Камера как в тумане что делать. Как фотографировать зимой - снег, иней, туман

Съёмка в тумане и дымке может прекрасно обеспечить настроение и атмосферность предметам съёмки. Однако очень легко попасть в ситуацию, когда снимки будут выглядеть блёклыми и плоскими. Данная глава иллюстрирует на примерах, как извлечь максимум из снимков в таких уникальных условиях съёмки.

Мост Клер в тумане ночью (версия 1) - Кембридж, Англия

Введение

Туман обычно образуется средним или поздним вечером и зачастую держится до следующего утра. Вероятно образование тумана поблизости поверхности воды, которая несколько теплее, чем окружающий воздух. В данной главе мы поговорим в первую очередь о съёмке в тумане, но те же фотографические концепции используются и в дымке.

Съёмка в тумане сильно отличается от более простой съёмки при ясной погоде. Сцены перестают быть ясно видимыми и чётко ограниченными, а кроме того, часто теряют в контрасте и насыщенности цвета:

Примеры снимков, которые выглядят блёклыми и ненасыщенными из-за тумана.
Оба снимка сделаны в колледже Св. Иоанна, Кембридж, Англия.

В сущности, туман является естественным софт-боксом: он рассеивает источники света, так что он исходит из намного более широкой области. По сравнению с уличным фонарём или светом солнца в ясный день, это значительно снижает контраст:

Кроме того, сцены в тумане гораздо чаще освещены неярко - требуя более долгих экспозиций, чем могло бы понадобиться в противном случае. Вдобавок, туман сильно повышает отражающие свойства воздуха, что может заставить экспозамер камеры решить, что экспозицию нужно уменьшить. Также как и при съёмке на снегу, туман обычно требует некоторой положительной компенсации экспозиции .

В обмен на все эти потенциальные неудобства туман может стать мощным и значительным инструментом выделения глубины, освещения и формы предметов съёмки. Как вы увидите дальше, эти особенности могут даже придать сцене мистический характер и уникальное настроение - часто трудно уловимое, зато высоко ценимое фотографами. Хитрость в том, чтобы знать, как воспользоваться этими уникальными возможностями - не дав им при этом испортить снимок.

Выделение глубины

Математический мост в Королевском колледже, Кембридж.

По мере удаления объектов от камеры они не только уменьшаются в видимых размерах, но также теряют контрастность - порой очень сильно. Это может быть благом, а может и проклятием, поскольку, акцентируя разницу между ближними и дальними предметами, это может сделать сложным съёмку дальних предметов самих по себе.

На примере слева есть как минимум четыре ряда деревьев, выстроившихся каскадом по направлению к удалённому мосту. Заметьте, как и насыщенность, и контрастность убывают на глазах для каждого следующего ряда деревьев. В самом дальнем ряду, у моста, остаются лишь силуэты, в то время как ближайший ряд представлен практически в полном цвете и контрасте.

Юго-западное побережье Сардинии в дымке.

Хотя твёрдых правил для съёмки в тумане не существует, зачастую полезно иметь в сцене хотя бы один предмет, расположенный близко к камере . Тем самым часть вашего изображения будет иметь высокую цветонасыщенность и контрастность, показывая в то же время, что всё остальное выглядит по-другому. Это также вносит в сцену некое тональное разнообразие.

Выделение света

Вид на мост Колледжа Короля
со стороны Колледжа Королевы, Кембридж, Англия.

Капельки воды, из которых состоит туман, заставляют свет рассеиваться намного сильнее, чем другие среды. Это существенно смягчает свет, но заодно делает видимыми лучи от компактных или прямых источников света. Классическим примером является фото в лесу в раннем утреннем свете: когда направление снимка не совпадает с направлением света, лучи света сквозь кроны деревьев рассеиваются во влажном утреннем воздухе.

На примере справа ясно видны лучи света из окна и возле моста, где большое дерево частично скрывает оранжевый фонарь. Однако стоит отодвинуть камеру всего на пару шагов назад - лучи света из окна перестанут быть видимыми.

Шпили при входе в Колледж Короля, Кембридж,
в телевизионной подсветке Часовни Короля
во время концерта хора мальчиков.

Чтобы поймать в кадр лучи света, нужно тщательно подбирать точку съёмки . Лучи света будут наиболее заметны, если вы расположены близко к точке, где вы можете видеть источник света непосредственно, но ещё не в этой точке. Такая перспектива «из-за угла» гарантирует, что рассеянный свет будет достаточно ярким и чётко отделится от более тёмного воздуха.

С другой стороны, если туман очень плотный, или источник света хорошо сфокусирован, лучи света будут чётко видны вне зависимости от точки съёмки. Второй из вышеприведенных примеров был снят в атмосфере, которая не была заметно туманной, однако источники света были очень интенсивные и сфокусированные. Вдобавок, рассеянный свет был значительно ярче неба, поскольку съёмка велась после того, как стемнело.

Формы и силуэты

Лебедь ночью на реке Кем, Кембридж.

Туман может подчеркнуть форму предметов, поскольку он гасит их текстуру и контраст. Зачастую, от предмета может остаться не более, чем просто силуэт.

На фото слева контуры лебедя сильно акцентированы, поскольку низколежащий туман практически скрыл всю стену за лебедем. Более того, яркий туманный фон имеет выраженный контраст с относительно тёмным лебедем.

Тыловые ворота Колледжа
Троицы, Кембридж, Англияf.

Обязательно экспонируйте по туману - не по предмету - если вы хотите, чтобы предмет выглядел как тёмный силуэт . Иначе, вы можете задать отрицательную компенсацию экспозиции, чтобы он не стал слишком ярким. Конечно, нужно при этом уделять особо внимание расположению объектов в сцене, чтобы контуры или граница одного объекта не пересекались с другим.

На примере справа ближайший объект - железные ворота - выделяется значительно сильнее, чем мог бы в других условиях съёмки на фоне сплетения веток деревьев. За этими воротами каждый силуэт различим, поскольку по мере удаления ветки становятся всё более тусклыми.

Съёмка снаружи

Возможно, вы слышали поговорку: «Сложно сфотографировать лес изнутри». Вызвано это тем, что может быть сложно передать масштабность, фотографируя просто группу деревьев - нужно выйти из леса, чтобы были видны его границы, и отдельные деревья не мешали перспективе. Практически тот же метод может зачастую быть очень полезным в тумане или дымке.

слева: гора Рейнье в облаках - Вашингтон, США
справа: закат в дымке над горой Уилсон - Лос Анжелес, Калифорния, США

Таким способом можно снять уникальные атмосферные эффекты тумана или дымки, не пострадав при этом от недостатка контрастности (по крайней мере для объектов вне тумана или дымки). В случае тумана, на расстоянии он является ничем иным как низколежащими облаками.

Выбор максимально эффектного момента

Так же как при подборе погодных условий и облачности, момент съёмки в тумане может оказывать огромное влияние на освещение. В зависимости от типа тумана, его масса может смещаться и изменяться по плотности с течением времени. Однако эти изменения порой бывает сложно заметить, если они происходят медленно, поскольку наши глаза адаптируются к изменению контраста. Наведите курсор на подписи, чтобы увидеть, как изменилась сцена за 6 минут:

Первый снимок +2 минуты +6 минут

Ещё один важный фактор - это видимая текстура тумана. Даже если вы выбираете время для съёмки, в которое, как вам кажется, распространение тумана наиболее интересно, туман может не сохранить свою текстуру, если время выдержки будет недостаточно коротким. В общем, чтобы текстура тумана не успела размыться, выдержка должна быть не длиннее секунды. Однако, если туман движется медленно, или если предмет съёмки не подвергается большому увеличению, возможно, подойдут и более длинные выдержки. Наведите курсор на следующий снимок, чтобы увидеть, как время выдержки влияет на туман над водой :

Мост Клер ночью в низком тумане - Кембридж, Англия

Заметьте, что на снимке выше показан тот же самый мост, что и на самой первой иллюстрации к статье. Туман может невероятно изменить вид предмета, в зависимости от того, как он расположен и насколько плотен.

Хотя более короткая экспозиция гораздо лучше замораживает движение тумана, она также оказывает существенное влияние на количество визуального шума при полном увеличении. Это может стать типичной проблемой съёмки в тумане, поскольку туман во-первых, как правило появляется поздним вечером и сохраняется до раннего утра (когда света мало), а во-вторых, существенно снижает количество света, который достигает вашей камеры, отразившись от предмета. Порой замораживание движения тумана не является вариантом, если вы хотите исключить шум.

Опасайтесь конденсата

Если капельки воды конденсируются в воздухе, наверняка такие же капельки будут конденсироваться на поверхности вашего объектива или внутри вашей камеры. Если камера имеет ту же температуру, что и воздух, а туман не слишком плотный, возможно, вы вообще не заметите никакого конденсата. С другой стороны, если перед этим камера была в комнатных условиях или в более тёплом воздухе, образование конденсата крайне вероятно.

К счастью, есть простой способ минимизировать конденсат, вызванный выходом на улицу из помещения или возвратом в помещение. Перед выносом камеры и объектива из тепла поместите их в пластиковый пакет и убедитесь в том, что он герметично закрыт. Далее пакет можно вынести на улицу и дождаться, пока температура камеры сравняется с температурой окружающей среды, прежде чем открыть пакет. Для больших объективов время остывания может равняться получасу и даже более, если разница температур велика.

К сожалению, порой полностью избежать конденсата не удаётся. Поэтому не забудьте взять с собой чехол от объектива или мягкую тряпочку для удаления влаги с передней линзы.

Фотография в туман, самого тумана или даже дымки может оказаться очень капризной. Нередко так получается, что после проведенной фотосессии, при разглядывании готовых результатов на большом экране монитора, фотограф понимает - атмосфера не ответила взаимностью, и фотографии получились размытыми и плоскими. Давайте рассмотрим некоторые методы, использование которых поможет получить достойное качество при таких уникальных условиях съемки, как туман.

Daniel Řeřicha

Туман обычно формируется при высокой влажности и резком охлаждении воздуха, что часто происходит весной и осенью, сразу после заката. Этот туман может оставаться вплоть до утра, пока солнце не прогреет землю и воздух. Велика вероятность того, что вы найдете туман где-то близ воды в низине. Поверхность воды, как правило, немного теплее окружающего воздуха, что и способствует образованию тумана. Мы говорим о фотографии в туман, но подразумевается также и такое фотографическое понятие как дымка.

Фотографирование в тумане отличается от съемки в ясную погоду. Окружающая действительность, архитектура, деревья и даже люди плохо видны, не имеют четких контуров и часто изображение лишено контрастности и насыщенности цветов. И это как раз и нужно использовать в при этом красивейшем погодном «спецэффекте».

Prasit Chansareekorn

В сущности туман можно сравнить с большим рассеивающим свет софтбоксом, который распространяет свет на большую поверхность.

Композиционная составляющая в тумане, как правило, слабо освещена, что требует больше времени экспозиции. Кроме этого, туман делает воздух более светоотражающим, и несомненно, введет в заблуждение любой встроенный экспонометр камеры, которая посчитает экспозицию при таком свете меньше, чем необходимо. Точно также, как фотографирование снега, фото в туман требует положительную экспозиционную коррекцию.

В обмен на все эти потенциальные недостатки туман может стать мощным и полезным инструментом для подчеркивания глубины, освещения и формы предметов. Фотографии в туман могут стать таинственными и сказочными, что, несомненно и делает их такими популярными среди номинантов на премии в различных фотоконкурсах. Зная, как использовать эти уникальные свойства туманной фотографии, без труда можно получить снимки, которые...

...великолепно подчеркнут глубину

Чем дальше объект находится от камеры в туманную погоду, тем он хуже виден, при этом теряется контраст и иногда довольно резко. Это и хорошо, и плохо одновременно. Размытие в дымке заднего плана придает объем всему снимку за счет того, что детали изображения хуже угадываются и появляется световая и воздушная перспектива. Но за счет этого же возникает трудность в фотографировании объектов заднего плана. С каждый последующим метром насыщенность, контрастность и резкость может падать, не всегда в нужном для фотографе диапазоне.

И хотя нет никаких твердых правил для фотографии в тумане, очень часто бывает полезным включать в композицию объект, который находится на достаточно близком расстоянии от объектива, чтобы быть хорошо прорисованным. Такое расположение добавляет некоторое тональное разнообразие и создает соответствующее восприятие той части фотографии, которая будет выглядеть более светлой из-за дымки.

...великолепно отразят свет

Капли воды, которыми насыщен воздух в туман делают свет рассеянным. Это в значительной степени смягчает его и заставляет проявляться светлые полосы от концентрированного или направленного источника света. Классическим примером может служить фото в лесу в раннем утреннем свете, когда снимок сделан в направлении этого светового луча.

Иногда достаточно лишь сдвинуть камеру, чтобы исчезли эти солнечные “снопы”, а поэтому будьте внимательны.

Подобные приемы слишком хороши, чтобы от них отказываться.

Лучи света будут наиболее хорошо прорисованными, если вы находитесь достаточно близко к источнику света. Такое положение гарантирует, что при рассеянном свете четкий солнечный луч будет выделяться на общем фоне.

С другой стороны, если туман очень плотный или источник света очень сконцентрирован, то лучи света в любом случае будут четко видны, независимо от того, с какого угла фотограф производит съемку.

... эффектно подчеркнут формы и силуэты

Туман может подчеркнуть форму предметов, потому что за счет него будет уменьшена текстура и контраст объекта. Часто может наблюдаться даже не полная прорисовка силуэта.

Необходимо обратить особое внимание на взаимное расположение объектов в композиции, иначе контур одного объекта или границы могут пересекаться с другим объектом и создавать невнятный хаос в фотографии.

Фотографируйте со стороны

Наверняка вы сталкивались с тем, что фотографы сетуют на трудность съемки внутри леса. Трудность эта выражается в том, что сложно “простой констатации факта наличия деревьев”, нужно попробовать сфотографировать непосредственно за пределами области расположения. Выходите из леса, пересекайте его границы, наблюдайте за деревьями со стороны. Туман или дымка могут сослужить хорошую службу для данной методики съемки.

На дальнем расстоянии туман выглядит не более, чем низкий слой белых облаков, но способствует гармоничной передаче световой перспективы.

Синхронизируйте фотосессию с изменениями в природе

Помните о том, что туман и дымка постоянно меняют свое положение. Они могут выглядеть и как ровное распределение светлого тона по всей поверхности, какую может охватить глаза, а могут висеть белыми малопрозрачными клочками. В зависимости от типа туман может перемещаться быстрее или медленней, иногда даже не заметно для глаз, потому что человеческие глаза умеют приспосабливаться к разным видам освещения.

Обратите внимание на тот факт, что туман не сможет удерживать текстуру окружающего пространства, если время экспозиции не достаточно короткое. При длинной выдержке затвора вы получите на своих снимках сглаженность и плавное перетекание белого света разной концентрации из одной точки снимка в другую. Тем не менее, длинные выдержки пригодятся в том случае, когда туман движется медленно и плавно, практически незаметно для глаз.

Хотя короткая экспозиция, как правило, делает намного лучше работу по замораживанию движения тумана, она также оказывает существенное влияние на количество шумов на изображении при просмотре на 100%. Такая проблема обычна и типична. Поэтому “замораживать туман” - не вариант, если фотограф хочет избежать шума.

Выпадения конденсата. Защита фототехники

Основная проблема для фототехники - капли воды конденсации из воздуха. Будьте уверены - эти же капли, что “висят” в воздухе также могут конденсироваться на поверхности объектива или внутри камеры. Если камера находилась в соответственной окружающему пространству температуре воздуха, а туман не слишком плотный, то вы можете не заметить конденсат вообще. И в обязательном порядке конденсат появится, если камера находилась при температуре существенно выше чем та, в которой вы снимаете дымку.

К счастью для фотографов и их фототехники есть простой способ свести к минимуму конденсацию влаги, вызванную переходом из помещения на улицу.

Прежде, чем выйти из дома, упакуйте камеру полностью в полиэтиленовый герметичный пакет и не открывайте его на открытом воздухе, пока пакет не станет такой же температуры, как окружающее пространство.

К сожалению, иногда появление немного конденсата неизбежно. Просто не забудьте протирать объектив и камеру сухой тканью.

Для начала неплохо бы выяснить, как именно туман влияет на фотографию. Первая очевидная вещь - ограничивает видимость. Что с этим делать, уверен, объяснять не нужно.

Туман рассеивает свет. Собственно мы, люди, не способны видеть никакой другой свет кроме отраженного или направленного прямо нам в глаза. В ясную погоду при условии чистого воздуха мы не видим свет. А вот если в воздухе будет от чего свету отражаться - увидим красивые объемные световые потоки.

Как туман влияет на фото

Рассеивание света влечет за собой еще несколько эффектов.

Туман снижает контраст изображения. Можно делать коррекцию экспозиции в «+» или фотографировать с брекетингом экспозиции, чтобы облегчить себе жизнь при дальнейшем редактировании туманных фото. Практически наверняка экспонометр камеры ошибется, когда вы будете снимать в тумане, не верьте экспонометру.

Туман приглушает цвета, причем не одинаково. Так-как длинна волны у каждого цвета разная, часть спектра с короткой длинной волны (синий и голубой) рассеивается больше, чем, скажем желтый или оранжевый. Но степень рассеивания зависит от размеров частиц тумана, то есть не всегда одинаковая. Так что фотографируя в туман или в дымке, можно увидеть совсем другой набор цветов, чем при дневной или ночной фотографии. Также туман может окрасится источниками искусственного света, что бывает очень красиво.

Туман обеспечивает увеличение глубины нашей «картины» (тональная перспектива) и изменение всего настроения фотографии. Фонари в тумане становятся похожи на волшебных гигантских светлячков, лишние детали скрываются, а композиция перестает прощать ошибки.

Как поймать туман

Как обычно, это время и место. Время - осень и весна в большей степени, чем зима и лето. Туману нужны контрастные температуры.

В некоторых местах с туманам не бывает проблем вообще. Обычно, туман образуется там, где есть перепад температур позволяющий воде конденсироваться. Это побережья морей и океанов, да и водоемов поменьше, горы. Если дело происходит на природе, допустим, пошли вы в поход в горы, стоит только встать до рассвета и туман создаст объем и глубину. Горы вообще отличное место для тумана, так же как и лес, впрочем. Очевидно также, что туман скапливается в низинах.

Но вот в городе (мы не о Лондоне, хотя и там туманы не так часты) туманы бывают реже, но все же бывают. В городе туман лучше искать у рек, а заменителем тумана может оказаться добрый друг горожан - смог.

Обычно, лучшее время для тумана - ранее утро. Наедятся на туман вечером следует меньше. Так что «жаворонки» от фотографии остаются в выигрыше.

  1. Возьмите штатив. Все таки туман серьезно снижает освещенность, а если увеличить число ISO - получите довольно шумное изображение;
  2. Конденсат может быть опасен. Не подвергайте фотоаппарат резкому перепаду температур, иначе туман может завестись в объективе…
  3. Используйте гистограмму. Это реально помогает понять каким изображение будет в итоге. На вашем маленьком экране и на большом мониторе оно может выглядеть по разному, не говоря уж о печати;
  4. Используйте контровый свет. В случае фонарей и прожекторов туман поглотит большую часть излучения и получится мягкий обволакивающий свет. Ну а в случае утреннего солнечного света туман сделает его видимым;
  5. Думайте о композиции. В тумане, скрывающем задний план все огрехи композиции будут более заметны. На фото могут остаться только силуэты которые нужно будет выстроить в аккуратный «рисунок»;
  6. Товарищи фотографы, снимайте в , если он у вас конечно есть;
  7. Туман держится недолго, так что приготовитесь заранее. К тому же по мере появления солнца окраска самого тумана тоже будет меняться;
  8. Просыпайтесь пораньше. Это вообще универсальный совет для фотографа, особенно если речь о природных пейзажах, в полдень ловить вообще нечего. Тем более не поймать туман.

Но, чтобы создать эффектное изображение, с этими элементами следует обращаться крайне осмотрительно. Иначе кадры могут стать плоскими, а предмет и вовсе затеряется в тумане. Здесь вы найдете несколько советов о том, как лучше подойти к этим уникальным условиям съемки и создавать «туманные» шедевры.


Где и когда снимать туман и дымку

Погода может быть туманной в любое время года, но чаще всего мы наблюдаем туман осенью, когда происходят самые значительные перепады между дневной и ночной температурой воздуха. Это природное явление возникает при столкновении горячих и холодных воздушных масс. Тогда образуются, зависшие в воздухе мелкие капли воды.

Они обычно формируются в течение ночи при понижении температуры, но зачастую процесс длится до следующего утра. Так что вам потребуется установить будильник на пораньше и заранее обдумать подходящее для съемки место, чтобы поймать его в лучшем виде. В отличие от тумана, который недолго держится и развеивается довольно быстро, дымка плотнее и иногда может оставаться весь день, если нет ветра или солнца.

Лучшие места для фотографии тумана это окрестности различных водоемов, например, пруды, озера, реки и вдоль побережья. Прохладные и влажные долины выступают в качестве природных резервуаров для тумана, но в равной степени он может образоваться вокруг холмов и над мокрым грунтом.

Если вы встаете достаточно рано и погодные условия будут позволять, то вы скоро получите представление о форме и концентрации тумана в данной конкретной местности. Ваша наблюдательность пригодится при повторном планировании съемки в этих краях.

Найдите возвышенность с хорошим обзором на окрестность, на долину и простирающейся сквозь туман лес, который хорошо работает в кадре. Низкий, стелящийся по земле туман идеально подходит для этого, чтобы подчеркнуть или скрыть элементы в пейзаже.

Кроме того, попробуйте погрузиться в густой туман, где композиционные элементы отступают от камеры. Размещенный на переднем плане доминирующий объект, оказывается в центре внимания, а все другие элементы отступают на второй план и становятся вторичными.

Объятья света

Туман не только ухудшает видимость, а также снижает контраст, действуя как гигантский софтбокс для смягчения света.

Это означает, что цвета становятся менее интенсивными, а субъекты менее четкими. Но не делайте из этого проблему, потому что вы можете использовать такие условия в свою пользу.

Существует тонкое изящное качество фотографий тумана, которое приводит к приглушению цвета и создает монотонное восприятие картины.

Можно включить в фотографию сильные фигуры и использовать туманные условия для маскировки отвлекающего фона, создавая простые, но эффективные композиции.

Общая тональность света тумана может вызвать проблемы с экспозицией, что способно привести к затенению фотографии. Этого легко избежать путем применения компенсации экспозиции, чтобы на сенсор попадало больше света.

Если вы воспользуетесь гистограммой камеры, которая наглядно демонстрирует уровни яркости в кадре, то вы правильно скорректируете экспозицию, которую следует настроить таким образом, чтобы толкать гистограмму в правую сторону, но не допускать бликов.

Прежде всего, станьте погодным наблюдателем и, когда в следующий раз случится густой туман, погрузитесь в него для создания магических изображений.

Краткое руководство, чтобы получить больше от съемки тумана и дымки


Проверьте прогноз погоды
Определяйте погодные условия, которые могут привести к появлению тумана, например, теплый день сменяет прохладную ночь. К тому же, есть места, для которых это явление особенно характерно. Вставайте до восхода солнца, и проверяйте местность для получения наилучших условий.

Используйте штатив
Туман уменьшит количество света, который будет достигать вашего объекта, так что желательно использовать штатив, чтобы обеспечить себя резкими изображениями при съемке на длинных выдержках. Он также пригодится при составлении кадра.

Правильно экспонируйте
Используйте режим Av или M и наберите примерно +1 остановку компенсации экспозиции при съемке общих туманных сцен. Стоит также применить брекетинг экспозиции с последовательностью 0, +1 и +2, чтобы наверняка получить правильную экспозицию.


Использование объективов
Ваше местоположение, скорее всего, будет диктовать вам выбор объектива, но убедитесь, что вы собрали полный комплект от широкоугольного до телефото. Широкий угол больше подходит для просмотра общих пейзажей в легком тумане, но часто короткие или даже длинные телефото кадры могут иметь более интересный эффект, подчеркивая интересные особенности.

Начните с утра пораньше
Ранний утренний туман может держаться не долго. Он рассеется с появлением солнца, поэтому придите на место, запланированной съемки до восхода солнца. Вы можете продолжать фотографировать в то время, как туман будет редеть и раскрывать различные аспекты ландшафта.

Оставайтесь гибкими
Туман может быть локализован, так что будьте готовы переместиться в другое место, если возникнет такая необходимость. Если он слишком густой, найдите возвышенность, чтобы получить вид на туман или двигайтесь вдоль туманной гряды, и вы найдете более благоприятные условия.

Следите за конденсацией
Вы должны внимательно следить за передним стеклом вашего объектива, потому что на нем могут накапливаться капли воды, особенно при съемке в условиях густого тумана. Используйте бумажное полотенце или другой впитывающий материал, чтобы стереть влагу с поверхности объектива и любых используемых фильтров.

Многие фотографы мечтают пополнить свое портфолио красивыми снимками туманной дымки. Но как правильно фотографировать туманности? Это сложный и многогранный вопрос, в котором мы попытаемся разобраться.

Фотографии с туманом всегда привлекают к себе внимание зрителей, и не без оснований. Они выглядят эффектно, завораживают глубиной и загадочностью, надолго приковывая любопытные взгляды. Однако, сделать хороший снимок туманности не так уж легко. Нередко после съемки фотограф с досадой обнаруживает, что кадры получились размытыми и плоскими. Большой проблемой также становится потеря насыщенности и контрастности, когда туман “съедает” яркие цвета и предметы на фото.

Всё это происходит потому, что съемка туманности - сама по себе очень специфична, и требует основательной подготовки. Чтобы дымчатый пейзаж на снимке зачаровывал своей глубиной и фактурой, фотограф должен очень внимательно подойти к выстраиванию композиции и другим важным рабочим моментам.

Как появляется туман?

Это красивое явление мы можем наблюдать поздней весной, летом и осенью. Обычно дымка появляется вблизи воды с наступлением вечера, и при хороших условиях может продержаться до самого утра. Туман образуется около водоемов, вода в которых имеет более высокую температуру, чем воздух вокруг нее. Чаще всего это наблюдается осенью. Тогда, с приближением ночи, происходит резкое понижение температуры, что приводит к появлению в воздухе микроскопических капелек воды.


Как туман влияет на кадры?

Нужно иметь ввиду, что при съемке в тумане вы работаете с абсолютно другой воздушной перспективой и состоянием окружающего мира, отличным от условий в светлый и ясный день. Микроскопические капельки воды, находящиеся в воздухе, рассеивают свет. Таким образом, туман препятствует прохождению световых лучей и делает менее отчетливым облик объектов, которые нас окружают. А перспектива, в зависимости от плотности тумана, может исчезнуть вовсе. В такой ситуации предметы, находящиеся далеко, кажутся нам более тусклыми, и чем дальше объект от нас - тем больше цветов он теряет.

Однако, это далеко не все трудности фотосъемки в тумане. Дымчатая завеса доставляет немало хлопот, разрушая естественную контрастность фотографий. В связи с этим, фотографам нередко приходится использовать экспокоррекцию, чтобы в дальнейшем упростить себе задачу при обработке снимка в фоторедакторе. Здесь, в большинстве случаев, необходимо применить положительную компенсацию композиции. Учитывайте то, что в условиях тумана экспонометр, который встроен в цифровую камеру, достаточно часто ошибается.

Не все цвета туман приглушает одинаково. К примеру, голубой и синий рассеиваются намного больше, чем оранжевый и желтый. Более того, степень, с которою приглушаются цветные частицы, зависит от размера микрокапель, содержащихся в воздухе. Туман влияет не только на цвет, но и на глубину изображения, увеличивая ее, что изменяет атмосферу фотографии. Ненужные детали исчезают, а создавать композицию приходится более аккуратно и внимательно, чем в ясный день.

Итак, главная особенность фотосъемки в туман заключается в том, чтобы учесть все нюансы погодных условий и извлечь из них выгоду, ведь при правильной работе над снимком туман может придать ему дополнительный объем, сделать более интересным и стать “изюминкой” изображения.


Где искать туман

Прежде того, как фотографировать туман, нужно правильно выбрать место и время процесса. Самым лучшим периодом для съемки туманной дымки считается конец сентября - начало октября. Туман появляется не только у берегов водоемов, но также в горах и лесах. Свежим и интересным решением для съемки станет необычный вид с возвышенности на туманную пелену, которая расстилается вдоль земли.
Лучше всего отправляться на съемку ранним(!) утром. Погода непредсказуема, и утренний туман может легко развеяться за пару часов, но он также может достаточно долго оставаться над поверхностью, постепенно теряя свою густоту.


Мониторьте прогноз погоды.
Подмечайте моменты, когда теплый день переходит в холодную ночь, и наоборот. Контраст температур подарит вам желанную туманную завесу.

Используйте штатив.
Для того, чтобы принести домой хорошие кадры одной только камеры будет мало. Обязательно возьмите с собой на съемку штатив и набор оптики. В тумане освещение будет не очень хорошим, и вам придется делать кадры на длительной выдержке. Чтобы в таких условиях фотографии сохранили резкость, вам придется пользоваться штативом. Фотографируйте объект по диафрагме, закрытой до f/8, так снимок получится максимально четким.

Соблюдайте правильную экспозицию.
В вопросе о том, как качественно фотографировать туман, большую роль играют настройки аппаратуры. Подготовьте свой фотоаппарат к процессу. Воспользуйтесь режимами Av или М. Придать снимкам более холодный оттенок поможет режим “Tungsten”. Поставьте компенсацию экспозиции на +1. Для того, чтобы кадр точно получился освещенным, можете использовать брекетинг экспозиции в значениях 0, +1, +2.
Добиться максимальной резкости снимка поможет. Настраивайте выдержку в зависимости плотности тумана и результата, который вы хотите увидеть в конце. Рекомендуется создавать снимки в формате RAW, который даст больше возможностей при дальнейшей обработке фотографий.

Меняйте объективы.
Выбор объектива будет определяться условиями съемки и результатом, который вы хотите получить. Широкоугольные объективы хороши для съемки общих планов, они откроют Вам массу возможностей при фотографировании пейзажей, а телеобъектив даст возможность зафиксировать в кадре отдельные детали. Меняйте объективы и планы съемки, чтобы получить как можно больше оригинальных фотографий.

Следуйте за туманом.
Он может перемещаться, поэтому будьте готовы к оперативному переходу вслед за ним. Если дымка уж очень густая - попробуйте найти место, где туман заканчивается и идите вдоль этой линии в поисках красивого места для фотосъемки.

Используйте восход солнца.
Выбрав ракурс со стороны восходящего солнца, можно добавить туману оранжевую подсветку и сделать композицию немного драматичной.


Воздушная перспектива

Как сфотографировать туман, не потеряв в нем другие фрагменты композиции? Как уже было сказано ранее, отдаляясь от предмета в условиях сильной туманности, вы делаете его менее отчетливым и ярким на снимке, и уменьшаете в размерах. В связи с этим, важно определить хотя бы один объект, который Вы расположите близко к камере. Он будет выделяться своей насыщенностью и контрастностью на общем фоне, составляя единую картину с другими объектами и гармонично вписываясь в пейзаж. Благодаря такому решению передний и задний план будут гармонично контрастировать друг с другом.
Это действительно важно, ведь туман сглаживает контраст практически до полной монотонности.

Для того, чтобы изменить воздушную перспективу, можно не только сделать передний план ярче и контрастнее заднего, но и просто сильно ослабить фон. В результате такого приема снимок получит нужный объем и глубину. Ослабление заднего фона в редакторе применяется в случаях, когда передний план на фото является ключевым, и именно на нем нужно создать дополнительный акцент. При этом, не стоит слишком увлекаться “ослаблением”, иначе вы рискуете совсем потерять второй план на снимке, что сделает его слишком скучным.


Освещение

Туман существенно смягчает свет, рассеивая его. Он делает более видимыми лучи от прямых источников света, например, свет фонаря. Для того, чтобы зафиксировать на снимке эти лучи, нужно грамотно выбрать точку съемки. Лучше остановиться на месте, где виден источник света, но не подходить к нему слишком близко. Это поможет Вам запечатлеть в кадре более яркий и четко различимый свет.


Акцент на силуэты

Композиция снимка может быть в большей мере направлена на то, чтобы выделить и подчеркнуть форму объекта. Так как туман значительно уменьшает текстуру предмета, то на фотографии он может превратиться в замысловатый силуэт, что иногда оказывается довольно интересным и оригинальным решением.

Для того, чтобы превратить в силуэт черный предмет, Вам нужно всего настроить экспонент не по цвету, а по туману. Для снижения яркости объекта также можно применить отрицательную компенсацию экспозиции. При этом нужно внимательно следить за расположением отдельных предметов на фотографии. Их контуры не должны наслаиваться друг на друга или пересекаться, иначе картина будет не совсем понятной.


Следим за конденсацией

В условиях перепада температур в воздухе конденсируются капельки воды. Это приводит к тому, что конденсат будет периодически образовываться на стекле и внутри объектива Вашего фотоаппарата. Все это значительно затруднит проведение съемочного процесса, а, в худшем случае, может и вовсе вывести технику из рабочего состояния. Опасность появления конденсации появляется в случаях, когда вы, например, резко вышли из теплого помещения на холодную улицу, а фотоаппарат еще сохранил тепло.

Чтобы предотвратить такие неприятности, перед выходом положите аппаратуру в герметичный пластиковый пакет. Так, при воздействии разных температур, конденсат не сможет появиться на Вашей камере, ведь пакет не пропускает влагу. Подождите, пока температура в пакете сравняется с уличной, и открывайте. Но всегда имейте с собой чехол для объектива и мягкие бумажные салфетки, они спасут Вас, если капли воды будут появляться уже в процессе съемки.


Туман - это удивительное природное явление, которое вносит свою прелесть и оригинальность в совершенно обычные пейзажи. Охота за желаемыми снимками может быть долгой, и даже не ограничиться одной попыткой. Но не стоит сдаваться! Если Вы хотите пополнить свое портфолио эффектными снимками с природной дымкой - ищите новые, интересные и неизведанные места, открывайте новые ракурсы, пробуйте разные объективы и фильтры, одним словом, эксперементируйте во всем. Но не забывайте про главные правила съемки в непогоду. И тогда, совсем скоро Вы добьетесь желаемого результата,а эффектные снимки украсят Вашу коллекцию.