Н. Гоголь "Тарас Бульба": описание, герои, анализ произведения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

гимназия №133

г. Уссурийска Уссурийского городского округа.

«Трудное и бранное»

время в повести Гоголя.

« ТАРАС БУЛЬБА»

Алексеенко Е.В.

учитель русского

языка и литературы

высшей квалификационной

2012-2013 год.
Оборудование к уроку.

На доске.

1. Карта «Россия в XVI-XVII веке»

2. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану» Репина.

3.Иллюстрации учащихся к повести «Тарас Бульба».

4.Презентация о детских и гимназических годах Н.В. Гоголя, фотографии писателя, родителей, друзей.

5.Газета с портретом писателя и эпиграфом к уроку

«Мои мысли, моё имя, мои труды

Будут принадлежать народу»

6.Словарь.

1.Запорожская Сечь-

2.Брань (стар.)-война, битва

3.Вольный казак- свободный, ни от кого не зависящий человек(в старину на Украине и в России).

4.Атаман- главарь, предводитель.

5.Бурсак- ученик духовного училища.

7.Костюм казака.
Тема нашего урока: «Н.В. Гоголь знакомство с повестью «Тарас Бульба» (Трудное и бранное время в произведении).

Какое новое слово встретилось вам в теме нашего урока?

Как вы понимаете «бранное» время?

А как словарь Ожегова объясняет значение этого слова?

Как вы думаете, какие цели нашего урока?

Запишите эпиграф урока, к нему мы еще вернемся в конце работы.

Прежде чем познакомиться с повестью Николая Васильевича Гоголя, совершим заочную экскурсию в Большие Сорочинцы, на Украину, где родился писатель.

3. Сообщение читает ученик (о детских и гимназических годах писателя).
Учитель : Невозможно представить писателя без знакомства с его творчеством.

Сообщение о творчестве писателя.

Какие еще интересные факты биографии Н.В. Гоголя вам известны?

Какие произведения Николя Васильевича вы читали?
4. Учитель

Очень хотелось Гоголю написать произведение о смелом, сильном, своем родном народе. И часто Николай Васильевич задумывается: разве не сумеет он рассказать о таких людях. И все больше и больше погружается Гоголь в изучение истории украинского народа, настойчиво, терпеливо роется в исторических сочинениях, читает летописи. И встает перед ним яркая, живая история народа. А воображение рисует образы смелых, гордых людей, битвы, боевые победы, подвиги, широкие и вольные дикие степи. Мысли эти уводят писателя в глубину истории XVI-XVII века, Запорожье. Здесь росла русская сила казачества. Настоящее писателя не удовлетворяло, жил прошлым.
- Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Васильевича Гоголя

«Тарас Бульба».

5. Учитель

Какие роды литературы вы знаете?

К какому роду литературы принадлежит «Тарас Бульба»?

К какому жанру литературы принадлежит это произведение?

А когда в произведении описаны достоверные исторические события, как

как оно называется?

А если герои совершают подвиги?(историко-героическая повесть)

Итак, какое же историческое событие положено в основу повести, какое время отражено в ней, об этом вы узнаете из исторической справки.

6. Историческая справка «Запорожская сечь» (Прилагается)

7. Учитель

Подведем итог

Почему Запорожская Сечь так называлась?

Как словарь объясняет значение этого словосочетания?

Какие люди там собирались?

Что же объединяло этих людей?

(Их объединяла бесшабашность, воинственность. Для каждого из них война- обычное состояние, они не могут не воевать. В Запорожскую Сечь они приходили, как будто бы возвращались в свой собственный дом, из которого только что вышли)

Кто же был выбран атаманом?

Какая теперь цель стояла перед Тарасом, как атаманом?

(Сплотить таких разных людей: беглых, каторжных, со своими взглядами, привычками, характерами, сплотить эту массу для борьбы).
8. Учитель

Да, ничего не знает Тарас выше любви к Отчизне, ничего нет для него выше казачества, чище и святее боевого дружества. И когда казаки выбрали его своим атаманом, и Сечь поднялась на дело и готовилась к битве, не удержался Тарас Бульба, сказал казакам речь – хотелось ему высказать все, что было у него в сердце. До самой глубины души дошли его слова до товарищей казаков.

Чтение наизусть речи Тараса о товариществе (мальчик в костюме казака).

Как же старейшие и молодые казаки отнеслись к речи атамана

(зачитывают эпизод из главы 9).

Ребята, как вы понимаете, что такое товарищество?

А как вы понимаете слова Тараса «Нет уз святее товарищества»?

9.Учитель

Чтобы лучше представить облик эпохи, которую Гоголь изобразил в повести, мы обратимся к известной картине Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

(Ученик читает сообщение)

10.Учитель

Обратим внимание на иллюстрации, выполненные ребятами к

прочитанной повести.

(Учитель знакомит с иллюстрациями учащихся, указывая фамилии).

11.Учитель

Итак, вы прочитали повесть Гоголя «Тарас Бульба». Какие ведущие,

центральные темы вы выделили?

1. Тема войны и мира.

2. Тема семьи.

3. Тема милосердия.

4. Тема добра и зла.

5. История Украины.

6. Борьба запорожских казаков.

Какова идея повести «Тарас Бульба»?

Отечество! (Хотел, чтобы Отечество было сильным и могучим).

Товарищество! (Чтобы Русь была единым государством).

Вера! (Чтобы современники поверили в лучшее будущее).

Какие эпизоды вам особенно запомнились?

Понравилось ли вам произведение и чем?

12. Своим впечатлением о прочитанной повести поделится Романенко Эдуард, он прочитает стихотворение собственного сочинения «Тарас Бульба».

Тарас Бульба.

Талантливый художник слова,

Умело держит он перо

в своих руках. И снова, снова

он создает рассказы, но

Одно прекрасное творенье

«Тарасом Бульбой» он назвал.

Его в минуты вдохновения

он как-то утром написал.

Листая повести страницы

о похожденьях казака,

мне темной ночью ясно снится,

как вдруг Тарасова рука

одним движением лишила

вдруг жизни сына своего.

И тут же вражеская сила

живым решила сжечь его.

Скорбит так тихо и уныло.

Лишённая семьи жена.

Казачьи дух, казачья сила

В произведении видна.

Романенко Э.

Сообщение I.

«Старосветский украинский хутор был родиной Гоголя, старосветские хуторяне - его воспитателями».Н.В. Гоголь родился 20 марта 1809 года в селе Сорочинцы, недалеко от Полтавы. Детство будущего писателя прошло в деревне Васильевка. Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич был человеком незаурядным. Выйдя в отставку, он почти все время отдавал занятиям литературой и театру.

Часто на спектакли, которые устраивал у себя далёкий родственник Дмитрий Прокофьевич Трощинский, отец приводил своих сыновей. Мать Гоголя, Марья Ивановна, женщина чрезвычайно красивая и очень добрая. Когда Гоголь подрос, он с братом Иваном поступает в Поветовое училище, где проучился год. С 1820 года учится в Нежинской гимназии высших наук. Невысокий остроносый подросток с карими глазами он трудно привыкал к новым условиям жизни, но постепенно познакомился и подружился со многими товарищами. Гоголь обладал изумительным даром, как всё глупое и смешное в характере и поступках людей, умел «угадать» человека. Гимназисты образовали свой литературный кружок. В гимназии Гоголь увлекался рисованием и театром, много читал.
Сообщение II .

Живя в Нежине, Гоголь мечтал о Петербурге. С такими мечтами он заканчивает Нежинскую гимназию и 13 декабря 1828 года выезжает в Петербург. Литературным творчеством начал заниматься еще в гимназические годы. В Петербурге издаёт поэму « Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В. Алов. Критики не пощадили поэму и, прочитав отзыв на своё произведение, Гоголь скупил в лавках все экземпляры книг и сжёг их. Расстроенный неудачами, в конце июля 1829 года Гоголь уезжает в Германию. Через время решает вновь заняться литературным творчеством. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Басаврюк». Работает над сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». А когда в свет вышла повесть «Вечера накануне Ивана Купала», к Гоголю приходит настоящая известность.

В 1835 году вышел в свет сборник «Миргород». В сборник вошли 4 повести «Повесть о том как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба».

Последние годы жизни живёт в Москве, занимается литературным творчеством.
Запорожская Сечь

В древности народы современной России и Украины жили вместе в одном государстве. Но монголо- татарское иго разлучило эти два народа. Русь оказалась под властью Золотой Орды, а Украину поделили между собой соседние государства, а в XVI веке большую часть Украины присоединила к себе Польша.

Польские помещики (шляхта) хотели полностью подчинить себе Украину. Они запрещали украинцам придерживаться украинских обычаев, носить привычную одежду, разговаривать на родном языке.

Вместо древней православной веры на Украине насильно стали вводить принятую в Польше католическую. Украинские и Польские помещики заставляли крестьян работать на себя. Трудовой народ сопротивлялся этому. За это людей жестоко наказывали: казнили или отрезали нос и уши. Люди бежали на далекие окраины, в степи, селились там, занимались рыбной ловлей, охотой. Особенно большое поселение возникло на реке Днепр, за порогами (Запорожье). Здесь строили укрепления, «засеки». Отсюда и пошло название Запорожская Сечь. Места тут были труднодоступными, и люди чувствовали себя здесь в безопасности. Отражали нападения крымского хана или турецкого султана. Людей здесь было много- тысячи. Они подчинялись своим атаманам и гетманам. В бою они беспрекословно им подчинялись, а в мирное время любого атамана могли заменить другим. Добравшись до Запорожской Сечи, люди становились вольными. В открытых лодках казаки выходили в море и нападали на торговые корабли, высаживаясь на побережье Турции или Крыма. Много здесь гибло казаков. Зато те, кто возвращался в Запорожскую Сечь, привозили богатую добычу: золото, ковры, шелка, другие дорогие товары. Казаки стали опасны не только для турок и крымских татар, но и для поляков. Польские помещики понимали, что только тогда они закрепятся на украинских землях, когда покончат с Запорожскими казаками.

Пятьдесят лет боролись казаки с польской шляхтой. Много пролилось крови, много оборвалось жизней. Самым большим казацким восстанием в XVII веке были восстания во главе с Тарасом Федоровичем Павлюком, Богданом Хмельницким, Яковом Остряниным. Не раз одерживали казаки победы, но не могли устоять они против польских помещиков, так как были они в то время одними из лучших воинов в Европе

Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану»

Ни одну картину Репин не любил так как «запорожцев». Он восхищался образами запорожских казаков, так как никто на свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Запорожье всегда было свободным и никому не подчинялось.

Художник работал над картиной более 13 лет. В основе этой картины лежит подлинное историческое событие.

В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам грозную грамоту, в которой приказал им без сопротивления сдаться. И запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

Репин изобразил Запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Один за другим отпускают они острые и язвительные замечания по адресу султана, смеются над сомой мыслью о возможности их порабощения.

Картина Репина раскрывает такое необыкновенное богатство изображаемых на полотне человеческих характеров.

В центре картины длинный и проницательный атаман- Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось множество преданий. В выражении его лица чувствуется достоинство, уверенность в себе, сила и человечность.

Возле него писарь. На его умном ироничном лице тонкая язвительная усмешка.

Обращает на себя внимание казак в красном жупане и белой папахе, раскатистым хохотом отвечающий на шутку товарищей. Тонким беззвучным смехом смеется худенький старичок с седым чубом на бритой голове. А рядом с ним звонко хохочет молодой красавец, запустивший за ухо свой роскошный ус.

На картине удалось Репину передать всеобщее, безудержное веселье. Жесты, разнообразие одежды и снаряжение казаков помогают яснее ощутить могучую силу запорожцев.

Ощущение силы возникает еще и потому, что центральная группа дана не изолированно, а на фоне остального запорожского войска, закрывающего собой весь горизонт.

Репину также, как и Гоголю, Запорожская Сечь рисовалась вольной казачьей республикой, порождавшей людей даровитых и могучих, сильных духом. Чтобы быть правдивым, Репин при написании картины советовался с историками, зарисовывал старинные оружия, посещал все легендарные места Запорожской Сечи. И хоть эта картина не была написана непосредственно к повести «Тарас Бульба», все же на полотне можно узнать гоголевских героев.

Веселый толстый казак напоминает Тараса Бульбу, старик с чубом- Кисьяна Бовдюка, красавец- казак напомнает Кукубенко.

Николай Васильевич Гоголь написал повесть, в которой подробно описываются события, происходящие с казаками, их быт, традиции и задачи. Детство писателя проходило в этой местности, ему хорошо знакома просторная степь и казаки, как люди.

В повести описывается жестокое время, время, когда была война с Польшей. Казаки были жестокими, они не считали женщин за людей, обращались с ними, как с вещами. Например, мать Андрия и Остапа, Тарас Бульба был к ней очень жесток, он даже не дал нормально попрощаться со своими детьми.

Для всех казаков, в том

числе и для Тараса Бульбы, главное-служба, подвиги на войне и товарищи. Тарас Бульба был готов убить сына Андрия за предательство-это доказательство того, что жестокость порождает жестокость(поляки притесняли и обижали народ).

Главная задача казаков-сражения в боях, совершать подвиги ради Родины, а также никогда не предавать своих товарищей. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил:. Войны и суровые условия жизни воспитывали еще в маленьких детях равнодушие к роскоши и чувство братства-именно этими качествами должен обладать каждый воин. Гоголь не приукрашивает жизнь казаков, он рассказывает нам все, как

есть: их варварское поведение и обычаи.

В повести полностью отражается время этой эпохи. Например, казнь Андрия, ведь его убил собственный отец. Он, конечно, предал Родину, но жизнь ему не сохранил.

Но несмотря на сложность и жестокость повести, она весьма интересна и ее хочется читать и читать.


Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...
  2. Повесть “Тарас Бульба” была написана Н. В. Гоголем в 1835 году. Его интерес к истории Украины (Малороссии), а именно борьба запорожских казаков за независимость от...
  3. Для прозы Н. В. Гоголя, ко­торый родился в Полтавской гу­бернии, украинская тема всегда была актуальной. На первый план она вышла в повести “Тарас Бульба” (1835)....
  4. Очень ярко и достоверно Н. В. Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести “Тарас Бульба”, младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана...
  5. Продолжите сравнительную характеристику Остапа и Андрия, отметив, как проявили себя братья в первых сражениях. Чем отличалось их поведение в бою? Остап обнаруживает “наклонности бу­дущего вождя”,...

Время действия повести «Тарас Бульба» отнесено к событиям в Запорожской Сечи. Однако Гоголь, нарушая историческую хронологию, перемешивал происшествия и эпизоды разных веков. Он совсем не соблюдал историческую точность, потому что для него важнее не историческое, а художественное время.

Художественным временем называется условное время, которое изображено в художественном произведении.

У Гоголя, как и у других писателей, оно не совпадает со временем историческим и со временем изображения. Гоголь, во-первых, описывает события едва ли не трех веков, но помещает их в одно художественное время. Совершенно ясно, что даже такой богатырь, как Тарас Бульба, не мог прожить двести или триста лет. Во-вторых, об исторической эпохе Запорожской Сечи, ко временам Гоголя давно исчезнувшей, пишет не ее современник, но далекий потомок. Следовательно, изображенное в повести время не совпадает со временем изображения. Иначе говоря, об эпохе XV-XVII веков пишет человек XIX века. Художественное время условно, и писателю, в данном случае Гоголю, оно необходимо в особенных целях.

Таких особенностей художественного времени в «Тарасе Бульбе» две: оно славно подвигами и богатырями и оно эпично, т. е. было давно. Повесть создана в духе героического эпоса, подобно эпосу Гомера или рыцарскому эпосу, только возникшему в ином месте.

Ее главный герой - Тарас Бульба - наделен эпической цельностью и несёт в себе условные этические ценности Запорожской Сечи. А они заключаются в том, что Запорожская Сечь - православный мир, особая «кочевая» и вольная культурно-историческая общность. Ее непримиримым врагом выступает католическая и «оседлая» Польша. В Польше уже установилась государственность. Запорожская Сечь представляет собой дикую вольницу, которая держится на «товариществе», братстве, на условном равенстве, исключающем собственность. Все понятия о добре и зле в Запорожской Сечи особые, они принадлежат миру ушедшему, и судить о них надо не по современным, а по тогдашним законам. Например, казаку нужна воля, но не хата, потому что, если у человека есть дом или какое-нибудь имущество, он теряет храбрость. Отважен тот, кто бездомен. Жена каждому нужна, чтобы рожать детей. В остальном она обуза и лишь сковывает волю. Для казака мать и жена ниже друга. Превыше всего, даже родственных уз, товарищество. Два сына Тараса Бульбы прежде всего товарищи, братья, потом уже сыновья. Остапом старый Тарас гордится, потому что он следует законам братства, не изменяя им. Андрий недостоин быть сыном Тараса, так как нарушил заповеди товарищества. Он должен непременно погибнуть, чтобы казацкая община сохранила незыблемое единство. Поскольку Тарас породил изменника, то он обязан избавить казаков от Андрия.

Еще одна особенность казацкого товарищества - православная вера. Она вовсе не выступает учением церкви, а мыслится простой принадлежностью к православию, к Христу. Следовательно, вера - знак, символ Сечи.

Казаки знают грамоту, но они считают ее книжной премудростью, которая ниже премудрости военной. Истинное воспитание в духе товарищества только тогда будет закончено, когда Остап и Андрий овладеют боевым искусством и примут участие в сражениях с поляками-католиками. Война - это кровавое испытание на верность товариществу, на верность православию. Тот, кто воевал, получает бесспорное право на почетное место в священном Отечестве. Понятно значение пиров в «Тарасе Бульбе», когда выкатывается бочка красного вина и этим вином и простым хлебом казаки перед битвами причащаются к вере и товарешеству.

Запорожская Сечь - особый условный художественный мир, в котором действуют свои нравственные ценности, свои понятия о добре и зле. Когда Гоголь описывает их, он принимает сторону главного героя - Тараса Бульбы. Тарас Бульба - хранитель святых законов товарищества и веры. Он носитель эпического сознания и его выразитель. Поэтому его точка зрения выступает как объективная и всегда правильная, неоспоримая. Так пишет летописец, так рассказывает народный сказитель, всецело доверяясь эпическому герою. Иначе говоря, Тарас Бульба всегда прав. Даже тогда, когда в действиях запорожской вольницы чувствуется разбойничий разгул, и с современной точки зрения, и с точки зрения человека XIX века многие поступки Тараса Бульбы античело-вечны и отвратительны. Но Гоголь изображает их эпически спокойно. Они не подлежат критической оценке, нравственному суду, потому что Тарас Бульба - идеальный герой славянской древности и потому что он действовал в полном согласии с теми нравами, которые царили в его эпоху.

Как только объединяющие людей общие чувства и понятия (Отчизны, веры, кровного семейного родства, общеродовой, всем принадлежащей собственности и основанного на них братства и товарищества) замещаются личными чувствами и понятиями, индивидуальными предпочтениями, так сразу разлагается и рушится эпический мир.

В историческом плане удовлетворение личных интересов, индивидуальных стремлений, конечно, означало решительный шаг общества в сторону человечности, душевной тонкости, более глубокого индивидуального развития. Но Гоголю, как и другим писателям, этот процесс открылся с другой стороны: как торжество индивидуализма, эгоистических страстей над общими интересами, над общей верой, над патриотическими чувствами. Власть эгоизма и превосходство индивидуалистических страстей означали конец эпической эпохи, где человек еще не выделился из общего целого. В «Тарасе Бульбе» казацкое всеединство ставится выше индивидуализма Андрия, но оно гибнет, теряет свою мощь и поддерживается лишь традицией. Эпический мир еще способен на время защитить себя и оградить от торжества эгоистических проявлений, он еще способен наказать и покарать героя, отпавшего от семейно-родового братского единства, но постепенно и сам эпический мир, и время, и его герои тоже гибнут. Вместе с ними уходит в прошлое героический эпос, место которого достается роману, в том числе любовному, воспевающему утонченные личные чувства, откровения индивидуальной любви. Таким романным героем и становится Андрий. Вопреки своим предпочтениям Гоголь с исключительным лиризмом описывает присущее ему чувство любви, красоту полячки, которая предстает Андрию одновременно в традиционно эпических и фольклорных образах и в индивидуальных ощущениях (бледность, сравнение с жемчугом и т. д.). Писатель подает это личное чувство как сатанинский соблазн, как дьявольское наваждение, как проявление индивидуализма, но сквозь такое изображение пробивается и восхищение красотой, утонченностью переживаний, душевным богатством. Гоголь не может скрыть упоения девической красотой.

Тем не менее побеждает уходящий с исторической арены эпический мир и эпическое сознание, а не мир индивидуалистический и сознание эгоистическое, в которых противоречиво проявилась гуманность, человечность, личность вообще со своими нравами и интересами. По контрасту с казнью Андрия Гоголь изображает казнь Остапа, старшего сына, наследника традиции. Позорная казнь в одиночестве сменяется высокой торжественной казнью Остапа на виду всей площади: «...народ валил туда со всех сторон». И вот Остап приблизился к лобному месту. Его жизнь прямо сопоставлена с казнью Христа, с выпитой им накануне чашей в Гефсиманском саду («Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу»). Казнь осмыслена казнью за веру, подобно тому, как за веру отдал себя в жертву Христос: «Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! Чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!» И тут терпящий невыносимые муки Остап, как и подобает эпическому герою, взывает не к матери, не к супруге: «...хотел бы он теперь увидеть твердого мужа...» И он обращается к отцу, к семейнородовому началу, и тот отзывается на его возглас. Завораживающей женской красоте и личному ее переживанию Гоголь противопоставляет красоту мужества, которое свойственно грубоватому и простому, но цельному эпическому герою.

Торжеству мужского начала верен и Тарас Бульба. Он собирает войско и начинает войну, чтобы отомстить за смерть Остапа. Новая война - попытка сохранить казацкую общину, казацкую вольницу, жившую набегами, грабежами и вместе с тем твердой защитой своей самостоятельности и православной веры. Когда Тарас попадает в плен к полякам, то предстоящая ему казнь - сгореть на костре - осмыслена высокой, сжигающей все грехи и очистительной жертвой ради товарищества. Недаром Тарасу дана последняя радость - увидеть, что погиб брат красавицы полячки, соблазнившей Андрия, и последняя минута счастья смотреть на то, как спаслись товарищи и сохранилось казацкое братство. Значит, не умерла «православная русская вера».

Три казни: одна казнь предателя, изменника Андрия, другая казнь Остапа, погибшего за веру, и третья - Тараса во славу товарищества. Три последних слова, три крика: Андрия - к польской панночке, Остапа - к отцу, Тараса - к товарищам и к грядущей русской силе: «Уже и теперь чуют дальние и близкие роды: подымается по Русской земле свой царь и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Уходит в мифологическое прошлое, становясь легендой, преданием, достоянием эпических сказаний, Запорожская Сечь. Она не погибла, о ней сохранилась память. Она лишь уступила историческое место великому русскому царству, обладающему такой мощью, что нет силы, «которая пересилила бы русскую силу!». И хотя романтическое пророчество писателя сбылось, восторженная приподнятость прорицаний в «Тарасе Бульбе» все-таки поправлена общим составом повестей, вошедших в «Миргород».

  1. Какому периоду жизни Украины посвящена повесть? Как характеризует писателя создание этого произведения?
  2. Н. В. Гоголя очень интересовала история родной ему Украины, он восхищался народными героями — запорожскими казаками, которые в XVI—XVII веках самоотверженно боролись против угнетателей украинского и русского народов — польской шляхты. Писатель искал в прошлом великие дела и героические характеры, противопоставляя их мелочным заботам и мелким характерам своих современников. Создание повести характеризует Н. В. Гоголя как патриота, который гордился славою запорожцев, героической историей своей родины.

  3. Удачным ли кажется вам начало повести? Почему?
  4. Начало повести представляется нам, ее читателям, не просто удачным, а единственно возможным: буквально с первых строк воссоздается колорит эпохи, трагической по своей сути, но с комическими ситуациями в жизни и поведении героев. Автор вводит читателя в семью старого казака, знакомит с неповторимыми нравами, обычаями, отношениями, сочетая героику и юмор в характерах и поведении своих героев.

  5. Какие мысли и чувства Гоголя выражены в словах: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!»? Как они связаны с содержанием всей по-вести?
  6. Повесть Гоголя посвящена событиям освободительного движения на Украине, борьбе казаков с польскими захватчика-ми, турками и татарскими полчищами. В этих словах выражено восхищение пи-сателя мужеством и величием людей, бо-ровшихся за свободу и счастье своего оте-чества и отдававших за него жизнь.

  7. Какие качества Тараса Бульбы как народного героя воплощены в повести? Составьте план ха-рактеристики Тараса Бульбы (включив в него оп-ределение основных черт характера героя и эпизо-ды, эти черты подтверждающие).
  8. Тарас — мудрый казак и опытный во-ин, которого уважают товарищи и избира-ют своим наказным атаманом; храбрый, мужественный и суровый человек, свою жизнь отдавший защите отечества.

    План характеристики

    1. Тарас — отец и муж (приезд сыновей и решение везти их в Сечь; отношения с женой).
    2. Бульба — человек Сечи (вольность и безудержность натуры и в то же время су-ровость и аскетизм, преданность общему делу). Главные ценности его жизни — это борьба за христианскую веру и товарище-ство, самая высшая оценка для него — «добрый козак».
    3. Тарас Бульба — воин (бой под Дубно, последний бой Тараса).
    4. Отношение к товариществу (речь о товариществе, отношение к казакам Се-чи).
    5. Характер, рожденный временем. Ве-личие и трагедия Тараса.
  9. Почему, читая повесть, «…вы и удивляетесь ему (Тарасу. — Авт.), и ужасаетесь, и смеетесь над ним» (В. Г. Белинский)?
  10. Характер главного героя повести очень многогранен. Удивляет в Тарасе безу-держность и грубость его натуры, соче-тающиеся с преданностью и нежностью, мы смеемся над его непосредственностью, простотой и жизнерадостностью, ужаса-емся его жестокости и беспощадности.

  11. Составьте сравнительную характеристику Остапа и Андрия, обратив внимание на следующие вопросы: какое впечатление оставляет первое знакомство с братьями? Что отличало их во время учебы в бурсе? В чем различие поведения Остапа и Андрия в Запорожской Сечи, в бою? Как погиб-ли братья? Используя материал предыдущих отве-тов и рекомендации к сравнительной ха-рактеристике, сопоставьте братьев Оста-па и Андрия.
  12. Примерный план

    1. Сходство Остапа и Андрия:
    2. а) одна семья;

      б) воспитание;

      в) обучение в бурсе;

      г) окружение в Сечи.

    3. Различие братьев:
    4. а) внешность, характер;

      б) отношение к людям;

      в) восприятие природы и красоты;

      г) отношение к войне, поведение в бою;

      д) гибель братьев.

  13. Найдите в тексте лирические отступления. Как они связаны с основным повествованием и для чего введены в повесть?
  14. Гоголь вводит в повествование ряд лири-ческих отступлений (описание степи, Днеп-ра и др.), создавая эмоционально-художест-венный подтекст повести, выражая автор-ское чувство к изображаемому, соотнося картины природы с судьбой героев.

  15. Можно ли назвать «Тараса Бульбу» истори-ческой повестью? Есть ли в этом произведении подлинные исторические лица, факты, соотнесен-ность с конкретным историческим временем?
  16. В «Тарасе Бульбе» нет изображения подлинных исторических фактов, реаль-ных исторических лиц. Время, изобра-женное в повести, можно определить лишь с приблизительной точностью: XV-XVII века. Ни одного определенного исторического факта в повести нет, т. е. Гоголь не ставил перед собой цели досто-верно рассказать о конкретных историче-ских событиях, не собирался воссоздавать картину исторического прошлого. Исто-рический фон в повести достаточно усло-вен. Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпиче-ские, поэтому «Тарас Бульба» является не исторической повестью, а героической эпопеей. Жак в фольклорных произведе-ниях отражены жизненные идеалы, рож-денные в народном сознании, так и в по-вести Гоголя воссозданы идеальные чело-веческие характеры.

  17. В какие моменты особенно проявилось величие духа Тараса Бульбы? Какой последний подвиг он совершил? Материал с сайта

    Величие духа Тараса Бульбы проявилось в самые драматичные моменты его жизни и жизни казаков: вот он напоминает соратникам о том, что такое товарищество, и находит такие слова, которые были необходимы, влили в запорожцев новое мужество; вот он казнит сына-предателя; вот, рискуя жизнью, поддерживает перед гибелью второго сына — героя Остапа; вот, когда огонь уже лизал его ноги, думает не о себе, не о том, как спастись самому, а о том, как спасти от верной гибели своих товарищей.

  18. Как характеризует автор Тараса Бульбу и его сыновей? Как выражает свое отношение к ним?
  19. Какую роль играет в повести описание украинской степи? Чем интересно это описание?
  20. Как показаны быт и нравы Запорожской Сечи?
  21. Чем привлекательны образы запорожцев?
  22. Почему именно Тараса Бульбу избрали казаки наказным атаманом? Считаете ли вы удачным их выбор?
  23. Как восприняли жизнь и нравы Запорожской Сечи сыновья Тараса? Почему Остап сразу нашел свое место в среде казаков, а Андрию было труднее сблизиться с ними?
  24. Как и почему Андрий стал изменником? Допускаете ли вы, что такая судьба могла постигнуть Остапа?
  25. Как показан героизм казаков в боях под городом Дубно? Слышен ли здесь авторский голос?
  26. Чем закончилась вторая битва под Дубно для Тараса и его сыновей? Какие чувства вызвал у вас рассказ о гибели Андрия от руки отца? Изменил ли этот эпизод ваше мнение о них, сложившееся ранее?
  27. Как погиб Остап? Почему перед смертью зовет он именно отца?
  28. Какие строки повести выражают ее основную идею?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпизод из тараса бульбы под дубно
  • внешность андрия из тараса бульбы
  • вопросы к главам 5-7 по повести тарас бульба
  • тарас бульбы главные герои и интересные эпизоды
  • вопросы и ответы география гоголя

Общий противоречивый замысел романа, разнородность его отдельных частей, несомненно, давали себя чувствовать по мере развертывания работы над романом. При этом отчетливо сказывалось недостаточное знание эпохи. Все это вместе, по всей вероятности, и явилось причиной того, что Гоголь прекратил работу над романом «Гетьман»; однако он не оставил мысли написать произведение, посвященное тем событиям, которые были затронуты в романе.

Между «Тарасом Бульбой» и «Гетьманом» есть несомненные черты сходства, отдельные образы и сцены «Гетьмана» являются как бы эскизами для «Тараса Бульбы». Кроме отмеченной уже связи образа матери Пудько и жены Тараса Бульбы, можно указать на известную перекличку образа Остраницы с образом Андрия. Сцена встречи Остраницы с Пудько положена в основу сцены встречи Тараса Бульбы со своими боевыми товарищами, в которой вспоминаются погибшие друзья. В «Тарасе Бульбе» упоминается и Остраница - казацкий гетман, к войскам которого принадлежит и полк, предводительствуемый Тарасом Бульбой. При всем том эпопея является произведением с неизмеримо более высокими идейными и художественными качествами, чем «Гетьман». Источником коренного отличия «Тараса Бульбы» от первых опытов на исторические темы является глубокое проникновение в эпоху, в историческое прошлое.

К исторической эпопее Гоголь подошел, когда более четко определился его реалистический метод. До этого были созданы не только «Старосветские помещики» и повесть о ссоре, по и сцепы «Владимира третьей степени», первая редакция «Женитьбы». Нередко высказывалась мысль о том, что основным источником, питавшим Гоголя при создании «Тараса Бульбы», была устная народная поэзия. В этом случае точно так же берется под сомнение реальное знание писателем исторического материала. Такого рода взгляды неверно освещают и самый процесс творческого труда Гоголя, и его результаты.

Как известно, во второй половине 1833 и в 1834 годах Гоголь усиленно занимался историей Украины, намереваясь написать научный труд. С целью возможно более широкого сбора неопубликованных материалов он напечатал «Объявление об издании истории Малороссии», в котором обращался к широкой публике с просьбой прислать ему в копиях или оригиналах неопубликованные летописи, записи, песни, деловые бумаги и т. д. Все источники, которые удалось собрать, Гоголь тщательно изучил. Научный труд по истории Украины ему написать не пришлось, однако материалы, относящиеся в первую очередь к истории казачества, были использованы им в его творческой работе над эпопеей.

По ни сводные труды, ни отдельные хроники не удовлетворяли полностью Гоголя. В летописях, хрониках было не только мною противоречии, но и сам материал был нередко весьма скуден, мало давал пищи воображению художника. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать,- заявлял писатель. И тут ему неоценимую помощь оказывало народное творчество, народные песни, которые он изучал, начиная еще с нежинского периода своей жизни. Набросок этой общей картины писатель дал в статье «Взгляд на составление Малороссии». Характеризуя происхождение казачества, Гоголь писал там о южнорусских степях: «…беззащитная, открытая земля эта была землей Опустошений и набегов,- местом, где сшибались три враждующие нации, Это была земля страха; и потому в ней мог образоваться только народ воинственный, сильный своим соединением, народ отчаянный, которого вся жизнь была повита и взлелеяна войною. И вот выходцы вольные к невольные, бездомные, те, которым нечего было терять, которым жизнь - копейка, которых буйная воля не могла терпеть законов и власти, которым везде грозила виселица, расположились и выбрали самое опасное место в виду азиатских завоевателен - татар и турков. Эта толпа, разросшись и увеличившись, составила целый парод, набросивший своп характер и, можно сказать, колорит на всю Украину…».С большой проницательностью Гоголь указывал на истоки образования казачества. Спасаясь от крепостного гнета, крестьяне бежали на южные окраины, в степи, где они оказывались вне власти феодалов, становились вольными людьми. Стремление к воле, бегство от притеснений закона и власти - вот в чем он видел важнейшую причину возникновения казачества и Запорожской Сечи. Широта исторических воззрений Гоголя становится особенно ясной, если сравнить его высказывания с существовавшими в то время взглядами на эту проблему. Д. Н. Бантыш-Каменский в «Истории Малой России» писал: «Запорожцы, должно думать, переселились за Днепр с Кавказа, где ныне обитают черкесы, парод воинственный, упражняющийся в разбоях. Одно название, одинокий нрав, одинокая склонность к набегам подтверждают сию догадку. Или изгнаны они из отчизны междоусобною бранью, у азиатских народов обыкновенною, или, опустошая смежные земли, избрали себе новое жилище в местах, орошаемых величественным Днепром».

В исторической концепции «Тараса Бульбы» весьма существенны и другие ее составные элементы. Казачество для Гоголя - это та сила, которая сыграла крупнейшую роль в защите русской земли от внешних врагов. «Его вышибло из народной груди огниво бед. Вместо прежних уделов, мелких городков, наполненных псарями и ловчими, вместо враждующих и торгующих городами мелких князей возникли грозные селения, курени и околицы, связанные общей опасностью и ненавистью против нехристианских хищников. Уже известно всем из истории, как их вечная борьба и беспокойная жизнь спасли Европу от сих неукротимых стремлений, грозивших ее опрокинуть».

Гоголь противопоставляет преданность казаков родине, бесстрашную защиту ее от нападений извне той корыстной, мелкой вражде, в которой находились князья, пренебрегая интересами родной земли. Писатель глубоко и верно показывает значение казачества в обороне страны от иноземных врагов. Образовавшееся па ее окраинах казачество в суровых битвах защищало русскую землю от опустошительных набегов степных кочевников, крымских татар, турок.

На все возраставшее социальное и национальное угнетение украинский народ ответил бурным освободительным движением. В начале 90-х годов XVI века произошло крупное восстание под руководством Косинского. Не успели польские магнаты справиться с ним, как в 1594 году вспыхнуло новое, еще более широкое по своему размаху восстание, руководителем которого был Наливайко, одержавший вначале ряд серьезных побед. В конце 20-х годов XVII века крупное восстание возглавляет Тарас Трясило, затем в 30-Х годах одно за другим следуют восстания под предводительством Павлюка, Гуни, Острянина. В 1648 году начинается великая историческая борьба украинского народа за свое освобождение, возглавляемая Богданом Хмельницким, борьба, приведшая к воссоединению двух братских народов - украинского и русского.