Психологическая диагностика детей дошкольного возраста. Диагностика познавательного развития ребенка Методика диагностики игры детей 3 4 лет

В этой статье:

Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования - игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется.

Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша . Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

Поход к логопеду

Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо - можно отвести его и раньше, в 3
годика
. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно . А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или
гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

Как проводится диагностика

Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

Проверка слуха

Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные , но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

Состояние артикуляционного аппарата

Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка . Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

Проверяется произношение отдельных звуков

Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении . Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

Обследование уровня психического развития

Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

Особенности диагностики речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен
определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом .

С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями
животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

Еще один вариант - сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов . Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

Дети 4 лет

Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком . Так он определяет объем
словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

  • подобрать слова-синонимы;
  • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
  • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
  • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.

Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени. Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса. В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения - 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно - 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием - 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку - 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого - 1 балл.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке. Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях - 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб - 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков - 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов - 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием - 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары - 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3-5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания - 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары - 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки - 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку - 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции - 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень -8 -12 баллов.
Средний уровень -5-7 баллов.
Низкий уровень - 0-4 балла.

 УДК 373 Б82 Все права на данное издание принадлежат издательству "Паритет". Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообладателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве. Рисунки Е.П.Кузнецовой, И. И. Вураковой, А. П. Голованов а, О. Н. Лавру хиной, И. Г. Лебедевой, С.В.Литвина, Т.Н.Паниной, Т.А.Панкевич Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Б82 Диагностика развития ребенка (3-4 года). Практическое руководство по тестированию.- СПб.: Паритет, 2006.- 80 с: ил. 18ВМ 5-93437-267-Х Книга поможет специалистам и родителям объективно определить и оценить уровень развития психических функций ребенка, его индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в обучении и подсказать, чему следует уделить внимание в первую очередь, к кому следует обратиться. С помощью тестов в игровой форме можно сравнить умения своего малыша с умениями и навыками успешно развивающегося ребенка и подвести итоги занятий - выявить, соответствуют ли они норме. Критерий оценки условно ранжирован по трехбалльной системе, при которой наглядно видно - ребенок выполняет задания без ошибок, допускает незначительные или случайные ошибки, не может выполнить задание. Рассмотрены все основные разделы дошкольного обучения: исследуются слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление, обследуется импрессивная и экспрессивная стороны речи, исследуется конструктивный праксис и элементарные математические представления. УДК 373 (c) М. Г. Борисенко, 2006 (c)Н.А.Лукина, 2006 (c) А. С. Андреев, оформление обложки, 2006 18ВЫ 5-93437-267-X(c) Редакционная подготовка. Издательство "Паритет", 2006 ВВЕДЕНИЕ Основная задача этой книги - помочь специалистам и родителям объективно определить и оценить уровень развития психических функций ребенка, его индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений ребенка в обучении и тем самым подсказать, на что следует обратить внимание в первую очередь. Для успешного усвоения знаний ребенком очень важно создать оптимальные условия. Для этого необходимо, чтобы уровень сложности учебной работы соответствовал возрастным индивидуальным особенностям ребенка. Принуждение - худший способ обучения. Старайтесь вызвать интерес к предмету обучения, а для этого важно создать необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Чтобы привлечь внимание ребенка, иногда нужен указательный жест: "Посмотри сюда, пожалуйста, что это такое?" -и интрига в голосе. Иногда помогает необычная ситуация: "К тебе пришел медвежонок, он хочет посмотреть, как ты играешь". Решающее значение имеет развитие восприятия - слухового, зрительного, тактильного. Тесты по исследованию слухового восприятия помогут оценить способность ребенка различать "звучание" знакомых предметов, голоса животных, умение сравнивать и различать их. В тестах выявляется способность ребенка к дифференциации звучащих игрушек; оценивается способность к дифференциации звуков, которые могут производить различные предметы; оценивается умение сравнивать и определять темп звучания музыкальных инструментов. Формирование зрительного восприятия является основой становления организации образных форм познания в школьном возрасте. Для проведения диагностических исследований восприятия требуется определенный уровень сформированности внимания ребенка. Внимание у детей становится относительно устойчивым только к 4-5 годам. Помните об этом, когда будете предлагать ребенку выполнить то или иное задание. Слуховое внимание отвечает за формирование произносительной стороны речи. При нарушенном слуховом внимании окружающие шумы и звуки речи перестают быть понятными и значимыми. Это приводит к нару- шению понимания речи. Внимание может привлечь необычный звук (звон колокольчика). Роль памяти в психической деятельности человека меняется. В раннем возрасте память как бы замещает мышление, для этого возраста мыслить- значит вспоминать. Память играет важную роль в развитии мышления, речи, регуляции деятельности. Обычно исследуется результативная сторона памяти - объем (количество запомненного и воспроизведенного материала), скорость запоминания и воспроизведения, точность запоминания и воспроизведения, прочность памяти. Обследование речи начинается с изучения понимания слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, понимания обобщающих слов, понимания слов, обозначающих признаки предметов, действия предметов, а затем их называние. Формирование речи и мышления зависит от более элементарных функций, которые являются основой и составляют своеобразную "базу" для развития более сложных психических функций. С целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта с ребенком следует проводить игры по конструированию. У него развивается мелкая моторика, координация движений, он получает представление о свойствах предметов. В конструировании существует возможность развивать творческую сторону интеллекта. Развитие элементарных математических представлений включает в себя понятия о форме, величине окружающих предметов, различение понятий "много" и "мало", "один" и "много", "далеко" и "близко", "высоко" и "низко", счет в пределах десяти. Практические советы 1. Проводите с ребенком занятия лишь при положительном эмоциональном настрое. Если ребенок плачет или испуганно реагирует на задания, не проводите тестирование до снятия этих отрицательных эмоций. 2. Предъявляйте задания лишь при нормальном соматическом состоянии ребенка (при отсутствии повышенной температуры, болей и т.п.). 3. Для проведения тестирования не отрывайте ребенка от игры. 4. Не полагайтесь вместо экспериментального получения результатов на мнение, что "это ребенок, без всякого сомнения, выполнит", так как произойдет подмена стандартно отработанных заданий собственным (субъективным) мнением; нельзя "перепрыгивать" через задания. 5. Проводите тестирование не торопясь. 6. Избегайте раздражения в отношении темпов развития ребенка и не комментируйте в его присутствии качество выполнения им того или иного задания. 7. Старайтесь чаще хвалить ребенка: это повысит его интерес к заданиям. 8. Не допускайте переутомления. Ребенок 3-4 лет обычно рассматривает привлекательные для него картинки не более 6-8 секунд, хотя существуют значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Поэтому занимайтесь непродолжительно, не более 5-10 минут. 9.Успешность выполнения -каждого задания условно ранжирована по трехбалльной системе: зеленый цвет означает отсутствие ошибок или слу чайные ошибки; желтый - слабовыраженные нарушения или нарушения средней степени; красный - грубые нарушения. После проведения теста закрасьте определенным цветом соответствующий кружок. Занесите результаты проведения теста в светофор на каждой странице- и вы увидите, на что следует обратить внимание в первую очередь. 10.Особое внимание уделяйте тем разделам, которые вызвали затруднения у ребенка (подберите по аналогии упражнение, повторно проработайте мате риал, обратитесь за консультацией к специалисту). Надеемся, что предложенные тесты будут полезны вам и заинтересуют вашего ребенка. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ Восприятие - отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Развитие восприятия создает основу для обобщенного и дифференцированного формирования образов реального предметного мира. Оно играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Слуховое восприятие - узнавание и дифференциация звуков по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Чтобы ребенок мог чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у малыша острый слух от природы. Зрительное восприятие - формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Зрительное восприятие участвует в регуляции позы, удержании равновесия, ориентировке в пространстве, контроле поведения и т.д. СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ Задание 1. "Узнай по звуку" Оценивается способность к дифференциации звуков, которые производят различные предметы. Сначала по команде "слушай внимательно!" продемонстрируйте ребенку различные действия - рвите бумагу, перелистывайте книгу, постучите ложкой о чашку, ударьте 2-3 раза мячиком об пол. Затем посадите ребенка спиной к себе, повторите один из ранее произведенных шумов, а затем спросите: "Что я сейчас делал?" Можно попросить ребенка показать произведенное вами действие. Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изображение); -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "слушай внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 2. "Угадай, кто идет" Оценивается умение сравнивать и определять темп звучания музыкальных инструментов (тамбурин или барабан). Покажите ребенку картинки с изображением медведя и зайчика и объясните, что медведь ходит вразвалку, медленно - так же, как звучит барабан. Медленно постучите в барабан и вместе с ребенком походите медленно, вразвалку. Потом покажите картинку с изображением зайчика, быстро постучите в барабан и расскажите, что зайчик прыгает так быстро, как сейчас звучит барабан. Попрыгайте вместе с ребенком. Затем постучите в барабан 4-5 раз, меняя темп, а ребенка попросите походить, как медведь, и попрыгать, как зайчик. Оценка результатов -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; -задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изо бражение); -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "слушай внимательней"; значительная - указательный жест "а это кто?". ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ Задание 1. "Узнай и назови" Исследуется вычленение существенных признаков предмета. Скажите: "Посмотри, какой беспорядок! Найди и покажи все игрушки". Предложите назвать все изображенные игрушки и обвести их по контуру карандашом или пальчиком. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение); задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 2. "Дорисуй" Исследуется наличие конкретных предметных образов-представлений и образов-восприятий. Скажите: "Посмотри на картинку. Узнаёшь этот предмет? Дорисуй его". оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изображение); - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 3. "Проследи" Наиболее простые задания этой методики состоят в прослеживании с помощью руки и глаза волнистых или ломаных линий. Ребенок должен рассмотреть рисунок, опознать изображения, назвать их, а затем провести фломастером или пальчиком по тестовым линиям и выбрать правильный ответ. Скажите: "Посмотри на картинку! Что здесь нарисовано? Помоги мышонку найти сыр, а зайчику - морковку!" - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изображение); - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Оценка результатов С Л -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 4. "Посмотри и назови" Ж. Оценивается способность восстанавливать по образцу пространственную *"** структуру целого предметного изображения, разделенного на части. Вначале ребенок рассматривает и называет целое изображение, затея <^ он должен показать части этого изображения, имея перед глазами обра ^пг зец. Скажите: "Посмотри и назови, что это такое? А здесь что нарисовано?" задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощьн взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изо бражение); задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней" значительная - указательный жест "а это что?". ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ Внимание тесно связано с активностью, намерениями, мотивацией. Внимание может быть непроизвольное и произвольное. Наиболее ценным является произвольное внимание. Непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий. Произвольное внимание обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это и требует волевых усилий. Его формирование начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка. К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение. Устойчивость внимания характеризуется длительностью сосредоточения внимания на объекте или событии. Концентрация- степень сосредоточенности на объекте или событии, она может быть высокой или низкой. Распределение - удержание внимания на нескольких объектах или событиях одновременно. Объем - число объектов, на которые внимание направлено одновременно. Переключение-перенесение внимания с одного объекта (или события) на другой. СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ Задание. "Угадай по голосу" с^ Оценивается умение ребенка определять игрушку по звукоподража- ^? нию. Покажите ребенку игрушки или картинки по одной, обыгрывая голоса соответствующих животных (коровы, собаки, кошки, мышки), затем предложите ребенку послушать и угадать по голосу, кто идет к нему в гости. - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок идентифицирует голоса животных; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное или показанное изображение) идентифицирует голоса животных с небольшой ошибкой; - задание не выполнил, несмотря на многочисленные повторения, не может идентифицировать голоса животных. - Помощь незначительная - инструкция типа "слушай внимательней". ЗРИТЕЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Задание 1. "Найди такой же предмет" Методика дает представление о концентрации, устойчивости и переключении внимания. Целевое изображение окрашено в черный. \х,ъ"гс & отделено рамкой от поискового поля. При выполнении этого задания ребенок должен найти точно такое изображение, как и целевое. Рассмотрите вместе с ребенком котенка, нарисованного на картине. Предложите найти точно такого же котенка, что и на картине, среди котят, сидящих в корзине: "Посмотри, какой котенок! Найди его в корзинке!" Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - концентрация внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая, переключение хорошее; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанные изображения) - концентрация внимания средняя, устойчивость внимания средняя, переключение среднее; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-концентрация внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая, переключение низкое. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 2. "Найди такой же предмет" (с усложнением) Методика дает представление о концентрации, устойчивости и переключении внимания. Задание более сложное, чем предыдущее,-ребенок должен найти и показать несколько одинаковых предметов. Рассмотрите вместе с ребенком цветные изображения. Предложите назвать их или показать предметы, которые вы сами назовете. Затем предложите ребенку найти одинаковые черно-белые и цветные предметы и соединить их линиями. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - концентрация внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая, переключение хорошее; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибками считаются соединенные неправильно изображения)- концентрация внимания средняя, устойчивость внимания средняя, переключение среднее; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- концентрация внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая, переключение низкое. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 3. "Посмотри и покажи" Методика дает представление об объеме зрительного внимания. Величину объема зрительного внимания характеризует число одновременно воспринимаемых объектов. Покажите ребенку цветные изображения игрушек на с. 24. В течение 3-4 секунд ребенок их рассматривает, а затем в другом варианте (на с. 25) показывает те изображения, которые предъявлялись ему ранее. Предложите ребенку рассмотреть картинки (см. с. 24) и рассказать, что нарисовано. Хорошо, если ребенок знает обобщающее слово "игрушки" и без ошибок их все называет. Затем покажите ребенку другие картинки (см. с. 25) и попросите показать те изображения, которые он уже видел. Оценка результатов ■задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - объем внимания достаточный; -задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибками считаются пропущенные нужные или показанные ненужные изображения) - объем внимания средний; -задание выполнил с большим количеством ошибок, несмотря на значительную помощь взрослого, или не выполнил - объем внимания очень низкий. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней* значительная - указательный жест "а это что?". ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ У дошкольников память носит непроизвольный характер - ребенок лучше запоминает то, что привлекло его внимание и вызвало положительные эмоции. Именно поэтому, занимаясь с ребенком, учитывайте его настроение, его желание заниматься, старайтесь обыгрывать задания. С возрастом память становится произвольной - ребенок начинает использовать свой жизненный опыт, приобретенные знания, умения, навыки. Наша задача - осуществить как можно быстрее переход непроизвольной памяти малыша в произвольную. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Задание 1. "Посмотри и запомни" Методика дает представление о запоминании малочастотных и трудно вербализуемых объектов. Покажите ребенку рисунок, на котором изображены геометрические фигуры (с. 26). Скажите: "Запомни эти фигуры. А теперь найди их среди вот этих фигур" (с. 27). Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - результативность зрительной памяти достаточная; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибками считаются пропущенные нужные или показанные ненужные изображения) - результативность зрительной памяти средняя; - задание выполнил с большим количеством ошибок, несмотря на значительную помощь взрослого, или не выполнил - результативность зрительной памяти очень низкая. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 2. "Что изменилось?" Методика дает представление о производительности, качестве и надежности мнестической деятельности ребенка. Покажите ребенку несколько картинок (4-5) и предложите запомнить их, лишние закройте стикерами с липким слоем подходящего размера. Затем попросите ребенка отвернуться и закройте или, наоборот, откройте еще одну картинку. Спросите: "Что изменилось?" В следующий раз обыграйте другие изображения. Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок -результативность зрительной памяти достаточная; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - результативность зрительной памяти средняя; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- результативность зрительной памяти очень низкая. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ Задание 1. "Повтори" Оценивается умение ребенка повторять отдельные слова. Попросите ребенка повторить за вами слова "дом", "стол", "нога". Попросите: "Повтори еще раз те же слова". В следующий раз используйте слова "дым", "стул", "рука". Примечание.* Повтори " - непосредственное воспроизведение, " повтори еще раз " - отсроченное воспроизведение. Оценка результатов ■задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - результативность слуховой памяти достаточная; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное слово) - результативность слуховой памяти средняя; -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-результативность слуховой памяти очень низкая. Два вида помощи: незначительная-инструкция типа "слушай внимательней"; значительная - указание "послушай еще раз". Задание 2. "Повтори" 3#€ Оценивается умение ребенка повторять серию слов. Попросите ребенка повторить слова "кот", "кит". Скажите: "Повтори еще раз". Серии слов: дом, дым, стол, звон. Примечание. "Повтори" -непосредственное воспроизведение, "повтори еще раз" -отсроченное воспроизведение. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - результативность слуховой памяти достаточная; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное слово) - результативность слуховой памяти средняя; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-результативность слуховой памяти очень низкая. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "-слушай внимательней"; значительная - указание "послушай еще раз". ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА И РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ Задание 1. "Собери башню" Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координа-цию ребенка, сформированность конструктивного праксиса. Предложите ребенку собрать башню из 10 кубиков: "Собери, (10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см.) Оценка результатов самостоятельно собрал башню из 8-10 кубиков - зрительно-пространственная координация достаточная, конструктивный праксис сформирован; самостоятельно собрал башню из 5 элементов - зрительно-пространственная координация средняя, сформированность конструктивного праксиса недостаточная; -не может собрать башню из 3 элементов даже с помощью взрослого - зрительно-пространственная координация очень низкая, конструктивный праксис не сформирован. Помощь: взрослый действует рукой ребенка. Примечание. Нормой считается собирание башни из 10 предметов в 2,5 года. Задание 2. "Построй мебель для куклы" Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность конструктивного праксиса. Предложите ребенку собрать кровать из трех кирпичиков, собрать стол из кубика и кирпичика, собрать стул еще из одного кубика и кирпичика, собрать лесенку из кирпичиков: "Собери, как я". Примечание. Для одного предмета постройки берется материал одного цвета! Оценка результатов самостоятельно построил мебель для куклы - зрительно-пространственная координация достаточная, конструктивный праксис сформирован хорошо; ■ самостоятельно собрал две постройки из трех - зрительно-пространственная координация средняя, сформированность конструктивного праксиса недостаточная; -не может построить даже с помощью взрослого - зрительно-пространственная координация очень низкая, конструктивный праксис не сформирован. Помощь: взрослый действует рукой ребенка. Примечание. Нормой считается постройка мебели для куклы к 3 годам. ОБСЛЕДОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ Речь - одна из основных высших психических функций. Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Наиболее распространенные данные о развитии словарного запаса детей в начальном дошкольном периоде: к трем годам словарь детей достигает около 1000 слов, к четырем - около 4000. К началу третьего года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи, но даже в четыре года ребенок может использовать трудности в овладении грамматическими формами речи. Обследование речи начинается с изучения понимания слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка, понимания обобщащих слов, понимания слов, обозначающих признаки предметов, действия предметов, а затем их называние. Задание 1. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. Предложите ребенку рассмотреть, кто нарисован: "Покажи, где у мальчика голова, лицо, глаз, нос, рот, ухо, брови, шея, руки, локоть, пальцы, ноги, ступня". Затем предложите рассмотреть девочку и показать ее части тела. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании частей тела отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанная часть тела)- имеются нарушения в узнавании частей тела; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание частей тела практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест " а это что? ". Задание 2. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Игрушки".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где барабан, где кукла, где кубики, где лошадка, где мишка, где пирамидка, где мячик, машина, матрешка". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании игрушек отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании игрушек; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание игрушек практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 3. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Посуда".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где чайник, чашка, тарелка, кастрюля, бутылка, нож, ложка, вилка, сковорода". Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании предметов посуды отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании предметов посуды; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание предметов посуды практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 4. "Покажи" Оценка результатов -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании предметов мебели отсутствуют; -задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании предметов мебели; -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание предметов мебели практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 5. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Овощи".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где лук, капуста, морковь, огурец, помидоры, репа, редис". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании овощей отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании овощей; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание овощей практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 6. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Фрукты".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где яблоко, апельсин, банан, лимон, груша". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании фруктов отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании фруктов; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание фруктов практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 7. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Домашние животные".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где корова, лошадь, коза, свинья, кошка, собака". Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании домашних животных отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании домашних животных; -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание домашних животных практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 8. "Покажи" Методика позволяет оценить узнавание ребенком предметов и явлений окружающего мира. (Тема "Дикие животные".) Предложите ребенку рассмотреть, что нарисовано: "Покажи, где лиса, медведь, белка, лось, заяц". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в узнавании диких животных отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в узнавании диких животных; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-узнавание диких животных практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная-указательный жест "а это что?". Задание 9. "Выполни поручение" Методика позволяет оценить понимание ребенком обобщающих слов при выполнении поручений по вашей просьбе. Заранее подберите предметы (например, куклу, мяч, машинку, тарелку, ложку, чашку, рубашку, носки, ботинки) и разложите перед ребенком. Попросите: "Поставь посуду на стол. Принеси обувь. Положи одежду на диван". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании обобщающих слов отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в понимании обобщающих слов; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- понимание обобщающих слов практически отсутствует, подсказка почти не помогает. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней* значительная - указательный жест "а это что?". Задание 10. "Покажи, кто что делает" Методика позволяет оценить понимание ребенком действий. Задайте ребенку вопросы по картинке: "Посмотри, как много щенят на полянке! Покажи тогОт который спит! А где щенок, который сидит? А где щенок, крторый пьет, который прыгает?" Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании действий отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное действие) - имеются нарушения в понимании действий; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание действий практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 11. "Расскажи, кто что делает" Методика позволяет оценить понимание ребенком действий. Ребенок отвечает на вопросы взрослого: "Скажи, что делает бабочка? (Сидит на цветке, летает.) Что делает птичка? (Поет, машет крылышками.) Что делает заяц? (Ест морковь.) Что делает ежик? (Стоит, яблоко несет.) Что делает рыбка? (Плавает, плывет.) Что делают пчелы? (Летают, жужжат.)" Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в назывании действий отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названное действие) - имеются нарушения в назывании действий; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-называние действий практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней* значительная - указательный жест рукой "а это что?". Задание 12. "Покажи - расскажи" Методика позволяет оценить умение ребенка называть слова, обозна-чающие признаки предметов по величине, понимание ребенком понятий "большой - маленький". Задайте ребенку вопросы по картинке: "Как много зверят! Найди больших, найди маленьких! Посмотри, зверята играют в песочнице. Скажи, кто большой? Кто маленький? Раздай им игрушки правильно". (Показать пальчиком или карандашом соединить игрушку с героем.) Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по величине, отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по величине; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- понимание слов, обозначающих признаки предметов по величине, практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней? значительная - указательный жест "а это что?". Задание 13. "Покажи" Методика дозволяет оценить умение ребенка понимать и называть слова, обозначающие признак предмета, понимание ребенком понятий "большой- маленький". Задайте ребенку вопросы по картинке: "Покажи, кто больше кошки (птички, бабочки, жука)? Кто меньше кошки (птички, бабочки, жука)?" Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признак предмета, отсутствуют; -задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признак предмета; -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание слов, обозначающих признак предмета, практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней* значительная - указательный жест "а это что?". Задание 14. "Покажи" Методика помогает проверить понимание ребенком слов, обозначающих признаки предметов по цвету. Предложите ребенку посмотреть на картинку и выполнить ваше задание: "Как много на полянке цветочков! Покажи только красные, только желтые, только синие! Покажи, каким карандашом раскрашен каждый цветок. Помоги найти каждой бабочке цветок того же цвета, что и она сама". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету, отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней* значительная - указательный жест "а это что?". Задание 15. "Покажи и назови" Методика помогает проверить понимание ребенком слов, обозначающих цвет предметов. Скажите: "Покажи, какая картинка не подходит к остальным". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок-нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету, отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- понимание практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 16. "Покажи" Методика помогает проверить понимание ребенком наречий, обозначающих местонахождение предметов: "близко - далеко", "низко - высоко", "вверху - внизу". Скажите: "Посмотри на картинки. Покажи, кто близко, кто далеко, кто высоко". Оценка результатов -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании наречий отсутствуют; ■задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании наречий; ■задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- понимание практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?", вопросы: "Скажи, кто находится далеко? Кто близко? Что высоко, что низко?". Задание 17. "Покажи" Методика позволяет проверить способность ребенка различать сходные по назначению предметы. Попросите ребенка посмотреть на картинку и выполнить ваше задание: "Покажи, где стул, где табуретка, где скамейка; где шуба, где пальто, где дубленка". Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в различении сходных по назначению предметов отсутствует; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в различении сходных по назначению предметов; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная-инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 18. "Выполни действия" Методика позволяет проверить понимание ребенком предлогов на, под, в. Попросите ребенка: "Положи кубик на стол; под стол; в стол". Оценка результатов -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения * в понимании предлогов отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в понимании предлогов; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- понимание практически отсутствует, подсказка почти не помогает. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а этот кубик где?". Задание 19. "Посмотри и скажи" Методика направлена на выяснение возможности употребления предлогов на, в, под в речи. Покажите ребенку картинку и скажите: "Мышка очень любит сыр. Найди все кусочки сыра в ее комнате и расскажи мышке, где находится каждый кусочек". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании предлогов отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно названный предлог) - имеются нарушения в понимании предлогов; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание практически отсутствует. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 20. "Выполни поручения" Методика направлена на выяснение понимания ребенком двойной инструкции. Приготовьте необходимые игрушки или предметы (не больше трех). Положите перед ребенком. Каждое из поручений включает два взаимосвязанных действия. Попросите ребенка: "Найди и принеси (мяч, машинку, ложку). Возьми и положи (кубик в машинку, совок в ведерко). Заверни и положи (заверни ложку в салфетку, куклу положи в коляску)". Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов (существительных, глаголов) отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в понимании слов (существительных, глаголов); задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 21. "Покажи и назови" Методика направлена на выяснение понимания ребенком отношения "целое и его часть (деталь)". Попросите ребенка назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных частей (деталей). Покажи на себе, где у тебя нос, глаза, ноги, уши (лицо). Отгадай, что это такое - лицо, уши, затылок, волосы, брови (голова). Отгадай, что это такое - мотор, кабина, руль, кузов, колеса, фары (автомобиль). Отгадай, что это такое - стрелки, циферблат, корпус, механизм (часы). Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании целого и частей объекта отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанная часть тела или названный неправильно объект) - имеются нарушения в понимании целого и частей объекта; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-понимание практически отсутствует. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "слушай внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ Мыслить - значит организовывать целенаправленную деятельность, используя свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. До 3 лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер, формируясь в ходе предметной деятельности. Задание 1. "Положи фигурки" Методика позволяет исследовать уровень сформированности действий идентификации и моделирования. Подготовьте коробку с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей). Объясните ребенку: "Посмотри, я высыпаю все фигурки, а ты положи их обратно". Если ребенок не начинает выполнять задание, то покажите на 1-2 примерах, как оно выполняется. Объясните: "Посмотри, как я положил фигурку в коробку (при этом возьмите одну из фигур, бросьте ее в коробку через соответствующую ячейку), теперь ты сам спрячь все фигурки в эту коробку". Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в осуществлении операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в осуществлении операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- имеются значительные нарушения в осуществлении операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что? ". Задание 2. "Разбери и сложи пирамиду" Методика позволяет исследовать наглядно-действенные формы мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне). Жестом предложите ребенку разобрать пирамиду из семи колец с прямым неконусообразным стержнем, а затем собрать ее. Скажите: "Найди самое большое колечко и надень его! Молодец, теперь опять возьми самое большое и надень его" и т.д. Примечание. Ребенок старше трех лет должен нанизывать кольца на пирамидку с учетом величины, но может прибегать к пробам и примериванию. Неадекватные действия при выполнении задания (например, складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок) характерны для детей с нарушением интеллекта. Оценка результатов задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в осуществлении операций моделирования с учетом величины деталей отсутствуют; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в осуществлении операций моделирования с учетом величины деталей; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-имеются значительные нарушения в осуществлении операций моделирования с учетом величины деталей. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 3. "Сложи разрезные фигуры" Методика позволяет исследовать уровень перцептивного моделирования, возможности ребенка соотнести часть и целое, создать эталон. Для этого можно использовать квадраты, разрезанные на две, три и четыре части. Ребенку дается словесная и жестовая инструкция. Задания расположены по возрастающей сложности: ребенку трех лет сначала дается квадрат, разрезанный на 2, а затем на 3 части; ребенку четырех лет предлагается собрать квадрат, разрезанный на 4 части. Скажите: "Сложи, пожалуйста, из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись". Оценка результатов -задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в способности соотнесения частей и целого, их пространственной координации, то есть в возможности синтеза на предметном уровне, отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в способности соотнесения частей и целого; -задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- имеются существенные нарушения в осуществлении способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации. Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест " а это что? ". ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В 3 года ребенок может различить "много - мало", "много и один", "один и два", понимает вопрос "сколько?". В 4 года он может находить в окружающей обстановке много предметов и один-единственный предмет; может определить, каких предметов больше (меньше); может определить, какой предмет больше (меньше); длиннее (короче), выше (ниже); определяет пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), вверх (вниз); при ответе пользуется словами "много", "один"; узнает и называет круг, квадрат, треугольник. Задание 1. "Скажи, сколько" Методика позволяет исследовать уровень формирования количествен- ных представлений. 1.Положите на стол один шарик (можно использовать любые одинаковые по цвету и размеру предметы - карандаши, палочки, пуговицы) и спросите у ребенка: "Сколько шариков лежит на столе?" Когда ребенок ответит, задайте следующий вопрос: "Это много или мало?" Затем добавьте еще 3-4 шарика: "Много шариков на столе или мало?" 2.Предложите ребенку рассмотреть рисунок. Спросите: "Каких предметов много? Назови предметы, которых по одному". Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в формировании количественных представлений отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в формировании количественных представлений; - задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,-имеются значительные нарушения в формировании количественных представлений. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". Задание 2. "Покажи и назови" Методика позволяет исследовать уровень формирования представлений о геометрических фигурах. Предложите ребенку показать круг, квадрат, треугольник. Попросите рассмотреть рисунок и назвать предметы, похожие на круг. Оценка результатов - задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в формировании представлений о геометрических фигурах отсутствуют; - задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно выполненное действие) - имеются нарушения в формировании представлений о геометрических фигурах; задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого,- имеются значительные нарушения в формировании представлений о геометрических фигурах. - Два вида помощи: незначительная - инструкция типа "смотри внимательней"; значительная - указательный жест "а это что?". СОДЕРЖАНИЕ Введение3 Практические советы4 Исследование восприятия6 Слуховое восприятие6 Зрительное восприятие10 Исследование внимания18 Слуховое внимание18 Зрительное внимание20 Исследование памяти26 Зрительная память26 Слуховая память30 Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости32 Обследование импрессивнои и экспрессивной стороны речи34 Исследование мышления70 Исследование элементарных математических представлений74 Книга поможет специалистам, работающим с детьми, и родителям объективно определить и оценить уровень развития психических функций ребенка, его индивидуальные особенности, установить возможную причину затруднений в обучении и понять, на что следует обратить внимание в первую очередь, к кому необходимо обратиться. Тестовые задания в игровой форме позволят сравнить умения вашего малыша с умениями и навыками успешно развивающегося ребенка и подвести итоги занятий - выявить, соответствуют ли они норме. Критерий оценки условно ранжирован по трехбалльной системе, при которой наглядно видно - ребенок выполняет задания без ошибок, допускает незначительные или случайные ошибки, не может выполнить задание. Развитие, обучение и воспитание ребенка будет тем успешнее, чем раньше заботливые взрослые начнут с ним заниматься и принимать необходимые меры.

В этой статье:

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные дети Дети с задержками развития
Моторика Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельность Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.

Интеллектуальная деятельность

Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельность Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
Умения Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования - определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания - проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот - показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите
сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт - в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве . Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.