Психотерапия по методу альберта эллиса. Рационально-эмоциональная терапия А

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческиереакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок - иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» - см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Создал и был президентом Института Альберта Эллиса The Albert Ellis Institute.

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс, Бек). Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода.

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологииКолумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера , Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Научная и практическая деятельность

Альберт Эллис бо́льшую часть своей жизни посвятил психотерапевтической практике и консультированию: сначала непрофессионально, затем - как психоаналитик. Позже он разочаровывается в психоанализе и публикует статью «Telepathy and psychoanalysis: a critique of recent findings», содержащую критические замечания по поводу антинаучной мистики и оккультизма в психологической литературе.

В 1950-60-х годах Эллис создаёт основы рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) и её центральной модели возникновения эмоциональных расстройств - Модель ABC. В течение всей оставшейся жизни учёный развивает это новое направление психотерапии, уделяя особое внимание опытной проверке истинности основных положений теории и эффективности используемых терапевтических методов.

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ») представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик: когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер. Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом , и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии, следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис определял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований.

РЭПТ делится на общую РЭПТ (нацелена на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях) и предпочитающуюся РЭПТ (научить клиентов самопомощи, используя методы РЭПТ).

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия», англ. consequences), возникают не под влиянием «активирующих событий» (иногда - «активаторы» буква «A», англ. activating events), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения», буква «B», англ. beliefs), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований» (англ. demands).

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспариваниеиррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  • оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  • толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  • принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации.
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм.
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • 1971 - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации.
  • 1985 - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад вприкладные исследования».
  • 1988 - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения».
  • 1996 и 2005 - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies.

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма, утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» (Ellis A. Sex Without Guilt. - NY: Hillman, 1958) учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы, вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма. В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов: Марка Аврелия, Эпиктета и других.

Литература

На русском

  • Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб.: Речь, 2002. - 352 стр. - ISBN 5-9268-0120-6
  • Эллис А., Макларен К. Рационально-эмоциональная поведенческая терапия. - РнД.: Феникс, 2008. - 160 стр. - ISBN 978-5-222-14121-2
  • Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 272 с. (Серия «Ступени психотерапии»). ISBN 5-04-010213-5
  • Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. - 176 стр. - ISBN 5-9524-1051-0
  • Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 224 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-88782-226-0
  • Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 288 с. - (Серия «Сам себе психолог»). ISBN 5-314-00048-2
  • Кассинов Г. Рационально-эмоционально-поведенческая терапия как метод лечения эмоциональных расстройств // Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб.: изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. - С. 88-98.
  • Где доказательства? Альберт Эллис: переворот в психотерапии // «Здравый смысл» 2008, № 1 (46)
  • МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии = The New Handbook on Cognitive Therapy Techniques. - Спб.: Речь, 2001. - 560 с. - 5000 экз. - ISBN 5-9268-0036-6.

На английском

  • Sex and the Single Man; Lyle Stuart, Inc. 1963 - 63-13723
  • Homosexuality: Its causes and Cures; Lyle Stuart. 1965
  • A Guide to Rational Living; Wilshire Book Company. 1975 - ISBN 0-87980-042-9
  • How to Live With a Neurotic; Wilshire Book Company. 1979 - ISBN 0-87980-404-1
  • When AA Doesn’t Work For You: Rational Steps to Quitting Alcohol; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-53-4
  • The Art and Science of Rational Eating; with Mike Abrams Ph.D. and Lidia Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1992 - ISBN 0-942637-60-7
  • How to Cope with a Fatal Illness; with Mike Abrams Ph.D.; Barricade Books. 1994 - ISBN 1-56980-005-7
  • How to Keep People from Pushing Your Buttons; with Arthur Lange. Citadel Press. 1995 - ISBN 0-8065-1670-4
  • Alcohol: How to Give It Up and Be Glad You Did; with Philip Tate Ph.D. See Sharp Press. 1996 - ISBN 1-884365-10-8
  • How to Control Your Anger Before It Controls You; with Raymond Chip Tafrate. Citadel Press. 1998 - ISBN 0-8065-2010-8
  • The Secret of Overcoming Verbal Abuse: Getting Off the Emotional Roller Coaster and Regaining Control of Your Life; with Marcia Grad Powers. Wilshire Book Company. 2000 - ISBN 0-87980-445-9
  • Overcoming Destructive Beliefs, Feelings, and Behaviors: New Directions for Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2001 - ISBN 1-57392-879-8
  • Overcoming Procrastination: Or How to Think and Act Rationally in Spite of Life’s Inevitable Hassles; with William J. Knaus.Feeling Better, Getting Better, Staying Better: Profound Self-Help Therapy For Your Emotions; Impact Publishers. 2001 - ISBN 1-886230-35-8
  • The Road to Tolerance: The Philosophy of Rational Emotive Behavior Therapy; Prometheus Books. 2004 - ISBN 1-59102-237-1
  • The Myth of Self-Esteem; Prometheus Books. 2005 - ISBN 1-59102-354-8

Альберт Эллис (Albert Ellis, 27 сентября 1913, Питтсбург — 24 июля 2007, Нью-Йорк) — американский психолог и когнитивный терапевт.

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году. Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни. Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера, Эриха Фромма и Гарри Салливана, но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Автор рационально-эмоциональной поведенческой терапии (rational emotive behavior therapy), подхода в психотерапии, рассматривающего негативные эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции как появляющиеся не вследствие опыта самого по себе, а вследствие интерпретации этого опыта, то есть как результат неверных когнитивных установок — иррациональных верований (англ. «irrational beliefs» — см. Модель ABC (психотерапия)). Также был известен как сексолог и один из идеологов сексуальной революции.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке, до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января 2006 нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности.

Книги (4)

Гуманистическая психотерапия. Рационально-эмоциональный подход

Книга знакомит читателя с одним из наиболее популярных в наше время направлений психотерапии - рационально-эмоциональной терапией (РЭТ). Ее основатель, Альберт Эллис, считает, что все люди склонны к построению нелогичных, иррациональных мыслительных комбинаций, которые в рамках РЭТ называются «мистическим мышлением». Эллис утверждает, что фактически все проблемы человека - это результат мистического мышления, подчинения многочисленным «следует», «нужно» и «должен». Безусловно, человеку приходится сталкиваться с реальными проблемами, но ужас и непомерная тяжесть сопровождающих их переживаний - это вымышленные, иллюзорные демоны.

РЭТ утверждает, что человек может контролировать и влиять на свои эмоциональные реакции, чувства и поведение. Поскольку он сам невольно заставляет себя страдать, он также может заставить себя прекратить испытывать страдания.

Не давите мне на психику!

«Что предпринять, чтобы не выходить из себя?» — часто задают вопрос психологам. Не обращать внимания? Уметь вовремя расслабиться? Произнести формулы самовнушения? Пошутить?

Конечно, все это заслуживает серьезного внимания, считают авторы книги. Но главное — надо изучить ситуации, когда наши нервы «натягиваются, как струна», суметь распознать признаки приближения «эмоционального смерча» и затем увернуться от его разрушающей силы, а если вас все-таки застал шквал, «треплющий нервы», — тогда книга предоставит к вашим услугам богатый арсенал словесных приемов, ставящих все и всех на свое место.

Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии

Книга начинается с рассмотрения общей терапевтической модели рационально-эмоциональной поведенческой терапии, после чего описываются различные ее терапевтические модальности, включая индивидуальную, супружескую, семейную и сексуальную терапию.

Книга изобилует реальными примерами из практики, иллюстрирующими применение РЭПТ в различных условиях, и предназначена для клинических психологов и консультантов, а также для всех, кто по роду своей деятельности помогает людям и интересуется терапией.

Психотренинг по методу Альберта Эллиса

Основная мысль "Психотренинга..." - не поддаваться искушению стать несчастным. Эта простая мысль подкрепляется четкой программой действий, что следует предпринять в той или иной ситуации.

Комментарии читателей

Дмитрий Кью / 15.05.2019 Полезные книги. Пригодятся всякому. Ясно, понятно и без мумбо-юмбо.

Марина Арт / 22.08.2018 Благодарю, Ребята! ОООчень помогли! Успехов в вашем деле!!!

Алекси / 9.03.2018 Благодарю полезно и занимательно. Нет ли его книг в ауди варианте?

Тимур / 21.10.2017 Несколько лет плавал в поисках литературы и психотерапевтах. За 2 месяца значительно изменил своё мышление по книгам Эллиса и негативные эмоции значительно снизились. Спасибо за сие)

Альберт / 23.06.2017 реально работающий подход,поменял философию жизни...просто,понятно никакой психологической,магии,

Алексей / 12.01.2017 Просто впечатляет! прибывал в жесткой депрессии, но после нескольких дней работы, почувствовал себя гораздо лучше а потом и вовсе вышел из нее, без всяких психологов и таблеток, но только нужно учесть что просто прочитать и понять мало, нужно постоянно работать и оспаривать свои иррациональные мысли, но это действительно работает!

atalia / 11.07.2016 Спасибо! Очень интересно!

Татьяна / 19.02.2016 Хотелось бы прочесть. ...но моя"читалка" не поддерживает формат ((((..скажите, пожалуйста, есть ли другие варианты, ориентираванные на андроид!
Заранее спасибо!

Мария / 24.11.2015 ребята из koob, спасибо Вам огромное за такую возможность бесплатно прочитать книги этого великого психотерапевта. БЛАГОДАРЮ ОТ ВСЕЙ ДУШИ! вы мне очень помогли

ольга / 18.07.2015 супер 1 книга интереснаядля меня

Александр Воскресший / 16.02.2015 Сильная вещь!

Любовь! / 8.06.2014 Благодарю за возможность прочесть замечательные книги!!!

Алексей / 21.11.2013 Очень хороший психотерапевт, случайно на него наткнулся вот работаю с иррационаьными мыслями. Результат поражает) Всем советую особенно при панических расстройствах.

Davit / 27.10.2013 Эллис А., Конвей Р. Кого хочет женщина? Практическое пособие по эротическому соблазнению. - М.: Центрполиграф, 2004. прошу у кого есть эта книга

В 1982 году был признан вторым по влиятельности психотерапевтом мира, после Карла Роджерса (третьим назван Зигмунд Фрейд); в 1993 году - первым (Эллис, Роджерс , Бек) . Заслуженно делит с А.Беком лавры пионеров когнитивного подхода .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ пример РЭПТ от основателя Альберта Эллиса (русские субтитры)

Субтитры

АЭ: Здравствуйте, Глория! Я - доктор Эллис...проходите...садитесь. Г: Рада Вас видеть, доктор Эллис! АЭ: И так...вы хотели рассказать мне об отце или о чём-то другом? Г: Да...я хотела бы поговорить с вами...в большей степени... о своём одиночестве... о том... как встретить мужчину... У меня одна мысль...возможно я опровергну Вашу книгу...но у меня небольшая депрессия после... прочтения "руководства для умной женщины по свиданиям и замужеству" (Intelligent Woman"s Guide to Dating and Mating, Albert Ellis, Jun 1960) Я пыталась следовать указаниям в Вашей книге))) читать Вашу книгу было очень увлекательно...хотя я немного читаю...но я поверила, что это работает. Моя проблема с мужчинами заключается в том, что... я хочу сблизиться с мужчиной определённого типа... понравиться ему... но... я не могу... находиться рядом с мужчиной такого типа... я слишком сильно стесняюсь... я не могу...я не чувствую внутреннего щелчка... когда я иду на встречу с мужчиной... я не думаю, что получу... ... достаточно удовольствия и интереса от встречи. И...я не понимаю...проблема во мне или в чём? Я...действительно...хочу встречаться с мужчинами такого типа. АЭ: Давайте поговорим о вашей застенчивости. Допустим, Вы хотите... получать больше удовольствия от встреч и... меньше волноваться. Давайте посмотрим на то, как... формируется застенчивость...что именно её создаёт. Вы чувствуете свою застенчивость с мужчинами именно этого типа? Г: Да...но я стараюсь не показывать её... я закрываюсь...и смотрю, как он на меня реагирует... я не кажусь особо умной в этот момент... я похожа на типичную тупую блондинку...я просто... не знаю, как вести себя с мужчиной...у меня нет идей. АЭ: Ну...как Вы уже знаете из книги... я верю, что люди имеют такие негативные чувства... как застенчивость, смущение, стыд... потому что... говорят себе что-то...что вводит их в такое состояние. Давайте посмотрим, что вы говорите самой себе, перед тем, как... попадаете в состояние застенчивости. Г: Я не знаю точно... но... я думаю... ...это не связано с сексуальным вопросом... я не закрыта в сексе... и наоборот... хочу его. Мне страшно от того... что я могу не понравиться данному типу мужчин... как личность. АЭ: Для начала отметим... что Ваши догадки могут быть верны... потому что... мужчина, действительно, может относиться к Вам, как негативно... ...но... это не обязательно... должно Вас расстраивать... Вы можете сказать себе... «Мужчина может относиться ко мне по-разному... и это нормально» и во вторую очередь... «я приму это отношение, даже... если оно будет абсолютно ужасным!» Г: Согласна... но, это немного экстремально... ... я же скажу себе... «Я снова упустила свой шанс!» Ведь... при встрече с мужчиной... я хочу показать лучшую свою сторону... Я думаю... что достаточно уверена в себе... и у меня есть, что предложить. Но...когда появляется страх... я демонстрирую все худшие свои стороны...я ужасна...я... я ухожу в защиту, потому что...снова не смогла показать свои лучшие качества... снова упустила возможность сблизиться с этим человеком. АЭ: Хорошо...но, даже, если всё так, как Вы говорите...а я думаю, так и есть... ... Вы должны себе говорить немного другое... Вы должны просто сказать себе...«Чёрт! Я снова упустила свой шанс... Хорошо!..в следующий раз я использую то... чему научилась в этот раз и... продемонстрирую себя намного лучше!» Именно это вы должны сказать себе... когда... чувствуете страх... стыд... застенчивость... и что-то другое очень неприятное... по поводу очередного потерянного шанса. Г: Не знаю...имеет ли это связь с тем... что сказали Вы... ... у меня возникает страх, что я из тех женщин, которая... ... всегда привлекает неподходящих мужчин? Со мной что-то не так... Я никогда не встречала мужчину, которого желала...я всегда сталкивалась...с другими. АЭ: Хорошо...теперь вы ближе к тому, о чём я говорю... Вы говорите...«Если я женщина такого типа... которая не может привлечь желанного мужчину... то... это ужасно...я не смогу получить то, что я хочу... и это...на самом деле...будет именно так!» Г: Конечно! Я не хочу думать о себе таким образом! Я считаю, что мой уровень намного выше... Мне не нравиться думать, что я...может быть...достойна только средних мужчин. АЭ: Давайте примем, что так оно и есть... Вы абсолютно средняя женщина, которая достойна средних мужчин... Это так ужасно? Это было бы неприятно... неудобно? Но... такие чувства... как застенчивость... смущение... стыд... может ли быть их причиной ощущение, что вы достойны только средних мужчин? Г: Я не знаю... АЭ: Я знаю, что могут, потому что... вы продолжаете верить в свой низкий уровень и это...грустно. Это будет очень плохо...это будет ужасно...если вы будете недостаточно хороши... Г: Тогда...я никогда не получу того, что я хочу!!! Я никогда не приму, что я достойна только средних мужчин... тогда я не получу того, что я хочу!!! Я не хочу остаток жизни провести со скучным мужчиной! АЭ: Я добавлю...ваши шансы понижаются ещё тем, что... некоторые скучные девушки встречаются с интересными мужчинами. Г: Да, точно! АЭ: Главное, что Вы сказали...«Это может быть так... у меня сейчас сложное время», но потом Вы прыгаете к другому мнению... «Я никогда не получу то, что хочу» И таким образом вы создаёте катастрофу. Г: Да...но это, что я чувствую в данный момент...мне кажется неудачи будут продолжаться вечно. АЭ: Абсолютно верно! Но именно это убеждение селит в вас неуверенность. Вы становитесь абсолютно неуверенной в себе. Г: Да...да. АЭ: Неуверенность возникает, потому что...Вы говорите о том... что хотите быть с определённым мужчиной... хотите быть для него интересной женщиной и хотите... ...что бы он был интересным для Вас. Г: Да! АЭ: Но...«Если я не получаю этого сейчас, то... значит, я недостаточно хороша и никогда не получу того, что хочу» Вы не считаете, что это чрезмерно жёсткое мышление? Г: Да! АЭ: Именно это я называю катастрофой... есть часть неоспоримой истины в том, что Вы говорили... ...если...Вы не получите желанного мужчины, то... это...действительно будет...крайне неприятно и разочаровывающе. Вы говорите, что...никогда не получите того, что хотите...и добавляете, что... в связи с этим, никогда не будете счастливым человеком. Вы об этом говорите? Г: Да! АЭ: Хорошо...давайте предположим худшее...как нам советовал Бертран Рассел... допустим, вы никогда не получите того мужчину, которого хотите... есть ли...какие-нибудь...другие возможности быть счастливой? Г: Я просто хочу... владеть процессом... мне не нравится то... что я чувствую. Ладно!..допустим, что это даже не катастрофа. АЭ: Да! Если я даже не смотрю на это, как на катастрофу...мне, всё равно, не нравится... как я сейчас живу!!! Для примера...если я встречаю кого-то...кто мне интересен... в ком я вижу потенциал...я начинаю нервничать и не могу расслабиться с ним... я плохо себя чувствую с ним...хотя, я должна быть более дружелюбной и заботливой. Если я остаюсь закрытой, то я не могу быть такой...какой хочу быть. Я хочу быть собой...но мне не хватает уверенности... я слишком беспокоюсь... АЭ: Вы не просто беспокоитесь...Вы сильно беспокоитесь! У вас тревога! Потому что...если бы у вас было просто беспокойство...Вы бы могли сказать себе... «Отлично, если я тревожусь... а если я не тревожусь... то... совсем прекрасно!!! Сейчас я имею то, что имею!» Но...когда Вы снова беспокоитесь, Вы говорите себе... «Если я сейчас не имею того, что хочу, то...я никогда этого не получу!!! Это просто ужасно!!! Я должна получить это сейчас или никогда!!!» Именно такое мышление заставляет Вас беспокоиться? Г: Да, если я недовольна собой. Если я не имею сейчас того, что я хочу, то я чувствую, что я... на... неправильном пути. АЭ: Я слышу, что Вы хотите гарантий. Я советую говорить...«Я хотел бы...гарантированно находиться на верном пути» Г: Нет, доктор Эллис, я имею ввиду немного другое... на самом деле... я хочу... сделать шаг в сторону верного пути. АЭ: Кто Вас останавливает? Г: Я не знаю...я не понимаю... что со мной происходит. Я не знаю...почему не могу привлечь мужчину...почему начинаю защищаться... почему возникает страх. Вы можете мне помочь... понять... почему... я так сильно боюсь? АЭ: На мой взгляд...причиной Вашего страха является... не то, что Вы не можете найти общий язык с подходящим мужчиной...если мы возьмём... встречу с новым мужчиной...Вы ещё не знаете, подходящий он или нет... но страх уже будет... потому что Вы боитесь не получить то, что Вы хотите...упустить этого мужчину и всех остальных... Вы боитесь никогда не получить того...что Вы хотите...и... воспринимаете это, как что-то ужасное. Вы строите катастрофу у себя в голове. Г: Вы сказали это грубо, но...в целом...так и есть. Но...я же... делаю это... не просто так... АЭ: Делаете что? Г: Если я что-то делаю...мне это правда нравится... мне это правда интересно... ... АЭ: Верно! Я была бы более настоящей... если бы так сильно не хотела приблизить этого мужчину. Я получала бы больше удовольствия от жизни... если была бы настоящей. А даю ему не самую приятную мою часть. АЭ: Верно! Г: Как меня кто-то может уважать... если... то... кем я являюсь...не является правдой? АЭ: Давайте посмотрим на это с другой стороны. Допустим... Вы демонстрируете свою...не самую приятную часть. Мужчина наблюдает за Вами... ему не нравится Ваша неприятная часть...она его не радует...но... я думаю он не презирает Вас, как человека...как Вы считаете сами. Г: Я сама себе затрудняю жизнь, думая таким образом. Зачем я так беспокоюсь... о том, нравлюсь ли ему... достаточно того, что он мне нравится! АЭ: Верно! Как я говорил ранее...если Вы не нравитесь людям... то найти того... кто будет любить Вас трудно... но... возможно... Вы можете встречать, как тех, кому не нравитесь...так и тех...кому нравитесь. Однако...обратите внимание...как Вы сами понижаете себя... в глазах других людей... фокусируясь не на том... «как мне быть самой собой»... а на том... как нравиться. Например...представим, что у человека повреждена рука... Если он фокусируется на своих проблемах с рукой...то...он забывает о себе целом... и не может продемонстрировать свою личность окружающим...он сам фокусирует внимание... на своей слабой стороне...и не может делать то, что хотел бы делать. Г: Да, это именно то, что я делаю! АЭ: Да, именно так... если Вы думаете о части себя... о своей руке... ...полностью фокусируетесь на мыслях о своей проблемной части... ...Вы тоже самое делаете со своей... стеснительностью... ...непринятием себя такой... какая Вы есть... когда Вы общаетесь с мужчинами... Вы так сильно фокусируетесь на своих слабых сторонах... что забываете о картинке в целом... о том, какая Вы есть на самом деле Дефектная часть, о которой Вы думаете не позволяет Вам расслабиться и... думать о том, что Вы всё делаете хорошо... Вы не можете принять себя... из-за этой дефектной части Вас самой... ...из-за того, что думаете о ней. Когда Вы это понимаете... проблема становится достаточно простой... нужно просто работать над собой и практиковать... ...новое отношение к этой деструктивной части. Давайте вернёмся к сути нашего разговора... Как можно быть самой собой?.. Предположим, что Вы полностью принимаете себя и свои недостатки... Г: Хорошо... АЭ: Вы знаете, что встретите нового мужчину... снова будете волноваться... но... Вы можете себе сказать: «Хорошо... я понимаю, что со мной происходит... я просто учусь... всё не так хорошо... как я хотела бы... но... не смотря на это... я буду продолжать вести себя глупо... как обычно... ... я понимаю, что нужно ошибаться, что бы чему-то научиться» Хорошо... затем... когда Вы позволяете совершать себе ошибки... Вы перестаёте бояться быть собой... Потому что... всё, что Вы хотите делать на свидании... это быть собой... Вы не хотите выиграть приз на свидании... Вы не хотите выйти замуж за этого мужчину и... прожить с ним долгое время... Г: Я хочу длительных отношений... я думаю о том, что бы прожить с этим мужчиной долгое время... АЭ: Хорошо... долговременные отношения... но их невозможно осуществить прямо на свидании... Необходимо совершить определённый набор действий... что бы создать крепкие отношения... Таким образом... Вы приходите к принятию себя... однако... если Вы продолжаете беспокоиться... ...о своих недостатках... Вы продолжаете уходить в себя... и стоит спросить себя... «Что я действительно хочу делать с этим мужчиной?.. Хочу ли я радовать его?.. ...и хочу ли, что бы он радовал меня?» Ведь радость... это основа жизни...которую нельзя терять. И Вам необходимы усилия... что бы взять на себя риск... быть такой. Потому что... если Вы получаете то, что хотите... это прекрасно... но, если нет... то расстраиваетесь. Если у Вас не получается радовать его. Или он не радует Вас. Потому что... не забывайте... если мужчина Вам отказал... то Вы думаете: «Это моя вина!!!» Вы знаете... это может быть Ваша чашка чая... или его... а может быть никто не виноват... это реальность... Вы просто несовместимы... Г: Да... согласна... АЭ: Таким образом... если Вы хотите реально принять себя такой... какая Вы есть... то Вы должны прикладывать усилия... работать над собой... выполнять задания, которые я Вам дам... и таким образом... поднять себя до того уровня... на котором Вы сможете высказывать своё мнение и... быть самой собой... хотя бы на время! Даже... если это опасно... и может принести Вам боль... Вы нашли себя... Вы начали быть самой собой... но... как только... Вы теряете себя... посмотрите на себя со стороны... и Вы поймёте... что сохранять спокойствие в этой ситуации было невозможно... потому что... Вы можете следить за собой... за своими чувствами... но сохранять спокойствие не можете... Г: Получается... это такая моя привычка... волноваться... АЭ: Через некоторое время... после того, как Вы берёте на себя риск... работать над собой... ...начиная разговор с мужчиной нужного типа... и понимая... что Вы можете показаться дурой... ...абсолютно не понравиться ему... и потерять этого мужчину навсегда... только после этого... Вы начинаете плыть в потоке... быть той, какой хотите быть... и я гарантирую... практика поможет Вам стать более устойчивой... к своей... стеснительности... потому что Вы перестанете фокусировать на том «О... Боже мой... ... как ужасно то, что я делаю»... а начнёте фокусироваться на том... с кем имеете дело... начнёте думать о том... «как я могу порадовать этого человека?» сфокусируетесь на отношениях с мужчиной... Г: Подождите... как я могу радовать его... если я не удовлетворена самой собой? АЭ: Потому что... как я уже говорил... «если я не могу получать удовольствие от того, какая я... то я не могу принимать себя... следовательно... я не могу нравиться мужчине...» Г: Да... я согласна с Вами, доктор... ...в дальнейшем... в контактах с мужчинами... ...я хотела бы чувствовать себя отлично... принимать себя... сейчас же я постоянно нахожусь в напряжении и... состоянии защиты... ... я постоянно наблюдаю за тем, что говорю... за тем, немного ли я выпила... ... я не могу просто расслабиться и наслаждаться жизнью... АЭ: Вы даёте мне возможность провести демонстрацию принципов РЭПТ... ... почему другие направления не работают... потому что... если Вы, действительно, хотите... ... хотите понять себя... используя разные инструменты... ... например... если Вы, как будто, играете в игре и хотите выйграть в ней... Вы говорите себе... «я должна выйграть сегодня»...или.. «я должна выйграть завтра»... «я должна ОДЕРЖАТЬ победу!!!» ... каждый раз концунтрируясь... на том... как быть приятной своему мужчине... ... Вы никогда не будете собой... Вы никогда не будете принимать себя... ... однако... если Вы спросите себя... «что я хочу делать в своей жизни?» ... и этот путь должен быть одобрен каким-нибудь человеком... и давайте посмотрим... есть ли такой человек... который одобряет именно Ваш путь... АЭ: Вы понимаете? Г: Да! АЭ: Давайте уделим больше времени... ... поиску конструктивного решения поставленной задачи... ... подумаем более конкретно, что Вы можете сделать... Вы спросили меня... куда Вам нужно идти, что бы встретиться с нужными людьми... ...я сказал... что не знаю конкретного места, но... на мой взгляд знакомиться можно в любом месте... ... если Вы... действительно... сможете сделать то, о чём мы говорили... взять на себя риск быть собой... и сфокусируетесь на том... что Вы сами хотите получать от жизни... ... и... надо понимать... перестройка займёт время... это именно так... ... и это не страшно... и Вы знаете... почему не страшно на это тратить время... ... потому что... Вы можете жить открыто... без стеснения... с любыми новыми контактами... ... независимо от того... где состоится встреча... в автобусе... такси... на вечеринке... ... в любом месте... Вы можете разговаривать с теми людьми, с которыми желаете... ... спросите своих друзей... есть ли у них приятные знакомые... но, главное... Вы должны... а) нравиться себе, даже если... Вы что-то делаете не так... и б)... сохранять спокойствие... как бы плохо Вы себя не чувствовали... Теперь... как я уже сказал... если бы Вы были моей пациенткой... я бы дал Вам домашнее задание... ... намеренно... совершенно осознанно... втягивать себя в проблемные ситуации... ... найдите мужчину, который Вам приятен... и... заставляйте себя рисковать... ... заставляйте себя быть собой... Г: Вы хотите сказать... что... если я пойду к врачу... мне стоит начать заигрывать с ним... ... только... потому что... он нравится мне?.. АЭ: Верно! Г: Я могу просто начать говорить с ним на личные темы? АЭ: Почему нет? Если Вам он нравится? АЭ: Для Вас это просто))) ... а вот мне это кажется совсем непростым))) ... АЭ: Я об этом и говорю... что Вы можете потерять в этой ситуации? Самое страшное... ...что может случиться... Вам откажут. Но Вы не будете воспринимать это отказом... ... если Вы будете воспринимать отказ... как выполнение домашнего задания. Г: Ах да! АЭ: Теперь... Вы можете попробовать это сделать? Г: Я думаю... я думаю... вполне:) Вы заставили меня посмотреть на это с другой стороны... Вы правы... всё, что я могу получить - это отказ. АЭ: Верно! И конечно... Вы должны совершить это действие в тот момент... в который Вы хотите... Когда Вы выполните домашнее задание... мне было бы очень интересно узнать... как всё прошло... Г: Ооо... я очень рада буду Вам рассказать:))) АЭ: Что ж... было очень приятно с Вами встретиться, Глория... Г: Спасибо, доктор:) ...перевод и субтитры - Игорь Неповнных...

Биография

Альберт Эллис рос старшим ребёнком в еврейской семье в Питтсбурге (штат Пенсильвания), куда его родители эмигрировали из России в 1910 году . Родители перебрались в Нью-Йорк и развелись когда мальчику было 12 лет. Вся дальнейшая жизнь Эллиса связана с этим городом. Он окончил городской университет (бакалавриат в сфере бизнеса) и по окончании некоторое время пробовал заниматься бизнесом и литературным трудом, но вскоре заинтересовался психологией. В конце 30х гг. он поступает на отделение клинической психологии Колумбийского Университета (степень магистра в 1943 г.), защищает диссертацию (Ph.D., 1946) и получает дополнительную психоаналитическую подготовку в институте Карен Хорни . Эллис испытал значительное влияние Карен Хорни, а также Альфреда Адлера , Эриха Фромма и Гарри Салливана , но к середине 1950-х разочаровался в психоанализе и занялся разработкой собственного подхода. В 1955 г. этот подход получил название рациональной терапии.

Эллис основал и до недавнего времени возглавлял Институт Альберта Эллиса в Нью-Йорке , до тех пор пока совет организации не снял его с занимаемой должности. Альберт Эллис несмотря на полную глухоту продолжал активную работу независимо. 30 января нью-йоркский суд принял решение о незаконности смещения его с должности .

Исследования сексуальных отношений и любви

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ)

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) (ранее - «РТ» и «РЭТ» ) представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм » различных психотеревтических методик: когнитивных , эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs» ).

Поскольку Эллис начинал свой путь психотерапевта как психоаналитик, неудивительно, что на его взгляды оказали сильное влияние идеи таких психоаналитиков как Карен Хорни и Альфред Адлер . Однако Эллис впоследствии разошелся во взглядах с психоанализом , и в результате, по утверждениям авторов и сторонников, РЭПТ является гуманистической формой терапии , следствием чего является один из основных терапевтических принципов РЭПТ - безусловное принятие («безусловное позитивное отношение» в терминологии К. Роджерса) терапевтом клиента как личности при сохранении критичного отношения к его негативным поступкам.

Более того, описывая отношение РЭПТ-терапевта к клиенту, Эллис на первое место ставит всю триаду Роджерса. Кроме этого в списке следуют юмор (только там, где он уместен; юмор как иронично-веселое отношение к жизни, но не шутки в адрес личности, чувств, мыслей и поступков клиента), неформальность (но не развлечение на сеансах психотерапии, которые проводятся за деньги клиента), осторожное проявление безмерной теплоты к клиенту (чрезмерное эмоциональное сопереживание тоже вредит). Эллис определял роль РЭПТ-терапевта как авторитетного и вдохновляющего учителя, который старается научить своих клиентов тому, как быть своим собственным терапевтом после окончания формальных сеансов.

Справедливость основных теоретических положений и терапевтическая эффективность РЭПТ подтверждаются множеством экспериментальных исследований .

РЭПТ делится на общую РЭПТ (нацелена на обучение клиентов рациональному поведению в проблемных областях) и предпочитающуюся РЭПТ (научить клиентов самопомощи, используя методы РЭПТ).

Модель ABC

Модель ABC (иногда - «A-B-C») возникновения психических расстройств утверждает, что дисфункциональные эмоции, обозначаемые буквой «C» («следствия », англ. consequences ), возникают не под влиянием «активирующих событий » (иногда - «активаторы » буква «A», англ. activating events ), а под влиянием иррациональных верований (иногда - «убеждения », буква «B», англ. beliefs ), формулируемых в форме абсолютистских требований или «долженствований » (англ. demands ) .

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспаривание иррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE - англ. disputation ) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result ) . Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) - это:

  1. оценка - определение неприятности события (вместо драматизации);
  2. толерантность - я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  3. принятие - я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека :

  • Соблюдение собственных интересов.
  • Социальный интерес.
  • Самоуправление.
  • Высокая толерантность к фрустрации .
  • Гибкость.
  • Принятие неопределенности.
  • Преданность творческим занятиям.
  • Научное мышление.
  • Принятие себя.
  • Рискованность.
  • Отсроченный гедонизм .
  • Антиутопизм.
  • Ответственность за свои эмоциональные расстройства.

Награды и премии

  • - награда «Гуманист года» Американской гуманистической ассоциации .
  • - награда Американской психологической ассоциации «за выдающийся профессиональный вклад в прикладные исследования » .
  • - награда Американской ассоциации консультирования «за профессиональные достижения» .
  • и - награды Association for Behavioral and Cognitive Therapies .

Религиозные и философские взгляды

Альберт Эллис в своих религиозных убеждениях придерживался агностицизма , утверждая, что Бога «скорее всего нет», но при этом не отрицая возможности его существования. В книге «Секс без вины» (Ellis A. Sex Without Guilt. - NY: Hillman, 1958) учёный выразил мнение о том, что религиозные догмы , вводящие ограничения на выражение сексуальных переживаний, зачастую отрицательно сказываются на психическом здоровье людей.

Основные философские взгляды Эллиса вписываются в рамки концепций гуманизма и стоицизма . В своих книгах и интервью учёный часто цитировал своих любимых философов:

Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) А. Эллиса

Продолжая речь о когнитивной психологии и психотерапии, также следует отметить разработки и другого ее представителя - Альберта Эллиса. Как и Бек, Эллис придавал большое значение именно когнитивной сфере человека, которая полностью игнорировалась популярным в то время поведенческим подходом в терапии.

В 1955 г. Альберт Эллис предложил новый вид терапии, который назвал рациональная терапия. Он хотел подчеркнуть то, что в основе наших психологических проблем лежат не столько конкретные события, сколько наши иррациональные установки, иррациональные убеждения, которые мешают нам принимать жизнь такой, какая она есть. В 1961 г., усовершенствовав и дополнив свою терапию, Эллис дал ей новое название - рационально-эмоциональная терапия, сокращенно РЭТ. Под таким названием она используется по сей день, хотя сам Эллис в 1993 г. еще раз переименовал ее в рационально-эмоциональную поведенческую терапию, или РЭПТ, подчеркивая тем самым важность внимания к реальному поведению клиента, что позволяет отнести ее как к поведенческой, так и к когнитивной психотерапии. Новое название так и не прижилось, и несмотря на то что сейчас применяется в работе последний вариант терапии, ее называют прежним именем - РЭТ.

Если поведенческая терапия стремится изменить поведение путем трансформации внешних условий, то РЭТ видит свою задачу в изменении эмоций, а затем и поведения, через преобразование мыслей. Суть концепции РЭТ можно отразить в схеме: А-В-С, где А - activation event - возбуждающее (активирующее) событие; В - belief system - система убеждений; С - emotional consequence - эмоциональные последствия. Кажется, что эмоция следует сразу за активирующем событием, однако Эллис считал, что между ними обязательно находятся мысли и убеждения человека. Тревога и другие негативные эмоции инициируются иррациональными когнициями. Эллис полагал, что такие иррациональные мысли и убеждения необходимо рассматривать и разоблачать рациональным мышлением. Это поможет преодолеть их и провоцируемые ими негативные чувства.

Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные (или описывающие) - представляют собой относительно объективную информацию о реальности, оценочные - выражают отношение человека к воспринятому. Последние связаны разной степенью жесткости: оценочные когниции бывают близкими к реальности и весьма далекими от нее. Последние Эллис называл иррациональными суждениями, которые включают такие ошибки, как неправильные выводы, абсолютизация, преувеличение, упрощение и т.п.

Одной из задач терапии Эллиса является разделение негативных чувств, эмоций и убеждений, которые периодически присутствуют у любого человека, на рациональные и иррациональные. Иными словами, есть события, которые по своей сути должны вызывать грусть, печаль, некоторую неудовлетворенность, это нормальная реакция здорового человека. Но иногда переживания возникают на основе иррациональных убеждений, например, когда человек страдает из-за того, что, поставив себе неосуществимые цели, не может достичь их, или потому, что не может принять реальность такой, какая она есть, мучается тем, что ничего невозможно изменить. Чувства с такой основой не помогают решению проблем. Следует отметить, что понятие «иррациональное» Эллис употреблял не в смысле патологии. Он называл рациональным то, что помогает человеку достигать цели, которые ему реально нужны, а иррациональным - все то, что препятствует этому, и мешают именно определенные убеждения - «когниции».

К иррациональным убеждениям Эллис в первую очередь относил абсолютистские когниции. Это различные долженствования - категоричные и негибкие, когда человек воспринимает мир через понятия «должен», «необходимо». Для одних это «должен - не должен» распространяется на себя и ближайший круг общения, для других - и на дальний, для третьих - вообще доходит до экзистенциального уровня, что в мире все не так и должно быть иначе. Эллис считал, что важнейшим моментом обретения душевного здоровья является отказ от абсолютизации - «должен» необходимо заменить на «надо бы», «хорошо бы», «хотелось бы». То есть смягчить жесткость требований к себе, другим, окружающей действительности, которые загоняют человека в нестерпимость внутреннего дискомфорта и создают такой же нестерпимый дискомфорт другим. Вместо того чтобы быть приятным, человек во все стороны выпячивает свои жесткие углы и потом удивляется, что к нему никто не приближается. Все потому, что об эти углы можно обрезаться и удариться.

Иррациональные идеи ведут к негативным эмоциям (к депрессии, тревоге, гневу, чувству вины), которые серьезно препятствуют осуществлению целей. Они лежат в основе дисфункционального поведения, такого как уход от решения, привычка откладывать на потом, алкоголизм и т.п. При этом когниции создают программы самореализующихся пророчеств вследствие постоянного упражнения и подкрепления, т. е. возникает замкнутый круг - негативное суждение вызывает негативную эмоцию, а та подтверждает негативное суждение, типа «все плохо».

Большое внимание Эллис уделял первому (установочному) знакомству психотерапевта с пациентом.

Вот примерная инструкция психотерапевта РЭТ:

«Терапия, которую мы начинаем, направлена на то, чтобы обучить вас управлять своими эмоциями и избавиться от отрицательных переживаний. На первых этапах работы вам будет предоставлена возможность понять способы, с помощью которых вы создали свои негативные чувства. Вы сможете также изменить эти способы и тем самым испытывать другие, позитивные эмоции. Все это потребует от вас активности в работе как здесь, так и дома, поскольку терапия предполагает выполнение домашних заданий, прослушивание аудиозаписей, чтение специальной литературы. Я не маг и волшебник, который мгновенно избавит вас от проблем. Я могу быть гидом, который поможет вам пройти дорогу к желаемой цели» (Федоров А.П., 2002).

Надо сказать, что Эллис не разделял мнение представителей роджерианской гуманистической терапии о решающей роли эмпатийной поддержки без активного вмешательства терапевта. Эллис был согласен, что клиента необходимо принимать таким, какой он есть, но считал, что это, однако, не должно исключать уместную активность психотерапевта, который может в случае необходимости критиковать пациента, разоблачать его ошибочные суждения. Эллис полагал, что некритическое доброжелательное принятие пациента закрепляет его проблемы, как это нередко бывает в семье. И особенно активно рекомендовал нападать на самотиранию долженствования, когда пациент загоняет себя в стресс и тревоги завышенными требованиями к себе и окружающим.

На основании большого практического опыта Эллис дифференцировал подходы к пациентам разного типа. Так, он рекомендует избегать излишне дружелюбного, эмоционально заряженного стиля взаимодействия с «истеричными» пациентами; излишне интеллектуального стиля с «обессивно-компульсивными» пациентами; излишне директивного стиля с людьми, чье чувство автономности легко пошатнуть; излишне активного стиля с пациентами, которые слишком быстро уходят в пассивность.

Рассмотрим этапы эмоционально-рациональной терапии.

Сначала необходимо обнаружить и вербализовать (четко выразить словами) иррациональные убеждения. При этом особое внимание уделяется абсолютистским когнициям, которые проявляются в употреблении пациентом слов «надо», «должен», «необходимо». Эта так называемая тирания долженствования и становится главным объектом терапевтической работы. Терапевт должен показать клиенту, как давит на него подобная система взглядов.

После того как основные иррациональные убеждения уточнены, начинается работа по перестройке этих когниций на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

На когнитивном уровне главной задачей терапевта является заставить пациента отказаться от перфекционизма (завышенных требований совершенства), показав ему, что уже это позволит сделать его жизнь более простой и радостной.

Здесь применяются сократовский диалог и когнитивный диспут (поэтапное доведение убеждений клиента до обнаружения их неправильности и вредности).

Для воздействия на эмоциональном уроне разыгрывается драма предпочтений и долженствований дтя различения этих двух феноменов - «было бы лучше» и «должно» с помощью ролевых игр. Проводится переубеждение на уровне эмоций.

Для усиления эмоционального фона терапевт может, например, предложить членам терапевтической группы сказать одному из ее участников, что они о нем думают, или поощрять признание участников в своих недостатках, «постыдных» чувствах (зависти, враждебности и т. п.). Для этого пациентам придется проявить смелость и сделать усилие над собой, зато в результате они увидят, что группа не осуждает их, принимает такими, как они есть, и участники смогут испытавать чувство взаимного доверия и близости. Для усиления этого эффекта Эллис использовал техники, приносящие чувственное удовольствие: дружеское объятие, поглаживание, выражение добрых слов, на которые пациенты раньше не решались.

На поведенческом уровне работа направлена не только на устранение симптомов, но и на изменение когниций. Например, склонность к перфекционизму может быть уменьшена выполнением следующих заданий терапевта:

  • ? преодолеть робость и назначить свидание;
  • ? нарочно провалиться при выступлении перед публикой (терапевтической группой);
  • ? воображать себя стойко переносящим ситуацию неудачи;
  • ? представить себя в сложных обстоятельствах и принять их;
  • ? позволить себе приятную деятельность только после выполнения неприятной, но необходимой задачи;
  • ? приступать к выполнению дела сразу, не откладывая на потом, претерпевая при этом дискомфорт борьбы с привычкой;
  • ? взяться за неприятное задание ради отсроченных целей;
  • ? время от времени вести себя так, как уже рационально мыслящий человек (для того, чтобы пациент мог понять, что изменения возможны).

Альберт Эллис стремился вывести на один уровень эмоциональное и рациональное восприятие, т. е. показать человеку его истинные нужды, а не те, настоящие, владеющие пациентом, ложные или нереальные, завышенные или заниженные потребности. Работа психотерапевта должна заключаться в значительной мере в ревизии целей и желаний клиента, их оценке - действительно ли это то, что ему необходимо, или это только кажется ему, что, может быть, это надуманные, а не истинные нужды, и именно они уводят энергию от достижения того, что действительно по-настоящему нужно?

Эллис считал, что для психологического благополучия человеку необходимо иметь важные жизненные цели и активно стремиться к их достижению. Потому одной из задач терапевта в когнитивном консультировании является проведение анализа того, какие цели ставит его клиент и что делает для их достижения. Ведь цели могут быть и самые «рациональные», но при этом человек реально ничего не делает, чтобы их достичь, он только думает об этом, но все дела откладывает на потом. Так, например, человек решил найти работу, но каждый день он находит причины отложить поиски, отвлекаясь на всякие другие не связанные с целью дела. Начинай, действуй, а по ходу добавится то, что усилит твои позиции! Потому как отложенные действия, если мы сознаем их необходимость, порождают неврозы, а те в свою очередь усугубляются от дальнейшего бездействия. Поэтому, если человек реально понимает, что надо действовать, он должен начинать действовать, не боясь неудачи. Есть очень хорошая пословица: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Надо понимать, что не каждый шаг сулит нам успех, но если вообще ничего не делать, то и успеха не будет. Это очень терапевтическая пословица, ее можно использовать в качестве возражения на сопротивление клиента. «Ну вот, я подействовал, подействовал - и ничего не получилось». И вы сразу вспоминаете: «Не каждое действие приносит успех, но не бывает успеха без действия». Пусть ты не добился победы в этот раз, но, не предприняв попытку, шансов достичь ее не было бы вообще.

Очень важно, чтобы цели были адекватными, не завышены, иначе вы никогда не достигнете их, а только разочаруетесь и все время будете пребывать в фрустрации, нервном напряжении, и не занижены, так как они не дадут человеку осуществить личностный рост, раскрывать свой потенциал, что тоже сделает человека несчастным. Абрахам Маслоу сказал: «Предупреждаю, что если вы откажетесь от реализации своих способностей, вы будете глубоко несчастным человеком». Как все в природе, - любая травинка, любое животное, - так и человек запрограммирован на максимальную самореализацию, и когда не в силу каких-то обстоятельств, а самостоятельно человек уходит от развития в пассивность, лень или в какие-то ложные цели, то это со временем вызывает фрустрацию, неудовлетворенность, напряжение и эмоциональные, а иногда даже соматические нарушения.

Поскольку человек живет в социуме, то порой достижение его личных целей может не согласовываться с целями и желаниями других людей, что приводит к конфликтам как с окружающими, так и с самим собой. Ему нередко приходится решать дилемму: отказаться от своих желаний или действовать против желаний других. Этот момент также является предметом работы психолога-консультанта или терапевта, который должен посмотреть, где желания и стремления клиента входят в противоречие с желаниями и стремлениями других людей, и помочь ему найти разумный компромисс. Если человек все время будет «тянуть одеяло на себя», его взаимоотношения с окружающими людьми испортятся, станут непрочными и неискренними, а если, наоборот, постоянно будет уступать другим, тогда пострадают его собственные желания и его самореализация не будет происходить, от чего человек также будет чувствовать себя несчастным. Значит, необходимо проявлять дипломатичность и показывать, что «вот я готов уступить, но рассчитываю на определенные уступки с вашей стороны, давайте попробуем быть более взаимоуступчивыми!». Во многих случаях психолог обнаружит, что реальных противоречий как таковых и нет, просто присутствует различная оценка противоречивых событий, которая основывается на различных психологических установках. И может так оказаться, что для разрешения конфликта будет достаточным взглянуть на ситуацию иначе, и тогда станет ясно, что удовлетворение вашего желания на самом деле никому не помешает. Для этого и надо исследовать, какие убеждения лежат в основе действий - рациональные, позволяющие достигать цели или иррациональные, препятствующие этому.

Подход Эллиса также можно назвать гедонистическим. Мы знаем, что есть такое направление в философии - гедонизм. Его родоначальником был Аристипп, живший еще в Древней Греции. Согласно данному течению, цель человеческой жизни заключена в получении удовольствий. И, видимо, сама природа заложила в человеке определенные индикаторы того, к чему ему стремиться. Плохое, как правило, - неприятное, болезненное; а хорошее приносит удовольствие. И следует поменьше идти на поводу у общественных предрассудков и больше доверять голосу природы, ведь не могла она сделать хорошее и приятное греховным и плохим. Надо сказать, что Эллис в данный термин, гедонизм, вкладывал несколько иной смысл. Он говорил о так называемом отсроченном гедонизме. Что это такое? Эллис считал, что человек должен иметь определенные отсроченные удовольствия, ради которых он готов сейчас терпеть некоторый дискомфорт. Например, вы понимаете, что вам доставит удовольствие получение диплома и дальнейшее хорошее трудоустройство. Но для этого сейчас необходимо заниматься и иногда совершать определенную работу, сдавать зачеты и экзамены, которые сейчас вам прямо поперек горла. Знание о том, что ваши настоящие усилия в конечном счете окупятся, помогают вам заставить себя добросовестно учиться (утруждать себя некой деятельностью). Спортсмен тренируется, мучает себя, чтобы потом победить и получить награды и славу, ведь он понимает, что без приложения усилий он не добьется желаемого.

Многие невротические личности не умеют жить отсроченным гедонизмом. Они предпочитают гедонизм мгновенный и следуют принципу «если не могу получить что-то сразу, то и стараться не буду», т. е. не могут настроить себя на то, что усилие сейчас приведет к успеху в будущем. Это одна из самых важных задач в воспитании детей - приучить их с детства работать на отсроченное удовольствие: закончишь хорошо четверть - получишь велосипед и т.д. Дети должны научиться заставлять себя претерпевать трудности, и не просто так, а ради получения удовольствий в будущем. Фридрих Энгельс говорил: «Человек должен жить радостями завтрашнего дня». У человека должно быть как можно больше различных отсроченных радостей, связанных, например, с приятной встречей, достижением, успехом или каким-либо другим удовольствием в будущем, ожидание которых скрашивает нашу сегодняшнюю жизнь.

Эллис выделил несколько критериев психологического здоровья:

  • ? соблюдение собственных интересов;
  • ? социальный интерес;
  • ? самоуправление, готовность к разумной кооперации;
  • ? высокая толерантность к состояниям фрустрации;
  • ? гибкость, нерегидность по отношению к себе и другим;
  • ? принятие неопределенности;
  • ? преданность творческим занятиям;
  • ? научное мышление;
  • ? принятие себя;
  • ? рискованность;
  • ? отсроченный гедонизм.

Попробуем раскрыть эти понятия.

Эллис полагал, что одним из признаков психической нормы человека является его здоровый эгоизм. Что он подразумевал под этим понятием? Прежде всего то, что человек не должен забывать о своих интересах. Полное подчинение себя чужим желаниям Эллис считал явлением нездоровым, так же как и обратную ситуацию. То есть это должен быть разумный учет своих и чужих интересов, но при приоритете своих.

В этом отношении является нездоровой и формирующей нездоровье у других позиция так называемых жертвенников, в роли которых часто выступают родители, приносящие себя и свои интересы в жертву интересам детей. Им кажется, что, поступая так, они делают лучше для своих детей, но в реальности портят их, делают их неспособными самостоятельно достигать своих цели.

Иногда так происходит с матерями, и чаще матерями- одиночками, которые ради своего ребенка отказываются от любых удовольствий. И какой пример подают такие родительницы своим детям? Если мать действительно хочет лучшего своей, например, дочери, то вместо того чтобы обделять себя во всем, она должна показать ей, что, несмотря на трудность положения, женщина справляется, не унывает, следит за собой, она привлекательна для мужчин, и способна радоваться и думать о собственных интересах. Дочь должна видеть перед собой пример того, какой надо быть. Иначе она вырастет эгоисткой или такой же «ущербной», как мать, с детства считая, что любить другого - значит полностью отказаться от собственных желаний. То есть здоровый эгоизм является необходимым условием благополучия не только самого человека, но и его близких, ради которых он готов жертвовать собой.

Умение соблюдать собственные интересы дополняется другой важной характеристикой нормы - способностью учитывать и социальный интерес. То есть то, что человек живет полным эгоистом, думая только о своих потребностях, Эллис признавал ненормальным. Он считал, что здоровые взгляды выражаются в умении учитывать не только свой интерес, но проявлять внимательным к чужым нуждам, а также быть способным к кооперации и сотрудничеству.

Следующий критерий нормы - самоуправление. Это, с одной стороны, готовность самостоятельно решать свои проблемы, не перекладывая их на плечи других и неся ответственность за полученные результаты, а с другой - умение в случае необходимости принять помощь, вступить в кооперацию и сотрудничество. Здесь важно подчеркнуть тот факт, что человек, всегда рассчитывая в первую очередь на себя, не отказывается от разумной помощи и сам способен при случае быть полезным, это является проявлением здоровых убеждений.

Другая характеристика нормы звучит как высо 1 сая толерантность к фрустрации. Напомним, толерантность обозначает переносимость, умение терпеть, а фрустрация определяется как сильное эмоциональное неудовлетворение. Суть характеристики заключается в том, что человек со здоровыми когнициями способен переживать и преодолевать жизненные трудности, не скатываясь в глубокую депрессию. Жизнь невозможна без неудач, неприятностей и трудностей, и естественно испытывать расстройство, когда они случаются, но это не должно выбивать человека из колеи, заставлять забрасывать дела и опускать руки. И именно наличие толерантность к фрустрации помогает человеку противостоять происходящим неурядицам.

Психологическое здоровье определяется также и способностью проявлять гибкость , неригидность (ригидность, как известно, - это недостаточная гибкость) по отношению к себе и другим. Гибкость можно описать как умение человека при необходимости изменять свои мысли и действия в соответствии с новыми обстоятельствами, таким образом приспосабливаясь к постоянно изменяющей среде. Мир не стоит на месте, и чтобы быть успешным, человек должен меняться вместе с ним. Но здесь главным образом речь идет о гибкости когниций. Каждый человек обладает своими принципами, это достаточно устойчивые убеждения человека, которые создают систему взглядов на мир. Какие-то из них должны оставаться неизменными, но некоторые должны иногда меняться. Излишняя регидность убеждений может тормозить развитие человека и препятствовать его нормальному функционированию вообще. Важнейшим моментом рационально-эмоциональной терапии Эллиса является определение жестко фиксированных убеждений, которые из-за своей регидности доставляют пациенту массу неприятностей. Бывает так: человек, следуя своим принципам, не желая менять их, осложняет себе и другим жизнь, упирается в различные моменты, которые при рациональной терапии оказываются несущественными, и также обнаруживается, что можно взглянуть на эти вещи иначе. Мне, например, может не нравиться поведение какого-то человека, причем не потому, что оно объективно плохо, а потому что мне лично оно не по вкусу, но я беру и придаю этому объективность. Я начинаю считать, что это не моя субъективность, а важный принцип, который необходимо соблюдать. Это, естественно, начнет мне мешает нормально общаться с другими, да и с самим собой.

Теперь рассмотрим характеристику принятие неопределенности. Мы знаем, что точные определения бывают только в абстрактной науке математике. В жизни всегда допускается некоторый элемент неопределенности, допуска. Стопроцентного не бывает даже золота - оно там 99 с чем-то, самой высокой пробы. Поэтому в жизни ничего не бывает на сто процентов, но только не для невротиков - они не терпимы к неопределенности, все должно быть так, только так, и никак по-другому! Люди с такими убеждениями загоняют себя в рамки своих представлений. А поскольку других туда не загнать, то переживают, что их не понимают, не любят, все делают им назло. И потому ощущают себя очень несчастными. Поэтому принятие факта существование некоторой неопределенности во всем, признание того, что не все и не всегда бывает таким, как хотелось бы, важно для снижения внутреннего напряжения.

Следующий критерий нормы - преданность творческим занятиям - определяет присутствие творчества в жизни человека. Появляется в желании узнавать и пробовать что-то новое, интересоваться различными вещами, искусством или наукой, иметь увлечения, хобби и не в силу необходимости, а из внутренней потребности человека. То есть это стремление обогащать и насыщать свою жизнь, а не сводить ее к автоматизму обыденных дел.

Научное мышление. Что подразумевает научное мышление? Джордж Келли говорил, что каждый человек в своей жизни действует как ученый, но только на бытовом уровне. Что делает ученый? Выдвигает гипотезу, проводит эксперимент, получает результаты, подтверждающие или опровергающие основные положения. Если гипотеза не подтвердилась, тогда ученый пересматривает ее и пробует сделать что-то иначе. По существу так происходит и в нашей жизни. Прежде чем что-то сделать, мы сначала предполагаем, что из этого выйдет, ожидаем получить некий результат. А далее свершаем действие, эксперимент и проверяем - получилось то, чего я ожидал, или не то? Если гипотеза не подтвердилась, то необходимо подумать, что делать дальше, что следует поменять в исходных положениях. Что происходит с невротической личностью? Гипотеза не меняется, хотя она многократно не подтвердилась и не подтверждается далее, принося человеку большой дискомфорт и мучения. Но, несмотря на это, невротик не может изменить гипотезу, свое отношение к себе, или людям, или определенному делу и так далее, поскольку не может понять, что проблема заключена именно в ней самой, что ее необходимо скорректировать, раз результаты действий плачевны. Потому одной из задач терапевта является анализ гипотез клиента на предмет их рациональности.

Принятие себя. Это умение принимать себя таким, какой ты есть, со всеми плюсами и минусами. Мы далеко не всегда воспринимаем себя адекватно, т.е. какие-то свои способности мы завышаем, а какие-то - занижаем. Когда человек неадекватно оценивает себя, он может все время огорчаться, потому как другие-то оценивают его иначе, чем он сам себя, и человек все время может думать: «Меня не понимают». Или считает: «Я не так себя подаю», - и, боясь быть неуспешным, начинает делать нечто совсем не свойственное ему. Это ошибка. Потому что естественный человек всегда воспринимается лучше, чем деланный, ведь фальшь никто не любит. А нам все время кажется, что надо что-то изображать из себя, тогда я буду лучше выглядеть, тогда меня лучше воспримут. Это иллюзия и мучение. Есенин писал: «Счастье есть ловкость ума и рук. Все неловкие души за нечастных всегда известны, но вам не понять, как много мук приносят изломанные лживые жесты». Когда человек начинает играть не свою роль, даже с виду красивую, он испытывает дискомфорт, потому как выбранная роль на самом деле не согласовывается с его внутренним миром. И потому человек может тревожиться, что другие заметят это несоответствие. То есть самое эффективное будет принять себя таким, каков ты есть, и тогда человеку не надо будет что-то строить из себя. Не бойтесь слова «недостаток». Или обозначайте его как резервы, то есть там, где вам кажется, у вас есть пробел в чем-то, думайте: «У меня есть резерв для улучшения».

Рискованность. Это умение в определенных ситуациях идти на разумный риск. У англичан есть пословица: «Nothing venture nothing have», что переводится как: «Ничем не рисковать - ничего не иметь». Она отлично характеризует данный критерий психологического здоровья. Выражая суть - рискуя, можно достичь успеха. Здесь важно понять, что в жизни невозможно оставаться пассивным, она требует движения, действий, а иногда и риска. Порой, чтобы свершать развитие, необходимо рисковать: менять работу или место жительства, заводить семью и т.д. В противном случае жизнь человека превратится в стоячее болото, застой. Необходимо не бояться нового - идей, знакомств, деятельности, обстоятельств и т.д. Риск необходим для движения вперед. Наша жизнь - это риск.

И последний критерий нормы - отсроченный гедонизм. Мы подробно рассмотрели его выше, описывая особенности подхода Эллиса. Суть данного явления заключена в умение жить отложенной радостью, осознанно претерпевать трудности во имя достижения успеха в будущем.

Итак, мы рассмотрели все критерии психологической нормы, теперь я хотел бы, чтобы вы поработали над следующими моментами.

Еще раз взгляните на перечисленные критерии психологического здоровья, проанализируйте, насколько каждый из них выражен у вас, а также оцените это по 10-балльной шкале (10 - максимально выражен, соответственно 1 - минимально выражен). При этом я предлагаю вам не следовать первому ощущению при выставлении оценок, а хорошенько продумать (вспомнить примеры из собственной жизни), а лучше спросить знающего вас человека, насколько действительно соответствует данный балл выражению того или иного критерия нормы.

Самопознание - интереснейший и увлекательнейший процесс, не имеющий пределов совершенствования. Поэтому постарайтесь оценить свои резервы для роста, используйте именно слово «резервы», а не «недостатки». Поскольку лучше акцентировать свое внимание на резервах, чем на недостатках, ведь чем больше ресурсов вы обнаружите, тем больше это будет вдохновлять вас. Более того, вы увидите, что многие параметры взаимосвязаны друг с другом. И если вы захотите развить один из них, то автоматически будут развиваться и другие. Когда вы или ваш клиент будете обосновывать свои оценки, постарайтесь понять, какими убеждениями вы (или он) руководствуетесь и являются ли эти убеждения рациональными, т.е. реально помогающими ему реализовать себя, или они все-таки иррациональные.

Резюмируя задачи и суть процедуры РЭТ, можно сказать: для того чтобы добиться изменения мировоззрения, пациентам рекомендуется:

  • 1. Понять, что их психологические проблемы возникли не столько из-за внешних условий и событий, сколько от их отношения к ним.
  • 2. Поверить, что они способны сами решить свои проблемы.
  • 3. Осознать, что их проблемы провоцируются главным образом иррациональными абсолютистскими убеждениями.
  • 4. Понять свои иррациональные когниции и убедиться, что на существующие у них проблемы можно взглянуть рационально.
  • 5. Разоблачать свои иррациональные взгляды с помощью логики и здравого смысла, а также экспериментально действуя вопреки им.
  • 6. Многократными повторами с помощью когнитивных, эмоциональных и поведенческих методов довести новые, рациональные убеждения до их полного внутреннего принятия.
  • 7. Постоянно продолжать процесс позитивной перестройки убеждений, заменяя иррациональные когниции на рациональные.

Практикум

  • 1. Попробуйте найти у себя (или у вашего клиента) иррациональные убеждения и обоснуйте, почему вы их считаете таковыми.
  • 2. Разоблачите их логикой и здравым смыслом (можно использовать юмор).
  • 3. Сформулируйте по выявленным проблемам альтернативные рациональные когниции.
  • 4. Проанализируйте свои убеждения (или вашего клиента) с точки зрения критериев психологического здоровья Эллиса, насколько вы реализуете их, какие у вас есть резервы и как вы собираетесь их восполнять.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Почему Эллис именно так назвал свою рационально-эмоциональную терапию?
  • 2. Расшифруйте схему А-В-С.
  • 3. Чем различаются рациональные и иррациональные когниции?
  • 4. Что такое абсолютистские когниции и чем они вредны?
  • 5. Опишите основные этапы РЭТ.
  • 6. Перечислите критерии психологического здоровья по Эллису.
  • 7. Что такое отсроченный гедонизм?

Основоположником рационально-эмотивной психотерапии является Альберт Эллис . Первоначальный её вариант, созданный в 1955 г. ., Эллис назвал рациональной терапией , но уже в 1961 г. . переименовал её в рационально-эмотивную терапию (РЭТ), поскольку полагал, что данный термин точнее отражает суть этого направления психотерапии. В 1993 г., после широкого внедрения поведенческих техник в практику РЭТ, А.Эллис решил добавить в название своего метода слово "поведенческая": рационально-эмоционально-поведенческая терапия — РЭПТ (второй вариант перевода на русский — рационально-эмоционально-бихевиоральная терапия, РЭБТ). В нашей стране наиболее популярным названием для этого направления остаётся рационально-эмотивная терапия (РЭТ).

Эллис подчёркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, а способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их. Эллис предполагал, что у людей могут быть неадаптивные и иррациональные способы интерпретации событий , вызывающие эмоциональные расстройства такой интенсивности, которая никак не может быть оправдана реальной рациональной оценкой события.

Для описания эмоционального поведения людей Эллис разработал так называемую модель АВС , где

  • A — Активация событий и ситуаций;
  • В — Суждения (мнения, верования, убеждения), рациональные и иррациональные, которые принадлежат данной личности и которые она использует для интерпретации А;
  • C — Последствия, как эмоциональные, так и поведенческие, которые вытекают из личностных интерпретаций А.

Соотношение между А и С непредсказуемо, если мы не знаем В . Так, если личность интерпретирует ситуацию неподходящим образом, последствия также, вероятно, будут несообразными данной ситуации. Часто промежуточным звеном В являются иррациональные убеждения или установки , которые часто становятся причиной многих проблем в жизни человека.

Виды иррациональных суждений

Эллис разделил иррациональные суждения на 4 главные категории:

  1. "Долженствовательные". Суждения, указывающие на то, что кто-то (или что-то) должны быть не такими, каковы они есть, например: "Я должен выиграть игру "; "Он должен быть любезным по отношению ко мне " и т.п.
  2. "Ужасающиеся" суждения . Суждения о том, что всё ужасно, жутко и кошмарно, потому что всё не так, как следовало бы быть, например: "Будет ужасно, если я не закончу уборку до его прихода…".
  3. "Надлежит" и "следует". Суждения, отражающие неспособность человека выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему "надлежит" или "следует" быть.
  4. "Порицающие" суждения. Суждения, принижающие личность — собственную или того человека, из-за которого ситуация стала не такой, какой ей "надлежит" или "следует" быть, например: "Он ужасный человек, и должен быть наказан, потому что не приехал вовремя ".

Кроме того, Эллис выделил 12 иррациональных идей, которые по его мнению лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.

  1. Для взрослого человека совершенно необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекателен для окружающих.
  2. Есть поступки порочные, скверные, и повинных в них следует строго наказывать.
  3. Это катастрофа, когда всё идёт не так, как хотелось бы.
  4. Все беды навязаны нам извне — людьми или обстоятельствами.
  5. Если что-то пугает или вызывает опасение — постоянно будь начеку.
  6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
  7. Каждый нуждается в чём-то более сильном и значительном, чем то, что он ощущает в себе.
  8. Нужно быть во всех отношениях компетентным, адекватным, разумным и успешным. Нужно всё знать, всё уметь, всё понимать и во всём добиваться успеха.
  9. То, что сильно повлияло на вашу жизнь один раз, всегда будет влиять на неё.
  10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать всё, чтобы эти люди изменялись в желаемом для нас направлении.
  11. Плыть по течению и ничего не предпринимать — вот путь к счастью.
  12. Мы не властны над своими эмоциями, и не можем не испытывать их.

Рационально-эмотивная терапия директивна, дидактична, конфронтационна и вербально активна. Психолог стремится обнаружить иррациональные мысли, создающие внутренний конфликт.

Когда иррациональные мысли определены, психолог обсуждает их и оспаривает. Конечная цель — признание клиентом своих иррациональных мыслей, продумывание их ещё раз и переформирование. В результате такой работы у клиента должно возникнуть три инсайта :

  1. Сегодняшнее невротическое состояние имеет предшествующие причины.
  2. Первоначальные мысли подкрепляют переживания, так как эти мысли предплагают самый негативный исход событий.
  3. Можно изменять своё эмоциональное состояние, постоянно наблюдая, задавая себе вопросы и оспаривая свои негативные иррациональные суждения.

Эллис в дополнение к этому предлагает использование таких психотерапевтических техник, как исследование проблемы, её обсуждение, интерпретацию, конфронтацию, переобучение. В дополнение применяются анализ сновидений, вербализация эмоционального состояния, ролевые игры.