Ресторан яр где был раньше. Старые традиции

Одним из завсегдатаев «Яра» был Савва Морозов.Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было еще до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял «на откуп» (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привел к ресторану и велел ломать стену - «плачу за все». Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждет, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддается. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.

А то в «аквариум» купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краев и рыбок туда запускали.

Был в «Яре» и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, все имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нем не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.

В разное время «Яръ» посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

В конце XIX — начале XX в. в «Яре» работал цыганский хор Ильи Соколова, здесь пели знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Николаевна Федорова (Пиша), а позднее — Варвара Васильевна Панина (Васильева).

Посетителей «потчевали всякой снедью» в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава.

В 1895 г. «Яръ» приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх. А. Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.

«Ямщик, гони-ка к «Яру» - песня, посвященная Судакову, ее пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу «Яра». На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952 г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве. Основанный в 1826 году и перестроенный в 1910, он сохранил атмосферу начала XX века и изысканную русско-европейскую кухню.

«Яръ» всегда был одним из самых популярных ресторанов, известных не только в России, но и в Европе. Савва Морозов, Пржевальский, Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер – далеко не полный список именитых гостей ресторана.

В конце ХХ века здесь был восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески на потолке и стенах, во внутреннем дворике заработал фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого Театра.

Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» - ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж». Программа состоит из 14 номеров: хореографические и акробатические этюды, русские, европейские и этнические танцы (фламенко, цыганские, арабские). На сцене меняются времена года и страны – звучат русские мотивы, которые сменяют зажигательные испанские ритмы, переходящие в хореографические миниатюры в стиле фильма «Кабаре» Боба Фосса.

Каждый зал ресторана имеет свою историю. Главный зал «Яра» с большой двухъярусной сценой, бархатными кулисами и 15-метровым потолком, украшенным огромной хрустальной люстрой, поистине потрясает масштабностью и витающей атмосферой русских гуляний.

Интерьер «Зеленого бара» с массивным деревянным буфетом, гравюрами с видами старомосковской жизни, камином и зелеными бархатными портьерами выдержан в строгом деловом стиле. Здесь предлагаются алкогольные напитки, коктейли и сигары.

Элегантная и дорогая классика – так можно определить стиль «Зеркального зала», предназначенного для респектабельных обедов в узком кругу: старинные сводчатые окна, белый рояль, зеркала в золоченых рамах и отражающийся в них блеск хрусталя.

Наполненная дневным светом «Галерея Судакова» создана в честь одного из владельцев «Яра» – купца Алексея Акимовича Судакова – талантливого ресторатора, владеющего рестораном с 1896 по 1918 годы. Интерьер «Галереи Судакова» выдержан в стиле ресторанных галерей отелей «Ритц» в Лондоне и «Плаза Атене» в Париже.

Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX века.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."
А.С. Пушкин.

Кто не слышал о легендарном ресторане "Яръ"!

История «Яра» начинается с 1826 года, когда на углу Кузнецкого моста и Неглинки в доме сенатского канцеляриста Людвига Шавана (на фото слева) «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах». Владельцем этой "ресторации" с гостиницей был француз Транкиль Ярд.

Фото 1900-х гг.

Приезжая в Москву, А. С. Пушкин неоднократно посещал ресторацию Ярда. 27 января 1831 года Пушкин, Баратынский, Вяземский и Языков здесь поминали скончавшегося 14 января своего общего друга поэта Антона Дельвига.
У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

Евгений Абрамович Баратынский ..

Петр Андреевич Вяземский 1792-1878.

Антон Антонович Дельвиг (1798-1831).

У Пушкина в ресторане было и любимое блюдо - сладкий суп с ревенем.

На всякий случай привожу рецептик* - вдруг захотите попробовать.
1 литр яблочного сока, полкило малины, 150 г сахара, по вкусу — мед. Добавив в них корицу, бадьян, гвоздику и душистый перец горошком, варить на слабом огне 30 минут. Потом в кипящую массу добавить 100 граммов ревеня и 150 граммов сливок. Взбить все в горячем виде миксером, процедить через мелкое сито, дать остыть. Подается охлажденным. Можно украсить листиками свежей мяты, взбитыми сливками, ванильным соусом. (Подавать рекомендуется с шоколадным кексом).

Фото кон.19 века.

Полицейские списки сохранили перечень лиц, останавливавшихся в гостинице "Яра" (Ярда) и состоявших под полицейским надзором. В 1832 году жил Павел Алексеевич Голицын, бывший участник заграничных походов 1813-1814 годов, член Союза Благоденствия. 6 января 1842 года проездом через Санкт-Петербург здесь остановился Н.П. Огарев, а в феврале 1846 года, после заграничного путешествия он снова здесь вместе с Н. М. Сатиным. "Мы не видались несколько лет... — рассказывал А. И. Герцен. С сильно бьющимся сердцем бросились мы с Грановским к Яру, где они остановились".
Несколько лет - с 1848 по 1851 гг. — "Яръ" работал в саду "Эрмитаж", но не в том саду "Эрмитаж", на Петровке, который мы все хорошо знаем, а в старом на Божедомке**.
А в 1851 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке, на Петербургском шоссе (ныне Ленинградский проспект) во владении генерала Башилова. На этом месте, хотя и неоднократно перестроенный, он существует и поныне.

Фото 1890-х гг. Ресторан "Яръ" на Петербургском шоссе.

Это сейчас начало Ленинградского проспекта — престижный, центральный район «не так уж далеко от Кремля». А тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки — все в «Яръ». Один из самых знаменитых афоризмов о «Яре» - «В «Яръ» не идут — в «Яръ» попадают» - очень точно отражает специфику заведения и его завсегдатаев. В «Яръ» именно «попадали» , достигнув определенного состояния... Опьянения? Нет, состояния души, когда эта широкая русская душа просит удалого разгула, размаха и «никто не моги мне перечить». Вот тогда и мчались тройки в «Яръ», к цыганам.

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна Захаровна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем самые голосистые и самые красивые.

Здесь я сделаю небольшое отступление и немного о цыганах.......

Посмотрите на этого милого человека, это граф Алексей Орлов ("Граф Алехан") (1737-1807) - одна из колоритнейших фигур авантюрного и галантного XVIII века: богатырь, богач, кутила, победитель турецкого флота при Чесме, брат екатерининского фаворита Григория Орлова, похититель княжны Таракановой, создатель породы орловских рысаков и, в конце концов, заведший моду на цыган в России.

Граф Алехан полюбил цыганское пение во времена русско-турецкой войны, и в 1774 году продемонстрировал московскому обществу диковину - цыганский хор и оркестр. Он купил часть хористов на территории современной Румынии, где цыгане находились в рабстве, часть набрал в России из сложившейся к тому времени цыганской этнической группы, а затем дал им вольную.

Руководителем ("хореводом") первого профессионального цыганского хора в России являлся Иван Трофимович Соколов. Артисты были приписаны к мещанскому сословию и поселились на Большой и Малой Грузинской улицах в Москве (этот район как-то не заимел исторического названия).

По примеру Алехана свои цыганские хоры завели в Петербурге другие "екатерининские орлы" Потемкин и Безбородко. Но все-таки "столицей" российских цыган навсегда осталась Москва.

Граф Алексей Орлов и из жизни ушел под пение своего хора. По мнению современных медиков, знакомых по описаниям с симптомами болезни, умер от рака. Перед смертью он так кричал и ругался от боли, что было слышно на улице, и наследники, желая соблюсти благопристойность, приказали цыганам играть и петь как можно громче.

В 1807 году новый руководитель хора, племянник Ивана Трофимовича, Илья Осипович Соколов (1777-1848) - цыганский певец, автор песен, стал любимцем московской (позднее и петербургской) публики. Московские цыгане к тому времени так прославились, что даже Наполеон захотел полюбоваться на знаменитую русскую забаву. Но в 1812 году хор Соколова, пожертвовав большие деньги на нужды армии, перед приходом французов эвакуировался в Ярославль, а все боеспособные мужчины хора с началом боевых действий вступили добровольцами в гусарский полк.

В 1852 году "Яръ" открылся как загородный ресторан в Петровском парке (ныне здесь расположен спорткомплекс "Динамо"), на Петербургском шоссе (ныне - Ленинградский проспект). Примерно с этого времени в "Яре" стал выступать Соколовский хор. Дело в том, что тогда для чистоты нравов в городских ресторанах запрещалось петь цыганам, а за заставами они имели полное право выступать (Тверская застава, теперь - площадь Белорусского вокзала).

При новом хозяине ресторана Ф.И. Аксенове в ресторане также появились: большой оркестр, русский и датский хор, также зимний сад с всякими диковинками. В это время хором руководила Анна Захаровна Иванова, талантливая певица и одновременно незаурядный "менеджер". Цыганский хор "от Яра" был лучшим в Москве, а цыганки в нем самые голосистые и самые красивые. В случае если к хористке воспылал любовью какой-либо фабрикант, ему необходимо было выплатить хору большую сумму денег, в подтверждение "серьѐзности" своих намерений. Только после этого хор был "не против", а руководила процессом, конечно же, Анна Захаровна. Следует тут же добавить, что в соответствии с бытующей тогда нравственной атмосферой, все заработанные хором деньги делились на всех, в том числе и на стариков.

Купцы и золотая молодежь, проматывающая отцовские состояния, порой устраивали в "Яре" безумные гулянья и частенько попросту громили помещение ресторана, но и эти, не совсем приличные для респектабельного заведения факты, не отваживали от него остальную публику.

Следующим владельцем ресторана стал предприимчивый А.А. Судаков, договорившийся с руководством расположенного неподалеку ипподрома о взаимном обслуживании клиентов. Ипподром был тогда центром московской светской жизни, близким к Тверской Заставе и к месту гуляний "чистой публики" - Петровскому парку. Почтенные отцы семейств, покормив детей пирожными в кондитерских парка, вечером могли предаться загулу в "Яре".

В "Яре" проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы, художники, адвокаты. Завсегдатаем "Яра" был Савва Морозов. Заходили сюда Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Станиславский… Во всем этом великолепии был не прочь шумно погулять "народный целитель и психотерапевт" Распутин.

Посетителей "потчевали всякой снедью" в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, "Яръ" считался рестораном №1 в России и Европе. Почему в Европе? Да потому, что французские повара "Яра" готовили не хуже своих земляков, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В "Яре" же выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.

Великий русский бас Фѐдор Иванович Шаляпин (1873-1938), как только терял интерес к себе публики, приезжал в "Яръ", пел с балкона главного зала, затем устраивал шумную потасовку с посетителями. На следующий день об этом знала вся Москва, аншлаг в "Большом" был обеспечен.

Владимир Алексеевич Гиляровский (1853-1935), русский журналист, прозаик, поэт. Был одним из лучших репортеров столичной прессы, его "коньком" были уголовная хроника и репортажи, он писал о самых заметных и нашумевших событиях, его называли "королем репортеров". Гиляровский был самым известным и признанным знатоком Москвы. Это проявлялась на всех уровнях: писатель блестяще знал историю города и его современность, архитектуру и географию, высший свет и московское "дно". Гиляровский был живой легендой. С его именем связывались самые невероятные истории и происшествия. Ходили легенды и о физической силе "дяди Гиляя": он мог пальцами согнуть медный пятак, завязать узлом кочергу. Современники, отмечая разносторонние дарования Гиляровского, одним из самых заметных его талантов считали талант общения. Его друзьями были многие знаменитые современники: Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин и многие другие литераторы, художники, актеры. Само собой, Гиляй бывал в "Яре" и красочно описывал кутежи, которыми прославился ресторан.

Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям — удовлетворение любых (абсолютно любых ) прихотей и поражение воображения — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы с неумолимостью удава .

Петербургское шоссе и зимой, и летом в ночное время была ярко освещено, и по ней скакали бешеные тройки — в "Яръ".

Фото начала 20 века. Петербургское шоссе. "Яръ" справа за деревьями.

Как говаривали тогда: "В "Яръ" не едут — в "Яръ" попадают". Когда широкая русская душа требовала разгула - вот тогда - в "Яръ". Если, конечно, мошна позволяла. Там размах, там знаменитый цыганский хор Анны Захаровны.
В 1871 году владельцем "Яра" становится Фёдор Иванович Аксёнов. Ресторация процветала.

Фото 1900 г. Старое здание ресторана "Яръ".

В 1895 г. после смерти Аксёнова "Яръ" приобретает Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся всего своим умом и талантом. В 1910 г. он перестраивает «Яръ» (арх.А.Эрихсон): из деревянного дома ресторан превратился в солидный дворец с колоннами. В этом здании он находится и по сей день. Рядом с рестораном были построены дома для служащих.
"Ямщик, гони-ка к «Яру" - песня, посвящённая Судакову, её пели во время торжественного открытия нового здания ресторна.

Фото 1911 г. Новое здание "Яра".

Посетителей потчевали в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. В дореволюционные времена "Яръ" прославился кутежами, так красочно описанными Гиляровским.

Одним из завсегдатаев "Яра" был Савва Морозов.

МОРОЗОВ Савва Тимофеевич (1862-1905)

Как-то зимой подъезжает он к любимому ресторану (это было ещё до его перестройки), а его и не пускают. Какой-то купчик гуляет - ресторан снял "на откуп" (банкетное обслуживание, то есть). Морозов тогда набрал какой-то голытьбы, привёл к ресторану и велел ломать стену - "плачу за всё". Стену ломают, Савва Тимофеевич в тройке сидит, ждёт, значит, чтобы на вороных и заехать. На уговоры не поддаётся. Полицию вызывать тоже не хочется - постоянный клиент, столько денег уж оставил в ресторане. Кое-как его уговорила цыганка из хора не рушить ресторацию.
А то в "аквариум" купчины играть любили. В огромный белый рояль велели наливать воду до краёв и рыбок туда запускали.
Был в "Яре" и прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей, например, стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало — 100 рублей. Впрочем, всё имущество ресторана было застраховано на солидные деньги.

Фото 1910 г. Летний зал ресторана "Яръ".

В ресторане была и императорская ложа, правда, Николай II ресторан не посещал, но бывал в нём не раз Григорий Распутин. Впрочем, как и его будущий убийца, князь Феликс Юсупов.
В разное время "Яръ" посещали Чехов и Куприн, Горький и Леонид Андреев, Бальмонт и Брюсов, Шаляпин, художники братья Васнецовы, Левитан, Репин, Врубель, Серов...

Фото 1910-х гг. Новое здание ресторана "Яръ".

В феврале 1918 года "Яръ" был закрыт. Большевикам тогда было не до рябчиков с ананасами, на повестку дня выдвигался суп из крапивы. От Яра осталась только песня:
Соколовский хор у "Яра"
Был когда-то знаменит.
Соколовская гитара
До сих пор в ушах звенит.
Тройка мчится быстро к "Яру",
Душа рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор……
Припев:
Всюду деньги, деньги, деньги,
Всюду деньги, господа,
А без денег жизнь плохая,
Не годится никуда……

После революции ресторан закрыли. Судакова арестовали. Краткое время, в нэп, он ещё поработал как ресторан, а потом здесь поочерёдно прописывались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК. В 1930-е гг. он был перестроен под Клуб лётчиков.

Фото нач.1930-х гг.

"Яра" уже не было, а песни о нѐм звучали по всему миру. Там, за океаном, старинную песню "Эй, ямщик, гони-ка к Яру" в сопровождении "американского" цыганского хора запела юная голливудская звезда Дина Дурбин (Deanna Durbin).


Фото кон.1930-х гг. Бывший "Яръ", перестроенный под клуб лётчиков.

В начале 1950-х гг. здание было ещё раз перестроено, теперь уже до неузнаваемости и в нём открылась гостиница "Советская" с одноимённым рестораном. Немного позже под бок гостиницы въехал цыганский театр "Ромэн" - дух старого "Яра" и цыганского хора Анны Захаровны оказался притягательным.

Фото 1952 г.

Фото 1954 г. А.Тартаковского. Гостиница "Советская".

Бывали здесь и Василий Сталин, и король Испании Хуан-Карлос, и Индира Ганди, и Высоцкий с Мариной Влади, и "Железная Леди" с Конрадом Аденауэром.

Фото 1955 г. Боковой фасад.

Фото 1960-х гг.

В 1998 г. была начата реконструкция ресторана, возрождая былую славу "Яра".
На сегодняшний день восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработала люстра 1912 г. (а также светильники 1952г.), воссоздан фонтан во внутреннем дворике, сделанный по проекту фонтана Большого театра.

Источники - http://dedushkin1.livejournal.com; http://allday.ru

В девятнадцатом веке в Европе было весьма модно отправляться на отдых в Россию. В ресторанах Лондона и Парижа изюминками меню были блюда славянской кухни. Постепенно жители Старого Света стали открывать в России и свои харчевни. Люди посещали такие заведения не только с целью усладить свой организм яствами и напитками, коих предлагалось множество, но и предаться развлечениям различного рода. Вместе с великим разнообразием блюд национальной кухни в ресторанах с русским характером выступали танцоры кабаре, радовали слух посетителей музыканты, певцы и чтецы.

Двухвековая история

Ярким примером успешного ведения бизнеса являлся в то время, да и на данный момент является тоже, ресторан «Яръ» (Москва). Фото этого заведения зачастую украшают страницы путеводителей по столице. Это место знают не только коренные жители города, но и туристы. Свое существование данное заведение начало в 1826 году. Основателем этого ставшего довольно быстро популярным места являлся Транкиль Яр. Именно его фамилия и стала названием заведения. Весь европейский бомонд воздавал честь и хвалу этому месту, являвшему собой отличный пример самобытной культуры древнего народа. Знаменитое славянское гостеприимство, обилие разнообразных блюд на любой вкус, великолепная программа — все это сделало ресторан «Яръ» самым известным заведением в столице.

Излюбленное место интеллигенции

Изначально этот «рай для гурмана» был излюбленным местом встреч элитной прослойки Москвы. Здесь проводили вечера купеческие дети, фабриканты, крупные лавочники. Практически каждый вечер в зале можно было встретить представителя культуры. Антон Павлович Иванович Куприн, Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Иванович Шаляпин, и даже Александр Сергеевич Пушкин не раз посещали ресторан «Яръ», выбирая его из множества аналогичных заведений города. Из меценатов своим присутствием это место почитал Савва Тимофеевич Морозов.

В начале двадцатого века для России настали трудные времена. Революции, стачки, восстания, войны — народ и власть строили социализм. В ходе политических событий многие а также и прочие заведения, где собственниками являлись зарубежные лица, были национализированы. Практически каждое учреждение с иностранным капиталом было закрыто. Не обошла печальная участь и ресторан «Яръ». Место встреч высоких чинов и богатых купцов приостановило свою деятельность. Вскоре в здании, где лепниной украшены своды, а фресками и витражами — окна, была размещена гостиница «Советская».

Высокий статус

Через некоторое время было решено восстановить былое великолепие популярного места. Уникальная и неповторимая атмосфера была возрождена. Архитектура и дизайн вновь наполнились новой жизнью. Ресторан «Яръ» стал ярким напоминанием «гуляющей» Москвы девятнадцатого века. Это заведение продолжает свою работу уже непосредственно под крылом гостиницы «Советская». Та, в свою очередь, является одним из самых успешных и комфортабельных отелей столицы. Здесь зачастую снимают номера иностранцы. Хвалебные отзывы зарубежных гостей, посещающих ресторан, поддерживают высокий статус заведения не только в Москве, но и далеко за ее пределами.

Возвращаясь к истокам

По мнению многих гостей, «Яръ» предлагает «самую русскую кухню». Кроме того, заведение это едва ли не единственное в городе, где сохранен выдержанный и одновременно помпезный интерьер буржуазной столицы девятнадцатого века. Услужливый персонал, отличное меню, великолепная программа являются хорошим поводом для того, чтобы посетить этот «гурманный рай». Как и в былые времена, публика ресторана довольно различная. Здесь часто мелькают представители культуры и шоу-бизнеса, бизнесмены и светские личности. А за соседними столиками наслаждаются вкусными блюдами самые обычные семьи и влюбленные парочки.

Внутреннее убранство и расположение

В Москве имеется огромное количество ресторанов, но вряд ли какой-нибудь из них может сравниться с рассматриваемым заведением. После повторного открытия здесь была восстановлена не только традиционная для того времени кухня, но и полностью весь интерьер, до малейших деталей. Высокие потолки украшены витиеватыми фресками. Аналогичные элементы декора можно встретить и на стенах. В центре главного зала сверху размещается огромная люстра с многочисленными подвесками. Малахитовые колонны, высоченные зеркала и многочисленная позолота — современные дизайнеры сделали все возможное, дабы вернуть некогда популярному месту не только былую славу, но и архитектуру стиля ампир. Из главного помещения можно пройти во внутренний дворик, где перед глазами предстает восхитительная панорама, венцом которой является фонтан, сотворенный по подобию фонтана Большого театра. Несколько залов, каждый из которых представляет собой исторический экспонат, — все это ресторан «Яръ».

Адрес этого заведения довольно известен: он расположен на Ленинградском проспекте, в центре пересечения двух станций метро: Белорусская и Динамо. От подземных поездов к заведению можно добраться на любом виде общественного транспорта. Если же посетитель прибыл на собственном автомобиле, он может свободно оставить своего «железного коня» на бесплатной стоянке.

Главное помещение

Как было уже сказано выше, ресторан «Яръ» разделен на три зала. Первый, самый большой из имеющихся, носит одноименное заведению название. Архитектура этого помещения позволяет без проблем узнать, что такое помпезный и яркий ампир. Зал способен вместить 150 человек. Поэтому для большого празднества данное место подходит просто великолепно. Примечательно, что в зале «Яръ» в наличии имеется также сцена, где размещается различного рода аппаратура. Как правило, именно тут собирается большая часть публики. Ежедневная шоу-программа, скорее напоминающая театральные выступления, — это также ресторан «Яръ». Отзывы посетителей позволяют думать, что вопрос развлечения клиентов находится не на последнем месте у администрации заведения. Парящие под потолком девушки, неординарные и яркие шоу, выступления музыкальных коллективов и танцоров кабаре, цыгане и маги — программа довольно многообразна и широка.

Другие комнаты

Вторым залом, который также имеется внутри ресторана, является VIP-помещение под названием «Зеркальный зал». Его название как бы намекает посетителю о наличии Однако мало кто в самом деле ожидает, что зеркал будет множество. Благодаря их правильному размещению помещение кажется весьма большим. На самом деле «Зеркальный зал» может вместить полсотни человек. В качестве дополнительного элемента интерьера здесь располагается камин, придающий помещению нотку домашнего уюта. Для более раскрепощенных посиделок ресторан предлагает лобби-бар, в котором легко размещается сорок человек.

Кроме внутренних помещений, «под крылом» заведения уютно расположилась и носящая название «Яра». Она работает лишь в теплое время года. Терраса размещается во внутреннем дворике ресторана. Ее изюминкой является великолепный фонтан. Здесь каждый предмет навевает воспоминания о Советском Союзе: журналы «Юность», забытые на столах, романсы Вертинского, доносящиеся из старого патефона, тихая атмосфера...

Блюда современности и исторические напоминания

Кухня заведения славится своей изысканностью и традиционностью. Вместе с тем шеф-повар частенько балует публику своими новыми шедеврами. В меню можно найти как расстегаи, и так и лобстеров с креветками. Бефстроганов, нежнейшая телятина, оленина и свинина, фуа-гра, картофель по-деревенски и грибы в горшочках — каждый может выбрать себе блюдо по вкусу. Кроме стандартного и постоянного меню, имеются и сезонные обновления. В жаркий день вам предложат освежиться с помощью клюквенного морса, а зимним вечером — согреться за бокалом искристого выдержанного вина или чашки глинтвейна. Средняя стоимость заказа на одного человека находится в пределах 3000 рублей.

Аналоги

Стоит отметить, что не только в Москве имеется ресторан «Яръ». Коломна также может похвастаться наличием заведения с аналогичным именем. История этого места не уходит в позапрошлое столетие. Кухня вполне стандартная и включает в себя русские и европейские блюда. Посетители отмечают низкий уровень обслуживания, что, согласитесь, весьма непозволительно, хотя бы из уважения к прославленному имени московского заведения.

Еще один город, где размещается ресторан «Яръ», — Краснодар. Здесь клиентов радуют не только обслуживанием, но и весьма вкусными блюдами. Интерьер и атмосфера также находятся на самом высоком уровне.

Было принято, кажется, всегда, однако начало грандиозным столичным пирушкам положил именно «Яръ» - знаменитый ресторан, который сегодня называют не иначе как легендарным.

За все время своего существования начиная с 20-х годов XIX века «Яръ» не раз переезжал и перестраивался, использовался по назначению и без оного, переживал лучшие времена и не самые лучшие, и спустя почти два столетия вновь стал тем, за что его в свое время полюбили Чехов, Куприн, Горький и Шаляпин.Именитых гостей в «Яре» побывало и впрямь немало. С недавних пор присоединиться к этому списку может каждый. Впрочем, чтобы кутить, как, бывало, кутили московские богачи, лучше заранее исследовать территорию . Ну а за кутежом дело не станет.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Гулять так гулять

История «Яра» началась в канун 1826 года, когда француз Транкль Яр открыл ресторан «имени себя» на пересечении улиц Кузнецкий Мост и Неглинной. Газета «Московские ведомости» тогда сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликерами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах».Предприимчивый Яр одним «Яром» со временем решил не ограничиваться, и спустя двенадцать лет филиал знаменитого ресторана открывается в деревянном одноэтажном здании возле Петербургского шоссе (ныне - Ленинградского проспекта). Еще через несколько лет ресторан на Кузнецком Мосту был закрыт, и с той поры работал только здесь, за Тверской заставой.

Помещение ресторана, при котором был устроен небольшой садик, состояло тогда из небольшого общего зала и нескольких отдельных кабинетов. Никаких увеселений у «Яра» не было, и от обычного скромного заведения он отличался лишь тем, что кухня здесь была отменная, а накормить запоздалого гостя мог иногда и сам хозяин.

После Транкль Яра владельцы ресторана менялись один за другим, и при ком именно здесь впервые появились цыгане, сказать теперь трудно. Публику это привлекало всегда, ведь послушать цыганский хор в то время можно было только в загородном ресторане: в Москве цыганам петь запрещалось.

Своим разгулом, купеческими кутежами и забавами «Яръ» стал знаменит в 1870-х. Подгулявшие купцы резвились, как могли. Например, «играли в аквариум»: наливали в рояль воду и пускали туда живых рыб. Также в «Яре» был специальный прейскурант: вымазать официанту лицо горчицей стоило 120 рублей, а запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Хозяину подобные забавы были только на руку: все имущество было застраховано, и деньги он получал как с кутил, так и со страховой компании.В 1896 году ресторан приобретает новый владелец - Алексей Акимович Судаков, ярославский крестьянин, добившийся успеха своим умом и талантом.

Алексей Акимович Судаков. Фото: Из архива ресторана «Яръ»

Обслуживание в «Яре» всегда отличалось изысканностью, а теперь уж и подавно: «Любитель отварной осетрины или стерляди подходил к бассейну, указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывался к вырезу. Если совпадал, значит, рыба - та! Без обмана».

В 1910 году Судаков перестраивает «Яръ» по проекту архитектора Адольфа Эрихсона: из деревянного дома ресторан превратился в дворец с колоннами. Слава «Яра» росла с каждым годом: вскоре ресторан и вовсе приобрел статус московской достопримечательности, обязательной к посещению.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Тогда в «Яре» было два огромных зала: летний «Белый» и зимний «Наполеоновский», отделанных с впечатляющей даже по тем временам роскошью.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.comВ каждом зале была своя эстрада. Наверху находились многочисленные кабинеты с балконами, выходившими, как театральные ложи, в зал. В ресторане была и императорская ложа, правда Николай II «Яръ» никогда не посещал: за него это делал Григорий Распутин.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Pastvu.com

С ростом популярности «Яра» расширялась и концертная программа: на сцене ресторана выступали лучшие артисты, включая циркачей и фокусников.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Несмотря на общее увеселение, нравы в ресторане были самые строгие. Известная певица Надежда Плевицкая, начинавшая здесь свою эстрадную карьеру, вспоминала о Судакове так: «Чинный и строгий купец, он требовал, чтобы артистки не выходили на сцену в большом декольте: к «Яру» московские купцы возят своих жен и «Боже сохрани, чтобы никакого неприличия не было». Алексей Акимович, к слову, долгие годы являлся старостой соседнего Сергиевского храма на Ходынке. На свои средства он построил несколько школ на своей родине в Угличевском уезде, оказывал помощь бывшим односельчанам.

Вскоре грянула революция: ресторан проработал до февраля 1918 года и впоследствии был закрыт. Все имущество было конфисковано. Несколько дней из «Яра» вывозили столовое серебро, мейсенский фарфор, картины и хрусталь…

В октябре того же года в «Яре» был открыт Рабочий клуб им. В.И. Ленина. В годы НЭПа он еще недолго поработал как ресторан, пока в 1924 году сюда не переехал ВГИК. В конце 1930-х здание передали Управлению воздушного флота. Здесь решено было открыть Клуб летчиков, так как поблизости, на Ходынском поле, находился Центральный аэродром. Очередная перестройка началась в 1939 году: один из ресторанных залов превратился в клубный, второй - в гостиную. Здесь же в июне 1941 года была сформирована 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района города Москвы.

В 1947 году сын Иосифа Сталина Василий был назначен командующим ВВС Московского военного округа, и именно по его инициативе в начале 1950-х годов начинается новая перестройка «Яра»: с пристройкой вдоль улицы Расковой гостиницы, которая получила название «Советская». В номере 301, который теперь называется «Сталинским», сын вождя жил в течение года.

Для постояльцев гостиницы в одном из залов бывшего «Яра» был открыт ресторан, где принимали только высокопоставленных персон, а позднее и мировых знаменитостей. В разные годы здесь побывали Маргарет Тэтчер и мать Тереза, Пьер Карден и Индира Ганди, Мирей Матье и Жан-Поль Бельмондо.Другой зал, бывший «Белый», сначала стал кинотеатром «Победа», а позднее - просто концертным залом. С 1969 года и по сей день здесь размещается единственный в мире профессиональный цыганский театр - «Ромэн».

«Яръ» сегодня

За годы перестройки - теперь уже страны, а не здания - и ресторан, и гостиница пришли в состояние весьма плачевное. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию, благодаря которой к «Яру» стала постепенно возвращаться былая слава.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

До «Советского», превратившегося теперь в четырехзвездочный отель, можно добраться от станции метро «Динамо». Слева от входа - ресепшн и стеллажи с традиционными русскими сувенирами, справа - вход в ресторан.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

У входа в залы гостей традиционно встречает медведь в шапке-ушанке и услужливый официант - дань традициям, не иначе. Рядом - книга отзывов и предложений с записями на всех языках мира. На противоположной стене - портреты именитых гостей и аквариум с океанскими устрицами и камчатскими крабами, которые тут же, по заказу, могут приготовить.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В зале, который так и называется - «Яръ», сегодня воссоздан оригинальный интерьер ХIХ века: с двухъярусной сценой, тяжелыми бархатными кулисами, витражными окнами, хрустальной люстрой и фресками на почти двадцатиметровом потолке.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Зеленый бар, примыкающий к залу, постарались сохранить таким, каким он был при Судакове: массивный деревянный буфет, на стенах - старинные гравюры с видами Москвы и светильники, отражающиеся в зеркалах.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В самом отеле восстановлен послевоенный интерьер. Как и прежде, малахитовый холл украшает белый рояль, а полы - традиционные красные ковровые дорожки. Вообще дух в отеле «Советский» сохранился самый что ни на есть советский. Чем, к слову, пользуется не первое поколение киношников.

Москва. Отель «Советский». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

В меню «Яра» меж тем есть блюда, которые подавались здесь еще до революции: они отмечены звездочкой. Студень из бычьих хвостов, форшмак из ростовской сельди, борщ старомосковский, стерлядь в шампанском, свинина по-старорусски - от одних только названий начинает сосать под ложечкой. Особняком стоит десерт Пушкина - холодный сладкий суп из малины и ревеня, который подается с шоколадным маффином и ванильным соусом.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru

Сам Пушкин в «Яре» на Ленинградке, к слову, никогда не бывал - поэт слыл завсегдатаем первого «Яра» на Кузнецком Мосту и именно про него потом вспоминал:

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать...

Появятся ли новые строки, посвященные современным блюдам легендарного ресторана, станет известно совсем скоро - примерно лет через сто.

Москва. Ресторан «Яръ». Фото: Екатерина Зель / Strana.ru