Страх продуцируется умом. Сам по себе материальным явлением он не является. Страх – это умопостроение. Он, как и любое другое умопостроение, образуется в результате совместной работы двух механизмов ума – памяти и воображения.
Сильнейшим катализатором, вызывающим появление страхов, служит нехватка энергии. Чем больше у человека свободной энергии – энергии, превышающей его текущие потребности, тем больше его готовность комфортно себя чувствовать в условиях неопределенности, склонность к риску и способность двигаться в неизвестное, в новое.
Причин нехватки энергии много, они вместе с методами их устранения описаны на нашем сайте.
Есть еще одна, самая распространенная – энергетические блоки в копчике, в области Муладхара-чакры.
Муладхара непосредственно отвечает за направление энергии на цели обеспечения безопасности и сохранения жизни. Можно сказать, что Муладхара – чакра бесстрашия. И если она пострадала и не способна излучать энергию в достаточных количествах, любая опасность, даже исчезающее мало вероятная или воображаемая, будет вызывать сильную реакцию страха. Подробнее об этом можно прочитать в статьях, рассказывающих о физических и эмоциональных блоках.
Память хранит информацию о прошлом опыте. А воображение постоянно прогнозирует будущее на основе этого опыта и сравнения его с текущими обстоятельствами. Ум удерживает внимание на этом процессе, невзирая на всю его энергоемкость и, следовательно, снабжает его энергией в ущерб всем остальным потребностям.
Что же вынуждает бояться? Иллюзия важности сохранения физического существования. Поскольку для ума понятия настоящего момента не существует, то и понятие жизни он воспринимает неверно. Не как поток чувственного опыта здесь и сейчас, а как продолжение существования, то есть, сохранение целостности тела и продолжение физиологического функционирования.
На самом деле, существование жизнью не является. И единственная польза от существования – то, что оно потенциально может превратиться в жизнь. А если не может? Тогда и смысла в нем нет.
Представьте, что вас по какой-то причине посадили в тюрьму. В одиночку. Темную, сырую, холодную. И никакой связи с внешним миром. Ни в ту, ни в другую сторону. И шансов из нее выйти нет, и не будет. Никогда и ни при каких обстоятельствах. А вы еще молоды. И ваше тело способно просуществовать еще долго. Имеет смысл такое существование? Ответ по крайней мере не очевиден. Есть соображения за, есть соображения против.
Единственное, что придает смысл существованию, это возможность его превращения в полноценную жизнь. Само по себе существование ценности не имеет. Но само ничего не случается, у всего должна быть причина. Если ничего не менять, то ничего и не изменится. Поэтому вдруг, без причины, существование в жизнь не превратится. Надежда на это может быть основана только на понимании того, как можно реально научиться жить в текущем моменте, радуясь и наслаждаясь самой жизнью. А для этого нужно научиться отключать внимание от ума и переносить его в сферу чувственного опыта, ощущений. Туда, где, собственно, и случается жизнь.
Страх и жизнь – взаимоисключающие понятия. Потому что жизнь – это движение. Текущее мгновение в каждое мгновение сменяется новым. А новое таит в себе элемент неизвестности. Больший или меньший, но таит. И тут все зависит от количества энергии, которое имеется в распоряжении человека. Если ее с избытком хватает на текущие нужды и еще остается, человек чувствует уверенность, что справится с любой неожиданностью. И тогда он готов к риску. Большему риску или меньшему риску – зависит от того, сколько у него остается свободной энергии. Но готов.
А если энергии не хватает даже на повседневные нужды, и человек постоянно бьется в сети удушающих его проблем и просвета не видит, склонность к риску в нем предположить чрезвычайно сложно. Его подсознание точно знает, что добром это не кончится и любая неожиданность может обернуться катастрофой. В результате человек будет осторожен, не склонен к риску и вообще к новизне. А что может его удержать? Страх!
Давайте представим себе еще одну ситуацию. Человек родился в тюрьме. И кроме своей камеры в жизни ничего не видел. Камера у него большая, просторная, достаточно удобная, за столько лет – вполне обжитая, сокамерники – нормальные ребята. Не пятизвездочный отель, но жить можно. И вдруг в один прекрасный день человек обнаруживает, что дверь его камеры не заперта. И он даже не может с уверенностью сказать, с каких пор она не заперта. Может, с утра, а может – уже много лет. Но не заперто.
Человек выглядывает в коридор. Никого. Тишина. Пусто. А двери соседних камер тоже не заперты. Что-то не так. И спросить не у кого. Он очень осторожно, опасливо, высовывается в коридор. Ничего не происходит. Он выходит из камеры. Впервые в жизни. В конце коридора – дверь. И она тоже не заперта. Вот тут начинаются настоящие муки. Потому что хочется выглянуть за эту незапертую дверь, но далеко отходить от своей камеры – очень страшно. Ведь никогда в жизни не выходил из нее! Но вокруг никого нет. И тишина. И никто не торопит.
Если у человека есть избыточная энергия, то он постепенно соберется с духом и рано или поздно дойдет до конца коридора, хоть и будет постоянно оглядываться и проверять, что дверь его камеры не захлопнулась у него за спиной. И тогда он выглянет в следующий коридор. И что он увидит? Пусто. Никого. Открытые двери пустых камер. А в конце коридора – дверь. И постепенно становится понятно, что неизвестно, сколько еще дверей впереди, но за последней из них – свобода. О которой он в-общем мало что знает. И тут оказывается, что то, что раньше казалось муками — это были цветочки. Потому что никаких явных признаков опасности нет. Но и определенной уверенности, что это не хитроумная ловушка, тоже никакой. А привычная и надежная камера остается все дальше за спиной.
Мораль этой истории проста. Все дело в ощущении безопасности. Потребность в этом ощущении – самая базовая, самая фундаментальная потребность, которую испытывает человек. Важнее потребности в еде. Пока не обеспечена безопасность, все остальное вообще не актуально.
Возможны две модели обеспечения ощущения безопасности.
Одна – как в тюрьме. Надежные стены, охрана на вышках и макароны по расписанию. С одной стороны ограничивает свободу, а с другой – те же стены и защищают от любых неожиданностей, которые могут прийти извне. В принципе, разумный компромисс. У любой медали есть обратная сторона, это нормально.
Вторая – как в чистом поле. Никаких стен, никаких охранников и пропитание надо где-то добывать. Но существует свобода передвижения, пространство для маневра и масса возможностей для деятельности. И эта мобильность тоже дает ощущение безопасности, хотя и другого рода. Ведь того, кто в открытом поле, невозможно прижать к стенке: нет поблизости стенок. Нужно только не терять бдительности.
И та модель имеет плюсы и минусы, и другая. Проблема на переходе. Когда от одного способа достижения ощущения безопасности уже приходится отказаться, а другой еще не обеспечен. Как говорят: «Чтобы налить в стакан вино, из него нужно вылить воду». Самый неприятный момент – это когда стакан пустой. Может оказаться, что он таким и останется. Никто ведь ничего твердо не обещает.
И тогда оказывается, что вся проблема сводится к вопросу выбора. А выбор очень простой. Остаться с тем, что есть и смириться с недостатками этого положения или отказаться от него, в том числе и от его достоинств и посмотреть, что будет дальше. О том, как можно набраться смелости на такой шаг, можно прочитать в статье Как избавиться от страха.