Зороастризм является религией. Зороастризм как религия: история, особенности, постулаты, символы и атрибуты

Зоратуштра оставил три заповеди, руководство которыми дает человеку возможность прийти к своей цели. Эти три морально-этических принципа выражаются трема авестийскими словами: ХУМАТ, ХУКСТ, ХУВАРСТ, что в переводе означает Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело. Священная молитва Виспа Хумата провозглашает: «Все добрые мысли, добрые слова и добрые дела совершаются через знание и ведут к лучшему существованию, а все злые мысли, злые слова, злые дела происходят без знания и ведут к худшему существованию». Эта короткая молитва из священной Авесты представляет суть Зороастрийской религии: мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека.

Шесть ступеней достижения Бога

Есть шесть ступеней достижения Бога в следовании Амеша Спентам, милостивым бессмертным Святым:

  • Вохуман - Добрая Мысль
  • Аша-Вахишта - Лучшая Праведность
  • Кшатра-Варью - Божественная Власть/Моральное Мужество
  • Спента-Армаити - Божественная Мудрость
  • Хаурват - Самореализация
  • Амертат - Бессмертие

Если человек имеет добрые мысли, то он развивает Божественную Власть или Моральное Мужество, когда он развил это, он получает Божественную Мудрость, которая позволяет ему реализовать себя, становясь, таким образом, ближе к Богу и, в конце концов, единым с ним, т.е. Бессмертным.


Пророк Заратуштра ясно говорит: «Счастье тому, через кого счастье приходит к другим». Каждый человек должен быть праведным и терпеливым работником. Он должен жить не только для себя или своей семьи, но также для того, чтобы помогать несчастным и угнетенным. Зороастрийская религия посылает человека сражаться со всем злом и затем перевоспитывать и приводить злых на путь добродетели и изменять мир, чтобы он двигался по направлению к конечной цели обновления, называемого Фрашо-Кэрети, т.е. объединению каждой души с всемогущим Ахура Маздой.

Зороастр считал, что каждая душа, расставаясь с телом, судима за то, что совершала в течение жизни, Мост-Чинват стал в его откровении местом судебного разбирательства, где приговор зависит от нравственных достижений. Этот суд возглавляет Митра, Сраоша и Рашну, держащий весы правосудия. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела; если добрых дел больше, то душа считается достойной рая и тогда, ведомая прекрасной девушкой, олицетворением собственной совести (Дайна), душа пересекает мост и устремляется вверх.

Если же весы склоняются в сторону зла, то мост становится узким как лезвие клинка, а отвратительная ведьма, встречая душу хватает ее и тянет вниз, в ад - где грешник переживает долгий век страданий, мрака, дурной пищи, скорби. Те немногие души, дела которых уравновешиваются, отправляются в место смешанных, где как в старом подземном царстве мертвых, ведут мрачное существование, лишенное радости. Однако даже душам праведных в раю в течение эры Смешения не суждено полного блаженства, так как счастье наступит лишь во время Фрашегирда, тогда они получат будущее тело, а земля отдаст кости всех умерших.

За всеобщим воскресением последует Последний Суд, когда праведные будут отделены от грешных, как от тех, которые дожили до этого времени, так и от уже осужденных ранее. Тут Аирйаман вместе с Атаром расплавит весь металл в горах, и он потечет раскаленной рекой на землю. Все люди должны пройти сквозь эту реку, для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться что они идут через расплавленный металл. Все грешники переживут вторую смерть и исчезнут, а расплавленная река потечет в ад и убьет Анго-Маинйу.

Тогда Ахура-Мазда и шесть Амеша-Спента принесут последнее жертвоприношение, изготовят мистический напиток - «белую хаому», которая даст всем воскресшим бессмертие. Согласно Зороастру именно здесь, в этом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, и будет вечное блаженство, а не в отдаленном раю. («Древнеиранская религия и Зороастризм», Низаметдинова Равиля Рауфовна).

Еще один основополагающий морально-этический принцип - золотой середины, которая соответствует целостности мира. Согласно зороастризму, человек следующий принципу золотой середины падает под защиту невидимой ограды (В Авесте - Вара). Он как бы находится в центре бури - в той самой точке, где сияет солнце и спокойное море, в то время как вокруг вздымаются огромные волны и ревет ураган. Моряки называют ее «глаз бури». Единственное, к чему не относится принцип золотой середин - к добру и злу, к выбору.

Работа с грехами

Основные грехи, которые человек отрабатывает, лежат в природе мироздания. Ахура-Мазда, олицетворяющий Огонь, Божественное начало, в процессе творения Вселенной создал первоосновы, первосущности, которыми, помимо самого Ахура-Мазды (Огня), явились Небо или Воздух, Вода, Земля, Растения, Живтоные и Человек. Каждый человек имеет в себа столько планов, сколько Творений: тело огненное (дух), небесное (мыслы), тело Воды (астральное), тело Земли (плотное тело), тело Растений (эфирное тело), живтоное проявленное тело и человеческое.

Вот свойства которыми должны обладать люди стремящиеся к истине и счастью:

  • радость к жизни, наслаждение жизнью;
  • благое продолжение рода (рождение и воспитание детей), укрепление семьи, передача традиций;
  • любовь ко всему живому;
  • активная деятельность, энергия, воля, сила направленные на творчество и борьбу со злом (праведный труд) ;
  • стремление к познанию и осознанию законов мироздания, поскольку знание - орудие правды, а практика как критерий истинности вещей, помогающая срывать маски со зла, разоблачать его;
  • борьба против бездумной веры, глупости, тупости, фанатизма;
  • умение создавать вокруг себя благодетельный мир, гармонию, стремление не к расколу, а к объединению с другими людьми (достижение коллективной целостности);
  • контроль над собой, удаление злобы, соблюдение клятв, преодоление страхов, особенно страха смерти, борьба с бездушием, зломыслием, гордыней, похотью и безверием, преодоление гнева и безразличия, борьба со смешением добра и зла.

Главные черты характера которыми следует обладать - это доброта, великодушие, доброжелательность, благородство, правдивость, праведность, щедрость, честность, упорство, старание, уверенность, благодарность, миролюбие, гостепреимство, удовлетворенность тем что имеешь (довольство малым и довольство своей судьбой), чувство меры, взаимопомощь и помощь другим, трудолюбие, профессионализм в своей деятельности, исполнение долга, миротворчество, милосердие, творчество, оптимизм, защита земли.


Человек должен также бороться с демонами жадности, клеветы, гордыни, нерешительности, сомнения, неудовлетворенности. И грехами, такими как - гомосексуализм, садомазохизм и прочие сексуальные извращения, а также продажность любви (проституция), как осквернение священной производительной функции человека и осквернения таинства любви, момента восстановления, соприкосновения с частичкой андрогинного, райского состояния, состояния пребывания человека в мире до вторжения вируса зла; потворство греху и соучастие (т.е. пассивная и активная формы), убийство, самоубийство и детоубийство (аборты), идолопоклонничество, ложь, леность, неблагодарность, колдовство, воровство и подстрекательство к нему, неисполнение долга по отношению к родителям, разрушение традиций, трусость, страх, подлость, предательство, нарушение клятвы; осквернение земли - хищнический подход к богатствам природы, злоупотребление властью, цинизм, шантаж, рабство и унижение собственного достоинства, гордыня, самовозвеличивание, навязывание другим своей воли, насильственное осчастливливание, мародерство, травля людей, зависть.

До начала нашей эры существовало несколько популярных религиозных направлений, про которые сегодня далеко не всякий сможет сказать, что это такое. Одно из таких забытых обществом и частично ушедших в прошлое направлений - это зороастризм. Какая религия обозначается этим словом, знает далеко не каждый обыватель. Попробуем рассмотреть, в чем особенности вероучения, чем любопытен зороастризм, когда он появился и как развивался.

Общая информация

Как считают некоторые ученые, исследующие религии, зороастризм зародился приблизительно в шестом-седьмом столетии до начала текущей эры (впрочем, есть и другие датировки). Среди вероучений, в которых есть только одно верховное божество, зороастризм по праву считают наиболее древним. Впрочем, мнения специалистов расходятся: некоторые предлагают относить это течение к дуалистическим. Как известно из проведенных исторических исследований, зороастризм возник на территории современного Ирана. В древности эти земли назывались Персией. Тогда же была создана базовая книга учения, призванная отразить его постулаты и основные догмы. Этот священный текст назвали Авестой.

Быстрое распространение в обществе - качество, присущее далеко не каждой религии. Зороастризм оказался именно из числа тех, что способны активно охватывать большие группы людей. Среднеазиатские территории, ближневосточные страны вскоре стали большой областью локализации приверженцев зороастризма. Как установили занимающиеся исследованием религии ученые, в Средней Азии с начала текущей эры и вплоть до раннего этапа Средневековья именно это направление было лидирующим по востребованности. Впрочем, со временем ситуация изменилась. Три наиболее популярные сегодня религии постепенно вытеснили рассматриваемую веру. Приверженцев древнего направления можно встретить среди народностей Ирана и в некоторых регионах Индии, но их число несравнимо меньше в сравнении с тем, как актуален зороастризм был в прежние века.

Как все начиналось

У всего есть истоки, не будет исключением и религия. Зороастризм, как выяснили исследователи, начался из изречений пророка Заратустры. Известно, что этот человек был уроженцем знатной семьи. Его отцом был влиятельный чиновник Древней Персии, обладавший немалым состоянием. Как гласят дошедшие до наших дней предания, пророк был избран божеством, пока его вынашивала мать. Как рассказывают приверженцы религии, священное дитя оберегало родительницу от злых сил. Появившись на свет, мальчик сразу же начал смеяться. Как гласят священные тексты, ему были присущи уникальные способности отгонять демонов, и никакие посланцы мрака не могли выдержать соседство с ребенком. Когда Заратустра достиг юношеского возраста, верховное божество даровало ему мудрость. Так стало известно, какова истинная вера, коей должны следовать люди.

Во многом зороастризм - религия, основанная на изречениях Заратустры. Из них самым известным считается сказанное им в 42 года. Мужчина произнес проповедь, и слова его разнеслись по всему миру. В этом возрасте пророку довелось выступать перед толпой слушателей, и его слова проняли их до глубины души. Официально именно момент этой проповеди - точка отсчета существования зороастризма, вскоре ставшего одной из доминирующих религий древности.

О чем рассказывал пророк?

Знакомясь с историей и особенностями этой религии, стоит в первую очередь уделить внимание ее основателю и основным идеям. Зороастризм - религия, в которой было одно основное верховное божество - Ахурамазда. Именно о нем нес весть пророк, рассказывая всем окружающим о божественной воле. Сподвижники основателя, ученики Заратустры, путешествовали по ближайшим регионам, рассказывая всем благие вести. Отличительной чертой нового направления стала его уникальная открытость - во многом зороастризм был противоположен всем бытовавшим до этого религиозным направлениям. Жреческое сословие было доступно, и это привлекало простых людей. Как считают историки, за четыре столетия до наступления нашей эры на персидских территориях большая часть населения была приверженцами зороастризма.

И основатель религии, и основные идеи зороастризма в равной степени привлекали внимание общественности. По мере распространения этого верования личность пророка становилась легендарной. Если изначально это был уникальный, умный человек, обладавший ораторскими способностями, то постепенно его превратили в этакого сверхчеловека. Последователи религии утверждают, что при жизни пророк много раз покидал свое бренное тело, будучи призванным для бесед самим верховным божеством. Рассказывают, что Заратустру посвятили во все мировые таинства, он знал, как устроена вселенная, прекрасно понимал, как можно различить зло и добро - и все это благодаря божественной мудрости.

Все записано

Основные идеи зороастризма, религии, доминировавшей в Древней Азии, были зафиксированы в специальной священной книге. Авеста, как ее называли, в настоящее время считается одним из самых древних текстов, созданных человеком для записи религиозных откровений и заповедей. До нашего времени она дошла практически без изменений, что делает ее особенно любопытной и уникальной. Письменно Авеста зафиксирована уже в нашей эпохе, ориентировочно во втором веке или на столетие позже. Целое тысячелетие до этого момента все обряды, откровения, правила и накопленные сведения передавались от человека к человеку устно. Жреческое сословие, проповедники были ответственны за правильное сохранение информации. Одна из любопытных особенностей священного текста - использованный для его фиксации язык, который назвали авестийским. Это очень древний говор. Лингвисты относят его к индоевропейским и включают в группу иранских языков. К моменту, когда книгу записывали, он уже был вымершим. Священные писания зороастризма - единственный письменный документ в настоящее время, созданный на не существующем более авестийском наречии.

Авеста сформирована тремя крупными блоками. Дополнительно написаны манускрипты, не входящие в состав основных блоков, но повествующие о религиозных откровениях. Довольно любопытна малая Авеста - книга, не включенная в базовый религиозный сборник, но содержащая те молитвы, которые используются на практике. Некоторые приведены на вымершем авестийском языке, но есть и записанные на среднеперсидском. Использовать эти тексты могут простые люди, взывающие к божеству в повседневности.

Основные писания

Зороастризм - религия, основные идеи которой зафиксированы в трех книгах: Ясна, Яшты, Видэвдад. Первая посвящена гимнам и фиксирует молитвенные тексты. Для последователей религии она признана наиболее значимой. Сюда включены молитвы, необходимые для отправления богослужения. Всего Ясна состоит из 72 глав, из которых семнадцать - это Гаты. Так называют наиболее значимые гимны, молитвы, используемые последователями зороастризма. Предполагают, что автор этих религиозных текстов - сам великий пророк.

Яшты посвящена молениям. Всего в составе блока 22 части, рассказывающие про Ахурамазду. Из этого блока можно узнать об иных священных сущностях, древних героях и существовавших в прошлом пророках. Такие гимны в некоторой степени представляют собой мифологический контекст религии. Из них можно узнать, как появился и жил Заратустра, здесь же дается описание божественной силы, намерений высшей сущности и ее свершений.

Заключительная книга - Видэвдад, важная для всех последователей зороастризма. Религия (зороастризм) и ее особенности в этом блоке представлены на примере ритуального поведения. Авеста в третьем блоке - это сборник обрядов, необходимых для очищения духовных и телесных сущностей. Здесь же дается толкование религиозных догм. Видэвдад рекомендовано изучить тем, кто хотел бы полнее понять особенности рассматриваемой религии, вникнуть в то, как нужно толковать верование.

О догмах

Уникальность рассматриваемого учения в том, что оно основано на противостоянии плохого и хорошего - именно таково краткое описание религии. Зороастризм стал одним из первых таких направлений в сфере веры в сверхъестественное. Как считают приверженцы этого верования, добро представлено в лице верховного божества. Злые сущности контролируются и вдохновляются другим богом - Анхра-Манью. Как можно узнать из священных текстов, эти два бога - близнецы, рожденные божеством времени. Их силы практически равны, но священные тексты гласят: однажды добро восторжествует. Когда это произойдет, Ахурамазда станет единым правящим в нашей вселенной.

Есть не только главный бог, но и его ближайшие помощники - об этом можно узнать из краткого описания религии. В зороастризме существует, к примеру, Митра. Этот бог символизирует верность и справедливость. Для умерших он - судья. Митра отвечает за свет. Еще один помощник верховой сущности - ответственная за плодородие и воду Анагита. Не менее значимы фраваши. Так называют многочисленных духов, охраняющих людей от злобных сил.

Как и что?

Чтобы точнее представить себе, как и о чем рассказывает учение, следует ознакомиться с постулатами, декларированными основателем зороастризма. Религия во многом базируется именно на его проповедях, поэтому нельзя недооценивать их значимость. Как говорил пророк, как гласят священные тексты, любой последователь учения обязан обеспечивать чистоту своей души. Всякий человек должен стремиться к тому, чтобы на земле добра было больше, нежели зла, ведь это определяет результат сражения божественных сущностей. Одна из главных идей зороастризма заключается в том, что душа верящего очищается, а для достижения просветления и абсолютной чистоты нужно творить добро и совершать хорошие поступки. Зороастризм одобряет благотворительность и рекомендует всем и каждому приумножать свою прибыль честным путем, одновременно безвозмездно участвуя в работах, полезных обществу в целом. Как можно узнать из правил этой религии, недопустимо загрязнять среду обитания, нельзя погребать умерших в грунте или сбрасывать в воду. Верующие должны поддерживать чистоту собственного тела.

Священное животное в зороастризме - собака. Считается, что это оно посвящено главному божеству. Разведение собак - одобряемый священными текстами поступок. Об этом можно узнать из того, что говорил в своих проповедях основатель религии. Зороастризм особенное внимание уделяет стремлениям отдельно взятой персоны. Молитвы, культовые и обрядовые мероприятия отходят на второй план, в то время как поступки каждой личности считаются особенно важными и значимыми. Сказанное и сделанное, помысленное человеком - оружие высшей силы в борьбе с темными сущностями.

Страх и свет

Зороастризм - это древняя религия, которая, однако, учит людей: в смерти нет ничего страшного. Действительно жутко для человека - совершать греховные поступки. Человеческая душа вечна, ей не грозит смерть. Если во время существования в физическом теле персона совершала добрые дела, Митра поместит ее в рай. Тот, кто творит зло, после смерти окажется в аду.

Зороастризм интересен не только представлениями о посмертной жизни и разделении на две зоны, но еще и верой в апокалипсис. Зороастризм - религия откровений, и в одном из них Заратустра говорил как раз о последних днях великой катастрофы. Священные тексты повествуют о приближении плохих времен. Они будут отмечены многочисленными катаклизмами, потрясениями, которые затронут всю планету. Когда начнется этот тяжелый этап, на свет появится божественный сын, призванный стать острием копья, направленного в самое сердце зла. Он возглавит человечество, поведет людей к победе над тьмой. Когда битва закончится, на тысячу лет на земле воцарится беспрекословное добро, а люди будут жить, не опасаясь смерти. Ими будет править божественный сын. Когда тысячелетие подойдет к концу, наступит время для заключительного сражения. Именно оно позволит свету одержать окончательную и беспрекословную победу. После нее, как считают последователи учения, наша планета полностью изменится, а все скончавшиеся раньше вернутся к жизни. С этого момента людям будет дарована вечная жизнь и бесконечное счастье существования.

Любопытно знать

Возникновение зороастризма, религии, столь востребованной в древнем мире, датируется в некоторых исследовательских работах ориентировочно первым или вторым тысячелетием до начала текущей эпохи. Ученые считают, что это направление во многом повлияло на то, каким развилось христианство, скорректировало течение иудаизма. Зороастризм, как считают многие, был одним из факторов, повлиявших на митраизм. Ницше, в свое время посвятивший немало сил изучению древней религии, признавал, что именно Заратустра стал первым, кто смог понять - сражение между добрыми и злыми силами может быть рычагом, позволяющим контролировать развитие ситуации. Из истории мы знаем, что уже к двадцатилетнему возрасту будущий всемирно известный на протяжении тысяч лет мужчина проявил себя безупречным воином, талантливым скотоводом и совершенным священником.

Хотя сегодня ни для кого не секрет, что зороастризм - религия древнего мира, довольно долгое время доминировавшая на просторах среднеазиатских территорий, поначалу не было столь очевидно приближение успеха. Первое время в родных местах пророк не получил должного признания. Он решил отправиться в путешествие. Известно, что Заратустра обошел территории, на которых сегодня расположены Афганистан и Киргизия, побывал в землях, ныне принадлежащих Пакистану. Так сложилось, что Заратустра и его учение пришлись по вкусу Виштаспе. Правитель поддержал идеи молодого проповедника, а учение признали на государственном уровне. С этого момента персидские империи следуют зороастризму, который охватывает, словно пожар, все большие западные иранские регионы.

Вера и верование

Востребованная и распространенная ранее религия персов - зороастризм - и в наши дни актуальна для некоторых территорий. Учение пророка живет в индийских, иранских местностях. Эти люди по-прежнему считают, что тепло, свет созданы верховным божеством, а холод и тьма - творения злой силы. Они твердо уверены, что борьба близнецов приближается к развязке, вскоре наступит день великого сражения. Многие верят, что скоро появится потомок древнего пророка, который поможет добру восторжествовать. Как считают люди, верящие в зороастризм, противоположности не могут сойтись вместе, и наш мир, являющийся полем войны двух братьев, вскоре изменится. Всех людей приверженцы этого учения делят на служителей добра и зла. Традиционно в зороастризме именно человек - центр верования.

Как можно узнать из многочисленных описаний религии, зороастризм требует от своих служителей приложения усилий ради уменьшения зла в нашей вселенной. Дабы можно было восторжествовать над тьмой в своей душе, нужно быть чистым - как духовно, так и физически. Каждый человек, следующий учению Заратустры, обязан быть верным своей семье, соблюдать законы державы, стараться совершать благое и избегать греховного.

Атрибуты и символы

Суть зороастризма, религии, столь востребованной в древности, в чистоте и торжестве света - а для этого все должны прилагать усилия, на какие только способны. Поскольку ключевой символ - это свет, незаменимый обрядовый атрибут в рассматриваемом учении - огонь. Фактически это воплощение божественной сущности в физическом мире. Огонь - животворный источник, который дает человеку не только освещение, но и тепло. Все верующие относятся к любому огню с большим уважением. Храмы, построенные приверженцами зороастризма, нередко называют храмами огня. Во многих таких сооружениях есть специальные священные места, где огонь поддерживается незатухающим века, а в некоторых - тысячи лет.

Во многом, вероятно, именно из-за этой традиции приверженцев рассматриваемого учения считают огнепоклонниками. В то же время нужно помнить, что зороастризм - религия державы сасанидов, древних персов, индусов - это такое верование, в котором благом считается не просто лишь огонь как сущность. Придерживающиеся этого учения люди считают неприкосновенными все стихии. Именно по этой причине нельзя хоронить скончавшихся в грунте. Вместо этого зороастрийцы оставляют почивших на вершинах специальных башен. В наши дни люди, придерживающиеся этой религии, могут быть похоронены в склепах из бетона, обустроенных так, чтобы тело не контактировало с грунтом, водой.

Как говорят ученые, сегодня зороастризм доступен и избран только теми, кто стремится к личностному росту, духовному развитию. Иные воспринимают направление как путь совершенствования себя.

Вчера, сегодня, завтра

О том, почему зороастризм не стал мировой религией, споры в среде исследователей ведутся довольно давно, и причин можно назвать немало. Впрочем, как считают некоторые, это лишь вопрос времени: в последние годы направление вновь привлекает внимание широких слоев населения. Иные говорят, что основная проблема в том, что не каждый способен проникнуться этой идеей самосовершенствования, другие же считают, что просто нужно немного больше времени. Как известно из статистических сводок, сейчас на нашей планете есть около 200 тысяч придерживающихся этого верования. Относительно малочисленные общины, существующие в азиатских странах, наследуют традиции протоиндоиранцев. Существующие в настоящее время ветви имеют незначительные отличия, при этом суть сохраняется единой.

Уникальная особенность зороастризма - предоставление всем и каждому права выбрать свою сторону. Человек может быть приверженцем добра или избрать для себя зло. При этом воздастся всякому именно за то, что он сделал и подумал. Во многом зороастризм стал базой современных мировых религий. Как считают многие, он обогатил культуры разных народностей. Между прочим, нынешний Новый год, отмечаемый в Иране, появился именно благодаря учению Заратустры.

Что повлияло?

В 637 город Ктесифон был захвачен арабскими военными, а около 651-го под их властью уже находился почти весь Иран. Во многом, как считают ученые, этим объясняется упадок зороастризма. Хотя и сегодня определенные отголоски того учения можно видеть в бытовых нюансах, в период этого завоевания народам Ирана были навязаны новые системы письменности, взглядов. Если до нападения Арабского халифата зороастризм был одним из сильных претендентов на роль всемирно значимой конфессии, такой серьезный урон культуре носителей не мог не сказаться на будущем учения. Даже в Иране все меньше людей под влиянием захватчиков следовали старым верованиям, эмиграция наложила свой негативный отпечаток. Постепенно начали заключать браки между представителями разных конфессий, и так сложилось, что дети в таких семья преимущественно уходили в ислам.

Несколько центров сохранения традиций смогли отстоять свою веру и свои традиции. К примеру, в городе Йезда жили приверженцы зороастризма, всегда готовые к набегам. Каждый дом здесь - словно полноценная крепость, и создавались они в первую очередь ради оберегания своей веры. Стоит отметить, что про Йезд известно с давних времен: первые европейские путешественники, попавшие сюда, потом рассказывали соотечественникам об удивительной чистоте места.

Период VIII-VI веков до нашей эры историки и религиеведы считают временем зарождения древнейшей монотеистической (по мнению некоторых религиеведов - дуалистической) религии мира - зороастризма. Возникло это верование в древней Персии (Иране) и его постулаты и догмы были отражены в священной книге адептов зороастризма - Авесте. Религия зороастризм очень быстро распространилась в регионах Средней Азии и Ближнего Востока и в период с начала нашей эры и до раннего средневековья данное верование было одним из наиболее распространенных в Средней Азии. В современном мире вытеснили зороастризм в большинстве регионов Азии, однако и сейчас некоторые индийские и иранские этносы исповедуют это верование.

Зарождение зороастризма

Основоположником данного верования считается пророк Заратустра , который походил из знатного рода и был сыном состоятельного персидского чиновника. Согласно преданию, Заратустра был избран богом еще тогда, когда он находился во чреве матери - еще не родившийся пророк оберегал мать от демонов, а сразу после рождения он засмеялся. С раннего детства этот божий посланник умел отгонять посланников мрака - демонов, а в юношеском возрасте во сне бог дал наделил его мудростью об истинной вере. Наиболее известной считается проповедь Заратустры, которую он произнес в 42-летнем возрасте перед большим количеством людей, и именно эта проповедь и стала началом истории зороастризма как одной из основных религий древнего мира.

Заратустра проповедовал весть о боге Ахурамезде и его воле в своей стране, а его ученики и сподвижники способствовали распространению новой религии в других государствах. Так как зороастризм кардинально отличался от других религий древнего мира, а сословие жрецов Ахурамазды было открытым, уже в четвертом веке до нашей эры адептами зороастризма были большая часть населения Персии. В процессе распространения зороастризма личность Заратустры все более обрастала легендами, и с талантливого и умного человека, наделенного ораторскими способностями, в сознании людей он со временем трансформировался в . К примеру, согласно легенде, Заратустра еще при земной жизни неодноразово покидал тело и беседовал с богом Ахурамаздой, который посвящал своего пророка во все тайны Вселенной и дал ему знания о том, как отличить добро от зла.

Священная книга зороастризма

Священной книгой зороастризма является Авеста - одно из самых древних , сохранившихся в практически неизменном виде до наших дней. Эта книга была зафиксирована в письменном виде во втором или третьем веке нашей эры. До этого почти тысячу лет знания и культовые обряды зороастризма передавались исключительно в устном виде, а носителями этих знаний были жрецы и проповедники. Примечательно, что для написания Авесты был использован так называемый "авестийский" язык - древнее наречие, входящее в иранскую группу индоевропейских языков, которое считалось мертвым уже на момент создания книги. Других письменных памяток, помимо священного писания зороастризма, написанных на авестийском языке, в наше время не существует.

Авеста состоит из трех главных книг, но также существуют и манускрипты, не включенные ни в одну из этих книг, но содержащие священные тексты зороастризма. Хорде Авеста (малая Авеста) является одной из частей, не включенных в основной текст писания, однако именно молитвы из нее используют и священники, и миряне в повседневной жизни, причем в малой Авесте часть молитв написана не на авестийском, а на среднеперсидском наречии. Основными же книгами Авесты считаются:

1. Ясна - книга, содержащая молитвы и гимны. Она считается самой важной для верующих, так как именно в Ясне содержатся все молитвы, используемые при богослужениях. Ясна состоит из 72 глав, и в их числе - 17 глав, называемых Гатами. Гаты - самые важные молитвы и гимны для адептов зороастризма, так как считается, что их авторство принадлежит самому Заратустре.

2. Яшты - книга молений. Эта книга состоит из 22 двух гимнов, посвященных божеству Ахурамазда, другим , пророкам и героям древности. Эти гимны можно назвать религиозными мифами, так как в них рассказывается история Заратустры и описывается сила, свершения и намерения богов.

3. Видэвдад - книга ритуалов. В этой части Авесты собраны описания всех обрядов и ритуалов, которые адепты зороастризма должны проводить для очищения души от зла. Также в Видэвдаде представлено толкование всех догм и верований религии зороастризма.

Основные догмы религии зороастризма

Религия зороастризм является одним из первых верований, в центре которого лежит противостояние добра и зла. Добро, по мнению адептов зороастризма, отождествляет верховный бог Ахурамазда , а зло - бог Анхра-Манью , причем оба эти божества - братья близнецы, сыновья бога времени. Несмотря на то, что оба бога обладают практически равной силой, добро в конце должно победить и Ахурамазда будет единым богом в мире. Помощниками верховного бога зороастризма являются бог Митра (божество верности, справедливости, света и судья в загробном мире), богиня Анагита (богиня воды и плодородия) и духи фраваши - ангелы хранители, охраняющие от злых духов всех добрых людей.

Главная цель каждого адепта зороастризма заключается в том, чтобы держать свою душу в чистоте и приумножать добро на земле, так как от этого зависит исход битвы добра со злом. Одним из самых главных постулатов зороастризма является очищение души верующего, и чтобы достичь очищения, адепты верования должны делать добро, заниматься по мере возможности благотворительностью, приумножать свой достаток, безвозмездно участвовать в проведении общественно-полезных работ, не загрязнять землю и воду, не скидывать в воду и не хоронить в земле трупы, содержать в чистоте собственное тело и разводить Ахурамазды - собак. Большее внимание в зороастризме отводится не культам и молитвам, а именно стремлениям и поступкам человека: добрые мысли, добрые слова и добрые дела - главное оружие человека против злых сил.

Зороастризм учит людей не бояться смерти, а бояться грешить, так как , и в случае, если человек при жизни творил добро, то Митра определит его душу в рай, а вот злые поступки приведут человека после смерти в ад. Помимо веры в посмертие, ад и рай, в зороастризме есть также и понятие Апокалипсиса. Согласно пророчеству Заратустры, сначала в мире настанут худшие времена, богатые катаклизмами и глобальными катастрофами, и тогда родится сын Ахурамазды, который и возглавит борьбу со злом на земле. После битвы настанет тысячелетнее царство добра, когда бессмертные люди будут жить под правлением сына бога, но по истечению тысячи лет произойдет последняя битва зла и добра, и Ахурамазда навсегда победит зло. После победы добра, по мнению адептов зороастризма, планета земля переродится, все ранее умершие люди воскреснут и будут жить вечно и счастливо на земле.

Парсизм, как и ислам, был занесен в Индию из Центральной Азии. Число его последователей невелико, но по своему богатству и влиянию они занимают очень видное место. Нужно оговорить, что под парсизмом в науке разумеется: 1) учение Зороастра, 2) в более узком смысле основанная на нем религия современных парсов. Зороастризм - религия древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахеменидов и Сасанидов. Зороастризм, по-видимому, свои корни имел в какой-то общей религии ариев до их разделения на иранскую и индо-арийскую ветви, но это разделение совершилось тогда, когда общая религия еще не имела завершенной организации; поэтому нащупать общие места в ведизме и зороастризме представляется делом трудным.

Временный расцвет зороастризма относится к эпохе Сасанидов, к концу которой он окончательно был вытеснен исламом, направившим свою особую энергию против огнепоклонников. Парсы вынуждены были искать убежища в других странах, и одна из их волн устремилась в Индию через Ормуз. В 717 году они прибыли в небольшой городок Санджана, в девяноста верстах к северу от Бомбея. Здесь они восстановили священный огонь, «семена» которого принесли с собой, по их словам, из Персии.

Приобретши благорасположение местных властей, они разбогатели и в конце концов установили сношения с двором Моголов. Некоторые из жрецов посетили даже императора Акбара, который в поисках новой религии беседовал с брахманами, португальцами-миссионерами, своими мусульманами, а также и с огнепоклонниками. До конца XIII века главными местопребываниями парсов были Сурат, Навсари и прилегающие к ним части Гуджарата. Коммерческий рост Бомбея потянул к себе большую коммуну парсов, а из этого города они распространились по всем городам Индии, где бьет ключ торговли.

На первых порах экономическая и политическая слабость, с одной стороны, и окружение парсов индусской массой, с другой, оказали угнетающее влияние на принесенную религию, и она упала до формы, едва отличимой от примитивного индуизма, ее окружавшего . Парсизм захирел, священный канон был почти забыт. Но рост и обогащение колонии привлекли свежих эмигрантов; пробужденное и теперь обеспеченное национальное чувство вызвало интерес к национальной религии; жрецы стали внимательно изучать старый священный язык , и священные книги были переведены, растолкованы и изданы. Дальнейшим звеном в развитии общины парсов было установление связи с единоверцами, живущими в других частях Азии, а особенно в Персии.

Парсы делятся на два толка: кадими (древние) и шеншаи (королевские); догматической разницы между ними нет, и спор сводится главным образом к разному пониманию эры священного года, отчего не совпадают некоторые праздники; есть более мелкие расхождения, например в произношении некоторых звуков при чтении молитв. Первые, как и показывает название, утверждают, что они сохранили более старые формы богопочитания.

Древнеиранская религия Зороастра под влиянием монотеистических религий дошла до современных парсов в значительно измененном виде. Поэтому в современном парсизме преобладают черты монотеизма и лишь отчасти пантеизма, несмотря на его философский дуализм и внешний культ огня. Основой религиозной морали служит авестийская триада - «добрые мысли, добрые слова и добрые дела», о которой взрослому парсу напоминают три шнурка его священного пояса. Особым уважением у парсов пользуется огонь - отсюда отказ от индийского сожжения мертвых и существование простых храмов, где поддерживается вечный огонь. Зороастр как пророк пользуется почетом; Саошьянт, по их верованию, должен родиться из семени Зороастра в конце света, уничтожить зло, очистить мир и сделать парсизм главенствующим. Среди обычаев парсов наиболее замечателен обычай выставлять трупы умерших в «башне молчания» на съедение коршунам.

Нужно отметить, что в среде парсов существует слишком большая разница в социальном и культурном смысле. Между парсом-богачом, европейски образованным, прекрасно говорящим по-английски, и его простым (особенно недавно переселившимся из Персии) собратом - целая пропасть. Поэтому и парсизм имеет две разновидности - культурную, достояние жрецов и богачей, и простую, достояние бедных; в последней много примеси индуизма и даже анимизма.

Следующая глава >

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование.

ЗОРОАСТРИЗМ: ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ

Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы.

Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм по своему интересная религия, со своими праздниками, поверьями и правилами. Некоторые склоняются к тому, что именно от этой религии зародилось христианство и буддизм. Возможно оно так и есть, ведь что-то новое — это хорошо забытое старое.

Зороастризм, как и всякая сформирована религия со своим сакральным писанием, имеет полный комплект анимистических, мифологических, фетишистских и магических представлений и идей. Из них и формируется вероучения и культ

Рассмотрим сначала вероучения зороастризма. Вероучение. Зороастра имеет своих религиозных предшественников в первобытных религиозных верованиях древних индоиранцев. Протоиндоиранци, которые жили в засушливых степь пах и пустынях, боготворили воду, которую олицетворяла богиня. Апас. В ее честь совершали магические церемонии — возлияния особой смеси из молока и сока хаомы (галюценогеннои растения). Вторым объектом обожн вания был огонь в виде бога. Афара (Агни), которому приносили жертву из ароматических веществ и жира, которые сжигали. Эти жертвы и были атрибутами ежедневных богослужений, которые назывались»ясна»Место, на котором в осуществлялись конечно, называлось»павиль», т.е.»чистое место»Чистыми должны быть и все предметы и посуда, которые применяли во время церемоний, які застосовували під час церемонії.

Кроме названных. Апас и. Атари, протоиндоиранци поклонялись еще немалом количестве богов, среди которых называли. Митру,. Варуну и верховное божество. Ахура-Мазду

Протоиндоиранци имели представления о душе и загробной жизни, производили погребальные церемонии. Иначе говоря, уже владели определенным комплексом религиозных представлений

Заратуштра упорядочил анимистических систему протоиндоиранцив, выделив из пантеона богов двух главнейших. Это. Ахура-Мазда (Мазда,. Ормуду) и. Ахра. Манью (Ахриман,. Ариман). Это они главные действующие лица со ороастрийського космогонического учения. Согласно зороастризмом, мир безграничен в пространстве и времени. В нем происходит творческая деятельность. Ахура-Мазды, который царит в мире безграничного света и добра. Ахра. Ма нью — в мире безграничной темноты и злі зла.

Ахура-Мазда в бесконечном времени создал ограниченное время — эон, который длится 12 тысяч лет и состоит из четырех периодов. Первый период — это создание мира в виде идей конце этого периода появляется яеться. Ахра. Манью. Пораженный светом и молитвами. Ахура-Мазды, он бежит во мрак и начинает войну с. Ахура-Маздадою.

Во второй период начинается перевоплощение идей в вещи, появляется материальный мир, в котором есть продукты создание. Ахура-Мазды и. Ахра. Манью»Антидевивський надпись. Ксеркса»сообщает:»Бог велик. Аурама азда, который создал эту землю, создавший благосостояние для человека, который сделал. Ксеркса царем»Ахура-Мазда создал. Землю,. Луну,. Солнце, звезды, а. Ахра. Манью — планеты, кометы и метеоры, которые не подпором дковуються видимому равномерному движению небесных тел.

ЗОРОАСТРИЗМ

Ахура-Мазда создает благодатные места для жизни людей на земле,. Ахра. Манью — злые. Волею. Ахры. Манью возникают хищники, ядовитые растения, стихийные бедствия. Ахура-Мазда создает первый быка и первого человека -. Гайа. Мартан. Ахра. Манью добивается их смерти. Но из семени быка рождаются полезные животные, а из семени первого человека — первых супругов. Машйа и. Машйои, которые положили начало человечеству. Первые два периода составляют эру творения мира, создания основы -. Бундахиш, створення основи -. Бундахішн.

Следующие 3 тысячи лет — третий период, время борьбы добра и зла

В зороастрийской вероучении этот период получил название эры смешения, когда мир сочетает в себе добро и зло. Именно в этот период. Заратуштра получает откровение, человечество узнает, что оно вместе с добрыми потому огам должен победить зло и сделать мир таким, каким его задумал. Ахура-Маздра, т.е. совершенным.

Это история разных правителей и иранского народа в мистифицированный, но достаточно образной художественной форме. С. Авесты до нас доходят отдельные отрывки этого изложения. Главная идея этого изложения: доведение божест твенно сути верховной власти, необходимости власти соответствовать этой сутті.

Четвертый период — это те 3 тысячи лет, которые мир будет существовать после. Заратуштры. Итак, за зороастрийскими представлениями человечеству осталось жить где-то 300-400 лет! рийдуть через каждую тысячу лет три спасатели. Все они — сыновья. Заратуштры, их зовут. Саушиантамы. Дело в том, что когда. Заратуштра купался в озере. Канавья, ресниц оставил там свое семя. И когда в этом озе ре будут в какое-то определенное время купаться девицы, то они забеременеют спасителем и родят его. Когда придет третий спаситель, состоится последний бой между добром и злом. Тогда начнется третья эра истории человечества, эра разделения, когда добро будет отделено от зла, а остальное — уничтожено огнем и растопленным металлом. Добро станет общим, смерть побеждена, мир будет обновлен и в таком виде существовать вечно. Перед нами — яркая эсхатологическая картина, которая рисует будущий конец света и наступления царства добра и справедливости. Зороастризм впервые в истории религии выдвинул детально разработанную, систему есхотологизмтологізму.

Итак, основой учения зороастризма о мире являются дуалистическое учение о двух истоках мира: добро и зло

Эта концепция проходит красной нитью и в зороастривському понимании человека, согласно которому человек — продукт божьего творения, ее создал. Ахура-Мазда и назначил добра. Но человек имеет свободу воли, она м может поддаваться влиянию зла и воспринимать его. Ахра. Манью вовсе не безразличен к человеку. Он является покровителем воинственных кочевников, которые нападают на земледельцев. Ахра. Манью также занимается дикой фауной (г. Адамы, насекомыми, термитами и т.п.), которые вредят земледелию. Поэтому человек должен повиноваться. Ахура-Мазде, который является покровителем земледельцев, оседлой жизни, домашних животных. Верный. Ахура-Мазде должен ценить добро и свет, заниматься земледелием, уничтожать дикую фаун фауну.

Борьба добра и зла непременно завершится победой добра.

Тогда все человечество объединится, возникнет единое государство с единым языком. Поскольку человек обладает бессмертной душой, то при участии в борьбе на стороне. Аху ура-Мазды ее душа постигнет райское блаженство от загробного мира. Сраоша, а те, кто поддерживает. Ахра. Манью, будут подвергнуты очистке огнем адлі.

Какой же характер анимистического пантеона зороастризма: пантеистический или монотеистический?

Исследователи заметили, что в. Гатах. Заратуштры у. Ахура-Мазды нет никаких других богов. Это дало основание говорить, что зороастризм монотеистический, или хотя бы имеет устойчивую тенденцию к монотеизму. Этим, так сказать, возвышался авторитет зороастризма среди религий древнего мира, которые все до одного были политеистическихми.

Но на самом деле зороастризм еще весь в плену политеизма, хотя и проводит достаточно последовательную концепцию иерархии богов. Провозглашая. Ахура-Мазду верховным богом, он не признает его единственным — рядом с ним все ь время действует. Ахра. Манью. Ахура-Мазда ведет неустанную борьбу с. Ахра. Манью. Он велик, но не всемогущ, он сам не может уничтожить зло и его источник -. Ахра. Манью и нуждается в этом деле помощи богов и людей. Таким образом, зороастризм избегает противоречия между всемогущество бога и наличием зла, которое он не уничтожает, противоречия, которую не могут решить последовательно монотеистический ислам и христианство, старается быть монотеистическойчним.

Вместе с. Ахура-Маздой зороастризм признает и многих второстепенных богов. Прежде всего это. Амеша. Спента («бессмертные святые») — шесть эманаций и помощников. Ахура-Мазды, которых он создал с помощью. Спента. Ман нью («духа святости»;духа святості»).

Амеша. Спента входят в почту. Ахура-Мазды, подчеркивая его благие качества. Каждый из. Амеша. Спента руководит определенной частью божественного хозяйства. Ахура-Мазды, в который входят:

Boxy. Мана (Вогу. Мано,. Баман) -«благая мысль, ум, глава и страж живого творения. Ахура-Мазды»;

Аша-Вахишта (Аша. Вагиста,. Арцибегешт) -«истина, большая святость, гений огня»;

Армайта (Спента арматуры,. Спендармат) -«святой покой, божественное благочестия, богиня земли»;

Хшатра варьете (Кматра. Вайрья,. Шахревар) -«желательно, совершенная власть, обладатель металлов»;

Хаурватат (Гаурватаг,. Кордат) -«целостность, благополучие, здоровье»;

Амертат (Амеретат,. Амердит) -«бессмертие»

Вместе с. Ахура-Маздой они образуют»Семерку единоиснуючих», семь верховных духов, покровительствуют семерке благих творений: человеку, животным, огня, земли, небу, воде и растениям

Но это еще не все. Зороастрийский пантеон имеет многочисленных функциональных богов. Жизнь от восхода солнца до полудня находится под защитой бога. Хаван, бог. Рапитвина принимает эту эстафету от полудня до второго й половины дня, затем идет часть дня до мероприятия, которой руководит божество. Узайярина. От заката до полуночи эта роль принадлежит. Айвисутрими. С севера до восхода солнца ночью обладает. Ушахина. Так добро розподиляеть ся на пять страж, в каждой стражи вычитываются молитвы соответствующим божествам. Отсюда пошел потом пятикратный намаз в мусульмульман.

Многочисленные яшты (гимны) в. Авесте посвященные отдельным богам:. Яшт 5-й — богини вод и плодородия. Арви-Сури,. Яшт 14-й — богу войны и победы. Вертрагне,. Яшт 17-й — богини доброй судьбы и счастья. Аши,. Яшт божеству земли — заму, длинный гимн»Михр-Яшт»посвящен богу. Митре. Пантеона богов, которых возглавляет. Ахура-Мазда, соответствует пантеон дэвов, которые являются войском. Ахра. Манью. Так, богу Boxy мамах противостоит дев. Ака-Мацах (Злая мысль), богу правды. Аша — дев лжи. Друг. Среди дэвов зла:. Араска — зависть,. Зарван — старость,. Варена — сладострастие,. Ази — жажда,. Айшма — гневливость. Девам помогают иату (воро жбиты) и. Парин (пере), вредящих природе и человеке, новые и. Корпан — враждебные зороастризма князья и жрецы, ашемауги — зловчители, вредные существа храфетра — змеи, лягушки, насекомые и т.п.. Вот такой огромный и злой мир противостоит. Ахура-Мазде, поэтому не удивительно, что он нуждается в помощи в борьбе с ци боротьбі з цим.

В зороастризме есть свой символ веры. Он содержится в. Авесте. Его текст гласил:»Признаю себя поклонником. Мазды, последователем. Зороастра отрекаюсь демонов-дэвов, принимаю веру. Ахура. Кланяюсь. Амеша. Спента молюсь. Амеша. Спента. Ахура-Мазде, доброму, всеблагому, принадлежит все благое»Далее идет признание дуализма мира, требование отказываться зла и бороться с ним, признавать авторитет. Ахура-Мазды во всем, строго доп ержуватися зороастрийских моральных требований. Такой характер имеет вероучения зороастризмаення зороастризму.

Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, ознакомьтесь с материалом Зороастризм. Читайте также статьи Авеста и Зороастр (Заратустра)

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцамДревней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

Пророк Заратустра (Зороастр) — основатель зороастризма

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством.

Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой.

Религия Зороастризм

Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар — один из главных зороастрийских символов

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона.

Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра - халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.


Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа"

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.


Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.


После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.


Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением . После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.


Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Память

  • В опере «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа романа и «12 стульев» , представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.