Медик бы сказал, что все дело в гормонах. У одних людей развивается адреналиновая реакция, у других – норадреналиновая. Интенсивность этой реакции обусловлена вызвавшим ее внешним раздражителем – атакой. А направление обусловлено физиологией, привычкой, обстоятельствами или какими-то другими факторами.
Поэтому с агрессией можно бороться как при помощи страха, так и при помощи храбрости – любая реакция в равной степени балансирует энергию агрессии. Но бороться со страхом при помощи храбрости – невозможно. Они друг друга не балансируют, а усиливают. И чем больше будет в общей сложности энергии у страха и храбрости, тем больше притянется в жизнь агрессии, чтобы сбалансировать и то, и другое. Иными словами, если человек бегает как ошпаренный и не может успокоиться, в его жизни обязательно постоянно будут случаться авралы – он сам их притягивает своими вибрациями.
Храбрость, как и страх, – плод ума, фантазия, результат работы воображения. И питается храбрость, соответственно, энергией из того же самого источника, что и страх, – энергией самого человека. Ведь это плод ума того же самого человека в тот же самый момент времени в том же самом состоянии, вызванный теми же самыми внешними причинами.
Поэтому противостояние страха и храбрости всегда будет паритетным. Чем больше человек мобилизует энергии на храбрость, тем сильнее становится и страх, так как источник энергии у них один и тот же.
Их борьба поэтому может сильно затянуться. И чем дольше будет длиться противостояние страха и храбрости, чем больше они будут усиливаться, тем больше агрессии человек будет привлекать в свою жизнь. Ведь он начинает буквально светиться готовностью дать отпор любой агрессии, причем – двумя способами одновременно!
Что же делать? Есть единственный способ победить страх. Как ни банально это звучит, он состоит в том, чтобы перестать бояться. Страх – плод ума. Продукт цепной реакции. Что-то вызвало привлечение внимания к возможной опасности, возможности дискомфорта или страдания в будущем. То есть, внимание ушло из текущего момента, раздвоилось на прошлое и будущее. Этот переход из целостного состояния тотального переживания текущего момента здесь и сейчас в дуальность в христианской традиции называется «грехопадением».
Как только часть внимания достается уму, он получает энергию для работы и начинает на основании знания о прошлом прогнозировать будущее. Будущее не предопределено однозначно, а, следовательно, изобилует потенциальными опасностями. Осознание этих опасностей включает инстинкт самосохранения, дающий приоритет обеспечению безопасности. И еще больше внимания попадает в ум. Цепная реакция… Которая заканчивается тем, что все внимание человека оказывается сосредоточено на попытках избежать страдания в будущем, а ощущения настоящего момента игнорируются, на них просто не хватает внимания.
Но вся эта конструкция не существует в объективной реальности, она является умопостроением. Бесполезно сражаться настоящим мечом с голограммой. Невозможно силой оружия победить иллюзию. Поэтому единственный способ избавиться от страха состоит не в том, чтобы победить его при помощи храбрости, силой. А в том, чтобы осознать его иллюзорность. Увидеть причину страха. Приблизиться к тому месту, где, как кажется, находится источник страха. И убедиться в том, что «тигр – бумажный».
Ирония состоит в том, что причина страха всегда иллюзорна. Тигр – всегда бумажный. Бояться в этом мире в принципе нечего. Более того – незачем.
Гарантию, как говорил Остап Бендер, дает только страховой полис. Видимо, с тех пор много что изменилось в мире, потому что сегодня страховые компании научились находить массу способов не платить или платить поменьше. Так что и страховой полис дает гарантию не всегда. Даже выходя утром из дому, никто не может быть уверен, что вернется вечером домой живым и невредимым. Это, однако, никого не останавливает от того, чтобы по утрам выходить на улицу.
Можно, конечно, все усилия направить на то, чтобы вести себя максимально осторожно и стараться свести риск попасть под машину к минимуму. Он и так не велик. Вопрос, оправдывает ли снижение вероятности пострадать с одной десятой процента до, скажем, одной сотой того, чтобы вообще не замечать ничего вокруг, забыть о радости и наслаждении и сосредоточиться только на избегании опасности.
Если следовать этой логике, то нужно вести не просто здоровый образ жизни, а сверхздоровый, не только бросить пить, курить и напрягаться, но немедленно прекратить работать, нервничать и жить в городе. Мало кто готов ради сохранения здоровья и продления жизни наложить на себя подобные ограничения. Спорный вопрос, насколько это правильное решение, но большинство на подобные подвиги не согласится.
В таком случае совершенно нелогично стремиться к достижению максимального уровня безопасности в других областях любой ценой. Но логика, как известно, на страх не действует. Он иррационален. Поэтому объяснять себе, что бояться нелогично, нерационально и неразумно – бесполезно. Нужно найти в себе силы столкнуться с тем, что пугает, лицом к лицу. И увидеть всю призрачность опасности и то, что только истерика ума раздула ее до состояния чего-то, чего стоит бояться.
Не важно, чего вы боитесь. Возможно, эта неприятность случится. Возможно, вы даже боитесь чего-то серьезного, например – смерти. И эта неприятность тоже может случиться. Вероятность этого не нулевая. И, если вы все силы и все внимание бросите на то, чтобы эту вероятность уменьшить, то, возможно, вы сможете ее немного уменьшить. Она и так невелика. Но плата окажется высока. Вам со стопроцентной гарантией придется отказаться от переживания настоящего момента. От ощущения полноты жизни. У вас просто не останется внимания на то, чтобы замечать такие вещи. И вопрос не в том, реальна ли опасность. А в том, какой смысл от нее убегать такой ценой.
Подобные же рассуждения верны, когда речь идет о неспособности, вернее, неготовности большинства людей построить близкие отношения, потому что они боятся быть брошенными, использованными, подставленными. Доверять кому попало – неверно. Конечно, нужно смотреть, присматриваться и использовать все средства, чтобы снизить риск. Но закрываться наглухо – тоже бессмысленно. Лучше постараться минимизировать риск, а потом все-таки рискнуть. И довериться тому, кто производит впечатление достойного доверия человека. Не потому, что кто-то гарантирует, что это правильное решение. И не потому, что этот человек на сто процентов надежен. Никакие проверки не дадут ста процентов. Можно присматриваться к человеку и десять лет, это не гарантирует, что на одиннадцатый год он не предаст. Но жизнь-то тем временем пройдет.
А свою неготовность доверять одному можно сколько угодно оправдывать тем, что в прошлом вы доверяли другому и он вас предал. Если притягивать в свое настоящее свое прошлое, то прошлое повторится и ничего нового в жизни уже не будет.
Доверять имеет смысл не потому, что тот, кому доверяешь, надежен на сто процентов, а потому, что если страх потерять оказывается сильнее желания приобрести, то не стоит забывать, что самый большой риск – это стремление любой ценой избежать риска.