Самоопределение пряжников. Профессиональное и личностное самоопределение
И профессиональной деятельности.
Биография
Николай Сергеевич Пряжников родился в Керчи . Мать Пряжникова Маргарита Павловна - экономист, отец Пряжников Сергей Николаевич - инженер-механик, отчим Карелин Семён Кондратьевич - управленец. Родители работали на руководящих должностях в рыбной промышленности. Их отношение к работе, во многом отличавшееся от коллег в этой сфере бизнеса, сформировали мировоззрение Николая Сергеевича и особый взгляд не только на самоопределение конкретной личности, но и на самоопределение работников целых отраслей и всей страны.
Учился в провинциальных школах в Азове, Егорьевске, Ростове-на-Дону, Красногорске.
Служил в Советской Армии на рядовых должностях в автобате, в районе города Львов.
Трудовой путь начал с ученика фрезеровщика на КМЗ (Красногорском механическом заводе). После армии чуть более двух месяцев проработал лаборантом в НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина. За это время благодаря поддержке сотрудников лаборатории научился всему, что необходимо для написания диссертации (начиная от выбора кролика для эксперимента и кончая теоретическим обоснованием, обработкой и интерпретацией результатов). Здесь сложилось настоящее представление о научной деятельности и стало понятно, что будущее будет связано именно с наукой.
Вошёл в Топ-100 самых цитируемых и Топ-100 самых продуктивных российских учёных, по данным РИНЦ .
Пряжниковым разработана и апробирована теоретическая модель профессионального и личностного самоопределения человека в единстве методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических и этических принципов. Он является автором оригинальных исследовательских процедур и практико-ориентированных методик активизации профессиональной ориентации и профессиональной деятельности на различных возрастных стадиях человека.
Преподавательская деятельность
· «Активные методы профконсультирования»,
· «Этика профессиональной деятельности психолога»,
· «Профессиональное образование взрослых» и др.
«Организация труда профконсультанта», «Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения», «Управление профессиональной карьерой и личностным ростом», «Основы профессионального самоопределения».
По совместительству работает на кафедре управления персоналом и психологии в Финансовом университете при Правительстве РФ , на кафедре психологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова , на кафедре психологии Московского психолого-социального университета (МПСУ).
Основные публикации
Автор более 120 научных публикаций и учебных пособий. Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике −2006», который проводит Объединённая редакция журналов «Демократическая школа» и «Новые ценности образования».
· Пряжников Н. С. Профессия, специальность, квалификация, профессиональная карьера в сборнике Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Методика для преподавателя и профконсультанта. Место издания: РАО Москва;
Статьи
· Priazhnikov N.S. Business game as a means of activating vocational self-determination of schoolchildren в журнале Voprosy Psikhologii, издательство Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR (Russian Federation), № 4;
· Возможности творческой самореализации педагогов и профконсультантов в досуговом самоопределении школьников в журнале Современные проблемы науки и образования, № 5;
· Пряжников Н. С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении в журнале Вопросы психологии, издательство Педагогика (М.), № 4;
· Пряжников Н. С., Сергеев И. С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы в журнале Современные проблемы науки и образования, № 4;
· Пряжников Н. С. Карточное профконсультирование подростков: возможности и проблемы в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 3;
· Пряжников Н. С. Проблема критериев и средств оценки эффективности профориентации в организации в журнале Управленческие науки в современной России, том 1, № 1;
· Пряжников Н. С. Проблема непрестижных профессий в профориентационной игре «Остров» в журнале Школа и производство, № 7;
· Пряжников Н. С. Ценностно-нравственные профориентационные игры «Пришельцы», «Ветеран» и "Бездельник в журнале Школа и производство, № 6;
· Пряжников Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности в журнале Вестник Московского университета, том 14, № 4.
Доклады на конференциях
· Использование в профоринетационной работе «активных форм». Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение и профессиональное становление молодежи - важнейшее условие социально-экономического развития государства», Санкт-Петербург, 29 апреля, Россия, 2014
· Психологические барьеры реализации профессионального образования в сборнике Материалы международной конференции "Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХ1 веке. 8-10 октября 2008 г , место издания Кисловодск , с. 311-317
· Пряжников Н. С. Представления подростков о медицинских противопоказаниях по разным профессиям как фактор их профессионального самоопределения. Международная конференция «Профессиональное самоопределение учащейся молодежи в условиях сохранения и укрепления здоровья» 15-16 октября. Кемерово, 2013
· Пряжников Н. С. Проблемы критериев и средств оценки эффективности профориентационной работы с персоналом в организации. Научная конференция «Управленческие науки в современной России», Москва, 21-22 ноября 2013, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Финуниверситет при Правительстве РФ, Россия, 2013.
Тезисы докладов
· Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Булатов Ф. В. Содержательные модели в профессиональном самоопределении личности в сборнике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Ресурсы развития социально-профессиональной траектории учащейся молодежи: вызовы ХХ1 века (Курск, 29-30 октября , место издания ООО «Планета» Курск , тезисы, с. 86-92
· Уровневый подход к оценке эффективности профессиональной ориентации в сборнике Материалы 111 Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии», 21-22 октября 2015 г , место издания ФИРО Москва , том 6, тезисы, с. 32-37
· Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России в сборнике Межрегиональная конференция «Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее», Иркутск. 18 октября 2012 г., С.4-7 , место издания Иркутск , том 536, тезисы, с. 4-7
· Моргун В. Ф., Палихов А. Г., Пряжников Н. С. Уровни освоения способа решения задач и тип ориентировки в творческих задачах в сборнике Социальные и психологические проблемы активизации человеческого фактора в народном хозяйстве. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 2 , место издания МГУ М , том 2, тезисы, с. 99-100
Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом глубокого исследования Н.С.Пряжникова . Остановимся подробнее на его концептуальных подходах . Подчеркивая неразрывную связь профессионального самоопределения с самореализацией человека в других важных сферах жизни, он пишет: «Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации» 5 .
Обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделим основные моменты этого процесса:
1. Профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует , переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.
5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Исследуя профессиональное самоопределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:
1. Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения) .
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели - мечты.
4. Определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив.
7. Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи.
Анализируя потенциальные возможности самореализации личности, Н.С. Пряжников предлагает семь типов ее самоопределения .
1. Для самоопределения в конкретной трудовой функции характерна реализация себя в рамках выполняемой деятельности. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций (например, при работе на конвейере). Свобода выбора и диапазон действий человека минимальны. Для многих работников такой однообразный и монотонный труд почти невыносим. Поэтому организаторы производства стараются обогатить такой труд дополнительными функциями за счет смены характера выполняемых операций, усиливают кооперативное начало в деятельности, расширяя тем самым возможности самореализации работников. Вместе с тем следует отметить, что некоторые люди получают удовлетворение от такого однообразного труда.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту предполагает выполнение довольно многообразных функций (например, труд токаря). Трудовой пост характеризуется определенными правами и производственными заданиями, ограниченной производственной средой, включающей средства труда. Возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности значительно выше, чем в первом случае. Смена конкретного трудового поста негативно сказывается на качестве и производительности труда и вызывает неудовлетворенность работника.
3. Самоопределение на уровне конкретной специальности предполагает сравнительно безболезненную смену различных трудовых постов и в этом смысле расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.
4. Самоопределение в конкретной профессии предполагает, что работник способен выполнять близкие
смежные виды трудовой деятельности. Как известно, профессия объединяет группу родственных специальностей. Поэтому по сравнению с предыдущим типом самоопределения работник выбирает уже специальности, а не только трудовые посты.
5. Следующий тип - жизненное самоопределение , к которому помимо профессиональной деятельности относятся учеба, досуг, вынужденная безработица и др. По сути, речь идет о выборе образа жизни человека. Следует отметить, что немало людей видят смысл своей жизни во внепрофессиональной деятельности. Жизненное самоопределение предполагает не только выбор и реализацию человеком тех или иных социальных ролей, но и выбор стиля жизни и самого образа жизни. В этом случае профессия может стать средством реализации определенного образа жизни.
6. Более сложный тип - личностное самоопределение , рассматриваемое как высшее проявление жизненного самоопределения, когда человек становится хозяином ситуации и всей своей жизни. Личность в этом случае как бы приподнимается и над профессией, и над социальными ролями и стереотипами. Человек не просто овладевает социальной ролью, а создает новые роли и в каком-то смысле даже занимается социально-психологическим нормотворчеством, когда окружающие люди говорят о нем не как о хорошем инженере, враче, педагоге, а просто как об уважаемом человеке - уникальной и неповторимой личности. Можно сказать, что личностное самоопределение - это нахождение самобытного образа Я, постоянное развитие этого образа и утверждение его среди окружающих людей.
7. Наконец, самый сложный тип - самоопределение личности в культуре (как высшее проявление личностного самоопределения). Здесь обязательно обнаруживается внутренняя активность, направленная на продолжение себя в других людях, что в каком-то смысле позволяет говорить о социальном бессмертии человека. Высший тип самоопределения проявляется в значительном вкладе личности в развитие культуры, понимаемой в самом широком смысле (производство, искусство, наука, религия и др.).
В каждом из представленных выше типов самоопределения автор условно выделяет пять уровней самореализации человека (критерий выделения уровней - внутреннее принятие человеком данной деятельности и степень творческого отношения к ней): 1) агрессивное неприятие выполняемой деятельности (деструктивный уровень); 2) стремление мирно избежать данной деятельности; 3) выполнение данной деятельности по образцу, по шаблону, по инструкции (пассивный уровень); 4) стремление усовершенствовать, сделать по-своему отдельные элементы выполняемой работы; 5) стремление обогатить, усовершенствовать выполняемую деятельность в целом (творческий уровень).
Определение специфики возрастного и профессионального развития человека позволяет четко определить содержание профориентационной и профконсуль-тационной работы и, следовательно, эффективно решить проблему профессионального и личностного самоопределения.
Как отмечает Н.С. Пряжников, профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего и в то же время в их содержании можно выделить два принципиальных отличия:
1) профессиональное самоопределение - является более конкретным и его проще оформить официально (получить диплом и т. п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здоровым людям пока не выдают);
2) профессиональное самоопределение в большей степени зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно негативные условия позволяют личности проявить себя по-настоящему.
Активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению реализуется в процессе проведения развивающей профессиональной консультации . Главный момент в этой профконсультации - перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения.
Важным принципом данного типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.
Достижение эффективного результата обеспечивается применением различных психотехнологий: тренингов, игр, активизирующих опросников и др.
Пряжников Николай Сергеевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология» на факультете «Психология образования» МГППУ.
Закончил факультет психологии МГУ имени Ломоносова в 1981 году. Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и социальной работы Министерства образования РФ. Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.
Книги (5)
Методы активизации личного и профессионального самоопределения
В данной работе представлены теоретико-методологические основы активизации клиентов в ходе индивидуальных и групповых профориентационных занятий.
Подробно описаны разные группы активизирующих авторских методик. При этом многие методики значительно модифицированы и усовершенствованы по сравнению с предыдущими изданиями.
Важное внимание уделяется самой организации профориентационной помощи с использованием данных методик, а также рассматриваются вопросы самостоятельной модификации этих методик силами самих профконсультантов (в зависимости от специфики решаемых профориентационных задач).
Профессиональное самоопределение. Теория и практика
В пособии раскрывается смысл профессионального самоопределения. Подчеркивается активный характер субъекта профессионального самоопределения, выделяются психолого-педагогические условия формирования такой активности.
Представлены авторские методики активизации профессионального самоопределения и варианты программ формирования субъекта профессионального самоопределения в условиях работы с классом, группой, микрогруппой, а также в индивидуальных профконсультациях.
Профориентация
В пособии изложены современные представления о профессиональном и личностном самоопределении, основы профориентации и профотбора.
Затронуты такие вопросы, как этика профконсультирования, организация и планирование труда профконсультанта. Особое внимание уделено активным методам профконсультирования: представлены оригинальные авторские методики для практической работы с самоопределяющимися подростками и взрослыми клиентами.
Предложены разные варианты проведения профконсультационной работы с клиентами, имеющими различные ценностно-смысловые ориентации, а также, рассчитанные на профконсультантов с разным уровнем профессиональной подготовки.
Психология труда
В учебном пособии «Психология труда» представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности.
Образование
Окончил психологический факультет МГУ (1981). Кандидат психологических наук (1989), доктор педагогических наук (1996). Научный сотрудник кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994).
Профессиональная деятельность
Практическая деятельность в сфере образования (консультирование, тренинги и др.):
- профконсультирование подростков
- профориентационные курсы для подростков (с использованием активных методов)
- консультирование взрослых по вопросам карьеры
- консультирование педагогов и психологов по вопросам организации
Работа в ведущих организациях и учреждениях
- МГУ им. М.В. Ломоносова (г. Москва)
- Министерство образования РФ
- Институт профессионального самоопределения молодежи при РАО
- МГППУ
Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ" Алмаз"), профессиональным консультантом первого центра проф. ориентации молодежи г.Москвы, главным специалистом отдела псих. службы иссоциальной работы Мин. образования Р.Ф.
Зав. лабораторией проф. диагностики и проф. консультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО.
Профессор факультета психологии в МГУ. Профессор в МГППУ с момента его образования. Доктор педагогических наук с 1996 г.
Научные интересы
Психология труда, возрастная психология, профессиональное и личностное самоопределение; теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости; психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала.
Диссертации
Тема кандидатской диссертации: "Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы".
В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.
Тема докторской диссертации: "Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения".
В этой работе определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: (методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения).
Основные труды
- "Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики" (1991)
- "Карточные профконсультационные методики. Учебное пособие" (1993)
- "Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации" (соавт., в кн. "Профессиональная ориентация в России и Швеции", 1995)
- "Профессиональное и личностное самоопределение" (1996).
- Психология элитарности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- S ≠ $, или Личность в эпоху продажности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- Этические проблемы психологии. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
- Введение в профессию "психолог". М.: Московский психолого-социальный институт, 2002 (совм. с И.В. Вачковым и И.Б. Гриншпуном).
- Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001 (совм. с Е.Ю. Пряжниковой).
- Право на нравственность: этические проблемы практической психологии // Психологическая наука и образование. 1999, № 1. С. 78–90.
- Карточные профконсультационные методики
- Карточно-бланковые профориентационные игры
- Игровые профориентационные упражнения
- Профориентационные игры с классом
В профориентации традиционно
выделяются следующие направления:
профинформация, профагитация, профпросвещение,
профдиагностика (профотбор, профподбор) и
профконсультация... Профориентация - очень
объемное понятие, например, можно сказать, что
современное западное общество по сути своей
профориентационно, так как с самого рождения
ориентирует ребенка на «жизненный успех» и
«успешную карьеру». Профориентация предполагает
широкий, выходящий за рамки педагогики и
психологии комплекс мер по оказанию помощи в
выборе профессии, куда входит и профконсультация
как индивидуально ориентированная помощь в
профессиональном самоопределении.
И профориентация, и профконсультация - это
«ориентирование» школьника, тогда как
профессиональное самоопределение больше
соотносится с «самоориентированием» учащегося,
выступающего в роли субъекта самоопределения (по
Е.А. Климову).
Профессиональное и личностное самоопределение
имеют очень много общего, а в высших проявлениях
почти сливаются. При попытке развести их можно
выделить два принципиальных отличия.
Профессиональное самоопределение - более
конкретное понятие, его проще оформить
официально (получить диплом и т.п.); личностное
самоопределение - это более сложное понятие,
оформить официально его невозможно (диплом «на
личностность» по крайней мере психически
здоровым людям пока еще не выдают...).
Профессиональное самоопределение зависит от
внешних, чаще всего благоприятных условий;
личностное самоопределение зависит от самого
человека.
Понятие «карьера» широко распространено на
Западе (например, в США профориентация часто
вообще называется психологией карьеры). В России
существует своя традиция употребления этого
слова, подразумевающая успех в какой-либо
деятельности, но с некоторым негативным оттенком
(типа «карьеризм»).
Профессиональный выбор, в отличие от
профессионального самоопределения (по
Е.И. Головахе), - «это решение, затрагивающее
лишь ближайшую жизненную перспективу
школьника». Он может быть осуществлен «как с
учетом, так и без учета отдаленных последствий
принятого решения», и «в последнем случае выбор
профессии как достаточно конкретный жизненный
план не будет опосредован отдаленными
жизненными целями». Дж. Сьюпер считает, что в
течение жизни (карьеры) человек вынужден
совершать множество выборов (сама карьера
рассматривается как «чередующиеся выборы»).
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Понятие «самоопределение» вполне
соотносится с такими модными ныне понятиями, как
«самоакутализация», «самореализация»,
«самоосуществление», «самотрансценденция»... При
этом многие мыслители связывают эти понятия с
трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу
считает, что самоактуализация проявляет себя
«через увлеченность значимой работой»;
И.С. Кон говорит, что самореализация
проявляется через труд, работу и общение;
П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл
самоопределения - в способности человека
строить самого себя, свою индивидуальную
историю, в умении постоянно переосмысливать
собственную сущность»; Е.А. Климов выделяет
два уровня профессионального самоопределения: 1)
гностический (перестройка сознания и
самосознания); 2) практический (реальные
изменения социального статуса человека).
Самоопределение предполагает не только
«самореализацию», но и расширение своих
изначальных возможностей -
«самотрансценденцию» (по В. Франклу):
«...полноценность человеческой жизни
определяется через его трансцендентность, то
есть способность «выходить за рамки самого
себя», а главное - в умении человека находить
новые смыслы в конкретном деле и во всей своей
жизни...». Таким образом, именно смысл определяет
сущность самоопределения, самоосуществления и
самотрансценденции.
При более творческом подходе к жизни сам смысл
создается человеком заново. В этом случае
человек превращается в подлинного субъекта
самоопределения, а не просто выступает как
проводник каких-то «высших» смыслов.
Одной из наиболее сложных (и одновременно
творческих) проблем является поиск смысла для
конкретного самоопределяющегося клиента. Но
единого смысла (для всех одинакового) быть не
может. Исключения составляют лишь эпохи войн и
нравственных испытаний, когда народ или
отдельные слои общества объединены общей идеей.
СХЕМА ЛПП
Рассмотрим схему построения личной
профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант
содержательно-процессуальной модели
профессионального самоопределения (см. таблицу).
За основу взята схема, предложенная
Е.А. Климовым, которая существенно дополнена
ценностно-смысловыми компонентами. В левой части
таблицы - компоненты схемы построения ЛПП, а в
правой - вопросы для работы с клиентами.
Если работа проводится с классом, то каждый
вырывает обычный тетрадный листочек,
подписывает его, проставляет номер вопроса и
выписывает ответ (обычно на весь опросник
затрачивается около 25-30 мин). После этого
результаты обрабатываются.
Если это индивидуальная профконсультация, то
психолог-консультант может вставлять вопросы
непосредственно в беседу с клиентом. При этом
лучше ориентироваться на компоненты. Почему?
Во-первых, они полнее по своему содержанию, а
во-вторых, в большей степени учитывают
позитивные характеристики ситуации данного
клиента (например, пункт 8, справа спрашивается о
недостатках, а слева - акцент делается на
возможностях и достоинствах клиента).
Естественно, и в опроснике для работы с классом, и
в индивидуальной беседе-профконсультации
формулировка вопросов может видоизменяться при
сохранении главного их смысла.
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП,
то в ней так или иначе представлена почти вся
психология. Это означает, что настоящая
профориентация - это очень сложная и
развернутая по времени работа. Если
профориентационная помощь оказывается в течение
30–40 минут, то обычно такую «помощь» называют
профанацией.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук
Компоненты ЛПП |
Опросник по схема построения ЛПП (ответы пишутся на листочках: проставляются номера вопросов и сразу дается ответ) |
1. Осознание ценности честного труда (ценностно-нравственная основа самоопределения) |
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание необходимости профессионального образования после школы |
2. Стоит ли учиться после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения |
3. Когда в России жить станет лучше? |
4. Знание мира профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения) |
4. В виде задания: три буквы (м, н, с) - за три минуты написать профессии, начинающиеся с этих букв. Если будет указано более 17 профессий, то это уже неплохо. |
5. Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями |
5. Кем бы Вы хотели стать (по профессии) через 20-30 лет? |
6. Выделение ближайших и ближних профессиональных целей (как этапов и путей к дальней цели) |
6. Выделите основные 5-7 этапов на пути к своей мечте. |
7. Знание конкретных выбираемых целей: профессий, учебных заведений, мест работы... (микроинформационная основа выбора) |
7. В виде задания: выписать три самых неприятных момента, связанных с работой по выбираемой профессии, и три - связанных с обучением в вузе или в колледже. |
8. Представление о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей |
8. Что в Вас самих может помешать Вам на пути к целям? (О «лени» писать нельзя - надо поконкретнее). |
9. Представление о путях преодоления своих недостатков (и о путях оптимального использования своих возможностей) |
9. Как Вы собираетесь работать над своими недостатками и готовиться к профессии (к поступлению)? |
10. Представление о внешних препятствиях на пути к целям |
10. Кто и что может помешать Вам в достижении целей? |
11. Знание о путях преодоления внешних препятствий |
11. Как Вы собираетесь преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному варианту) |
12. Есть ли у Вас резервные варианты выбора? |
13. Представление о смысле своего будущего профессионального труда |
13. В чем Вы вообще видите смысл своей профессиональной жизни (ради чего Вы хотите приобретать профессию и работать)? |
14. Начало практической реализации ЛПП |
14. Что Вы уже сейчас делаете для реализации своих планов (писать о том, что Вы хорошо учитесь, нельзя; что Вы делаете сверх хорошей учебы)? |
Возможны разные варианты обработки
результатов
(по опроснику ЛПП):
1) Первый вариант. Листочки собираются, и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже представлены ориентировочные критерии оценок (по каждому вопросу):
1 балл - отказ отвечать на данный вопрос;
2 балла - явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии ответа;
3 балла - минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь поступать в институт, но неясно, в какой);
4 балла - конкретный ответ с попыткой обоснования;
5 баллов - конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противоречащий другим ответам.
2) Второй вариант. Сначала учащиеся сами оценивают свои ответы (предварительно совместно разбираются 1-2 анонимные работы и учащиеся осваивают систему оценки на чужих примерах), затем психолог собирает листочки, оценивает их и сравнивает с самооценками школьников.
Внимание: опросник предназначен только для выявления проблемных компонентов (низкие баллы по соответствующему вопросу). При работе с опросником не имеет смысла выводить и анализировать обобщенные результаты.
Спонсор публикации статьи: информационный сайт «Все про холодильники». На страницах сайта, который располагается по адресу http://xolodina.ru, Вы найдете обзоры холодильников таких моделей, как AEG, Ariston, Bosh или Beco, особенности их ремонта и эксплуатации. А большое количество статей расскажут про виды холодильников, как правильно подобрать холодильник для Вашей кухни, увеличить срок хранения продуктов, чем отличается морозильник от морозильной камеры и о многом другом. Информация изложена живым языком, и позволит провести время с пользой и интересом.