Детский мир

Жизнь стала сложнее, чем была раньше. Социум усложнился, технологии сильно усложнились, человеку с каждым годом, чтобы быть успешным, нужно все больше и больше знаний.

Поэтому процесс взросления удлиняется. Когда-то ребенок начинал ходить – и становился взрослым. Сегодня люди начинают считать себя взрослыми, когда получат образование и приобретут достаточный практический профессиональный опыт, чтобы стать специалистами в своем деле, создадут семью и обустроят свой дом. То есть зачастую – годам к тридцати, если не позже. Но если тридцать лет жил, как дитя, легко ли после этого перестроиться, изменить отношения к жизни и повзрослеть?

Строго говоря, никаких непреодолимых препятствий на пути к этому нет. Разумеется, можно. Но очень сложно, потому что тридцатилетний груз привычек – серьезное препятствие. Поэтому удается немногим.

Все начинается в раннем детстве. В нашем обществе ребенок полностью выключен из процесса реальной жизни, у него нет никакой возможности взять на себя взрослую ответственность хоть за что-нибудь, но зато он получает неограниченную возможность играть. То есть заниматься вполне взрослой деятельностью, но при этом не нести никакой реальной ответственности за результат.

Там, где деятельность недостаточно взрослая, всегда можно подключить воображение и придать своей игре более высокую степень важности, чтобы повысить уровень ощущения собственной значимости.

Люди привыкают к игре в детстве и по инерции продолжают играть всю жизнь, забыв повзрослеть. Отучить их от этого неимоверно сложно. А чаще всего – невозможно. Поневоле начинаешь думать, что спартанцы со своим методом обучения плаванию были не такие уж дураки…

Жестоко это или нет, вопрос оценки. Еще неизвестно, что более жестоко – дать ребенку в раннем детстве столкнуться с осознанием того, что за каждое свое действие надо нести ответственность и эта ответственность неминуема, как смена времен года или пожалеть его неокрепшую психику и позволить играть и приучить к инфантильности и неготовности принимать на себя ответственность за собственную жизнь. А потом до конца дней наблюдать, как человек вместо того, чтобы решать проблемы и творить свою жизнь по своему намерению, страдает и ищет виноватых. Еще больше страдает и снова ищет виноватых. Вообще забывает, что в жизни есть что-то кроме страдания, начинает верить, что страдание – это норма и единственный способ жизни на Земле, но упорно продолжает искать виноватых. Невзирая ни на какие знаки, намеки, прямые указания и увесистые удары судьбы.

Люди взрослеют, но продолжают играть в игры. Игра от жизни отличается одной очень характерной особенностью. В игре нет ответственности за результат. Всегда можно начать сначала. Есть кнопки Game over и Play again. В жизни таких кнопок нет. А необходимость расхлебывать все, что натворил, наоборот, есть. Других отличий нет. Игра может во всем остальном быть точной копией жизни. Симуляцией. Макетом. И для того, чтобы этот макет был более похож на оригинал, люди не скупятся на его создание. Не зря говорят, что с возрастом меняется только цена игрушек, в которые играют люди.

Девочки в детстве играют в дешевых кукол. Потом – в более дорогих. Потом – точно так же пытаются командовать, манипулировать и управлять друзьями, или домашними животными. Потом – парнями. Потом, затратив немало усилий, получают в подарок куклу, которую еще восемнадцать лет можно кормить, украшать, короче, играть по полной программе. А главное – управлять ее волей, подавлять ее сознание и всячески ощущать себя взрослой, умной, ответственной. Под одобрительные и поддерживающие взгляды окружающих.

И все это – понарошку. Потому что если бы она хотела всерьез и ответственно привести в этот мир бессмертную человеческую душу и помочь ей окрепнуть, встать на ноги без травм, невротизации и сохранив здоровье, одним словом – дать успешный старт, она бы поступала совершенно иначе.

Она бы проводила время с ребенком, а не бросала его на нянек или садик, чтобы заняться своими делами или пойти на работу. Она бы не приучала его бояться, напрягаться и воевать, чтобы силой вырвать то, что хочется, потому что если не надавишь, тебя просто не заметят даже собственные родители. Она бы хорошо подумала, чему ребенка научат в школе, и что из этого ему нужно, а что – его травмирует. Она бы позаботилась дать ему такой пример семьи и отношений, который позволит ему потом создать счастливую семью, а не серпентарий, в котором стороны злобно, ревниво, недоверчиво тянут одеяло ресурсов каждый на себя, пользуясь при этом всеми доступными средствами. Да она много чего бы сделала иначе.

И не говорила, что «это невозможно и технически неосуществимо», что «все вокруг так живут» и что «ничего страшного, вырастет, сам разберется, мы же разобрались». Эти отговорки не просто ошибочны. Они преступны. По отношению к ребенку. Потому что все возможно и все осуществимо. Если относиться к ребенку не как к кукле для себя, а как к человеку, которому нужно то, что ему нужно. И либо нужно ему это обеспечить, либо не следует над ним издеваться.

И если все вокруг так живут, это не повод копировать их ошибки. Это повод подумать о том, что, может быть, стоит сменить окружение. И то, что она сама справилась со своими детскими травмами – вранье. Если бы она справилась, не играла бы в живого человека, как в куклу. И не тиражировала бы таких же несчастных и неспособных на счастье, как она сама только потому что вокруг нее это считается нормой.

Мальчики в детстве играют в дешевые машинки. Потом в более дорогие. Потом в очень дорогие. Потом они тратят деньги уже не на средство передвижения, а на то, чтобы показать другим мальчикам, что у них машинка круче и дороже. На радость производителям автомобилей премиум-класса. Точно так же они играют в «статусных» девочек и утверждают при этом, что просто у них такой вкус – им нравятся исключительно стройные длинноногие блондинки топ-стандарта со стервозным манипулятивным характером. Что можно поделать, о вкусах не спорят?! А еще они играют в статусные расстановки, увлеченно меряясь друг с другом самыми разнообразными признаками статуса сообразно возрасту и социальному положению. И совершенно не задумываются, делает ли это их и тех, за кого они взяли на себя ответственность, более счастливыми. Знаете почему? Да потому что не ощущают этой ответственности. Ни за себя, ни за женщину, ни за детей, ни за родителей. Обязанность прокормить и обустроить – да. А ответственность за их счастье, а заодно – за свое собственное – нет.

Люди играют в игры. Потому что остаются детьми на всю жизнь. Но иногда так случается. Случайно. Порой – неожиданно. И для самого человека, и для окружающих. Случается, что кто-то вдруг повзрослеет. Этот сайт именно для них. Для тех немногих, кому надоело играть в бессмысленные игры и хочется жить. Но жить в школе не учили. Там учили играть. Можно сказать, что материалы на этих страницах – заочная школа жизни.

Собственно, для тех, кто освоит азы, есть и очное отделение.

Оцените статью