Развиваем речь детей 3 4 лет.

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс - принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка - ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

В раннем возрасте дети с интересом познают окружающий мир. Многие вещи, явления, слова, являются первыми для ребенка. Задача родителей следить за усвоением новой информации, отвечать на вопросы точно, лаконично.

Речь ребенка в три года понятна взрослым, дети составляют несложные предложения, произносят правильно большинство звуков. На четвертом году речь обогащается местоимениями, прилагательными, ребенок умеет описывать свойства предметов. Данный период фундаментален, поэтому важно устранять возникающие трудности в произношении.

Словарный запас малыша делиться на активные и пассивные слова. До двух лет пассивный словарный запас объемнее активного, ведь малыш понимает большее количество слов, чем способен произнести.

На этом этапе развития речи дети выговаривают простые слова: «мама», «папа», а также стремительно развивается звукоподражание: «мяу» (кошка), «му-у» (корова), «ав-ав» (собака).

Обобщение ярко выражено, ребенок объединяет предметы или действия в одну группу, так слова обозначающие еду, посуду или прием пищи, обозначаются одним словом «ням-ням».

Речь ребенка в 3 года формирует следующие навыки:

  • Способность строить предложения из пяти - шести слов, с меньшим, чем в раннем возрасте, количеством ошибок;
  • Произносить слова, правильно расставляя ударения;
  • Ребенок пересказывает сказки, последовательно описывает прошедший день;
  • Использует в речи местоимения, числительные, прилагательные;
  • Употребляет глаголы с приставками: «приехал», «пошел», «ушел».

Словарный запас детей в три года достигает 1000 слов. Некоторые шипящие и сонорные звуки еще трудны в произношении, а твердые иногда заменяются мягкими. Кроме того, малыши придумывают новые слова, образованные из нескольких известных.

Признаки отклонения в развитии речи у детей 3 лет

  • Речь малыша похожа на лепет, трудна в понимании, быстра или слишком медленна, выражения односложны;
  • Малый активный словарный запас. Ребенок не в состоянии назвать ежедневно встречающиеся предметы, явления;
  • Малый пассивный словарный запас. Простые вопросы вызывают затруднения, малыш не понимает, что от него требуется, новая информация трудно усваивается;
  • Отсутствие окончаний в словах, неумение спрягать глаголы, склонять существительные;
  • Трудности в составлении несложных предложений;
  • Не развитое звукопроизношение.

Возможные причины задержки речевого развития в трехлетнем возрасте разделяются на физиологические и социальные. К физиологическим причинам относятся проблемы со здоровьем, такие как нарушение слуха, неправильный прикус, последствия травм головы, осложнения в период беременности у матери, а также задержки психического развития и наследственность.

Социальные предпосылки к задержке в развитии речи, тесно связаны с общением внутри семьи. Недостаток внимания к детям или избыток, выраженный в излишнем «сюсюканье», коверкающем слова, препятствуют развитию коммуникативных навыков. Кроме семейного окружения на речь ребенка влияют воспитатели в детских садах и друзья.

Диагностика и коррекция дефектов речи

Если вы сомневаетесь, нормально ли развивается речь у малыша, поинтересуйтесь у воспитателя о его успехах, самостоятельно изучите поведение в обществе ровесников, посетите врача. Обнаружив отклонения от норм, действуйте спокойно, но незамедлительно. Такие специалисты, как сурдологи, психологи, логопеды, педиатры, проведут обследования и дадут рекомендации для борьбы с задержками в развитии. В домашних условиях развить речевые навыки помогут:

1 Игры, ориентированные на мелкую моторику рук. Ребенку проще запомнить слова, встречающиеся в играх, потому что он может ощутить предметы, понять, что кубик бывает не только маленьким красным, но и большим зеленым, а также нарисованным, твердым или мягким. В игровое время проговаривайте с малышом все действия, называйте предметы, их свойства, просите сделать то же самое.

2 Чтение и заучивание стихов и сказок. Выразительное чтение сказок помогает детям проникнуться судьбой героев, понять суть произведения. Прочитав рассказ, попросите ребенка его пересказать, узнайте, что ребенок почерпнул для себя и какой герой ему понравился. Заучивание стихотворений, тренирует ребенка в произношении звуков, а также развивает мышление и память.

3 Мультфильмы, детские передачи. Используйте мультфильмы и телепередачи для детей, чтобы развивать память и мышление. У ребенка появятся новые темы для обсуждений с друзьями, воспитателями.

4 Полезные прогулки. Гуляя с чадом, просите называть встречающиеся предметы, их свойства, форму и составляющие: магазин большой, оранжевый, прямоугольный с дверью и двумя окнами. Отвечайте на заданные вопросы, обращайте внимание на новые предметы. После прогулки поинтересуйтесь, что малышу понравилось, что нет и почему.

5 «Зарядка» для языка и дыхательная гимнастика. Если у ребенка проблемы с произношением звуков, преодолеть их помогают упражнения для языка и дыхательная гимнастика. Попросите врача логопеда составить комплекс упражнений под вашу проблему, самостоятельно разучите упражнения и покажите их малышу.
Если домашних занятий не хватает, запишитесь на развивающие курсы для детей, но не забывайте продолжать упражнения дома.

Речь ребенка в четыре года

В четыре года словарный запас ребят увеличивается в два - два с половиной раза. Ребенок увлеченно играет в подвижные игры, пересказывает стихотворения, правильно произносит все звуки, задает вопросы на различные темы, учиться чтению.

Дети в этом возрасте составляют грамматически правильные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Малыш отделяет себя от взрослых и формирует собственную картину мира. Ему нравится рассказывать родителям о прошедшем дне, о достижениях и открытиях. Это норма развития четырехлетнего ребенка.

Задержка в развитии у четырехлетки сопровождается такими факторами:

  • Ребенок не говорит вообще, изредка произносит лишь слова «мама» или «папа»;
  • В речи отсутствуют твердые (ж, ш, ч) или мягкие (й, ч, щ) согласные;
  • Трудности вызывают составления предложений из 2–3 слов;
  • Чадо говорит только известными фразами из сказок или мультфильмов.

Коррекция речевых дефектов детей в четыре года

Если причина отставания в развитии физиологическая и ребенку поставлен диагноз, лечение доверьте врачам. Самостоятельные попытки вылечить патологии могут привести к последствиям, угрожающим здоровью. В случаях, не требующих медикаментозных или операционных мер, по программе врачей тренируйтесь с ребенком дома. Толчок в развитии речи дают такие занятия:

А Пение, рисование, поделки. Результативные виды обучения правильной речи тесно связаны с творчеством. Рисование и рукоделие повышают уровень развития мелкой моторики, учат сосредотачиваться, обеспечивают изучение и повторение прилагательных, глаголов, наречий и причастий: голубой, красить, аккуратно, поклеенный. Пение разрабатывает мышцы лица, успокаивает, помогает сосредоточиться, поэтому лучше начинать занятия с напевания детских песен.

Б Подвижные игры. В процессе игры дети легко запоминают правила, названия предметов. Можно предложить чаду поиграть в классики, они научат его считать и правильно произносить числительные.

В Считалочки, загадки, стишки. Рифмованные фразы, ритмично построенные предложения и загадки легко усваиваться и запоминаются надолго. Ведь все помнят акростих, который помог выучить цвета радуги: Каждый - красный, охотник - оранжевый, желает - жёлтый, знать - зелёный, где - голубой, сидит - синий, фазан - фиолетовый.

Г Упражнения для дыхания. Помимо занятий, предлагаемых врачами, не забывайте о развлекательной стороне процесса. Развивать дыхательные пути можно выдувая мыльные пузыри или играя на гармошке.

Д Полезная литература. Большой вклад в технологии развития речи дошколят внесла Ушакова Оксана Семеновна – профессор, доктор педагогических наук, автор нескольких сотен работ по развитию речи у детей дошкольного возраста. Методика О.С. Ушаковой последовательна, проста для восприятия детей и рассчитана на возраст от трех до семи лет.

Речь детей в возрасте от пяти лет

Уровень развития речи в пять лет позволяет малышу свободно говорить на родном языке. Уметь склонять существительные, и спрягать глаголы. Формировать предложения, обогащая их всеми частями речи. Правильно расставлять ударения в словах, и определять окончания. Запас слов увеличивается, качество произношения улучшено.

Ребенок умеет управлять эмоциональной окраской слов, менять громкость и темп речи. Подбирает синонимы и антонимы к предложенным словам, умеет считать. Развивается мышление и фантазия, дети сочиняют истории по картинкам, заданным сюжетам. В этот период за успехами и неудачами крохи нужно следить усиленно, не устранённые в раннем возрасте задержки в развитии отразятся на будущих способностях к коммуникации.

В пятилетнем возрасте отсутствие связной речи, полное молчание, малый запас слов, являются отклонениями, требующими обследования у специалистов. После постановки диагноза и начала лечения, малыш нуждается в помощи и поддержке родителей, поэтому важно продолжать занятия дома:

  • Развитие мелкой моторики. Как было отмечено, игры, развивающие мелкую моторику рук, благотворно влияют на развитие речи. Ставьте перед ребенком разные задачи, чтобы понять к чему его больше тянет: предложите сплести украшение из бисера, постройте вместе из конструктора интересную игрушку, сложите мозаику. Отталкиваясь от результатов, выделите любимое занятие ребенка и проговаривайте ваши действия, просите описывать предметы и свойства, предложите создать что-то самостоятельно и описать это;
  • Массаж. Терапевтические, успокаивающие мышцы, стимулирующие кровообращение свойства массажа помогут в выздоровлении;
  • Альтернативная терапия. Связь, устанавливающаяся в отношениях детей с животными, стимулирует эмоциональное, социальное, речевое развитие;
  • Развивающие пособия. Какой бы ни была степень задержки речевого прогресса, занятия со специалистами не заменят живого общения с семьей. Уже упомянутая Ушакова Оксана Семеновна, создала разностороннюю программу стимулирования речи у дошкольников. Методические материалы предлагают воздействие на участки, формирующие речь детей от трех до семи лет. Предложенные О.С. Ушаковой игры, стишки, рассказы, занятия, в увлекательной форме подают ребенку правила построения грамотной речи.

Чтобы развитие протекало равномерно, не навязывайте неинтересных, скучных или сложных занятий. Общайтесь с ними как со взрослыми, хвалите за успехи, корректируйте ошибки. Подарите ребенку пространство для творчества и отдыха. Следите за интересами малыша, подберите подходящую секцию, где он обзаведётся друзьями и новыми навыками. Спрашивайте о прошедшем дне, отвечайте на вопросы. Так он будет ощущать вашу любовь, заботу, что подтолкнет его к достижениям, научит благодарности и ответственности.

В 3 года уже практически все дети начинают говорить. В этом возрасте ребенок уже может освоить все звуки языка, за исключением звука Р и шипящих. Речь ребенка 3 лет выглядит пока еще невнятной и непонятной чужим людям из-за того, в этом возрасте это нормально, и логопед ему не нужен. Но уже стоит сходить на консультацию к стоматологу, который проверит, нет ли у ребенка короткой уздечки или неправильного прикуса, эти дефекты могут существенным образом сказаться на произношении звуков и в будущем.

В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- использовать в речи прилагательные, обозначающие размеры, цвет и другие свойства предметов (большой,

Если ребенок отстает в 1-2 пунктах – усиленно займитесь развитием его речи. Если же отставание наблюдается во всем, то срочно идите к специалисту.

Как развивать речь ребенка

  • Помните: богатая, чистая и правильная речь ребенка развиваться будет только благодаря общению со взрослыми. Важно, чтобы вы проявляли максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных малышу словах.

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет бабушку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

    Чтение книг всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Чтение не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Обсуждайте с ребенком просмотренные мультфильмы, прочитанные сказки, бытовые ситуации. Такое общение будет учить кроху логически мыслить, правильно составлять фразы.

  • Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом.

-Играйте в «пальчиковые» игры,

-учите застегивать пуговицы, завязывать шнурочки,

-собирайте камешки,

-рисуйте в воздухе, на ладошке или песке,

-позвольте перебирать малышу горох,

-прищипывайте прищепки

-наматывайте нитки и т.д.

    Для того чтобы правильно произносить звуки нужно развивать мышцы ротовой полости, для этого используйте в игре с ребенком приемы гимнастики лица и языка. Учите кроху дуть, сплевывать, полоскать рот и горло, слизывать - это не просто навыки, не обходимые в быту, а и развитие мышц рта. Выполнение несложного комплекса артикуляционной гимнастики 2-3 раза в неделю позволит с легкостью усвоить все звуки речи. Упражнения можно выполнять вместе с любимыми игрушками, можно привлечь других членов семьи, предоставив роль учителя малышу. Приучите ребенка при общении смотреть прямо на говорящего, тогда он перенимает артикуляцию взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В 3 года уже практически все дети начинают говорить. В этом возрасте ребенок уже может

освоить все звуки языка, за исключением звука Р и шипящих. Речь ребенка 3 лет выглядит пока еще невнятной и непонятной чужим людям из-за того,

что кроха еще недостаточно овладел своим речевым аппаратом. Если малыш плохо произносит или не умеет говорить некоторые звуки, не волнуйтесь –

в этом возрасте это нормально, и логопед ему не нужен. Но уже стоит сходить на консультацию к стоматологу, который проверит, нет ли у ребенка короткой уздечки или неправильного прикуса, эти дефекты могут существенным образом сказаться на произношении звуков и в будущем .

В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

Высказываться предложениями

Правильно употреблять местоимения

Использовать в речи прилагательные,

Обозначающие размеры, цвет и другие

свойства предметов (большой,

холодный, красивый, белый и т.п.)

Использовать в речи наречия (тепло,

Быстро, вкусно, горько, т.п.)

Если ребенок отстает в 1-2 пунктах –

Усиленно займитесь развитием

Его речи. Если же отставание

наблюдается во всем, то срочно идите к специалисту.

  • Помните: богатая, чистая и правильная речь ребенка развиваться будет только благодаря общению со взрослыми.

Важно, чтобы вы проявляли максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных малышу словах.

Не коверкайте слова. Некоторым мамам трудно удержаться от «сюсюканья», это не помогает развитию речи ребенка, скорее, наоборот. Пусть малыш в свое удовольствие называет бабушку «бубаськой», а кошку «кикя», но от родителей он должен слышать правильное произношение, иначе он усвоит исковерканный вариант и впоследствии его придется переучивать.

Чтение книг всегда служило источником для развития духовной и богатой личности. Чтение не только развивает воображение, но и способствует расширению словарного запаса и закреплению в памяти уже известных ребенку слов. Обсуждайте с ребенком просмотренные мультфильмы, прочитанные сказки, бытовые ситуации. Такое общение будет учить кроху логически мыслить, правильно составлять фразы.

Развивайте у ребенка мелкую

моторику рук . Дело в том, что в

головном мозге центры, отвечающие

за речь и координацию пальцев рук,

находятся рядом.

  • Играйте в «пальчиковые» игры,
  • учите застегивать пуговицы, завязывать шнурочки,
  • собирайте камешки,
  • рисуйте в воздухе, на ладошке или песке,
  • позвольте перебирать малышу горох,
  • прищипывайте прищепки
  • наматывайте нитки и т.д.

Для того чтобы правильно произносить звуки нужно развивать мышцы ротовой полости, для этого используйте в игре с ребенком приемы гимнастики лица и языка. Учите кроху дуть, сплевывать, полоскать рот и горло, слизывать - это не просто навыки, не обходимые в быту, а и развитие мышц рта. Выполнение несложного комплекса артикуляционной гимнастики 2-3 раза в неделю позволит с легкостью усвоить все звуки речи. Упражнения можно выполнять

Вместе с любимыми игрушками, можно

Привлечь других членов семьи,

Предоставив роль учителя малышу.

Приучите ребенка при общении

Смотреть прямо на говорящего,

Тогда он перенимает

Артикуляцию взрослых.

Окошко Широко разинув рот,

Зевает толстый бегемот.

А веселая мартышка ,

Губы сжав,

Читает книжку.

  • широко открыть рот - "жарко"
  • закрыть рот - "холодно"

Месим тесто Мы печем, печем блиночки

И для сына, и для дочки .

  • улыбнуться
  • пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя"
  • покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

Блинчик

На нижней губке язычок

Расстелим, как половичок

  • улыбнуться
  • приоткрыть рот
  • положить широкий язык на нижнюю губу

Вкусное варенье

Ах, какое наслажденье

Есть вишневое варенье!

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

Киска Мурка спинку выгибает,

Глазки щурит и зевает.

  • губы в улыбке, рот открыт
  • кончик языка упирается в нижние зубы
  • выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Лошадка На лошадках по дорожке

Скачут Аня и Сережка.

  • вытянуть губы
  • приоткрыть рот
  • поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

Слоник пьёт

Смастерим мы дудочку,

Дудочку-погудочку.

  • вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
  • "набирать водичку", слегка при этом причмокивая

Качели На качелях мы качались

И друг другу улыбались!

  • улыбнуться
  • открыть рот
  • кончик языка за верхние зубы
  • кончик языка за нижние зубы


развития детей 3 – 4 лет" width="585 height=34" height="34""/>

В младшем дошкольном возрасте (3 – 4 года) речь ребенка интенсивно развивается. При этом понимание смысла услышанного все еще преобладает над речевыми возможностями. Говорит ребенок в этом возрасте, в основном, короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Однако он не всегда регулирует речевое дыхание: не делает пауз между словами, фразами, проглатывает окончания слов, не всегда правильно ставит ударение в словах, допускает ошибки при согласовании слов, например: «Мне купили много игрушков.» Ребенок в возрасте 4-5 лет пользуется более усложненными и распространенными фразами, высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу. В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов. В речи ребенка появляются местоимения , числительные, наречия притяжательные прилагательные. Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Ребенку не всегда удается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточностей в употреблении предлогов. К пяти годам речь становится наиболее связной и последовательной, ребенок в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»), может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, передавать своими словами личные впечатления.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря - как активного, так и пассивного. К трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800- 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много го­ворит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, за­поминает и рассказывает их. К 5 годам активный словарь ребенка дости­гает 1слов. В речи детей уменьшается количество со­кращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул» – царапнул).


Ребенок в возрасте 3 – 4лет очень чутко относится к звучанию языка: создает новые слова или формы слов, пытается рифмовать, более отчетливо произносит звуки и слоги. Однако в этот период многие согласные звуки произносятся смягченно («лезецька» – ло­жечка), а некоторые (свистящие «с», « з», « ц» шипящие звуки «ш», « ж», « ч», « щ», сонорные звуки « л» и « р») произносятся недостаточно четко, пропускаются, либо заменяются, например: «абака» – собака, «фобака» – собака, «фыпленок» – цыпленок, «тветок» – цветок, «апка» – шапка, «ук» – жук, «сапка», «фапка» – шапка, «оцки» , «отьки» – очки, «сетка», «тетка» – щетка, «ампа» – лампа, «ука» – рука, «лямпа» – лампа, «люка» – рука и др. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться). Сложности и ошибки звукопроизношения возникают у малышей из-за несформированного фонема тического слуха и недостаточно развитого речевого аппарата. Однако не пугайтесь. Все «шероховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки детской речи?

· Прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно, дайте речевой образец.

· Говорите вслух о том, что делаете, чувствуете. Говорите ясно, четко, не «сюсюкая». Спрашивайте о том, что делает, думает сам ребенок, выясняйте его отношение к увиденному или услышанному (сказке, рассказу).

· Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше употреблять слово так, как оно есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

· Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, чаще вспоминайте о фольклоре: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т. д.

· Развитие речи детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т. е. стимулирование кончиков пальцев). Детский ум будет развиваться быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству:

1. лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,

3. плетите бусы из бисера или камешков,

4. играйте с маленькими игрушками и т. д.


· Поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Увидите, сколько будет восторга!

· Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка 3 года – это грамотное и заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая ему, при этом думая о своем. Задавайте малышу вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление. Например, «какого цвета этот листик?», « на что он похож?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?». Если вы читали ребенку сказку или стихотворение, попросите его пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание. Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайчика). Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное в занятиях – стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.

Помните: ваше дитя только учится говорить. Речь ребенка 3-4 года еще очень далека от речи взрослого человека, и это нужно принять. Важно не только научить ребенка правильно говорить, но и «слушать» язык. Чем больше вы будете беседовать с малышом, заниматься с ним, играть, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, тем быстрее вы добьетесь результата.

Все родители знают, что ребенка нужно развивать. С ним надо проводить занятия: рисовать, учить стихи, писать и т.д. Однако норма развития речи у ребенка для многих родителей остается тайной: мало кто представляет, что должен уметь говорить малыш к 2-3 годам, когда идет становление разговорной речи. Почему формируется задержка, и правильно ли развивается ребенок?

Норма для 3 лет

Развитие речи у детей 3-4 лет предполагает, что малыш уже умеет:

  • назвать имена и фамилии родителей и ближайших родственников;
  • может описать ситуацию или картинку простыми предложениями;
  • постепенно предложения в речи усложняются;
  • знает названия бытовых предметов и может сгруппировать их по признакам;
  • знает, как называются действия животного, человека;
  • может назвать предмет по описанным признакам;
  • может повторить услышанное или пересказать короткую информацию;
  • может менять силу голоса;
  • пересказывает короткую сказку.

Конечно, развитие речи у всех детей 3 года разное, и ориентироваться на норму нужно только приблизительно. Объем лексики тоже индивидуален.

Норма для ребенка 3 года не согласовывать некоторые формы слов. Дети могут не всегда правильно строить предложения, не выговаривать сложные для произношения звуки р, л, ж, ш. Если ребенок развивается нормально, не стоит переживать по поводу некоторых неточностей в речи. Если в 4-5 года они не пройдут, вы еще успеете позаниматься со специалистами-логопедами. Немногие логопеды соглашаются проводить занятия с детками в 3 года.

Кроме перечисленных характеристик, в 3 года для ребенка важно различать множественное и единственное число, ориентироваться в основных цветах.

В 4 года речь ребенка постепенно совершенствуется. Предложения становятся сложнее, в их составе появляются новые слова. Если в 3 года у ребенка порой возникало недовольство по поводу того, что его не понимают, то в 4 года у ребенка появляется уверенность, что его понимают. С этого момента можно проводить занятия со специалистом индивидуально или в группах раннего развития.

Как проводятся занятия?

Если у родителей ребенка 3-4 года нет возможности водить на развивающие занятия, в игровой форме их можно проводить и дома. Сегодня существует множество пособий и видео, где показано наглядно, как нужно проводить занятия с той или иной категорией детей.

  • Первое, на что следует обращать внимание, - это произношение отдельных звуков у ребенка в 3-4 года. Особенно важно делать акцент на шипящие и свистящие звуки, мягкие и твердые. Можно посмотреть обучающее видео и попробовать самостоятельно выставить ребенку звук, если он его не выговаривает.
  • Старайтесь обучать малыша интонации голоса. В игре можете пробовать менять голос: делать его более тихим или более громким, медленным или быстрым. При постановке речи уделяйте внимание речевому дыханию: перед тем как сказать фразу, нужно сделать вдох носом, а говорить на выдохе.
  • Развивайте мелкую моторику. Для этого ребенку в 3-4 года полезно завязывать шнурки, продевать в нитки бусинки, раскрашивать изображения, обводить по контуру. Ученые доказали тесную связь между развитием мелкой моторики и совершенствованием речи ребенка и любого человека.
  • Учите с ребенком стихи. Это можно сделать в форме игры. Для начала выберите несложную потешку. Продекламируйте ее, а затем можно разыграть ее сюжет с помощью игрушек. Полезно заниматься пальчиковой гимнастикой, где слова сопровождаются движениями пальцев.
  • Играйте со словами. Описывайте их свойства, загадывайте загадки. Кстати, интересные загадки можно придумать и самостоятельно.
  • Для развития речи ребенка 3-4 года можно приобрести специальные пособия. В них даются различные задания, например, найти отличия на картинках, запомнить и назвать предметы, сказать, что находится справа или слева. Эти пособия можно скачать и в интернете.
  • Используйте проверенные общедоступные методики. Например, хорошо развивает лексику методика Домана. Карточки можно скачать и распечатать, а затем показывать их малышу и называть, что на них изображено. Это позволит восполнить недостаток лексики и приобрести новые знания.

Если родители хотя бы полчаса в день будут уделять тому, чтобы провести занятия с ребенком 3-4 года в игровой форме, проблем с речью у такого малыша не будет.

Отклонения

Иногда случается так, что ребенок до 3-4 года не говорит. Родители до этого возраста ждут: возможно, малыш заговорит сам. С трех лет, если ребенок не говорит, нужно вести его к специалисту.

Таковыми являются невропатолог и логопед. Сначала отведите ребенка к опытному логопеду. Пусть специалист его протестирует. Если логопед заподозрит физиологические (короткая уздечка) или неврологические причины отсутствия речи, следует идти к невропатологу и проводить обследование.

Что включает в себя обследование и прием у невропатолога? Как правило, врач назначает энцефалограмму головного мозга, чтобы выявить отклонения в его структуре и работе. Как правило, отклонения обнаруживаются, и назначается лечение. Оно включает в себя прием витаминных комплексов, ноотропных препаратов и занятия с логопедом.

К сожалению, не все родители соглашаются проводить лечение задержки речи медикаментозными средствами. Многие уверены, что без этого можно обойтись. Но не нужно категорично отказываться от назначенной терапии. Если вы сомневаетесь в квалификации невропатолога, посетите другого специалиста и прислушайтесь к его мнению. Изучите состав препаратов: возможно, есть менее агрессивные по воздействию на ребенка медикаменты.

Занятия с логопедом необходимы. Специалист предложит ряд мер по лечению задержки развития речи:

  • логопедический массаж;
  • постановку звуков;
  • коррекцию грамматического строя речи;
  • пополнение лексического запаса;
  • развитие мелкой моторики, логического мышления.

Некоторые логопеды успешно совмещают практику раннего развития и специализированную логопедическую коррекцию. Так вы получите сразу две услуги в составе одного занятия.
Занятия с ребенком по развитию речи трудная, но необходимая мера. Это залог успешного обучения и дальнейшей жизни малыша.