Основные виды животных. Деление животных на группы: типы, классы, отряды, роды и виды Разнообразие животных группы животных

Мир насыщен загадочными существами, они постоянно удивляют человечество. Есть множество видов животных, которые поражают своей уникальностью.

Классификация

Существуют такие группы животных:

  • Млекопитающие.
  • Моллюски, иглокожие.
  • Рыбы, ланцетники, круглоротые.
  • Птицы.
  • Пресмыкающиеся.
  • Земноводные.
  • Членистоногие.

Многие животных стали человеку родными, так как без них он не представляет своей жизни. Но есть дикие существа, приручить которых у людей никогда не получится. Кстати, первым животным, которое подчинил человек, был волк. Это произошло около 15 тыс. лет назад. Он стал домашним, со временем эволюционировал в собаку. Сейчас это лучший друг человека.

Как определить группу животного?

Различным существам соответствует определенная группа. Животный мир разнообразен, поэтому каждая классификация имеет свои характеристики. А именно:

  1. К млекопитающим относятся теплокровные животные. Они покрыты шерстью, у них сердце четырехкамерное, а молочные железы выделяют молоко. При родах у них появляется живой детеныш.
  2. Птицы - которые откладывают яйца. Они покрыты перьями, имеют крылья, сердце четырехкамерное.
  3. Пресмыкающиеся - это холоднокровные животные. Их тело покрыто чешуей, они откладывают яйца.
  4. Земноводные животные также являются холоднокровными. Сердце у них трехкамерное, с помощью кожи они дышат, их личинки обитают в воде. Через оболочку яйца способна проникать вода.
  5. Хордовые животные включают в свой список некоторые и организмы, подобные рыбам.

Разновидности живых существ в зависимости от употребляемой пищи

Можно разделить животные по группам по способу питания. Существуют растительноядные живые существа. Они питаются листьями, семенами, плодами, корнями и т.д. Их ротовой аппарат имеет свои особенности: у них больше роговых пластин или резцов, коренных зубов. Природа таким образом создала приспособление для перетирания пищи растительного происхождения. А вот тля, клопы, цикада имеют сосущий аппарат, что дает им возможность питаться соками растений. В ЖКТ развиты дополнительные отделы, такие как рубец, Они позволяют перерабатывать клетчатку. Травоядные млекопитающие обладают периферическим зрением. Такие животные имеют мускулатуру достаточно грубую и не настолько развитую, как у хищников этой же группы.

Выделяют животных хищников, которые питаются другими существами. Они обладают навыками нападения на жертву. Среди всех зубов самыми развитыми считаются клыки, такое отличие наблюдается у млекопитающих. У крокодила пасть вытянутая, а у акулы некоторое количество рядов зубов направлено внутрь. Хищные птицы имеют развитые и острые когти. Хищные млекопитающие обладают хорошей остротой зрения. Нападают на жертву плотоядные животные по-особенному: выжидают, делают резкий рывок. Они выносливые, имеют точную координацию, очень быстрые.

По-особенному уничтожает противника морская звезда. Она наползает на мидию, ждет время, когда створки откроются, после чего впрыскивает ферменты в раковину.

А вот дятлы едят личинок насекомых, которые живут под корой деревьев. Для этого у них есть прочный большой клюв, особенные лапы, которыми птицы прочно держатся на Каждому существу природа создала определенные приспособления, с помощью которых можно добывать пищу.

Есть группы животных, которые питаются остатками организмов. Ярким примером могут быть птицы-падальщики. Они имеют длинную шею, узкую мордочку, хорошее обоняние. А вот, например, пища личинок мух представляет собой органические остатки растений и животных.

  • круглые и плоские черви;
  • насекомые, такие как блохи, комары, клопы, москиты, вши, мошки;
  • клещи;
  • ракообразные;
  • круглоротые.

Также есть группы животных по способу питания, которые едят пищу растительного и животного происхождения. Их называют всеядными. Они наделены чертами, которые напоминают и хищников, и травоядных. Такими животными являются медведи, сверчки, крысы. Из пресмыкающихся сюда относят гекконов, агаму и других рептилий. В эту группу относят и человека.

Интересная информация о животных из разных групп

Существуют некоторые факты, которые поражают многих людей:

  1. У жирафа самое большое по размерам сердце. У этого животного длина которого доходит до 45 см.
  2. Кости у рыбы саргана - зеленого цвета.
  3. Кот не в состоянии подвигать челюстями.
  4. Ритм биения сердца кита составляет 9 ударов в минуту.
  5. У осьминога зрачки прямоугольной формы.
  6. Был зафиксирован рекордный полет курицы. Он составляет 13 секунд.
  7. Мышцы гусеницы преобладают по количеству над человеческими.
  8. Самка броненосца способна продлить беременность до 2 лет, если испытывает стресс.
  9. Синица иногда кормит своих детенышей тысячу раз в день.

Группы опасных животных

Классифицировать все сущности в мире можно и по другим критериям. Например, выделяют группы животных, которые опасны для жизни человека. На первый взгляд они могут показаться безобидными. Таким животным является москит. Он переносчик малярии. Насекомое заражает инфекцией через кровь. От укусов этих животных ежегодно умирает около 2 млн людей.

Пополняет списки опасных живых существ австралийская медуза. У нее очень длинные щупальца, которые доходят до 4 метров. Их количество при этом составляет 60 штук. Одновременно медуза способна убить 60 человек. И многие другие животные несут опасность для человека.

Выводы

Итак, определить, к какой группе животных относится конкретное существо, несложно. Главное при этом знать, по каким критериям происходит группировка. Ведь животные разделяют по месту жительства, способу питания, классам, видам и другим факторам. Каждое живое существо приспособлено к своей среде обитания, имеет свои особенности, питается разной едой.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией . В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком .

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

1. (с. 50) На этих рисунках папа Сережи и Нади изобразил представителей разных групп животных. Пронумеруй рисунки в соответствии со списком.

1.Черви. 2. Моллюски. 3. Иглокожие. 4. Ракообразные. 5. Паукообразные. 6. Насекомые. 7. Рыбы. 8. Земноводные. 9. Пресмыкающиеся. 10. Птицы. 11. Звери.

2. (с. 51) Муравей Вопросик привел примеры животных разных групп, но допустил ошибки. Зачеркни лишнее название в каждом ряду.

а) Морская звезда, морской еж, морская лилия, морской огурец, осьминог (лишний). (все иглокожие, а осьминог – моллюски)

б) Жук, бабочка, паук (лишний), стрекоза, пчела, муха. (все насекомые, а паук – паукообразные).

в) Лягушка (лишняя), ящерица, змея, черепаха, крокодил. (все рептилии, лягушка – земноводные).

г) Речной рак, краб, креветка, пиявка (лишняя). (все ракообразные, пиявка – черви).

3. (с. 52) Выполни задания для групповой работы в учебнике и рабочей тетради.

1) Запиши задание на классификацию животных для одноклассников.

Определи, к какой группе относятся животные: краб, дождевой червь, собака, волк, голубь, щука, виноградная улитка.

2) Посчитайте птиц на рисунке учебника (с. 92) и запиши результаты.

4. Синица большая

2. Поползень обыкновенный

3. Воробей домовый

9. Всего птиц

3. Всего видов птиц

Проанализируйте заполненную таблицу. Какая группа животных наиболее богата видами? В какой группе меньше всего видов? Перечислите группы животных: в порядке увеличения числа видов; в порядке уменьшения числа видов?

Наиболее богатая видами группа животных – насекомые. Меньше всего видов среди земноводных.

Группы животных в порядке увеличения числа видов – земноводные, звери, иглокожие, пресмыкающиеся, птицы, рыбы, ракообразные, паукообразные, моллюски, черви, насекомые.

Группы животных в порядке уменьшения числа видов – насекомые, черви, моллюски, паукообразные, ракообразные, рыбы, птицы, пресмыкающиеся, иглокожие, звери, земноводные.

4) (с. 53) Запиши названия животных, которых вы определили:

а) рыбы – щука, окунь.

б) земноводные – тритон, лягушка, жаба.

в) пресмыкающиеся – ящерица, черепаха, гадюка.

г) птицы – кряква, цапля, поползень, королек

д) звери – белка.

С помощью книги «Зеленые страницы» приведите примеры других видов животных, Запиши не менее трех названий.

Пищуха, заяц русак, бобер, лось.

4. (с. 53) Используя книгу «Зеленые страницы», подготовь сообщение об одном из видов животных (любой группы). При подготовке сообщения сделай записи.

Вид животного: рыжая лисица.

Группа, к которой относится вид: звери.

Краткая информация о животном: лисица – небольшой хищник. Во всех рассказах - злейший враг зайцев. Однако, основная пища лис – мелкие грызуны. Охота лисиц называется «мышкование». Отдыхают лисы днем в логовах на открытой местности, часто посреди поля. Так лисы могут следить за тем, что происходит вокруг них.

5. (с. 54) Это разные виды синиц. Определи их с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Проведи стрелки от названий к соответствующим рисункам.

Сравни синиц разных видов. Определи черты сходства и различий. Подумай и объясни, по каким признакам этих птиц легче всего узнать в природе.

Синицы схожи своими небольшими размерами, компактной формой тела, маленьким клювом. Отличия заключаются в окрасе, форме хвоста и крыльев. Хохлатую синицу в природе легче всего узнать по хохолку на голове. Большая синица выделяется желтой грудкой с черной полоской. Желтая грудка и у лазоревки, но она меньше большой синицы и у нее голубая шапочка. Московка выделяется бурой окраской, темной головой с белыми пятнышками. Длиннохвостая синица имеет длинный тонкий хвост, белую грудку и голову.

На какие группы делятся животные? Если Вас интересует этот вопрос, то, прочитав данную статью, Вы найдете всю необходимую информацию.

На какие группы делятся животные?

Животные — это живые организмы, которые питаются готовой пищей, в отличие от растений они обладают способностью перемещаться в пространстве и расти, не в течение всей жизни, а только в молодом возрасте.

Животных делят на несколько групп, эта классификация зависит от внешнего вида, строения тела, размножения, условий жизни и тому подобное.

Существует 6 типов животных:

  • Пресмыкающиеся.
  • Земноводные.
  • Рыбы.
  • Млекопитающие (звери).
  • Птицы.
  • Насекомые.

На какие группы делятся животные по способу питания?

  • Травоядные : пчела, олень, косуля, заяц и тому подобное.
  • Плотоядные (хищные): сова, уж, волк и др.
  • Всеядные : воробей, барсук, дикий кабан, медведь и тому подобное.

Насекомые — животные, в которых 3 пары лапок, одна или две пары крыльев. Их тело состоит из 3-х частей: голова, грудь, брюшко.

Насекомые могут быть как полезными, так и вредными. К полезным насекомым относятся: пчела, солнышко, муравей, шмель, бабка; к вредным: комар, саранча, медведка, моль, колорадский жук.

Птицы — животные, тело которых покрыто перьями, на голове расположен клюв. Птицы могут быть перелетными, зимующими и кочевыми.

  • Перелетные — это птицы, которые в холодное время года перелетают в теплые края, а весной возвращаются на свою родную землю, к таким птицам относятся ласточки, кукушки, скворцы, грачи, журавли и др.
  • Зимующие птицы — представители постоянно живут в одной и той же местности, не боятся ни сильных морозов, ни суровых зим (синица, воробей, голубь, сойка, дятел).
  • Кочевыми называют тех птиц, которые привыкли прилетать зимой с еще более холодных территорий (с северных областей). К ним относятся снегири, свиристели, чижи и тому подобное.

Звери — животные, тело которых покрыто шерстью. Они передвигаются обычно с помощью четырех лап. Свое потомство звери выкармливают молоком, именно поэтому они получили второе название «млекопитающие». Иногда некоторые представители этой группы впадают в спячку, например еж, барсук, медведь. Спячка — процесс приспособленности некоторых зверей к неблагоприятным погодным условиям.

Цели:

  • познакомить учащихся с классом насекомых, пресмыкающихся, земноводных, рыб, млекопитающихся и показать их многообразие и красоту;
  • совместно с детьми выявить важнейшие признаки каждого класса и научиться пользоваться ими для определения принадлежности животного к данной группе;
  • продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
  • развивать речь, наблюдательность, мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и умение видеть её красоту, прививать экологически грамотное поведение в природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

У. Что было предметом нашего исследования на предыдущем уроке?

Д. Предметом нашего исследования был окружающий мир.

У. Дайте, пожалуйста, определение природы.

Д. Природа - это всё, что нас окружает и существует независимо от человека.

У. По каким признакам природу можно разделить на две группы?

  • Представители живой природы
  • Представители неживой природы

У. Перечислите признаки живой природы

Д. Живую природу составляют организмы, которые питаются, растут, приносят потомство, умирают.

У. Сегодня на уроке мы продолжим исследовать (изучать) живую природу.

У. Прослушайте звукозапись и определите, кто будет предметом нашего исследования?

У. Кто же будет предметом нашего исследования?

Д. Перечисляют названия узнанных животных и птиц.

У. Как можно одним словом сказать о перечисленных вами представителях?

Д. Животные.

У. Каких животных вы знаете? Где вы их видели?

Д. Перечисляют животных и рассказывают, где видели этих животных.

У. На Земле обитает несколько миллионов видов животных и ученые постоянно открывают все новые виды. Каждое животное уникально, но есть общие черты, которые отличают существо, принадлежащее к царству животных от остальных представителей. Великий древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель (IV в. до н. э.) впервые попытался разделить царство животных на группы. Сколько групп получилось у Аристотеля? К этому мы вернемся в конце урока, а сейчас давайте попробуем создать свою классификацию.

У. Если бы вы делили животных по группам, сколько бы групп у вас получилось?

Д. Дают ответы.

III. Этап усвоения новых знаний.

У. Узнайте, о ком идёт речь?

Зря кусаться, не хочу я -
Извещаю всех о том.
И когда ползу - трещу я,
Как трещоткою хвостом.

Д. Гремучая змея.

По пескам весь день бродил я,
Побывал в жару везде.
Хоть похож на крокодила,
Но живу я не в воде.

Просмотр видеозаписи с показом ящериц, черепах, змей, крокодилов.

У. Видели ли вы этих животных? Где? Что о них знаете? Где обитают эти животные?

Д. Рассказывают о том, где видели и что знают о этих животных.

У. Ящерицы и черепахи, змеи и крокодилы, а также давно вымершие, но очень популярные динозавры - все эти своеобразные и замечательные существа представляют один класс животных.

У. Которые называются. . .

Д. Затрудняются дать название.

У. Как передвигаются эти животные?

Д. Эти животные передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле.

У. Все эти животные без ног или с ногами – пресмыкаются, ползают. Поэтому называются…

Д. Пресмыкающиеся.

У. Нередко их зовут ещё и рептилиями, поскольку именно так звучит латинское название этой группы. Остаются одной из наиболее ярких и интересных групп животных на планете.

У. Есть виды, постоянно живущие на деревьях и даже способные к планирующему полёту.

У. Видели ли вы пресмыкающихся в Надыме?

Д. Нет. Не видели.

У. Нет пресмыкающихся только там, где царит постоянный холод - в Арктике, Антарктике и на вершинах гор.

Д. Да. Город Надым расположен на Крайнем Севере. Поэтому пресмыкающиеся здесь не живут.

У. По каким признакам мы могли бы объединить в одну (группу) класс этих животных и какие данные мы могли бы записать в паспорте этих животных?

Д. Работают в группах и называют признаки:

1. Кожа пресмыкающихся не голая, а покрыта чешуёй или роговыми щитками.

Благодаря ороговению кожи рептилии могут даже в пустынях и в солёной морской воде.

2. Температура их тела зависит от окружающей среды. Поэтому они любят греться на солнце, и распространены в основном в теплых странах.

3. Голова, туловище, хвост, 4 конечности.

У. Дополняет детей: несут яйца, но не высиживают их, и детенышей не выкармливают. Чешую меняют много раз, сбрасывая вместе с кожей. А черепахи и крокодилы кожу не сбрасывают.

У. Узнайте кто это?

Читают дети.

Кто в беретке ярко - красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит.
Всё стучит, стучит, стучит.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней? Кто же это?

Д. Соловей.

Угадайте, что за птица
Света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Кто это?

У. Как можно сказать, одним словом? Дятел, соловей, сова – это…

Д. Это птицы.

У. Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.

Д. Делятся своими знаниями.

У. Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Только несколько птиц не умеют летать. Это страусы и пингвины. Многие птицы нуждаются в охране.

У. Какую пользу приносят птицы?

Д. Рассказывают о пользе птиц в природе.

У. Орнитологи – слышали вы это слово? Что оно обозначает?

Д. затрудняются ответить.

У. Это ученые, которые занимаются изучением птиц.

У. По каким признакам можно определить, что это животное птица?

Д. Покрыта перьями и пухом (единственные обитатели на Земле).

У. Для чего перья?

Д. Для полета.

У. Еще перья предохраняют тело птиц от намокания, пух предохраняет тело от переохлаждения.

Д. У птиц есть крылья.

Д. Имеют особое строение челюстей - они лишены зубов.

Д. Голова, туловище, хвост, два крыла, две лапы.

IV. Физкультминутка.

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь птичье давайте мы скажем.
А вдруг это будет?
А вдруг мы взлетим?
Давайте попробуем, что мы сидим?

У. Имитируйте полет птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши).

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
- Что неправильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. . .

У. Что неправильно?

Д. Мухи и комары – это не птицы.

Инсценировка детьми отрывка из произведения “ Муха-Цокотуха”

Муха, Муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
“Приходите тараканы,
Я вас чаем угощу!”
Тараканы прибегали
Все стаканы выпивали,
А букашки - по три чашки
С молоком и крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе - Цокотухе
Меду принесла. . .
“Бабочка-красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравиться
Наше угощенье?

У. Кто был в гостях у Мухи?

Д. Перечисляют гостей.

У. Почему муха не пригласила Зайца, Аиста или Медведя?

Д. Заяц, аист и медведь – это не насекомые.

У. По каким признакам узнали насекомых?

Д. Перечисляют признаки.

Просмотр видеозаписи о насекомых.

У. Давайте определим общие для них признаки.

Д. Перечисляют признаки.

Есть голова, брюшко, грудь, 2 крыла, 6 ног.

У. Не у всех.

У. Сколько ног у насекомых?

У. Сколько ног у паука?

Д. 8 ног. (паукообразные)

У. Рассмотрите брюшко насекомых. Что заметили?

Д. На нем полоски.

У. Это насечки.

У. Так почему этих животных назвали насекомыми?

Д. Название произошло от слова насечки.

У. Тело у насекомых состоит из отдельных члеников, они обеспечивают подвижность всего тела. У насекомых три отдела: голова, грудь, брюшко. Насекомые - самая многочисленная и разнообразная группа животных на земле.

V. Самостоятельное открытие новых знаний. Работа детей в группах.

Группам даются карточки с изображением животных:

1 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу земноводных.

2 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу рыб.

3 группе нужно выполнить классификацию и выделить группу зверей.

Задание группам: рассмотреть предложенных каждой группе животных, дать название этому классу животных, назвать их отличительные признаки.

Проверка самостоятельной работы учащихся по плану.

1 группа

У. Расскажите, всё что знаете об этих животных. Дайте название этой группе животных.

Д. Рассказывают об отличительных признаках этих животных.

Живут и в воде и на суше.

Кожа обычно тонкая и влажная и служит им дополнительным органом дыхания.

Потомство выводят в воде.

Голова, туловище, 4 лапы.

Называются земноводными.

2 группа.

Просмотр видеозаписи.

У. В тихую солнечную погоду водная гладь напоминает огромное зеркало, в котором отражаются проплывающие по небу облака и склонившиеся над водой деревья, кажется, что водоем пуст и мертв. Однако на самом деле под этой гладью, как стекло границей кипит своя жизнь, и под час разгораются совсем нешуточные страсти. И одним из главных действующих лиц в этой подводной пьесе жизни являются своеобразные животные - рыбы.

У. Что для них родной дом?

У. Для чего рыбе чешуя?

Д. Для защиты от механических повреждений.

У. Какие отличительные признаки?

Заслушиваются ответы детей.

Д. Голова, туловище, хвост вытянутой формы, плавники, тело покрыто твердой и прочной чешуей.

У. Одним концом чешуя глубоко сидит в коже, а свободным концом плотно налегает друг на друга).

Д. У рыбы нет шеи.

У. Легко ли вам двигаться в воде?

У. Рыба плавает очень быстро, ей приходится вклиниваться в толщу воды, поэтому голова прочно соединяется не образуя шеи.

3 группа

Д. Это звери.

У. Чем эти животные отличаются от других представителей животного мира?

Д. Их тело покрыто шерстью.

Д. Этот вид животных может сохранять тепло и жить в самых холодных условиях.

Д. Только у них есть настоящий волос, который называется мехом или шерстью.

Д. Туловище, голова, шея, 4 лапы, хвост.

У. Мозг этих животных развит более высоко, чем мозг любых других животных.

У. Кто знает, чем выкармливают матери этих животных своих детенышей?

Д. Молоком.

У. Только этот вид животных производит молоко. Значит, этот вид животных называется…

Д. Млекопитающие.

У. Подумайте, дикобраз и ежик, к какой группе животных относится?

Д. Ответы детей.

VI. Проведение физкультминутки с имитацией движений животных.

Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Заинька, топни ножкой!
Серенький, топни ножкой!
Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Серенький, руки в боки!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!

VII. Закрепление полученных знаний.

У. Сколько групп у нас получилось? Назовите их?

Д. Получилось 5 групп: насекомые, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, млекопитающие.

У. У Аристотеля получилось 2 класса. Как он произвел деление, вы узнаете в старших классах на уроках зоологии и биологии.

VIII. Рефлексия.

У. О чём говорили на уроке? Что нового узнали?

Д. Отвечают на поставленные вопросы.

У. На какие классы можно разбить животных?

Д. Класс – земноводных, пресмыкающихся, рыб, млекопитающих, птиц, насекомых.

У. Послушайте, что пишет М. Пришвин, и подумайте, чего он опасается?

У. Если будет вода, а в ней ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка - я не поверю воздуху, и лес без зверей, с одними людьми - не лес. (М. Пришвин)

Д. Что животные исчезнут.

У. Почему это может произойти?

У. О чем мы должны знать и помнить в природе?

Д. Мы должны помнить, о том, что животные - наши друзья.

Д. Мы должны вести себя в природе и жить так, чтобы не навредить животным.