Правило чередующейся безударной гласной в корне. Безударная чередующаяся гласная корня

В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование?

Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влияния

Итак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о.

Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль.

То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит .

Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок .

Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но уравнение .

Исключениями из данного правила являются такие слова, как ровесник , уровень , поровну и равнина .

Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но мокнуть .

Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова.

Исключениями изгарь , выгарки , пригарь , утварь , зорянка и зоревать .

Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить.

Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг .

То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться.

Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение.

Что мы узнали?

В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 89.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Корень - основа слова, несущая основную лексическую нагрузку. Он является самой устойчивой морфемой в языке: базовая лексика любого естественного языка ведёт своё происхождение из глубины веков. За время существования языка в нём могут до неузнаваемости измениться фонетика, синтаксис , грамматика, письменность, но система корней достаточно консервативна. И именно по корневому составу устанавливаются такие вещи, как родство языков, иностранные влияния и многое другое.

Вконтакте

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

В русском языке аблаут - явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать. Ещё сложнее людям, изучающим русский как иностранный, ведь во многих случаях, которые для носителя языка очевидны (то есть безударной гласной в корне нет, ударение присутствует), иностранцу приходится запоминать нестандартную модель словообразования или словоизменения.

Происхождение чередующихся гласных в корне слова

Откуда в русском языке корни с аблаутом - обширная тема и заслуживает отдельной статьи. Ниже будут приведены причины этого явления в сжатом виде. Но хочется отметить, что процесс продолжается: в настоящее время он существует в фонетике, несмотря на то что орфографические нормы русского языка давно закреплены.

Итак, откуда в русском языке чередующиеся гласные в корне слова?

Иногда вместе работали несколько факторов, например, в словах жать, пожинать, жница , пожима ть такое разнообразие в корне — следствие и исчезновения носовых звуков, и падения редуцированных.

Правописание корней с чередующимися гласными

Как бы то ни было, а в русском языке есть около тридцати слов с аблаутом, где сами носители языка делают ошибки. Меньше всего проблем в орфографии у тех людей, которые много читают: графический образ слова у них не отделяется от самого слова, а потому в знании правил они не нуждаются. Для остальных же попробуем составить сводную таблицу, где попытаемся классифицировать типы чередования в корне и их правописание. Таблица полезна ещё и потому, что поможет в правописании именно безударных гласных в корне.

критерий выбора правило и примеры исключения примечания и особые случаи
суффикс за корнем е/и. Если за корнем суффикс -а-, то в корне пишем и. В остальных случаях — е. берём — забираем, умирать — умереть, стирать — стереть, отжигать — сжечь, отпирать — отпереть застилать — стелить стирать — тереть блистать — блестеть, читать — прочесть сочетать, чета, протирка задира забрать, запрём
а(я)/им, а(я)/ин. Если после корня суффикс -а-, в корне пишем -им-, -ин-. В других случаях пишем а. сжимать — сжать, пожинать; понять — понимать зажинки, дожинки (фольклорные термины, относящиеся к жатве) жом, выжимка иногда чередуются с нулём звука: жница
-кас-, -кос-, -лаг-, -лож-. Если за корнем суффикс -а-, пишем а, в противном случае — о. касаться — коснуться, полагать положить полог, пролог
ударение -гар, -гор-, твар-, -твор-, плав-, плов-, -клан-, -клон-. -а- под ударением, о без ударения. кланяться — уклоняться, загар — гореть, плавать — пловец, творить — тварь. -зар-, -зор-. Под ударением о, без ударения а заря — зоренька утварь, пловец , а так же слова, где под ударением о: поклон, затвор зоревать, зарево в корне -плав-, -плов- может быть чередование с ы: плыть, плывун.
буква за гласной -рост-, -рас-, -ращ-. Перед -ст- и -щ- пишется а, перед -с- о расти, выращенный, рос -скак-, -скоч-. а перед -к-, о перед -ч- скакать — выскочить росток, рост, ростовщик, подросток, отрасль, роща скачок, скачу, скачки, скок
лексическое значение -мак-, -мок-. Пишем а в значении «погрузить в жидкость», о в значении «пропустить жидкость через» макать — мокнуть -равн-, -ровн-. Пишем а в значении «одинаковый», о в значении «прямой» равенство, ровный, уравнение, подровнять -крап-, -кроп-. Пишем о в значении «обрызгать», а в значении «покрыть мелкими пятнами» окропить — крапленый равнина, равняйсь!, поровну, уровень, равнение, ровесник
глагольный суффикс о/а. в некоторых глаголах несовершенного вида с суффиксом повторяемости действия -ыва-, -ива- корневая о меняется на а говорить — уговаривать просить — упрашивать мочить — замачивать топтать — утаптывать не следует проверять безударную гласную по глаголу с суффиксами -ыва-, -ива-

Правило проверки безударных гласных ударением не распространяется на корни с чередующимися глас­ными. Написание чередующихся гласных в корнях слов - и; о - а; а, я - им, ин) регулируется особыми правилами.

I. Корни с чередованием е - и.

В корнях с чередующимися гласными е - и буква и пишется тогда, когда после корня идет суффикс -а-.

Например:

соберут - собирают

замереть - замирать

отпереть - отпирать

подстелить - подстилать

бле­стеть - блистать

выжечь - выжигать

На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а- (-я-) чередуются с -им-, -ин-. Сочетания -им-, -ин- пишутся тогда, когда после них идет суффикс -а-.

Например:

пожать пожимать

замять - за­минать

начать начинать

II. Корни с чередованием о - а.

1. В корнях лож- - лаг-, кос- - кас- пишется бук­ва а, если за корнем следует суффикс -а-.

Например:

положить полагать

коснуться касаться

2. В корнях клан- - клон-, твар - - твор- под уда­рением может быть и а, и о.

Например:

кланяться – поклон

тварь - творчество,

в безударном положении - толь­ко о.

Например:

склонение

наклонить

творец

затво­рить

Исключение: утварь

Буква о пишется в положении без ударения и в кор­не гар - - гор-.

Например:

загореть, загорать, загоре­лый

под ударением - а: гарь, загар

Исключе­ние: выгарки («остатки сгоревшего»)

3. В корне зор - - зар- в безударном положении пишется буква а.

Например:

зори - заря, озарять, озарение

Исключение: зорянка (птица)

4. В корне плав - - плов- пишется буква а.

Например:

пла­вать, плавучий, поплавок

Исключениясоставляют слова пловец, пловчиха, а также плывуны («насыщенный водою грунт»)

5. В корне раст-, ращ - - рос- в безударном положе­нии буква а пишется только перед согласными ст и щ, в остальных случаях пишется о .

Например:

возраст (но: вырос, выросла)

нарастание (но: наросли), нара­щение

Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав и производные от них слова, напри­мер: отраслевой, ростовский

6. В корне скак - - скоч- в безударном положении буква а обычно пишется перед к, а буква о - перед ч.

Например:

скакать вскочить

подскакать - подско­чить, выскочка

Исключения: скачок, скачу (I л. ед. ч.), скачи (повелительное наклонение)

7. Написание а и о в корнях мак- и мок- и равн- и

ровн- основано на различении смысла слов.

Корень мак- пишется в словах, имеющих значение. «погружать, опускать в жидкость»

Например:

макать (хлеб в молоко)

обмакнуть (перо в чернильницу)

Корень мок- пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость».

Например:

сапоги промокают

непромокаемый плащ

промокательная бумага

Корень равн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «равный, одинаковый, сход­ный».

Например:

равносторонний (треугольник), равно­значные (величины), сравнить, все равно, а также в сло­вах равнение, равняться (в строю), равняйсь, порав­няться, равнина

Корень ровн- преимущественно пишет­ся в словах, связанных по значению с «ровный» («глад­кий, прямой»).

Например:

ровнять (дорожки), подров­нять (клумбы), а также в словах уровень, ровня, ровес­ник, поровну.

Правописание звонких и глухих

Согласных

Звонкие согласные б, в, г, д, ж, з перед глухими согласными и на конце слова оглушаются.

Например:

ястреб

ястребки

бурав

буравчик

враг

склад

гараж

мороз

резкий и т.д.

Наоборот, глухие согласные л, ф, к, т, ш, с перед звонкими озвончаются.

Например:

косьба

молотьба

На письме оглушение и озвончение согласных, как правило, не отражается.

Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных вкорне, словонадо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный (или л , м, н, р),

Например:

ястреб - ястребы

мороз - морозы, морозный

косьба - косить

мог - могли, мок - мокли

Слово свадьба пишется с д (хотя сватать) , слово лестница - с буквой с (хотя лезть).

Для некоторых согласных подобрать проверочное слово нельзя, такие слова надо запоминать.

Например:

рюкзак

вокзал

анекдот

кув­шин

кафтан

Непроизносимые согласные

При произнесении некоторых слов с сочетаниями согласных может происходить выпадение звуков. Выпадающие при произнесении согласные называют непроизносимыми (областной, ненастный) .

Чтобы проверить правописание слов с непроизноси­мыми согласными (обычно это сочетания стн, стл, здн, лнц, рдц) , необходимо подобрать такое родственное сло­во, в котором этот согласный произносится.

Например:

областной - область

счастливый счастье

празд­ник - празден

солнце - солнечный

сердце - сердеч­ный

Нельзя вставлять лишних букв, которых нет в про­верочном слове.

Например:

вкусный (вкус)

словесный (словеса)

Запомните написание слов: чувство, блеснуть (хотя блестеть), ресницы, ровесник, сверстник (от старинного слова съвьрсть - одинаковый возраст), яства (ку- шанья, от старинного глагола ясти, прежний (от древ­нерусского слова переже - раньше).

Эти корни нужно запомнить, т. к. проверять их ударением нельзя. Обратите внимание, что написание о или а, е или и зависит в этих корнях только от четырех причин: ударения, наличия или отсутствия суффикса -а- , согласной, смысла. Поэтому алгоритм рассуждения должен быть таким:

а) пара корней (например,зор-зар ),

б) от чего зависит (от ударения);

в) правило (без ударения - а );

г) вывод (в слове заря пишетсяа, т. к. гласная безударная);

д) вспомнить исключения (зоревать).

Знакомясь с таблицей, обязательно выучите исключения!


за ря

утварь зоревать 2. От суффикса a 1. лож-лаг кос-кас а, если есть суфф. –а– положить - полагать коснуться - касаться 2. бир-бер дир-дер мир-мер пир-пер тир-тер блист-блест жиг-жег стил-стел чит-чет соберу-собирать помириться (от мир) сочетать, сочетание, вычитка (от читать) 3. Сочетания им , ин и, если есть суфф. –а– сжимать, начинать 3. От согласной в корне 1. раст, ращ-рос Перед cm, щ - а возрастной, нарашенный- выросла отрасль, отраслевой, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав 2. скак-скоч Перед к - а ,перед ч - о скакать - подскочить скачок, скачу, заскачи! (повел. накл.) я скачу (на лошади) 4. От значения 1. плов-плав о только в словах пловец, пловчиха, пловцы 2. мок-мак мок – «пропускать» мак - «опускать» промокать, вымокнуть, обмакнуть, вымакать 3. ровн-равн ровн - «гладкий» pавн - «одинаковый» выровнять (поверхность), сравнять (счет) 1.равнина, ровесник , поровну, уровень 2.всегда а, если равн + предлог с: поравняться с домом, сравняться с землей (но фразеологизм «я тебя с землей сровняю ») 3. в спортивных и военных командах - всегда а: равнение! подравняться !и т. д.

Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, орфографически трудные слова*

* Как работать со словарем см. раздел орфоэпии.

абонемент абсурдный авангард агентство адаптироваться адвокат администрация аккомпанемент антагонист аплодировать аудитор аукцион бакалавр бакалея баррикада бартер батальон беседа бетон бидон бизнесмен бухгалтер бюрократия валюта вентилятор вестибюль ветчина винегрет виртуозный витрина галерея гарантия гармонировать гастроли геноцид гормон (-альный) горизонт дефицит дезертирство декларация дилетант дипломатический директива диспропорция дистанция забастовка идентификация имитировать инвестиция индивидуальный инерция инженер инициатива интеграция интеллигенция интенсивный интерпретировать информация инцидент казначейство кампания (мероприятия) каталог компания (сообщество) компенсация компонент конференция конъюнктура котировка капитализм кардинальный (вопрос) кибернетика клевета клеймить клиент количество компетенция комплимент конфиденциальный контингент контрабас координировать корпорация логарифм манифест менеджмент милиция логотип лауреат лицензия наваждение национальный номенклатура номинальный ностальгия облигация олигархия олимпиада оптимизация палисадник панорама палисадник парадокс периферия персональный перспектива пессимизм плагиат предварительный презентация (страховой) полис президент претендент приватизация привилегия приоритет прокуратура пропаганда псевдоним ратификация региональный регламент рентабельность репутация ресурсы референдум реформа санитарный санация сентиментальный сепаратизм спонтанный стипендия суверенитет теоретический третейский суд тоталитаризм ультиматум фальсифицировать фантасмагория федерация феномен фешенебельный экзаменатор экзотический экспедиция эксперимент экспертиза экспонат экстенсивный экстремальный энергичный юридический

Упражнение 1



Преод__леть проп__сть, прор__дить всходы, надо ув__личить изобр__жение, т__инственный незн__комец, гл__бальные изм__нения, пон__мать соотн__шение сил, запом__нать обозн__чения, продр__жать на ост__новке, необъ__снимое об__г__щение, исч__зновение, пора проп__лоть грядки, нагром__ждение скал, он нак__лолся, это его п__рой раздр__жает, уд__вительная выд__ржка, т__нчайший ар__мат, обл__к__титься на поручень, нельзя предотвр__тить это изв__ржение, сокр__тить доклад, наш со__течественник, он прог__л__дался, надо



расходы св__сти к мин__муму, численность нас__ления ум__ньшается, его в__на доказана, раск__лить ж__лезо, вып__лнить распор__жение, пот__ряла сант__метр, спр__вляться о заб__левших, оп__лить челку, с__дел у окна, расс__кая воздух, захл__бнуться, осозн__вать вину, поп__читель, здесь страшная тр__сина, аф__рист, объед__нение, расст__ваться, приспос__бление, расст__гнуть куртку, посв__тить ст__хотв__рение другу, потр__сающий результат, подж__дать невд__леке, св__стеть, об__рнуть книгу, сост__вление зав__щания, зал__зать в сад, пок__яние, глаза сл__паются, опр__вдаться, ст__сненный в средствах, всюду разв__вались флаги, эпоха Просв__щения, в зале ориг__нальное осв__щение, он умеет уг__дить начальству, предуг__дать его ж__лание, осл__плён ярким светом, разв__вающиеся отн__шения, вн__сенные изм__нения, обн__жились его тайные замыслы.

Упражнение 2 . Вставьте пропущенные буквы

Фальс__ф__цировать, то есть иск__жать и подт__совывать факты; __блигационные выпл__ты, они пл__нируют сокр__тить налогообл__жение, г__рмональные откл__нения, это __бсурдное предпол__жение, __кстенсивное и __нтенсивное з__мледелие, г__рмония инт__ресов, __лигархия, приём ол__цетв__рения, разв__вать и стр__миться сохр__нить свою инд__в__дуальность, он __нергичный человек, дв__жение по __нерции, приобр__сти абон__мент, адв__катская к__нтора, админ__страция, б__нкноты, б__тон хлеба, бюр__кратия, в__пиющий факт, г__рантировать неприк__сновенность, ст__клянная гал__рея, д__пломатический, инт__ллект, д__фицит, р__туал кр__щения, дез__ртирство, декл__рация, заб__стовка, ид__нтификация, инж__нер, инт__лл__гент, инф__рмация, к__мпания «Автоваз», к__мпания по сп__сению тр__пических л__сов, к__мп__тентный соб__седник, к__нтрабас, к__рдинальный вопрос, казн__чейство, киб__рнетика, кл__вета, кл__ент, кают-к__мпания, конт__нгент, л__цензия, м__лиция, нац__ональный, ном__нальная цена, ном__нклатура л__карственных средств, опт__мизировать с__стему, п__рсональный к__мпьют__р, п__ссимистическое мировоспр__ятие, это пар__докс, зан__мается пл__гиатом, пр__куратура, доб__вается этих прив__легий, выб__рет псевд__ним, р__нтабельность, зап__тнать р__путацию, р__сурсы ист__щились, рег__ональная ол__мп__ада, пров__дить реф__рендум, в б__бл__отеке с__нитарный день, сеп__ратный мир, пот__рять страховой пол__с, сув__ренитет, он фил__нтроп, т__талитаризм, теор__тический вопрос, тр__тейский суд, предъ__вить ульт__матум, ф__ном__нальные сп__собности, шахм__тная фед__рация, ф__ктивный брак, деф__ктивный ребёнок, т__рнистый путь, восх__щается экз__тическими эксп__натами, эксп__римент пров__лился, пров__сти эксп__ртизу, юр__дическая к__нсультация, к___рдинация дв__жений.

Упражнение 3 . Вставьте пропущенные буквы.

Разв__вать вообр__жение, од__вать р__бёнка, прон__цательный взгляд, предв__щать об__стрение отн__шений, закр__пить успех, зал__зать рану, прим__рять пальто, изл__лась лава, опр__вдаться, заз__ленеть, л__нивый, пос__дел от горя, упл__тить деньги, сл__пить игрушку из пласт__лина, спл__тить ряды, прож__вать в городе, пок__яние, упр__стить зад__нный мат__риал, погл__щать и выд__лять к__слород, св__дить к__нцы с к__нцами, просл__влять г__роев, б__лотные исп__рения вр__дят зд__ровью, ум__лять о пом__щи, упл__тнить сроки пос__вной, укр__щать лошадей, птица св__ла гнездо, не позв__ляй ему л__ниться, выр__ждение, ут__шение, зап__вать песню, согл__сился скр__пя сердце, расп__рите шов, запл__тить за покупку, раск__ленный утюг, распор__диться, надо разр__дить обст__новку, подч__ненный, раскр__шить п__ченье, куртка с прист__жными рукавами, ст__рожил этой местности, изм__рение д__вления, события разв__вались стр__мительно, прик__лоть брошь, зап__вать лекарство к__пячёной в__дой, предотвр__тить неспр__в__дливое нак__зание, отв__рить дверь, в р__внинной или р__чной д__лине, уд__литься от дел, хлеб зач__рствел, обр__титься с пр__шением, оч__ровывать, зав__нтить крышку, выбр__сить, см__тать мус__р, ум__ляет достоинство, пот__чить ножи, к__роткие зап__си, нагр__дной отдел, отвл__каться, зат__ить обиду, зав__зать шарф, ст__рожить сад, изд__вна зн__комы, контр__лировать обст__новку, препод__вать в школе, вы__вить зак__номерность, ед__ничный случай, испов__дальные инт__нации, он в см__тении, св__рить м__к__роны, произн__сти закл__нание, зач__натель нового.

Упражнение 4 . Вставьте пропущенные буквы.

Сл__гаемые успеха, укл__няться от уплаты д__лгов, зап__рать двери, непром__каемый плащ, отп__реться от пок__заний, раст__рать по__сницу, расст__лить к__вёр, рассада перер__сла, бл__стательный акк__мп__ниатор, обм__кнуть хлеб в мёд, п__рог приг__рел, пром__чить ноги, р__внозначные в__л__чины, выр__внять дорожки, малыш подр__стает, оз__рение, дать пор__вну, переск__чить через огр__ждение, вып__сать из предл__жения все прил__гательные, прот__реть полы, пол__жить в несг__раемый шкаф, прик__саться рукой, подск__чить от испуга, подб__рите к этому слову прил__жение, сб__речь выр__щенный ур__жай, зам__реть на месте, изб__гать его прик__сновений, покл__ниться р__дным м__гилам, ур__вниловка, прекл__няться перед его ген__альностью, отр__слевой, проб__раться через зар__сли ш__повника к р__внине, дог__рает з__ря, бл__стящий пл__вец, проч__тай в прил__жении к учебнику, нач__нающий сп__ртивную к__рьеру г__мнаст, подсч__тать все выпл__ты, р__стущий орг__низм, выр__стить и сохр__нить, р__шить ур__внение, неук__снительно исп__лнять все поручения, нар__стающий шум, попл__вок, сотв__рение мира, возр__стные изм__нения, с__дит зап__ртый, нар__вне с другими, выб__рут в пр__зидиум, укл__няется от по__вления, сапоги пром__кают, скл__няться над б__льным, ур__внять в пр__вах, выч__тать и умн__жать, нер__вномерное нат__жение нити, выб__рать р__боту, пром__кашка, поч__тать р__дителей, м__кать кисть в краску, пл__вучий остров, отж__маться, соч__тать приятное с п__лезным, оз__рять с__янием, зам__чить белье, предл__гать выб__р, бл__стит на солнце, м__ченые яблоки, пл__вники, водор__сли, заст__лает пел__ной, подг__реть, ск__чу г__лопом, тв__рение в__ликого зодчего, на г__р__зонте св__ркают з__рницы, зан__маться р__стовщичеством, сл__мать р__сток, разв__вать эту отр__сль, возр__стающий инт__рес, разж__гать к__стёр, ст__лкновение по к__сательной, быстро прог__рать, молодая пор__сль, соч__тание цв__тов, прив__сти как ср__внение, пол__гаться на себя, соск__чить вниз, изм__рять ур__вень, изб__рательный бюллетень, забл__стеть, м__кать в кофе, ск__кун, вым__кнуть, ст__реть грязь, уд__рать без оглядки, зам__рать от в__лнения, зат__ить дыхание, сл__гка к__снуться этой пр__блемы, пл__вчиха, заг__рать, спл__влять лес, выск__чить из-за угла, рассч__таться сп__лна, выск__чка, отм__нить зас__дание, зач__рпнуть воды из к__лодца, подр__стковый п__риод.

Упражнение 5.

А ) проверяемая безударная гласная в корне?

1) пом__гает р__ботать, вн__мание, од__лжение, нач__нается;

2) прим__рение, заг__дать ж__лание, словосоч__тание;

3) несоизм__римый, возобн__вить, пов__р, всё преод__леть;

4) сж__мать кулаки, б__гатый выб__р, зап__хи, кр__дитный.

Б) В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная в корне?

1) забр__сать, раздр__жает, выск__чка, притв__рить окно;

2) испр__вления, пов__селились, увед__мление, съ__звить;

3) од__ржимый, распол__жил, чинопоч__тание, нез__конченный;

4) объ__вление, колл__гиальный, г__ревать, пол__мический.

В) В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная в корне?

1) прокл__нать, напр__жение, св__детель, прин__мать;

2) ч__стотный сл__варь, прокип__тить пол__тенце;

3) хар__ктеристика, провозгл__сить, ум__лять зн__чение;

4) осл__жнение, см__тение, заж__гаются, дать пор__вну.

Г) В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная в корне с чередованием ?

1) изл__гать, анал__гичный, просч__тать ходы;

2) усм__рить зверя, зам__реть от испуга, выч__сть и сл__жить;

3) заг__релый, на г__ризонте, з__рницы, пон__мать смысл;

4) сж__мать кулаки, она вас прокл__нёт, заск__чить на часок.

Д) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква ?

1) ум__лять о пом__щи, пл__вец, оз__рение, подр__стковый;

2) ут__шение, рассв__репел, сув__ниры, в__тражи, в__трины;

3) л__леять м__чту, испеп__лить, прец__дент, инц__дент;

4) межотр__слевой, обм__кнуть хлеб в мёд, подк__блучник.

III. СИНТАКСИС

Методический комментарий

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

Предложение – наименьшая целостная единица речи, грамматически и интонационно оформленная и выражающая сообщение, вопрос или побуждение.

Предложение является единицей общения (коммуникации), единицей формирования и выражения мыслей.

По цели высказывания предложения делятся на повествовательные (Вы можете взять эту книгу в библиотеке .), побудительные (Пожалуйста, возьмите эту книгу в библиотеке. Перестаньте кричать! ) и вопросительные (А в нашей библиотеке есть эта книга ?). Среди вопросительных по форме предложений особую группу составляют конструкции, содержащие так называемые риторические вопросы : Разве порядочные люди так поступают ? (по смыслу соответствует предложению Порядочные люди так не поступают .); И что же в этом хорошего?(= Ничего хорошего в этом нет).

По эмоциональной окраске предложения (любого типа) могут быть восклицательными и невосклицательными.

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения – слова и словосочетания, выступающие в предложении в определенной синтаксической роли.

Выделяют главные члены предложения: подлежащее и сказуемое, этограмматическая основа предложения; и второстепенные члены предложения : определение, дополнение, обстоятельство.

Простые предложения делятся нанераспространённые, которые состоят только из грамматической основы (Поезд ушёл. Погода великолепная! Светает. Он гений !) и распространённые , которые содержат второстепенные члены (Поезд ушёл час назад. Погода сегодня в городе великолепная! За окном уже светает. Он гений и для современников, и для потомков! )

Типы и формы главных членов

Подлежащее

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос Кто? Что? и, если оно выражено именем, имеет форму именительного падежа . Наш поезд опаздывает. Эта работа важна для меня. Он прекрасен.

Подлежащее может быть выражено:

- существительным (Мальчик рисует. );

- местоимением (Он рисует; Каждый может ошибиться; Кто пришел?; Что упало, то пропало; Вот человек, который поможет );

числительным (Семеро одного не ждут; Два – чётное число );

- словосочетанием (Две птицы улетели; Несколько птиц улетело ; Пачка книг рассыпалась ; Каждый из нас может это сделать; Край неба уже заалел; Что-то недоброе было в его взоре; Море огней сияло и переливалось внизу. );

- неопределенной формой глагола (Учиться было интересно.);

- любой частью речи, используемой в роли существительного И » – сочинительный союз ; Вот и настало это страшное завтра; Раздалось испуганное «Ах! »;

- полным прилагательным или причастием , хотя и весьма редко; в том числе перешедшим в существительное, то есть прилагательным или причастием в роли существительного, субстантивированным словом (Синий – вот его любимый цвет ; Вчерашнее не выходило у него из головы; Рассказанное вами заинтересовало меня; Виновные были наказаны.

Внимание ! Подлежащее имеет форму именительного падежа . В односоставных предложениях типа Мне скучно ; Ему хочется в отпуск подлежащего нет, а слова мне и ему являются дополнением (в форме дат. падежа).

Особую трудность для учащихся представляют конструкции, которые содержат существительное-дополнение в винительном падеже без предлога, когда у слова совпадают формы именительного и винительного падежа, например:

Бланк надо заполнять печатными буквами; Класс убирают ежедневно и др.

Это односоставные предложения, где словоформы бланк и класс являются прямыми дополнениями в винит. падеже . Если подобные конструкции вызывают у вас затруднение, поставьте на место существительного такое слово, у которого формы именительного и винительного падежа не совпадают, и вы убедитесь, что данное слово – дополнение, а не подлежащее:

Открытку / бланк надо заполнять…; Комнату / класс убирают…

В двусоставных предложениях, даже при инверсионном построении фразы, обычно понятно, какое слово является подлежащим:

Это должен знать каждый; Солнце закрыло облако.

Обратите внимание! (Синтаксические нормы) Прямое дополнение, совпадающее по форме с подлежащим , рекомендуется ставить после сказуемого, то есть использовать прямой, а не инверсионный порядок слов, начиная предложение с подлежащего:

Мать любит дочь; Суды защищают законы; Лень порождает беспечность.

При перестановке изменится смысл или же возникнет какая-то двусмысленность; восприятие таких предложений при инверсии затруднительно, и потому вместо конструкций типа Солнце закрыло облако рекомендуется либо сохранение прямого порядка слов, либо использование страдательного причастия: Облако закрыло солнце; Солнце было закрыто облаком.

Сказуемое

Сказуемое – главный член предложения, называющий действие, состояние или признак (которое/-ый приписывается подлежащему) и грамматически связанный с подлежащим.

Таким образом, сказуемое имеет грамматическое значение (наклонения, времени и др.) и лексическое значение (обозначает определенное действие, состояние, признак, приписываемый подлежащему): Он работал. Он болеет /болен.

В школьной грамматике выделяется три типа сказуемых :

простое глагольное сказуемое;

составное глагольное сказуемое;