Немецкий социолог манхейм утверждает быть молодым означает. Социальная адаптация
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособ-ляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погру-жаются в мир собственных переживаний. Узкий круг пред-метов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые пер-сонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние фор-мы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются цен-ности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, на-рушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и ав-тономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или да-же на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно при-дется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.
Проверьте себя
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-
1. туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?
Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро
левого конфликта.
Какую роль в вашей личной социализации сыграли се
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен
ностям и нормам? Укажите их.
В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде-
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При
ведите примеры.
Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?
Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?
Некоторые социологи, изучающие проблемы современ
ной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять
функцию социализации детей может лишь та семья, в ко
торой мужские и женские роли строго распределены. Дру
гие утверждают, что любую работу, связанную с воспитани
ем детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.
Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся - это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...
То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определя-ющим положение ребенка, является обучение моделям по-ведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, - через это он проходит на разных стадиях своего раз-вития. Но по мере приобретения все новых и новых стан-дартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, ко-торые еще не усвоены.
Парсонс Т. О социальных системах. -М., 2002. -С. 310-311.
Bill Вопросы и задания к источнику. 1) Какое значение придает автор термину «социализация»? 2) Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап? 3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».
Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспитывают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки. Семья обеспечивает человеку его первичный социальный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жизни. В индустриальном обществе социальные позиции индивида, как мы уже отмечали, в дальнейшем могут существенно отличаться от статуса его семьи, но и здесь ее влияние очень существенно.
Как правило, родители стараются быть достойными воспитателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бывает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало. Дети могут оказаться заброшенными в силу безответственности родителей или в неполной семье, где мать все время вынуждена отдавать работе; могут подвергаться насилию, что нередко случается в семьях, где взрослые злоупотребляют алкоголем; могут стать свидетелями грубого обращения отца с матерью или другими детьми. Эти впечатления тяжело сказываются на всей последующей жизни человека. В подростковом возрасте большое влияние на социализацию личности оказывает группа сверстников. Здесь человек осваивает новый тип отношений - равный с равным. Правда, в группе также устанавливается определенная иерархия, появляется свой лидер. Но тем не менее в нормальных группах отношения строятся на взаимном согласии, а не на зависимости.
Одним из главных социализаторов каждого человека в современном обществе является школа. Это оказалось возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не только доступным, но и обязательным. Через систему учебных занятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накопленные обществом знания, общепринятые социальные нормы, духовные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.
Долгое время в школьном образовании господствовало отношение к ученику лишь как к объекту педагогического
Воздействия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвоение им норм и ценностей должно проходить в единстве с саморазвитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности - важнейшая задача школы.
В современном обществе большую роль в социализации личности играют средства массовой информации. Нынешний школьник проводит перед экраном телевизора, вероятно, не меньше времени, чем за учебниками. Воздействие СМИ уже далеко вышло за рамки простого информирования населения о тех или иных событиях «в стране и мире». С журнальных и газетных полос, экранов телевизоров нас убеждают, призывают, нам растолковывают, советуют, дают образцы. Довольно часто за всем этим стоят интересы определенной группы лиц, а не общества в целом или государства. Поэтому сегодня многие сходятся во мнении, что СМИ служат не только носителями культуры, но и средством манипуляции (от лат. manus - рука, в первоначальном смысле означает «ручное управление»), т. е. неявного, незаметного для того, на кого оказывается воздействие, побуждения его к определенным действиям, настроениям, отношению. Подробнее о том, как средства массовой информации влияют на личность, мы поговорим в следующих параграфах.
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
К школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.
Проверьте себя
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-
Туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?
2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро
левого конфликта.
3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен
ностям и нормам? Укажите их.
4. В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При
ведите примеры.
5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?
6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?
7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современ
ной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять
функцию социализации детей может лишь та семья, в ко
торой мужские и женские роли строго распределены. Дру
гие утверждают, что любую работу, связанную с воспитани
ем детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть
готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?
Поработайте с источником
Прочтите отрывок из работы американского социолога Т. Парсонса (1902-1979).
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориен-тациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.
Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся - это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...
То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определяющим положение ребенка, является обучение моделям поведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них, - через это он проходит на разных стадиях своего развития. Но по мере приобретения все новых и новых стандартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, которые еще не усвоены.
Парсонс Т. О социальных системах. -М., 2002. -С. 310-311.
Bill Вопросы и задания к источнику. 1) Какое значение придает автор термину «социализация»? 2) Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап? 3) Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».
§ 5. Социальные ценности и нормы
Вспомните:
что означают понятия «ценность» и «пирамида ценностей»? Какие моральные принципы и нормы вы знаете? Какова роль морали и права в жизни общества?
Духовные регуляторы социальной жизни разнообразны. Они могут выступать в форме ценностных ориентации, идеалов, норм и принципов поведения. Все формы взаимосвязаны и образуют иерархизированную систему, вершину которой составляют ориентации на ценности. Именно ценности определяют стратегическую направленность деятельности человека и общества. Когда ценности воплощаются в определенные правила, регуляция обретает форму конкретной нормы поведения, деятельности.
Ценности и нормы изучаются различными науками. Ведущая роль в их исследовании принадлежит философии и этике, а также юридической науке. Существует особое философское учение о ценностях - аксиология.
Социология обращается к ценностям прежде всего как к фактору, играющему определенную роль в регуляции социальных взаимодействий, как к элементу культуры, который служит основой ценностно-нормативной системы социальной регуляции.
- Что такое социальный статус личности и чем он определяется?
- Какие позиции включает прирожденный статус, достигаемый статус?
- Что такое социальная роль?
- Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль?
- В чем сущность ролевого конфликта?
- Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус?
- Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте.
- В чем заключается процесс социализации?
- Какова роль семьи в социализации личности?
- Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
- Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?
2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ролевого конфликта.
3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли семья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их по степени значимости. Были ли другие факторы, существенно повлиявшие на ваше приобщение к социальным ценностям и нормам? Укажите их.
4. В социологии существует понятие «ресоциализация», означающее разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения. В каких случаях это может произойти? Приведите примеры.
5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером».
Раскройте это положение, используя понятия «социальный статус» и «социальная роль». Разделяете ли вы этот вывод?
6. Существуют разные точки зрения на роль школы в процессе социализации личности. Большинство считает, что образование дает возможность детям из семей, занимающих низкое социальное положение, обрести более высокий социальный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в современном обществе лишь закрепляет социальное неравенство, так как получить качественное образование могут лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций вам представляется более убедительной и почему?
7. Некоторые социологи, изучающие проблемы современной семьи, пришли к выводу, что полноценно осуществлять функцию социализации детей может лишь та семья, в которой мужские и женские роли строго распределены. Другие утверждают, что любую работу, связанную с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, должен быть готов выполнить любой из супругов. А как считаете вы?
Поработайте с источником
Прочитайте отрывок из работы американского социолога
Т.Парсонса (1902-1979).
Социализация ребенка
Термин социализация, как он постоянно определяется в литературе, связан преимущественно с процессом развития ребенка. И действительно, это очень важный момент в том, что мы назвали механизмами социализации, но следует заметить, что этот термин употребляется здесь в более широком смысле, а именно: он означает обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для системы взаимных ролевых ожиданий. В этом смысле социализация, точно так же как и обучение, продолжается в течение всей жизни. Развитие ребенка - это только наиболее драматический момент, поскольку здесь этот процесс происходит очень глубоко.
Однако есть причина для того, чтобы выделять социализацию детей. Можно, по-видимому, считать, что из всех элементов личности, приобретаемых путем обучения, в некоторых отношениях наиболее стабильные и глубоко укоренившиеся - это модели ценностной ориентации, и совершенно очевидно, что они лежат в основе всего, закладываются в детстве и взрослые субъекты не меняют их сколько-нибудь серьезно. Существуют веские основания для того, чтобы рассматривать эти стандарты ценностной ориентации... как нечто, называемое иногда базисной структурой личности...
То, что иногда называют варварским вторжением в развитие новорожденных детей, есть не что иное, как основная особенность ситуации в обществе. Наряду с отсутствием у них биологической зрелости, основным фактором, определяющим положение ребенка, является обучение моделям поведения, ожидаемого от лиц его статуса в обществе. Данное изложение не касается того факта, что ребенок, обучаемый этим стандартам, имеет тенденцию сильно отклоняться от них - через это он проходит на разных стадиях своего развития. Но по мере приобретения все новых и новых стандартов отклонения сдвигаются в область тех стандартов, которые еще не усвоены.
Парсонс Т. О социальных системах. - М., 2002. - С. 310-311.
Вопросы и задания к источнику
- Какое значение придает автор термину «социализация»?
- Что, на взгляд социолога, позволяет выделять социализацию в детском возрасте как особый этап?
- Приведите положение, раскрывающее связь понятий «социализация» и «социальный статус».
Проблема молодежи в современном обществе имеет два аспекта, которые можно сформулировать следующим образом: что может дать нам молодежь и что может ждать от нас молодежь.
Здесь я попытаюсь дать ответ только на первый вопрос: в чем значение молодежи в обществе, какой вклад может она внести в жизнь общества. Сама формулировка вопросов показывает, что социологический подход к проблеме молодежи является новым в двух отношениях. Во-первых, социология больше не рассматривает образование и обучение как чисто надвременные или вневременные методы, а придает большое значение конкретному характеру общества, в котором воспитывается молодежь и в жизнь которого она должна
будет внести свой вклад. Конечно, в психологии и социологии образования есть общие элементы, однако картина будет достаточно полной лишь тогда, когда общий подход будет сочетаться с анализом исторической обстановки и конкретных условий, в которых придется действовать молодежи.
Во-вторых, новизна подхода заключается в том, что молодежь и общество рассматриваются во взаимодействии. Это значит, что ответ на вопрос, чему и как надо учить молодежь, в большой степени зависит от характера того вклада, который ожидает от молодежи общество. В рамках общества мы не можем формулировать потребности молодежи абстрактно, мы должны делать это с учетом нужд и потребностей данного общества. Современные методы образования, впервые в последние десятилетия признавшие права молодежи и ее истинные потребности, достаточно разумны, но все же ограничены и односторонни, так как преувеличивают значение потребностей молодежи, не уделяя должного внимания нуждам общества. Современное образование с его экспериментальными школами часто уподоблялось состоятельным родителям, которые, стремясь сделать жизнь своих детей легкой и обеспечить их всем необходимым, балуют их, снижая тем самым возможность приспособления к неблагоприятной ситуации. «Век ребенка» провозгласил, что каждый период жизни самостоятелен и имеет свои права, и тем самым оставил без внимания очень важные факторы, обеспечивающие взаимодействие между возрастными группами и обществом.
В то время как старая авторитарная система образования была слепа к психологическим и жизненным потребностям ребенка, либерализм со своим laissez-faire разрушил здоровое равновесие между индивидом и обществом, сосредоточив свое внимание лишь на индивиде и игнорируя конкретное окружение общества в целом, в которое этот индивид должен внести свой вклад.
I. Социологическая функция молодежи в обществе
Первая проблема, с которой мы сталкиваемся, заключается в следующем: стабильно ли значение молодежи в обществе? Очевидно, нет. Существуют общества, где пожилые люди пользуются большим уважением, чем молодые. Так было, например, в Древнем Китае. В других же обществах, как, например, в США, человек после сорока лет считается слишком старым для работы и требуется только молодежь. Общества различаются не только по престижу молодых людей, но и в зависимости от того, объединена ли молодежь в группы или движения, которые влияют на ход событий. Перед первой мировой
войной в Германии возникло стихийное молодежное движение, которое не поддерживалось и не поощрялось официальными группами и институтами, управляющими страной. В Англии тогда не было подобной организации молодежи, в то время как во Франции она была, но в меньшем масштабе 8 . В России, нацистской Германии, фашистской Италии и Японии сегодня существуют созданные государством монополистические организации молодежи, носящие милитаристские черты 9 . Ни в Англии, ни в каких других демократических странах нет ничего подобного. Проблема состоит в том, что, хотя всегда есть новое поколение и молодежные возрастные группы, тем не менее вопрос их использования зависит каждый раз от характера и социальной структуры данного общества. Молодежь -это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. Наилучшее подтверждение этого тезиса мы имеем в сегодняшней ситуации военного времени, когда выживание каждой страны определяется мобилизацией ее скрытых ресурсов. Победа зависит от использования каждого безработного, от применения женского труда в промышленности и получения прибыли от капитала. Однако победа связывается также с использованием психологических резервов, существующих в каждом человеке и в каждой нации; с мобилизацией смелости, готовностью к самопожертвованию, выносливостью и инициативой. В этом смысле можно провести аналогию между социальным и человеческим организмами. Физиология свидетельствует о том, что любой орган человеческого тела обычно работает на одну восьмую своей мощности, а семь восьмых составляют его резерв. В так называемых нормальных условиях этот резерв является скрытым, в случае же внезапного кризиса или при необходимости перестройки основных позиций выживание организма зависит от способности быстрой и правильной мобилизации этих скрытых ресурсов.
Нетрудно угадать, в каких обществах наибольший престиж имеют пожилые люди, а обновляющие силы молодежи не объединены в движение и остаются лишь скрытым резервом. Я полагаю, что статичные общества, которые развиваются постепенно при медленном темпе изменений, опираются главным образом на опыт старших поколений. Они сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Образование в таких обществах сосредоточено на передаче традиции, а методами обучения являются воспроизведение и повторение. Такое общество сознательно пренебрегает жизненными духовными резервами молодежи, поскольку не намерено нарушать существующие традиции.
В противоположность таким статичным, медленно изменяющимся обществам динамические общества, стремящиеся
к новым стартовым возможностям, независимо от господствующей в них социальной или политической философии, опираются главным образом на сотрудничество с молодежью. Они организуют и используют свои жизненные ресурсы, нарушая установившийся ход социального развития. В этом отношении разница существует только между обществами, добивающимися изменений с помощью реформ или революций. И в том, и в другом случае это должна делать молодежь. Пожилое и среднее поколение может только предсказать характер грядущих изменений, творческое воображение этих поколений можно использовать для формирования новой политики, однако новой жизнью будет жить только молодое поколение. Оно будет воплощать в жизнь те ценности, которые старшее поколение признает лишь теоретически. Особая функция молодежи состоит в том, что она - оживляющий посредник, своего рода резерв, выступающий на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам.
Мобилизация этого жизненного ресурса во многом напоминает процессы, происходящие в человеческом организме. Согласно современной биологии, самый важный физиологический процесс состоит в преобразовании действия в функцию. Так, ребенок делает огромное количество беспорядочных движений, которые представляют собой не что иное, как проявление энергии. В процессе роста, накопления опыта, тренировки и обучения эти бессистемные движения путем интеграции и координации преобразуются в функциональную деятельность. То же самое происходит и в обществе. В нем много скрытых неиспользуемых видов деятельности. Чувства, эмоции и мысли получают социальное значение лишь тогда, когда они интегрированы. Приведу пример. Общеизвестно, что самое большое порабощение, которое когда-либо знала история, испытывали вовсе не рабы, крепостные или наемные рабочие, а женщины в патриархальном обществе. Однако страдания и возмущение этих женщин не имели смысла на протяжении многих тысяч лет, пока они были страданиями миллионов отдельно взятых женщин. Их негодование сразу приобрело социальный смысл, когда они объединились в движение суфражисток, и это привело к изменению наших взглядов на место и функции женщины в современном обществе. Точно так же недовольство угнетенных классов (таких, как крепостные, рабы и наемные рабочие) не имело социального значения, пока оно было недовольством отдельных людей. И лишь когда оно было интегрировано в движение, которое попыталось сформулировать основу для конструктивной критики, можно было констатировать, что бессистемные чувства и действия были преобразованы в социальные функции.
Этот пример убедительно показывает, что скрытые резервы могут быть мобилизованы и творчески интегрированы в жизнь общества с помощью особых форм. Рассматривая значение молодежи для общества, нужно выяснить характер потенциала, который представляет эта молодежь, и формы интеграции, необходимые для преобразования этого потенциала в функцию. Или же просто-напросто ответить на вопрос: что мы имеем в виду, когда говорим, что молодежь - это оживляющий посредник.
Здесь нас сразу же подстерегает ловушка. Когда я был молодым, все считали, что молодежь прогрессивна по своей природе. Эта точка зрения впоследствии оказалось ошибочной, и мы узнали, что консервативные и реакционные движения также могут организовать и увлечь молодежь. Если мы утверждаем, что молодежь - это оживляющий посредник в социальной жизни, то целесообразно было бы точно указать на. те ее элементы, которые, будучи мобилизованы и интегрированы, помогут обществу начать сначала.
С нашей точки зрения, одним из таких элементов помимо духа авантюризма, которым молодежь обладает в большей степени, является тот факт, что она еще не полностью включена в status quo социального порядка. Современная психология и социология молодежи 10 учат, что ключ к пониманию менталитета современной молодежи надо искать не только в развитии. В конце концов этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. С нашей точки зрения, решающим фактором, определяющим возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодежь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Доказано, что примитивные общества не знали интеллектуальных конфликтов молодежи, поскольку там не было существенных расхождений между нормами поведения в семье и в обществе в целом. Более конфликтное самосознание нашей молодежи является лишь отражением хаоса, существующего в нашей общественной жизни, а ее замешательство - естественный результат ее неопытности. Для нашего анализа важно не столько конфликтное самосознание молодежи, сколько тот факт, что молодежь смотрит на конфликты современного общества как бы извне. Именно поэтому она является зачинателем любых изменений в обществе.
Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. До наступления половой зрелости ребенок живет в семье и его взгляды формируются в соответствии с эмоциональной и интеллектуальной -традицией семьи. В период юношества он вступает в первые контакты с соседским окружением, обществом и
некоторыми сферами общественной жизни. Подросток находится, таким образом, не только биологически на стадии брожения, созревания, но и социологически попадает в новый мир, обычаи, привычки и система ценностей которого отличаются от того, что он знал раньше. То, что для него вызывающе ново, воспринимается взрослыми как нечто привычное и само собой разумеющееся. Такое проникновение в общество извне заставляет молодежь симпатизировать динамичным социальным движениям, которые выражают недовольство существующим положением вещей по совершенно иным причинам. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей. Этим объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo. На языке социологии быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И действительно, отличительной чертой старшеклассников и молодых студентов является отсутствие закрепленной законом заинтересованности в существующем порядке - они еще не сделали своего вклада в экономическую и психологическую структуру. С моей точки зрения, эта позиция аутсайдера - гораздо более важный фактор, определяющий открытость и склонность к изменениям, чем биологическое созревание. Кроме того, она совпадает с позицией других групп и индивидов, по другим причинам оказавшихся на краю общества 11 , таких, как угнетенные классы, люди свободных профессий - поэты, артисты и т. д. Эта позиция аутсайдера представляет собой, конечно, лишь возможность, которую правящие круги могут либо подавить, либо мобилизовать и интегрировать в движение.
Подытожим результаты нашего исследования: молодежь - важная часть скрытых резервов, присутствующих в каждом обществе. Социальная структура определяет, будут ли эти резервы и какие из них мобилизованы и интегрированы в функцию. Подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. И наконец, статичные или медленно изменяющиеся традиционные общества обходятся без мобилизации и интеграции этих ресурсов, даже скорее подавляют их, в то время как динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовать их.
Одной из сторон социализации является социальная адаптация.
Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного совместного труда. Такие «раки-отшельники» -частые персонажи литературных произведений. (Попытайтесь привести примеры.)
Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает
К школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто выбивается из общего ряда, нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. Новому городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в иной среде, в противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.
Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.
Показателями степени адаптации могут служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой.
Социологи и психологи различают два типа адаптации. Первый характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.
Второй тип адаптации - это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Вы знаете, что поведение человека в данном случае называют конформным (от лат. conformis - подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.
Проанализируйте с этих позиций свою деятельность. Какой тип адаптации преобладает у вас?
НВ Основные понятия: социальный статус, социальная роль, ролевой набор, ролевой конфликт, социализация. эмины: авторитет, престиж, манипуляция.
Проверьте себя
1) Что такое социальный статус личности и чем он определяется? 2) Какие позиции включает прирожденный ста-
Туе, достигаемый статус? 3) Что такое социальная роль? 4) Как соотносятся реальное поведение человека и его статусная роль? 5) В чем сущность ролевого конфликта? 6) Какую роль играют престиж и авторитет в стремлении людей изменить свой статус? 7) Раскройте особенности статусно-ролевой ситуации в юношеском возрасте. 8) В чем заключается процесс социализации? 9) Какова роль семьи в социализации личности? 10) Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа? 11) Покажите противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Проанализируйте свой собственный статусный набор.
Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из
своих статусов вы считаете главным?
2. Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию ро
левого конфликта.
3. Какую роль в вашей личной социализации сыграли се
мья, коллектив сверстников, школа, СМИ? Расположите их
по степени значимости. Были ли другие факторы, сущест
венно повлиявшие на ваше приобщение к социальным цен
ностям и нормам? Укажите их.
4. В социологии существует понятие «ресоциализация»,
означающее разрушение ранее принятых ценностей и моде
лей поведения. В каких случаях это может произойти? При
ведите примеры.
5. Немецкий социолог К. Манхейм утверждает: «Быть
молодым означает стоять на краю общества, быть во многих
отношениях аутсайдером». Раскройте это положение, ис
пользуя понятия «социальный статус» и «социальная роль».
Разделяете ли вы этот вывод?
6. Существуют разные точки зрения на роль школы в
процессе социализации личности. Большинство считает, что
образование дает возможность детям из семей, занимающих
низкое социальное положение, обрести более высокий соци
альный статус. Но есть и те, кто убежден, что школа в со
временном обществе лишь закрепляет социальное неравен
ство, так как получить качественное образование могут
лишь дети из зажиточных семей. Какая из этих позиций
вам представляется более убедительной и почему?