Что лучше - Футарк или Славянские руны? История и значение Славянских рун. История возникновения Рун

История применения рун

Происхождение рун

И стоки рунического искусства, как и зарождение самих рунических символов, корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование классического германского рунического строя

Футарка - датируется первыми веками нашей эры, а время собственно возникновения рунического письма определяется разными исследователями в интервале середина I тысячелетия до н. э. - I век до н. э.

Относительно небольшие вариации в определении времени появления рун мало что меняют в общей картине и не вызывают сейчас серьезных разногласий. А вот с вопросом о происхождении рун все обстоит гораздо сложнее. Сложнее настолько, что это позволило известному лингвисту Э. Хаугену заметить: «Согласно исландским литературным источникам, руны были изобретены Одином и дарованы им человечеству; возможно, эта теория не хуже всякой другой...»

Несомненно, «эта теория» ничуть не хуже всякой другой (хотя Хауген, конечно, имел в виду огромное количество существующих гипотез о происхождении рун и отсутствие однозначных доказательств верности какойлибо одной из них). Руны действительно суть дар Одина, но это никак не исключает наличия и их «земной» истории.

Изначально научная борьба развернулась вокруг двух фундаментальных версий происхождения рун; обе они были высказаны в последней четверти XIX века. Автор первой из них, Л.ФА. Виммер, настаивал на том, что руническое письмо развилось из более древних, хорошо известных систем письма Автор другой версии, Р.Н. Мейер, утверждал, что руны возникли непосредственно в Скандинавии, путем длительного развития образовав письменную систему из древнейших сакральных символов, часть которых использовалась еще в бронзовом веке. Один из его последователей,Г. Некель, так сформулировал в 19 3 8 году эту идею: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качествепонятийных символов».

И тот и другой подходы базируются на вполне объективных данных; и в то же время сторонникам и той и другой версии можно предъявить не менее объективные факты, ставящие их выводы под сомнение. Возможно, именно поэтому у обеих гипотез нашлись сторонники.

Сторонники версии Людвига Виммера - о вторичности рунического письма по отношению к более южным алфавитам - стремились определить ту конкретную письменность, к которой можно было бы возвести руны. Действительно, многие руны - R , T , L , A , H , I , S и т.д. - не только похожи или полностью повторяют начертания этрусского, латинского и других древних алфавитов, но нередко и передают тот же самый звук. Сам Виммер считал, что руны образовались из знаков латинского письма; позднее его предположение было признано несостоятельным, и все-таки полностью отрицать возможное влияние контактов с римлянами на развитие северной письменности остается невозможным. Позднее С. Бугге предложил вариант заимствования из

греческого курсивного письма, но и эта версия была отвергнута. Действительно, готы - а они единственные из германских племен могли серьезно контактировать с греками - добрались до Причерноморья как минимум на тричетыре столетия позже, чем на Севере были созданы первые рунические надписи. И, наконец, в 1928 году К. Марстрандер выдвинул гипотезу о родстве рунического письма и североиталийской (альпийской) письменности, восходящей к письму северных этрусков. Именно эта гипотеза не опровергнута до сих пор; дело не только в том, что североиталийские знаки максимально «подходят» к рунам, но и в том, что германцы того времени знали Альпы, и у них была возможность заимствовать эти знаки.

Сторонники автохтонной версии Р.Н. Мейера интересовались в ответ, откуда же взялись остальные руны - те, которые нельзя вывести из более древних алфавитов, а также указывали (не без ехидства, вероятно), что многие из «предположительно заимствованных» символов можно увидеть на скалах Северной Европы, причем изображения эти заведомо древнее того же латинского письма.

Действительно, на норвежских и шведских прибрежных скалах можно видеть тысячи искусно вырезанных изображений, датируемых бронзовым веком (в Скандинавии это примерно XIX-VI века до н. э.). Их называютhallristningar, в основном это красивейшие в своей примитивной эстетике изображения древних судов, оружия, людей - в бытовых и в очевидно культовых ситуациях, - и многочисленные символы: «солнечные колеса», простейшие лабиринты, руноподобные символы.

Hällristningar, несомненно, имеют определенную связь с рунической традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея вырезания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай раскрашивать эти изображения, - и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня.

Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознавали свою преемственность по отношению к традиции hällristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображением корабля бронзового века.

Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и теории заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со знаками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.

Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германскими идеографическими символами, в результате

чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал:

«В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены североиталийские буквы и до -рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое».

Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и развитие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропейского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении рунической традиции.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах (в том числе - и существенно более древние, чемhällristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.

Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II - начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к

алфавитам северных этрусков, ретов и италийских венетов.

Произойти это могло только в Альпах - там, где и была распространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической принадлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, илинорцев - основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, - называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов- славянами.

(Действительно, в «Повести временных лет» - Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)

Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства.

В 1812 году в Негау (тогда - территория Австро-Венгрии, сейчас - Словения; в древности - окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежали к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характерной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст - от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интерпретируемых как ретийские; более древний (один из самых древних в кладе) - несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау».

Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназначения - подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов.

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

Такое название объяснимо – древние народы, населявшие Северную Европу, использовали руны в такие жизненные моменты, когда требовалось принять важное решение. Гадание с помощью рун помогало сделать это.

Известно, что рунический алфавит появился не позднее 3 века до н. э. Однако сами руны возникли задолго до этого. Когда же появилась необходимость в письменности, именно руны – это магические знаки – и легли в основу алфавита. Учеными научно подтверждено, что руны оказали влияние на развитие письменности.

Римский алфавит включает в себя не менее 13 букв, имеющих сходство с рунами. В русском алфавите таких букв 10. Древний латинский и древний римский алфавит имеют много общего с руническим алфавитом. Это еще раз доказывает, что в основе появления письменности лежит система рун.

Ученые утверждают, что народы Северной Европы использовали руническое письмо в течение полутора тысяч лет. Самым древним руническим алфавитом считается «Старший Футарк», состоящий из 24 знаков, которые делятся на три группы по восемь в каждой. Эти группы также имеют свои названия – это руны Фрейи, Хагалла и Тира. Алфавит получил такое название из-за первых шести букв, входящих в него – это F, U, Th, A, R, K. Более поздние (младшие) руны применялись в основном для письма, а старшие использовались для магических ритуалов.

Даже надписи, выполняемые с помощью этих рун, делались с магической целью – археологи чаще всего находили такие надписи на оружии и камнях.

Согласно древнескандинавской легенде, руны дарованы народу богом Одином. Могущественный, Один открыл для себя секреты магии, после того, как простоял прикованный к дереву девять дней.

Колдуны-друиды на то время, являлись основным источником знаний для людей. Люди верили им и обращались к ним за помощью.

Благодаря могущественной силе рун, можно было повысить урожайность, вылечить больных или предсказать будущее. Люди боготворили руны, и считали их чудодейственной силой. Как поведают мифы, руны тесно взаимосвязаны с огромными силами природы и Вселенской энергией.

Руны обрели могущественную силу, благодаря тому, что люди служили и поклонялись богам, фанатично верили и совершали обряды. Заклинания обладают магическими свойствами и руны выполняют их функцию, а также служат инструментом пророчества.

Известный римский историк Тацит поведал в своей книге "Германия" (98 г. до н. э.) о том, как немцы использовали руны, для того чтобы заглянуть в свое будущее.

В пятом веке до нашей эры, руническая магия покорила и Британские острова. Британские друиды не ограничились словарем Футарка, доработали и издали свой рунический строй. Их количество составляло двадцать восемь знаков. Назывались они англосаксонскими. В девятом веке был издан второй такой же рунический строй, в который входило тридцать три символа.

Руны на протяжении столетий постоянно эволюционировали. Например: в Скандинавии было издано семь алфавитов. Из них, два алфавита были составлены в датском стиле, а остальные пять в шведско-норвежском.

У каждой руны есть свое имя, которое говорит о ее значении. На сегодняшний день, сохранились имена достаточно ранних и довольно таки поздних англосаксонских рун. Очень жаль, что имена рун Футарка не сохранились.

Руническая магия стала терять свое былое значение с появлением христианства и латинского алфавита.

С четвертого вплоть до одиннадцатого века скандинавы героически и победоносно сражались в Южной Европе. Они отважно покоряли города Франции, Англии, Италии. В последствии скандинавские конунги начали управлять и Русью. А все это происходило благодаря тому, что викинги применяли в своей жизни тот дар, который был открыт великим Одином.

Конечно, со временем христианство своим милосердием взяло вверх над душами скандинавских воинов, и европейская цивилизация стала набирать значительные обороты в развитии.

На протяжении столетий у людей не угасал интерес к этим таинственным письменам. И в XX веке, в Германии руны опять заявили о себе.

Руны - это знаки, которые использовались древними для письма и совершения магических ритуалов. Время появления руны неизвестно. В скандинавском предании говорится, что их изобрел бог Один.

Слово «руны» произошло от слова «руна», что на языках народов Северной Европы означает «тайна», «решение», «секрет». Это название вполне объяснимо, поскольку древние народы, населявшие Северную Европу, использовали руны в такие жизненные моменты, когда требовалось принять важное решение.

Известно, что рунический алфавит появился не позднее III века до н.э. Но сами руны возникли еще задолго до этого.

Когда же появилась необходимость в письменности, именно руны легли в основу алфавита. Ученые научно подтвердили, что руны оказали влияние на развитие письменности. Римский алфавит включает в себя не менее 13 букв, имеющих сходство с рунами.

В русском алфавите таких букв 10. Древний латинский и древний римский алфавит имеют много общего с руническим алфавитом. Это еще раз доказывает, что в основе появления письменности лежит система рун.

Ученые утверждают, что народы Северной Европы использовали руническое письмо в течение полутора тысяч лет.

Самым древним руническим алфавитом считается «Старший Футарк», состоящий из 24 знаков, которые делятся на три группы по восемь в каждой. Эти группы также имеют свои названия - это руны Фрейи, Хагалла и Тира.

Алфавит получил такое название из-за первых шести букв, входящих в него - это F, U, Th, А, R, К. Более поздние (младшие) руны применялись в основном для письма, а старшие использовались для магических ритуалов. Даже надписи, выполняемые с помощью этих рун, делались с магической целью - археологи чаще всего находили такие надписи на оружии и камнях.

В древней скандинавской легенде говорится, что руны были дарованы народу богом Одином. Могущественный Один открыл для себя секреты магии после того, как простоял прикованный к дереву девять дней.

Колдуны-друиды на то время были основным источником знаний для людей. Люди верили им и обращались к ним за помощью. Благодаря могущественной силе рун, можно было повысить урожайность, вылечить больных или предсказать будущее. Люди боготворили руны и считали их чудодейственной силой.

В мифах говорится, что руны тесно взаимосвязаны с огромными силами природы и Вселенской энергией. Они обрели могущественную силу, благодаря тому, что люди служили и поклонялись богам, фанатично верили и совершали обряды.

Заклинания обладают магическими свойствами и руны выполняют их функцию, а также служат инструментом пророчества.

Известный римский историк Тацит в своей книге «Германия» (98 г. до н.э.) говорит О том, как немцы использовали руны для того, чтобы заглянуть в свое будущее.

В V веке до нашей эры руническая магия покорила и Британские острова. Британские друиды не ограничились словарем Футарка, доработали и издали свой рунический строй. Их количество составляло двадцать восемь знаков. Назывались они англосаксонскими.

В IX веке был издан второй такой же рунический строй, в который входило тридцать три символа.

Руны на протяжении столетий постоянно эволюционировали. Например, в Скандинавии было издано семь алфавитов, из которых два алфавита были составлены в датском стиле, а остальные пять в шведско-норвежском.

У каждой руны есть свое имя, которое говорит о ее значении. На сегодняшний день сохранились имена достаточно ранних и довольно таки поздних англосаксонских рун.

Руническая магия стала терять свое былое значение с появлением христианства и латинского алфавита. С четвертого вплоть до одиннадцатого века скандинавы героически и победоносно сражались в Южной Европе. Они отважно покоряли города Франции, Англии, Италии.

А все это происходило благодаря тому, что викинги применяли в своей жизни тот дар, который был открыт великим Одином.

Со временем христианство распространилось среди скандинавских воинов, и европейская цивилизация стала набирать значительные обороты в развитии.

Веками у людей не угасал интерес к этим таинственным письменам, и в ХХ веке в Германии руны опять заявили о себе.

Существует несколько версий происхождения рун.

Греко-латинская версия

Форма рун натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли из греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н.э. на берегу Черного моря. Тейлор считал их создателями готов, в ту эпоху якобы населявшими Россию, хотя на самом деле (не факт!) готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже.

Некоторые другие ученые видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н.э. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I в. Согласно гипотезе Отто фон Фризена, руны были изобретены готами в II-III вв. н.э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III в. тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV в.

Северноэтрусская версия

Это самая популярная теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Такую версию поддерживают большинство ученых. Существует теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (ее предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Семитская версия

Лидийский алфавит имеет ряд букв идентичных рунам (по графике, но не по фонетике). Этот алфавит, скорее всего, возник от финикийского алфавита параллельно с греческим.

Данная письменность вымирает в III в. до н.э., и примерно в это же время руны появляются в Европе, впитав и ряд букв латиницы. Некоторые руны имеют точные аналоги в других семитских алфавитах, например в южноаравийском письме руны: Gebo, Вегkапа, Iпg (в скандинавском варианте).

Например, в 1930-1940-х годах в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошел в том числе северносемитский алфавит, а следовательно, и все алфавитные письменности в мире.

Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. И до сих пор неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Нетрадиционные версии

Шведский профессор Лундского университета Сигурд Агрелл в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он писал, что, расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра.

Эта теория не была принята в научном мире, но у нее нашелся ряд последователей, таких как Томас Карлссон, который опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) медом от его деда Бельторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Об этом говорится в одой из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрании священных языческих скандинавских текстов:

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину
в жертву себе же,
на дереве том,
чья корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял, -
и с дерева рухнул.

(Речи Высокого, 138-39)

Некоторые описывают Одина как вполне реального человека, вождя народа Асов, столицей которого был Асгард. Был также и небесный Асгард - место нахождения Богов.

Исследователь В.И. Щербаков убедительно доказал тождественность страны Асов и Парфии, государства Средней Азии, основанного скифами в III в. до н.э. Через несколько столетий эта страна стала мировой державой. Столица асов находилась там, где сейчас находятся городища Нисы. Нынешний Ашхабад находится на том же месте, где ранее был Асгард. Название этих городов переводится одинаково - город Асов.

Однажды ночью Одину и его жене было пророчество, что его народ прославится на севере. На рубеже нашей эры вождь повел свой народ на Север. Они поселились в Северной Европе, куда принесли свою культуру и религию. Именно к этому времени и относится формирование Футарка, как магического алфавита.

Изначально являлись письменностью древних германцев. Прежде чем они пришли к нам, им пришлось пережить немало изменений и трансформаций. В настоящее время насчитывается 17 футарков, также множество различных вариантов написания рун и их стилизации. Руны изначально имели специфическую угловатую форму, приспособленную для вырезания, но после принятия христианства в странах Северной Европы руны, как письменность были вытеснены латиницей. Само значение слова «руна» берет начало от древнегерманского корня «run», который переводится как «тайна». Большая часть рунических надписей (а их более 5000) была найдена в Швеции. Кроме того средневековой Европе использовались рунические календари. Основное название рунического алфавита – футарк (futarc), которое произошло от первых шести букв основных рун: Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано. Футарк является самым ранним алфавитом Северной Европы. Первоначально буквы записывались справа налево, позднее написание поменялось в обратную сторону.

Использование Рун всегда было направлено для получения магических целей. Считалось, что верховный правитель северных богов передал свои знания магии и рунических языков поэтам, мудрецам и другим избранным смертным. Рунический дар стал не только основой алфавита, но и мощным оружием для посвященных в их тайну. Знание рун стало являться истинным источником власти – орудием колдовства и потусторонних сил. Только посвященные знали, как повлиять на ту или иную ситуацию, используя, дарованные им знания. Они знали, какие знаки следует наносить на мечах для привлечения победы в сражениях, какие знаки нужно написать на могильном камне, чтобы не подпустить нечистую силу, а какие знаки могут сберечь от сглазов, порч , проклятий и других воздействий магического и бытового характера. Могущество некоторых рунических знаков простиралось так далеко, что они могли даже управлять смертью, заставляя повешенного ходить и говорить. Но люди, владевшие подобным знанием и силой, что в те мрачные времена, что в нынешнее время вызывают скорее страх и подозрение, нежели восхищение. В некоторых странах даже владение таблицами с руническими знаками считалось преступлением. Сторонников этого учения приговаривали к мучительной смерти на кострах, и их знание сгорало вместе с ними. В глухих, непроходимых местах сохранившиеся камни с руническими надписями, до сих пор считаются магическим атрибутом, который может нести угрозу. Но истинная мощь рунических знаков, по-видимому, утрачена навсегда.

Англосаксонский вариант VI века содержал 28 символов, позднее 33 знака. Он использовался для записи слов древнегерманского языка и в таком виде дошел до начала Средних веков. Существовал и другой вариант, содержащий 16 знаков, который использовался в Скандинавии до XVI века. Рунические надписи читались по-разному, и в настоящее время существует множество мнений на этот счет. А вот словораздел встречался редко. Они часто состояли из одного или нескольких слов. Это могло быть имя собственное, посвящение, заклинание или что-то другое. Для рунических надписей характерны стереотипные формулы, наличие элементов лексики. Иногда наблюдается некоторая приподнятость тона.

Происхождение рун окончательно не установлено. В одной из версий, скандинавский верховный бог Один получил их в подарок от деда по материнской линии, Бельторна. В экстатическом состоянии бог пригвоздил себя копьем к Мировому Древу Иггдрасиль. Провисев так девять дней, он утолил жажду медом из рук деда и получил от него в подарок руны – хранители мудрости.

Каждая руна имеет имя собственное и связана с определенным божеством и стихией. В магии руны использовались издревле: они исцеляли, помогали в трудных родах, приносили урожай, победу, любовь. Для усиления вибраций рун используются различные техники, от распевания, повторения нараспев имен рун, до различных ритуальных танцев и медитаций.

С возникновением христианства рунический алфавит был признан языческим и вытеснен. Использование рун всегда вызывало подозрение и опасение, а потому и признавалось дьявольским делом, и соответственно было под строгим запретом. Дольше всех это знание сохраняли исландцы, принявшие христианство в X веке. Но и там рунологи были вытеснены к XV веку. По легенде, все маги - рунологи стали духами, которые посещают людей и дают им советы.

В настоящее время, руны вновь «восстают из праха времен», благодаря двум американским рунологам -исследователям, Эллиот и Блум, в значительной степени воссоздали утраченное знание. Первый систематизировал все сведения о рунической культуре и дал описание этого богатейшего наследия в современной терминологии оккультизма (1959). Второй унифицировал написание рун и предложил свой порядок следования их в системе (1982). Он же прибавил к 24 рунам дополнительную, пустую, назвав ее «руной Одина» (мы называем ее Вирд, или руна Судьбы). Им же была разработана система прорицания, он описал некоторые расклады, которые стали популярны.

В настоящее время руны можно купить повсюду, в том числе в эзотерических магазинах. Они по-прежнему вырезаются на металле, кости, выжигаются на дереве и других материалах. Но самый верный способ подобрать свои руны – это изготовить их самостоятельно. Также существует множество способов зарядки и очищения рун.

Так как руны включают в себя множество разных аспектов, нужно помнить – что они также поклоняются и стихиям, но в случае с рунами, все несколько интереснее, так как они пятистихийны. Кроме основных стихий Огня, Воздуха, Воды и Земли, они еще включают в себя стихию Времени. Сейчас наибольшую популярность обрела система из 24 рун, иногда – с добавлением двадцать пятой.