Основы транспортной логистики на автомобильном транспорте. Теоретические основы транспортной логистики

Для того чтобы отправить груз с пункта назначения пункт доставки, нужно правильно подобрать маршрут. Такое действие поможет сэкономить время и денежные средства. Правильно подобрать маршрут вам поможет такая наука, как транспортная логистика. Транспортная логистика занимается систематическим передвижением грузов, предметов, товаров по маршруту, который больше всего подходит. Максимально подходящим будет тот маршрут, что позволит доставить груз в короткие сроки. Такое действие помогает заказчику с максимальной точностью определить сроки доставки до момента отправки. Важно отметить, что такой процесс поможет сэкономить как время, так и денежные средства, расходы на топливо.

Транспортная логистика — наука о составлении оптимальных маршрутов грузоперевозок

История развития

Впервые с понятием логистики человечество познакомилось в период развития Римской империи, когда на должность регулировщика перевозки продовольственных продуктов принимался логист. Транспортная логистика широко стала развиваться в период Второй мировой войны. Этот термин часто использовали военные американской армии, что вели свои действие боевые на территории Европы. Солдаты хорошо были оснащены продуктами, оружием и всем необходимым. Такие запасы характеризуют хорошую налаженную систему поставки транспортом. Сейчас сферу логистики всходят все аспекты, кроме производства товара. Основная цель, это доставить груз в пункт назначения с минимальными затратами денежных средств и времени. Расходы на перевозки происходят с учетом расстояния между точкой назначения и конечным пунктом доставки, а также с учетом труднодоступности конечного пункта.

Назначения и обязанности логистики

Доставка транспортом выступает частью материального изготовления. Грузоперевозки помогают из сырья получить пригодную продукцию и доставить ее в точку назначения. При грузоперевозке первоначальная цена на товар увеличивается. Это связано с тем, что логисты учитывают не только финансовый аспект, но и время перевозки. Также в момент транспортировки содержимого багажа, товар не только доставляется от грузоотправителя к получателю, а и в этот период храниться в автотранспортном средстве. В этот момент не занимается территория складского помещения. К основным обязанностям транспортной логистики относят:

  1. Правильно сформировать маршрут, разработать схемы доставки, учесть коридоры транспортные и цепи.
  2. Правильно подобрать маршрут при смешанном виде перевозки.
  3. Сохранность товара. Транспортное средство исполняет роль не только транспортировщика, а и несет ответственность за сохранность товара, как в складском помещении.
  4. Правильно сформировать маршрут при производственных особенностях.
  5. Подбор транспортного средства и способов перевозки.
  6. Правильный выбор маршрута доставки багажа.

Транспортный коридор – применяется при международных перевозках ил доставке в отдельные регионы.

Транспортная цепь – доставка товара на четко определенные расстояния, с правильным подбором временного промежутка и с использованием разных видов транспортных средств.

Работа логиста состоит в обеспечении транспортных коридоров при международных грузоперевозках

Выбор логистов

Для того чтобы произвести грузоперевозки, логисту надо правильно подобрать транспортное средство. Все они разделены на такие категории, как автомобильное транспортное средство, жд транспорт, морские средства доставки, перевозка воздухом, трубопроводный вид средства. Часто используют для грузоперевозок автомобиль, жд транспорт и морские судна. При отправке содержимого багажа, специалистам нужно обратить внимание на такие составляющие элементы, как:

  • Какое количество веса нужно транспортировать.
  • Какие сроки потребуются, и какие сроки предоставляет грузоотправитель.
  • Безопасность перевозки.
  • Количество доставок.

При определении этих составляющих элементов, логист выбирает максимально подходящий вид транспортного средства.

Изменения и современные тенденции

Среди всех видов транспортировки товара, часто используют автомобильное транспортное средство, так как этим транспортом можно доставить разного рода багаж, и крупногабаритный и мелкогабаритный. Изменения, что произошли в сфере логистики, большей мерой коснулись доставки автомобилем. Нововведения произошли в таком направлении:

  • Увеличилось количество компаний, которые предоставляют услуги перевозки. В частных автопарках увеличилось количество грузовых машин. Это связано с тем, что большое количество грузоперевозчиков стали заинтересованы в таком виде перевозки. Это относиться к частным компаниям. С 1993 года и по нынешний год количество грузоперевозок частными предприятиями возросло на 63 %.
  • Доставка жд транспортом сократилась. Такое сокращение связано с использованием компаниями новых видов автомобилей, которые могут доставить и специфичный груз, с учетом всех норм, температурного режима и составляющих товара.
  • Компании, что используют для перевозки коммерческий транспорт отошли на второй план, так как такие предприятия не имеют заинтересованности в процессе перевозки содержимого багажа.

Грузоперевозчики отдают предпочтение тем компаниям, где доставка груза, это основной вид деятельности. Такие показатели, нововведения увеличивают потребность в логистике, так как у грузоотправителя есть право выбора, каким транспортным средством производить доставку.

Грузоперевозки автомобильным транспортом постепенно вытесняют железнодорожные

Документальная сторона

В основу деятельности транспортных компаний входит не только разработка схем и маршрутов доставки, а и подготовка сопроводительной документации. Этот процесс требует от грузоотправителя тщательной подготовки, так как за предоставленные и переданные перевозчику документы он несет ответственность. Мера ответственности определяется Гражданским Кодексом Российской Федерации и дополнительными нормативно – правовыми актами, договором. Пакет документов отличается, соответствует типу доставки – по территории России или за рубеж. Основными сопроводительными документами выступают:

  1. Транспортная фактура, коносамент.
  2. Фактура на выполнение грузоперевозки.
  3. Грузовой декрет, обращение. Такой документ оформляется тогда, когда транспортировка производиться одним автотранспортным средством, доставляются смешанные виды багажа в разные пункты назначения (несколько получателей).

Оформление сопроводительной документации в соответствующих предприятиях выгодно и удобно тем, что логист четко знает, какой вид документов нужно подготовить и при не стандартах доставках может известить грузоотправителя о потребности оформить дополнительный пакет документов. При международной доставке содержимого багажа количество документов расширенное. Такая потребность произвела активное развитие грузовых терминалов, которые существуют и востребованы во всех больших центральных городах России. Основной задачей комплексов и логистов выступает прием груза, загрузка и выгрузка, сортировка, комплектация, юридическая консультация и правовая помощь, обеспечение заказчиков.

Логист отлично ориентируется во всех разновидностях документации для грузоперевозок

Основное направление

Для произведения грузоперевозки, логисты ставят перед собою такие задачи:

  1. После определения содержимого багажа, которое надо поставить, тип транспорта.
  2. Вид транспорта. Важно правильно определить, каким транспортным средством выгоднее всего будет поставить груз, и важно учесть основные свойства и характеристики содержимого багажа.
  3. В момент подготовки товара к перевозке, учесть требования и потребности складских помещений.
  4. Правильно выбрать маршрут, согласовать его с грузоотправителем.

Для заказчика основными критериями выбора компаний, что специализируются на организации транспортировки багажа, выступают минимальные расходы денежных средств и времени на доставку товара. Это особенно актуально, если отправитель производит доставку на постоянной основе, регулярно.

Также компании дают гарантии и несут ответственность за доставку содержимого багажа в целостности. Транспортная логистика позволяет полностью контролировать товар во время трансферта. Заказчик также может отследить груз в любой точке перемещения на отрезке пути, это дает возможность доставить товар в срок, в полной безопасности, без повреждений. Это продуктивно для специфичных и скоропортящихся товаров.

Лекция. Транспортная логистика.

Определение.

Транспортная логистика представляет собой методологию оптимизации и организации рациональных грузо- и пассажиропотоков, которая позволяет повысить качество транспортных услуг и снизить непроизводительные издержки и затраты, связанные с транспортировкой.

Стоимость транспортных расходов в процессе производства и реализации продукции доходит до одной трети цены конечного продукта, в то время как в странах с развитой рыночной системой перевозок - обычно 10-12%. Как свидетельствует зарубежный опыт, качественного скачка в транспортной сфере можно достичь за счет использования новых технологий обеспечения процесса перевозок, в частности за счет освоения логистического мышления и принципов логистики.

Изучение транспортной логистики возможно в трех ракурсах:

1) предприятие для перевозки своих грузов пользуется услугами наемного транспорта;

2) предприятие имеет свой подвижной состав;

3) предприятие предоставляет коммерческие услуги по перевозке грузов и пассажиров.

В первом случае вся транспортная логистика сводится к задаче выбора перевозчика, которая может быть решена аналогично задаче выбора поставщика.

Во втором случае, возможно, встанет вопрос о снижении себестоимости перевозок, о выборе оптимального типа и грузоподъемности транспортного средства, а также о разработке рациональных схем и маршрутов транспортировки. Необходимость решения каждой из задач (или всей совокупности) может зависеть от количества подвижного состава и еще ряда факторов, действующих на предприятии. Однако, острее всего проблема эффективной эксплуатации транспорта встает перед третьей группой предприятий, к которым могут быть отнесены:

Перевозчик;

Экспедитор;

Транспортно-экспедиционное предприятие.

Как отмечалось выше, стоимость транспортных расходов в нашей стране непомерно высока. Не вызывает сомнения тот факт, что существуют резервы экономии затрат на транспортировку. Для того чтобы найти и вскрыть эти резервы, целесообразно изучить современное состояние транспортных компаний и определить их потенциал.

Современное состояние транспортных компаний.

В настоящее время на российском рынке доля отечественных перевозчиков в общем объеме перевозок находится, по данным АСМАП, на уровне 30-35%, что не соответствует их реальному потенциалу. Многие транспортные компании исполняют роль субподрядчиков ведущих иностранных фирм, а другие переживают кризис.

Причинами кризисного состояния многих российских транспортных предприятий стали неблагоприятные внешние условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, резкие труднопрогнозируемые изменения экономической политики правительства, инфляция, разбалансированность рынка.

Среди политических факторов, способных спровоцировать кризисное состояние предприятий, можно выделить само отношение государства к предпринимательской деятельности, т.е. проводимые им меры ограничительного или запретительного характера, политическую нестабильность в стране, тенденцию к национализации собственности и т.д.

Социокультурные факторы, включающие установки личности, жизненные ценности и традиции, также влияют на организацию. Социалистическая административно-плановая экономика выработала определенный менталитет, ориентированный на то, чтобы:

Исполнять планы и сметы, но не учиться управлять финансами;

При любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;

Тратить заработанное и полученное на то, что раньше было дефицитом или сдерживалось, поскольку многолетний вынужденный аскетизм, невысокий уровень культуры породили у руководителей тягу к расточительству, проявившуюся, как только представились подходящие условия.

Не менее важным фактором является недостаточное финансирование государством развития пауки и техники, что ведет к технологическому застою на предприятиях. Неудовлетворительная патентная защита не стимулирует предпринимателей приобретать новейшие технологии.

Однако, несмотря на то, что внешние условия одинаковы для всех отечественных предприятий, многие из них, как показывает опыт последних лет, способны развиваться в условиях рынка, особенно в свете повышения спроса на перевозки. Следовательно, причины трудностей российских предприятий транспортной отрасли кроются в них самих?

Как показали исследования, проведенные в ВШЭ России, именно внутренние факторы усугубили действие внешних факторов, в частности уровень технологий и управление предприятием. Эти факторы определяют чрезвычайно высокий уровень затрат на производство и низкий уровень качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

До сих пор известно крайне мало успешных примеров применения передовых управленческих технологий в российских компаниях, большая часть которых строит свою работу на принципах управления 30-х гг. либо вовсе обходится без систематического управления, основывая свою деятельность на власти сильных личностей.

Как следствие - «болезни» многих российских транспортных компаний:

Недостатки планирования и организации деятельности, неэффективное использование ресурсов, дублирование одних функций и отсутствие других необходимых функций;

Отсутствие четких целей в компаниях, а также механизмов донесения целей до структурных подразделений и сотрудников, что приводит к ряду нежелательных последствий, таких как потеря инициативы у менеджеров и персонала, порождение разрушительной внутренней конкуренции между структурными подразделениями компании;

Гипертрофированная роль человеческого фактора. Сюда можно отнести низкий уровень дисциплины и мотивации сотрудников, безуспешные попытки (или отсутствие таковых) применения социальных технологий в компании. Так, например, тимбилдинговая сессия может легко перерасти в обычную попойку.

Существуют и специфические транспортные проблемы компаний. Например, сегодня становится очевидным, что усиленно поощрявшаяся в предыдущие годы концентрация автомобильного парка, создание крупных автотранспортных предприятий и комбинатов не всегда являлись оправданными. Зачастую такой подход лишь способствовал укреплению транспортного монополизма в ущерб качеству транспортного обслуживания.

Существующая структура грузового автомобильного парка Российской Федерации также не отвечает требованиям рыночной экономики. В парке преобладают автомобили средней грузоподъемности (5-6 т), тогда как рыночные условия диктуют необходимость насыщения парка, с одной стороны, малотоннажными автомобилями - до 2 т (для городских и пригородных перевозок), с другой - автомобилями и автопоездами большой грузоподъемности (для междугородных и международных перевозок, а также для перевозки массовых грузов, в основном строительных и сельскохозяйственных).

Таким образом, чтобы обеспечить выживание транспортных предприятий в современных условиях и эффективно реорганизовать их управление, есть лишь один путь - обратиться к мировому опыту и тем формам и методам управления, которые стали мировыми стандартами. К таким методам, несомненно, относится логистический подход к управлению материальными, информационными и финансовыми потоками компании.

Логистические аспекты функционирования транспорта.

В последние десятилетия в экономике развитых стран произошли существенные изменения, которые затронули и Россию. В хозяйственную практику стали внедряться новые методы организации перевозок, основанные на интеграции транспорта и материально-технического снабжения, внедрении новейших информационных технологий. Таким образом, транспорт рассматривается как звено логистической цепи, что приводит к необходимости совершенствования его работы.

До недавнего времени большинство транспортных предприятий выполняло только перевозочные операции, не заботясь о предоставлении других услуг. Это было вызвано действием административно-контрольной системы управления в стране, отсутствием конкуренции и рыночных отношений. Новые экономические условия, формирование рынка транспортных услуг, появление и усиление конкуренции между предприятиями транспорта предполагают активное изучение опыта функционирования транспорта на примере стран с рыночной экономикой.

Несомненно, одним из ключевых показателей эффективности транспортной отрасли является качество транспортной услуги - совокупность свойств и характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять потребности клиентов. Понятие качества, однако, величина достаточно субъективная. Поэтому необходимо выделить ключевые показатели качества как грузовых, так и пассажирских перевозок. Но вначале следует определить, что понимается под термином «услуга» и, в частности, «транспортная услуга».

Понятие «услуга транспорта» начинает широко использоваться в практике организации и планирования работы транспорта. Существует ряд особенностей в деятельности по предоставлению услуг:

Услуги не могут накапливаться;

Качество услуги может быть оценено только после ее предоставления (услуга не может быть протестирована перед оплатой);

Каждая услуга уникальна для получателя;

Оказанная услуга не может быть заменена или видоизменена.

Под транспортной услугой понимается перевозка грузов и пассажиров, а также любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

Таким образом, к услугам транспорта могут быть отнесены:

Перевозка грузов и пассажиров;

Погрузочно-разгрузочные работы (пересадка пассажиров);

Обеспечение сохранности грузов в процессе перевозки;

Подготовка транспортных средств;

Предоставление транспортных средств на условиях аренды или проката;

Перегон (доставка) новых и отремонтированных транспортных средств и др.

Изучение спроса на грузовые перевозки показывает, что наиболее важной для потребителя является своевременность отправки и доставки грузов. Это связано прежде всего со стремлением большинства грузовладельцев к сокращению запасов как в сфере производства, так и в сфере обращения. Действительно, избыточные запасы являются причиной многих неудач в бизнесе, оказывают дестабилизирующее влияние при кризисах, а также являются тормозом на пути научно-технического прогресса. Затраты на содержание запасов составляют от 15 до 45% в год от стоимости хранимых материальных ресурсов.

Именно потребность в своевременной доставке материальных ресурсов до недавнего времени была у нас в стране наименее удовлетворенной. Характерными особенностями сложившейся системы работы транспорта стали отсутствие гарантии своевременной доставки или отправки груза, возможность отказа или неоднократного откладывания заявки на перевозку.

Таким образом, вопросы повышения качества транспортного обслуживания, несомненно, актуальны. Ошибочным является суждение о том, что предоставление качественных услуг является «дорогим удовольствием». Наоборот, невыполнение условий принятого соглашения влечет за собой дополнительные расходы материальных и трудовых ресурсов, направленные на устранение ошибок. Так, систематические срывы графика перевозок приводят в конечном счете к потере клиентов, репутации и места на рынке транспортных услуг.

К ключевым параметрам качества грузовых перевозок относят следующие:

Время от получения заказа на перевозку до доставки;

Надежность доставки;

Необходимость создания запасов;

Полнота выполнения заказа;

Удобство размещения заказа;

Объективность тарифов;

Возможность предоставления кредитов;

Эффективность переработки грузов на складах и грузовых терминалах;

Качество упаковки и т.д.

Своя специфика имеется и в отношении качества перевозки пассажиров.

К ключевым показателям качества пассажирских перевозок могут быть отнесены:

Доступность транспортной системы:

Плотность сети, км/кв. км,

Дальность подхода к остановочному пункту, км,

Расстояние между остановочными пунктами, км,

Маршрутный коэффициент,

Коэффициент пересадочности;

Уровень организации работы подвижного состава на маршруте:

Интервал движения, мин, 

Регулярность сообщения,

Средняя дальность поездки, км;

Затраты времени на передвижение, мин:

Время на подход к остановочному пункту,

Время на ожидание транспорта,

Время поездки,

Время на пересадку;

Комфортабельность транспортной системы:

Комфортабельность транспортных средств,

Коэффициент использования вместимости,

Комфорт ожидания транспортного средства.

Какой уровень качества является оптимальным? По некоторым исследованиям, при уровне обслуживания 90% и выше дальнейшее повышение качества становится невыгодным для компании. Так, при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.

Виды доставок и технологические схемы перевозки.

Как отмечалось ранее, одной из причин низкой конкурентоспособности продукции, произведенной в России, являются затраты на транспортно-экспедиционное обеспечение, величина которых в 2- 3 раза превышает уровень развитых стран.

Для снижения этих затрат доставка грузов и пассажиров зачастую выполняется с использованием различных видов транспортных средств. Основная цель такого подхода - снижение транспортных издержек, использование всех преимуществ, которые могут предоставить клиенту современные логистические технологии.

Как показывает практика, определение видов перевозки вызывает трудности у современных специалистов по логистике, как начинающих, так и более опытных. Причиной тому является неустоявшаяся терминология, когда нет нормативных документов, описывающих отличия между видами перевозок. В то же время авторы учебных пособий по логистике приводят каждый свои, зачастую противоречащие друг другу определения.

Так H. С. Усков и Н. Г. Вензик привели определение Секретариата Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в котором выработаны следующие основные понятия о видах перевозок:

I. Унимодальная (юнимодальная) перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками.

2. Интермодальная перевозка - это перевозка грузов с перевалкой между несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю транспортировку от пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта.

3. Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемую им самим.

4. Мультимодальная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной перевозке.

5. Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве путем комбинации различных видов транспорта.

Обобщающая схема, позволяющая определить основные характеристики каждого вида перевозки, приведена на (рис. 1).

Рис.1 Группировка видов международных перевозок по формам и условиям их организации.

Однако указанные определения не в полной мере используются в отечественных публикациях. Основной проблемой является то, что все эти определения используют одновременно, подменяя одно другим. Причиной этого, на наш взгляд, является смешение русского и латинского обозначения видов перевозки - смешанные перевозки в латинской транскрипции combine (комбинированные), при этом в зарубежных источниках чаще всего можно встретить multimodal (мультимодальные).

Предлагаем придерживаться наиболее общего определения смешанной перевозки, которая при выполнении определенных дополнительных условий становится интермодальной или мультимодальной.

Смешанная перевозка - транспортировка грузовой партии от пункта отправления до пункта назначения, когда в процессе перемещения используется более одного вида транспорта. Смешанная перевозка может осуществляться как при участии предприятий транспортной инфраструктуры (например, терминалов), если такие предприятия являются связующими звеньями между перевозчиками, так и без такового, когда груз последовательно передается от перевозчика к перевозчику с одного вида транспорта на другой. Посредством такой системы доставки выполняются условия «точно в срок» и «от двери до двери».

Можно выделить следующие дополнительные особенности смешанных перевозок:

1. Согласованное использование в перевозке более одного вида транспорта.

2. Перевозка организуется и осуществляется одним лицом - оператором смешанной перевозки.

3. Отношения между заказчиком и исполнителем комплексной транспортной услуги (оператором смешанной перевозки) регулируются на основе одного договора.

4. Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предполагаемое место его сдачи находятся на территории двух различных государств.

Когда речь идет об интермодальных (международных) перевозках, следует оперировать еще одним понятием - транспортный коридор.

Под термином «транспортный коридор» понимается прежде всего направление движения крупных грузопотоков, совокупность сухопутных, водных, воздушных путей и соответствующая инфраструктура. В составе инфраструктуры международных транспортных коридоров (МТК) на территории России рассматриваются постоянные устройства (инфраструктурные объекты) универсальных видов транспорта, отнесенных к МТК: железнодорожные, автомобильные и внутренние водные магистрали с их обустройством; морские порты, расположенные на границах российских участков коридоров; аэропорты гражданской авиации и транспортные терминалы, размещенные в зонах коридоров и влияющие на их работу.

При этом в состав МТК включены, как правило, наиболее оснащенные существующие магистрали и объекты, на которых концентрируются внешнеторговые и транзитные грузо- и пассажиропотоки. В соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в качестве главных критериев при выборе транспортных коммуникаций для включения в состав международных транспортных коридоров выступают:

Совпадение их с направлениями международных транспортных связей;

Хорошая техническая оснащенность транспортных коммуникаций, имеющих резервы провозной способности;

Конкурентоспособность цены перевозки на всем маршруте следования груза;

Приемлемые сроки доставки;

Безопасность перевозок;

Обеспечение интермодальных перевозок на основе логистических принципов и современной информационной базы. География европейских МТК представлена в (таб. 1).

Международные транспортные коридоры

Протяженность, км

Хельсинки - Таллин,- Рига - Калининград - Гданьск - Каунас - Варшава

Берлин - Варшава - Минск - Москва - II. Новгород

Берлин - Дрезден - Вроцлав - Катовице - Краков - Львов - Киев

Дрезден - Нюрнберг - Прага - Вена - Будапешт - Констанца - Крайова - София - Пловдив - Стамбул

Триест - Любляна - Будапешт - Львов

Гданьске - Катовице - Жилица

Река /Дунай, Германия - Австрия - Словакия - Венгрия - Румыния - Болгария - Молдова

Дупресс - Тифана - Скопье - София - Пловдив - Бургас - Варна

Хельсинки - С.-Петербург - Москва - Орел - Киев - Любасевка - Одесса

Особенности и взаимодействие различных видов транспорта.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных возможностях, разновидностях подвижного состава и т.д. Для определения сфер экономически целесообразного использования того или иного вида транспорта необходимо учитывать как общехозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

Размещение и величина производства и потребления, определяющие направление и объемы перевозок и грузопотоков;

Номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;

Состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

Размещение сети путей сообщений;

Условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;

Пропускная и провозная способность;

Техническая вооруженность;

Система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов перевозок различными видами транспорта основными показателями выступают:

Уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);

Капитальные вложения;

Скорость движения и срок доставки;

Наличие провозной и пропускной возможности;

Маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

Надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;

Гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;

Условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Рассмотрим технико-экономические особенности (ТЭО) различных видов транспорта.

Основными ТЭО железнодорожного транспорта являются:

1. Неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д.

2. Возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами.

3. Высокая провозная и пропускная способность железных дорог.

4. Возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок.

5. Независимость от сезонных факторов.

6. Сравнительно высокая скорость движения, сроки доставки грузов и пассажиров.

7. Доставка грузов и пассажиров по более короткому (в сравнении с речным транспортом) пути следования.

8. Относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок.

К недостаткам железнодорожного транспорта можно отнести следующие:

Зависимость от наличия путей сообщения;

Нецелесообразность использования ж/д транспорта при перевозке мелких партий груза;

Монополизация железнодорожного транспорта, что в ряде случаев не позволяет заключить выгодный для предприятия договор поставки.

Следует помнить, что себестоимость перевозки любым видом транспорта зависит от следующих показателей:

Мощность грузопотоков и пассажиропотоков;

Средняя дальность перевозки;

Соотношение груженого и порожнего пробега;

Техническая оснащенность линии перевозки и т.д.

Поэтому при оценке эффективности использования того или иного вида транспорта нужно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или направлениях.

Свои особенности у водного транспорта . Внутренние водные пути России являются федеральной собственностью и финансируются в основном из федерального бюджета. Внутренние водные пути РФ обеспечивают транспортное обслуживание 26 автономных республик, краев, национальных округов; 42 областей; внешнеторговых перевозок.

Особое значение внутреннему водному транспорту придают при доставке грузов в районы Крайнего Севера России. Внутренние водные пути в этом регионе зачастую являются единственными транспортными коммуникациями, по которым осуществляется 3/4 снабжения Севера. Вместе с тем экспортный и транзитный потенциал внутренних водных путей Сибири во взаимодействии с трассами Северного морского пути практически не используется.

Детальный анализ проблем, тенденций и возможностей развития транспортной логистической инфраструктуры в национальном масштабе показал, что к проблемам отрасли можно отнести:

Недостаточное финансирование внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;

Дефицит современных судов при избытке морально и физически устаревших судов;

Дефицит современных погрузочно-разгрузочных комплексов и портовых терминалов при избытке устаревшей и малоэффективной погрузочной техники в речных портах;

Низкая инвестиционная привлекательность предприятий, эксплуатирующих флот;

Недостаточное взаимодействие с другими видами транспорта, слабая организация интермодального перевозочного процесса.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Внутри страны морской флот имеет большое значение для обеспечения транспортных связей Дальнего Востока и Крайнего Севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского побережья, Камчатки, Чукотки).

По сравнению с другими видами транспорта морские перевозки имеют ряд технико-экономических особенностей (определяющих в отдельных случаях их преимущества):

1. Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России.

2. Сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов).

3. Практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ.

4. Сравнительно малый расход топлива, небольшие затраты энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны.

5. При перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.

Термин «транспортная логистика» введен на первом в этой сфере деятельности Европейском Конгрессе, состоявшемся в Берлине в 1974 г. Здесь же было дано и определение данного понятия. Согласно документам, принятым на Конгрессе, транспортная логистика является наукой, осуществляющей планирование, управление, а также контроль над движением информационных, финансовых и материальных ресурсов, которые являются звеньями различных систем.

Актуальность темы

Существующие проблемы транспортной логистики требуют решения в связи с постоянной необходимостью в существовании каналов снабжения сырьем и полуфабрикатами, а также распределения произведенной продукции.

Наиболее ответственным вопросом при этом является принятие решения об определении пути движения товара. Это самая острая проблема, с которой приходится сталкиваться при доставке продукции на рынок сбыта. Актуальность данного вопроса подтверждается тем, что практически половина всех произведенных на логистику затрат приходится на транспортные издержки.

Распространенность

Транспортная логистика не ограничивается рамками одного государства. На сегодняшний день она пересекла границы многих стран. Так, в Европе, в пределах ЕЭС, созданы и работают трансконтинентальные системы транспортной логистики. Существуют подобные разработки и межнационального типа. Примером тому может послужить логистическая система объединенного европейского пространства.

При этом в транспортной политике стран ЕЭС данный вид коммуникаций является структурно-технологической частью экономики не только каждого отдельного государства. Он распространяется на все сообщество в целом. Это связано с тем, что транспортная логистика высококачественно и эффективно удовлетворяет существующие потребности в перевозках. При этом она ставит на первый план задачу доставки в точно оговоренные сроки.

Основное понятие и сущность логистики

Данный термин имеет множество разнообразных трактовок. В ряде определений логистики имеет место ее оперативно-финансовый аспект. При этом считается, что данная наука связана с той деятельностью в хозяйственном обороте, которая происходит с момента внесения поставщику требуемой суммы по договору поставки, до того времени, когда потребитель оплатит счета за перевозку ему груза.

Конечно, данное выше определение логистики вполне справедливо. Однако оно не учитывает один из важнейших аспектов данной дисциплины, касающийся ее возможности оказывать влияние на стратегию компании и на ее конечные цели, связанные с влиянием на рынке.

Эта сущность транспортной логистики находит свое отражение в определениях, указывающих на управленческий и экономический аспект данного термина.

Различают:

  • закупочную логистику, связанную с обеспечением производственных процессов различными ресурсами;
  • производственную логистику;
  • сбытовую или маркетинговую;
  • транспортную, являющуюся составной частью каждого из вышеперечисленных видов.

Основы транспортной логистики рассматриваются с учетом существующего информационного потока, который включает в себя сбор данных о товаре, его обработке и передаче. Однако полученные данные не являются конечной целью данной дисциплины. Они требуют обработки, в результате которой выдается готовая информация. Таким образом, в логистике имеет место определенная подсистема, называемая компьютерной. Она является основой всех дальнейших разработок. Управление транспортной логистикой при этом осуществляется в виде выбора лучшего решения из всех имеющихся.

Основной функцией работ по определению схем передвижения грузов является доставка продукции с помощью автомобильного, железнодорожного или иного средства по определенной технологии. Данные поставки включают в себя экспедирование и грузопереработку, упаковку и страхование рисков, передачу прав на груз и таможенные процедуры и т. д.

Все транспортные предприятия, работающие в условиях развивающейся рыночной экономики, должны быть настроены на получение весомого экономического результата в рамках логистической цепи. Для решения данной задачи имеются различные факторы, такие как:

  • усиление конкурентной борьбы между различными видами подвижного состава и предприятиями;
  • сформировавшийся рынок, на котором оказываются транспортные услуги;
  • повышение требования к качеству и тарифам со стороны потребителей и т. д.

Весь процесс транспортной логистики включает в себя множество звеньев. Начинается он с поставщиков материалов и сырья, охватывает различных посредников и заканчивается потребителями перевозимых грузов. При этом возникает единая технологическая цепь, в которой транспорт служит частью единого экономического процесса.

Перемещение грузов

Изменение местонахождения готовой продукции, а также сырья и материалов должно происходить с учетом принципа экономичности, который подразумевает сокращение временных и стоимостных затрат. Перемещение грузов должно быть выгодно в финансовом плане, так как на это затрачиваются время и деньги.

Транспортная логистика должна строиться на концепциях сокращения запасов как на складах, так и в пути, ведь они «связывают капитал», ограничивая использование товарных и материальных ресурсов. При этом значительно возрастает значимость временного фактора.

Транспортировка грузов невозможна и без финансовых ресурсов. Они находят выражение во внутренних расходах на перевозку собственным подвижным составом. Вложение финансовых ресурсов осуществляется и на аренду общественного или коммерческого транспорта. В данном случае речь идет о внешних расходах.

Таким образом, перемещение грузов является той функцией транспортировки, которая определяет главную цель всего процесса. При этом доставка товаров к месту назначения должна происходить максимально быстро, с меньшими финансовыми затратами и с минимальным ущербом для экологии.

При разработке логистической схемы необходимо также сводить к минимуму порчу и потерю грузов. Одновременно с этим должны выполняться требования заказчиков о своевременности доставки и предоставлении информации о нахождениях товара в пути.

Хранение грузов

Это одна из функций транспортировки, необходимая для экономии денежных средств на повторную перегрузку и выгрузку. Также ее использование необходимо при недостаточных объемах складских помещений или изменениях ранее разработанных маршрутов следования. Однако стоит иметь в виду, что данная процедура увеличивает время нахождения груза в пути. Разумеется, использовать транспортные средства для хранения грузов недешево. Однако такой прием порой вполне оправдан с точки зрения общих затрат.

Разновидность подвижного состава

Значительная часть движения материальных потоков от первичного места нахождения сырья до конечного потребителя ресурса осуществляется при участии разнообразных транспортных средств. Затраты на эти операции находятся в пределах пятидесяти процентов от всех расходов на логистику. Выделяются такие группы транспорта:

  1. Общего пользования. Этот транспорт обслуживает население и сферу обращения, входя в ту отрасль народного хозяйства, которая призвана удовлетворять потребности всех имеющихся в государстве экономических сфер. Транспортом общего пользования считается водный, железнодорожный, трубопроводный и автомобильный подвижной состав.
  2. Необщего пользования. Это группа, в которую входит внутрипроизводственный транспорт, а также тот подвижной состав, который является собственностью нетранспортных хозяйств. Такие средства необщего пользования являются частью производственных систем и должны быть органично в них вписаны. Следовательно, в задачи транспортной логистики на предприятии входит организация работы такого подвижного состава. При этом разработанная схема должна быть «подвязана» к решению производственных вопросов, касающихся закупок и распределения.

Задачи, решаемые транспортной логистикой

При разработке схемы доставки товара необходимо учесть множество факторов. Что же входит в основные задачи транспортной логистики? Разработка схемы перемещения грузов осуществляется при:

  • выборе того или иного вида транспортных средств;
  • совместном планировании доставки груза с производственным и складским процессом;
  • определении наиболее рациональных маршрутов доставки;
  • обеспечении единства транспортно-складского процесса;
  • совместном планировании перевозок на различных видах подвижного состава.

Порой в транспортной логистике приходится решать специфические задачи. Они возникают в тех случаях, когда объемы работ по перевозке грузов выделяются в самостоятельный массив. Это происходит при функционировании транспорта общего пользования, а порой и необщего назначения. В таком случае перевозки выделяются в одну большую и самостоятельную сферу.

К таким специфическим задачам относятся:

  • создание транспортных цепей и коридоров, входящих в единую систему;
  • планирование совместных процессов при смешанных перевозках;
  • соблюдение единства транспортного и складского процессов;
  • выбор наиболее целесообразного транспортного средства;
  • определение максимально рациональных маршрутов.

Основной принцип логистики

При разработке маршрутов грузоперевозок происходит соединение технических, экономических и технологических сфер деятельности хозяйствующих субъектов. Зная основы транспортной логистики, можно решить непростые задачи и достичь сложнейших целей. При этом имеется гарантия непрерывности технологических и экономических процессов. Одновременно логистическая система придерживается своего главного принципа, который заключается в приведении к минимуму транспортировочных расходов.

Самым эффективным способом, позволяющим достичь финансовой экономии, является увеличение дальности и объемов грузоперевозки. Снижение денежных затрат за счет первого фактора происходит в связи с тем, что на больших маршрутах единица расстояния несколько дешевле в части использования подвижного состава. И все это должна учесть транспортная логистика. Пример такого подхода можно привести достаточно простой. Так, доставка одной партии товара на 2000 км обойдется значительно дешевле, чем грузоперевозки двух партий на 1000 км. Что касается объема товара, то его большие значения снижают затраты на перевозку единицы. Причем для этого понадобятся более мощные транспортные средства (железнодорожные или водные). Их использование дешевле, чем воздушных или автомобильных.

Выбор транспорта

Поиск подходящего подвижного состава не может не учитывать описанный выше принцип логистической системы. Транспортировка товара должна максимально приближаться к каждому из них, но не стоит забывать в то же время и о предпочтениях заказчика.

Расходы на подвижной состав следует рассчитать так, чтобы они были оптимальными. Это позволит снизить стоимость общих издержек логистической системы. Достигнуть такого положения дел можно при установлении равенства между качеством грузоперевозки и расходами на используемый подвижной состав.

Выбор транспортного средства должен опираться на его соответствие определенным критериям. При этом необходима аренда такого подвижного состава, который обладал бы набором определенных свойств. Критериев для выбора того или иного транспортного средства существует множество. Однако самыми популярными из них являются:

  • вместимость;
  • грузоподъемность;
  • возможность сохранности продукции;
  • экономия финансовых вложений на перевозках.

При этом при составлении логистических схем должны решаться и другие задачи. В их перечень входит создание, а также поддержание необходимого уровня запасов, выбор упаковочного материала и т. д.

Организация транспортной логистики начинается с подбора информации о характерных особенностях того или иного подвижного состава. Так, основным преимуществом автомобильного транспорта является его высокая маневренность. Использование этого средства перемещения позволяет производить доставку груза с максимально высокой степенью точности и «от дверей до дверей». При помощи данного вида транспорта обеспечивается регулярность поставок, возникают менее жесткие требования к качеству упаковки товара. К недостаткам автомобильных перевозок можно отнести их высокую себестоимость, срочность разгрузки, вероятность хищения груза, малую грузоподъемность и риск угона.

При помощи железнодорожного транспорта товар можно возить различными партиями при любых погодных условиях. Этот подвижной состав для логистической схемы подбирается в том случае, когда груз нужно доставлять регулярно и на большие расстояния. При этом железнодорожный транспорт отличается сравнительно низкой себестоимостью и возможностью эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ.

Какой подвижной состав логистика предпочитает выбирать для международных перевозок? Для них наиболее подходящим является морской транспорт. Он обладает низкими грузовыми тарифами и достаточно высокой провозной способностью. К недостаткам морского транспорта можно отнести его очень низкую скорость, нерегулярность отправок, а также жесткие требования, предъявляемые к упаковке и креплению грузов.

При разработке логистической схемы могут быть использованы и воздушные суда. Они позволят доставить груз с высокой скоростью в самые удаленные районы. Однако стоимость таких перевозок достаточно высока и зависит от сложившихся метеоусловий.

Нередко из всех видов транспорта логистика выбирает внутренний водный. Это самый дешевый подвижной состав, который используется для перевозки грузов. Однако выбор на водный транспорт падает только тогда, когда не требуется высокая скорость доставки товара, и склад потребителя находится вблизи существующих водных путей.

Основные задачи в производственной сфере

Транспортная логистика на предприятии решает ряд проблем, связанных с его бесперебойным функционированием. При этом работа ведется над задачами, в которые входят:

  1. Разработка транспортных сетей и коридоров. Первый вид маршрутов связан с перевозкой грузов между различными населенными пунктами одного района или регионами в масштабе страны. Транспортные коридоры – это сгруппированные определенным образом транспортные сети.
  2. Выбор склада. Это не менее важная задача. Транспортно-складская логистика определяет точки, где можно будет поместить груз по разработанному маршруту его перемещения. К примеру, это может быть доставка до склада предприятия после проведения таможенных операций.
  3. Выбор вида подвижного состава. Решение данной задачи невозможно без взаимосвязи с такими факторами, как уровень запасов, выбор упаковки и т. д. Оптимальное транспортное средство для той или иной перевозки выбирается исходя из анализа характеристик существующего подвижного состава. При разработке логистической схемы затраты на перевозку должны быть минимизированы. Данный фактор оказывает существенное влияние и на выбор субподрядчиков, с которыми обеспечивается сотрудничество на каждом этапе транспортировки.
  4. Определение оптимальных маршрутов доставки. Пути грузоперевозок определяются логистами предприятия с учетом решения всех вышеперечисленных задач. При этом должны быть выполнены условия безопасности и скорости.

Дальнейшие пути развития

Без преувеличения можно сказать, что логистика служит великолепной предпосылкой к экономическому росту всех государств на нашей планете. В Европе и США затраты на разработку транспортных схем находятся в пределах 7,8% и 8,6% от ВВП соответственно.

Рынок логистических услуг на Западе сформировался еще в 90-е годы прошлого столетия. При этом специалисты отмечают его ежегодный рост на 16-22%. Наибольшее развитие транспортной логистики фиксируется в США. Так, в 2004 г. емкость данного рынка составила 89,4 млрд. долларов. В этом сегменте лидерство принадлежит экспедиторам, организующим международные грузоперевозки.

Совершенствование транспортной логистики в России происходит не такими бурными темпами. Наша страна начала испытывать необходимость в данном сегменте только в период перехода к рыночной экономике. Однако на развитии логистических услуг, как и многих других нововведений, сказываются политическая обстановка, уровень технологического развития и многие другие факторы.

На сегодняшний день, несмотря на многочисленные проблемы и трудности, в России существуют определенные предпосылки, которые способствуют развитию логистических цепей. Одни из них – научно-технические, выражающиеся в начавшейся подготовке квалифицированных специалистов. Для развития логистики имеются и технические предпосылки. Это технологические объекты территориальных, отраслевых и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции.

Эти предпосылки закладывают фундамент для создания и укрепления логистического стержня, который способствовал бы управлению всеми сферами экономики и управления в целом.

Глобализация экономики сопровождается небывалыми ранее темпами роста торговли. Мировой объем экспорта за 50 лет вырос в 10 раз и продолжает увеличиваться более высокими темпами, чем ВВП. Ежедневный объем валютных операций превышает $1,5 трлн против $15 млрд в 1973 году. В этих условиях максимально возрастает значение мировой транспортной сети. Транспорт служит материальной базой производственных связей между отдельными территориями, выступает как фактор, организующий мировое экономическое пространство и обеспечивающий дальнейшее географическое разделение труда.

В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг. Значительная часть ЛО на пути движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50 % от суммы общих затрат на логистику. Этим определяется важность оптимизации движения МП на этапе транспортировки.

Транспортная решает следующие основные задачи:

  • создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
  • совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
  • обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
  • выбор вида и типа транспортного средства;
  • определение рациональных маршрутов доставки.

Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта для конкретной перевозки является информация:

  • о характерных особенностях различных видов транспорта, их плюсы и минусы;
  • о других задачах логистики, связанных с транспортировкой продукции, таких, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.

Выделяют шесть основных факторов выбора вида транспорта:

  • время доставки;
  • частота отправлений груза;
  • надежность соблюдения графика доставки;
  • способность перевозить разные грузы;
  • способность доставить груз в любую точку территории;
  • стоимость перевозки.

Автомобильный транспорт. Сфера применения автомобильного транспорта в России – внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Преимущества: высокая маневренность и оперативность; регулярность поставки; менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами.

Недостатки: сравнительно высокая себестоимость перевозок (по максимальной грузоподъемности автомобиля); срочность разгрузки; возможность хищения груза; возможность угона автотранспорта; сравнительно малая грузоподъемность.

Железнодорожный транспорт. В условиях России ж/д транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков. Преимущества: сравнительно невысокая себестоимость перевозки; хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; возможность доставки груза на большие расстояния; регулярность перевозок; возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ. Недостатки: невысокая маневренность.

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от метеоусловий.

Внутренний водный транспорт. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Преимущество: низкие грузовые тарифы, при перевозках грузов весом более 100 тонн на расстояние более 250 км этот вид транспорта самый дешевый.

Недостатки: малая скорость доставки; низкая доступность в географическом плане из-за ограничений, которые накладывает конфигурация водных путей; сезонность.

Воздушный транспорт. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Преимущества: высокая скорость; возможность доставки в отдаленные районы.

Недостатки: высокие грузовые тарифы; зависимость от метеоусловий, что снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт предназначен для перекачки газа, нефти и нефтепродуктов. Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры: газ, нефть и нефтепродукты.

Преимущества: высокая скорость доставки; наиболее экономически выгодный способ транспортировки нефти и газа. Недостатки: узкая специализация; частые аварийные ситуации по причинам нарушений безопасности трубопроводов, хищений цветных металлов, оборудования с вдольтрассовых сооружений; несанкционированных врезок в трубопроводы; диверсионных актов; повышенная опасность экологических и социальных последствий возможных отказов и аварий: возгорания, взрывы, загрязнение природной среды, большая угроза населению, потери из-за хищений посредством несанкционированных врезок в нефтепроводы; наукоемкость и капиталоемкость диагностики дефектов, ремонт, модернизации оборудования, реконструкции и строительства новых трубопроводов.

Промышленные фирмы, доверившие часть своих функций транспортным предприятиям, специализируются на основной своей деятельности для повышения ее эффективности и готовы оплачивать квалифицированные услуги сторонних фирм по выполнению ряда ЛФ. Промышленные фирмы видят в этом процессе свою основную выгоду – снижение суммарных затрат и особенно сокращение фонда заработной платы. Кроме того, наряду с чисто экономическими факторами грузовладельцы получают более высокую степень свободы маневра. Так, повышение коммерческой гибкости очень ценно для отраслей, работающих на распределенных по большим территориям рынках и несущих потери от несвоевременного переключения товарных потоков в соответствии с колебаниями спроса.

Подробный ответ на вопрос что такое транспортная логистика, а также полная информация об ее задачах, особенностях, видах, функциях и преимуществах и недостатках отдельно взятых видов транспорта, которые задействуются в этом виде логистики.

Что такое транспортная логистика простыми словами

Транспортная логистика – это один из самых востребованных видов , задача которой – организация доставки (грузоперевозки) товаров или продукции. Речь идет о перемещении грузов, например, из склада производителя на склад магазина или другой компании. Сюда входят и внутренние перемещения.

Все основные операции выполняются с помощью наземного, воздушного или водного транспорта.

Транспортную логистику следует рассматривать с нескольких позиций:

  • Организации процессов грузоперевозок и транспортировки товаров или продукции.
  • Эффективности используемого транспорта.
  • С точки зрения клиентов (заказчиков).

Этот вид логистики строится на 6 основных этапах:

  • Выбор подходящего транспорта.
  • Расчеты расходов на перевозку.
  • Подготовка документов.
  • Транспортировка.
  • Разгрузка.

С помощью транспортной логистики можно перемещать грузы внутри предприятия, доставлять их на склады компаний-заказчиков, находящихся в разных регионах страны или за рубежом.

«Я слышала очень много определений транспортной логистики, но самая наиболее подходящая, которая отображает эту сферу деятельности, я считаю, что это организация доставки груза от момента погрузки автомобиля до момента его выгрузки. Также это загрузка необходимого количества и качества, в указанное время, сроки, и доставка его в указанное время и сроки по оптимальной цене, так как минимальная цена – это не всегда качественно выполненная услуга.»

Светлана Кощий – директор транспортно-экспедиционной компании «Ибис»

Основные и важные задачи транспортной логистики

Как уже стало понятно, транспортная логистика отвечает за организацию своевременной доставки грузов при минимальных финансовых и временных затратах. То есть это основные задачи, которые решает такой вид логистики.

Однако, чтобы достигнуть желаемого результатов, выраженных все в тех же минимизациях затрат, нужно выполнить несколько обязательных действий:

  • Проанализировать надежность пунктов доставки.
  • Проанализировать груз (его свойства, особенности, требования к транспортировке и т. д.).
  • Определить наиболее подходящий вид транспорта (наземный, воздушный, водный).
  • Выбрать перевозчика (транспортную компанию).
  • Определить менее затратный по времени маршрут грузоперевозки.
  • Обеспечить контроль груза во время его транспортировки.
  • Оптимизировать все процессы, от которых зависит качество и скорость перевозки.

Стоит внести ясность в некоторые пункты.

Анализ пункта доставки надо проводить для того, чтобы определить какое количество и какие виды транспорта придется задействовать для перевозки груза и есть ли необходимость в промежуточных пунктах.

Анализ груза также нужен для определения подходящего транспорта. Учитывать надо его вес, габариты, хрупкость, требования к хранению, безопасность и другие параметры.

Выбирать транспорт нужно опираясь на данные, полученные из предыдущих анализов. Обращать внимание также надо на скорость доставки и ее стоимость, так как у разного вида транспорта разные технические возможности, от которых зависит качество и время транспортировки.

Если у компании нет собственного автомобильного парка, то целесообразно обратиться в транспортную компанию. При этом надо рассматривать сразу несколько вариантов, из которых выбрать наиболее подходящий по качеству и цене.

Логисты, в свою очередь, определяют точку A, точку B, и потом продумывают оптимальный маршрут движения транспорта.

Основы транспортной логистики и ее функции

Теперь стоит перечислить основы и главные функции описываемого вида логистики, чтобы закрепить полученную выше информацию.

Транспортная логистика включает в себя сразу несколько деятельностей:

  1. Прогнозирование и организация транспортировки груза.
  2. Оформление договоров и других документов на перемещение товаров или продукции к конечному заказчику.
  3. Юридическое обслуживание, включающее в себя сопровождение всех операций по грузоперевозке.
  4. Расчет финансовых затрат на транспортировку.
  5. Планирование оптимальных путей следования транспорта.
  6. Упаковка груза.
  7. Погрузочно-разгрузочные работы.
  8. Складирование груза ().
  9. Информационное сопровождение всех процессов.
  10. Таможенные и страховые услуги.

Виды транспортной логистики и грузоперевозок

Транспортная логистика бывает только двух видов:

  1. Внутренней – перемещение грузов между филиалами одной компании или предприятия.
  2. Внешней – доставка грузов (например, продукции) от производителя к потребителю.

А транспортные грузоперевозки можно разделить на:

  • Унимодальные – перевозка осуществляется одним транспортом.
  • Мультимодальные – задействуется сразу несколько видов транспортных средств (в случае международных грузоперевозок) одной компании.
  • Интермодальные – доставка проводится с использованием нескольких видов транспорта, которые организует один оператор и несколько перевозчиков.
  • Смешанные – доставка груза одним транспортом до места его погрузки в другой транспорт.
  • Комбинированные – практически то же самое, что и смешанные, только здесь задействуется более двух видов транспорта.

Преимущества и недостатки разных видов транспорта в логистике

Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Наземный (автомобили)

Оптимальная цена

Мобильность

Высокая скорость

Доступность для большинства бизнесов

Возможность перевозки мелких партий груза

Большой выбор транспортных компаний

Минимальные требования к упаковке груза

Низкая грузоподъемность

Зависимость от погодных и дорожных условий

Дорогостоящее обслуживание

Высокий риск кражи груза

Крайне дорогие зарубежные перевозки

Необходима высокая скорость погрузочных и разгрузочных работ

Наземный (железнодорожные составы, поезда)

Высокая грузоподъемность

Стабильность частых перевозок

Нет зависимости от погодных условий

Высокая скорость доставки

Низкая себестоимость

Минимальная мобильность

Водный (межконтинентальные перевозки)

Практически неограниченная грузоподъемность

Минимальные финансовые затраты

Надежность, безопасность и сохранность груза

Медленная перевозка

Географические ограничения перевозок

Низкая регулярность отправлений

Серьезные требования к упаковке груза

Воздушный

Высокая скорость доставки

Высокая грузоподъемность

Мобильность

Короткие маршруты

Высокая стоимость

Зависит от погодных условий

Какие документы используются в транспортной логистике

Самый главный документ это, конечно же, договор между грузоперевозчиком и отправителем груза. Условия этого документа практически одинаковые во всех случаях: одна сторона обязуется в установленные сроки и в сохранности доставить груз в конечный пункт, вторая – оплатить услуги согласно тарифу.

Для самой перевозки груза понадобится:

  • Накладная на груз
  • Доверенность на перевозку
  • Счет-фактура поставщика
  • Сводные ведомости

Проблемы и перспективы развития транспортной логистики в РФ

Трудности развития транспортной логистики в России связаны с отсутствием тщательно проработанных проектов в этой сфере. То есть, нет четких правил, которые бы регулировали отдельные подразделения конкретно взятого предприятия или компании.

Так как обязанности распределяются неверно, то один специалист может выполнять сразу несколько работ по логистике, не являясь профессионалом отрасли и не имеющий должных знаний. Такое происходит из-за нежелания руководителей «раздувать» штат компании.

Однако нельзя сказать, что транспортная логистика в России не развивается. Развитие есть, но оно существенно отстает от остального мира. То есть темпы очень медленные. Вызвано это следующими факторами:

  • Регулярная нестабильность экономической ситуации внутри страны и на мировом рынке.
  • Минимальное количество предприятий, специализирующихся на производстве упаковки.
  • Неудовлетворительное состояние дорог.
  • Плохая производственно-техническая база.

При нормализации всех перечисленных факторов темпы развития логистики в России смогут увеличиться и приблизиться к мировому уровню.