Планирование качества на примере организации учебного процесса. Управление качеством образования материал на тему
Планирование обучения
Как свидетельствует рис. 1.1, планирование обучения является центральным элементом процесса обучения. План обучения -- это систематическое заключение о том, какое обучение должно быть проведено, каким способом, что должно быть получено в результате и как оценено. План может касаться всей организации или отдельных ее частей. В любом случае он будет содержать информацию по следующим разделам:
Рисунок - 1.1 Ключевая роль планирования обучения
Цели программы обучения -- основное положение, обозначающее, какую цель преследует та или иная программа обучения (например, «цель данной программы -- повысить навыки делегирования полномочий и постановки приоритетов руководителями отделов»).
Целевая аудитория -- те, для кого проводится обучение (например, «все руководители 4-го класса и другой руководящий персонал, ответственный за производство»).
Размер целевой аудитории -- планируемое количество участников.
Оценка программы -- положения об оценке результатов обучения в плане достигнутых показателей и влияния обучения на организационную деятельность.
Административные вопросы и стоимость -- план-график программ обучения, местоположение, освобождение сотрудников от постоянных обязанностей во время обучения, расходы и стоимость.
Обучающий персонал -- определение тех, кто будет заниматься обучением. В зависимости от обстоятельств это могут быть как определенные преподаватели и специалисты, так и персонал, занимающий различные должности в организации. Также при необходимости можно нанять внешних консультантов (например: обучение вне рабочего времени может проводиться сторонними консультантами; по возвращении к обязанностям работников может консультировать их непосредственный руководитель; а за обучением самих руководителей может отвечать главный специалист по обучению).
Методы обучения персонала
Опишем методы профессионального обучения на рабочем месте. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постановкой задачи на рабочем месте (табл. 1.3).
Таблица 1.3- Методы обучения персонала на рабочем месте
Методы обучения |
||
Направленное приобретение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
|
Производственный инструктаж. |
Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой |
|
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов) |
|
Использование работников в качестве ассистентов, стажеров |
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
|
Наставничество |
Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы наставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то делает и возникает необходимость в исправлении такого положения вещей. Метод может практиковаться как систематический |
|
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач |
|
Делегирование |
Часть ответственности передается ниже стоящему должностному лицу. |
|
Метод умножающих задач |
Использование учебных методик, инструкций. |
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл.1.4).
Остановимся на подробной характеристике последнего метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно возросло значение методов обучения квалифицированных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружка качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо учебы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. Кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вместо учебы» на передний план выставляет элементы обучения квалифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способов общения.
Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится:
Опытное или эмпирическое обучение -- обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
Таблица 1.4. - Методы обучения персонала вне рабочего места
Методы обучения |
Характерные особенности метода |
|
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения, используется для изложения теоретических и методических знаний, практического опыта |
|
Программированные курсы обучения |
Более активный метод обучения, эффективен для получения теоретических знаний |
|
Конференции, семинары, беседы «за круглым столом», экскурсии, дискуссии, встречи с руководством |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях |
|
Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики |
Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволяет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие творчества в процессах принятия решений |
|
Деловые игры |
Обучение манере вести себя в различных производственных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения |
|
Ежедневное обучение, в ходе которого один инструктирует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстрации и практической работы в целях повышения эффективности деятельности |
||
Самостоятельное обучение |
Наиболее простой вид обучения, для которого не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания |
|
Методы решения производственно-экономических проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.) |
|
Кружок качества («вместо учебы»), рабочая группа |
Молодые специалисты разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией, объединившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству организации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений |
Демонстрация и практика под руководством -- обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, но под его руководством;
Программируемое обучение -- книга или машина, которая «ведет» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов;
Обучение с помощью компьютера -- собственно программируемое обучение путем взаимодействия с компьютером, использование сети Интернет;
Обучение действием - обучение в ходе выполнения действий, например участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.
Говоря об экономической и социальной эффективности обучений квалифицированных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров является эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе, ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошибками в найме рабочей силы. Поскольку определение результатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, сопряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повышение профессионального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и возможностях самореализации.
Положительные стороны методов обучения на рабочем месте:
1. Метод направленного приобретения опыта планирует обучение на рабочем месте, по составленному плану идет систематическое обучение персонала, то есть по определенной программе.
2. Производственный инструктаж, она предназначена для введения в специальность, то есть новый работник ознакамливается с порядком работы на данном предприятии.
3. Смена рабочего места позволяет расширить кругозор работника.
4. Использование работников в качестве ассистентов, стажеров этот метод позволяет передать опыт от донного работника к другому.
5. Наставничество, большой плюс этого метода - контроль за развитием работника.
6. Подготовка в проектных группах, в таких группах работники заимствуют друг у друга знания и сведения.
Отрицательные стороны методов обучения на рабочем месте:
1. Метод направленного приобретение опыта, этот метод предполагает составление индивидуального плана, которая в свою очередь занимает много времени.
2. Производственный инструктаж, метод не является эффективным способом обучения персонала, она может быть как приложение к основному методу.
3. Смена рабочего места, может вызвать сбой в процессе производства.
4. Использование работников в качестве ассистентов, отвлекает работников от работы.
Положительные стороны методов обучения персонала вне рабочего мета.
1. Программированные курсы обучения, такой метод эффективен для изучения теоретической части работы.
2. Конференции, семинары способствуют закрепить теоретические знания.
3. Метод обучения руководящих кадров эффективен для подготовки руководящих кадров.
4. Деловые игры, дает навыки необходимые для проведения переговоров, поведение в различных производственных ситуациях.
5. Тренинг, эффективность заключается в использовании интенсивного обучения.
Отрицательные стороны:
1. Самостоятельное обучение, не эффективный метод обучения персонала так как работник не заинтересован процессом обучения.
2. Метод решения производственно-экономических проблем, не полностью охватывает реальную ситуацию.
Департамент образования Пермской области
Пермский областной институт повышения квалификации
работников образования
Кафедра охраны здоровья
детей и подростков
Выпускная квалификационная работа
Тема: «Планирование и организация занятий в школе
по ОБЖ 5-11 классы»
Пермь, 2008
1. Введение |
||||||||||
2. Планирование учебного процесса |
||||||||||
3. Организация и проведение учебно-воспитательной работы |
||||||||||
4. Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний |
||||||||||
5. Общение в процессе обучения |
||||||||||
6. Основные методы и формы обучения и воспитания |
||||||||||
7. Формы контроля и оценки знаний, навыков и умений обучаемых |
||||||||||
8. Оценка приобретенных практических навыков |
||||||||||
9. Техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса |
||||||||||
10. Таблица 1. Содержание комплексного календарного плана |
||||||||||
11. Таблица 2. Тематический план изучения курса «ОБЖ» |
||||||||||
12. Таблица 3. Способы восприятия |
||||||||||
13. Таблица 4. Общение с «трудными» обучаемыми |
||||||||||
14. Список используемой литературы |
ВВЕДЕНИЕ
Планирование является важнейшим элементом образовательной деятельности школы, поэтому от продуманности и целесообразности работы преподавателя-организатора ОБЖ (как правило, совмещающего и обязанности начальника штаба гражданской обороны) зависит качество учебно-воспитательной работы и безопасности всего школьного коллектива.
Процесс разработки планов по ОБЖ осложняется тем, что вся система образовательной деятельности в школах сегодня находится в динамичном развитии. Видоизменяются не только формы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, но и ее содержание.
В новой реальности предмет ОБЖ является актуальной областью образования и может существовать только в целостной системе безопасности: техногенной, экологической, политической, социальной, военной, экономической, информационной и других. В этом состоит его гуманистическая значимость – обеспечить обучение, формирование духовно-нравственных устоев, морально-психологических качеств и гражданской направленности, а также помочь выжить человеку в условиях нарастающего кризиса цивилизации.
Такая особенность предмета позволяет, с одной стороны, вложить в него проверенные традиционные формы учебно-воспитательной деятельности, с другой – открывает простор для инноваций.
Планирование учебного процесса
Достижение высоких результатов в подготовке учащихся по курсу ОБЖ во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.
Правильное планирование обеспечивает:
− необходимое направление, структуру и качество обучения;
− рациональное распределение времени на темы учебного материала;
− логичную организацию практических навыков и умений;
− продуманное использование учебных пособий, технических средств обучения и оборудования.
Перед планирование следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.
Прежде всего, анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.
При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы:
− законы Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации;
− сайты Министерства обороны Российской Феде рации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации;
− правила поведения в экстремальных ситуациях;
− данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системах «Рамблер»);
− методические разработки учебных заведений.
Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей.
Проделав подготовительную работу и решив вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.
− При составлении планов следует учитывать:
− общую продолжительность курса;
− организацию подачи материала (от простого к сложному, объединение связанных между собой вопросов и т. д.);
− время, отводимое для изучения каждой темы;
− время, необходимое для повторения, закрепления и систематизации знаний, навыков и умений;
− уровень подготовки обучаемых и сложность тем при определении вида занятия;
− методы оценки.
Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.
На учебный год составляется комплексный календарный план, в котором определяются основные направления работы. Как правило, этот план содержит разделы: учебная работа, методическая работа, внеклассная и внешкольная работа, работа по совершенствованию учебно-материальной базы. Примерное содержание комплексного календарного плана приводится в таблице 1 .
В тематическом плане производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, а также устанавливаются формы контроля за качеством подготовки обучаемых. Один из вариантов структуры указанного плана представлен в таблице 2 .
Занятия являются наиболее важной частью учебного процесса. Именно на них обучаемые получают необходимые теоретические знания и практические навыки и умения. Большое значение для качественного проведения занятий имеет подготовка к ним как преподавателя, так и учащихся, а также планирование урока.
Подготовка преподавателя должна быть заблаговременной и всесторонней. Для этого ему необходимо:
− определить и изучить необходимую учебную и методическую литературу;
− подобрать и подготовить место проведения занятия и необходимое материальное обеспечение;
− при необходимости практически отработать те действия и приемы, которые следует показать учащимся;
− составить план или план-конспект проведения занятия.
− При определении последовательности изложения учебного материала необходимо, чтобы выполнялось одно из основных требований обучения - от простого к сложному, от частного к общему.
Алгоритмы планирования. Допускается широкий спектр возможностей в построении планов учебно-воспитательной работы школы.
Для этого целесообразно действовать по следующему алгоритму:
1. Используя материалы предыдущего учебного года, разрабатывать новый вариант Учебного тематического плана (не глубже изучаемых разделов) и Плана мероприятий по ОБЖ для всей школы, который может входить составной частью в общешкольный план учебно-воспитательной работы.
2. Опираясь на перспективные планы Комитета образования и Центра военно-патриотического и гражданского воспитания, разработать детальный проект Плана мероприятий школы по основам безопасности жизнедеятельности на год.
3. Помочь другим преподавателям, ведущим ОБЖ, сформулировать педагогические и воспитательные цели, определить последовательность изучения тем и содержание уроков, с детализацией до учебного вопроса (урока).
4. Проанализировать и раздать педагогам смежных дисциплин дидактический материал предмета.
6. Синхронизировать смежные темы своего плана с поурочными планами других предметов, согласовать это с расписанием занятий.
7. Спланировать резерв времени для подготовки к выполнению ожидаемых оперативных указаний.
8. Обсудить с взаимодействующими преподавателями использование оборудования, наглядной агитации, помещений для проведения занятий.
9. Подготовить для заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе предложения для его Плана внеклассной работы, касающейся культурных и спортивных мероприятий военно-патриотической и гражданской направленности.
10. На основе предложений, одобренных педсоветом, директор школы принимает собственное решение, оформленное в виде приказа «Об организации подготовки учащихся по ЛБЖ».
Таким образом, под планированием учебно-воспитательной работы по ОБЖ надо понимать детальную разработку содержания, последовательности действий и распределения усилий по организационно-методическому, нормативно-информационному и материально-техническому обеспечению занятий на основе принятого директором школы решения.
Для всех возрастных групп целесообразно придерживаться следующих формулировок воспитательных целей:
- Для начальной школы – пробуждение интереса к самому предмету и его полезности;
- Для основной школы – умение добывать и систематизировать информацию о потенциально опасных объектах, средах и ситуациях для того, чтобы предвидеть развитие событий, избежать их воздействие и (в случае их наступления) правильно действовать;
- Для старшей школы – развитие способностей к анализу последствий своих действий и внешних обстоятельств, для приобретения практических навыков безопасности образа жизни.
Приказ является руководством к действию, как педагога-организатора, так и учителей-предметников смежных дисциплин.
Учителя начальных классов, приступая к собственному планированию, изучают план по ОБЖ, а затем, используя основную и дополнительную литературу, разбивают материалы на логически законченные части, соответствующие своему курсу, стремясь к тому, чтобы они обеспечивали усвоение программы, интеллектуальное развитие учащихся и достижение названных воспитательных целей.
В конце учебного года для закрепления учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности», в школе проводятся итоговые мероприятия, приуроченные ко Дню защиты детей.
Плановые документы из года в год подвергаются корректировке в зависимости от конкретных обстоятельств, обеспечивая тем самым приближение к оптимальному варианту.
Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя и сложности темы. Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовленный урок - основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя. Составление поурочного плана позволяет обеспечить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это достигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обучения. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогической деятельности.
В последние годы большое внимание вопросам поурочного планирования уделяется в методической литературе. Так, в методических пособиях по ОБЖ с 5 по 11 класс, выпущенных издательством «Дрофа», приводятся варианты планов проведения уроков по всем темам, предусмотренным учебными программами.
Структура урока обычно включает:
− введение в урок;
− передачу-усвоение новых знаний, навыков умений, на что отводится наибольшая часть полезного времени;
− закрепление учебного материала - диагностики и прочности полученных знаний, навыков и умений путем наблюдения за поведением, вниманием и активностью учащихся, а также проведения контрольных опросов и кратких бесед;
− инструктаж по дальнейшей работе над темой конкретные задания для самостоятельной работы.
− Чаще всего в поурочном плане отражаются еле дующие вопросы:
− наименование темы;
− дидактические цели занятия;
− учебные вопросы;
− методы преподавания;
− материально-техническое обеспечение;
− ход занятия (действия преподавателя и учащихся)
− вопросы для проверки качества усвоения учебного материала.
В плане отражается порядок действий помощника руководителя занятий, если он назначался.
План-конспект проведения занятий по основа военной службы
Тема: ___________________________________________________________
Цель занятий: __________________________________________________
Время: ___________________________________________________________
Место занятия: ____________________________________________________
Материально-техническое обеспечение: _____________________________
________________________________________________________________
Пособия: ________________________________________________________
Обучаемым заранее сообщается тема и учебные цели занятия, могут даваться задания для самостоятельного изучения материала. Перед изучением некоторых тем целесообразно организовать для учащихся просмотр кино- и видеофильмов.
Имея хорошо проработанный план проведения занятия, преподаватель, может быть уверен, что у него не будет проблем при проведении урока, а у обучаемых – трудностей с усвоением материала.
Перечисленные планы являются основными организующими документами учебного процесса и обеспечивают получение детьми и подростками необходимых знаний, навыков и умений.
План разработан на основе программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений (1-11 классы) с учетом принятой в школе стратегии экологического образования.
Воспитательная цель: умение добывать и систематизировать информацию о потенциально опасных объектах, средах, ситуациях, и способах защиты от их воздействия.
Раздел 1
Система безопасности «Природа – Человек – Общество» (ПЧелО).
Нарушение гармонии системы – основная причина возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.
Техногенные источники безопасности.
Защита жизни и сохранение здоровья человека. Охрана здоровья детей
Валеология. Здоровый образ жизни
Первичные медицинские знания.
Раздел 4
Прикладная физическая подготовка и спорт
Организация и проведение учебно-воспитательной работы
Для успешной педагогической деятельности преподаватель должен хорошо знать свой предмет, уверенно владеть методами обучения и воспитания, обладать практическими навыками преподавания. Он должен создать на занятиях такую непринужденную, доброжелательную и спокойную атмосферу на уроках и установить такие творческие отношения с обучаемыми, при которых они сами захотят получить знания и овладеть навыками и умениями.
Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний
Усвоение знаний может происходить в любое время. Результатом усвоения новых знаний и навыков является постоянное изменение поведения.
Процесс усвоения знаний можно представить схемой: знания + навыки. Если знания подтверждены навыками, можно говорить, что усвоение знаний прошло успешно.
Знания - это процесс получения и усвоения новой информации, который достигается проведением лекций, с помощью аудиовизуальных средств, активным участием слушателей в обсуждении темы.
Навыки усваиваются сначала визуально, а потом на практике, например при пользовании средствами защиты органов дыхания и кожи. Учащийся должен уметь правильно производить определенные действия, а не только описывать их.
Школьники по-разному усваивают знания - с неодинаковой скоростью и различными способами. В повседневной жизни они получают информацию из разговоров в семье и с друзьями, из радио- и телепередач, с аудио- и видеотехники, а также из собственного жизненного опыта. Поэтому представляется рациональным использовать самые разнообразные методы обучения, охватывающие все способы восприятия материала. Смотрите таблицу 3 .
Существуют определенные приемы для облегчения усвоения знаний. Это достигается следующими действиями:
точной постановкой задач;
− использованием метода активного участия слушателей в занятиях;
− применением аудиовизуальных средств обучения;
− поощрением к дискуссиям и выдвижению идей;
− уважением мнения слушателей.
Помогает усваивать знания и соответствующая учебная обстановка. Помещение для занятий должно обеспечивать безопасность учащихся, быть удобным, освещенным и проветриваться. В нем должна поддерживаться нормальная температура. Размеры помещения должны быть достаточными для проведения практических занятий. Стулья и столы должны быть передвижными, чтобы имелась возможность освободить место для практических занятий, сдвинув мебель вдоль одной из стен. Расставляя мебель, следует позаботиться о том, чтобы сидеть всем было удобно и хорошо слышно и видно преподавателя.
Общение в процессе обучения
Для преподавателя очень важна способность понятно и просто выражать свои мысли, разговаривать со слушателями, обмениваться идеями, передавать свои ощущения, а также уметь слушать.
Умение говорить, можно развивать. Для этого необходимо:
− говорить в обычном ритме, ясно и достаточно громко, чтобы слышали сидящие далеко от вас;
− говорить доступным языком;
− стараться разъяснять все сложные понятия, чтобы вас хорошо и правильно поняли;
− повторять информацию, используя примеры, иллюстрации и схемы (повторение сказанного помогает лучше понять и запомнить сообщение);
− стараться правильно выражать свою мысль;
− поддерживать зрительный контакт со слушателями;
− добиваться отзыва слушателей на ваше сообщение - это послужит проверкой качества восприятия материала и эффективности общения.
Умение слушать - нелегкая задача. В среднем говорящий произносит 125 слов в минуту, тогда как обучаемый думает почти в четыре раза быстрее. Поэтому слушающий имеет возможность мысленно отвлекаться от того, что он слышит, и этим объясняется тот факт, почему недостаточно внимательные учащиеся делают поспешные выводы и заключения.
− не ерзать на стуле, не зевать, не позволять взгляду рассеянно блуждать;
− повторять своими словами смысл услышанного, не выражая одобрения или осуждения;
− задавать уточняющие вопросы, чтобы лучше усвоить смысл услышанного.
В процессе обучения очень важна обратная связь, т. е. учебно-коммуникационное воздействие, позволяющее слушателям получить представление о своих успехах. Корректирующая обратная связь может быть эффективной и полезной, если она следует незамедлительно, конкретна, а не расплывчата. Такой связью можно воспользоваться для исправления ошибок и заблуждений слушателей, а также неправильности их действий. При этом не следует ни прямо, ни косвенно давать оценки их физическим или умственным способностям.
Для создания благоприятной атмосферы во время занятий всегда следует разъяснять материал; применять в процессе обучения различные методы и учебные пособия; позволять делиться личными примерами или историями из жизни; доводя до сведения новый материал, возвращаться к уже пройденному, оценивая его усвоение.
Установлению эффективной связи со слушателями препятствует использование сложной терминологии; длительность занятий; слишком большая по численности группа; игнорирование фактора активности.
Иногда в аудитории попадаются так называемые «трудные» обучаемые. Что должен предпринять преподаватель в отношении этих учащихся? Рекомендации и советы по действиям в таких ситуациях приводятся в таблице 4 .
Основные методы и формы обучения и воспитания
При проведении занятий следует использовать самые разнообразные методы преподавания.
Под ними понимается совокупность приемов и способов организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, с помощью которых достигается овладение знаниями, навыками и умениями и развитие умственных и физических способностей учащихся.
Каждый метод обучения имеет свою сущность, функции, область применения и приемы обучения.
Чтобы выбрать нужный и эффективный метод преподавания, надо принять во внимание многие факторы: состав слушателей, конкретную ситуацию, собственные силы преподавателя, объем и характер информации, которую ему необходимо сообщить, время, а также имеющиеся в его распоряжении помещение и оборудование.
Сегодня наиболее активно используются в различном сочетании следующие методы обучения:
− устное изложение учебного материала;
− обсуждение изучаемого материала;
− показ (демонстрация);
− упражнение;
− практические занятия;
− самостоятельная работа.
Устное изложение учебного материала осуществляется в виде рассказа, объяснения, инструктирования и лекции.
Рассказ представляет собой последовательное, образное и эмоциональное изложение учебного материала педагогом или учащимся. В нем приводятся преимущественно конкретные факты в описательной или повествовательной форме. Рассказ позволяет учащимся не только усвоить сведения и факты, но и обучает их умению последовательно излагать материал. Эта форма изложения материала может быть использована в работе с детьми и подростками всех возрастов, но наибольший обучающе-развивающий эффект дает при обучении младших школьников.
Объяснение - это такая форма изложения учебного материала, когда обеспечивается раскрытие смысла событий, явлений, действий и процессов. Чаще всего применяется при изучении теоретического материала и решении различных задач. Объяснение наиболее эффективно при обучении детей среднего и старшего школьного возраста.
Под инструктированием понимаются четкие и краткие рекомендации и указания о порядке выполнения того или иного приема, действия, задачи.
Лекция предполагает непрерывный процесс подачи материала, который позволяет дать большой объем информации за короткое время. Она представляет собой развернутое изложение достаточно крупных теоретических и практических вопросов. В ней в разном сочетании применяются элементы повествования и описания, объяснения и доказательства, анализируются факты и приводятся примеры, делаются обобщения и выводы. Наиболее эффективными являются лекции, в ходе которых преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед обучаемыми вопросы, рассуждает и побуждает учащихся включиться в поиск решения возникших задач. Очень важно использовать на лекции наглядные пособия и технические средства обучения, применять различные приемы по активизации познавательной деятельности учащихся. Лекционную систему наиболее целесообразно применять при обучении старших школьников, которые готовы к достаточно продолжительному техническому, физиологическому и умственному напряжению.
Обсуждение изучаемого материала - еще один метод обучения. Оно является эффективным, если: каждый обучаемый дает свои комментарии; участникам обсуждения не разрешают отвлекаться от темы; контролируется оставшееся время; преподаватель заранее готовит список вопросов, чтобы поддерживать обсуждение, и следит, чтобы дискуссия шла в намеченном русле, дает краткое изложение обсуждаемых вопросов.
Чаще всего оно проводится в виде бесед и семинарских занятий.
Беседа преподавателя с обучаемыми представляет собой диалогическую форму изложения и усвоения материала. Задача беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся для активизации их деятельности и вовлечения в самостоятельный поиск путей разрешения проблем и противоречий. Часто элементы беседы включаются в рассказ и объяснение. Беседа помогает формировать у обучаемых умение быстро и четко мыслить, анализировать и обобщать, точно ставить вопросы, ясно и кратко говорить. Эта форма обсуждения применяется со всеми возрастными категориями обучаемых.
На семинарских занятиях учебный материал обсуждается достаточно глубоко и обстоятельно, на них осуществляется серьезный анализ и оценка разнообразной информации. На семинаре преподаватель организует тематическое или проблемное обсуждение вопросов, докладов и рефератов. Учащиеся задают друг другу вопросы, излагают свое мнение, принимают участие в дискуссиях, отвечают на вопросы преподавателя. Кроме докладов и рефератов на семинарах могут обсуждаться сочинения, рисунки, изделия технического творчества. Семинарские занятия, способствуют прочному усвоению знаний, так как требуют от обучаемых большой самостоятельной работы и активности в ходе обсуждения. Организация и проведение семинарских занятий возможны главным образом в старших классах.
Одним из видов обсуждения изучаемого материала является «мозговой штурм», заключающийся в быстром действии, которое позволяет собрать наибольшее число разнообразных идей. Такой метод выявляет множество решений данной проблемы и, как правило, успешно вовлекает всех слушателей в учебный процесс.
Для достижения наибольшего эффекта преподавателю необходимо: быть кратким и поощрять молниеносные предложения; просить слушателей предлагать любые варианты решения проблемы; четко излагать правила игры; комбинировать, оттачивать идеи в процессе «мозгового штурма». Не следует позволять слушателям критиковать или поддерживать мысли друг друга, иначе вы сузите рамки дискуссии.
Наряду с устным изложением и обсуждением материала широко и активно используются методы, действующие на визуальной и звуковоспроизводящей основе, сущность которых состоит в формировании у учащихся наглядных образов изучаемых явлений, приемов действий, предметов и создании у них конкретных представлений об устройстве оборудования, техники, протекании различных процессов.
Одним из таких методов является иллюстрация , основная функция которой состоит в образном воссоздании сущности, формы и структуры явления или события. В качестве иллюстраций используются макеты, муляжи, модели, произведения изобразительного искусства, кино- и видеофильмы, литературные, научные и музыкальные произведения. А также наглядные пособия типа графиков, схем, диаграмм, таблиц, карт, плакатов.
Использование этого метода дает преподавателю обширную обратную информацию, так как вызывает у учащихся многочисленные вопросы.
Метод демонстрации обеспечивает восприятие обучаемыми действий людей, приборов, аппаратуры и механизмов в динамике.
Основными видами демонстрации являются личный показ преподавателем изучаемых приемов и действий, показ в действии техники, приборов, вооружения. Демонстрация может быть применена в работе с учащимися любого возраста. В обязательном порядке она должна включать в свою структуру собеседование с обучаемыми по поводу воспринятого для уточнения качества усвоения учебного материала.
К методам, действующим на визуальной и звуковоспроизводящей основе, предъявляются следующие дидактические требования:
− тщательный отбор необходимого материала, соответствующий целям и задачам занятия;
− правильный выбор наиболее подходящих для конкретной темы средств иллюстрации и количества демонстрируемых приемов и предметов;
− строгая дозировка при использовании наглядных средств;
− умелое сочетание иллюстрации и демонстрации с другими методами обучения.
Единственным методом формирования у обучаемых навыков, умений и практических операций является упражнение . К этому методу обучения переходят только после прочного усвоения учащимися теоретических знаний и подробного инструктажа преподавателя. Метод упражнений можно применять как индивидуально, так и в группе (классе). Обучение проводится в следующей последовательности:
− ознакомление с приемом или действием;
− разучивание упражнения;
− тренировка по закреплению и совершенствованию навыков и умений.
Для ознакомления обучаемых с упражнением необходимо назвать его, образцово показать выполнение в целом, при необходимости продемонстрировать его по частям с разъяснением техники выполнения.
Разучивание упражнения имеет целью формирование у обучаемых новых навыков и умений. Для этого применяется несколько способов. Упражнение разучивается в целом, если оно несложное и доступно для выполнения обучаемыми. Если упражнение сложное, а структура позволяет расчленить его на отдельные части, то приемы и действия разучиваются вначале по частям, а затем в целом. Иногда прием и действие разучиваются с помощью подготовительных упражнений. Это производится в тех случаях, когда упражнение нельзя разделить и невозможно выполнить в целом в связи со сложностью.
Тренировка обеспечивает совершенствование двигательных умений и навыков, а также физических и специальных качеств. Этот метод заключается в сознательном и многократном повторении уже усвоенных приемов и действий. Тренировка проводится в такой последовательности:
− выполнение приема (действия) в простой обстановке;
− выполнение после физической нагрузки;
− выполнение в комплексе с другими действиями;
− выполнение отдельных упражнений при недостаточной видимости, в ограниченном пространстве, в средствах защиты.
Главными условиями успешного применения в учебном процессе метода упражнений являются:
− высокая личная подготовка преподавателя;
− формирование и поддержание у обучаемых сознательного отношения к выполнению приема (действия);
− систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения;
− повышение самостоятельности учащихся при отработке приемов и действий, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;
− внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса занимающихся.
В ходе учебного процесса большое количество знаний, навыков и умений усваивается на практических занятиях . Успешное проведение таких занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:
− качественная разработка плана проведения, четкая формулировка учебных целей и тщательная подготовка учебно-материального обеспечения;
− подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;
− оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия.
Во время практических занятий необходимо обеспечить:
− правильную демонстрацию способов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании первой медицинской помощи и наблюдение за их отработкой;
− бесперебойность занятия;
− выявление и своевременное исправление ошибок в ходе отработки слушателями практических вопросов;
− поощрение слушателей для достижения ими наилучших результатов;
− соблюдение правил безопасности.
Одним из важнейших методов обучения является самостоятельная работа учащихся . Использование этого метода позволяет обучаемым закрепить полученные на уроках знания, навыки и умения, изучить и усвоить доступный материал и дополнительную информацию, отработать способы и приемы действий, выполнить творческие работы. Основными видами самостоятельной работы являются изучение печатных изданий, прослушивание и просмотр радио- и телевизионных передач, тренировки в выполнении приемов и действий. В режиме дня школьников самостоятельная работа занимает постоянное и вполне определенное место и организуется с соблюдением гигиенических требований и учетом возраста обучаемых.
При определении методов обучения преподавателю следует учитывать, что в ходе обучающего процесса различные методы применяются в активном и взаимодополняющем сочетании, а их эффективность возрастает, если в методическом взаимодействии преподавателя и обучаемых широко применяются наглядные и технические средства обучения.
С методами обучения диалектически связаны формы, в которых осуществляется учеба. Формы обучения представляют собой целенаправленную, хорошо организованную и методически оснащенную систему взаимоотношений преподавателя и учащихся. Результатом такого взаимодействия является повышение профессионального мастерства преподавателя и прочное усвоение обучаемыми знаний, навыков и умений.
Формы обучения можно подразделить на группы:
− учебно-плановые: включающие теоретические, практические и тренировочные занятия;
− внеурочные и внешкольные: кружки, конференции, выставки, массовые праздники, различного рода состязания, конкурсы, олимпиады, викторины.
Учебно-плановые занятия являются ведущей формой обучения и выполняют главную обучающе-образовательную функцию по передаче-усвоению новых знаний, навыков и умений. Как правило, эта форма занятий реализуется в виде урока. Урок следует планировать и проводить так, чтобы на нем произошло полное усвоение учебного материала всеми обучаемыми. Поэтому уроки должны быть разнообразными, соответствующими особенностям содержания и уровню подготовки учащихся.
С помощью внеклассных форм обучения учащиеся приобретают дополнительную информацию, нужные умения и навыки, закрепленные упражнениями, воспитывают у себя стремление к творчеству и необходимые черты характера.
В кружках, секциях, творческих объединениях, студиях учащиеся знакомятся с литературой, справочным и фактическим материалом, обучаются основам критико-аналитического разбора.
Важнейшим элементом этой формы обучения являются творческо-практические занятия , главное место на которых отводится обсуждениям, практическим работам, решению задач, импровизации. Особое значение кружки, секции и студии имеют для учащихся, совершенствующихся в той или иной области.
Конференции и выставки ставят в центр внимания обучаемых отдельные проблемы и вопросы. Они активизируют их самостоятельность во мнениях, суждениях и оценках. При подведении итогов таких мероприятий преподавателю следует сосредоточиться на главных обобщениях и выводах.
Массовые праздники организуются и проводятся в виде дней, недель и месячников. На них учащиеся узнают новые сведения, встречаются со специалистами в той или иной области и знакомятся с их деятельностью и творчеством.
Состязания, конкурсы, олимпиады и викторины закрепляют полученные знания, полезные навыки и умения, стимулируют активность среди учащихся.
Методы и формы обучения дают хорошие результаты тогда, когда при их применении учитывается психологическое состояние обучаемых, уровень их подготовки и активности, способность к творческой деятельности, новый передовой опыт в методике.
В учебно-воспитательном процессе в диалектическом единстве с методами обучения применяются и методы воспитания . С их помощью осуществляется решение воспитательных задач. Основными методами воспитания являются уважение личности воспитуемого, убеждение, упражнение, поощрение, внушение, наказание, пример.
Метод уважения личности воспитуемого основывается на тактичном и бережном отношении к чувствам достоинства и самолюбия ребенка и подростка. Он проявляется в вежливости, доброжелательности, внимании, терпеливом отношении и искренности в отношении учащихся. Уважение способствует формированию спокойных, доброжелательных и культурных взаимоотношений воспитателя и воспитуемых.
Убеждение - это основной метод доказательства тех или иных идей и положений с помощью фактов и аргументов. Он реализуется путем активного воздействия на интеллект, чувства и волю школьников с целью помочь им правильно осмыслить и понять суть требований, в духе которых они воспитываются. При убеждении используются такие приемы, как разъяснение тех или иных положений, доказательство необходимости соблюдения определенных принципов и требований, опровержение ошибочных взглядов и критика неправильных поступков. Применяя этот метод, не следует горячиться, надо спокойно выслушать мнение учащихся и, если оно ошибочно, аргументировано опровергнуть его. Говорить следует так, чтобы воспитуемые чувствовали убежденность, эрудицию, твердую волю и высокую культуру воспитателя.
Задачи воспитания волевых черт характера и привычек правильного поведения выполняются главным образом с помощью метода упражнений . Упражнения организуются и проводятся как активные, регулярно повторяющиеся приемы, действия и способы поведения воспитуемых в типичных ситуациях. В результате этого у них формируются положительные привычки, умение преодолевать трудности, укрепляются волевые качества.
Эффективным методом воспитания является поощ рение , которое заключается в положительной оценке как отдельных действий, так и поведения воспитуемого в целом. Метод стимулирует развитие положительных качеств характера личности, возбуждает у школьника положительные эмоции, развивает творческие силы и вырабатывает активную жизненную позицию. Иногда следует поощрить воспитуемого, даже если он еще не добился больших успехов, но стремится к этому и проявил старание в каком-либо конкретном деле.
Внушение есть метод воздействия на сознание воспитуемого. В воспитательных целях этот метод применяется обычно в отношении педагогически запущенных школьников.
Наказание имеет своей целью прекратить сознательно совершаемую воспитуемыми недостойную, безнравственную правонарушительную деятельность, а также побудить их прочувствовать и пережить свою вину. Наказание применяется в форме осуждения нарушителя норм поведения, выражения ему недоверия, отказа в уважении или в виде категорического требования. При использовании этого метода воспитатель не должен допускать поспешности, унижать личное достоинство воспитуемого и допускать грубость. Следует учитывать, что злоупотребление наказанием пагубно сказывается на поведении воспитуемого. Это лишает его уверенности, морально подавляет, порождает чувство неполноценности и вызывает озлобленное и активное сопротивление воспитанию.
Особое место среди методов воспитания занимает пример . Воспитательное воздействие примера основывается на склонности человека к подражанию, которое носит осмысленный характер. Учащиеся берут обычно пример с тех людей, которые пользуются авторитетом. Для воспитания необходимо использовать образы реальных людей, а также лучших литературных героев и героев художественных фильмов. Особенно привлекают школьников примеры наших современников. Применяя этот метод, следует заострять внимание воспитуемых не только на ярких героических поступках, но на трудной повседневной работе героев. Огромное влияние на действенность всех методов воспитания и обучения оказывает личный пример преподавателя, который может усиливать или ослаблять воспитательное воздействие.
Каждый из методов воспитания и обучения должен применяться в определенной обстановке, в соответствии с условиями окружающей среды и в сочетании с другими методами.
Формы контроля и оценки знаний,
навыков и умений обучаемых
Контроль и оценка качества подготовки учащихся являются важными элементами методической системы обучения. Эти методические компоненты выполняют не только задачу контроля, но и функции обучения, воспитания, психологической подготовки.
Главными требованиями к контролю, проверке и оценке уровня подготовки обучаемых являются следующие:
− обстоятельность и глубина;
− систематичность и объективность;
− сочетание высокой требовательности с оказанием необходимой помощи обучаемым.
В педагогической практике обычно применяется предварительная, текущая, контрольная и итоговая проверка и оценка.
Во время предварительной проверки определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки.
Текущая проверка проводится для выявления качества усвоения материала обучаемыми, как правило в ходе урока.
Контрольная проверка имеет целью определить, насколько качественно усвоили учащиеся содержание учебной темы или раздела.
Итоговые проверки выявляют объем и полноту знаний, умений и навыков обучаемых по завершении какого-либо определенного периода обучения (четверти, года, выпускные). Проверки, как правило, проводятся с использованием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто применяются следующие виды:
− вопросы для текущего контроля знаний;
− проверочные работы;
− контрольные работы;
− зачеты и экзамены.
Вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задается с целью проверки знаний различных фактов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.
Тестирование в современной школе становится привычным методом обучения, активной и увлекательной формой проверки и самопроверки знаний.
Тестирование может быть как итоговым, так и текущим. Количество тестов, даваемых учащимся для выполнения за один раз в процессе текущей проверки знаний, определяется преподавателем.
Тестовое задание структурно состоит из следующих частей:
− инструкция;
− предлагаемые варианты ответов (не менее трех правдоподобных);
− правильный ответ.
При тестировании проверяемый должен из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.
Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине. Проверочные работы могут носить не только контролирующий, но и обучающий характер.
Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.
Зачеты и экзамены проводятся в качестве итоговой формы контроля и оценки подготовки учащихся.
Выставленная учащемуся оценка должна быть безукоризненно справедливой и объективной. Завышенная оценка часто порождает чувство самоуверенности и снижает желание трудиться с полной отдачей сил. Заниженная оценка вызывает у обучаемого чувство досады и нежелание учиться.
При выставлении оценки преподаватель должен учитывать:
− объем знаний по теме, разделу, предмету;
− правильность и прочность овладения навыками и умениями;
− количество, характер и значение ошибок;
− последовательность в изложении материала, самостоятельность и уверенность при проведении аналитической работы с последующими выводами.
Оценка приобретенных практических навыков
Важной обязанностью преподавателя является проверка практических навыков. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого четко решать поставленную задачу.
Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры.
Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка.
Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам. При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами:
− обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);
− во время демонстрации приема обучаемым убедитесь в правильности выполнения каждого этапа;
− если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше;
− если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку;
− если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий;
− если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу же произведите повторную проверку.
Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся.
Техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
Технические средства обучения, используемые в учебно-воспитательном процессе, выполняют вспомогательную роль по расширению возможностей как преподавателя, так и учащихся.
Под ними понимаются устройства, машины и комплексы, применяемые при подготовке учащихся в целях повышения эффективности и качества обучения.
По своему функциональному предназначению технические средства обучения подразделяются на информационные, контролирующие и обучающие.
Информационные средства служат для передачи информации обучаемому, воздействуя на его зрение и слух.
В педагогической деятельности они используются наиболее активно. К ним относятся фоническая аппаратура (магнитофоны, диктофоны, электропроигрыватели), проекционные средства (видеомагнитофоны, телевизоры, кинопроекторы).
Контролирующие средства используются для проверки усвоения материала. Наиболее распространены простейшие машины-контролеры, которые представляют обучаемому возможность выбрать ответ из нескольких предложенных, а затем по установленным критериям оценивают правильность выбора.
Обучающие средства предназначены для привития необходимых навыков и умений управления объектом в различных условиях. Чаще всего для этих целей используются учебно-тренировочные устройства, называемые тренажерами. Как правило, эти обучающие средства не только имитируют системы управления и изменение обстановки, но и контролируют действия обучаемых, указывают на их ошибки и дают рекомендации по их исправлению.
Применение технических средств обучения напрямую зависит от уровня подготовленности учащихся и возможностей учебного заведения. Однако их использование позволяет существенно повысить эффективность обучения и сократить сроки получения учащимися устойчивых навыков и умений.
Таблица 1
Разделы |
мероприятия |
Учебная работа |
Учебные занятия |
Индивидуальные консультации |
|
Групповые предэкзаменационные консультации |
|
Учебные сборы по курсу ОБЖ с учащимися (юношами) 10 классов |
|
Итоговая аттестация учащихся 9 классов |
|
Итоговая аттестация учащихся 11 классов |
|
Методическая работа |
Семинары с учителями начальных классов по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности |
Семинары с учителями 5-9 классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по курсу ОБЖ |
|
Индивидуальные консультации для преподавателей, ведущих курс ОБЖ |
|
Открытые уроки по отдельным темам курса ОБЖ |
|
Индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства |
|
Внеклассная и внешкольная работа |
Участие в соревнованиях «Школа безопасности |
Проведение дня защиты детей |
|
Различные эстафеты |
|
Встречи с ветеранами, работниками военкоматов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины. |
|
Тематические выставки |
|
Выставки творческих работ учащихся |
|
Работа по совершенствованию учебно-материальной базы |
Приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества |
Оформление классов и методических уголков по ОБЖ |
|
Ремонт оборудования и инвентаря |
Таблица 2
Тематический план изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися __________ классов средней школы №_____ на _____ учебный год.
Таблица 3 Способы восприятия
Таблица 4 Общение с «трудными» обучаемыми
Поведение «трудных» обучаемых |
Действия преподавателя |
Не проявляют активности, отмалчиваются |
Выяснить причину их молчания (стесняются, задумались, скучно и т. д.), выслушать их объяснения и постараться вовлечь в работу |
Считают, что все знают и умеют |
Сохранять хладнокровие. Не позволять вовлечь себя и аудиторию в ненужную дискуссию. Поблагодарить за информацию. Если отвлекают вопросами, лучше ответить так: «Сейчас я не могу ответить на ваш вопрос, подойдите ко мне в перерыве»; «У нас разные точки зрения. Вам не обязательно менять свое мнение, но постарайтесь прислушаться к другим. Давайте обсудим это в конце занятий»; «Кажется, у вас иная точка зрения. Выйдите и изложите ее перед аудиторией» |
Упрямы, склонны к спорам |
Передать точку зрения этих обучаемых на обсуждение класса для того, чтобы сами учащиеся постарались их переубедить. Сказать, что на споры нет времени и поспорить с ними можно в перерыве. Попросить их на время принять точку зрения всего класса |
Ведут посторонние разговоры на уроке, отвлекаются |
Не надо вгонять отвлекшихся в краску. Следует обратиться к одному из разговаривающих и задать ему какой-нибудь легкий вопрос или повторить свое последнее высказывание и попросить его прокомментировать. Двигаясь по классу, подойти к разговаривающим и постоять рядом, не привлекая к этому внимания всей аудитории |
Стараются увести преподавателя и класс в сторону от темы урока |
Взять вину на себя: «Наверное, я увел вас в сторону. Мы должны говорить вот на эту тему». Повторить тему занятий или написать ее на доске. |
Говорят за всех и от имени всех |
Следует сказать: «Вы только что изложили общее мнение, а что вы лично думаете по этому поводу?» или «Теперь давайте спросим мнение других» |
Дремлют на уроках |
Тактично выяснить причину такого поведения. В необходимых случаях проявить понимание и сочувствие. |
С нарушениями речи, косноязычны |
Не надо говорить: «Вы хотели сказать то-то...» Следует сказать: «Позвольте повторить за вами, что...» и внятно изложить мысль. |
Проявляют излишнюю активность и разговорчивость |
Не следует ставить таких обучаемых в неловкое положение. Лучше тактично прервать их: «Это очень интересно. Теперь послушаем, что думают другие». Предложить обсудить это после занятий. Спросить, желает ли весь класс обсудить это вопрос или следует продолжить урок. Отвлечь внимание разговорчивого ученика повтором своего последнего высказывания. |
Список используемой литературы.
1. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. М.: Мир, 1997.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие/ Под редакцией О.Н. Русакова. СПб., 1997.
3. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: Учебное пособие для учащихся 9-11 классов. М.: АСТ-ЛТД, 1997
4. Воинская обязанность и военная служба: Сборник документов. М.: Редакция журнала «Военные знания» 1999.
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М.: Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ, 2001.
6. Гражданская оборона: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1991.
7. Кузнецов А.Н. Особенности военной службы. М.: Армпресс, 2001.
8. Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.
9. Сборник основных нормативных и правовых актов по вопросам ГО и РСЧС. М.: ИЦ- Редакция «Военные знания», 20003
10. Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник школьника. М.: Слово, АСТ, Ключ-С, 1997.
11. Ужегов Г.Н. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М.: Книжный дом «АНС», 1999.
Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы. Подобные планы регулярно публикуются в различных методических журналах. В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные, развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задания для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.
Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.
1. Подготовительный.
2. Исполнительный.
Подготовительный этап – подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.
Исполнительный этап – непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся (как активной, так и пассивной).
Планирование учебной работы. Сущность планирования заключается в рациональном распределении во времени коллективного и индивидуального труда работников школы, необходимого для достижения поставленных целей. Оно призвано раскрывать содержание, функции и взаимодействие как отдельных школьных звеньев, так всей системы работы школы в целом и указать практические мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.
Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависят от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно-воспитательной работы школы за предыдущий учебный год. Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности, развития интеллектуальных сил и способностей школьников. Особого внимания требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний, умений и навыков, изучение материалов методических объединений, педагогических советов, производственных совещаний, а также изучение соотношения количественных показателей с качественными характеристиками учебно-воспитательного процесса и его результатов.
Перспективное планирование деятельности школы – это планирование на длительный период. Не менее важным условием эффективного планирования является четкое представление перспектив развития школы на год и ближайшие несколько лет, определение главных целей и основных задач деятельности коллектива, их реального преломления в масштабе района, города, области.
Развитие общешкольного коллектива немыслимо без определения многолетней перспективы труда, обоснования долговременных целей учебно-воспитательной деятельности, творческих поисков более эффективных ее форм и методов, установления устойчивых особенностей работы данной школы в ближайшие пять лет.
Пятилетним планом работы школы предусматриваются наиболее значимые показатели: движение контингента учащихся; переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала; система педагогического просвещения родителей; перевод учащихся на режим продленного дня. Важное место занимает разработка мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школы, улучшению условий быта, труда и отдыха учителей и учащихся.
Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного, производительного труда учащихся. Разрабатывая перспективные планы, необходимо учитывать последовательное усложнение содержания всей учебно-воспитательной работы и возрастные особенности школьников.
Сложность такого планирования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий и в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка, конструирования единой, комплексной системы воспитательных воздействий школы, семьи и общественности.
Главная же задача планирования – это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.
Планирование - это составление методически обоснованной документации, формирующей систему процесса обучения и воспитания. Планирование проводится с целью определения наиболее эффективных средств и методов обучения в зависимости от пола и возраста учащихся.
При составлении конкретных документов планирования следует соблюдать ряд требований:
ѕ При планировании следует руководствоваться общими дидактическими и методическими принципами физического воспитания.
ѕ План на определенный цикл (четверть, год) должен опираться на предыдущие циклы и готовить к работе в предстоящих.
ѕ Планирование должно быть реальным. Нужно учитывать материально-техническую базу и бюджет времени.
ѕ Конкретность планирования выражается в четком определении этапа обучения, и соответствия этим задачам подобранных средств и методов.
При планировании учебно-воспитательной работы необходимо создать стройную систему прохождения программного материала, которая решала бы задач, перечисленные в объяснительной записке учебной программы.
Планирование учебной работы по предмету «Физическая культура» значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы и необходимостью наряду с решением образовательных и воспитательных задач целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся. Планирование учебного материала по физической культуре осуществляется на основе Государственного образовательного стандарта.
Основными документами планирования являются план-график очередности прохождения программного материала в учебном году и планирование учебно-воспитательного процесса на уроках, которое осуществляется в формах поурочных четвертных планов и конспектов (планов) отдельных уроков.
Согласно распределению учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры в ПМР на спортивные игры отводится следующее количество часов.
Для учебных заведений, имеющих возможность проведения уроков плавания с I по IV классы, количество часов, отводимых на подвижные игры, составляет 18 часов.
Планирование часов по классам, видам программного материала проводится по двум разделам: первый - базовый, или республиканский компонент, обязательный для всех школ, второй - вариативный, или региональный компонент, который зависит от местных условий, культуры, традиций.
Этапы планирования. На основе ГОСта, учебной программы и годового плана (государственные документы), учитель в школе составляет годовой план график распределения часов по видам подготовки в четвертях для каждой параллели классов. Для того чтобы разработать такой план, учитель должен проделать следующую подготовительную работу. Вначале следует проанализировать возможности учеников и условия занятий, сопоставить их с программными требованиями и наметить количество часов, которое будет отведено в данном учебном году изучению материала каждого раздела программы. Предусмотренное программой распределение учебного времени на прохождение разделов программы является примерным. В зависимости от конкретных условий учитель по согласованию с руководством школы может изменять объем времени, рекомендованной для освоения различных разделов программы. При этом учитываются материально-технические условия, традиции и другие возможности каждой школы.
На основе годового план графика составляется поурочный четверной план, который представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти. Он составляется на основании годового графика прохождения программного материала с учетом реального хода учебной работы в предыдущих четвертях.
В нашей республике спортивные игры в основном планируются на 2ую начало 3-ей четверти. Разработка плана на четверть начинается с формулирования учебно-воспитательных задач. Сначала определяются стержневые задачи учебно-воспитательного процесса в данной четверти. Определение и планирование задач обучения осуществляется на основе изучения раздела программы под названием «Навыки, умения, развитие двигательных качеств», который включает виды физических упражнений, многие из которых изучаются последовательно в нескольких классах.
В связи с этим, чтобы определить стержневую задачу обучения двигательному действию на учебную четверть, необходимо выявить знания, умения и физические качества, которыми обладают ученики перед изучением нового материала. Затем ознакомиться с программой по всем годам обучения, чтобы установить, какие двигательные действия были изучены в предыдущие годы, и какие будут изучаться в последующие.
Например, программой предусмотрена следующая последовательность изучения волейбола: V класс - стойка игрока, передвижения, верхняя передача мяча; VI класс - перемещение приставными шагами, передача мяча сверху в парах на месте и после перемещения вперед, прием мяча снизу; VII класс - передача мяча сверху через сетку, прием мяча снизу после перемещения вперед, нижняя прямая подача через сетку и т. д.
Последовательность изложения материала в программе по всем классам позволит определить стержневую задачу обучения и наметить требования к технике изучаемого упражнения в данном учебном году с учетом содержания программы последующих классов.
График составляется на отдельном листе. В левой стороне перечисляются в установленном порядке пронумерованные общие задачи, в правой - в колонках, обозначающих номера уроков, проставляются (карандашом) номера частных задач и конкретных учебных заданий, представленных в разделе «Методические разработки». В случае отмены урока, изменений условий работы или невыполнения школьниками запланированных задач карандашную запись легко исправить.
В нашей республике в помощь учителю физической культуры разработано методическое пособие «Технология планирования», содержащее четверные планы для всех параллелей классов с 1 по 11 на основе Госта и программы с учетом особенностей нашего региона. Данное пособие в значительной степени облегчает четверное планирование, но ни в коем случае не заменяет его.
На основе четверного план учитель составляет план-конспект урока. Для современного урока характерно комплексное планирование образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Подобный подход является важнейшим средством оптимизации обучения, так как позволяет за одно и то же время достигать больших результатов без перегрузки учеников. Разумеется, не каждый урок позволит решить все перечисленные задачи. Многое будет зависеть от специфики темы, особенностей занимающихся и др.
После того как уточнен комплекс учебно-воспитательных задач урока, необходимо определить состав учебного материала, учитывая при этом, чтобы подобранные упражнения обеспечивали решение всех намеченных задач урока. Затем в содержании урока надо выделить самое существенное. Именно в этом заключается важнейший элемент оптимизации. Для этого избираются те упражнения, которые приведут к формированию необходимых умений и одновременно позволят совершенствовать физические способности и воспитывать нравственные качества учащихся.
С учетом сказанного при разработке содержания урока рекомендуется действовать в такой последовательности:
ѕ определить средства и методические приемы решения каждой задачи обучения двигательным действиям;
ѕ определить теоретические сведения, которые следует сообщить учащимся на данном уроке;
ѕ наметить место и уточнить пути решения запланированных на данный урок задач совершенствования физического развития и укрепления здоровья; если необходимо, то подобрать дополнительные средства;
ѕ распределить в уроке все учебные задания с учетом динамики работоспособности занимающихся;
ѕ проанализировать намеченные средства и методы с тем, чтобы определить их эффективность для решения задач нравственного, трудового и эстетического воспитания; если необходимо, то подобрать дополнительные средства; 6) разработать методы организации учебной деятельности, а также наметить необходимое оборудование, инвентарь и пособия;
ѕ определить критерии и формы оценивания результатов учебного труда.
Вначале разрабатывается основная часть урока, а затем уже исходя из особенностей ее содержания - подготовительная и заключительная.
Например, на урок по волейболу в пятом классе основные задачи можно сформулировать следующим образом:
Образовательная: 1. Обучить технике верхней передачи мяча на месте. 2. Продолжить обучение (дальнейшее обучение) технике перемещений в волейболе. Двигательная: 3. Способствовать развитию координационных способностей. Воспитательная: 4. Способствовать воспитанию дисциплины, самостоятельности, внимательности.
Основной особенностью планирования учебно-воспитательной работы по спортивным играм в школе является необходимость распределения времени между базовыми видами спортивных игр. Чаще всего школа ориентируется на собственные возможности, традиции, а также возможности учителя и выбирает один из базовых видов как основной, используя остальные в качестве средства развития физических качеств. Кроме того, из многообразия технических приемов спортивных игр, необходимо выбрать лишь самые основные, доступные для изучения в условиях школы, но, тем не менее, дающих представление о виде спорта. При этом не следует ограничиваться регламентированными учебной программой наборами приемов, а творчески использовать свои знания и практические умения, расширяя тем самым образовательный и воспитательный потенциал физической культуры.
При планировании учебной работы необходимо создать стройную систему прохождения программного материала, которая решала бы задачи, перечисленные в объяснительной записке школьной программы.
Т. к. элементы спортивных игр в V-VIII классах и спортивные игры по выбору в IX-XI классах входят в школьную программу по физической культуре, то при планировании и проведении уроков основное внимание уделяется усвоению навыков и умений по технике выполнения игровых приемов. При планировании следует учитывать, что в спортивных играх усвоение навыков более успешно проходит при концентрированном обучении, когда можно избежать перерывов между занятиями или сократить эти перерывы до минимума. Уроки целесообразно планировать сериями.
На каждом уроке происходит обучение новым игровым приемам на фоне закрепления ранее пройденного материала. Это позволяет постепенно увеличивать физические нагрузки и повышать интенсивность занятий.
Необходимо добиваться прочного усвоения навыков и умений. С этой целью в планах должно предусматриваться повторение пройденного программного материала. Спортивные игры планируются в различных четвертях учебного года, поэтому при составлении плана следует учитывать природные условия с целью избежание срывов и переносов уроков.
Просмотров: 2447Понятие «планирование учебного процесса» может иметь одно из двух значений: это либо процесс составления учителем индивидуального плана проведения занятий в классе, либо способ координирования школьным советом расписания учебных занятий, проводимых разными учителями, для достижения единой, установленной для всех государственных или частных школ цели. Сам по себе учебный план - это расписание изучаемых учениками тем по каждому отдельно взятому предмету. Четкое планирование необходимо в первую очередь для того, чтобы учитель был уверен, что его курс обучения затрагивает все обязательные к изучению темы, а во-вторых, что он отвечает школьным и государственным стандартам общего образования.
Цели планирования
Для эффективного преподавания, учителя должны иметь четкое представление о конечной цели их учебного курса. Учебный план - это один из лучших способов для учителей объективно взглянуть на то, что должно быть пройдено в течение семестра или года, а затем организовать свою работу для достижения поставленных целей.
В большинстве случаев, учителя не работают в изоляции. Как правило, они работают в коллективе других учителей, имеющих схожие цели. Например, крупная общеобразовательная школа имеет 3 – 4 класса третьего года обучения, и руководство школы должно быть уверенно, что все эти классы обучаются по одной и той же программе, в независимости от того, кто ведет этот курс обучения. Вот здесь то и приходит на помощь планирование учебного процесса в школе. Школы используют учебные планы для постановки главных задач и соблюдения основных требований для соответствия установленным стандартам.
Процесс планирования
Обычно, учителя составляют свой учебный план летом, во время школьных каникул. Планы могут включать в себя различную информацию, от простых диаграмм до подробных схем, но они всегда отображают установленные даты и сроки, а также темы, которые должны быть пройдены. Предполагаемые экзамены, контрольные работы и прочие проверочные занятия также включаются в учебный план.
В течении летних месяцев большинство школ проводят совещания по планированию учебного процесса, где учителя обмениваются своими мнениями и предложениями касательно своих учебных планов. Учителя должны предоставить свои планы на утверждение до начала учебного года. Контролирующая инстанция проверяет планы на их соответствие всем установленным требованиям.
Основы планирования
Чаще всего, планирование учебного процесса состоит из 5 пунктов:
- подготовка материала и содержания курса;
- планирование уроков;
- проведение уроков;
- отслеживание прогресса;
- оценка результатов.
Учителя и школьный совет начинают работу над планированием с обсуждения содержания курса, закладывая основную задачу обучения ядром учебного плана. Для факультативных предметов, таких, например, как астрономия, содержание курса очевидно и не требует особо сложной работы над ним. А вот при планировании программ обучения таких предметов, как, например, математика для учащихся пятого года обучения, или, скажем, физика седьмого класса, необходимо постоянно помнить ключевые задачи и установленные стандарты, чтобы сохранять учебный процесс в нужном русле.
Планирование индивидуальных занятий и их проведение, это то, где учителю предоставляется максимум свободы действий. Министерством образования утверждается список книг и учебников обязательных к прочтению и изучению, но, помимо этого, практически всегда учитель может организовать свои уроки с использованием дополнительного материала, так, как это ему кажется наиболее удобным и подходящим. Учитель - это наиболее близкая ученикам душа. Только учитель может помочь в индивидуальных потребностях каждого ученика с которыми тот сталкивается в процессе обучения. Желание учителя адаптировать учебный процесс для лучшего усвоения изучаемого материала всячески поощряется и поддерживается. Для учителя также важно уметь адаптировать урок под постоянно меняющуюся обстановку в жизни общества. Так, например, если в мире происходит нечто, что затрагивает тему урока, или в целом, имеет отношение к жизни учащихся, то учителю следует так вписать это событие в текущий план занятий, чтобы в головах учеников отложился процесс обсуждения и выводы по произошедшему событию.
Оценка результатов
Учебные планы дают возможность учителям и школьному руководству быстро оценить прогресс в процессе обучения. Когда уроки проходят по утвержденному плану, учителю гораздо проще отслеживать успевают ли ученики усваивать подаваемый им материал, и не была ли упущена цель урока. Таким образом, учебный план представляет собой инструмент, контролирующий соблюдение основных задач в процессе обучения.
Планирование также важно для оценки успеваемости учащихся. В идеале, ученики должны изучать один и тот же материал в независимости от того, кто из учителей ведет урок. От учителей часто требуется включить в их учебный план оценочные тесты, позволяющие убедиться в том, что процесс обучения следует стандартам и правилам, установленным на школьном, областном или региональном уровне. Иногда, подобные тесты носят форму строго установленного стандарта. Часто, учителя вольны составлять свои собственные проверочные тесты и контрольные работы, но, как правило, должны быть готовы доказать, что они соответствуют установленным правилам и стандартам.
Особые условия при обучении на дому
Родители, по той или иной причине выбравшие для своих детей обучение на дому, часто сталкиваются с проблемой планирования учебного процесса. В некоторых странах, программа обучения на дому утверждается государством и повторяет программу, утвержденную для общественных и большинства частных школ страны. Но так бывает не всегда. Есть места, где родители вынуждены тратить много времени изучая и планируя учебный процесс для своих детей таким образом, чтобы они не отставали в образовании от своих сверстников, обучающихся в школе.
При обучении на дому нет никакого школьного совета, отслеживающего соблюдение установленных правил и стандартов, поэтому, вся ответственность за организацию процесса обучения детей, чтобы они не упустили ничего, что должен знать ученик их возраста, ложится на их родителей. Слишком упрощенный план может привести к тому, что ребенку будет сложно сдать школьный государственный экзамен или вступительные экзамены в колледж и университет. В тоже время, слишком сложная программа может послужить тому, что ребенок не полностью усвоит важные моменты изучаемых им дисциплин. Существует множество сообществ и организаций объединяющих сторонников обучения на дому, которые с радостью поделятся с родителями готовыми планами учебного процесса, соблюдающими оптимальный баланс в обучении.