, не наткнувшись на стены, теоретически возможно, а на практике и ценой адекватных усилий – нереально. Донести до этих людей информацию вообще не представляется возможным.
Лучше всего проиллюстрировать это примерами. Когда люди задают вопрос, чаще всего они задают его не для того, чтобы узнать ответ. Хотя ум, конечно, убедил их в том, что как раз именно для этого.
Людей мало интересуют факты. Потому что факты – способ познать природу вещей, а людей значительно больше интересуют социальные расстановки, иерархия статусов и авторитетов, и неважно на чьей стороне истина, важно на чьей стороне сила, одобрение большинства и ресурсы.
Задавая вопрос, люди всегда ожидают получить тот или иной ответ. При этом чаще всего они готовы воспринять только тот ответ, который соответствует их собственным убеждениям. В некоторых случаях встречаются люди «широких взглядов», допускающих иное, отличное от своего собственного, мнение. Случается это нечасто. В таком случае, если ответ содержит факты, противоположные превентивным суждениям спрашивающего, он будет способен это услышать.
Если ответ будет согласовываться с его мнением, вы станете его другом или хотя бы единомышленником. Если противоречит – оппонентом или врагом.
Но если ответ выпадает из черно-белой картины «ты за наших или за фрицев», его не услышит никто.
Допустим, вы вообще не участвуете в войне с фашизмом. И никогда не участвовали. И участвовать не собираетесь. У вас в таком случае нет ответа, который бы его устроил. Вы, конечно, можете попытаться объяснить, что придерживаетесь пацифистских убеждений, соблюдаете нейтралитет или заняты в совершенно других разборках и вам не до фрицев вообще.
Как вы думаете, что о вас подумает тот, в чьей картине мира можно быть либо за наших, либо за фрицев? Либо додумает за вас один из соответствующих его представлениям ответов и припишет его вам. Либо, и это – скорее всего так и будет, сделает вывод, что вы – лживый, лицемерный человек, хитроумно пытающийся уйти от ответа, темнящий и юлящий, вместо того, чтобы честно признаться – вы за наших или за фрицев. И решит, что доверять вам нельзя, слушать вас опасно и вообще лучшее, что можно сделать – это вас уничтожить, а если это невозможно, то держаться подальше и всех, кого только можно, предупредить, чтобы тоже держались подальше.
Но не бойтесь таким образом растерять всех друзей! Это вам совершенно не грозит. Чувствуйте себя в полной безопасности. Если у вас нету тети… Друзей у вас никогда не было, так что и терять нечего.
Дружба основывается на доверии. Впрочем, как и любовь, как и любая форма истинно Человеческих Отношений. Человеческих, а не социальных. Так что спросите себя честно, есть ли у вас друзья. И если есть, можете быть спокойны, у вас нет шансов их потерять только из-за того, что вы скажете что-то, что отличается от их превентивных суждений. А если нет, то и рисковать нечем.