Тест “Юридическая психология”. Методы юридической психологии Юридическая психология тесты проверка знаний

5.4 Материалы для тестирования

Темы 1 - 2

1. Юридическая психология изучает:
+психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности;

Психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и медицинской деятельности;
все ответы верны.

2. В юридическойпсихологии используются следующие методы:
наблюдение;
пробы и измерения;
биографический метод;
метод анализа продуктов деятельности;
+все ответы верны.

3.Включенное наблюдение:

Испытуемый не видит наблюдателя, не знает, кто из участников наблюдения является наблюдателем, испытуемый и экспериментатор не общаются в ходе эксперимента, следовательно, испытуемый не получает «обратной связи»от экспериментатора;
+испытуемый знает о том, что за ним наблюдают, экспериментатор и испытуемый в ходе наблюдения взаимодействуют;
экспериментатор отслеживает поведение и взаимодействие группы людей, как правило, в этом случае он не участвует в групповой коммуникации.

4.Криминальная психология это раздел:

Изучающий психологические особенности личности преступника, типовыепсихологические портреты преступников, мотивацию преступного поведения как в целом, так и отдельных его видов;

Исследующий проблемы правовой и противоправной социализации личности, условия воспитания и модели социальной адаптации законопослушных граждан и граждан, преступивших закон, психологические основы правотворчества и правореализации;

Раздел, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства.5. Биографический метод это:
наблюдение и регистрация исследователем поведения человека и групп людей, которые и дают возможность раскрыть характер его переживаний и особенностей коммуникации;
+ исследование истории жизни человека с целью раскрытия особенностей личностных черт и обстоятельств, которые привели к формированию данного типа личности;
изучение психологом материальных следов,оставленных человеком, которые несут информацию об особенностях его душевной жизни и поведения.

6. Темперамент это:
+характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний;
совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

7.Гипертимная акцентуация:
характеризуется резкой сменой настроения в зависимости от ситуации, зависимостью от оценок окружающих;
+характеризуется постоянно приподнятым настроением, повышенной психической активностью с тенденцией к быстрой смене дел и тем разговоров, склонностью не доводить начатое до конца;
характеризуется высокой тревожностью, мнительностью, нерешительностью, склонностью ксамоанализу.

8. Когда юридическая психология была признана прикладной наукой:
в 1908 г.;

Темы 3 - 4
1. Восприятие это:
+процесс приема и переработки человеком различной информации, завершающийся формированием образа;
состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте;
процесс запоминания, хранения ипоследующего воспроизведения информации.

2.Непроизвольное внимание:
+устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного желания и воли;
способность сознательно направлять внимание на объект, его формирование связано с развитием воли.

3.Мышление это:
это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,обеспечивающий возможность приобретать новые знания и использовать их в ходе жизнедеятельности;
+психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации;
это система используемых человеком знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.

4. Стресс это:
+состояние длительно...

Уважаемый студент!

Стоимость данной работы составляет 600 руб. Если Вас устраивает цена, Вы можете связаться с нами любым удобным для Вас способом:

Если же Вы не нашли нужную для Вас работу, мы готовы выполнить ее на заказ быстро и качественно! Вам нужно будет всего лишь заполнить форму заказа .

Всегда рады помочь!

1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? Выберите наиболее полное и правильное определение.

1) Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.

2) Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.

3) { Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.}*;

4) { Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности "человек-право"

5) Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.

2. Что такое мотив преступления?

1) Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.

2) Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.

3) Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.

4) Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.

5) Процесс выработки решения совершить преступление.

3. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?

1) Э. Дюркгейм.

2) Ч. Ламброзо.

3) 3. Фрейд.

5) В.М. Бехтерев.

4. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?

1) Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.

2) Страх перед наказанием.

3) Семейные традиции правомерного поведения.

4) Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.

5) Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.

5. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?

1) Знания, навыки и умения юриста.

2) Социальный и личный опыт юриста.

3) Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.

4) Обстоятельства, нормы права, требования руководства.

5) Осмотр места происшествия, опознание, очная ставка, обыск, допрос, следственный эксперимент.

6. Могут ли эмоции человека быть мотивами преступления?

1) Не могут, поскольку человек - это разумное существо.

3) Могут, если человек психически болен.

4) Могут, но только под влиянием других людей.

5) Не могут ни при каких условиях.

Тема. Криминальная психология.

7. Какие из перечисленных критериев не относятся к психологическим признакам личности?

1) Самосознание

2) Саморегуляция.

3) Активность.

4) Индивидуальность.

5) Возраст и пол.

8. Какое из перечисленных качеств не является типичным для личности преступника?

1) Конфликтность, агрессивность.

2) Тревожность, беспокойство.

3) Эгоизм, эгоцентризм.

4) Ригидность (негибкость) мышления и поведения.

5) Слабоумие.

1) Нельзя, поскольку он противопоставляет себя обществу.

2) Можно, если он нарушил закон случайно или по неосторожности и т.д.

3) Можно, если он осознал тяжесть содеянного и раскаялся.

5) Можно, если обладает всеми необходимыми психологическими признаками.

10. Для какого типа групп характерен эффект Латейна?

1) Для диффузных групп.

2) Для коллектива.

3) Для корпорации.

4) Для кооперации.

5) Для ассоциации.

11. Объясните сущность рефлексии в общении. Выберите наиболее полную характеристику рефлексии.

1) Это социально-психологическое явление, возникающее в процессе профессионального общения юриста.

2) Это один из методов самопознания.

3) Это один из видов эмоциональных реакций.

4) Это осознание юристом того, как он воспринимается и оценивается другими людьми.

5) Это отражение человеком реакций его партнера по общению.

12. Какие способы обмана Вы знаете? Что из перечисленного не относится к ним?

1) Умолчание.

2) Селекция.

3) Искажение.

4) Конструирование.

5) Фантазия.

13. Чем определяется существование мотивационного барьера при переговорах с преступниками?

1) Взаимной неприязнью сторон.

2) Эстетической непривлекательностью преступников.

3) Характером поведения и особенностями речи преступников.

4) Различными задачами, потребностями и способами действий сторон по достижению цели.

5) Наличием у сторон своего "образа врага" партнера по общению.

14. Каковы типичные причины самооговора подозреваемого?

1) Уйти от наказания за более тяжкое преступление или отвести подозрение от другого преступника.

2) Слабодушие.

3) Ложное понимание товарищества.

4) Эмоциональная неустойчивость.

5) Растерянность.

15. Назовите основные особенности формирования образа партнера в ходе общения. Какая из характеристик не имеет отношения к этим особенностям?

1) Осмысленность.

2) Константность.

3) Целостность.

4) Предметность.

5) Вариативность.

16. Какой тип группы более всего распространен в организованной преступности?

2) Коллектив.

4) Корпорация.

5) Ассоциация.

17. Выберите определение, наиболее полно отражающее сущность способностей человека.

1) Это свойство личности, определяющее успех выполнения определенных видов деятельности.

2) Это наследуемые человеком анатомические и физиологический признаки, врожденные проявления.

3) Способности делятся на общие и специальные.

4) Уровнями развития способностей является общая одаренность; талант; гениальность.

5) Это личность в ее эффективности.

18. Какой из перечисленных факторов оказывает самое сильное влияние на личность?

1) Наследственность.

3) Деятельность.

4) Воспитание.

5) Нормы морали и права.

19. В каком возрасте характерна наибольшая криминальная активность?

1) 14 - 17 лет.

2) 18 - 24 года.

3) 25 - 29 лет.

4) 30 - 40 лет.

5) 40 - 50 лет.

20. Должностное лицо акционерного общества совершает хищение путем присвоения денег из фонда для покупки картины престижного автора. Какие потребности и мотивы побудили его на это?

1) Желание реализовать свои возможности и получить признание среди своего окружения.

2) Криминальный азарт.

3) Стремление надежно вложить капитал и обезопасить себя от форс мажорных обстоятельств.

4) Удовлетворить физиологические потребности.

5) Влияние ближайшего окружения, бесконтрольность, чувство безнаказанности.

21. Назовите принципы психологии, составляющие основу ее теории. Какой из приведенных ниже принципов не относится к ним?

1) Принцип детерминизма.

2) Принцип развития психики.

3) Принцип единства сознания и деятельности.

4) Принцип историзма.

5) Личностный подход.

22. Что такое личность в понимании юридической психологии?

1) Человек, являющийся субъектом уголовного дела.

2) Индивид, имеющий криминальную направленность.

3) Любой человек, обладающий необходимыми психологическими признаками.

4) Человек, обладающий необходимыми психологическими признаками, включенный в систему правовых отношений.

5) Социальная сторона психики человека.

23. Что такое "свойства личности"?

1) Качества, которые обеспечивают индивидуальность человека.

2) Преобладающее эмоциональное состояние человека.

3) Элементы психики человека, обеспечивающие его основные жизненные перспективы, динамику его деятельности и поведения, своеобразие отношения к жизненно важным для него объектам, успешность в работе по достижению целей.

4) Особенности типа высшей нервной деятельности человека.

5) Проявление интеллекта, воли и эмоций в его поступках.

24. В чем специфика криминальной мотивации? Какая из перечисленных особенностей не характерна для нее?

1) Недостаточная осознанность побуждений. Преобладание побуждения типа "влечения".

2) Преобладание материальных и естественных побуждений над духовными.

3) Ведущую роль в мотивации играют узколичностные побуждения.

4) Ориентация на ближние цели.

5) Мотивы ответственности, дружбы и взаимопомощи.

25. Какие из перечисленных понятий не относятся к интеллектуальному компоненту личности?

1) Знание законов.

2) {Уровень развития мышления: глубина, широта, критичность, самостоятельность и т.д.

3) Знание юридических и моральных норм поведения в обществе.

4) Отношение к преступности.

5) Умение анализировать и оценивать поступки и их юридические последствия.

26. Что такое профессиональная адаптация юриста?

1) Удовлетворение результатами своего труда.

2) Овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями.

3) Приспособление функций организма и психики к условиям работы.

4) Гомеостаз.

5) Компенсация нервных и психических затрат положительными эмоциональными переживаниями.

27. К какой группе личностных качеств относится умение юриста устанавливать психологический контакт с партнером по общению?

1) Интеллектуальные качества.

2) Коммуникативных качества.

3) Нравственные качества.

4) Эмоциональные качества.

5) Волевые качества.

28. Какая из характеристик типична для организованной преступной группы?

1) Гуманизм.

2) Безответственность.

3) Взаимопонимание.

4) Социальная самоизоляция, враждебность к окружающим.

5) Попустительству.

1) Для пожилых людей.

2) Для женщин.

3) Для подростков.

4) Для мужчин.

5) Для лиц творческих профессий.

30. В какой последовательности возрастает достоверность показаний, передаваемых при помощи вербальных и невербальных средств общения?

1) Дистанция общения; содержание информации; эмоциональность речи; мимика; позы и жесты.

2) Эмоциональность речи; позы и жесты; мимика; содержание информации; дистанция общения.

4) Позы и жесты; мимика; дистанция; содержание; эмоциональность речи.

5) Мимика; поза и жесты; дистанция; эмоциональность; содержание.

31. Какой из перечисленных способов воздействия противоречит требованию метода убеждения и затрудняет процесс переговоров?

1) Выдвижение надежных, непротиворечивых аргументов.

2) Демонстрация своей силы и угроза паритету.

3) Формулирование промежуточных выводов, где был найден компромисс.

4) Тактичное объяснение ошибочности взглядов противника.

5) Последовательность выдвижения своих аргументов..

32. Для достижения психологического контакта с преступниками при переговорах применяются различные способы. Какой из приведенных способов неприменим?

1) Создание имиджа объективного человека.

2) Создание образа особо осведомленного человека в делах и проблемах преступников.

3) Оперативность информации.

4) Точное прогнозирование поведения преступников.

5) Твердые гарантии их освобождения от уголовного преследования и наказания.

33. Свидетель умышленно изобразил поведение потерпевшей при изнасиловании как провокационное, подчеркивая невиновность обвиняемого. Какой способ обмена он использовал?

1) Умолчание.

2) Конструирование.

3) Искажение.

4) Затрудняюсь ответить.

5) Селекция фактов.

34. Каковы психологические трудности в деятельности юриста?

1) Интенсивность и эмоциональная напряженность.

2) Особая ответственность.

3) Процессуальная самостоятельность.

4) Правовая регламентированность.

5) Ошибочное "видение закона", профессиональная деформация.

35. Для какого типа акцентуаций характерны серийные сексуальные преступления?

1) Возбудимый тип.

2) Шизоидный тип.

3) Эпилептоидный тип.

4) Циклоидный тип.

5) Конформный тип.

36. Чем отличается содержание личности преступника от содержания личности правопослушного гражданина?

1) Не отличается ничем.

2) Отличается противоположностью моральных принципов, жизненным опытом, знаниями и умениями, а также мотивами поведения.

3) Преступник не знает законов, а законопослушный человек их знает.

4) Если преступник раскаялся, то не отличается.

5) Законопослушный может управлять своими эмоциями, а преступник - нет.

37. Каково оптимальное соотношение методов рационального и эмоционального воздействия на преступников при ведении с ними переговоров по освобождению заложников?

1) 50% на 50 %.

2) 70% на 30%.

3) 30% на 70%.

4) 10% на 90%.

5) 90% на 10%.

38. Какой вид психологического воздействия на личность наиболее типичен для толпы?

1) Убеждение.

2) Подражание.

3) Внушение, заражение.

4) Одобрение.

5) Поддержка.

39. Какая из эмоций чаще всего способствует самоубийствам?

1) Растерянность.

2) Меланхолия.

3) Агрессия.

4) Аффект.

5) Отчаяние.

40) Определите понятия по следующим определениям:

а)человек как представитель рода;

б)человек как носитель предметно-логической деятельности;

в)человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других;

г)человек как уникальная самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности.

1.Индивид. 2.Субъект. 3.Личность. 4.Индивидульность.

41) Что такое профессиональная деформация личности юриста?

a) Психическое расстройство, возникшее под влиянием неблагоприятных условий деятельности.

b) Уровень профессиональной подготовки юриста.

c) {Показатель, свидетельствующий о профессиональной принадлежности человека.

d) Психологический иммунитет к действию отрицательных факторов деятельности.

e) Чрезмерная выраженность профессиональных качеств, навыков, умений, которая затрудняет гибкость высших психических функций.

42) Можно ли судить о правовом сознании человека по его образованию?

a) Можно при любых обстоятельствах.

b) Можно, если он имеет юридическое образование.

c) Нельзя ни при каких обстоятельствах.

d) Нельзя, если не учитывать других факторов формирования личности.

e) {Можно только после проверки знания им норм права}.

43) Из приведенных суждений выберите то, которое раскрывает сущность характера человека.

a) Характер - это такое психическое свойство, которое передается от родителей и воспитывается в семье.

b) Черты характера социально типичны.

c) Характер есть единство мотивов, эмоций и воли.

d) В характере проявляются способы действия, которыми человек добивается своих целей

e) Характер - это свойство личности, которое отражает отношения человека к значимым для него объектам и придает своеобразие его поведению

44) Определите механизмы психологической защиты по следующим определениям:

a) Приписывание собственных чувств, желаний и личностных черт, в которых человек не хочет признаться другому человеку.

b) Устранение, игнорирование травмирующих воздействий внешней реальности.

c) Замена недоступного объекта доступным.

d) Придумывание логических объяснений поведению, мотивы которого неблаговидны или неизвестны.

e) Избегание переживаний тревоги с помощью тех способов поведения, которые были адекватны на более ранних стадиях развития

45) Какое из определений наиболее точно отражает сущность акцентуации личности?

a) Это крайние варианты нормы психического развития, граничащие с психическими расстройствами

b) Это те особенности личности, которые затрудняют нормальное общение человека с другими людьми

c) Они способствуют совершению правонарушений

d) По типу акцентуаций можно прогнозировать характер преступления (насильственное, сексуальное, корыстное

e) Акцентуации личности не ограничивают вменяемости человека

46) Выявите ошибочное утверждение.

a) фантазии, сновидения – активные и произвольные формы воображения.

b) галлюцинации – фантастические видения как результат нарушений психики и работы организма.

c) грезы – фантазии, связанные с желанием.

d) мечты более реалистичны и в большей степени связаны с действительностью, чем грезы.

47) Лицо БОМЖ совершило очевидное преступление: украл продукты из магазина. Какие потребности и мотивы заставили его это сделать?

a) Желание доказать свою смелость и самоутвердиться среди своих друзей.

b) Удовлетворить физиологические потребности в пище.

c) Показать свою принадлежность к группе себе подобных лиц.

d) Реализовать свои воровские амбиции.

e) Обезопасить себя на завтрашний день от голода

48) В чем состоят психологические особенности деятельности? Возможны 3 варианта правильных ответов.

a) Предметность, орудийность, целесообразность

b) Носит общественно-исторический характер и выражает индивидуальные особенности человека.

c) Особая социальная значимость и ответственность.

d) Конфиденциальность, регламентированность нормами права.

e) Деятельность структурна и имеет четкое строение.

49) По каким психологическим признакам можно наиболее точно определить тип социальной группы?

a) По количеству членов в группе.

b) По степени сплоченности и социальной значимости выполняемой деятельности.};

c) По уровню образования членов группы.

d) По длительности существования группы.

e) По профессиональной принадлежности членов группы

50) По каким показателям целесообразно воссоздавать (портретировать) образ человека?

a) Возрастные особенности

b) Физические облик, экспрессия, внешнее оформление

c) Профессиональные особенности поведения и речи.

d) Особенности выражения чувств.

e) Одежда, обувь, украшения.

51) Что включает в себя проксемические средства общения?

a) Интонацию, дикцию, темп речи.

b) Смех, плач, вздохи, аплодисменты.

c) Мимику.

e) Позы, дистанцию общения, движения по отношению к партнеру.}

52) Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

a) рефлексией.

b) идентификацией.

c) эмпатией.

d) симпатией.

53) Какие особенности речи подозреваемого могут говорить о его виновности и попытке обмануть юриста?

a) Подчеркивание своей честности, уклончивые ответы на прямые вопросы, клятвы в невиновности.

b) Самоуверенный тон речи.

c) Агрессивность, обвинения юриста в необъективности.

d) Многословие, обмен информации.

e) Невнимательность.

54) Чему равен средний объем внимания у человека?

a) 5-7 единиц информации.

b) 3-5 единиц информации.

c) 9-10 единиц информации.

d) 10-12 единиц информации

e) 3-5 единиц ифнормации.

55) В чем состоит главная особенность эмоций человека? Выберите наиболее точное определение эмоций.

a) Это переживания человека к значимым для него событиям, предметам и явлениям.

b) Они слабо поддаются управлению.

c) Они зависят от состояния организма человека и его психического здоровья.

d) Эмоции влияют на индивидуальность человека.

e) Эмоции человека отличаются от эмоций животных.

56) Память – это:

a) процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.

b) способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов.

c) целостное отражение предметов, ситуаций и событий.

d) доступное для наблюдения умственное действие.

57) Какие из приведенных признаков свидетельствуют об ограниченности вменяемости в момент совершения преступления?

a) Раскаяние в содеянном.

b) Необдуманность.

c) Потеря памяти о произошедшем, истощение сил после содеянного.

d) Слабоумие в стадиях имбецильности и идиотии.

e) Наркотическое или алкогольное опьянение.

58) Определите отличительные особенности эмоциональных переживаний:

А) Аффект.

Б). Стресс.

В). Настроение.

Г). Чувства.

Д). Конкретные эмоции.

а) Устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее деятельность человека и выражающееся во всех его проявлениях;

б) Психическое состояние, связанное с потребностями и мотивами, отражающее в форме непосредственно-чувственных переживаний их зависимость для субъекта;

в) Эмоциональное переживание человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности;

г) Сильное и относительно кратковременное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта обстоятельств и сопровождаемое сужением сознания.

д) Эмоциональное состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующей от человека мобилизации и напряжения нервно-психических сил.

59) Выберите особенности, которые характеризуют:

1.Ощущения. 4.Мышление.

2.Восприятие. 5.Воображение.

3.Память. 6.Речь.

а) Отражение прошлого опыта в виде чувств, переживаний, мыслей и т.д.;

б) Отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира;

в) Отражение общих и существенных связей и отношений предметов и явлений окружающего мира;

г) Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств;

д) Отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств;

е) Отражение действительности опосредованным путем с помощью знаков;

ж) Отражение новых образов и мыслей.

Пример выполнения:

  1. В чем состоит методологическая особенность юридической психологии? Выберите наиболее полное и правильное определение.
  • Юридическая психология как научная дисциплина занимает промежуточное положение между юриспруденцией и психологией.
  • Юридическая психология как наука имеет свой предмет, теорию, методы и практические рекомендации.
  • { Юридическая психология исследует особенности функционирования психики человека в системе правовых отношений и в условиях юридической деятельности.}*;
  • { Юридическая психология - это научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерно­сти "человек-право"
  • Юридическая психология занимается изучением юридической деятельности.
  1. Что такое мотив преступления?
    • Это тот предмет, который человек собирается получить преступным путем.
    • Это побуждение, которое заставляет нарушить закон ради удовлетворения своей потребности.
    • Это объяснение своего поступка, которое задержанный дает следствию.
    • Потребность, которую испытывает человек для достижения преступной цели.
    • Процесс выработки решения совершить преступление.
  1. Кто из ученых прошлого объяснял криминальную направленность личности особенностями строения тела человека?
    • Э. Дюркгейм.
    • Ч. Ламброзо.
    • Фрейд.
    • К. Юнг.
    • В.М. Бехтерев.
  1. Какие причины чаще всего удерживают законопослушного человека от совершения преступления?
    • Уважение норм права, ответственность перед родными и близкими.
    • Страх перед наказанием.
    • Семейные традиции правомерного поведения.
    • Боязнь быть опознанными свидетелями и очевидцами.
    • Неуверенность в получении личной выгоды от содеянного.
  1. Какие элементы входят в психологическую структуру юридической деятельности?
    • Знания, навыки и умения юриста.
    • Социальный и личный опыт юриста.
    • Мотивы, цели, средства, действия, результаты работы.
    • Обстоятельства, нормы права, требования руководства.
    • Осмотр места происшествия, опознание, очная ставка, обыск, допрос, следственный эксперимент.
11 стр.

Квалификационный тест "Юридическая психология"

Позволяет проверить психологические знания для анализа информации и поведения личности,а также применения знаний о психологии личности для прогнозирования поведения человека и профилактики правонарушений. Для автогенерации бесплатного сертификата вам необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответов и пройти регистрацию на этой платформе

1. Методы выявления психологических фактов, закономерностей и механизмов поведения, регулируемых нормами права, составляют содержание группы методов

  • психотехнического воздействия
  • экспертизы правовых законов
  • научного исследования

2. Методы психологического воздействия на личность в юридической психологии направлены на:

  • психологический анализ уголовного дела
  • наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов.
  • предупреждение преступной деятельности, раскрытие преступления и выявление его причин, перевоспитание преступников, адаптация (приспособление) их к условиям нормального существования в нормальной социальной среде.
  • изучение психологических закономерностей человеческих отношений, регулируемых нормами права, а также разработку научно обоснованные рекомендации для практики.

3. На формирование психологической линии поведения следователя при подготовке, производстве и фиксации следственных действий оказывает влияние три группы факторов:

  • особенности обстановки расследования
  • все ответы верны
  • поведение других лиц

4. В преступлениях против личности механизм их совершения часто базируется на:

  • характерологических особенностях преступника
  • эмоционально-аффективных реакциях преступника
  • интуитивных реакциях преступника
  • рационально-волевых реакциях преступника

5. На теоретическом уровне отношения между людьми и правом рассматриваются, в основном, с помощью:

  • понятий общественного сознания и общественного мнения
  • соблюдения желательного социального поведения под страхом принуждения
  • новых для данной области методов фокус-групп и анализа ассоциаций

6. Наличие у личности установок (готовности) на правомерное поведение, а также привычек к исполнению различных нормативных актов (законодательств) составляет содержание:

  • поведенческого компонента правосознания
  • познавательного компонента правосознания
  • эмоционального компонента прасознания
  • дисциплинарного компонента правосознания

7. Макросоциальные, микросоциальные и личностные условия призваны обеспечить эффективность

  • функционирования правовых норм
  • функционирования судебной системы
  • пенитенциарной системы
  • розыскной деятельности

8. В психологической структуре профессиональной деятельности оперативных работников (ОРД) ведущая роль принадлежит следующим структурам:

  • все ответы верны
  • познавательно-поисковой
  • коммуникативной

9. Возникновение у субъекта мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решений является содержанием:

  • девиантного поведения
  • просоциального поведения
  • криминального поведения
  • отклоняющегося поведения

10. Важную роль для надлежащего правового поведения играет:

  • способность к внутреннему самоконтролю
  • правомочные санкции, которые предусмотрены за его нарушение
  • позитивное отношение к праву

11. Раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, занимается разработкой психотехнических средств воздействия на криминальные элементы, называется

  • правовая психологии
  • криминальная психология
  • судебная психология
  • психология следственной и оперативно-разыскной деятельности

12. Методы, предназначенные для проведения целевых исследований экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов, составляют содержание группы методов:

  • психотехнического воздействия
  • судебно-психологической экспертизы
  • экспертизы правовых законов
  • научного исследования

13. В настоящее время в России существуют доминирующие и противостоящие концепции права. Сколько их всего?

15. Предметом юридической психологии является:

  • процесс осуществления правосудия
  • явления психики, особенности личности участников правоотношений
  • личность и ее деятельность

16. Что является объектом изучения юридической психологии и психологии юридического труда?

  • актуальные вопросы системы психологии юридического труда
  • изучение реального правосознания людей
  • человек как субъект правоохранительной деятельности и участник правоотношений

17. Метод юридической психологии, который основан на объективных материалах: письмах, дневниках, архивных документах, продуктах преступной деятельности называется:

  • эксперимента
  • анализ продуктов деятельности
  • наблюдения
  • проективный метод

18. Правовая социализация – это:

  • усилия, которые проявляется человек в защиту своих прав и свобод
  • процесс присвоения, прогрессивной ассимиляции и реорганизации субъектом представлений и знаний о правовой системе.
  • сформированное положительное отношение юношей и девушек к правовым нормам, к праву в целом как к ценности

19. В том случае, если имеет место воздействие на сознание личности через обращение к его собственному критическому суждению для формирования мировоззрения, можно говорить о психологическом механизме:

  • подражания
  • заражения
  • внушения
  • убеждения

20. В криминальной психологии темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности относятся к:

  • социально-психологической группе признаков личности
  • психофизиологической группе признаков личности
  • социально-демографической группе признаков личности
  • нет верного ответа.

21. Раздел криминальной психологии изучает:

  • психологии проведения следственных действий при расследовании преступления
  • особенности психологических факторов в детерминации преступного поведения
  • психологию личности и деятельности следователя и участников уголовного процесса
  • М. М. Щербатов
  • В.А. Привалов
  • П.И.Ковалевский

23. На формирование психологической линии поведения следователя при подготовке, производстве и фиксации следственных действий оказывает влияние три группы факторов:

  • особенности обстановки расследования правильный, но неотмеченный вариант
  • биологические факторы
  • политические факторы
  • личностные особенности следователя

24. Общей задачей юридической психологии является:

  • научный синтез юридических и психологических знаний, раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права
  • исследование психологических закономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи).
  • психологическое исследование личности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения

28. С психологической точки зрения феномен наказания имеет функции:

  • воспитывающую
  • все ответы верны
  • 0беспечивающую
  • карательную

29. В практике психолого-юридических исследований получили распространение эксперименты двух типов:

  • лабораторные и естественные
  • общие и частные
  • индивидуальные и групповые
  • физиологические и психологические

30. При проведении оперработниками дознания часто используются различные методы воздействия на преступника, основными из которых являются:

  • эмоции, воля, интеллект, характер и темперамент
  • рассказ, собеседование, лекция, диспут
  • убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование задач
  • наблюдение, эксперимент, тестирование и обобщение характеристи

Только зарегистрированные пользователи могут проходить этот тест и получить сразу бесплатно эл. сертификат. Поделитесь ссылкой на тест в своих соц. сетях! Для генерации сертификата необходимо набрать не менее 50% правильных вариантов ответа

В 1967 году Э. Кречмер выделил три варианта пубертатного криза, а именно: Кризовое пубертатное развитие под воздействием среды, карикатурное созревание с нарушением полового созревания, пубертатные кризы из-за психологических конфликтов

В каких формах проявляются расстройства памяти?1 Амнезия 2 Гипермнезия

В каком случае несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, не подлежит вменению уголовной вины: В случае психического расстройства или отставания в психическом развитии

В структуре правовой психологии общностей выделяют такой элемент, как правовая осведомленность. Это: Знание группой и ее членами законов и иных правовых установлений, как действующих, так и новых, а также умение ориентироваться в них при принятии решений по вопросам собственной жизни и деятельности

В чем заключается отличие между рациональным аффективным самоубийством (РА) и рациональным неаффективным (РН) самоубийством: РН является спланированным, продуманным самоубийством, РА совершается чаще всего под влиянием сильной эмоции и без построения плана и замысла самоубийства

В чем основное отличие между обыском и осмотром места происшествия: Обыск - это принуждение по отношению к обыскиваемому, осмотр - непосредственное восприятие следователем места происшествия в целях изучения обстановки, изъятия следов и т. д.

Выберите правильное определение психологического теста Стандартизированное психологическое испытание, в результате проведения которого делается попытка оценить тот или иной технический процесс или какое-либо свойство личности.

Выберите правильное определение судебно-психологической экспертизы. Вид судебной экспертизы по исследованию особенностей психической деятельности свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, их эмоциональных реакций, жизненных свойств, состояний в целях правильной оценки их показаний.

Для какого типа преступника будет характерно следующее высказывание: «Я живу только в минуту смертельной опасности»: Для вора

Если следствие или суд сочтут заключение экспертизы неполным или недостаточно ясным, может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту: Да, но психологическое обследование подэкспертного должно проводиться заново

Завершение допроса в уголовном деле означает следующее: Проставление подписи допрашиваемого под протоколом допроса

Как Вы понимаете выражение "кафковские ситуации" применительно к юридической психологии? Ситуации, вызывающие поступки смысл и мотивация которых остается неразгаданными в процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел.

Как называются факторы, которые непосредственно связаны с правовой системой, деятельностью юридических органов, функционирующих в интересах укрепления законности и правопорядка: Правовые факторы

Какие аспекты исследования личности потерпевшего выделяют в судебной психологии: Поведение потерпевшего в период совершения преступления и его личностные характеристики

Какие качества включают модуляционные компоненты психологии личности, которые обеспечивают направленность на правомерное поведение: Комплекс психофизиологических качеств

Какие компоненты включает понятие «тактическая подготовленность»: Наличие четкого и обоснованного плана проведения допроса, а также предусмотрение оперативной его коррекции в необходимых случаях

Какие негативные качества личности играют ведущую роль в совершении неосторожных преступлений: Повышенный риск в поведении, дефекты предвидения, психической саморегуляции

Какие приемы и методы рекомендует юридическая психология применять при введении переговоров с преступниками, захватившими заложников?1 Убеждение в необходимости освобождения заложников.2 Логическая аргументированность бессмысленности противостояния силам правопорядка.

Какие факторы могут искажать правильность и полноту показаний потерпевшего: Испытываемые чувства страха, гнева, стыда или обиды, связанные с ситуацией преступления

Какие чаще всего встречающиеся в судебной практике вопросы относятся к компетенции судебно-психологической экспертизе?1 Способность свидетельствовать потерпевших, подозреваемых с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, умственного развития правильно воспринимать обстоятельства совершения преступления и давать о них объективные показания в ходе судебного разбирательства.2 Способность несовершеннолетних обвиняемых, страдающих умственной отсталостью, не связанной с психическими заболеваниями, полностью сознавать значение своих действий и руководить ими.3 Способность потерпевшего правильно воспринимать и оценивать характер совершения преступником действий в отношении него (ее).

Какое из перечисленных определений понятия "личность" является правильным с позиций юридической психологии? Система социально значимых психологических признаков, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Какое определение понятия "личность преступника" является правильным с позиций юридической психологии? Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностях его психологического склада, которые выражают собой внутренние предпосылки антиобщественного поведения.

Какое определение понятия "фрустрация" наиболее правильно? Психическое состояние не нашедшей удовлетворения стимулированной потребности, сопровождаемое различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием .

Какое определение понятия "чувства" наиболее правильно? Устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающее значимость этих явлений в связи с потребностями человека и мотивами его деятельности.

Какой метод, применяемый в судебно-психологической экспертизе, используется для сбора данных о родительской семье, здоровье подэкспертного, поэтапном психическом развитии, отношении к себе и т. д.: Метод анализа «жизненного материала»

Какой тип виктимного поведения преобладает среди детей и подростков: Пассивно-подчиняемый

Какую ведущую роль в организации правового поведения личности, выполняет правовая социализация: Обеспечение правомерного поведения и формирование у личности правосознания

Может ли включать психологический пубертатный криз психическое расстройство как компонент личности подростка: Иногда

Может ли выступать в качестве биологической предпосылки к преступному поведению нервно-психическое заболевание: Да

Может ли проявиться склонность к насилию уже в раннем возрасте: Да, однако склонность к насилию может проявляться косвенно

Обладает ли подэкспертный правом на получение информации о целях и характере проводимой судебно-психологической экспертизы: Такое право является одним из основных, однако может опускаться в связи с особым психическим состоянием подэкспертного

Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании.1Установление нормальных, бесконфликтных психологических отношений с заседателями, присяжными.2Установление психологического контакта с аудиторией как сообществом с единой психологической направленностью.3Равное отношение ко всем участникам групповых преступлений.

Позволяют ли публичность, открытый характер рассмотрения дел, обстановка в зале судебного заседания, повторное переживание события преступления составу суда уяснить реальные мотивы деяния и психологические особенности личности правонарушителя? Да

С именем какого ученого связывают рождение виктимологии: Г. Хентинг

С какой целью в оперативно-розыскной деятельности используются оперативно-информационные модели: С целью создания динамических образов людей как субъектов противоправных действий

Укажите основные элементы защитительной речи адвоката в судебном заседании при рассмотрении уголовного дела. 1Правовая оценка с позиции защиты деяния подзащитного.2Анализ с позиции защиты собранных по делу доказательств. 3Приведение доказательств, опровергающих предъявление подсудимому обвинения.4 Поведение итога судебного следствия с позиции интересов подзащитного.

Укажите психологические особенности деятельности состава суда на стадии вынесения приговора. 1Повышенная психологическая активность.2 Запрещение контактов с другими лицами.3 Концентрация внимания на решении всех вопросов, подлежащих включению в приговор.

Укажите психологические особенности создания преступниками тайников, сокрытия похищенного или орудий преступления.1 Расчет на брезгливость (тайники в выгребной яме, кучи навоза, унитазе и т.п.).2Расчет на проявление тактичности и отказ по этим соображениям от осмотра постели младенца, тяжелобольного, могил и склепов, урн погребенных родственников.3 Расчет на автоматизм действий и фактор утомления производящих обыск.

Укажите психологические предпосылки объединения правонарушителей в преступные группировки.1Общность преступных интересов, потребностей и мотивов2 Общие нормы поведения в ближайшем окружении и разделяемые стандарты преступной субкультуры, дефекты правосознания участников группы.3 Осознание невозможности совершения преступления и уклонения от ответственности без объединения в преступную группировку.

Укажите психологические элементы (часть) обвинительной речи прокурора, выступающего в судебном заседании в качестве государственного обвинителя Характеристика личности подсудимого.

Что может послужить основанием для назначения судебно-психологической экспертизы при наличии предположения о совершении преступления в состоянии аффекта? Необходимость подтверждения сведений об аккумуляции у обвиняемого отрицательных эмоциональных переживаний, стойких стрессовых состояний, хронической неудовлетворенности жизненно важных потребностей, высокой конфликтности ситуации совершения преступления.

Что относится к психологическим предпосылкам умышленного преступного поведения?1 Отчужденность личности как нахождение на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно - правовых ценностей.2 Тревожность, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, неуверенности в себе, преувеличение угрожающего характера внешних факторов.3 Преобладание в мотивационной сфере человека мотивов: самоутверждения, защитных, замещающих, игровых и самооправдания.

Что понимается под термином "интериоризация"? Формирование внутренних структур психики путем усвоения структур внешней социальной действительности .

Что рекомендуется следователю при отказе подозреваемого от дачи показаний с позиций юридической психологии? 1 Убеждать допрашиваемого в ошибочности избранной тактики.2Использовать противоречия интересов участников процесса.3 Убедить допрашиваемого, что соучастники получают возможность переложить вину на него.

Что такое "аффиликация"? Стремление быть в окружении близких по духу людей в состоянии реальной или мнимой опасности

Что такое "память"? Укажите правильные варианты ответов.1 Отражение непосредственного или прошлого опыта человека путем фиксирования, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей, образов, прежде воспринятых предметов и явлений.2 Форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующего воспроизведения человеком своего прошлого опыта.

Что такое "экстериоризация"? Преобразование внутренних психических структур во внешние действия, высказывания.

Что такое «тюремно-лагерная дорога»: Это связные каналы между камерами осужденных

Что такое адаптация к условиям лишения свободы? Приспособление осужденного к новым для него правилам, нормам, регламентам режима, социуму и условиям жизнедеятельности в местах лишения свободы

Что такое амнезия? Полное отсутствие памяти

Что такое внимание? Направленность и сосредоточенность психической деятельности человека при выполнении сознательной деятельности на определенных объектах, процессах и явлениях.

Что такое воображение? Психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятия и представлений, полученный в прошлом опыте.

Что такое исправительная (пенитециарная) психология? Составная часть юридической психологии, изучающая психологические основы ресоциолизации личности осужденного - восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизни в обществе.

Что такое мышление? Сложный психический процесс, отражения действительности, высшая форма творческой активности человека по отражению окружающей действительности, в ее существенных признаках, разнообразии и связях между объектами.

Что такое общение в коммуникативной подструктуре профессиональной деятельности юриста? Взаимодействие двух и более людей, выражающееся в обмен значимой для профессиональной деятельности юриста информацией познавательного или аффективно - оценочного характера.

Что такое ощущение? Отражение индивидом отдельных свойств явлений окружающего мира (среды функционирования) путем их непосредственного воздействия на чувства человека.

Что такое правовая социализация личности? Усвоение критериев оценки юридически значимых ситуаций, законов, правил и норм общежития и умения пользоваться этими нормами при выборе правомерных действий.

Что такое профессиограмма юриста? Комплексное отражение основных сторон профессиональной деятельности юриста по той или иной специализации и психологических качеств личности, необходимых и достаточно развитых для успешного выполнения должностных обязанностей.

Что такое психология? Отрасль научных знаний, изучающая … процесс активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятия, мышления, чувств и других процессов и я явлений психики.

Что такое темперамент?1 Соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.2Общая характеристика типичного поведения человека в зависимости от совокупности врожденных свойств нервной деятельности с позиций динамики, тонуса и уравновешенности.

Что такое тревожность (стресс)? Индивидуальная психологическая особенность человека, состоящая в повышенной склонности человека испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые угрозы не представляют.

Что такое характер? Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обуславливающее типичные для данного субъекта способом поведения в определенных жизненных ситуациях и при определенных обстоятельствах

Что такое эмоции? Особый вид психических процессов и состояний, отражающих в форме переживания (удовольствия, радости, страха, ужаса и т.п.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Что такое юридическая психология? Отрасль психологической науки, изучающая.индивидуальные психологические и социально-психологические явления, относящиеся к сфере права.

Что является объектом судебно-психологической экспертизы? Психические проявления человека, не выходящие за пределы нормы, т.е. не вызывающие сомнений в его психической полноценности.

Что является предметом юридической психологии? Психические явления, психологические механизмы и закономерности, проявляющееся в сфере действия норм права .

Тест (англ. test – проба, испытание) – это психодиагностический метод, представляющий собой систему заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизирванное изменение и оценка индивидуальных особенностей личности, ее состояний, реакций. Тест используется для проверки уровня интеллектуального развития, определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности (например, юристов); ряд тестовых методов применяется в судебно-психологической экспертизе. Тест можно использовать также для измерения социально-психологических особенностей групп, степени выраженности групповых феноменов.

Психодиагностика – это наука и практика постановки психологического диагноза. Термин «диагноз» чаще всего понимается как распознание любого отклонения от нормального функционирования или развития и как способ определения состояния конкретного объекта (личности, семьи, малой группы, той или иной психической функции либо процесса у конкретного лица).

Идеи профессиональной психодиагностики занимали человечество еще в Древнем Вавилоне и Древнем Египте. Так, чтобы оценить кндидатов на роль жрецов, их проверяли на умение слушать и молчать, находиться в мрачном подземелье в полном одиночестве, преодолевать страх перед огнем и водой. В Древнем Китае система проверки способностей лиц, желающих стать государственными чиновниками, включала 6 показателей: стрельбу из лука, верховую езду, умение считать, писать, понимать музыку и знание ритуалов. Каждые три года чиновники экзаменовались у самого императора, подтверждая таким образом свою эрудированность. Особенно важными считались интеллектуальные способности. Так, великий математик Древней Греции Пифагор утверждал, что человек, не сумевший быстро решить математическую задачу, не может рассчитывать на дальнейшее профессиональное продвижение: «Не из каждого дерева можно выточить Меркурия».

Первые методы тестирования, проверки индивидуальных различий были сформулированы английским ученым Ф.Гальтоном в 1884-1885 гг. Термин «умственный тест» впервые употребил в научной литературе американский ученый Дж. Кэттелл (1860-1944).

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике, различают интеллектуальные тесты; тесты достижений и специальных способностей; личностные тесты; тесты интересов, установок, ценностей; тесты, диагностирующие межличностные отношения и др.

Тесты могут, во-первых, основываться на заданиях, которые предполагают правильный ответ (многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей и т.п.) либо на заданиях, относительно которых правильных ответов не существует, причем задания характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью (большинство личностных тестов). Во-вторых, можно различать вербальные (опосредованы речевой активностью обследуемых) и невербальные (выполнение задания опирается на невербальные способности – сенсорные, перцептивные, моторные). Существует большое количество тестов, направленных на оценку личности, способностей и особенностей поведения.

Однако научно обоснованным считается применение только таких тестов, которые отвечают следующим требованиям:

стандартизации, заключающейся в создании единообразной процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий (линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого состоит в замене исходных оценок новыми, производными, облегчающими понимание результатов тестирования, с помощью методов математической статистики);

надежности, означающей согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании (ретест) с помощью того же теста или его эквивалентной формы:

валидности (адекватности) – степени, в которой тест измеряет именно то, для чего предназначен;

практичности, т.е. экономичности, простоты, эффективности использования и практической ценности для множества различных ситуаций и видов деятельности.

Желательно, чтобы тестирование, т.е. проведение, обработка полученных результатов и их интерпретация были выполнены специалистом-психологом, имеющим соответствующую подготовку. Использование же тестов непрофессионалами не даст необходимых результатов.

К недостаткам метода теста относят слабую прогностичность, «привязанность» результатов к конкретной ситуации тестирования, отношению испытуемого к процедуре и исследователю, зависимость результатов от состояния исследуемого лица (усталость, раздражительность, стресс и т.п.).

Результаты теста, как правило, дают лишь актуальный срез измеряемого качества, тогда как большинство характеристик личности и поведения способны динамично изменяться. Так, тестирование лица, обвиняемого в совершении преступления (находящегося в СИЗО), при решении задач судебно-психологической экспертизы может дать неверное, искаженное представление о личности в связи с состоянием тревожности, возможной подавленности, отчаяния, озлобленности и т.д.

Потеря индивидуального подхода при исследовании личности. Тесты – самая общая «гребенка», под которую подгоняют всех людей. Их нельзя абсолютизировать как метод, делать единственным исчерпывающим методов исследования; поскольку тесты призваны дополнять лишь традиционные и указанные нами выше методы.

Следует отметить, что на Западе «тестовый бум» в настоящее время заметно пошел на убыль. Так, в некоторых штатах США тестирование законодательно запрещено, а там, где оно еще используется на его результаты уже не возлагают глобальных надежд.

Этому способствовали многие обстоятельства. Приведем один показательный пример. В середине 70-х гг. Нью-Йоркский суд рассмотрел иск некоего Д.Хофмана к городскому отделу образования. Суть иска сводилась к следующему. В шестилетнем возрасте Хофман был подвергнут тестированию, на основании которого был признан умственно отсталым и направлен в соответствующее учебное заведение. Мальчик страдал нерезко выраженным речевым недоразвитием и незадолго до этого прошел тестирование в речевом центре. В этот раз тест не включал вербальных задач, и результаты Даниэль показал неплохие. Впрочем, на его судьбу это не повлияло. Окончив школу для умственно отсталых, он был повторно подвергнут тестированию для помещения в соответствующую группу профподготовки. Тест на этот раз выявил достаточно высокий уровень его интеллекта, и в группу профподготовки юноша принят не был как не соответствующий специфике ее контингента. Оказавшись на пороге взрослой жизни без полноценного образования и без профессии, он обратился в суд с требованием компенсации за искалеченную судьбу. Суд признал иск справедливым и обязал ответственную педагогическую организацию выплатить ему 750 000 долларов. Апелляционный суд оставил решение суда в силе, правда, снизив размер компенсации… до полумиллиона долларов 8 .

Не вдаваясь в рассуждения о преимуществах правового государства, обратимся к некоторым важным выводам, вытекающим из этого необычного дела. Во-первых, надо признать, что рабочие методики, какими являются тесты, служат в то же время мощным орудием социальной селекции. Ведь по результатам их использования делают выводы, кардинально решающие судьбу конкретного человека. Специалист, считающий себя вправе принимать подобные решения, во-первых, должен сознавать всю меру лежащей на нем ответственности. Во-вторых, совершенно очевидно, что однократного тестирования для принятия такого решения недостаточно. Существуют разнообразные варианты методик, ориентированные на разные проявления интеллекта. При этом их результаты могут заметно различаться.

Практика тестирования позволила выявить определенную ограниченность возможностей тестов, обусловленную рядом причин. Прежде всего, тест, как правило, представляет собой набор заданий, а конечный результат есть сумма оценок за выполнение отдельных заданий. Однако, если тест не гомогенный, как чаще всего и бывает (т.е. его задания направлены на выявление различных компонентов интеллекта), то конечный результат его выполнения не дает представления об особенностях мыслительной деятельности испытуемого. Два разных человека могут решить каждый по половине заданий теста, и это могут быть разные половины, состоящие из разнородных заданий, но окончательный результат – один и тот же, что в принципе должно свидетельствовать о равенстве способностей этих людей. Если же выполнение некоторых заданий (наиболее трудных) оценивается выше остальных и какой-то третий человек решил лишь эти задания (а остальные, допустим, не успели), но набрал такое же количество баллов, то его интеллект будет приравнен к двум предыдущим. Это иллюстрирует принципиальный недостаток теста: оценка дается лишь по конечному результату без учета качественного своеобразия умственной деятельности. Иными словами, тест свидетельствует, насколько умен (глуп) человек, но ничего не говорит о том, в каком смысле он умен, что именно за этой оценкой скрывается. Да большинство тестов и не претендует на это. Являясь, по сути, механизмом измерения, тест существует вне понятия меры и без четкого определения объекта измерения.