Прикладной бакалавриат что лучше. Академические и прикладные бакалавры: в чем разница? Что такое магистратура

Бакалавриат - это высшее образование, подтвержденное дипломом бакалавра.

Бакалавр - это ученая степень, которая присуждается лицам, окончившим соответствующую образовательную программу в ВУЗе.

В России, а также остальных , участвующих в Болонском процессе, бакалавр - это форма законченного высшего образования, которая позволяет человеку работать на соответствующей должности. Обучение на данном уровне не должно быть меньше 4 лет. После окончания срока обучения проводятся государственные экзамены и защита выпускной работы, после чего выдается диплом о присвоении степени.

На бакалавриат возможно поступление сразу после школы или колледжа, с соответствующим аттестатом об общем среднем образовании. По сути, это первый уровень высшего образования. Отличие от специалитета достаточно серьезное, он подразумевает получение знаний в более узкой сфере, бакалавриат же дает более обширные знания по специальности, общую базовую информацию по всем отраслям науки, имеющим отношение к выбранному направлению.

Бакалавриат и магистратура - это два абсолютно разных уровня образования. После получения диплома бакалавра возможно поступление в , где можно будет углубить свои знания по специальности. На вопрос, нужно ли продолжать обучение, ответить может только сам соискатель. Если есть желание заниматься преподавательской или научно-исследовательской деятельностью, то такое обучение необходимо. Однако обучение на степень бакалавра имеет свои особенности.

Плюсы бакалавриата:

  • Однозначно сказать, что лучше в условиях российской действительности специалитет или бакалавриат, достаточно сложно. Однако для признания диплома за границей гораздо выгодней быть бакалавром, так как этот уровень понятен и принят во всех странах Европы и США.

Что лучше для студента? Если планируется дальнейшая научная деятельность, то лучше выбрать бакалавриат. В любом случае специалитет в России упразднен.

  • Бакалавриат подразумевает более короткий срок обучения, нежели специалитет, а значит студенты смогут раньше приступить к работе.
  • Возможность быстро сменить профессию. Данная степень позволяет пройти обучение на другой специальности за один год.
  • Поступление и обучение в магистратуре для бакалавра бесплатно, так как является продолжением получения высшего образования. Для специалиста обучение в магистратуре платное.

Минусы бакалавриата:

  • Возможно ухудшение общего уровня образования, так как времени на обучение очень мало.
  • Разработка соответствующих программ - это очень большие траты для ВУЗа и бюджета Министерства образования.

Виды бакалавриата

Существует два основных вида бакалавриата: прикладной и академический.

Прикладной бакалавриат включает в себя образовательные программы, позволяющие овладеть не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками для работы. Цель прикладного бакалавриата - открытие возможностей для студентов после учебы приступать к работе без предварительной стажировки. По окончанию обучения наряду с дипломом присваивается квалификационный разряд.

Академический бакалавриат , напротив, готовит скорее теоретиков, чем практиков. Программы данного уровня необходимы для подготовки людей к научно-исследовательской деятельности теоретического характера. По окончанию обучения выдается только диплом о присвоение степени бакалавра.

Бакалавриат в других странах

Степень бакалавра признана во всех странах, участвующих в Болонском соглашении, в том числе в странах Европы и в США. Соглашение подразумевает единый образовательный стандарт во всех странах, его принявших.

Международный бакалавриат - это законченное высшее образование, которое не требует дальнейшего обучения, так что большинство студентов на этом и останавливаются. В различных странах сроки подготовки специалистов отличаются, но обычно они сжаты в 4–6 лет, только медицинские направления требуют более серьезной проработки в 5–7 лет.

После получения соответствующей степени выпускник имеет право начать работу по специальности.

В США российские школьники могут поступить на бакалавриат сразу после получения аттестата.

В странах Западной Европы с этим чуть сложнее, так как подтверждение среднего образования более запутанное.

Одной из основных особенностей бакалавриата в США является возможность закончить его раньше документального срока за счет увеличения количества предметов, изучаемых в семестре. Учебный план при этом достаточно размыт. Кроме этого, студент со степенью бакалавра имеет право продолжить обучение не только в магистратуре, но и сразу в докторантуре, что невозможно в России. При этом разница в уровне образования достаточно ощутима.

Европа позволяет получить степень бакалавра чуть быстрее, от 3-х лет. Но при этом есть более серьезные требования к поступающим: вероятна сдача экзаменов и обязательно предоставление языкового сертификата. Конечно, практически во всех ВУЗах Европы есть обучение на языке, но оно платное, а для получения бесплатного образования необходимо в совершенстве знать язык принимающей страны.

В основе российской системы образования лежит болонская методика. При желании студент может окончить бакалавриат, специалитет или магистратуру. В рамках обучения на бакалавра предусмотрено прохождение прикладной или академической формы. В связи с этим возникает вопрос о том, что это такое и чем отличается одна форма от другой.

Для того, чтобы охарактеризовать прикладной и академический бакалавриат и их отличия, следует разобраться с действующей системой высшего образования в России.

12 сентября 2013 года был принят приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования». Согласно данному документу выделяют следующие уровни высшего образования:

  • Бакалавриат длится 4 года;
  • Специалитет;
  • Магистратура.

Обратите внимание! Получение высшего образования в РФ не является обязательным. Оно свидетельствует о получении профессиональных знаний и навыков в выбранной сфере. Благодаря диплому о высшем образовании выпускник может претендовать на получение престижной работы по имеющейся специальности.

Для того, чтобы поступить в вуз на бакалавриат, достаточно среднего полного образования. Свидетельство о его получении выдается после окончания 11 классов обучения в школе. Также подать документы на получение степени бакалавра может выпускник колледжа или техникума. В таком случае учитывается срок обучения в учебном заведении. При этом учебный период в вузе сокращается до 3-летнего срока.

Кроме бакалавриата, в российской системе образования присутствуют магистратура и специалитет. Бакалавриат от магистратуры и специалитета отличается не только количеством лет обучения.

Разница заключается в объеме информации, предоставляемой обучаемому. Бакалавриат является отправной ступенью для зачисления в специалитет или магистратуру.

При этом магистратура обязательна для получения ученых степеней. В соответствии с требованиями, которые были предъявлены к участникам Болонского процесса, специалиста приравняли к квалификации магистра. В результате обучения специалист имеет право на получение ученой степени по итогам написания научных трудов.

Прикладная форма

Программа прикладного бакалавриата является относительно новым видом. В момент ее утверждения решался вопрос о 3-годичном или 4-годичном периоде обучения. В результате споров было решено создать учебный курс на 4 года. Такой временной промежуток считается оптимальным для получения необходимого академического уровня образования.

Выбирая между этими вариантами, будущие студенты отдают предпочтение прикладной форме. Это связано с возможностью без промедления трудоустроиться после выпуска. На рынке труда прикладной бакалавр имеет на порядок больше преимуществ, нежели академический.

Согласно действующей практике у бакалавра нет конкретной квалификации. По итогам обучения по прикладной форме студент получает образование с ориентиром в практическую сторону вопроса. Подобная организация учебного процесса присваивает студенту квалификационный уровень.

Важно! Это программа обучения, в основе которой лежат исключительно принципы практической профессиональной деятельности.

По итогам учебного процесса выпускаются специалисты высокого уровня и профессиональные рабочие. Отличия выпускника прикладного бакалавриата заключаются в его способности разобраться в функционировании сложных устройств, электронных систем и машин.

Практический вид, в отличие от академического, позволяет студенту сразу после выпуска отправляться на производство. Специалисту не потребуется дополнительно оканчивать курсы повышения квалификации.

Его знаний и навыков будет достаточно для успешной работы и продвижения по карьерной лестнице.

Главное, чем прикладной вид выделяется, — упор на практические стороны производства. Это проявляется в получении студентом прикладной квалификации по выбранной профессии. Такая программа создает повышенный спрос со стороны работодателей.

Среди специальностей, по которым существует подготовка на прикладного бакалавра, принято выделять следующие направления:

  • картографическое;
  • химическое;
  • экологическое;
  • геоинформатическое;
  • корабельное вооружение;
  • архитектурное;
  • оптотехническое;
  • рекламное;
  • материаловедческое;
  • менеджмента;
  • социологическое;
  • хореографическое;
  • экономическое;
  • социальная работа;
  • информатическое;
  • документоведения;
  • материаловедения;
  • вычислительной техники.

В рамках прикладного бакалавриата существует вопрос о его равнозначности обучению в колледжах и техникумах. Это связано с 3-3,5-летней продолжительностью обучения в этих заведениях. Несмотря на относительно схожий срок, окончание техникума или колледжа не дает нужной квалификации.

Полезное видео: прикладной бакалавриат

Академическая форма

Это учебная программа, которая основана на формировании теоретического базиса. Теоретический фундамент создается по множеству дисциплин в рамках учебного курса. В академической форме отсутствует практическая деятельность. Подразумевается, что базовые навыки, необходимые для успешной деятельности, будут получены специалистом уже в ходе стажировки. Академический бакалавр получает практические навыки непосредственно в момент исполнения обязанностей.

Для академического вида действует 4-летний период обучения. За этот промежуток времени бакалавр проходит подготовку к . Данная форма служит отправной точкой для последующего поступления в магистратуру.

Обратите внимание! Программа по академической форме не отличается от прикладной. Существенное различие состоит в максимальном включении прикладных бакалавров в производственный процесс.

Сходства и отличия

Общее, что связывает академический и прикладной бакалавриат, — это протяженность учебного процесса . Длительность обеих форм обучения — 4 года.

К сходствам относится и диплом о высшем образовании. В случае успешного окончания выпускнику выдается документ. В нем указывает вид бакалавриата, в рамках которого было пройдено обучение.

Отмечается получение относительно одинакового уровня профильных знаний и теоретических сведений.Для оптимального выбора между прикладным и академическим бакалавриатом требуется выяснить их принципиальную разницу.

Среди существенных различий принято выделять:

  1. Новизна в появлении формы обучения. Академический вариант является традиционной формой. Прикладной вариант – относительно новый вид в российском образовании.
  2. Различие в превалировании теоретической или практической базы в учебной программе. Для академической формы актуален акцент на теорию. Для прикладного варианта важнее практические навыки.
  3. Пути в дальнейшем развитии как специалиста. По итогам академической формы допускается обучение на магистра. Практическое образование ознаменовывает окончание учебного процесса трудоустройством по специальности.
  4. Возможность поступления в магистратуру. Академическая форма позволяет сразу подавать документы для поступления в магистратуру. После практической требуется получения трудового стажа по выбранной специальности, после чего разрешается обучение в магистратуре.

Обратите внимание! Основное, что отличает прикладной бакалавриат и академический, — наличие практических умений, знаний, навыков. Все это имеет отражение в квалификации и в возможности дальнейшего обучения для получения ученой степени.

Полезное видео: стоит ли идти в магистратуру после бакалавриата?

Вывод

В российской системе образования существует как академический, так и прикладной бакалавриат. Их отличие заключается в объемах теоретических и практических знаний, получаемых студентами. Выбор формы зависит от целей будущего специалиста.

Вконтакте

Все чаще нам приходится слышать о программах "Прикладного бакалавриата" и в то же время о полном отсутствии понимания данного термина.

Данный вопрос отлично освещается в интервью директора департамента госполитики в образовании Минобрнауки Игоря Реморенко (газета Известия).

«Прикладной бакалавриат » - так называется программа обучения для студентов средних специальных и высших учебных заведений, стартующая в этом году.

Предполагается, что учащиеся, проучившись четыре года по этой программе, станут хорошими практиками и в то же время будут иметь теоретическую подготовку на уровне высшего образования. То есть создается некий гибрид техникума и института, в котором за четыре года студенты станут полноценными специалистами . Что представляет собой эта программа, рассказывает директор департамента госполитики в области образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Известия: Игорь Михайлович, сейчас начинается эксперимент по введению прикладного бакалавриата. Расскажите, что это такое и откуда появилась сама идея?

Игорь Реморенко: Идея эксперимента появилась лет пять назад. Предпосылок было несколько. Во-первых, порядка 70% ребят, заканчивающих средние специальные учебные заведения, потом поступают в вуз, стремясь получить высшее образование. Порой они это делают даже не из-за потребности в дополнительном образовании, а из-за статуса. Получается, что вначале они четыре года учатся в среднем специальном учебном заведении, а потом еще три-четыре года, а то и пять лет, если говорить о двухуровневом образовании,- в вузе. При этом, скажем, в некоторых регионах выпускники педагогических училищ котируются выше, нежели выпускники педагогических же вузов. В то время как первые вместо того, чтобы работать и строить карьеру, следуя за модой, вынуждены получать высшее образование. Получается, что для достаточно большой категории людей неоправданно увеличивается срок обучения, и все из-за формального статуса специалиста с высшим образованием.

Второе - некоторые профессии последние годы значительно усложнились. И если раньше хватало технических навыков, то сейчас необходимо еще знать и теоретическую базу, основополагающие принципы. Например, в металлургии усложняется технологический процесс, из-за чего надо не только уметь производить конкретные действия на каждом его этапе, но и понимать, как устроен весь процесс, чтобы в нужный момент сделать правильный выбор между тем или иным действием. И поскольку специальности усложняются, подготовка специалистов приближается к уровню высшего образования. Эти два обстоятельства и обусловили необходимость эксперимента. Были отобраны высокотехнологичные специальности, и по ним решено дать возможность учащимся получить полноценное, подчеркиваю, высшее образование. Все это делается при сотрудничестве средних и высших учебных заведений.

И: Какие именно специальности были отнесены к высокотехнологичным?

Реморенко: Металлургия, машиностроение, материалообработка, причем в данных учебных курсах появляются элементы нанотехнологий, что делает предметы еще сложнее. Затем информатика и вычислительная техника, где надо понимать тенденции программирования, новые направления. Далее экономика и управление, где необходимо уметь заниматься финансовым планированием, а не просто быть бухгалтером. Энергетика, педагогика и ряд других специальностей также включены в этот список. То есть специалисты, выпускаемые в рамках программы прикладного бакалавриата, должны обладать не только компетенцией в конкретной области, но и быть способными руководить технологическими процессами и разбираться в бизнес-процессах.

При отборе направлений, по которым пойдет эксперимент, мы, во-первых, смотрели, какие отрасли и соответствующие им направления подготовки зарекомендовали себя как высокотехнологичные. Во-вторых, ведомства направляли нам свои предложения, объясняя, в каких именно специальностях они заинтересованы. И, в-третьих, переход на новые образовательные стандарты позволяет увидеть, какого рода компетенции нужны ученикам и как они соотносятся с тем, что способны дать учебные заведения. Важно, чтобы эти новые компетенции соотносились именно с высшим образованием.

И: По какому принципу отбирались учебные учреждения для участия в программе?

Реморенко: Был объявлен конкурс среди учебных заведений, желающих принять участие в программе. Каждое из учреждений оформило программу эксперимента, обосновало свои действия и намерения. После экспертного анализа программ конкурсная комиссия отобрала тридцать учреждений, сейчас, возможно, к ним прибавится еще девятнадцать. В течение четырех лет будет проходить эксперимент. Студенты, участвующие в нем, получат высшее образование с квалификацией бакалавра.

И: А когда начнется эксперимент?

Реморенко: Можно сказать, что он уже начался. Поступать абитуриенты будут этим летом. Сейчас мы готовим документы, рекомендации, готовим вопросы и ответы для образовательных учреждений. Разъясняем, например, что поступающих в образовательное учреждение нужно ставить в известность о начале эксперимента по такой-то образовательной программе.

И: После обычного многие продолжают учиться дальше, поступая в магистратуру. Для учащихся по программе прикладного бакалавриата с этим трудностей не возникнет?

Реморенко: Программы прикладного бакалавриата строятся исходя в первую очередь из потребностей практической деятельности на производстве, нежели из нужд исследовательской работы. Поэтому он, собственно, и прикладной. Но надо сказать, что и магистратура не всегда исследовательская. Есть магистратуры, где человек просто осваивает какие-то серьезные технологии для практического их применения. Например, юриспруденция в сфере недвижимости, где очень подробно изучается узкий сегмент. Очень прикладная вещь. И в таком вот смысле каких-либо ограничений у бакалавров при поступлении в магистратуру не будет.

И: А для тех, кто решит заняться исследовательской работой?

Реморенко: И это вполне возможно. После окончания бакалавриата необходимо будет сдать экзамен для обучения по магистерской программе.

И: В чем заключается специфика прикладного бакалавриата? Больше практических занятий предполагает, по идее, что студент должен очень значительную часть времени уделять знакомству с производственным процессом. А где он будет это делать? На предприятиях?

Реморенко: По-разному. Разумеется, освоение технологий имеет здесь большее значение, нежели в обычных программах бакалавриата. Сейчас часто на базе самих образовательных учреждений существуют так называемые «учебные полигоны», где можно изучить ту или иную практическую деятельность. К тому же в продвинутых технических учебных заведениях, как правило, довольно велика доля приезжающих с предприятий. Они получают новую специальность, высшее образование, повышают квалификацию. И у них есть возможность быстро освоить современное оборудование у себя на производстве. Если же полигона нет, а учащиеся пришли «с улицы», то будут заключаться договоры с предприятиями.

И: Прикладной бакалавриат будет бесплатным?

Реморенко: Мы проводим этот эксперимент за бюджетные средства, и он никак не связан с количеством мест для бюджетников на других отделениях учебных заведений.

И: А какой результат, по вашему мнению, будет означать, что эксперимент удался?

Реморенко: Во-первых, это оценка качества подготовки работодателем. Предполагается, что они будут участвовать в экспертных и экзаменационных комиссиях, оценивая, насколько подходят им новые специалисты. Во-вторых, будем оценивать, насколько такие программы можно реализовать во всей сети колледжей, а не только в нескольких десятках специально отобранных. Может быть, окажется, что из отобранных 30–40 учебных заведений десять способны давать хорошее образование в рамках этой программы, а остальные - нет. Но если большинство окажется способно, работодатели будут довольны, а студентам станет интересно и перспективно учиться по таким программам, то у прикладного бакалавриата большое будущее.

И: И какое это будущее?

Реморенко: По сегодняшним данным, 15–20% России сможет давать диплом о высшем образовании по итогам обучения по программам прикладного бакалавриата.

И: Что дает самим учебным заведениям участие в эксперименте?

Реморенко: Дает статус участника эксперимента, что позволяет использовать некие дополнительные возможности при позиционировании своих программ потребителю. Проще говоря, учебное учреждение может прибавлять к своему списку преподаваемых специальностей еще и прикладной бакалавриат. Ведь, как правило, каждое хорошее учреждение стремится сейчас выйти на рынок и найти работодателя, который бы размещал у него заказы на повышение квалификации своих специалистов, особенно это касается среднего профобразования. Кризис это показал. Довольно много организаций повышало квалификацию своих сварщиков, строителей и т. д. Участие в эксперименте - дополнительный фактор, позитивно работающий на имидж образовательного учреждения.

И: В России традиционно гордятся хорошим и обширным базовым образованием, опираясь на которое человек может выбирать разные направления деятельности. Не получится ли так, что прикладной бакалавриат с его прикладной направленностью значительно сузит рамки обучения?

Реморенко: Во всем мире идет процесс сокращения числа направлений подготовки. То же самое и у нас. Образование становится, наоборот, более универсальным. Скажем, данные показывают, что чем масштабнее и общо звучит название специальности, тем больше ребят с высокими баллами ЕГЭ туда поступает. То есть, скажем, техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования привлечет меньше абитуриентов, нежели технологии машиностроения. Ведь во втором случае у ребят больше возможностей найти что-то по душе среди большого набора профилей. За последние годы из пятисот направлений подготовки мы сделали триста. А ряд направлений подготовки перешли в профили. Допустим, обработка металлов давлением. То есть давлением он будет уметь обрабатывать, а по-иному - нет. Такое направление переходит в профиль, а ребята поступают на более общую обработку металлов, начиная специализироваться с третьего курса.

И: Останутся ли в прикладном бакалавриате предметы, не имеющие прямого отношения к выбранной специальности, но позволяющие заложить фундаментальное образование?

Реморенко: Такие предметы, безусловно, появляются. Их будут добавлять к программам среднего специального образования, чтобы такое образование являлось полноценным высшим образованием. Но какие дисциплины и в каком количестве - это предстоит выяснить в ходе эксперимента. Будут создаваться экспериментальные образовательные программы.

И: Будут ли созданы какие-то общественные комиссии, следящие за проведением эксперимента?

Реморенко: Создана конкурсная комиссия по отбору учебных заведений, она и будет следить. Туда входят представители Общественной палаты, регионов, объединений работодателей и других организаций.

С 2010 года около 50 вузов и техникумов в рамках эксперимента реализуют программы прикладного бакалавриата, которая должна стать альтернативой среднему профессиональному образованию. В ходе доработки Стратегии-2020 был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития этих программ

О путях этого развития - руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования Федерального института развития образования (ФИРО) .

Владимир Игоревич, когда прикладной бакалавриат только задумывался, речь шла о четырехлетних программах, как и для обычного бакалавриата. Теперь же, в рамках доработки Стратегии-2020, говорится о трехлетних программах. Сколько же все-таки лет нужно будет учиться на прикладного бакалавра: три или четыре?

Причина этого разночтения объясняется подвижностью педагогических концепций – тот самый случай, когда «хвост виляет собакой». Сначала появилось само понятие «прикладной бакалавриат», а потом оно стало наполняться разными смыслами. Сегодня есть два основных подхода к прикладному бакалавриату. Первый - что это подготовка рабочих с высшим образованием, второй – что это полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая, прежде всего, ориентирована на трудоустройство. Мы придерживаемся второго подхода, разрабатываем соответствующую концепцию, а первый представляет собой в значительной степени слухи и домыслы.

- Чем привлекателен для студентов прикладной бакалавриат в вашей интерпретации?

Главное, чем можно их привлечь, - выгодное трудоустройство. Что такое бакалавр вообще? Это степень, которая очень часто не содержит определенной квалификации. Кто такой, например, филолог или философ, непонятно – в дипломе должны содержаться еще какие-то уточняющие квалификации. Поэтому прикладной бакалавриат, с нашей точки зрения, – это всего лишь бакалаврская программа, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная, практико-ориентированная выводит на четкую квалификацию.

Например, сегодня филологу, чтобы стать секретарем-референтом, нужно идти на курсы, а можно будет получить эту квалификацию в вузе, причем бесплатно, если человек учится на бюджетном месте. И те люди, которые поняли, что они не совсем филологи, то есть не писатели, не критики, что они не хотят рисковать на рынке труда, этой возможностью воспользуются. Если человек оканчивает филологический факультет, он пишет без ошибок, владеет иностранными языками, может легко поговорить на разные темы. Но если вдобавок к этому он знает делопроизводство, владеет компьютером и другими предметами, связанными с обеспечением деятельности руководителя, если соответствующую практику прошел, то он легко может работать референтом при серьезном боссе. В этом смысл прикладного бакалавриата.

И это очень востребовано на рынке труда, потому что раньше секретарей-референтов готовили в ПТУ, в профессиональном колледже, высшего образования у них не было. А сегодня, если мы опросим руководителей, нужен ли им секретарь референт со средним образованием, все хором ответят: нет, только с высшим! А в нынешнем высшем образовании такой подготовки не предусмотрено.

- Но почему все-таки четыре года обучения? Общее образование вместе с прикладной квалификацией нельзя дать быстрее? - Мы считаем, что программа должна быть четырехлетней, чтобы не снижать общего академического уровня бакалавра.

А идея трехлетних программ связана всего лишь с тем, что предлагается назвать прикладным бакалавриатом программы, которые реализуют учреждения среднего профессионального образования (СПО) – колледжи, техникумы. Дескать, давайте переименуем программы колледжей – и туда с удовольствием пойдут люди. Получится практико-ориентированная подготовка без высшего образования, а называться будет тем же словом «бакалавриат», что и программы вузов. Меняем название, формально повышаем уровень образования – появляется привлекательность, а на самом деле ничего толком делать не надо. Возьмем лучшие колледжи, где срок обучения – 3-3,5 года, и на их примере это покажем. Эта идея оказалась не сильно состоятельной – так можно только путаницу создать в головах у людей.

У меня есть еще одна версия возникновения идеи трехлетних программ. Лет десять назад обсуждалась возможность перехода к трехступенчатой системе высшего образования. Мы говорили о том, что возможно введение первой степени – двухлетней, после которой следуют собственно бакалавриат и магистратура. И эта «вилка» в Болонском соглашении есть до сих пор. Может быть, три года «выплыли» оттуда – после прохождения первого общеобразовательного цикла высшего образования человек еще год учится в бакалавриате и получает такой полу-диплом, то, что раньше называлось «незаконченное высшее образование».

Но такой подход оказался невостребованным – все-таки имеет смысл давать полноценную бакалаврскую подготовку. Опять же путаница у людей возникнет. Сегодня мы даже не можем толком объяснить, кто такой бакалавр, вы спрашиваете, кто такой прикладной бакалавр, а если еще первую ступень ввести, совсем запутаемся. Не стоит сажать столько сосен, чтобы потом в них блуждать.

- В 2010 году начался эксперимент по прикладному бакалавриату. Каковы его промежуточные итоги и дальнейшие перспективы?

Эксперимент проходит в соответствии с постановлением правительства – отобраны 56 учебных заведений, вузы и

консорциумы, в которые входят вузы вместе с колледжами. Есть разные промежуточные результаты, в том числе оплошности. Например, поскольку программы экспериментальные, они не аккредитованы, и многих мальчиков призвали в армию на законном основании. Так что в ряде отраслей – например, в информационной – эксперимент сорвался, в группах были одни мальчики, и что с ними делать по возвращении из армии, неясно.

Национальный фонд подготовки кадров сейчас ведет мониторинг эксперимента. Мы, со своей стороны, отслеживаем содержательную часть – смотрим, как обычная часть программы сочетается с прикладной, можно ли все это реализовать не на базе вуза, а на базе учреждения СПО. Вузы ведь должны не снижать теоретическую планку, а в колледжи можно отдать практико-ориентированную часть. И, надо сказать, наиболее устойчивой оказывается та система, где вуз реализует программу прикладного бакалавриата без помощи колледжа. Например, на факультете одна группа – обычные, академические бакалавры, другая – прикладные, то есть в вариативной части стандарта она ориентирована на прикладное обучение. Но и здесь есть опасность – что прикладную составляющую вузы сведут на нет, ограничатся обычным бакалавриатом.

С моей точки зрения, очень неустойчиво, плохо организовано сетевое сотрудничество вузов и учреждений СПО. Связано это с финансовыми проблемами – есть сложности во взаиморасчетах. Мы надеемся на новый закон «Об образовании» - ту статью, где описываются возможности сетевого сотрудничества учебных заведений.

А почему вузы могут свести на нет прикладную часть? Ведь это в их интересах – обеспечить больше возможностей студентам для трудоустройства.

Дело в том, что выпускники многих направлений, специальностей и так пользуются спросом на рынке труда. Сколько бы ни ругали экономистов, юристов, они, если верить статистике, на рынке труда наиболее успешны. Делать что-то отдельное, прикладное вузам смысла нет, поскольку отрасли поглощают выпускников и дальше воспитывают их определенным образом. Есть отрасли, где иного бакалавриата, кроме прикладного, не может быть по определению – например, педагогика. Школе не нужен педагог-исследователь, ей учитель нужен. К квалификации бакалавра педагогики мы и так всегда прикладываем более конкретную квалификацию – учителя физики, информатики и проч.

А есть отрасли, для которых нужно менять структуру подготовки – именно прикладные бакалавры там будут востребованы. Мечта работодателя – чтобы его техник с СПО имел более высокий уровень теоретической подготовки. Здесь мы видим удачные примеры у металлургов, еще в ряде технических сфер, на программы обычного бакалавриата накладываются конкретные профессиональные модули – подготовка по востребованным технологиям, с определенным местом трудоустройства в дальнейшем. Появляются признаки узкой квалификации на базе широкого бакалаврского образования.

- Такая форма предполагает достаточно широкое сотрудничество с производственными предприятиями?

Конечно, прикладной бакалавриат в реальном секторе экономики имеет смысл только тогда, когда рядом есть работодатель, который знает, какое оборудование у него установлено на производстве сейчас, какое технологическое перевооружение предполагается в перспективе двух-трех лет, какие специалисты ему будут нужны под это оборудование. Бакалавры-инженеры, готовые сразу же приступить к работе на конкретном оборудовании, будут очень востребованы. От работодателей требуется участие не только словом, но и делом, и в первую очередь это касается организации практики на производстве. К сожалению, пока эта идея реализуется не так успешно, как хотелось бы.

Высшей школе вообще сложно организовать такую практическую подготовку, поскольку там есть системная проблема - склонность к теоретизированию. Всю практическую конкретику студенты должны постигать самостоятельно. Учреждения СПО, напротив, не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них нет профессорско-преподавательского состава, а для того, чтобы нормально обучить студентов практически вещам, нужно опять-таки сотрудничество с работодателем.

Таким образом, прикладной бакалавриат, будучи массовой формой образования, может «работать» только при определенных условиях: когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. Лучше всего, когда преподаватели техникума или колледжа работают на этом предприятии или хотя бы с ним сотрудничают. И тогда вузам выгодно сотрудничать с системой СПО: на себя взять теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить техникуму.

В рамках обсуждения Стратегии-2020 говорилось, что в дальнейшем студенты будут иметь возможность выбрать академический или прикладной бакалавриат не только при поступлении, но и на втором или третьем курсе.

На мой взгляд, так и должно быть. При поступлении на первый курс ведь не все понимают, к чему они на самом деле стремятся: делать академическую карьеру или поскорее выходить на рынок труда. Если человек уверен в себе как в теоретике, ему, конечно, лучше поступать в магистратуру, а потом в аспирантуру. А если нет, то лучше выбрать более прикладную подготовку.

Стандарты высшего образования третьего поколения позволяют человеку самостоятельно сделать свою программу более прикладной или более теоретической. Например, в рамках направления «Экономика» существует 33 профиля - от международных экономических отношений до бухгалтерского учета. В рамках ряда профилей могут существовать прикладные программы - к примеру, подготовка специалистов по налогообложению. Выпускник может стать не просто бакалавром экономики, но и готовым чиновником соответствующей службы.

Какие организационные и правовые меры нужно предпринять, чтобы все это можно было реализовать? Сейчас студенту 2-3 курса перейти с одной программы на другую довольно проблематично.

Да, и это связано с тем, что современный вуз, к сожалению, преследует свои интересы, а интересы студентов - для него дело второстепенное: как правило, для администрации обеспечение преподавателей часами важнее, чем качество обучения. С этим связаны такие устаревшие вещи в нашем высшем образовании, как деление на группы. Это ведь просто попытка «привязать» студента к расписанию, лишить его выбора, подменить выбор набором спецкурсов. А должно быть по-другому: базовые обязательные курсы, которые читаются потоку, и курсы по выбору, которые студент выбирает сам, а группы формируются уже в зависимости от того, кто что выбрал. Чтобы это осуществить, нужен полноценный переход на кредитно-модульную систему, а не просто расчет нагрузки преподавателей.

Кроме того, нужен институт тьюторов – тех, кто помог бы студенту сориентироваться в программе, объяснил, какая последовательность курсов - образовательная траектория - куда его приведет.

Естественно, нам нужен и другой институт оценивания квалификации выпускников. Существующие сегодня формы типа государственных экзаменов, дипломной работы опять же имеют смысл только для теоретиков.

- При обсуждении Стратегии-2020 высказывалось мнение о том, что работодатели должны участвовать в итоговой аттестации студентов. Как вы считаете, реально ли это де-факто, а не де-юре?

Я считаю, что да, реально, а в ряде случаев - необходимо. Там, где речь идет, например, об обеспечении города учителями или завода инженерами, работодатель и его мнение должны быть на первом месте. Но есть свободные творческие профессии, где подготовка специалистов с учетом работодателей - необязательное условие. Например, трудно сказать, кто является работодателем будущего писателя.

Проблема в том, что сейчас процесс итоговой аттестации выпускников бюрократизирован, существует огромное количество процедур. Например, аттестация учителей - сама по себе, аттестация выпускников педагогических университетов – сама по себе. И в чем здесь смысл? Поэтому, на мой взгляд, первое, что необходимо, – унификация этих процедур. Я думаю, следует выделить ряд прикладных отраслей, где работодатели могут и готовы участвовать в оценке квалификации. Там должно произойти делегирование полномочий по оценке квалификации выпускника от вуза к работодателю.

А сейчас вуз сам учит, сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает на рынок труда. Если дипломы ряда престижных вузов еще пользуются доверием, то обо всех остальных такого не скажешь. И это лишний раз доказывает необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников.

- Когда речь шла о разработке стандартов третьего поколения, работодатели были не очень активны...

В среднем - да, не очень активны. Но есть, например, такие компании, как Объединенная авиастроительная корпорация, где стандарты читали внимательно и принимали участие в их обсуждении. Чтобы принять человека на работу, в этой компании есть свои тестирования и оценки квалификаций. Всем было бы проще, если бы эти тестирования можно было объединить с вузовскими процедурами. Есть и примеры, когда работодатели охотно сотрудничают с отдельными вузами – например, металлурги с Национальным исследовательским технологическим университетом «Московский институт стали и сплавов». Продвинутые работодатели уже не хотят брать на работу «кота в мешке» и пытаются влиять на подготовку кадров, в том числе, через стандарты.

Беседовала Екатерина Рылько

Перейдя на болонскую систему образования, Россия стала осваивать новые программы высшего образования - бакалавриат и магистратуру. Большинство вузов стали готовить студентов по этим программам. Выучиться на бакалавра можно за четыре года. После этого студент либо идет работать, либо продолжает обучение в магистратуре. Оно длится еще два года. Будущий магистр углубляет полученные знания. По окончании магистратуры он может и заняться полноценной научной деятельностью.

Бакалавриат

Студенты-бакалавры учатся в течение четырех лет. Базой поступления является среднее полное образование, то есть одиннадцать классов школы. Также на бакалавра может пойти учиться выпускник техникума или колледжа. В этом случае срок обучения составит три года.

Студенты-бакалавры по окончании обучения получают дипломы о высшем образовании и степень бакалавра.

Но сейчас студентам следует научиться разбираться в том, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, так как с недавнего времени эти программы также появились в российской системе образования.

Стратегия 2020

С 2010 года чуть больше 50 российских техникумов и вузов экспериментируют с программами прикладного и академического бакалавриата. Что такое прикладной подготовка квалифицированных кадров с высшим образованием. По своей сути, это альтернатива для среднего профессионального образования.

Прикладной бакалавриат стал частью доработки правительственной программы «Стратегия 2020», направленной на долгосрочное социально-экономическое развитие страны.

Когда в стране появилось понятие «прикладной бакалавриат», предполагалось, что на него также будут учить в течение четырех лет. Позже специалисты склонялись к трехлетней программе обучения. Сейчас они остановились на первом варианте обучения.

Что обозначает прикладной бакалавриат? Сейчас в это понятие входит два аспекта:

  1. Подготовка рабочих кадров, у которых будет высшее образование.
  2. Бакалавриат, у которого отмечается расширенная прикладная часть, ориентированная на трудоустройство студента.

В высших учебных заведениях страны отдают предпочтение второму варианту.

Смысл прикладного бакалавриата

Главное, что привлекает студентов к программе прикладного бакалавриата, - возможность выгодно трудоустроиться по окончании обучения. Как известно, студент-бакалавр не обладает определенной квалификацией. Во время обучения по программе прикладного бакалавриата студент изучает ту же базовую часть, что и при обычном обучении, но дополнительная более ориентирована на практику. В результате студент получает четкую квалификацию.

Подготовка студентов по определенной профессии, обучение владению компьютером и основными предметами, направленными на обеспечение деятельности руководителя, предоставление соответствующей практики и диплома о высшем образовании - это и есть то, что означает прикладной бакалавриат. А подготовленные кадры очень востребованы на современном рынке труда.

Обучение в три или четыре года?

Итак, что такое прикладной бакалавриат, по сути? Это основное образование, дополненной прикладной квалификацией по определенной профессии.

Ранее шли споры о трехгодичном или четырехгодичном образовании. В итоге было решено остановиться на четырех годах обучения, так как студенты-бакалавры должны получить соответствующий академический уровень обучения.

Когда система только вводилась, программы обучения в колледжах и техникумах предлагалось переименовать в прикладной бакалавриат. Сроки обучения в этих учебных заведениях составляют 3-3,5 года. Но идея оказалась несостоятельной. В конце концов, прикладной бакалавриат так и остается бакалавриатом, то есть предполагает получение высшего образования. Техникумы и колледжи не обладают такой квалификацией.

Академический бакалавриат

Разобравшись с тем, что такое прикладной бакалавриат, и что он ориентирован на подготовку специалистов к рабочим условиям, можно приступить к понятию бакалавриата академического. Эта программа обучения направлена на создание теоретического фундамента по большому количеству дисциплин. Практическая деятельность при этом отсутствует, так как предполагается, что основные навыки выпускник будет получать уже на работе. Данная форма обучения также продолжается в течение четырех лет.

Каждый студент решает для себя сам, какая квалификация ему нужна - академическая или прикладная. Что значит прикладной и академический бакалавриат? Первый направлен на практические знания, тогда как второй ориентирован на теорию. Академических бакалавров целенаправленно готовят к научно-исследовательской работе. Их настраивают на то, что они пойдут учиться дальше - на магистра.

Разница бакалавриатов

Если посмотреть, что такое прикладной бакалавриат и академический бакалавриат, то выходит, что первое - это рабочий с высшим образованием, а второе - традиционная форма высшего образования.

Дальнейшее поступление в магистратуру у студентов прикладного и академического бакалавриатов отличается. «Академисты» проходят определенный конкурсный отбор, а «прикладникам» перед поступлением следует сначала поработать по своей специальности в течение определенного количества лет.

Итак, мы разобрали, что значит прикладной бакалавриат и академический бакалавриат. Разница между ними - наличие практических знаний, умений и навыков. «Прикладники» - узкие специалисты с практическими навыками в определенной области. «Академисты» же обладают широким кругозором в определенной области знаний, но практические навыки у них отсутствуют.

Какой бакалавриат выбрать?

Мы разобрались с тем, что значит прикладной и академический бакалавриат. Тем не менее, вчерашние школьники оказываются перед выбором: куда идти дальше? Конечно, можно пойти на обычный бакалавриат, или же выбрать прикладной или академический.

Бакалавриат предполагает получение теоретических знаний. Есть и практические занятия, но их немного. В дипломе о высшем образовании у студентов-бакалавров будет, к примеру, надпись «Прикладная информатика».

Что такое когда студент получает нужную ему практическую базу знаний и последующее трудоустройство вкупе с высшим образованием. К моменту окончания обучения он уже будет иметь представление о трудовых условиях. В какой-то мере это все тот же специалитет, но только по определенной специальности. В этом случае в дипломе студента будет указано уже что-то конкретное, к примеру «Программист С++».

Если рассматривать, что такое прикладной бакалавриат в то это предоставление студентам обучения с овладением широким набором компетенций в таких областях, как образование, культура и социальная сфера. Специалист должен быть подготовлен к педагогической, исследовательской или культурно-просветительской деятельности.

Так что выбрать? Дело в том, что сейчас в стране нет условий для подготовки максимально готовых рабочих кадров, как это предполагается по программе «прикладной бакалавриат». В этом случае обычный бакалавриат предпочтительнее. Хотя бы потому, что специалисты выходят из зданий высших учебных заведений, обладая достаточно широким кругозором в выбранной области знаний. Они могут пойти работать либо отправиться в магистратуру, занявшись наукой.

У академического бакалавриата в этом значении плюсов больше. Специалисты обладают широким кругозором и могут устроиться на работу не только по определенной специальности, но и по смежной с ней. Если нет практики, то это не так уж и страшно. У «прикладников» ее тоже недостаточно. Нет в стране нужной базы. Пока нет.

А что делать дальше?

Узнав, что такое прикладной и академический бакалавриат, сравнив эти понятия с обычным бакалавриатом, начинаешь задаваться таким вопросом: «А где потом работать?» Получить нормальную серьезную должность с дипломом бакалавра любой степени достаточно проблематично.

Специалист должен приобрести полноценные теоретические знания в интересующей его области, а потом уже учиться применять их на рабочем месте. Только в этом случае у него будет возможность творчески подходить к рабочим задачам.

В итоге же пока программа направлена на обучение нажимать на кнопку. Это практические умения. А вот то, чем эта кнопка полезна, что она дает и как ее правильно использовать, это уже теория, которую следует знать. Без полноценных теоретических знаний настоящего специалиста не получится даже в том случае, если он прекрасно справляется на практике.

Рассмотрев, что такое прикладной и академический бакалавриат, предпочтение лучше отдать второму виду обучения.

В заключение

За последние годы система высшего образования в нашей стране претерпела существенные изменения. Появилось много новых течений и направлений. Помимо обучения на бакалавра и магистра студентов стали готовить по программам прикладного и академического бакалавриата. Что выбрать и куда пойти учиться дальше, каждый решает для себя сам.