Салическая правда франков. Салическая правда (закон) XXX

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

LEX SALICA

ВВЕДЕНИЕ

Салическая правда, или Салический закон (Lex Salica), являете записью древних судебных обычаев салических франков, главнейшего племени франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V-VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Существуют кодексы — Вестготская и Бургундская правды, — которые появились раньше Салического закона. Но текст Вестготской и Бургундской правд не такой полный, как текст Салической правды (Вестготская правда в ее наиболее древней редакции дошла, например, до нас лишь в форме немногих отрывков). Кроме того, и на Вестготской и на Бургундской правдах чувствуется значительное римское влияние. Вестготы и бургунды уже долго жили среди римлян до того, как у них произошла запись их судебных обычаев. Салическая же правда представляет собой и наиболее обширный сборник варварских законов, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени, и по содержанию отличается наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризиованного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев еще на несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю н описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.

Салическая правда, как и другие подобные ей западноевропейские правды (так же как и известная наша Русская правда), не представляет собою систематического сборника законов, который касался бы решительно всех сторон общественной жизни и был бы изложен в форме каких-либо общих постановлений. Положения ее не носят, характера общих юридических норм, а представляют собою перечень конкретных преступлений и соответствующих им наказаний, — наказаний, налакавшихся главным образом в виде различных денежных штрафов.

Правда — это судебник, составившийся из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в конце концов в судебный обычай. «Если кто лишит жизни свободного человека, или уведет чужую жену от живого мужа, то присуждается к уплате 8 000 денариев, что составляет 200 солидов» (титул XV), — вот характерная запись Салической правды, касающаяся весьма важного вопроса охране жизни свободного франка. А немного раньше в начале Правды имеется статья, дающая представление о сравнительно весьма мелком бытовом правонарушении — краже поросенка: «Если кто украдет молочного поросенка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 денариев, что составляет 3 солида» (титул II, § 1). И таких случаев мелких конкретных правонарушений в Правде множество 1 . Но эта конкретность Правды, частое, порой очень живое и наглядное описание в ней различных сторон повседневной жизни варваров-франков и придает в конце концов наибольшую важность и ценность ей как историческому источнику. Хозяйственный, общественный и политический строй франков становится понятным и осязательным для того, кто будет вчитываться и вдумываться в эти, казалось бы на первый взгляд весьма сухие, скучные и маловажные судебные казусы. Чем, каким хозяйством, занимались франки, каково было их землевладение, какие среди них существовали социальные группировки населения, что еще оставалось у франков к концу V века от их прежнего родового «троя, насколько была сильна и упорядочена власть франкского короля, — на все эти важнейшие вопросы Салическая правда отвечает довольно определенно и обстоятельно., Особенно ценный материал дает Салическая правда. Для характеристики социального строя франков. Перед нами весьма ярко и отчетливо выступает облик свободного франка, дофеодального крестьянина , который еще владел самостоятельно пахотной и прочей землей, пользовался значительными политическими правами (самоуправление), был связан с сохранившей еще немалое значение родовой общинной организацией, предоставлявшей ему свое покровительство и защиту (соприсяжничество, коллективная уплата судебных штрафов и т. д.). Салическая правда дает конкретное представление о ранней соседской общине, развивающейся из предшествовавшей ей родовой общины. Это — та самая сельская община-марка, которая сыграла такую громадную роль на протяжении всего существования средневековья, давая по словам Энгельса «угнетенному классу, крестьянам, даже в период жесточайшего средневекового крепостного права территориальную сплоченность и средства к сопротивлению...» 2

По сравнению с положением общества в поздней Римской империи, обнаруживавшей полный экономический, социальный и политический кризис, франкское варварское общество V — VI вв., только еще начавшее подвергаться романизации, сравнительно еще несложное по своей социальной организации, оставляет впечатление более здорового, способного к дальнейшему развитию общества. У франков тоже есть рабы и друге зависимы люди (литы и вольноотпущенники). И положение этих несвободных людей по Салической правде рисуется также как весьма тяжелое. Но не они (рабы, литы, вольноотпущенники) составляли главную массу населения у франков. Основной фигурой франкского общества по Салической правде является свободный крестьянин - франк, которому Правда и уделяет наибольшее внимание. Общественное подозрение- его несравненно выше не только положения римского; раба, но и положения римского колона. В своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельс так писал о франкском периоде: «Исчезло античное рабство, исчезли обнищавшие свободные, презиравшие труд как рабское занятие. Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин» 2а. Новое варварское раннесредневековое общество развивалось по пути феодализма, а не по пути рабовладельческого строя, который был к этому времени уже пройденным этапом.

Для франкского свободного крестьянина предстоял однако тяжелый и длительный путь превращения его ив свободного независимого человека в зависимого крепостного крестьянина феодальной эпохи. Черты все большего раасслоения франкского общества, появления в нем бедноты, частичная потеря., крестьянами своей мелкой земельной собственности отражаются уже в некоторых местах самой Салической правды, а, особенно в позднейших капитуляриях меровингских королей конца VI и VII вв. Но все же новый феодальный строй был более прогрессивным по сравнению с рабовладельческим строем и более обеспечивал дальнейший рост производительных сил общества. «Общественные классы IX столетия, - писал Энгельс, имея в виду уже каролингский период, - сформировались не в обстановке упадка гибнущей цивилизации, а в родовых муках новой дивилизацни> 2б.

Прогрессивность феодального строя по сравнению с предшествовавшим ему рабовладельческим строем особенно ярко подчеркивает товарищ Сталин: «Новые производительные силы требуют, чтобы у работника была какая-нибудь инициатива в производстве и наклонность к труду, заинтересованность в труде. Поэтому феодал покидает раба, как не заинтересованного в труде и совершенно неинициативного работника, и предпочитает иметь дело с крепостным, у которого есть свое хозяйство, свои орудия производства и который имеет некоторую заинтересованность в труде, необходимую для того, чтобы обрабатывать землю и выплачивать феодалу натурой из своего урожая» 2в.

Салическая правда - это один ив наиболее древних документальных раннесредневековых источников, дающий нам яркое представление о возникновении (генезисе) феодального строя.

Заключая в себе чрезвычайно богатый,. насыщенный конкретностью исторический материал, Салическая правда является весьма ценным и полезным учебным пособием. Изучение Салической правды на практических и семинарских занятиях прививает студентам необходимые научно-исследовательские навыки. Студенты знакомятся с обширным, цельным, но довольно трудным текстом древнего источника. Научиться анализировать его, отыскать в нем и понять те конкретные исторические явления, которые необходимы для того, чтобы выяснить поставленную научную историческую проблему (в данном случае проблему генезиса феодализма),- это нелегкая, но весьма важная и плодотворная задача. В конце концов таким именно путем, путем анализа источника, сочетая этот анализ с методологическими, теоретическими положениями марксистско-ленинского учения, студент поможет научиться претворять сырой материал источника в начальные формы научного исторического исследования.

К сожалению, до сих пор изучение такого большого, компактного, содержательного источника, как Салическая правда, на практике встречало большие трудности.

Русский перевод текста Салической правды стал давно уже большой редкостью. Изданный когда-то покойным профессором Н. П. Грацианским (совместно с А. Г. Муравьевым) русский перевод Салической правды (Казань, изд. 1912 г.) может быть найден в одном-двух экземплярах только в очень немногих крупных библиотеках и книгохранилищах. Правда, Салический закон встречается еще в виде отрывков в различных учебных хрестоматиях. В частности такие отрывки имеются в книге «Социальная история средневековья», т. 1, изд. 1927 г., под редакцией Е. А. Косминского и А. Д. Удальцова, и в другой книге, «Хрестоматия по истории средних веков», под редакцией Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина, т. 1, 1-е изд. 1939 г. и 2-е изд. 1949 г. Но эти отрывки, весьма полезные в качестве иллюстраций к лекциям, недостаточны с точки зрения требований, предъявляемых к ведению практических (просеминарских) и особенно семинарских (спецсеминары) занятий. Материал, приведенный в этих хрестоматиях, слишком отрывочен и краток. Это обстоятельство побудило кафедру истории средних веков Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина предпринять новое издание полного перевода Салической правды, переработанного и дополненного проф. Н. П. Грацианским незадолго до своей смерти. Дополнения по сравнению с прежним (казанским изданием 1912 г.) состоят, во-первых, в приложении к основному тексту Правды нескольких капитуляриев меровингских королей VI-VII вв. (сыновей и внуков Хлодвнга); затем, во-вторых, в прибавлении постановлений некоторых королей из династии Каролингов — капитулярий VII и так называемые Extravagantia (тоже королевские постановления, но появившиеся в Италии и относящиеся к IX в.); наконец, в-третьих, в настоящем издании к Правде приложены прологи и эпилоги, относящиеся приблизительно к VIII в. и показывающие, какое представление о возникновении Салической правды было у современников каролингской эпохи. Кроме того, во второй части книги дается оригинальный латинский текст «Lex Salica» и всех перечисленных приложений, чете не было сделано в предшествовавшем издании 1912 г.

В основу прилагаемого текста (с которого был в новое время сделан и самый перевод Н. П. Грацианским, взят текст, изданный в 1906 г. в Киеве тоже с учебными целями проф. Д. Н. Егоровым 3 .

Необходимо кратко остановиться на истории текста алической правды и важнейших его вариантах. Текст алической правды по мнению подавляющего большинства специалистов-исследователей этого вопроса был составлен записан на латинском языке в последние годы царствования короля Хлодвига (около 500 г.) 4 . Первоначальный текст Правды однако не сохранился, о нас дошли только вторичные или производные тексты, и рукописи частью являются копиями (более или менее видоизмененными) исчезнувшего оригинала, частью передами, компиляциями, иногда сокращенными, иногда, на борот, значительно расширенными по сравнению с первоначальным текстом. В большей своей части рукописи носятся либо к VIII либо к IX вв. Некоторые из них могут быть датированы определенным годом; для большей части хронология может быть определена лишь приблизительно в виде лишь предположения того или иного десятилетия и даже столетия.

Обычно исследователи распределяют рукописи Салической правды по различным группам — семьям. Можно установить пять основных семей. I семья — древнейшие рукописи, дошедшие до нас, каждая в составе 65 глав — титулов. В основном латинском тексте встречаются пояснения на древнегерманском наречии — так называемая альбергская глосса . Таких рукописей насучивается четыре:

1. Парижская рукопись — Парижская Национальная библиотека, № 4404. Относится к началу IX в.

2. Вольфенбюттельская рукопись — из библиотеки гор. Вольфенбюттель в Западной Германии. Рукопись переписана монахом Агамбером Турским. Относится ко второй половине VIII в.

3. Мюнхенская рукопись — из бывш. королевской библиотеки в Мюнхене. Относится тоже к VIII в.

4. Парижская рукопись — тоже из Национальной библиотеки, № 9653. Относится к первой половине IX в. II семья рукописей — тоже каждая имеет по 65 титулов и мальбергскую глоссу. Являясь в общем компиляцией рукописей первой семьи, рукописи второй семьи содержат все же и некоторые дополнения, отражающие в частности факт принятия франками христианства (следы некоторых новых христианских обрядов и обычаев). Вторая семья представлена всего лишь двумя рукописями:

1. Парижская рукопись из Национальной библиотеки, № 18237. Относится к IX в.

2. Парижская рукопись из той же национальной библиотеки, № 4403. Относится к началу IX в. III семья рукописей, более пространных, представляющих собою компиляцию и дополнения к рукописям второй семьи. Число титулов в этих рукописях доходит до 99. Часть рукописей имеет мальбергскую глоссу, часть нет. Всего рукописей этой семьи — девять. Некоторые из них имеют твердые даты.

1-я группа, в количестве трех рукописей, имеющая глоссу:

1. Рукопись и3 университетской библиотеки гор. Монпелье во Франции. Носит помету «13 год короля Пипина», т.е. 764 г.

2. Парижская рукопись из Национальной библиотеки, № 4627.

2-я группа в количестве пяти рукописей, не имеющих глоссы:

4. Варщавская рукопись, изд. Гюбе.

5. Парижская, № 4409.

6. Парижская, № 4629.

8. Рукопись Middleheim, относящаяся к 739 г.

9. Ватиканская рукопись от 846 г.

IV семья — или Heroldina — представлена одной рукописью. Название ее происходит от имени одного немецкого антиквария XVI в, Герольда, обнаружившего и опубликовавшего рукопись в 1557 г. (Basilea, 1557). Рукопись относится к IX в. и близка к рукописям последней — пятой семьи, наиболее многочисленной и относящейся к правлению Карла Великого и его сыновей, т. н. Эмендаты.

V семья — или Эмендата (Emendata) — буквально исправленные или улучшенные, т. е. отредактированные, рукописи. Рукописей этой семьи сохранилось много — до 50 экземпляров. В большинстве они состоят из 70 титулов, без глоссы. Текст эмендат значительно очищен от германизмов и носит более литературный характер по сравнению с другими вариантами. На работу над текстом в королевских канцеляриях прямо указывают надписи отдельных рукописей семьи Эмендата. Так в одной рукописи (Парижская национальная библиотека, № 4626) говорится: «в 768г... государь наш король Карл приказал написать эту книгу, называемую Салическим законом». Подобная же запись имеется и в другой Эмендате (из Сент-Галлена) от 778 г. 5 Близко к Эмендате стоит рукопись, хранящаяся в Ленинградской государственной публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина под названием Leninopolitanus, т.е. «Ленинградская рукопись», когда-то находившаяся в библиотеке знаменитого Сен-Жерменского аббатства 6 .

В своем учебном издании «Салической правды» в 1906 г. Д. Н. Егоров взял за основу наиболее древний и полный из дошедших до нас текстов — Парижскую рукопись «№ 4404, включив в него в качестве дополнений наиболее характерные и важные по содержанию варианты других более поздних текстов. Самые важные и необходимые варианты, существенно дополняющие материал основной печатаемой рукописи, были даны издателем в основном тексте (в виде Additamenta, т.е. добавлений) к титулам Правды, другие менее важные разночтения им были отнесены в подстрочные примечания. В нашем издании эти последние разночтения в большой своей части устранены, так как они чрезмерно загромождают основной текст и не отвечают целям учебного издания. Из второстепенных (подстрочных) вариантов нами оставлены лишь весьма немногие. Основные же варианты (дополнения в тексте), наоборот, сохранены полностью, причем в латинской части книги, в подстрочных примечаниях, указываются и те манускрипты, откуда эти варианты-добавления взяты. В подстрочных примечаниях к русскому переводу даны комментарии и пояснения фактического и редакционного порядка, с целью помочь студентам, изучающим Правду, разобраться в ее своеобразном, специфическом содержании и наиболее важных терминах и понятиях.

Проф. В . Ф . Семенов .


Салическая правда

САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V-VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев ещё за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.

Выверено по изданию: Салическая правда. М., Образц. тип. им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки, т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.

I. О вызове на суд

1. Если кто будет вызван на суд (ad mallum) по законам короля, и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов.

2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится, и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.

3. И тот, кто вызывает другого на суд, в сопровождении свидетелей должен прийти к его дому и, если последний окажется в отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они известили его о вызове на суд.

4. Если же (ответчик) будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.

5. Если же он будет вне волости по своему личному делу, он может быть вызван на суд, как выше упомянуто.

II. О краже свиней

1. Если кто украдет молочного поросенка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

Приб. 1-е. Если же кто украдет поросенка в третьем (внутреннем) хлеву, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 2-е. Если же кто украдет поросенка из запертого хлева, присуждается к уплате 45 сол.

2. Если кто украдет поросенка, который может жить без матери, и будет уличен, присуждается к уплате 40 ден., что составляет 1 сол.

3. Если кто воровским образом ударит супоросую свинью (последствием чего окажется выкидыш), и будет уличен, присуждается к уплате 280 ден., что составляет 7 сол.

Приб. 3-е. Если кто украдет свинью с поросятами, присуждается к уплате 700 ден., что составляет 17 1/2 сол.

4. Если кто украдет годовалую свинью, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

5. Если кто украдет двухгодовалую свинью, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

6. Такой же штраф надлежит уплачивать и при краже двух свиней в соответствующих условиях.

7. Если же кто украдет трех или более свиней, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

8. Если кто украдет поросенка из стада, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

9. Если кто украдет кастрированного поросенка возрастом до 1 года, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

10. Если же кто украдет поросенка возрастом старше 1 года, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

11. Если кто украдет кабана или свинью, ведущую стадо, присуждается к уплате 700 ден., что составляет 17 1/2 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

12. Если кто украдет посвященного кабана, и то, что он был посвященным, может быть доказано свидетелями, присуждается к уплате 700 ден., что составляет 17 1/2 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

13. Если же кабан не был посвященным, присуждается к уплате 15 сол.

Приб. 4-е. Если кто украдет из стада 15 свиней, присуждается к уплате 35 сол.

14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 62 сол.

15. Если же в стаде останутся неукраденные свиньи, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

16. Если же будут украдены 50 свиней, и если ещё останутся некоторые, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

III. О краже рогатых животных

1. Если кто украдет молочного теленка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

2. Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное, и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол.

Приб. 1-е. Если кто украдет корову без теленка, присуждается к уплате 30 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 2-е. Если кто украдет домашнюю корову, присуждается к уплате 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

4. Если кто украдет быка, ведущего стадо и никогда не бывшего под ярмом, присуждается к уплате 1800 ден., что составляет 45 сол.

5. Если же бык этот обслуживал коров трех вилл, вор уплачивает трижды 45 сол.

Приб. 4-е. Если кто украдет королевского быка, присуждается к уплате 3600 ден., что составляет 90 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

6. Если кто украдет 12 животных, и ни одного не останется (в стаде), присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 5-е. Если же, кроме этих 12 животных, некоторые останутся, присуждается к уплате 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

7. Если кто украдет до 25 животных, и если ещё некоторые останутся, присуждается к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

IV. О краже овец

1. Если кто украдет молочного ягненка, и будет уличен, присуждается к уплате 7 ден., что составляет половину трети солида.

2. Если кто украдет годовалого или двухгодовалого барана, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

3. Если кто украдет 3-х баранов, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол. Этот же штраф надлежит применять в случае кражи и большего количества, до 40 баранов.

4. Если же кто украдет 40 или более баранов, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

V. О краже коз

1. Если кто украдет 3-х коз, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

2. Если кто украдет больше 3-х, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 1-е. Если кто украдет козла, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

VI. О краже собак

1. Если кто уведет или убьет охотничью ученую собаку, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

Приб. 1-е. Если кто украдет гончую (борзую?) собаку, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 2-е. Если кто убьет после захода солнца собаку, знакомую с цепью, подвергается вышеуказанному штрафу.

2. Если кто украдет или убьет пастушескую собаку, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Книга: Салическая правда / под ред. В.Ф. Семёнова. - М. : Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1950. - 167 с. - (Учёные записки МГПИ имени В.И. Ленина. - т. LXII).

Аннотация: Салическая правда, или Салический закон (Lex Salica) - запись древних судебных обычаев салических франков - крупнейшего племенного образования франков, которое обосновалось на территории Римской Галлии и создало в V–VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный и не самый древний сборник варварских законов. Но текст её отличается наибольшей полнотой, а содержание наиболее полный, а содержание - архаичностью. В Салической правде практически незаметно римское влияние, если не считать варваризированной латыни и исчисления штрафов в римских солидах. Правда не представляет собой систематизированного сборника законов, которые касались бы всех сторон общественной жизни и были бы изложены в форме общих постановлений. Положения являются перечнем конкретных преступлений и соответствующих им наказаний. Салическая правда - судебник, составленный из конкретных судебных случаев, превратившихся в результате многократных повторений в судебный обычай. Конкретность Салической правды, наглядное описание различных сторон повседневной жизни придают историческому источнику ценность.

Формат: Djvu.

Размер: 3,5 MB.

Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников. Сайт сайт не содержит файлов книг, а предлагает ссылки на них. Ссылки на книги по истории предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Если ссылка не работает, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях либо через .

I. О вызове на суд
II. О краже свиней
III. О краже рогатых животных
IV. О краже овец
V. О краже коз
VI. О краже собак
VII. О краже птиц
VIII. О краже пчел
IX. О вреде, причиненном жатве, ниве или какому-либо огороженному месту
X. О краже рабов
XI. О кражах или взломах, произведенных свободными
XII. О кражах или взломах, произведенных рабами
XIII. О похищении свободных
XIV. О нападениях или грабежах
XV. Об убийствах или если кто украдет чужую жену
XVI. О поджогах
XVII. О ранах
XVIII. О том, кто обвинит пред королем безвинного человека
XIX. О порче
XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец
XXI. О краже лодок
XXII. О кражах на мельнице
XXIII. О самовольном пользовании чужим конем
XXIV. Об убийстве мальчиков
XXV. О прелюбодеяниях рабынь
XXVI. О вольноотпущенниках
XXVII. О различных кражах
XXVIII. О подстрекательстве
XXIX. О нанесении увечий
XXX. Об оскорблении словами
XXXI. О заграждении пути
XXXII. О связывании свободных
XXXIII. О краже дичи
XXXIV. О краже изгороди
XXXV. Об убийствах или ограблениях рабов
XXXVI. О четвероногих, если убьют человека
XXXVII. О преследовании по следам
XXXVIII. О конокрадстве
XXXIX. О похитителях рабов
XL. Если раб будет обвинен в воровстве
XLI. О человекоубийстве скопищем
XLII. О человекоубийстве скопищем
XLIII. О человекоубийстве скопищем
XLIV. О reipus’e
XLV. О переселенцах
XLVI. О передаче имущества
XLVII. О розыске
XLVIII. О лжесвидетельстве
XLIX. О свидетелях
L. Об обязательстве
LI. О конфискации чужой вещи
LII. О займе
LIII. О выкупе руки от котелка
LIV. Об убийстве графа
LV. Об ограблении трупов
LVI. О неявке на суд
LVII. О рахинбургах
LVIII. О горсти земли
LIX. Об аллодах
LX. О желающем отказаться от родства
LXI. О грабеже
LXII. О вире за убийство
LXIII. Об убийстве свободного человека в походе
LXIV. О прислужнике при колдовстве
LXV. Если кто отрежет хвост у павшего коня без ведома хозяина

Капитулярии
Капитулярий I
Капитулярий II
Капитулярий III
Капитулярий IV
Капитулярий V
Капитулярий VI
Капитулярий VII
Extravagantia В

Прологи и Эпилоги
Пролог I
Пролог II
Эпилог I
Эпилог II

Салическая правда (Lex Salica) является записью древних судебных обычаев салических франков, обосновавшихся на территории Римской Галлии и создавших в V-VI вв. самое крупное варварское королевство в Западной Европе. Салическая правда - не единственный сборник варварских законов и по времени записи их даже не самый древний. Но этот сборник - наиболее полный, дошедший до нас во многих списках и вариантах более раннего и более позднего времени и по содержанию отличающийся наибольшей архаичностью. В Салической правде, кроме плохого, варваризированного латинского языка да счета на римские солиды и денарии, по существу, римское влияние почти совершенно не чувствуется. Перед нами выступает древнее германское право, некоторыми деталями прямо напоминающее черты быта и нравов, существовавшие у древних германцев ещё за несколько сот лет до вторжения их в Римскую империю и описанные когда-то Юлием Цезарем и Тацитом.

Выверено по изданию: Салическая правда. М., Образц. тип. им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки, т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.

I. О вызове на суд

1. Если кто будет вызван на суд (ad mallum) по законам короля, и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов.

2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится, и если его не задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 сол. в пользу того, кого он вызовет на суд.

3. И тот, кто вызывает другого на суд, в сопровождении свидетелей должен прийти к его дому и, если последний окажется в отсутствии, должен позвать жену или кого-либо из его домашних с тем, чтобы они известили его о вызове на суд.

4. Если же (ответчик) будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.

5. Если же он будет вне волости по своему личному делу, он может быть вызван на суд, как выше упомянуто.

II. О краже свиней

1. Если кто украдет молочного поросенка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

Приб. 1-е. Если же кто украдет поросенка в третьем (внутреннем) хлеву, присуждается к уплате 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 2-е. Если же кто украдет поросенка из запертого хлева, присуждается к уплате 45 сол.

2. Если кто украдет поросенка, который может жить без матери, и будет уличен, присуждается к уплате 40 ден., что составляет 1 сол.

3. Если кто воровским образом ударит супоросую свинью (последствием чего окажется выкидыш), и будет уличен, присуждается к уплате 280 ден., что составляет 7 сол.

Приб. 3-е. Если кто украдет свинью с поросятами, присуждается к уплате 700 ден., что составляет 17 1/2 сол.

4. Если кто украдет годовалую свинью, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

5. Если кто украдет двухгодовалую свинью, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

6. Такой же штраф надлежит уплачивать и при краже двух свиней в соответствующих условиях.

7. Если же кто украдет трех или более свиней, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

8. Если кто украдет поросенка из стада, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.

9. Если кто украдет кастрированного поросенка возрастом до 1 года, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол.

10. Если же кто украдет поросенка возрастом старше 1 года, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

I. О вызове на суд

§ 1. Если кто будет вызван на суд по законам короля и не явится, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов 28 .

§ 2. Если же кто, вызвавши другого на суд, сам не явится и если его задержит какое-либо законное препятствие, присуждается к уплате 15 солидов в пользу того, кого он вызовет на суд.

§ 4. Если же [ответчик] будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.

II. О краже свиней

§ 1. Если кто украдет молочного поросенка и будет уличен, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 5. Если кто украдет двухгодовалую свинью, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 11. Если кто украдет кабана или свинью, ведущую стадо, присуждается к уплате... 17,5 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 4-е. Если кто украдет из стада 15 свиней, присуждается к уплате 35 сол.

§ 14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате... 62 сол.

§ 16. Если же будут украдены 50 свиней, и если еще останутся некоторые, присуждается к уплате... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

III. О краже рогатых животных

§ 1. Если кто украдет молочного теленка и будет уличен, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 3. Если кто украдет быка или корову с теленком, присуждается к уплате... 35 сол.

§ 4. Если кто украдет быка, ведущего стадо и никогда не бывшего под ярмом, присуждается к уплате... 45 сол.

§ 5. Если же этот бык обслуживал коров трех вилл, вор уплачивает трижды 45 сол.

§ 6. Если кто украдет 12 животных и ни одного ни останется [в стаде], присуждается за кражу всего стада к уплате... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 7. Если кто украдет до 25 животных и если еще некоторые останутся, присуждается к уплате... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

IV. О краже овец

§ 4. Если же кто украдет 40 или более баранов, присуждается за кражу всего стада к уплате... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

V. О краже коз

§ 1. Если кто украдет 3-х коз и будет уличен, присуждается к уплате... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 2. Если кто украдет больше трех, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

VI. О краже собак

§ 1. Если кто уведет или убьет охотничью ученую собаку, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 2. Если кто украдет или убьет пастушескую собаку, присуждается к оплате... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

VII. О краже птиц

Приб. 1-е. Если кто украдет ястреба-перепелятника, присуждается к уплате... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 3-е. Если кто украдет курицу, присуждается к уплате... 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 4-е. Если кто украдет журавля или домашнего лебедя, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 4. Если кто украдет гуся и будет уличен, присуждается к уплате... 3 сол.

Приб. 5-е. Если кто украдет голубя из чужой сети, присуждается к уплате 3 сол.

VIII. О краже пчел

§ 4. Если кто украдет 7 ульев или более и на месте кражи что-нибудь останется, присуждается к уплате... 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

IX. О вреде, причиненном ниве или какому-либо огороженному месту

§ 1. Если кто застанет на своей ниве рогатых животных, или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен битьего до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стоимость, а изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков.

§ 2. Если кто, заставши на своей ниве чужой скот без пастуха, загонит его и совсем никому не доложит об этом, и если какая-нибудь скотина издохнет, возмещает, как при краже, стоимость и, сверх того, присуждается к уплате... 35 сол.

§ 4. Если чьи-нибудь свиньи или чей-нибудь скот забежит на чужую ниву, и хозяин животных, несмотря на запирательство, будет уличен, присуцждается к уплате... 15 сол.

§ 5. Если же кто вздумает выгнать скот, причинивший убытки, из огороженного места, или отнять его, когда его уже гонят домой, присуждается к уплате... 30 сол.

Приб. 2-е. Если кто-нибудь по вражде или коварству откроет чужую загородку и впустит скот на ниву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое обработанное место, то тому, кому принадлежит труд, в случае представления последним улик со свидетелями, он должен возместить вред и, кроме того, присуждается к уплате... 30 сол.

X. О краже рабов

§ 1. Если кто украдет раба, коня или упряжное животное, присуждается к уплате... 30 сол.

§ 2. Если раб или рабыня украдут что-либо из вещей своего господина в сообществе со свободным, то вор 29 , кроме того, что он возвращает украденные вещи, присуждается к уплате... 15 сол.

Приб. 1-е. Если кто лишит жизни, продаст или отпустит на свободу чужого раба, присуждается к уплате... 35 сол.

Приб. 2-е. Если кто украдет чужую рабыню, присуждается к уплате... 30 сол.

XIII. О похищении свободных

§ 1. Если три человека похитят свободную девушку, они обязаны уплатить по 30 сол. каждый.

§ 2. Те же, что свыше трех, обязаны уплатить по 5 сол. каждый.

§ 7. Королевский раб или лит, похитившие свободную женщину, повинны смерти.

§ 8. Если же свободная девушка добровольно последовала за рабом, она лишается своей свободы.

§ 9. Свободный, взявший чужую рабыню, несет то же самое наказание.

Приб. 1-е. Если кто-нибудь возьмет чужую литку в жены, присуждается к уплате... 30 сол.

XIV. О нападениях и грабежах

§ 1. Если кто ограбит свободного человека, напавши на него неожиданно, и будет уличен, присуждается к уплате... 63 сол.

§ 2. Если римлянин ограбит салического варвара, должно применять вышеупомянутый закон.

§ 3. Если же франк ограбит римлянина, присуждается к штрафу в 35 сол.

§ 4. Если кто-нибудь, желая переселиться, получит грамоту от короля, и если он развернет ее в публичном собрании и кто-нибудь посмеет противиться приказанию короля, повинен уплатить... 200 сол.

§ 6. Если кто нападет на чужую виллу, все, уличенные в этом нападении, присуждаются к уплате 63 сол.

Приб. 1-е. Если кто нападет на чужую виллу, выломает там двери, перебьет собак и изранит людей или что-нибудь вывезет оттуда на повозке, присуждается к уплате... 200 сол.

Приб. 2-е. А все, что он оттуда возьмет, должен возместить. Все, которые будут уличены как участники этого скопа или нападения, присуждаются к уплате 63 сол.

XVI. О поджогах

§ 2. Если кто сожжет дом с пристройками и будет уличен, присуждается к уплате... 63 сол.

§ 3. Если кто сожжет амбар или ригу с хлебом, присуждается к уплате... 63 сол.

§ 4. Если кто сожжет хлев со свиньями или стойла с животными и будет уличен, присуждается к уплате... 63 сол., не считая уплаты стоимости и возмещения убытков.

§ 5. Если кто сожжет чужой забор или изгородь, присуждается к уплате... 15 сол.

XIX. О порче

Приб. 1-е. Если кто-нибудь пошлет на другого порчу, присуждается к уплате... 62,5 сол.

Приб. 2-е. Если какая-нибудь женщина испортит другую так, что та не сможет иметь детей, присуждается к уплате 62,5 сол.

XX. О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец

§ 1. Если какой-нибудь свободный человек схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец и будет уличен, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Если же сожмет кисть, присуждается к уплате 30 сол.

§ 3. А если он схватит рукою выше локтя, присуждается к уплате... 35 сол.

XXII. О кражах на мельнице

§ 1. Если какой-либо свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб и будет уличен, уплачивает мельнику... 15 сол. Владельцу же хлеба платит другие 15 сол.

Приб. 1-е. Если он украдет там железные части, присуждается к уплате 45 сол.

Приб. 2-е. Если кто сломает мельничную плотину, присуждается к уплате 15 сол.

XXVI. О вольноотпущенниках

§ 1. Если какой-нибудь свободный человек в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого лита, без согласия господина последнего, и будет уличен, присуждается к уплате... 100 сол. Вещи же лита должны быть возвращены его законному господину.

§ 2. Если кто в присутствии короля через денарий отпустит на волю чужого раба и будет уличен, присуждается к уплате господину стоимости раба, и сверх того – 35 сол.

XXVII. О различных кражах

§ 1. Если кто украдет с вожака чужого свиного стада колокольчик и будет уличен, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 1-е. Если кто укратет бубенчик с коня, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 5. Если кто воровским образом пустит свой скот [с целью потравы] на чужую ниву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате... 15 сол.

Приб. 2-е. Если кто воровским образом соберет чужую жатву и будет застигнут [на месте преступления], присуждается к уплате... 15 сол.

§ 6. Если кто проникнет в чужой сад с целью покражи, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

Приб. 3-е. Если кто украдет черенок [прививок] от яблони или груши, присуждается к уплате 3 сол.

Приб. 5-е. Если кто вырвет яблоню или грушу, присуждается к уплате... 3 сол.

Приб. 6-е. Если они были в саду, присуждается к уплате 15 сол.

§ 7. Если кто проникнет с целью воровства в поле, засаженное репой, бобами, горохом или чечевицей, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 8. Если кто похитит с чужого поля лен и увезет его на лошади или на телеге, присуждается к уплате... 15 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 9. Но если возьмет столько, сколько можно унести на своей спине, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 10. Если кто выкосит чужой луг, теряет свой труд.

§ 11. И если, сверх того, увезет сено к своему дому и сложит его там, присуждается к уплате... 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 12. Если же он украдет лишь столько, сколько сможет унести на своей спине, присуждается к уплате 3 сол.

§ 13. Если кто заберется в чужой виноградник красть виноград и будет застигнут, присуждается к уплате 15 сол.

§ 14. Если же, сверх того, унесет виноград к своему дому и сложит его там, присуждается к уплате... 45 сол.

§ 16. Если кто срубит, попортит или подожжет в лесу чужой материал, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 18. Если кто украдет из леса чужие дрова, присуждается к уплате 3 сол.

§ 19. Если кто осмелится взять дерево, помеченное более года тому назад, в этом нет никакой вины.

§ 20. Если кто украдет из реки сеть для ловли угрей, присуждается к уплате... 45 сол.

§ 21. Если кто украдет невод, трехпетельную или мешкообразную сеть, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 24. Если кто запашет чужое поле, без позволения хозяина, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 25. Если же кто засеет его, присуждается к уплате... 45 сол.

Приб. 9-е. Если кто будет мешать проезду плуга в чужое поле, или выгонит пахаря, или будет чинить ему препятствия, присуждается к уплате... 15 сол.

XXIX. О нанесении увечий

Приб. 4-е. Если кто вырвет другому глаз, присуждается к уплате 62,5 сол.

Приб. 5-е. Если оторвет нос, присуждается к уплате 45 сол.

Приб. 6-е. Если оторвет ухо, присуждается к уплате 15 сол.

XXX. Об оскорблении словами

§ 1. Если кто назовет другого уродом, присуждается к уплате 3 сол.

§ 2. Если кто назовет другого грязным, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 4. Если кто назовет другого волком, присуждается к уплате 3 сол.

§ 5. Если кто назовет другого зайцем, присуждается к уплате 3 сол.

§ 7. Если кто назовет другого доносчиком или лжецом и не сможет доказать, присуждается к уплате... 15 сол.

XXXIII. О краже дичи

§ 2. Если кто украдет или убьет меченого домашнего оленя, который приручен для охоты, и свидетелями будет доказано, что хозяин имел его для охоты или что с ним он убил 2-х или 3-х зверей, присуждается к уплате... 45 сол.

XXXIV. О краже изгороди

§ 1. Если кто отрежет 2 или 3 прута, которыми связывается и сдерживается вверху изгородь, или сломает или вырвет 3 кола, присуждается к уплате... 15 сол.

§ 2. Если кто проведет по чужому, уже взошедшему полю борону или проедет с телегой не по дороге, присуждается к уплате... 3 сол.

§ 3. Если кто проедет по чужой, уже начавшей выколашиваться ниве не по дороге и не по тропинке, присуждается к уплате... 15 сол.

XXXV. Об убийствах или об ограблениях рабов

§ 1. Если какой-нибудь раб лишит жизни раба, господа пусть разделят между собой убийцу.

§ 2. Если какой-нибудь свободный ограбит чужого раба и будут уличен в том, что он взял у него больше, чем на 40 ден., присуждается к уплате... 30 сол.

§ 3. Если же взятое при грабеже стоило меньше 40 сол., присуждается к уплате... 15 сол.

§ 4. Если какой-нибудь свободный человек ограбит чужого лита и будет уличен, присуждается к уплате... 35 сол.

§ 5. Если чужой раб или лит лишит жизни свободного человека, сам убийца отдается родственникам убитого человека в качестве половины виры, а господин раба уплачивает другую половину виры.

§ 6. Если кто украдет или лишит жизни дворового слугу, или кузнеца, или золотых дел мастера, или свинопаса, или виноградаря, или конюха и будет уличен, присуждается к уплате... 30 сол.

§ 7. В качестве fretus и faidus платится... 45 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков; всего же 75 сол.

XXXVIII. О конокрадстве

§ 1. Если кто украдет пристяжную лошадь и будет уличен, присуждается к уплате... 45 сол, не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

§ 3. Если кто украдет жеребца с его стадом в 12 кобыл, присуждается к уплате... 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.

XXXIX. О похитителях рабов

§ 1. Если кто вздумает сманить чужих рабов и будет уличен, присуждается к уплате... 15 сол.

Приб. 1-е. Если чужой раб будет похищен и увезен за море и там будет найден своим господином, он должен назвать в публичном собрании того, кто его украл, и там должен собрать свидетелей.

§ 2. Если кто похитит свободного человека и [против него] не окажется верной улики, он должен представить соприсяжников как бы при убийстве; если он не будет в состоянии найти соприсяжников, присуждается к уплате... 200 сол.

§ 3. Если кто похитит римлянина, присуждается к уплате 63 сол.

XL. Если раб будет обвинен в воровстве

§ 1. Если будет совершен проступок, за который свободный должен уплатить штраф в размере... 15 сол., раб пусть будут разложен на скамье и получит 120 ударов плетью.

§ 2. Если же вина окажется большею. именно такою, за которую свободный должен уплатить 35 сол., раб подобным же образом пусть получит 120 ударов плетью.

§ 5. Если же раб будет повинен в более тяжелом преступлении, именно в таком, за которое свободный человек может быть присужден к уплате 45 сол., и если раб сам под пыткой сознается, он присуждается к смертной казни.

Приб. 1-е. Если раб совершит кражу в сообщничестве со свободным, он сверх возмещения стоимости и убытков, платит за похищенное вдвое, свободный же – вчетверо.

Приб. 2-е. Если кто заключит сделку с чужим рабом, присуждается к уплате 15 сол.

XLI. О человекоубийстве скопищем

§ 1. Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате... 200 сол.

§ 3. Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе, или же свободную женщину, присуждается к уплате... 600 сол.

§ 5. Если кто лишит жизни римлянина – королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате... 300 сол.

§ 6. Если кто лишит жизни римлянина-землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате... 100 сол.

§ 7. Если кто лишит жизни римлянина – тяглого человека, присуждается к уплате 63 сол.

Приб. 3-е. Если кто голову человека, которую его враг посадил на кол, осмелится снять без позволения судьи или того, кто ее посадял на кол, присуждается к уплате 15 сол.

XLIV. О рейпусе 30

§ 1. По обычаю следует, что [если] человек, умирая, оставит вдову и кто-либо пожелает ее взять, то, прежде. чем он вступит с нею в брак, тунгин или центенарий должен назначить судебное заседание и на этом заседании должен иметь при себе щит, и три человека должны предъявить три иска. И тогда тот, кто хочет взять вдову, должен иметь три равновесных солида и один денарий. И должны быть трое, которые взвесят его солиды; и если после этого будут согласны, он может взять [вдову замуж].

§ 2. Если же этого не сделает и возьмет ее так, должен уплатить имеющему право на рейпус... 63 сол.

§ 3. Если же он исполнит согласно с законом все, нами выше указанное, те, которым следует рейпус, получают 3 сол. и 1 ден.

Приб. 1-е. Вот как надо различать, кому следует рейпус.

§ 4. Если окажется племянник, сын сестры, как самый старший, он должен получить рейпус.

§ 5. Если не окажется племянника, рейпус пусть получает старший сын его племянницы.

§ 6. Если не окажется сына племянницы, рейпус должен получить сын двоюродной сестры, который происходит из материнского рода.

§ 7. Если не окажется сына двоюродной сестры, рейпус должен получить дядя, брат матери.

§ 8. Если же не окажется дяди, рейпус должен получить брат того, кто раньше имел ее [вдову] женою, впрочем, при том условии, если ему не придется владеть наследством.

§ 9. Если же не будет даже брата, рейпус должен получить тот, кто окажется более близким, помимо поименованных, перечисленных поодиночке, согласно степени родства, вплоть до шестого поколения, впрочем, при том условии, если он не получит наследства умершего мужа названной женщины.

§ 10. И уж если не окажется родственников до шестого поколения [включительно], тогда поступает в казну и самый рейпус, и тот штраф, который будет присужден в случае тяжбы, возникшей по этому поводу.

XLV. О переселенцах

§ 1. И если кто захочет переселиться в виллу к другому, и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться.

§ 2. Если же, несмотря на запрещение одного или двух лиц, он осмелится поселиться в этой вилле, тогда ему должно предъявить протест; и если он не захочет уйти оттуда, тот, кто предъявляет протест, в присутствии свидетелей должен обратиться к нему с такого рода требованием: “Вот я тебе говорю, что в эту ближайшую ночь ты, согласно Салическому закону, можешь здесь оставаться, но заявляю тебе также, что в течение десяти суток ты должен уйти из этой виллы”. После этого, по истечении 10 суток, он опять пусть придет к нему и объявит ему вторично, чтобы он ушел в течение десяти следующих суток. Если же он и тогда не захочет уйти, в третий раз прибавляется к его сроку 10 суток, чтобы таким образом исполнилось 30 суток. Если и тогда не пожелает уйти, путьс вызовет его на суд, имея при себе свидетелей, бывших там при объявлении каждого срока. Если тот, кому предъявлен протест, не захочет уйти оттуда, причем его не будет задерживать какое-либо законное препятствие, и если ему по закону объявлено все вышесказанное, тогда заявивший протест ручается своим состоянием и просит графа явиться на метсо, чтобы выгнать его оттуда. И за то, что он не хотел слушаться закона, он теряет там результаты [своего] труда и, кроме того, присуждается к уплате... 30 сол.

§ 3. Если же переселившемуся в течение 12 месяцев не будет предъявлено никакого протеста, он должен остаться неприкосновенным, как и другие соседи.

XLVI. О передаче имущества

§ 1. [При этом] нужно соблюдать следующее: тунгин или центенарий пусть назначат судебное собрание, и на этом собрании должны иметь [при себе] щит, и три человека должны предъявить три иска. Затем пусть отыщут человека, который не приходится ему [завещателю] родственником и которому он [завещатель] пусть бросит в полу стебель. И тому, в чью полу он бросит стебель, пусть он заявит о своем имуществе, именно, сколько он хочет передать, все ли и кому. И тот, в чью полу он бросит стебель, должен оставаться в его доме. И должен пригласить троих или более гостей и хранить ту часть его имущества, которая ему вверена. И после того тот, кому это вверено, должен действовать с собранными свидетелями. Потом в присутствии короля или в судебном собрании пусть возьмет стебель и бросит в полу тех, кто был назначен наследниками 12 месяцев тому назад, и пусть отдаст имущество тем, кому оно завещано, в количестве ни большем, ни меньшем того, что ему было вверено. Если же кто пожелает что-либо возразить против этого, три свидетеля должны дать клятву, что они присутствовали в том заседании, которое было назначено тунгином, или центенарием, и видели, как пожелавший передать свое имущество бросил в полу тому, кого он выбрал, стебель; они должны назвать по отдельности и имя того, кто бросил свое имущество в полу другого, и имя того, кто объявил его наследником. И другие три свидетеля должны под клятвою показать, что тот, в чью полу был брошен стебель, был в доме того, кто передал свое имущество, что он пригласил трех или более гостей, которые за столом ели овсянку в присутствии свидетелей, и что эти гости благодарили его за прием. Это все должны под клятвою подтвердить и другие свидетели, а также и то, что принявший в полу имущество бросил в присутствии короля или в законном публичном собрании стебель в полу тех, которые объявлены были наследниками упомянутого имущества публично перед лицом народа, [именно] в присутствии короля или на публичном собрании, перед народом или тунгином; все это должны подтвердить 9 свидетелей.

XLVII. О розыске

§ 1. Если кто признает своего раба, или коня, или быка, или какую бы то ни было вещь у другого, пусть передаст это в третьи руки, а тот у кого признаны [данные вещи], должен доказывать [на них] свое право...

L. Об обязательстве

§ 1. Если кто, свободный или лит, даст другому обязательство, тот, кому дано обязательство по истечении 40 суток или установленного между ними срока, должен явиться к его дому в сопровождении свидетелей и с тем, кому надлежит произвести оценку имущества. И если должник не пожелает выплатить по обязательству, он, сверх обозначенного в обязательстве долга, присуждается к уплате 15 сол.

§ 2. Но если он буделет упорно отказываться от уплаты по обязательству, [кредитор] должен призвать его на суд и так ходатайствовать перед [тунгином] о скорейшем принуждении: "Прошу тебя тунгин, объяви скорейшее принуждение по отношению к противнику моему, давшему мне обязательство и сделавшему у меня заем". При этом должен обозначить сумму долга по обязательству. Тогда тугин должен сказать: "Я объявляю по отношению к нему скорейшее принуждение, согласно Салическому закону". Затем тот, кому дано обязательство, должен торжественно потребовать, чтобы должник никому другому не платил, не давал ручательства в уплате, пока он не удовлетворит следуемого по обязательству. И поспешно, в тот же день прежде чем зайдет солнце, со свидетелями должен явиться в дом должника и просить об уплате долга. Если он не пожелает исполнить этой просьбы, пусть назначит ему срок для судебного разбирательства; в таком случае долг увеличивается на... 3 сол. Это должно повторить до трех раз, в течение трех недель, и если в третий раз не согласится уплатить, тогда долг пусть увеличится, на... 9 сол., так что после каждого призыва на судебное разбирательство или назначения срока долг увеличивается на 3 сол.

LIII. О выкупе руки от котелка

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водой, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по законы должен уплатить 15 сол., он может выкупить свою руку за... 3 сол.

LVIII. О горсти земли

§ 1. Если кто лишит жизни человека и, отдавши все свое имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, [которые поклянутся в том], что ни на земле, ни под землею он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю бросать через свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т.е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом в [одной] рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три [родственника по матери] должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и трое остальных, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен, в свою очередь бросить горсть земли на какого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т.е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своей жизнью.

LIX. Об аллодах

§ 1. Если кто умрет и не оставит сыновей и если мать переживет его, пусть она вступил в наследство.

§ 2. Если не окажется матери и если она оставит брата или сестру, пусть вступят в наследство.

§ 3. В том случае, если их не будет, сестра матери пусть вступит в наследство.

Приб. 1-е. Если не будет сестры матери, пусть сестры отца вступят в наследство.

§ 4. И если затем окажется кто-нибудь более близкий из этих поколений, он пусть вступит во владение наследством.

§ 5. Земельное же наследство ни в каком случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т.е. братьям.

LX. О желающем отказаться от родства

§ 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицом тунгина и там сломать над своей головой три ветки, мерою в локоть. И он должен в судебном заседании разбросать из в четыре стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну.

Салическая правда. Пер. Н.П. Грацианского. – М., 1950, С. 1–57.

Из эдикта государя Хильперика короля

§ 3. Равным образом соизволили и постановили, чтобы если кто, не имея соседей, оставит после своей смерти сыновей или дочерей, пусть сыновья, пока живы, владеют землею, согласно Салическому закону. Если же сыновья умрут, дочь подобным же образом получает эти земли, как получили бы их сыновья, если бы остались живы. А если умрет брат, другой же останется в живых, брат пусть получает земли, а не соседи. И если брат, умирая, не оставит в живых брата, тогда сестра пусть вступает во владение этою землею...

Там же, с. 72.

Тема 4. АНГЛИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВОXIIIВ. И ОБРАЗОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ МОНАРХИИ

Сословно-представительская монархия является второй исторически сложившейся формой феодального государства в Европе. Эта форма государственного устройства складывается в условиях отхода от раннефеодальных устоев и возникновения централизованного государства. Наиболее заинтересованными в процессе централизации лицами оказываются король и городское население (которому наличие феодальной раздробленности не дает развивать торговую деятельность). Используя силы союзников в борьбе против общего врага – феодальных владетелей, король создает сословно-представительские органы, в работе которых участвуют представители различных сословий .

Английская история предоставляет блестящий материал для рассмотрения закономерностей развития сословно-представительского учреждения (парламента). Характерной особенностью Англии является необыкновенная живучесть парламента – он не был уничтожен в эпоху абсолютной монархии и продолжает существовать по сей день. При этом следует помнить, что в отличии от Франции, например, где сословно-представительский орган (Генеральные Штаты) был создан королем Филиппом IV Красивым как союзный и вспомогательный орган, в Англии парламент в момент создания имел целью скорее ограничить возможности тиранической власти короля. Поэтому мы считаем возможным предпослать документам, освещающим работу парламента, тот документ, который считается основой формирования английского национального самосознания и в некотором роде провозвестником создания парламента – Великую Хартию Вольностей.

Великая Хартия Вольностей была принята в результате длительного противостояния между королем Иоанном Безземельным (1199–1216) и английскими баронами. Ситуация в Англии этого периода прекрасно иллюстрирует понятие феодального государства – король Англии был одновременно сеньором колоссальных владений на территории Франции (и в этом качестве вассалом французского короля). Франция стремилась отвоевать свои земли, а Иоанн, терпевший постоянные поражения в войне и нуждавшийся в деньгах, не раз злоупотреблял своими правами сеньора английских вассалов. Это в конце концов привело к отказу баронов помогать королю – они были вассалами английского короля, поэтому на вполне законных основаниях могли не участвовать в судьбе его французских владений. Иоанн проиграл в войне со своими вассалами и в 1215 г. вынужден был подписать Великую Хартию Вольностей, ограничивающую власть короля. Хартия не вступила в силу, но стала символом английского национального самосознания, стремления англичан к созданию государства, руководимого законами, и отвергающего тиранию.

Английский парламент был создан в 1265 г., но его создание еще не означало возникновения сословно-представительской монархии. Образование последней было результатом длительного процесса, не оформленного каким-либо общим актом. Приводимые здесь документы наглядно показывают порядок образования обеих палат парламента и объем его полномочий.

    Политическая ситуация в Англии начала XIII в.

    Особенности вассально-ленных отношений в Англии. Какие нормы вассально-ленных отношений нарушал Иоанн Безземельный?

    Правовая система Англии по Великой хартии вольностей, соотношение королевской и сеньориальной юрисдикции.

    Имущественные отношения в Англии по Великой хартии вольностей.

    Как отражены в Великой хартии вольностей интересы английских сословий: аристократии (баронов), рыцарства, горожан?

    Какие сословия представляли силы феодальной децентрализации, а какие были заинтересованы в централизации страны?

    Можно ли говорить об элементах представительской власти в Великой хартии вольностей?

    Какой политический курс могла бы принять Англия при вступлении Великой хартии вольностей в силу?

    Политическая обстановка в Англии накануне создания парламента.

    Этапы оформления парламента.

    Объем полномочий парламента.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. – М., 1960. – С. 280–289.

Петрушевский Д.М. Великая хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII в. – М., 1915 (1918). – С. 15–52.

Петрушевский Д.М. Очерки английского государства и общества в средние века. – М., 1937. – С. 121– 1145.

Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и в Англии в X–XIII вв. – М.,1938. – С. 289–300.

Штокмар В.В. История Англии в средние века. – Л., 1973.